Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
Введение
. Факт в журналистском произведении
.1 Определение факта, его природа и виды в журналистике
.2 Оценка факта в журналистском произведении
.3 Факт и образ в журналистском произведении
. Место факта в разных жанрах журналистики
.1 Факт в информационных жанрах
.2 Факт в аналитических жанрах
.3 Факт в художественно-публицистических жанрах
Заключение
Список литературы
Введение
Как известно в основе любого журналистского произведения лежат факты - своеобразные кирпичики, из которых состоит вся его структура. Поэтому таким важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того, чтобы успешного оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности. Поскольку при этом возникает противоречие - отождествление факта и события, то отражение оригинала не является самым оригиналом.
Объектом этого исследования является само понятие «факт» - как единица объективной действительности.
Предмет исследования - факт в контексте журналистского произведения, его значение и функции.
Методы исследования - анализ теоретической базы, учебников, научных работ, статей; анализ практической базы, собственно журналистских произведений; обобщение и систематизация полученных данных;
Цель работы - сформулировать природу факта, определить его виды и на конкретных примерах рассмотреть использование факта в журналистских произведениях.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, я сформулировал следующие задачи:
· Определить природу и назначение факта;
· Рассмотреть такое понятие как "образ" в журналистском произведении;
· Определить критерии достоверности факта;
· Определить, какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• Исследован вопрос объективности факта, как явления, который отображает содержание события;
• Проанализирована природа факта как явления объективной действительности;
• Выявлены характерные особенности воплощения факта в разных по жанровой тематике журналистских произведениях.
Цель научной работы - определение места факта в журналистике и выявление границы, где объективная информация, которая содержится в факте, становится субъективной, то есть интерпретированной журналистом.
Факт - микроскопическая частица реальной действительности. С его помощью журналист может указать на связь реальной конкретной ситуации с масштабной общественной проблемой, продемонстрировать степень своей заинтересованности ситуацией, определить варианты развития событий и т.п.
Однако сложность рассмотрения этого понятия заключается в том, что сам по себе факт - многоплановый. А тот факт, который вписан в систему суждений, в процесс довода, в тот или иной обобщающий журналистский материал, теряет свою естественную многогранность, освещается какой-то одной стороной, то есть становится уже не реальным фактом, а отображенным сквозь сознание и понимание автора произведения.
Исходя из целей и задач, курсовая робота имеет следующую структуру: введение, основная часть, которая составляется с двух разделов, в первом разделе рассматриваются теоретические аспекты темы, второй непосредственно основанный на конкретных примерах, вывод, список использованной литературы и приложения.
1. Факт в журналистском произведении
.1 Определение факта, его природа и виды в журналистике
Факт (от лат. Factum - свершившееся) - действительное событие, явление, случай.
Объектом журналистского отображения может быть как сама действительность, так и социальные явления, и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится целый мир во всех его проявлениях.
Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно-значащих событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, разных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации оказывается авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, много авторов сходятся на том, что содержание факта - это объективное отображение события, которое находится вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отображение, субъективная.
Ведь факт, как явление действительности, можно классифицировать в следующем порядке:
. Факт как элемент действительности.
. Факт как элемент сознания.
. Факт как элемент текста.
В первом случае он - источник информации, объект познания. Во втором - он оказывается и средством познания: мы пользуемся им приблизительно так же, как моделями любого из объектов реальности, рассматривая их с разных сторон, наблюдая за их поведением в разных условиях, и тем самым получаем дополнительную информацию, которая приближает по смыслу факт сознания с фактом действительности. В третьем случае доминирующей функцией оказывается функция сохранения информации в материальной форме. При этом факт сохраняет и первые два ряда функций: они реализуются при контакте текста с аудиторией.
Для журналистов объективное освещение событий означает суровое соблюдение фактов. А как же быть с авторскими комментариями, соображениями, мыслями? Если в хронологической информации нужно обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, которые подтверждают тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственное трактование и оценку.
Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мыслей. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме непредубежденного описания. В последнее время, однако, теория объективности постоянно допускает аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки непредубежденного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналист должен помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактованием, интерпретацией.
Что же в таком случае понимают под «фактом»? Факт в журналистике можно определить как достоверное отображение фрагмента реальности, которая владеет социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель разной действительности. Для полного и адекватного отображения разных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются разнообразные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним явное доверие у людей.
