Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

~ больших организованных социальных групп

Работа добавлена на сайт samzan.net:


21.Ψ больших организованных социальных групп.

Сразу же проблема – отсутствие методик изучения больших соцгрупп. Сложная судьба иссл-ний.

Лацарус и Штейнталь (1860г)  и позднее Вундт (1910-1920гг) заложили основы изучения “Ψ народов”.

Тард и Лебон (конец 19ого века, начало 20ого) и юрист Сигеле легли в основу концепции “Ψ масс”.

Это были теоретические работы, а в начале 20 века бурно стала развиваться эмпирическая Ψ, но фокус внимания ушел на малые группы, из-за того, что просто сложно изучать эмпирически большие соцгруппы, а теория уже всем надоела.

Конец 20 века возродил интерес к проблематике больших соцгрупп (студенческие выступления во Франции в 1968г., массовые движения против войны во Вьетнаме, в Европе – движение “зеленых” и др.).

Московиси призывает сделать больший акцент на иссл-нии больших соцгруппах –  социологизация (соцΨ не может одна справиться с данной проблематикой).

Все содержательные элементы общ-ной Ψ (социальные нормы, ценности, установки, потребности) возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обощенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Он лишь доведен до индивида через малые группы и межличностное общение. Ψ больших соцгрупп включает в себя массовые соцпроцессы и движения.

Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория) и социальны группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающее определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные и устойчивые (социальные классы и слои, различные этнические группы-нации, профессиональные группы, половозрастные группы-молодежь, женщины, старики и т.д.).

Для всех БСГ (больших соцгрупп)хар-рны общие признаки, кот.отличают их от малых:

1.Существуют регуляторы соцповедения – нравы, обычаи и традиции. Это связано с наличием специфической общ-ной практикой, что дает такую важную хар-ку как образ жизни (интересы, ценности, потребности, особые формы общения, типы контактов между людьми).

2.Специфический язык. Как для этнических групп, так это может быть определенный жаргон у других групп.

3.Более очевидно значение ценностей и стереотипов.

4.Более высокая социальная детерминированность происходящих в них процессов.

5.Учет синхронии – анализ процессов, протекающих в одно и то же время, и диахронии – анализ процессов в их временной протяженности, где можно проследить трансляцию признаков группы от поколения к поколению.

Структура БСГ. Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществялется двумя путями: 1) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическии условиями жизни всей подгруппы; 2) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. Эти особенности групповой жизни обуславливают структуру Ψ БСГ.

Психологические хар-ки группы представляют собой то типичное, что хар-рно всем индивидам, а не наоборот – сумма черт, свойственная каждой личности не хар-ризует группу.

Социальны тип личности – тип, свойственный некоторой социальной группе.

Методы.

Этнография, которой свойственен анализ продуктов культуры.

Социология – при изучении Ψ БСГ, включая приемы статистического анализа. В результатах описываются некот.ф-циональные зависимости, кот.позволяют получить значисые корреляции, что допустимо для корреляционного иссл-ния.

Языкознание – анализ языковых систем.

Концепция “социальных представлений” С.Московиси. Здесь понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных соц явлениях, т.е. споспоб интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи соц представлений каждая группа строит опредленный образ повседневного мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления – инструмент именно группового социального познания, т.к. они вырабатываются на основе опыта, деят-ти группы.Это способствует форсированию групповой идентичности. Здесь же можно сказать про менталитет, под кот.понимается интегральная хар-ка некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями. Такая хар-ка менталитета, может быть отнесена и к хар-ке БСГ.

Социальные классы и слои.

Термин “класс” имеет различное содеражние для амер (социоэкномический статус) и европ (политическая принадлежность) исследователей (Аронсон, Линдсей).

