Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
26. Философия марксизма. Русский марксизм. Наиб. влиятельным из вышедших из гегельянства фил.течений стал марксизм. Основатели м. К. Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикал. крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового фил. направления - диалектического материализма. Часть фил. учения М. и Э., посвященная развитию общества (соц. фил.) историч. материализм. Гносеол. в-сы: человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах. В основу диалект. материализма М. и Э. была положена диалек. Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание не самостоятельная сущность, а свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, он - плод фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важный фактором развития - практика. Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Антропосоциогенез, т.е. формирование рода ч-ского, - результат эволюции животного мира, развития и усложнения совместной трудовой деятельности, сознания и языка. Ч-во, возникнув, инициировало социальную форму движения материи . Сознание ч-ка высшая форма отражения материи. Результаты познания ч-ком мира оцениваются как истинные, если критерий практики подтвердит , что это истина. М. и Э. впервые в ист. фил. диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество. Внимание было уделено диалектике производит. сил и производствен.отн-ий, единство кот. образует способ пр-ва. Материалист. понимание ист. стало фил. новаторством М. и Э. Ист. материализм - это распростр. материализма на общ-ную жизнь, соц. мир, историю (М."К критике политической экономии" (1859)). На каждом этапе общ-ного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отн-я. Производств. отн-я, уровень производит. сил образуют эконом. систему, базис для институтов гос-ва и общ-ва, общ-ных отношений. Гос-ные и общ-ные институты и общ-ные отн-я - надстройка (Н) к экономическому базису (Б). Б. и Н. взаимно влияют. В зависимости от уровня производ. сил и производст. отн-ий, типа Б. и Н. выделяются общ.-эк. формации (рабовладельческая, феодализм и т. д.). Рост уровня производ. сил приводит к изменению производств. отн-ий и к смене общ.-эк. формации и общ.-полит. строя. Общ-во проходит через ряд ступеней или общ.-эк. формаций, отлич. способами пр-ва, т. е. уровнем развития производит. сил, отношений собственности, а также юрид. и полит. Н. и дух. культурой. Эфф. труда, его производител, определяет преимущество одной формац.(Ф) над другой. Переход от Ф. к Ф. является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т. е. революция, скачок в развитии общ-ва. При этом главная движущая сила истории борьба классов. Уровень экон., материальное пр-во, производственные отн-я определяют судьбу гос-ва и ход истории. Ч-кая история - естественноисторический процесс; ни одна Ф., не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальн. революции. На основе материалистич. понимания истории м. была разработана научная теория коммунизма, 1 стадией развития кот. в XX в. стал рассматриваться социализм. М. фил. рассматривала общ-во, основанное на принципах коллективного труда, т. е. социализм как общ-во, в кот. науке, когда она превращается в производительную силу, отводится важная роль двигателя прогресса. М. и Э. применяли диалект.-материалистич. методологию при иссл-ии явлений эпохи, в которой они жили (революция и гражданская война во Франции 1848-1851 гг., Парижская коммуна). Идеол. труды М. и Э.: "Святое семейство", "Нем. идеология", "Капитал", в трудах Э. "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Происх-е семьи, частной I собственности и гос-ва". Х-е черты марксизма: 1. диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2. ист. пр-сс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный пр-сс; 3. объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Фил. иссл-я переносятся на область материально-практич. деятельности ч-ка; 4. диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата, совпадающими с потребностями общественного развития. В 1848 г. М. и Э. написали программный документ коммунист. движения "Манифест ком. партии". Фил. М. и Э. рассматривали как "руководство к дейcтвию", имея в виду революц. преобразование общ-ва. Революция должна была ознаменовать