Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Эскипулас выходит за рамки центральноамериканского субрегиона

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Международное значение опыта центральноамериканского урегулирования.

Международная проекция договора "Эскипулас" выходит за рамки центральноамериканского субрегиона. Сегодня можно выделить его локальное (субрегиональное), региональное (межамериканское) и глобальное значения. Специально следует подчеркнуть его роль с точки зрения интересов России.

На субрегиональном уровне самое важное это то, что удалось предотвратить полномасштабную войну в Центральной Америке с эвентуальным подключением к ней США, Кубы и СССР. Во всяком случае, так ситуация могла оцениваться вплоть до середины 80-х и начала "перестройки" в СССР. Однако риск срыва конфликта в неконтролируемую фазу и перехода его в новое качество помог правящим элитам латиноамериканских стран преодолеть привычку во всем уповать на ОАГ и заставил взять дело собственного "спасения" в свои руки ("Контадора", Группа поддержки, "Эскипулас").

Принципиальную важность имело осознание народами стран Центральной Америки себя как равноправных участников международных отношений. Оно логически вытекало из признания объективного и сугубо локального, а не внерегионального, характера причин конфликта бедности, слаборазвитости, социальной и политической неустроенности, привычки во всем следовать интересам США. Отмечалось, что, хотя "США и Советский Союз были участниками конфликта, они не являлись его причиной"^ В аналогичном смысле высказалась и "Комиссия Киссинджера".

Из признания долгосрочного и объективного характера причин кризиса проистекала необходимость преобразования организаций, созданных ad hoc, для решения текущих проблем, в органы, действующие на постоянной основе и занимающиеся мониторингом кризогенных факторов. Так, вслед за "Контадорой" и Группой поддержки в 1986 г. появляются Группа Рио, а вслед за "Эскипулас", в 1991 г. Система центральноаме-

риканской интеграции (СЦАИ) и рамочный Договор о демократической безопасности Центральной Америки (1995). То есть стало возможным констатировать начало выработки Центральной Америкой собственных представлений о "демократической безопасности XXI в." и попыток создания для этого соответствующих механизмов.

Обратимся теперь к межамериканской системе и ОАГ. Нередко говорится о том, что ОАГ ничего не сделала в деле урегулирования кризиса. При этом забывают, что именно она дала "путевку в жизнь" сандинист-ской власти в Никарагуа в 1979 г., предотвратив эвентуальную интервенцию под флагом "межамериканских сил", на которой настаивали США. В дальнейшем, однако, ОАГ не могла пользоваться доверием конфликтующих сторон по той простой причине, что США явно отождествляли себя с одной из них. Однако объяснять появление постоянно действующих органов политической координации латиноамериканских стран только повышенной "идеологизированностью" ОАГ было бы неверным. Конец идеологического противоборства, как известно, не привел к стагнации этих органов и возвращению всех дискуссий в рамки межамериканской системы. Наоборот, мы присутствуем при прогрессирующем процессе координации действий латиноамериканских стран на международной арене, в том числе в таких областях, которые ранее считались "заповедником" ОАГ, в частности в сфере безопасности. Главным следствием урегулирования центральноамериканского кризиса для межамериканских отношений стало, на наш взгляд, окончательное разделение экономических, политических, военных и т.д. интересов стран Западного полушария на "межамериканские", т.е. те, реализация которых зависит от сотрудничества с США и которые должны рассматриваться в рамках межамериканской системы, и на собственно латиноамериканские, вклю-чая сюда же и центральноамериканские, подлежащие ведению их собственных региональных и субрегиональных организаций.

Осознание Латинской Америкой своих национальных интересов дает сегодня выход на глобальные сюжеты. Складываются предпосылки для выступления региона в качестве нового, самостоятельного центра силы в мировой политике и экономике. В том, что касается, в частности, Центральной Америки, такая стратегическая цель этого субрегиона была обозначена на встрече министров иностранных дел Коста-Рики, Сальвадора, Никарагуа, Гватемалы и Гондураса с Е.М.Примаковым, состоявшейся в декабре 1997 г. в столице Коста-Рики Сан-Хосе.

Значение этого обстоятельства для России трудно переоценить. Отстаивая идею многополюсного мира, принципиально верную в условиях усложнения глобальных проблем, Россия сталкивается с растущим противодействием США, стремящихся сохранить монопольное положение единственной "сверхдержавы". Потеряв былых союзников, она борется против попыток своих вчерашних противников максимизировать выгоды геополитического характера, полученные ими в Европе и Азии в результате распада СССР. Новая самостоятельная роль Латинской Америки в мировых делах может дать России возможность попытаться как-то уравновесить мировой геополитический дисбаланс путем интенсификации сотрудничества со странами этого региона в политической области и в сфере безопасности.