Но в какой мере можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже есть оценка, которая отображает не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены, во-вторых, какие цели преследовали респонденты, которые сообщили о тех или иных фактах, в-третьих, четко отличать факты науки от будничных фактов.
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда является итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений, и тем более необходимо применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные выводы, статистические выкладки, результаты экспериментов и др.
Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, предоставляя авторским соображением особую убедительность.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно очертить то или другое явление, раскрыть суть проблемы, показать динамику развития события, в конце концов, сделать на них основе выводы.
Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разный характер: от простой констатации к развернутым положениям. Точность и достоверность - основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобному роду сведений.
Рядом с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые будничные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятие непосредственного, конкретно-чувствительного, что запоминается в единства эмоциональной реакции и логического осознания того, что произошло. Если признать будничное сознание "колыбелью" общественного сознания, то можно говорить о будничном факте как о первоначальном содержательном элементе, который владеет достоверностью непосредственного наблюдения, которое отбивает в сознании человека "дискретный кусок действительности". Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.д. Ценность будничных фактов заключается в том, что за ними можно увидеть реалии социального жизни людей.
В основе будничного факта лежат не только какие-то моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность будничных фактов - жизнеподобое. В отличие от фактов науки они носят синкретический характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или другого явления. Обращение журналистов к подобному роду фактов может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с них помощью можно воссоздать обычный и познаваемый читателями фон того или другого фрагмента действительности, во-вторых, оказать мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункциональное: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доводов.
1.2 Оценка факта в журналистском произведении
Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты за отображенными в них явлениями, за образами фиксирования, типами описания, уровнем обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике - достоверное отображение фрагмента действительности, которая владеет реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разного рода факты.
Ученые увидели серьезную необходимость различать онтологическое и гносеологическое содержание этого понятия. В онтологическом смысле факт - "единица реальности, доступная наблюдению, но существующая независимо от сознания человека"; в гносеологическом - "фрагмент сознания, которое отображает единицу реальности".
Другое дело, когда нужно стремиться к максимальному соответствию нашего представления о реальности - с ней самой. Препятствий здесь много. Чуть ли не главная из них состоит в том, что факт реальности не подвергается рассмотрению сам по себе. Выхваченный с системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, которая искажает действительность. Это объясняется тем, что в силу своей творческой природы, сознание, не отобразивши реальных отношений факта, способно включить факт в систему других связей - несущественных, второстепенных, а то и вообще призрачных. Именно поэтому факты могут ничего не означать, когда они подаются бессистемно, без связи с другими фактами. Они могут означать очень много, иметь решающее значение, когда рассматриваются в связи с другими фактами, с определенными логическими законами, имеющейся системой знаний.
Факт становится доступным только в форме суждения, поэтому реальность существует независимо от человека, а факт - нет. На самом деле человек выделяет какой-либо фрагмент, а в нем - определенный аспект (событие); потом он "переводит" свое знание о действительности (событие) на "естественный" язык, строит знание в виде суждения о предмете, потом проверяет, правдиво ли данное суждение, или ошибочно. И только тогда, когда окажется, что суждение правдивое - то, что описано в этом суждении, становится фактом.
Суждение может быть разным по смыслу, но содержать один и тот же факт. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался правдивым.
Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, то есть сделать его достоверным, означает осуществить его верификацию. Другой вопрос, который не всегда является возможным, это то, что иногда приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.
Достоверный факт - это суждения о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.
Недостоверный факт - это суждения о событии, подтвердить которое оказалось невозможным.
Если суждение в результате верификации оказалось ошибочным, то о факт, как таковом, не может быть и речи.
Одним из источников возникновения суждений является событие. В событии есть только одно свойство или признак - то, что она состоялась (или не состоялась). Состоялись выборы губернатора - событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно проверить; в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и становятся ошибочными, другие - подтверждаются и тогда превращаются в факты.
Но есть и оценочные суждения - мысли, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают или само событие, или факт, то есть истинное суждение о событии. События оцениваются эмоционально, факты - как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимые друг от друга.
Часто суждений бывает несколько, они образовывают своего рода кончики пальцец признаков события. Последние должны характеризовать и участников события, и характер действия, и обстоятельства, при которых происходило событие, в частности его времени и пространственные границы.
