Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7
4.3. Антропогенез и многомерность человека.
План:
1. Человек и мир в современной философии
2. Концепции и типологии сущности человека
3.Антропосоциогенез и его комплексный характер
4. Глобальные проблемы человечества
1. ″В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности: либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме…; либо человек чувствует себя … заброшенным в этот мир, во власть слепой … судьбы. Так, в античности человек … просто часть мира, … вид наряду с другими видами. … Появившаяся вскоре после крушения античности, … христианская религия констатировала распад … цельности мира. Теперь мир арена борьбы двух противоположных сил, двух царств Света и Тьмы, Бога и Дьявола. … Когда христианская религия окрепла…, она построила новый дом, новый … космос. … Реальными были круги ада, … чистилище, горний мир … Божества. Снова появился замкнутый в себе мир, снова дом, в котором может жить человек. Стены этого дома рухнули после открытий Галилео Галилея (1564-1642) и Николая Коперника (1473-1543). Беспредельность надвинулась … и человек оказался в мире, … реальность которого не позволяла видеть в нем прежний дом. Эпоха бездомности господствует … в мироощущении … большинства людей.″3
Проблема положения человека в мире начала анализироваться в средние века, её актуальность стала расти с началом эпохи бездомности человека. Сначала она решалась в контексте отношения природы (часть её - человек) к Богу. Затем человек начал природе все более противопоставляться. ″Пантеизм [Кузанский] приравнивал природу к Богу, теизм [Августин] разделял их. Как венец творения и посредника между природой и культурой рассматривал Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)…; Гегель же … толковал природу как временно скрытый и бессильный дух.″4 Уже ″в Новое время получает распространение … отношение к природе как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний. … И … принцип преобразующей деятельности … привел … к появлению глобальных экологических проблем.″5 Одним из подходов в решении проблемы обретения человеком дома в мире стала концепция Вернадского. ″Биосфера, по Вернадскому, - земная оболочка, охваченная биологической жизнью.… С … развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу [сферу разума]. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами природы и развивая технику, … преобразует природу согласно его потребностям, поэтому ноосфера имеет тенденцию к … расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Вернадский один из создателей антропокосмизма системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.″6
2. ″Люди отличаются друг от друга по своим наклонностям, устремлениям, способам решать жизненные задачи. … Уже давно замечено, что каждый человек относится по преимуществу к какому-нибудь типу личности и всех людей можно разделить … на различные типы. … В античности людей делили на гиликов (телесный тип), психиков (душевный) и пневматиков (духовный). Уже при рождении решалось, проведет ли человек свою жизнь в гилическом или пневматическом состоянии.″7 В эпоху доминирования христианства в Европе считалось, что тип человека лишь один. На основе христианской парадигмы лишь в XX веке появились типологии человека, например, Георгия Ивановича Гурджиева (1872-1949) и Льва Шестова (1866-1938) . Вот учение ″Гурджиева о пяти типах человека: физический человек … погружен в сферу … материальных интересов…; эмоциональный человек … живет преимущественно эмоциями, а не разумом, человек с недостаточно развитым интеллектом…; человек интеллектуальный сухой, рассудочный, строящий вокруг себя упорядоченный мир…; «человек пути» … человек сам себя делающий, человек как результат серьезных внутренних усилий…; собственно человек … стал целостным, гармоничным, живет … объективным сознанием, сам организует свою жизнь... Таких людей, по Гурджйеву, очень мало, но сотня подобных личностей могла бы изменить жизнь на Земле.″8 ″По мнению Шестова, … и Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), и Библия правы: часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучается им, а другие от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают об избыточном.″9 Другой синтез идей Дарвина и христианства представляет учение о сущности человека Ницше. ″Ницше полагал, что … в массе своей люди остаются супершимпанзе.… Единственными представителями истинной человечности являются … лишь философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. …. Надо, считал Ницше, … работать над воспитанием в себе философа, художника или святого.″10
″Современная философская ситуация характеризуется … кризисом … проблемы человека, который обусловлен … признанием невозможности создания целостной модели человека, способной синтезировать основные философские и научные достижения.″11 Это привело к появлению философской антропологии как течения в философии. ″Для представителей этого направления … незавершенным, открытым остается само существование человека″12, его основные представители Макс Шелер (1874-1928), Хельмут Плеснер (1892-1985) и Арнольд Гелен (1904-1976). Выступая против учения Дарвина, ″Шелер … полагает, что есть жизнь и еще есть дух. … Каждый человек должен сбегать в сферу духа, поймать там … сущность, … и положить эту сущность в качестве основания своей жизни. …А вот обезьяна не сбегала, не одухотворилась. [Потому] обезьяна живет в замкнутом мире, а человек в открытом. … Животное всегда содержательно. … Человек бессодержателен. Он всегда пуст. … В пустоте человек превращается в личность, в того, кто может возвыситься над собой, над жизнью.