начало нов. ист., кот. не будет знать классовых антагонизмов. М. стал не только фил. течением, но и идеол., он носит ярко выраженный классовый х-р. М. гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма. На протяжении нескольких десятилетий в Европе м. служил рабочим и крестьянам программой их революционных движений. Фил. м. на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией гос-ва, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, на пути к коммунистическому обществу. Фил., эк., полит. взгляды М. и Э. до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. М. как фил. теорию после М. и Э. развивали их последователи П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. В России : Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Особенность рус. М. в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общ.-полит. строя. Г. В. Плеханов (1856-1918) в своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания ист., историч. необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общ-ного бытия и общ-ного сознания. Он был противником фил. идеализма, и ему принадлежит оценка диалект. материализма как "алгебры революции". Всеобщей причиной общественного движения, П. считает, развитие производительных сил, а творцом ист. с его т. з. выступают народные массы. Материалистическое понимание ист. Плеханов противопоставляет субъективному методу в социологии, использ. народниками. Народники отрицали объективный х-р з-нов истории и отрицали и непреложность капитализации России, идеализируя докапиталист. формы жизни. Такая критика капитализма была ненаучной, романтической. Позиция Плеханова была прямо противоположной: капитализм в России, как и в Европе, выполняет прогрессивную, цивилизующую роль, поскольку выкорчевывает архаические порядки и открывает путь для современных, более цивилизованных форм общ-ной жизни. Развитие капитализма в интересах не только буржуазии, но и пролетариата, кот. может играть все более заметную роль в полит. развитии страны, в ее постепенной подготовке к социализму. |
26. 1. Философия марксизма. Русский марксизм Но предстоящая революция в России может быть только буржуазной. Для П. была несомненной связь между материализмом и социалистическим учением: если внешний мир первичен по отношению к миру дух., то надо так организовать, устроить общ-во, чтобы человек чувствовал в нем себя достойно. П. выступил против недооценки материалистической традиции в нашей отечественной мысли. В 1883 г. Плеханов организует в Женеве марксистскую группу «Освобождение труда», поставившей перед собой задачу пропаганды идей научного социализма. С этого же времени П. становится хорошо известен в социал-демократ. кругах З. Европы. В 1903 году, после II съезда РСДРП, произошел идейно-полит. разрыв Плеханова с Лениным (учеником П.). Плеханов встал на сторону Каутского и Бернштейна, согласившись с ними в том, что социализм невозможен без достаточных эк. и общекультурных предпосылок. В 1917 году Плеханов не принял «Апрельских тезисов» Ленина, осудил октябрьский переворот. Эстетика Плеханова. Вершину домарксистской эстетики П. видел в трудах русских революц. демократов: Белинского и Чернышевского. Важнейшую задачу марксистской эстетики П. усматривал в отыскании жизненных корней искусства, в выведении его из общественного бытия. Высокое искусство это искусство высокой идеи. Ложная же идея в иск-ве сковывает кругозор и возможности художника, снижает эстетический уровень его произведения. Эпоха революций, обновления жизни благодатная эпоха и для развития иск-ва. Взгляды П. во многом разделял В.И.Ленин (1870-1924). Он является основателем большевизма. Л. занимался разработкой проблем социальн. развития, связав их с практикой революц. деятельности, разработкой теории гос-ва; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Л. обращается к проблемам диалектики природы, иссл. причины кризисов в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие ист. материализма, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Научно-публицистическая деятельность Ленина началась в 18931894 годах, его полемическими выступлениями против идеологов либерального народничества К. Н. Михайловского и др. К 18981899 годам Ленин был уже автором крупных соц.