Совокупность истинных суждений о событии, которые образовывают завершенный сюжет этого события, может быть названная реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии - вербального факта.
Для правильной квалификации суждений о той или другом событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Такую структуру изучает особая научная дисциплина - теория языковых актов, или языковая прагматика. В ней, в частности, выделяют такие важные понятия, как мотивирование и ориентированность.
Мотивирование языкового акта - один из видов пресупозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию.
Ориентированность языкового акта предполагает важное отличие его адресата и аудитории. Адресат - всегда конкретное лицо, группа, аудитория.
.3 Факт и образ в журналистском произведении
Факт - это всегда результат выбора из большого количества событий такого события, которое, по мнению автора, имеет существенное значение.
Образ - это воспроизведения осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков - с помощью языка и т.п.
Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы высказать более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят события, интересные и важные своими повторяемыми свойствами, которые имеют морально-политическое значение. Журналисты хотят информировать общество о таких повторяемых событиях. Они ищут такие события и такие лица, в индивидуальности которых показываются существенные свойства жизни, важные для общества, которые хотят показать особенно выразительно, ярко, значительно. Иначе говоря, избирают для своего изображения типологические явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, которые имеют общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воссоздать реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образа лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Они воссоздают типичные явления такими, которыми они были в действительности.
Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставят перед собой такой задачи и изображают явления жизни не ради типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересная в том или ином отношении. Это фактографические образы.
В последнее время в связи с осложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям подобные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-то обобщений. В результате возникают образы, которые передают информацию о том, что где-то произошло. Фактографические образы воссоздают явления жизни, которые отмечаются своей индивидуальностью. Иллюстративные образы воссоздают явления, ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не меняют индивидуальности явлений, показывая их такими, которыми они были в действительности. В создании тех или иных образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не оказывается очень заметно.
В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются произведением творческой мысли и воображения автора.
Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типичные явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это по-другому. Автор вводит в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более четко, ярко, закончено воплощали в себе существенные особенности.
Типизация - это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства его явлений получают усиленное, преувеличенное выражение в их новых, выдуманных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться с помощью изображения ее явлений только в образах, а не в абстрактных понятиях.
Другое отличительное свойство художественных образов - это их выразительно ощутимая эмоциональность. Журналисты высказывают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого - деталями, а также внешними средствами изображения - речью, соединениями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т.п. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.
Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда есть основному и самодовлеющему средством выражения содержания этих произведений.
В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только "заражает" своими настроениями, но и эстетично влияет на читателей, ориентируясь на их воображение.
Журналистскому тексту противопоказана густая "регистрация" визуальных частей предметов и большое количество "вспомогательных" подробностей. Вместе с тем нежелательны и суммарные, тезисно-схематические обозначения при отсутствия деталей, штрихов. Словесный текст отвечает требованиям искусства, если автором найдены какие-то яркие детали и подробности, которые воссоздают предмет в целостности его вида. Только в этих случаях читатель сможет "дорисовать" в воображении обозначенное словами. При восприятии такого произведения важная роль принадлежит ассоциациям - всяческим сопоставлением предметов и явлений.
В ассоциациях читателя, которые вызываются вербально-художественными образами, много индивидуального и произвольного. И это один из законов восприятия. Находясь "под властью магии" вербального искусства, погрузившись в мир прихотливо непостоянных представлений, вызванных текстом, читатель становится своего рода соучастником создания образов.
2. Место факта в разных жанрах журналистики
.1 Факт в информационных жанрах
факт информация журналистика публицистический
Как известно, к информационным жанрам относятся заметка, репортаж и интервью. Их основное назначение - сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей. Им присущие наиболее усвоенные методы сбора информации: наблюдение, опрос, читка документов.
В хронологической заметке новость может быть отображена в каком-нибудь факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события. Об актуальном факте журналист может сообщить как к началу события, например, используя такие клише, как "завтра, в такое-то время намечается очередной запуск космического корабля...", так и после его завершения, например, "вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей...". В такого рода заметках, как правило, используются один или два опорных факта, которые даются без комментариев или каких-нибудь подробности.
В заметке используются разнообразные образы подачи фактов. Например, М. Шостак выделяет два варианта информирования: "жесткое" и "мягкое". В первом случае журналист оперативно информирует читателей о событии. "Жесткая" новость представляет короткий, точнее краткий вариант, в котором излагается только суть события. В "мягких" новостях оперативность ослаблена, зато введенный момент интриги, активнее используется деталь.