″13 Концепция Плеснера появилась как реакция на учение о человеке Хайдеггера. ″Кто может бояться? Ответ на этот вопрос отделил Хайдеггера от философских антропологов. У Хайдеггера страх фундаментальнее, первичнее телесности. У Плеснера тело более фундаментальное понятие, чем страх. … Антропология Хайдеггера помещает страх в структуре бытия вне зависимости от того, имеет человек тело или нет. … Плеснер делает экзистенцию производной от тела. У него боится тело, и в этом смысле страх не принадлежит только человеку. … Теория … Плеснера устраняет точку поворота человека к самому себе и относит его «к одному ряду вместе со всеми вещами этого мира».″14 При этом Плеснер, как и Шелер, подчеркивает сущностное отличие человека от иных живых существ, трактуя ″человека как эксцентрическое существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к … самоизменению, поскольку оно всегда пребывает … в «ничто».″15 В свою очередь, Гелен стремится ″построить нулевой дискурс, т. е. помыслить человека за пределами бинарного мышления.″16 ″Особое положение человека обусловлено отсутствием инстинкта самосохранения. Возникающий … избыток побуждений … нуждается в управлении; [ею] нужно руководить.″17 Отнологический нигилизм философской антропологии усилилась в постмодернизме. Под влиянием Фуко ″одним из лозунгов философии постмодерна стала идея ″смерти субъекта″, растворения человека в витальных, технических, семантических и других процессах.″18
″Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество).…. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа, дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы …, определяемые не только через его биологические особенности…, но и через спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, … во-вторых, как … начало, индивидуализирующее человека в обществе…. Дух воплощает в себе … идею ″человечности″ как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек как ″разумное животное″) и социальности (″человек это политическое животное″). Вместе с тем в понятии духа отражается не только феномен ″духовности″ как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе ″Я″, самосознания. Конкретный человек это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность″19.
Из ряда философских концепций многомерности человеческой сущности приведем две. ″Можно сказать, что у человека два Я внешнее и внутреннее. … Внешнее Я это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее Я … скрытое ядро личности…, все наши страсти, желания, [иными словами, пишет] Гурджиев, каждый человек имеет сущность и личность. Сущность характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей…. Личность составляет все, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни. Личность то в нас, что не наше. Как правило, у людей очень мало своего собственного.″20 В свою очередь, ″Ясперс выделял пять … особенностей, человека как метафизического существа. По его мнению, наша метафизическая сущность проявляется в следующем: в неудовлетворенности…; в стремлении к безусловному…; в беспрестанном стремлении к единому…; в сознании непостижимого воспоминания, как будто он знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения….; в сознании бессмертия не как продолжения жизни в другом образе, а как своей укрытости в вечности″21.
″Категория «сущность» является … абстракцией, отражающей качественную специфику предмета, его наиболее важные … свойства, обуславливающие его изменения. Сущность человека выявляется в особом характере предметной деятельности, в процессе которой происходит ... взаимодействие творческих сил человека с природным материалом и данной социально-экономической структурой. Реальный образ человека (его действительность) … включает в себя не только его родовую сущность, но и конкретно-историческое существование. Категория «существование» обозначает наличное бытия … индивида в его повседневной деятельности. … Существование …включает в себя не только проявление сущностных сил человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических, нравственных, психологических качеств. Существование человека представляет собой форму проявления его сущности.″22 В процессе ″человеческого самоосуществления в мире…., существование предшествует сущности″ (Сартр).″23
3. ″То, что возник человек, было … случайностью, непредсказуемой мутацией. … Сегодняшний человек Homo sapiens (человек разумный) … не приспособлен к природе и не должен был бы выжить. … Но такая неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. В отличие от животного, человек появляется на свет с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно, кроме некоторых инстинктов и … предрасположенностей.″24 В данной связи важно отметить неоднозначность отношения человека к природе. ″Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы. … В современном понимании человек предстает не просто как часть природы, а как высший продукт её развития, … не просто продукт окружающей среды, но и творец её. Посредством осознанно-целенаправленных действий человек активно изменяет среду и в ходе её преобразования изменяется и сам. ... Преобразованная человеческим трудом объективная реальность, продукты человеческого труда становятся человеческой реальностью, … «второй природой». [А] бытие «второй природы» представляет собой единство природного материала и опредмеченного духовного знания человека производителя, иными словами, её бытие носит социально-исторический характер.″25Таким образом, ″если поддержание органической жизни носит приспособительный, адаптивный характер, то деятельность человека, вырастая из поведения … животных форм, обретает новое качество она становится адаптивно-адаптирующей.″26 Она шла по двум направлениям как следствие трудовой деятельности и как следствие символизации всего бытия.