-эк. трудов («Развитие капитализма в России»). Влияние на автора этой книги «Капитала» несомненно. В этой и других работах 90-х годов Ленин собственно фил. темы еще не затрагивает. Ими он вплотную занялся десятилетием позже после поражения первой русской революции, т.е. в 19081909 годах. В мае 1909 г. под псевдонимом Вл. Ильин выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» основной его труд по философии. В центре «Материализма и эмпириокритицизма» проблемы теории познания (гносеологии). Долгие века и даже тысячелетия под материей понималась либо "возможность вещей" (Аристотель), либо инертное вещество, которому еще надо придать движение. Всякие иные формы проявления материи (энергетические поля, излучения), с которыми столкнулась новейшая физика, истолковывались физическими идеалистами как «исчезновение» материи, «дематериализация» мира и, тем самым, как «научное» опровержение материализма. Раскрывая несостоятельность подобных рассуждений, Ленин указывал на его истоки: сведение фил. понятия материи к естественнонаучному представлению о ее свойствах. Материя и каждая ее частица неисчерпаемы, и по структуре, и по свойствам. Процесс познания физических, химических, биологических свойств материи бесконечен. У материи нет неизменных свойств, кроме одного: быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания и быть познаваемой сознанием. Но это свойство не физическое и не химическое, а гносеологическое, и оно не может «исчезнуть». Поэтому, заключает Ленин, с расширением границ познания, с открытием наукой новых, ранее неизвестных свойств материального мира исчезает не материя, а тот предел знаний о материи, кот. у нас был раньше. Л. говорил о том, что кризисы в науке это оборотная сторона самого научного прогресса. Выход из кризиса Л. видит в сознательном усвоении естествознанием (в лице своих творцов естествоиспытателей) м. диалектики. Но это проблема уже не только фил. (гносеологическая), но и соц., т. к. она предполагает широкую перестройку сознания. Но последнее невозможно без преобразования общественного строя, обществен. бытия. Буржуазное сознание не способно, по Л., «справиться» с объективной диалектикой мира, оно антидиалектично, так как страшится, сопротивляется социальной революции. Буржуазные фил. скрывают, маскируют свой узкий, классовый интерес, под видом мировоззренческой «нейтральности» проповедуют реакционные (в том числе и «поповские») идеи. В 1909 г. Л. выступил против «отступников» от марксизма (каковыми он считал авторов сборника «Вехи») против молодых русских фил., действительно бывших «легальных марксистов», увидевших «изнанку» революции 1905 года и не принявших ни теории, ни практики полит. радикализма. Ленин был не прав во многом, например, в огульном презренье к немарксистской философии, в осмеянии идей ненасилия (Ганди). Но ошибки Ленина это и "ошибки" истории. Накануне Октябрьского восстания, в августесентябре 1917 года, Ленин написал «Государство и революция». В этой книге ее автором изложена классическая Марксова концепция социализма (низшей фазы коммунизма) концепция, которую в это время полностью разделял Л. и от которой он через несколько лет отказался. В «Г. и р.» социализм рисуется как нерыночный, нетоварный способ хозяйствования. Социалистическое гос-во Л. сравнивает с хорошей фабрикой или хорошей мастерской: все работают, все вносят свой трудовой вклад в общую «копилку», а потом все из этой «копилки» получают по формуле: от каждого по способности, каждому по труду. (Предполагается, что уровень сознательности и морали у всех людей достаточно высок, чтобы трудиться с полной отдачей сил.) Но все же, подчеркивает Ленин, социализм это «контроль и учет». Такой общ.-эк. строй означает максимально централизованную систему распределения, сосредоточение его монопольно в руках гос-ва (в действительности в руках государственных чиновников контролеров и учетчиков). «Опробованием» такой соц.-эк. модели на практике и был «военный коммунизм» главная причина гражданской войны в России, вогнавший страну во «мглу». В марте 1922 г., Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма», фил. завещание. В русской философской и общественной мысли, считает Ленин, есть солидная материалистическая традиция. Крупные фил.-материалисты могут быть и из некоммунистов. |