Основные направления этого сотрудничества видятся нам, в частности, в необходимости более четкой систематизации правовой основы современных международных отношений. Их прогрессирующая интернационализация обусловливает выход за пределы национальной юрисдикции многих проблем, считавшихся ранее сугубо внутренним делом каждого государства (вопрос о правах человека, экология, борьба с терроризмом, наркобизнесом, преступностью и т.п.). Сохранение в современном праве многочисленных лакун теоретического характера играет на руку сторонникам "однополюсного" мира, вообще не особо нуждающимся в каких-либо правовых препонах для безудержной внешней экспансии своего внутреннего законодательства. Уже сегодня практика международных отношений демонстрирует многочисленные примеры попыток США придать экстерриториальный характер внутренним правовым нормам (Закон Хелмса-Бертона, законодательство об "экологическом и социальном демпинге" из развивающихся государств, нормы, предоставляющие американским "силовикам" право "преследования по горячим следам" на территории соседних государств и т.д.). Объединение усилий России и латиноамериканских стран по обеспечению международно-правовой безопасности, о необходимости которого уже неоднократно заходила речь с латиноамериканской стороны^, одно из важнейших условий построения многополюсного мира. Такое взаимодействие могло бы получить изначальный импульс как на двустороннем по линии контактов международно-правовых отделов МИД России и латиноамериканских государств, так и на многостороннем уровне в международных организациях и по линии Комиссии международного права ООН. Хорошей возможностью для начала этого сотрудничества могла бы стать 3-ья юбилейная мирная конференция, которую намечено провести в Гааге и Санкт-Петербурге. Как известно, на 1-й (1899 г.) и, особенно, на 2-й (1907 г.) мирных конференциях в Гааге, созванных по инициативе России, были сделаны первые шаги в деле координации международно-правовых позиций России и стран латиноамериканского региона.

Большое значение могли бы иметь также и связи ученых-политологов. Современность ставит перед ними ряд важных проблем. Например, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что позитивных международных результатов договора "Эскипулас" не было бы, если бы не существовало самого центральноамериканского конфликта как такового. А мировая практика дает нам немало примеров, когда что-то позитивное в международных отношениях является прямым следствием негативного. В рамках только Западного полушария мы можем назвать, например, Карибский кризис, создавший уникальный баланс сил вокруг Кубы, поддерживающий мир в этом субрегионе в течение вот уже более 35 лет. Если бы не война в Южной Атлантике, то вряд ли стоило бы рассчитывать на сближение Аргентины с Бразилией, формирование Меркосур и особого "центра силы" в районе Южного конуса, который сегодня двигает идею латиноамериканской интеграции...

В нашей политической науке уже признана зависимость, существующая между стабильностью и конфликтностью. Было отмечено, что "попытки задавить конфликты и конфликтность, предпринимавшиеся везде и во все времена, рано или поздно неизменно заканчивались тем,

что противоречия развития, выставленные в дверь, врывались назад через окно или иные "проемы", только более мощно и разрушительно, более жестоко и безжалостно по отношению к человеку"^ Задача, следовательно, не только в том, чтобы заранее стремиться исключить возможность любых конфликтов, а и в том, чтобы найти в них конструктивное начало, использовать его во благо, предотвратить "срыв" конфликта в неуправляемую стадию. Один из наиболее острых вопросов, стоящих сегодня перед конфликтологами всех стран, это определить, как обеспечить стабильность во внутреннем и внешнем развитии, не доводя неизбежные при этом противоречия до кризисов. И здесь, учитывая чрезвычайную усложненность всей системы общественных и международных отношений современного мира, не обойтись без многостороннего сотрудничества. Как отличить конструктивный конфликт от кризогенного? Как наилучшим образом обеспечить мониторинг конфликта? Управлять стадийностью процесса? Какие средства и методы мирного урегулирования избрать, если конфликт все-таки вышел из-под контроля? В этом опыт Латинской Америки, континента, менее всего затронутого опустошительными войнами и конфликтами, бушевавшими на земле в XX в., мог бы очень пригодиться России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 G. Caspar. Guerrillas en America Latina. Santiago de Chile, 1997, p. 26.

2 Мексика Россия. Новый этап в развитии двусторонних отношений. К официальному визиту в Москву министра иностранных дел Мексики Хосе Анхеля Гурриа. Москва, январь 1997.

3 Н.К о с ола п о в. Конфликты постсоветского пространства: фактор стабильности? (статья четвертая). Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 2, с. 6.




1. Оператор выбора
2. 2К. Электровозы приписаны к основному депо А где производятся все виды деповского ремонта.1
3. модуль 4 Налоги и налогообложение Вариант 8 Определить НДС подлежащий уплате в бюджет и заполнить н
4. политическую и правовую жизнь
5. Таможенный режим таможенного склада
6.  Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка 1
7. Здания возводимые на просадочных грунтах
8. Уровень жизни и бедности
9. Вальтер Беньямин
10. ПИСЬМЕННЫЕ БУКВЫ «С, с».html
11. а Поэтому дальнейшее уменьшение времени переключения электронных схем не позволит существенно повысить пр
12. Лекция ’4 Изгибающие моменты и напряжения от газовых сил В общем случае на лопатку действуют ра.html
13. Экономическая теория
14. Тема 9 Независимая Украина- проблемы трансформации общества 19
15. Тема- Факторы влияющие на условия труда и их классификация Цель- изучение факторов влияющих на условия
16. тема Российской Федерации- проблемы и тенденции развития
17. реферату- Організація соціологічних досліджень методи збирання та аналізу соціологічної інформаціїРозділ-
18. Ответы к государственному экзамену для специализации «Экономика в СКС и туризме»
19. Topic 1 Globliztion is the tendency for the world economy to work s one until led by lrge interntionl compnies doing business ll over the world
20. Реферат- Проектирование устройства сбора данных