Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

bsolutus безусловный методологический принцип истолкования природы нравственности в соответствии с кото

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Глоссарий

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. аи/as - сам и nomos -закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противостоит гетерономной этике (греч. heteros — другой), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. autoritasвласть, приказание) — одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и обоснованием морали является воля Бога.

АВТОРИТЕТ — влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюрократических организаций.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с "правильной нормой" поведения, которая обусловлена социальными особенностями и не может быть деду-

 Глоссарий 271

цирована, подобно положениям теоретических наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.

АСКЕТИЗМ (греч. asketesупражняющийся, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. В немистифицированном виде аскетические, т. е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, лености, сладострас-' тия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Однако их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям человека по отношению к другим людям, не имеет нравственного смысла.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — поведение отдельных сотрудников, которое может подорвать репутацию компании. В. Лоукс, генеральный директор компании Baxter Travenol Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала: 1) нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением; 2) следует выработать и довести до сведения всех нормы ответственного поведения; 3) менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации; 4) менеджеры должны выполнять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назначение организации.

ВЕНТАМ Иеремия (1748—1832) — английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма.

БЛАГО — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

"БЛАТ" — см. Этика выгодных связей.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) — немецкий социолог, философ и историк. В своих исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В., наиболее ярким проявлением рациональности в этике является честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

ВЛАСТЬ — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Заслуга обоснования властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации, принадлежит Г. Саймону. В., по мнению Саймона: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем и в этом смысле формальная В. допускает применение дополнительных санкций; 2) обеспечивает профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обусловливает координацию усилий всех членов организации, т. е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Согласно классификации Фрэнча


272

 Глоссарий

 Глоссарий

 273

 

и Рэйвена, имеется пять основных форм В.: 1) В., основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 2) В., основанная на вознаграждении. Менеджер имеет В. над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; 3) экспертная В. осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний; 4) эталонная В. (В. примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; 5) законная В. основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntasволя) — субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

ВЫБОР (моральный) — акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому (см. Конфликт моральный).

ГЕДОНИЗМ (греч. hedoneнаслаждение) — широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

ГУМАНИЗМ (лат. humanusчеловеческий, человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме. С точки зрения Д.э., действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали так же. Обоснование Д.э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

ДОБРО И ЗЛО — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и

 нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — понятие нравственного сознания, являющееся обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.

ДОГМАТИЗМ — антиисторический схематически-окостеневший стиль мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.

ДОЛГ — одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

ДОМОСТРОЙ — русский средневековый сборник нравоучительных, хозяйственных, бытовых правил и наставлений, служивший эталоном поведения православного человека в различных областях деятельности: управлении домом, торговле, отношении к государству и т. д.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять человеческое назначение.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЭТИКА — соблюдение этических норм и правил только с определенными — "своими" — людьми. В отношении "чужих" допускается нарушение этических стандартов.

ИНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ — организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сложившееся под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.

КАРТА ЭТИКИ — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс (см. Кодекс этический) корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — термин, введенный Кантом в книге "Критика практического разума" (1788) и обо-


274

ГлоссариИ

значающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные формулировки К.и. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка К.и. Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и общественно значимых) целей. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту, К.и. является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

КВОТЫ — форма поддержки социальных меньшинств, предусматривающая количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств.

КОДЕКС этический (лат. codexкнига) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в К.э. В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К.э. Корпоративный К.э. обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существуют несколько типов корпоративных К.э.: а) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

КОМИТЕТ ПО ЭТИКЕ — временное или постоянное подразделение организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

КОНСАЛТИНГ (этический) — разновидность консультирования, направленная на решение этических проблем организации внешними независимыми экспертами.

КОНСЬЮМЕРИЗМ — организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту прав и повышение влияния покупателей на продавцов продуктов.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

КОНФЛИКТ (моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

КОНФОРМИЗМ (лат. conformisсообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного

 

275

Глоссарий

участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия существующего порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а приспосабливается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ — использование неэтичных средств и методов мотивации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, силовое давление и др.).

МЕЦЕНАТСТВО (лат. Maecenas (Maecenatis)) — римский государственный деятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.