26.2. Философия марксизма. Русский марксизм И те и другие (коммунисты и некоммунисты) должны объединить свои силы «в борьбе с фил. реакцией и с фил. предрассудками так называемого «образованного общества» под последним Ленин подразумевает общество буржуазное. Другой пункт программы (Завещания) Ленина союз материалистической философии с современным естествознанием «Легальный марксизм». На рубеже XIXXX веков марксизм в России привлек к себе внимание и интерес не только леворадикальной, но и либеральной интеллигенции, выступившей с обоснованием и изложением своих взглядов в легальной печати (отсюда и название этого течения). Эта интеллигенция (совсем еще юная по возрасту) была заражена общей атмосферой своего времени духом приближающейся революции, которую она себе тогда представляла в идеализированном, романтическом облике. В 90-е годы народничество, с его утопической верой в небуржуазный путь развития России, потерпело поражение. Эту веру сменила вера в общественный прогресс, кот. нес с собой капитализм, создавая промышленность и перестраивая с/х. Революционные марксисты (Плеханов, Ленин) в капитализации России выше всего ценили социально-классовый процесс становление, самовоспитание пролетариата; развитие капиталистического хозяйства для них не имело самодовлеющего значения. Для «легальных» же марксистов Н. А. Бердяева, С. И. Булгакова, П. Б. Струве развитие капиталистической промышленности, т.е. буржуазная цивилизованность, были самоценны, а «революционно-классовая сторона марксизма отходила на второй план». Для этих мыслителей «легальный марксизм» был только этапом их интеллектуальной и гражданской биографии, пришедшимся на 18941900 годы. Но уже в 1901 1902 гг. они резко меняют свои взгляды от марксизма к идеализму, как достаточно ясно сформулировал суть такой эволюции взглядов Булгаков. В то же время все «легальные марксисты» (в особенности Бердяев) до конца жизни продолжали ценить Маркса. Но и в период своей маркс. юности Бердяев относил себя к «критическим марксистам»: он разделял социальные идеи Маркса, оставаясь идеалистом, религиозно настроенным человеком в фил. Самая высшая ценность мира свобода, только она может оправдать и революцию. Но если под флагом борьбы за свободу выступают силы тоталитаризма, подавляющие свободу личности, Бердяев отказывался быть революционером. Подлинная революция революция духа, открывающая безграничный простор для творчества. Истина, добро и красота, писал Бердяев, не зависят от социальной среды или борьбы классов. Не может быть классовой истины: истина одна. Но может быть классовая ложь: классы, как и люди, могут лгать по-разному. Б. отказывался мыслить «как все» .«Я не согласовался и не сливался ни с какими социальными группами», писал он. Но с каким бы пафосом ни провозглашали Б. и его единомышленники примат общечеловеческих ценностей над соблазнами и искушениями ближайшей минуты, будучи реалистами, они понимали, что их голос вряд ли будет услышан в массах, жаждущих немедленного равенства и перераспределения земных благ. Уже в начале века Б. предсказывал победу именно большевикам прямым наследникам не только Желябова и Перовской, но и Пугачева и Разина. Но в отличие от прошлых веков, когда массовые движения были стихийны, в XX веке массовое, стихийное сознание «соприкоснулось» с сознанием интеллигентским, теоретическим, каким в то время выступил марксизм, вышедший «из берегов» теории в непосредственную практику идеологической и соц.-полит. жизни. Такое сложное духовно-психическое образование обладало огромной взрывной силой, хотя сам марксизм был изменен почти до неузнаваемости: из науки он превратился в религию. Массам предлагалось в него просто верить. Такую же т. зрения на марксизм высказывал и Булгаков, опубликовавший в 1906 г. статью с весьма характерным названием: «Карл Маркс как религиозный тип». Уважая и ценя стремление Маркса к защите обездоленных в классово-антагонистическом обществе, перестроить само общество на началах равенства, справедливости и свободы, Булгаков не закрывает, однако, глаза и на «теневую сторону Марксова духа» человекобожие, т.е. низвержение святынь, высших идеалов и ценностей для того, чтобы на их место поставить «самого себя». В теоретическом отношении критика марксизма его бывшими сторонниками интересна и поучительна тем, что это есть критика философских идей как бы «изнутри» самих этих идей, т.е. их самокритика. |