В марксисткой традиции: 1) выяление психологических особенностей конкретных классов, кот.существовали в истории и существуют в настоящее время; 2) хар-ка классовой Ψ разных классов определенной эпохи; 3) анализ соотношения классовой Ψ и Ψ отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения Ψ группы и Ψ индивида, включенного в даную группу. (Богомоолва, Донцов, 2002)

Наиболее полно иссл-на эмоциоанльная динамическая сфера классовой Ψ, что включает классвые потребности, интересы, набор соц ролей. Класс, т.е. соц положение определяет объем и состав дух и матер благ каждого из группы, это же задает структуру потребностейи их псих значение. Интерес формируется как интерес всей группы, каждый индивид включен в мн-во соцгрупп и следовательно возникает переплетение различных интересов. “Психический склад” здесь описывается как некот.психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деят-ти, на основании которого можно реконструироватьте нормы, кот.руководствуется данная соцгруппа. Этот облик проявляется в социальном хаарктере. У Фромма это – связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Психический склад так же раскрывается в привычках, обычаях и традициях класса. Они как регуляторы поведения и деят-ти членов соцгруппы, а потому значимы в пониманиии Ψ соцгруппы. Они опять же дают хар-ку образа жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, кот.в дальнешем закрепляются и выстпают именно как регуляторы поведения (метод наблюдения). Часть традиций воплощена в прдеметах материальной культуры (анализ продуктов деят-ти).

Этнические группы.

Ψ+этнография=этноΨ. В фокусе внимания – только нации. Но есть еще народность, национальня группа и пр.

Работы Вундта, “Ψ народов”, где народ, как некот.этническая общность. Методы иссл-ния – мифы, обычаи, язык.

После Вундта возникло много новых подходов, главный из них был развит в рамках культурантропологии.

Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные хар-ки той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика концентрируется в историческом опыте каждого народе, усвоение этого опыта – есть важнейшее содеражание процесса социализации индивида. Это все усваивается через семью и школу.

Психический склад (куда включаются национальный, или этнический, хар-ры, темперамент, а также традиции и обычаи).

Эмоциоанльная сфера (куда включаются национальные, или этнические, чувства).

Национальный хар-р. Нет единогласного определения. Речь идет не столько о каких-то наборах черт, сколько о тсепени выраженности  той или иной черты в этом наборе, о специфике ее прояления.

В этнических группах иногда отдельно фиксируются итакие элементы как темперамент и споспобности (проблемы – полит. спекуляции). Нельзя игнорировать культурный контекст.

Эмлциональная сфера включает в себя этническую идентичность и самосознание. Осознание чел-ком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этього факта, т.е. восприятие и переживаение культурных отличий своей группы от других. Играет роль прошлый опят общени я с другой этнической группой. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения. От констатациии отличий очень легко перейти к оценке другой группы, возникновению антипатий и симпатий, в рез=те чего получается искаженный образ другой группы.

Этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, стремление воприснимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. (Стефаненко) Этноцентрищм зависит от типа общественных отношений, от содержаниянациональной политики, исторического опыта.

Кон, 19707. Относительность психологических различий между группами. Различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Они способны исторически изменяться.

Гендерные и возрастные группы.

Гендер – используется для описания социальных хар-к пола, в отличие от биологических. В определение гендерных особенностей мужчин и женщин  включают набор социальных ролей, предписанных обществом представителям тго и другого пола. Они изучаются на 3 уровнях: 1) индивидуальном (исслед гендерная идентичность); 2) структурном (исслед положение мужчин и женщин в структуре общественных интситутов); 3) символическом ( исслед образы настоящего мужчины и женщины.

Сейчас это широкая ветвь ислледований. В последние годы – гендерная Ψ (гендер и мозг чел-ка, гендерные различия в когнитивной сфере и т.д.). Идентификация (фемининность, маскулинность), стереотипы (женское – как низменное, мужское, как достойное), роли (феминизм). Феминисткие идеи оказали влияние на гендерную Ψ. Семейные роли.

Возрастные группы.Изучения социализации. Иссл-ния на разных возрастах. Проблема поколений, субкультуры, способы адаптации.

22.Ψ стихийных групп.

Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо опредленному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются прдеставители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая группа может быть в опред степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. В современных обществах от действий ткаих групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Выделяют: толпу, массу, публику.

Важным фактором формирования стихийных групп является общ-ное мнение, которое в свою очередь является выразителем массового сознания (идеи, убеждения, соц представления больших организованных групп – они все образуют единый сплав). Общ-ное мнение мобильно, возникает по поводу отдельных событий общ-ной жизни, может быстро менять оценки под воздействием новых обстоятельств. Принцип: схожесть моих взглядов и взглядов других людей.

Толпа.

Иссл-на лучше всего.