МОРАЛЬ (лат. moralisнравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

НИГИЛИЗМ (моральный) (лат. и/А// — ничто) — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.

НОРМ-УТИЛИТАРИЗМ — разновидность утилитаризма, ограничивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.

НРАВСТВЕННАЯ СЛАБОСТЬ — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.

ОБУЧЕНИЕ ЭТИКЕ — совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТИКА - один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент — это не только экономический институт, ориентированный исключительно на получение прибыли, но и часть общества и по этой причине ответствен перед обществом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого поведения руководителей, в практике менеджмента используются в настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров: 1) принимать на работу следует только "правильных" людей. Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск; 2) разрабатывать и доводить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам; 3) менеджеры не должны стоять в стороне от ежедневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками,


276

Глоссарий

конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов; 4) менеджеры должны выступать в качестве ролевых моделей, предписывать и демонстрировать свои представления о том, как надо работать.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы, однако не оказывающие заметного воздействия на групповые ценности и действия. Имеет влияние на нравственные ценности или поведение.

ОЦЕНКА (моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

ПОВЕДЕНИЕ (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

ПОСТУПОК — элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — закрепленные в законодательных актах и общественном мнении нормы отношений бизнеса и потребителей.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragmaдействие, практика) — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х годов. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. По существу прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жизненных проблем. На словах прагматисты придают большое значение разуму в решении вопросов морали. Но с их точки зрения, с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей. Сами же цели не могут якобы обосновываться разумом, вообще вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.

ПРИНЦИПЫ (моральные) (лат. principiumоснование) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие "моральные качества" характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

ПРОБЛЕМА "МНОГИХ РУК" — проблема определения личной ответственности в ситуации, когда в процессе принятия решения принимало участие множество людей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

ПУРИТАНСТВО (англ. puritan, от позднелат. purltasчистота) — стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования

 Глоссарий

системе взглядов, элементами которой являются аскетизм, фетишизация строп сти нравов, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историче< ком плане этот термин ведет свое происхождение от названия религиозно-пол: тического, радикально-реформационного движения в Англии XVIXVII bi известного как пуританизм. Для пуританской этики характерна проповедь нак пительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическ< отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абс лютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регл ментация жизнедеятельности индивида.

РАЦИОНАЛИЗМ (этический) (лат. rational!* — разумный) — методологиче кий принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р этике выражается в попытках создать всеобщую дедуктивную систему нравстве кости, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представ* ний, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было i логически вывести все конкретные требования нравственности применительш различным ситуациям.

РЕЛЯТИВИЗМ (этический) (лат. relativusотносительный) — методоло! ческий принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мь гочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным \ нятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условн характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия до( и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, опре, ленным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями люд ограниченны в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. ча> выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или нисп| вергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абссш ный и догматический смысл (см. Абсолютизм),

РИГОРИЗМ (лат. rigor — строгость) — разновидность формализма в мора моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нр ственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определ мых нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в зуслопном повиновению долгу даже вопреки целесообразности, интересам лю, и общества. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастае морлшюе ханжество и фарисейство.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА — представляют собой неспровоциров нме сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие с DOCIIMO и физические действия сексуального характера, обращенные на работ кн, мжфые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую кары ИалбДОИинии показывают, что чаще всего С.д. направлены от начальника к и

ЧИННШИМУ

< М<ШН1Ц1:Ш (греч. skeptikosразглядывающий, расследующий;

  1.  мн)Ш1П|)(ЫЙ   ' иоээрение на человека и общество, так или иначе приниж
    ни* г им мм|1(Н1Ы1ЫО иозможности, отрицающее их нравственную дееспособно
  2.  ними mil      lit»прение на природу моральных представлений, отрицаю
    их
    iiiu.M нншуш Шйчимость и познавательный характер.

I И^Ш'МШН'! I'A'IOl.JIAMKHHE — информирование сотрудником орган) НИИ нмш> г женщин (ЦИАНОМ об имеющихся в организации нарушениях.


