Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
<<НОВОРОССИЙСКИЙ РАБОЧИЙ>>
АВТОР |
Лапин |
КТО ПЕЧАТАЛ |
Венера Билецкая |
ДАТА СДАЧИ |
19, 2014 |
СИМВОЛОВ |
6156 |
ПОЛОСА\ |
15я 18 окт |
ИМЯ ФАЙЛА |
file:///home/disk1/12balov/files/10/document.rtf |
СТРОК |
228 |
ДАТА ПЕЧАТИ |
15.10.13 13:59 |
Заданный формат |
ВСЕГО СТРАНИЦ |
2 |
Материал вычитан, цитаты, цифры и прочее сверены, с автором согласованы |
Страница для эстетов
Вечное искусство
Важней смотреть в свое сердце
Имя российского философа князя Евгения Трубецкого отныне будет носить «Творческий союз иконописцев».
С его руководителем Софьей Мачигиной в рамках мероприятий в честь 150-летия со дня рождения Е. Трубецкого, проходивших в нашем городе, встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».
- Софья Анатольевна, ряд читателей, возможно, удивятся, узнав, что иконы пишут и в наше время. Для чего их создают в XXI веке?
- Для того же, что и раньше. Миссия иконы это обращение человека к Богу, концентрация жизни любого человека, способного осознать себя как личность. Икона показывает человеку идеал, к которому нужно стремиться.
В наш информационный век это особенно актуально из-за того, что человеческое сознание потеряло простоту аскетизма. Человек как личность разбивается на осколки, поэтому еще одна миссия иконы собрать человека воедино, помочь стать личностью.
- Чем живописцы отличаются от иконописцев?
- Прежде всего, отношением к самому творчеству. Желая быть иконописцем, необходимо отказаться от творческого «я». Как было написано в постановлении Стоглавого Собора, «иконописец должен быть смирен и кроток». С точки зрения личности, главным является внутренний облик иконописца, а не техническое руководство по созданию икон.
- Чем отличается икона, созданная сегодня, от той, что писалась 200 лет назад, еще до появления Новороссийска?
- В современном православном искусстве стало много эклектичности. Возвращение исторических основ иконы - это довольно сложный процесс, связанный с возрождением церковного вида искусства, но при этом и довольно мощный.
- Не секрет, что за последние десятилетия иконы стали предметом криминального бизнеса. Их то воруют, то переправляют на Запад, то подделывают. У тех, кто занимается всем этим, может быть что-нибудь святое?
- Жажда наживы в человеческом обществе присутствовала всегда. Это явление характерно не только для последнего времени. Иконы постоянно были предметом поклонения, почитания и украшательства. Особенно часто на истинную сущность иконы покушались в переходные исторические моменты. Вспомнить хотя бы период монголо-татарского нашествия или прочих походов завоевателей на Русь. Все это делалось людьми совершенно иного духовного состояния. Про таких в народе всегда говорили креста на тебе нет.
- Сюжеты икон довольно традиционны или же появляется что-то новое?
- Сюжеты всегда связаны с каноном. Он определяет духовное содержание и даже колорит иконы. Поэтому традиционно плащ мученика красный. И именно поэтому мы понимаем, почему в руках Победоносца видим его собственную голову.
В наши дни появляются новые сюжеты икон, которые тоже должны соответствовать православному канону. Поэтому если вы увидите изображение Сталина, то это не икона. Чтобы личность соответствовала содержанию, она должна быть прославлена церковью. Это ныне лучше всего видно в ликах новомучеников. И задача у современных иконописцев создать образы вновь прославляемых святых.
- Кто не может стать иконописцем?
- Прежде всего, неверующий человек. Но для Бога все возможно. Ведь сделал же он святой Марию Египетскую, которая по сути была блудницей. И таких спорных примеров мы можем обнаружить немало. Достаточно вспомнить, что апостол Павел стерег одежду тех, кто забивал человека камнями.
- Почему ваш Союз назван именем Евгения Трубецкого?
- Для нашей Краснодарской краевой общественной организации это большая радость. Ведь никто иной как Евгений Трубецкой посвятил свои труды осмыслению иконы, открыл нашим современникам глаза на ее значение на то, как правильно понимать икону.
- А кто сегодня заказывает иконы?
- Сегодня очень большой интерес в обществе к культуре своих предков. Очень много заказывают семейных икон. Если это не церковные заказы, то икону просят посвятить, например, рождению ребенка и его крещению. То есть создать так называемую мерную икону. Традиция дарить такую икону была всегда. По размеру она должна соответствовать росту ребенка и на ней изображается его святой, небесный покровитель. Эта икона сопровождает человека на протяжении всей жизни.
- Как появилось преклонение перед иконой?
- Этот вопрос касается церковной истории. На самом деле такое поклонение складывалось на протяжении сотен лет. Это относилось к церковным праздникам и уже существовало до XII века в Византии. Каждая икона имеет свой характер и по-своему ведет человека к Христу.
- Не кажется ли вам странным, когда у икон крестятся те, кто поддерживал и одобрял все то, что творила партия, уничтожавшая церкви, монастыри, храмы и преследовавшая священников?
- Это только одному Богу известно. Я не знаю, о чем думает человек, который крестится. Господь дал возможность свободно исповедовать каждому свою веру. Поэтому нет смысла смотреть на тех, кто стоит рядом с тобой в храме. Важней смотреть в свое сердце.
Мы все учились и росли в одно время. У нас не было других идеалов, мы все читали Гайдара и Островского, и в этом пытались найти свой смысл. От этих идеалов каждый шел своей дорогой.
- Что вас привело к иконописи?
- Если по большому счету, то Господь. К тому же в моей семье был человек, который жил этим искусством, расписывал Екатерининский собор.
Но был в жизни и известный диссонанс. Официальная идеология светлое будущее, космонавты, победные свершения. А дома была бабушка, всегда читавшая молитву перед едой.
- Много ли у нас в стране иконописцев?
- Много. Если еще лет 15-20 назад я знала в лицо всех, кто занимается серьезно иконописью на юге России, то сейчас появилось очень много новых людей.
- Какая главная икона России?
- Одна из них, несомненно, это Троица, в том варианте как она написана Рублевым. Другая Владимирская Богородица, одна из церковных святынь нашего государства. Многие важнейшие события, происходившие в нашем Отечестве, связаны с ее образом.
- Вы станете писать икону, если об этом вас попросит человек, укравший из бюджета государства 6 миллиардов рублей?
- Пока что ко мне таких обращений не было. Да я и не верю, что ко мне поступит подобное предложение или что оно будет искренним.
Икону чаще заказывают люди бедные. Им она нужней. Нередко это их последняя надежда.
Евгений ЛАПИН.
СТР. 1