Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция 8. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И. Фихте).
Основные понятия:
Трансцендентальность; «вещь в себе; Априорное знание; апостериорное знание; категорический императив; абсолютная идея; диалектика; синтез; инобытие; субъективный идеализм;
Текст лекции.
1. Немецкая классическая философия. И.Кант.
Понятие «немецкая классическая философия» означает развитие новоеропейской мысли во второй половине XVIII первой половине XIX века, которая представлена учениями Канта, Шеллинга, Гегеля и Фейрбаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности. Именно эти учения явились непосредственным источником марксизма в области философии.
Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
В основе философских исследований Канта критического периода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма невозможности познания окружающей действительности.
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность объект, а субъект познавательной деятельности человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА |
|
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. |
Мир не имеет начала во времени и безграничен. |
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ |
|
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. . |
В мире нет ничего простого. |
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ |
|
|
|
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. |
Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. |
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА |
|
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. |
Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего. |
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Апостериорное знание то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное знание доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы образы от непознаваемых "вещей в себе" окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:
• формы чувственности;
• формы рассудка;
• формы разума.
Чувственность первый уровень сознания. Формы чувственности пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок следующий уровень сознания. Формы рассудка категории предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;
• качество;
• отношение;
• модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)
Сами категории:
• количества единство, множество, цельность;
• качества реальность, отрицание, ограничение;
• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
• модальность возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов противоположные характеристики свойства класса, третьи их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий предельно общих характеристик всего сущего рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
И.Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству
2. Иоганн Фихте.
Был представителем субъективного идеализма, его сторонники считали, что единственной реальностью является идея, идея существует только в сознании человека, т.е. сознание человека является существенной реальностью, вне которой ничего не существует.
Представителями субъективного идеализма были: Джордж Беркли, Дэвид Юм, Иоганн Фихте.
Основными труда Фихте были: «Опыт критики всякого откровения», «Наукоучение».
И. Фихте берет на себя задачу превращения философии в науку, вытекающую из высшего принципа это и есть его наукоучение. Гениальность и новизна мысли Фихте заключалась в трансформации «мыслящего я» Канта в «чистое Я», понятое как интуиция, себя полагающая, превращающая и себя и реальность.
«Наукоучение».
I принцип: «Я полагает само себя»
Утверждение об абсолютной самодеятельности и самоопределяемости мыслящего «я». Тождество Я=Я.
По Фихте «я»= «я» ( оно тождественно самому себе, и такой результат возможен, когда «я» само себя созидает. Самополагание «Я» неотделимо от его самосознания, для «я» характерна созидательная деятельность и познавательная.
«Я» должно быть не как чистый субъект, а как субъект объект. Существует «Я» абсолютное и относительно. Я абсолютное это Бог, он полагает природу и человека.
Абс. Я «оно» (ограничено в познании)
Абсолютное «Я» - Бог, полагает природу, которая у Фихте является антитезисом к «Я» «не - я». и полагает «я - эмпирическое», т.е человека. Между «Я» и «не-я» и «Я абсолютным происходит взаимодействие. Взаимодействие от «Я» к «не-я» называется практическим, а взаимодействие от «не-я» к «я» называется теоретическое.
Таким образом, познавая природу, мы познаем Бога. Задача науки через познание природы преодолеть свою ограниченность. Таким образом, философия Фихте предполагает создание философской базы, как основы любой науки.
Практическая философия.
Практическая философия Фихте видоизменялась на протяжении всей его жизни. Можно выделить две ее составные части: этическая и социально-историческая.
Согласно Фихте бессмысленно ставить вопрос не только о происхождении человека, но и о происхождении вселенной и мира. Другой важный вопрос философии Фихте это проблема свободы. По Фихте, свобода добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы наделение всех частной собственностью.
Философия истории.
Фихте полагал, что жизнь человеческого рода делится на 2 периода.
1. человеческий род живет и существует, не устроив своих отношений, он живет свободно и сообразно разуму. Царит невежество.
2. это период гармоничного разумного устройства общества, свобода просвещения и интеллектуальной деятельности.
При этом человечество проходит пять стадий в своем развитии, первые три относятся к первому периоду, а оставшиеся две ко второму периоду.
1. Эпоха древней дикости человечества. Человек зависит от природы, и природа это источник опасности для человека.
2. Создаются первые положительные системы миропонимания и жизни понимания. Под этими системами Фихте понимал религиозно- теологические учения.
3. Новое время. Человечество преодолевает религиозную отсталость средних веков, восстает против диктата церкви. Но здесь же проявляется и отрицательная сторона индивидуализм.
4. В эту стадию происходит преодоление неполноценность предыдущей эпохи.
5. Это эпоха философии истории, воцарения гармонии.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г .) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция" осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
3. Георг Гегель.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 1831) профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им быливыдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля являетсяотчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух отчуждение окружающий мир и человек мышление и деятельность человека реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется действия, поступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,
молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Например:
В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", которыйявляется новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.
По Гегелю, противоречие не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия антитезис искусства. Если искусство абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми философами. Философия полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
• диалектику как истину всеобщих законов и принципов.
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы.
Вопросы к лекции:
Я конечное ( «Я- эмпирическое», человек )
не- Я ( природа)