278

 Глоссарий

 Глоссарий

 279

 

СОВЕСТЬ — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВИЗИИ — один из способов повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников организации. С. р. существуют для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники С. р. полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Вместе с тем практика показывает, что проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены в полной мере.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛИ - постановка целей организации как исходный момент в рассуждениях о социальной ответственности бизнеса. В конечном счете цели суть факторы, которые позволяют нам непосредственно понять ценности и приоритеты, стоящие перед организацией. К числу важнейших целей организации относятся задачи юридического, технического, персонального и социального характера, но в первую очередь получение прибыли. Руководители, стремящиеся создать эффективно действующую организацию, должны иметь в виду все эти цели, а не только получение прибыли, так как, игнорируя вторичные, но не менее важные цели, нельзя достичь и первичной цели — прибыльности.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ — к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.

"СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК" — ограничение продвижения по службе женщин выше определенного уровня.

"СТУКАЧЕСТВО" см. Служебное разоблачение. ТАКТ — хороший вкус в поведении и в манере держать себя. ТРЕБОВАНИЕ (моральное) — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования, которые находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы и оказывающие существенное воздействие на групповые ценности и поведение индивидов.

УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие принципы).

УТИЛИТАРИЗМ (лат. utllitas — польза) — 1) этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма

 в этике. В основе этики У. лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствий капиталистической конкуренции; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА — направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения У.э. в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого.

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. philanthropia — человеколюбие) — благотворительность как историческая форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи социально незащищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении.

ФОРМАЛИЗМ (моральный) — разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

ЦЕННОСТИ (моральные) — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. понимается, во-первых, общественное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы.

ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям. Термин Ц. обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеном в IV до н. э.; при переводе на латинский слово стало звучать как циники), которые проповедовали презрение к общепринятым нормам поведения, полную независимость человека от общества, возврат к "естественному" состоянию. Впоследствии Ц. стали называть глова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также дли тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности.

ЧЕСТЬ — понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная И и» многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, Ч. рас-отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны л. Моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным оНниМ'ШОНИЫМ положением человека, родом его деятельности и признаваемыми )Н ним морпшшыми заслугами.


Глоссарий

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimonia — счастье) — часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Э. во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности. ЭГОИЗМ (лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

ЭТИКА БИЗНЕСА — научная дисциплина, представляющая собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких, как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.

ЭТИКА ВЫГОДНЫХ СВЯЗЕЙ — решение деловых и личных проблем в нарушение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам.

ЭТИКА НЕЙТРАЛИТЕТА — этическая концепция, согласно которой администраторы (управленцы) обязаны выполнять распоряжения своего начальства, проводить в жизнь политику организации и не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений.

ЭТИКА СТРУКТУРЫ — этическая концепция, согласно крторой моральная ответственность администраторов (должностных лиц) распространяется только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распространяется на действия организации в целом.'

ЭТИКЕТ (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. — составная часть внешней культуры общества.

EBEN (European Business Ethics Net) — Европейская сеть этики бизнеса, входящая в Интернет.

1SBEE (International Society for Business Ethics and Economics) — Международное общество этики бизнеса и экономики. Проводит международные конференции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития и т. п. Последний из них состоялся в июле 2000 г. в г. Сан-Паулу (Бразилия).




1. Двигательная активность школьников
2. Жуков - полководец
3. 092000 N 707 от 09112001 N 782 от 14
4.  В городах Древней Греции допускали роскошь только для общественных построек
5. Упорядоченные полимерные кирпичики для создания магнитных сред
6. Работа с документами
7. СанктПетербургский государственный инженерноэкономический университет Кафедра международног
8. Лабораторная работа 31
9. Закономерности составляющие предмет науки криминалистики
10. Доклад- Бернард Шоу
11. Политическая биография Хосни Мубарака
12. Геодезический чертеж Теодолит
13. Закон Оукена
14. Курсовая работа- Упрощенная система налогообложения
15. Тема 1 Комплексное изучение сложившейся системы учебновоспитательной работы беседа с администрацией.html
16. 1 Класичні букети
17. метод сбора и анализа эмпирических
18. Курсовая работа по теме ldquo;Виртуализация хранения
19. подходящая работа В соответствии со ст
20.  201 г