Можно согласиться с Энгельсом в том, что труд сильно повлиял на антропогенез. ″Развитие орудийных навыков потребовало и повлекло за собой перестройку всей системы информационного обеспечения жизнедеятельности. Орудия целенаправленно обработанные человеком предметы внешнего мира становятся теперь не только проводниками воздействия на другие предметы с целью получения полезных результатов. Наряду с этим у орудий появляется новое качество они превращаются в носители информации, … вместе с ростом разнообразия и сложности орудийных воздействий люди получали возможность постижения все новых и новых свойств окружающего их мира.″27 Но, как отметил Эрнст Кассирер (1874-1945), ″производство любых орудий и вообще любая культурная деятельность человека были направлены не столько … на увеличение добычи пищи, сколько на укрощение самого себя, на поиски того, куда реализовать …потенциальные возможности. … Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой [который также осуществлялся с помощью символов: лишь они могли] внести … значение в каждую часть своей жизни.″28
Оба эти процесса генезиса духовной и материальной сфер культуры шли синхронно с появлением и развитием членораздельной речи. Так ″в информационное управление поведением человека включается новая важнейшая составляющая наряду с нейронными структурами нервной системы и во взаимодействии с ними функционируют внесоматические культурные коды, хранящие несравненно большие запасы знаний, чем это было доступно отдельным индивидам. … [Теперь] поддержание этой продуктивности на уровне, достаточном для жизнеобеспечения при данных условиях, обеспечивалось двояким образом: во-первых, применением эффективных орудий и технологий, а во-вторых, объединением трудовых усилий всех членов сообщества. … Таким образом, антропогенез сопрягается с активно на него влияющим социогенезом. ″29
4. Теперь, на рубеже XX-XXI веков, вследствие человеческой деятельности большое значение приобрела проблема в сфере экологии. ″Экология наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Любой вид организмов в ходе эволюции приспосабливается к условиям своего бытия, стремясь достичь во всех связях с неорганической природой и другими формами жизни важных преимуществ перед иными видами живых существ, живущих в тех же условиях. В результате тысячелетней эволюции образовалась динамическая равновесная система в живой природе биосфера. С развитием промышленно-практической и социальной деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды, последствия которого часто наносят … вред биосфере, нарушают баланс естественных процессов (отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь … и т.п.).″30 ″Современный экологический кризис требует … пересмотра наших взглядов на природу. Мы должны отказаться от … установок на безудержную эксплуатацию и безоглядное преобразование, на господство над природой…″31, ведь ″насилие над природой, её разрушение … угрожают самому существованию человека″32 как существа. Сам ″ход глобальной эволюции живого выражается теперь в форме … взаимосвязи и взаимозависимости между человеческим обществом и биосферой, т.е. совместного развития (коэволюции), как необходимого способа сохранения живого на Земле, в том числе самого человека.″33
Глобальный экологический кризис лишь одна из глобальных проблем современности. Глобальные проблемы современности - проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества.… Могут быть выделены три группы Г.П.С. 1) Проблемы предотвращения … термоядерной войны, … устранения экономической отсталости отдельных стран; ликвидация голода, нищеты и неграмотности. 2) Проблемы, возникшие в результате взаимодействия общества и природы. Необходимы … усилия по предотвращению [усугубления экологического кризиса]…, обеспечение человечества сырьем и продовольствием… и др. 3) Проблемы, обусловленные отношением человека и общества: возникли задачи ограничения … роста населения; … предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса … и др. Глобальность данных проблем определяется тем, что они … касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой.″34
Литература:
3 Губин В.Д. Философия: учебник. М., 2009. С. 32-33.
4 Философский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 364.
5 Барковская А.В. Природа // Новейший философский словарь. 3-е издание, испр. - Мн., 2003. - С. 800.
6 Философский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 63.
7 Губин В.Д. Философия: учебник. С. 70-71.
8 Там же. С. 76-77.
9 Там же. С. 57.
10 Там же. С. 58-59.
11 Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь. 3-е издание, испр. - Мн., 2003. С. 1173.
12 Философский энциклопедический словарь. С. 485.
13 Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др. С. 594-596.
14 Там же. С. 601-602.
15 Философский энциклопедический словарь. С. 344.
16 Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др. С. 606-607.
17 Философский энциклопедический словарь. С. 93.
18 Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь. С. 1174.
19 Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь. 3-е издание, испр. - Мн., 2003. С. 1173.
20 Губин В.Д. Философия: учебник. С. 68-69.
21 Там же. С. 60-61.
22 Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2008. - С. 641.
23 Тузова Т.М. Экзистенция // Новейший философский словарь. 3-е издание, испр. - Мн., 2003. С. 1214.
24 Там же. С. 52.
25 Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2008. - С. 640.
26 Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др. С. 506.
27 Там же. С. 506-507.
28 Губин В.Д. Философия: учебник. М., 2009. С. 56-57.
29 Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др. С. 507-508.
30 Философский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 534-544.
31 Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2008. - С. 642.
32 Губин В.Д. Философия: учебник. С. 212.
33 Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 784 с. - С. 290.
34 Водопьянов П.А. Глобальные проблемы современности // Новейший философский словарь: 3-е издание, исправленное. Мн.: Книжный дом, 2003. - С. 249.