Лебон: “это человеческая совокупность, обладающая психической общностью”, она образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, недовольство чем-то, интерес. Цели так же различны: поглазеть, протестовать, заявить о чем-то. Длительность определяется значимостью инцидента: толпа разойдется, когда зрелище кончится. В случае неудовольства и его неудолетворения – толпа может возбудиться и куда-нибудь направиться, сопровождаясь эмоциональным накалом, агрессией. Организация в случае, если найдется чел-к, кот.возьмет на себя эту роль, но в любом случае это нестабильно. Стихия – основной фон толпы.

Левон: толпа неосознанна, иррациональна, консервативна, нетерпима, нуждается в поддержке вождя - “социальное животное, сорвавшееся с цепи”(цит. По Московиси)

Коммуникация базируется на соединении разнородных источников инф: тут и и звестные суждения из общ мнения, случайные, проивзольно интерпретированные сведения из СМИ, слухи, без подкрепления, и т.д. Слухи (принимаемые на веру утверждения) придают значение событиям.

Масса.

Более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Она объединяет людей, не обязательно находящихся в физической близости, и вместе с тем организованна. Признаком массы явл объединение людей, кот.волнует одна и та же тема, они сознательно собираются для какой-то акции: манифестации, митинга, демонстации.Высока роль организаторов, они известны заранее как лидеры. Но все так же неустойчива из-за разнородности интересов и рассосредоточения.

Публика.

Тард впервые разделил толпу и публику. В публике отметил лишь наличие психической связи, а так вообще она разобщена и медленно включается в любое действие. Может быть кратковременной – на трибуне стадиона. “Театральная публика”. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, соблюдает нормы данного сборища. Но и здесь достаточно какого-нить инцидента, чтобы она стала неупправляемой (болельщики).

Причины возникновения стихийных групп: потребность разделить с другими “чувства” по поводу значимых моментов, почувствовать уверенность в возможности как-то контролировать события и т.д.

1.Заражение – способ воздействия, интегрирующий большие массы людей (особенно в связи с религ экстазами, массовыми психозами...) Известен с зарождения человеческой истории: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритул танцев, ситуаций паники и т.д. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Передача “психического настроя”, цепная реакция. Многократное взаимное усиление эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения.

Паника – как следствие дефицита информации о какой-либо пугающей или непоянтной новости, либо ее избытка. Новость – вызывающая своеобразный шок. А далее многократное отражение и психоз. Пр.: 1938г, США Г.Уэллс “Война миров” прочитали по радио, а радиослуатели поверили во вторжение марсиан. Панику сложно фиксировать и наблюдать, из-за как правило непосредственного участия и непредсказуемости. Если 1 чел-к сумеет проявить правильное поведение, то по цепочке есть возможность эту панику прекратить.

2.Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чел-ка на другого или на группу. Процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. т.к. чел-к не способен на критическую оценку. Работа Бехтерева “Внушение и его роль в общ-ной жизни” 1903г. Суггестия – внушение. Суггестор и суггеренд.Процесс внушения имеет односторонюю направленость. Внушение, как правило носит верьальный хар-р. Оно вызывает особое психическое состояние, не требующее лог убеждений.Этопреимущественно эмоционально-волевое воздействие. Утомленные физически люди, дети лучше поддаются внушению. Важен авторитето внущающего. Контрсуггестия – защита, блок от внушения. Реклама, пропаганда.

3.Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Теория подражания Г.Тарда: подражание выступает как частный случай более общего мирового закона повторения, источника прогресса: массы подражают новым изобретениям, а потом усвоив их в обществе, снова осваиваюстя путем подражания. Виды подражаний: логические-внелогические, внутреннее и внешнее, подражание-моад, подражание-обычай. Закоы подражания: низшие подражаюст высшим (провинция – центру, по чоц лестнице) и т.д.

Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо соц изменениям. Глобальные, локальные, прагматические.

базируется на общ-ном мнении

в качестве цели – изменение ситуации

формулируется программа движения

отдают отчет в средствах на это движение

в виде массового поведения: митинги, съезды и т.д.

Механимы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников (фундаментальных и сиюминутных).

Соотношение большинства и меньшинства по С.Московиси. Неучет позиции меньшинства может ослабить движение.

Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения и удерживают его в рамках.

 24. Общая хар-ристика процессво групповой динамики.