Примером «жестких» новостей может служить такая заметка "Женщина спрятала ребенка в сумке". Заметка написанная за классической формулой римского оратора и отвечает на вопрос: "что", "где", "когда".
В "мягких" новостях акцент делается на подробности или на интересную деталь. Мягкие новость рекомендуется при низкой значимости события или когда необходимый другой тон разговора, когда ослаблены или совсем отсутствуют оперативные или информационные поводы. Говоря о значимости события, нужно всегда помнить о степени аутентичности фактов. Такими будут полагать только те из них, которые максимально приближены к событию по времени и пространству. Сообщение об исчезновении музейного экспоната, о котором журналист напишет неделю спустя, едва ли кого заинтересует, если к нему не добавить каких-то пикантных подробностей.
Информационная заметка под названием "Новый АН может пролететь над Киевом" является примером "мягкой" подачи информации. В ней авторы сообщают о выходе нового самолета, который есть основным содержательным фактом этого материала, но чтобы привлечь внимание аудитории журналисты прибавляют интересный элемент - информацию о вероятном полете этого самолета над Киевом девятого мая.
Таким образом, в основе хроникальной информации лежат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности избирается "жесткое" или "мягкое" информирование. В заметках, как правило, используются общественно значимые факты. При подготовке материала журналисту важно сделать их правильный отбор.
Рассмотрим теперь, как позиционируются факты в репортаже. Предмет репортажного отображения это не какое-то законченное событие, а определенный процесс или действие. Журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, высказав к нему свое отношение. "Наглядность" в репортаже достигается благодаря использованию разных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание потому, что разворачивается на его глазах. Не редко для репортажа используют фотографии. Фотофакт - это частный случай факта как средства выражения информации. Примером его использования есть фоторепортажи из места события (Приложение 1).
Большая роль в репортаже отводится автору. Он - главный распорядитель всего действия. Именно от автора зависит, в каком порядке будут приподняты факты, какая картина действительности будет "освещена" наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репортажа. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному: через внутренние монологи, раздумья, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п. Все эти средства необходимые для достижения "эффекта присутствия". Таким образом, в репортаже журналист не просто констатирует факты, а, отдаляясь от них, показывает динамику развития события, открыто высказывая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах.
Совсем иначе строится работа над интервью. Журналисты обращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетный источник просветить те или другие события, когда нужны экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно узнать лично от человека любые подробности его личной или общественной жизни. Факты, приведенные в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Нужно учитывать и различие в устном и письменном языке. В устном разговоре респондент может свободно или невольно отвлекаться на другие темы, уклоняться от поставленных вопросов, говорить не по сути вопросы, возбуждать логику соображения разными отклонениями и т.п. В письменном языке это недопустимо. Поэтому журналист комбинирует разные части беседы, исходя из основного замысла. Так "монтируются" блоки интервью, которые составляются по вопросам и ответам.
Факты в интервью используются с учетом разновидностей данного жанра. Например, в интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В интервью-диалоге факты - лишь повод для развертывания беседы. В данном случае активность проявляет не только респондент, но и журналист. В портретном интервью могут быть использованные не только факты с беседы с героем произведения, но и взятые из других источников (например, сведения о том или ином человеке могут быть вовлечены из опрашивания его друзей, родителей, коллег по работе и т.д.). Во всех разновидностях интервью факты могут располагаться по степени их важности.
По форме изложения факты подразделяются на рассказ, описание и соображения. Рассказ - это изложение хода событий во времени, или последовательности отображения частей сложного события. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отклонениями. Иногда интервью концентрируется вокруг определенного центрального события.
Описание - это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или других отношений.
Соображения - это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отношениях: оно может разворачиваться от посылок до вывода; от тезиса до аргументов и от них до вывода; от фиксирования изменения в анализ его причин, от элементов до их связей; от установления закона к раскрытию его модификаций; от индукции до дедукции и т.д.
Формы изложения фактов в интервью во многом зависят от характера смысловых связей, которые установились между ними. Задача журналиста состоит в том, чтобы в ходе подготовки материала исключить из него все элементы, которые не работают на раскрытие основной тем.