Групповая динамика – это:

  •  направление исследования малых групп в СΨ (школа Левина)
  •  методики изучения малых групп (разработаны в ней же)
  •  совокупность динамических процессов, кот.происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии

Определение группы, ее хар-ристики (в т.ч. групповые процессы).

Изучение процессов, происходящих в жизни группы, является главной задачей СΨ.

Здесь психологов интересует…

… что происходит в группе:

  •  как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе (ибо здесь создается чисто конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов;
  •  каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему ценностей, норм и установок, кот.формируются в больших группах;
  •  как активность личности в группе реализует усвоение этих установок

… как развивается группа:

  •  образование малых групп
  •  процессы лидерства и принятия групповых решений

Образование малых групп:

неформальные группы образуются по инициативе участников

формальные группы задаются внешними факторами, например, условиями развития какого-либо социального института; здесь же образуется система предписаний относительно структуры группы, распределения статусов и ролей, цель деятельности

При этом происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).

Все динамические процессы обеспечивают эффективность групповой деятельности.

Показатели эффективности:

  •  производительность труда
  •  удовлетворенность членов группы трудом в группе
  •  удовлетворенность межличностными отношениями
  •  общественная значимость задачи

В ответ входят: феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство,

принятие группового решения.


23.Ψ малых групп.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены к-й объединены общей соц. д-тью и находятся в непосредственном личном общении, что яв-ся основой для возникновения эм-ных отн-й, групповых норм и групповых процессов. В с-ме интеракционистской ориентации, где исходным пон-ем яв-ся пон-е ''взаимод-я'', фокус в этом опред-ии усм-ся в том, что малая группа – это опр-ная с-ма взаимод-я, ибо слово ''общая соц-я д-ть'' толкуется здесь в интеракц-ом смысле.

Для когн-й ориентации не важно, на основе общей д-ти или простого взаимод-я, но в группе возникают опр-ные эл-ты групповой когн-й стр-ры – нормы и ц-ти, а это и есть самое сущест-ное для группы. В совет-й пс-гии – установление факта ''общей соц-й д-ти'' сразу же задаёт группу как эл-т соц-й стр-ры общ-ва, как ячейку в более широкой с-ме разделения труда (наличие общей соц. д-ти позв-ет интерп-ть группу как субъекта этой д-ти и тем самым задать опр-ную теорет-кую схему для всего последующего исследования).

Для марксистского ан-за – малая группа, это группа, в к-й общ-ные отн-ния выступают в форме непоср-ных личных контактов. Признак малой группы, отл-щий её от больших групп – общ-ные отн-ния выступают здесь в форме непосред-ных личных контактов. ''Контактная группа'' приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь ''контакты'' есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в к-х реализуются опред-ные обществ-ные связи, к-е опосредованы совместной д-тью. Две т.з. о ''нижнем'' пределе – 2 или 3 человека (диада и триада). Т.з. 3 – в диаде фиксируется самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоц-ый контакт. Диаду трудно рассм-ть как подлинный субъект д-ти, т.к. в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, к-й опосредован совм. д-тью: в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу д-ти, т.к. он приобретает х-р чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию – наблюдателя, и это добавляет новый момент к возникшей с-ме взаимот-й: этот ''третий'' может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включён в конфликт и потому представляя именно не межличностное, а ''д-ностное'' начало. ''Верхний'' предел 7+2 – объём оперативной памяти, индивид может удерживать в поле своих контактов всех членов группы (эксп-но не подтверж-но). В практике – 10, 15, 20 ч-к. В с-ме отеч-й соц. пс-гии за ''верхний'' предел принимают реально существующий, данный размер иссл-мой группы. Малая группа представляет нек-ую ед-цу совм. д-ти – семья, бригада рабочих.

Можно выделить три основных направления в исследовании структуры психологических отношений в малых группах:

  1.  Социометрическое – связано с именем Морено. Суть концепции: Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в разл. формах их жизнедеят-ти) и микроструктуру (структуру психологических отн. индивида с окр. его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро-и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социом. методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать , какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, кот. индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. Оценка: страдает существенной ограниченностью, т.к. процесс исследования м. групп был сведен к иссл. эмоц. контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.
  2.  Социологическое направление связано с исследованиями Мэйо, кот. носили строго прикладной хар-р. Цель: выявить, как влияет на производ. труда разл. условия труда. При введении новшеств, улучшающих условия труда, производ. труда повышалась. Когда все нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Теоретически Мэйо истолковал это 1)как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе и 2)явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношенний, кот. как раз обозначались, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе произв. процесса. Теорет. значение открытий Мэйо для с.п. состоит в том, что был получен новый факт – существование в м. группе двух типов структур: наряду с формальной еще и неформальной структуры.
  3.  Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление иссл-ний м. групп и связано с рядом идей амер. Левина. Идя от ортодоксальной гештальтΨ, Левин создал свою «теорию поля», кот. и была положена в основу изучения м. групп. Центр. идея теории поля в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, и эта идея была развита применительно к науке о группах, кот. должна способствовать анализу этих сил, их локализации и измерению. Важн. методом анализа сил психического поля явилось создание в лаб. условиях групп с заданными хар-ми и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Основная проблематика исследований: какова природа групп, каковы усл. их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с др. группами, каковы условия их успешного функционирования. Отвечая на глав. вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей – «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деят-ти в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Полож.: были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некот.из них, разработаны оригинальные методики, кот. работают и в новых теорет. рамках. С другой стороны, весь теорет. контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым.

Ни в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации в м. группе опред. вида обществ. отношений. Поэтому, все подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных м.групп, функционирующих в определенном типе общества.

Три классификации, получившие распространение в западной традиции: 

  1.  первичные и вторичные. Было предложено амер. иссл-ем Ч. Кули. Первичные – признак – непосредственность контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей); Вторичные – нет непосред-ных контактов, а для общения между членами используется различные ''посредники'', в виде средств связи например.
  2.  Формальные и неформальные. Это деление было предложено амер, исс-ем Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, с-ма подчинения, так называемая ''стр-ра власти'': представление об отн-ях в группе ''по вертикале'' как отношениях, опред-ных с-мой ролей и статусов. Пример: любая группа, созданная в усл-ях какой-то конкретной д-ти, рабочая бригада, шк. класс, спотр. команда. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет западной с-мы взаимоот-ний по вертикали, т.е. отсутствует строгая стр-ра ''власти''. Неф. группы могут созд-ся внутри форм-х. Пример: в шк-м классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. И наоборот: в группе туристов, несмотря на её нефор-й х-р, возникает совм. д-ть, и тогда группа приобретает нек-ые черты форм-й группы: в ней выделяются опред-ые позиции и роли.
  3.  Группы членства и референтные группы. Эта клас-ция была введена в 1942г. амер. исс-ем Г. Хайменом. Референтные группы – группы, в к-е индивиды не включены реально, но нормы к-й они принимают. Г.Келли выделил две ф-ции:
  4.  Сравнительная. Реф. Группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней;
  5.   Нормативная. Реф. Группа нужна индивиду для нормативной оценки его. Группы членства – шк. класс, пионерский отряд. Реф. группы обр-ся внутри групп членства.




1. Москва и Орда Данилевский и пр
2. іrdquo; Взагалі ти тільки знай-Жити бридко ~ в цьому кайфrdquo;Хтось сказав а ти й повіривА про наслідки спита1
3. Размножение
4. Українські видання Біблії
5. Тема 6 Управління прибутком 6
6. 1996 N 2ФЗ от 17.12.1999 N 212ФЗ от 30.1
7. U.RU Сеpия- Охpана дикой пpиpодыКиевский экологокультуpный центp Введение в природоо.html
8. 2014 учебного года студентов заочного отделения ФИЯ 2В 221522з
9. гимнастика Одни считают что оно произошло от греческого слова гимнос нагой древние греки занимались ф
10. Карельское Беломорье и Соловки- история и современность поселений, создание краеведческой карт
11. Курский государственный университет Кафедра теории и истории государства и права Утверждаю
12. В класса общеобразовательной школы N 767 ОСНОВНОЙ ДИАГНОЗ Вторичный хронический пиелонефрит на фоне патолог
13. Кадровый центр ОЖД состоит из Аппарата управления и шести подчиненных Генеральному директору автомобильн
14. Сигнальні мікропроцесори.html
15. Особенности сатиры В Маяковского
16. Efficiency of development of advertising
17. Реферат- Психология осмотра места происшествия
18. Трудовое право и трудовая дисциплина
19. Контрольная работа по курсу Философия
20. за которых усвоение содержания данной работы усложняется