.2 Факт в аналитических жанрах
В философских словарях термин "аналитика" трактуется как "исследование начал, элементарных принципов, в силу которых суждение приобретает доказательность". В этом значении термин "аналитика" был начат Аристотелем для названия раздела логической науки. Система доводов, антидоводов, софистических возражений, которые их разработано выдающимся философом античности, актуальная для понимания методологии написания современных аналитических материалов, которые рассчитаны, прежде всего, на прослойку населения со средней прибылью. Это дает последнему возможность не только потреблять, но и продвигать идеи, которые со временем становятся предметом анализа в аналитических газетно-журнальных материалах.
К аналитическим жанрам журналистики относят: корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др. Они имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы собирания информации ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию, установление причинно-следственных связей, анализ (как рассмотрение с разных сторон). Эти жанры рассчитаны на проведение исследований.
Логический анализ позволяет выделить следующие виды объяснения фактов:
) выявление частей факта и связей между ними;
) выявление необходимых условий и обстоятельств существования фактов;
) установление причины факта;
Такая работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в сути дела, которое он рассматривает, а главное - может привести к созданию системы суждений и понятий. Набор данных, собранных в журналистском блокноте, должен появиться перед читателем четкой и стройной системой, которая выявляет их отношения и взаимозависимость. Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но структура движения мысли подчиняется общим творческим закономерностям.
Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить:
• По временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;
• По принципу противопоставления;
• Группирование фактов за проблематикой.
По временному принципу чаще всего строятся произведения, где автору необходимо представить факты в хронологическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология.
В первом случае автор сурово следует логике развития события, а во втором - выясняет разные взаимосвязи, которые установились между фактами в разные промежутки времени.
Примером такого группирования фактов можно считать журналистский материал под названием "Страшный суд". В котором подается информация о развитии событий в судебном процессе за делом о гибели журналиста Георгия Гонгадзе. Автор приводит в качестве примера историю этого дела, где в хронологическом порядке расположенные события и меры что состоялись.
По принципу противопоставления пишутся много критических статей и заметок. С помощью сопоставления фактов оказывается суть исследуемой проблемы. Подобный анализ осуществляется таким образом: во-первых, автор избирает со всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему, во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мыслей, точек зрения, позиций, журналист приходит к определенным оценкам и выводам; в-третьих, при сопоставлении выявляются какие-то частные или общие закономерности. Например, в публикации под названием "Бремя Че",поднимается вопросы работы столичной мэрии, а именно собственно мэра города Киева Леонида Черновецкого. Для оценки его работы журналист противопоставляет действительного мэра его предшественнику Александру Омельченко, вследствие чего оказываются определенные противоречия между желательным и полученным.
К группированию фактов за проблематикой удаются в случаях, когда нужно определить разные элементы исследуемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить из разных точек зрения содержание противоречивой ситуации, когда нужно выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или другой сфере ит.п. Факты подаются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации сути проблемы.
Рассмотрим в качестве примера статью, которая имеет название "Прощание с мигалкой". В ней автор подает сборник фактов на тему будущих выборов в стране, тем самым демонстрируя разные точки зрения на ситуацию.
.3 Факт в художественно-публицистических жанрах
Рассмотрим теперь виды создания документального образа в художественно-публицистических жанрах, к которым принадлежат обзор, очерк, фельетон, памфлет. Они решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. Этой группе публицистики присущий образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. К образам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образное трактование.
Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типичных черт, характеристик и свойств исследуемого объекта. Типизация в очерке - это, прежде всего, отбор наиболее существенного, что есть в самой жизни, в самой действительности. Газетный очерк тем и отличается от художественного произведения, что в нем, несмотря на степень типичной обобщенности, используются только строго фактические данные, которые имеют точный адрес. Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке - фактическая сторона должна быть скрупулезно сохранена. Любое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий невозможно. Должны быть точно обозначенные время и место действия, названные имена и фамилии героев. Право автора здесь - только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами.
Авторская интерпретация заключается в том, что публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению, во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою, в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д.
Пропустив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации. В этом смысле автор, по мнению M. M. Бахтина, есть "человек, который организует формально-содержательный центр художественного видения". При этом "мир художественного видения - это мир организованный, упорядоченный и завершенный помимо задачи и смысла вокруг данного человека как его ценностное окружение: мы видим, как вокруг него становятся художественно значимыми предметные моменты и все отношения - пространственные, временные и смысловые". Именно благодаря авторскому видению читатель может проникнуть в суть события, получить детальные характеристики того или иного явления, на которое в повседневной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.
Документальность изображаемого объекта может быть подтверждена авторскими свидетельствами: "я видел", "я узнал", "я был очевидцем", "я был участником" и т.д. Во всех этих случаях журналист, как нотариус, своим именем уверяет правдивость описания, и читатель определенной мерой отождествляет себя с ним. Физическая идентификация (читатель на месте автора) создает склонность к идентификации духовной, то есть готовит благоприятный грунт для принятия миропонимания публициста ". Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, кроме создания образа человека, хочет донести до читателя и свои мысли.
В образном трактовании фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача - анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными разногласиями: с одной стороны, след по возможности точнее воссоздать те или иные факты действительности, а с другой стороны - создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был актуальный такой вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Прохорова, "эпоха полного" документализма "(кавычки здесь необходимые, потому что полнота неизбежно имеет границу: Каждое отображение предполагает фантазию) не возражает образности в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность". В чем же оказывается эта специфичность? Во-первых, с помощью творческого воображения автор проводит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения состоит в способности человека на образному уровне постигать общее, распознавать целое прежде его частей. В этом смысле основная функция воображения состоит в перекомбинировании образов и в перенесении признаков одного объекта на другие. В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче осветить тот или иной факт или явление действительности: гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.
Заключение
Обработка значительного объема источников, документов и материалов позволили выяснить, что природа факта многогранна и должна рассматриваться с разных сторон. Рассмотрев назначение факта в журналистском произведении, мы убедились, как тяжело добиться объективности в освещении событий, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения.
Проанализировав такое понятие, как "образ" в журналистском произведении можно сказать, что в его основе также лежат факты. Мы увидели насколько различные есть виды подачи фактов в разных жанрах журналистики.
Выполнив исследовательскую работу, мы достигли поставленных целей и задач и пришли к следующим выводам: основа журналистского произведения - это факт, он в свою очередь может использоваться в двух значениях. Во-первых, под фактом понимают единицу реальности, доступную наблюдению, но существующую независимо от сознания человека. Во-вторых, под фактом понимают фрагмент сознания, которое отображает единицу реальности.
Реальность всегда более богата за то, что мы знаем о ней. Другое дело, что нужно стремиться к максимальному соответствию нашему представлению о реальности - ей самой. Препятствий здесь много. Чуть ли не главное из них состоит в том, что факт реальности не подвергается рассмотрению один, сам по себе. Выхваченный с системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, которая искажает действительность. Это объясняется тем, что в силу своей творческой природы сознание, не отобразив реальных отношений факта, способно включить его в систему других связей - несущественных, второстепенных, а то и вообще призрачных. Именно поэтому факты могут ничего не означать, когда они подаются бессистемно, без связи с другими фактами. Они могут означать очень много, иметь решающее значение, когда рассматриваются в связи с другими фактами, с определенными логическими законами, имеющейся системой знаний.
Факт становится доступным только в форме суждения, поэтому реальность существует независимо от человека, а факт - нет.
Мастерство журналиста состоит в том, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, в конце концов, находить между ними существенные причинно-следственные связи.
Журналистский текст составляется из высказываний, которые констатируют какие-то признаки реальности, которые можно проверить и довести их соответствие действительности.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункциональное: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доводов.
Что касается развертывания факта в жанровую структуру произведения, то оно всегда обусловлено задачами, которые стоят перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом - даты подробности о событии, в третьем - разобраться в причинах возникновения той или другой проблемы, в четвертом - создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют разные виды представления, раскрытия, изображения и толкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в разных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.
Список использованной литературы
1. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - evartist.narod.ru
. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2004. - С. 78-85
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002. - 170с.
. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста - Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2000. - 116с.
. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2008. - 272с.
. Любовь Шибаева. Жанры в теории и практике журналистики. //Журналистика - № 17/47 от 8 сентября 2000 - www.relga.rsu.ru
. Поелуева Л.А. Факт в публицистике. - Автореф. канд. дис. - М, 1988. - С. 5.
. Свитич Л.Г. Профессия: журналист - Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255с.
. Под ред. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318с.