Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание:
Введение
Во внимании Сорокина всегда находились культура, общество и человек и конечно - же Россия. До 60-х годов XX века не только не выпускались его книги, изданные в России до 1922 года, но и не была переведена и выпущена ни одна из его книг американского периода. Самого Питирима Сорокина огорчал этот факт: « До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением он писал в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников переведены и изданы.
Наличие в архивах его первых статей и работ, а так же интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917-1920 х годов
- акцентировало внимание русских социологов в первую очередь на русском периоде творчества Сорокина.
Американский период еще не изучен достаточно и остается «белым пятном» в науке.
3
Биография П.А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин(см. Приложение . рис 1) родился в 1889 году в январе в деревне Турье, Вологодской губернии. Отец (русский) был ремесленником, мать (коми) крестьянка. Назвали его так в честь святого Питирима, чей праздник отмечается в январе. Все детство он работал с отцом и старшим братом на реставрации церквей, занимался крестьянской работой. Без чьей-то помощи научился грамоте. Закончил в селе Палевицы сельскую школу. Далее учился в Гамской школе. Потом в Хреновской церковно-учительской школе. Рано осиротел. В 1905 году вступил в партию социалистов- революционеров. В 1906 году был арестован, отсидел полгода в тюрме , затем был выпущен. После освобождения около 4-х лет работал пропагандистов в Поволжье. В 1907 году уехал в Петроград. В 1909 сдал экстерном экзамены и поступил в Психоневрологический институт, на тот момент там была единственная кафедра социологии. С 1910 года он печатается в научных журналах, типа «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В этом же году Сорокину было сделано предложение начать вести лекции по социологии в Институте Психоневрологическом и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай, когда студен был лектором. В 1919 году он (Сорокин) основывает социологический факультет и становится первым его профессором и деканом. В 1923 году переезд в США и работа профессоров в университете Миннесоты, а 1929 году приглашение в Гарвардский университет. Следует отметить, что Питириму Сорокину потребовалось меньше года для языковой акклиматизации в США.
Благодаря своим посещениям церкви, публичных собраний, чтению
4
лекций он очень быстро обрел свободный разговорный язык. В 1924 году летним семестром он начинает чтение лекций в Миннисотском университете, сотрудничая с университетами в Иллинойсе, Висконсене.
Благодаря достоинствам его трудов Президент Гарвардского университета
Эбботт Лоуэлл пригласил Питирима Сорокина стать первым руководителем создаваемого отделения социологии в 1930 году. Лоуэлл искал такого человека который бы смог вывести университет на ведущую позицию в социологии т.к тогда она (социология) стала уже весьма активной. За то время пока Сорокин был деканом , а это 12 лет, факультет воспитал множество ученых, а именно: Р. Мертон, У. Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз и другие.
После этот факультет стал центром социологии в Америке. Сорокин проработал деканом на этом факультете до ухода на пенсию в 1959 году. В 1959 году он уходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарвардского университета.
В 60-е годы он заложил основы теории конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа»(1961), пишет автобиографию «Дальняя дорога»(1963), труды «Основные тенденции нашего времени»(1964) и «Социологические теории сегодня»(1966).
Последние года жизни были утяжелены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года Сорокин скончался в собственном доме в Винчестере. В этом же году американская ассоциация учредила ежегодную премию им. Сорокина за лучшую книгу по социологии. В селе Тулья ( как сказано выше место рождения Сорокина) был открыт первый в мире памятный знак с барельефом П.А. Сорокина.
5
Этапы воззрений П.А. Сорокина
В это период были написаны книга за книгой: «Социальная философия в век кризиса»(1950), «Пути и власть любви»(1954), «Виды любви и ее сила»(1954), «Власть и нравственность»(1959) и другие.
6
Система социологии Сорокина
Все социология делится Питиримом Александровичем на 2 части: практическую и теоритическую.
Теоритическая социология делится на 3 части:
Сорокин надолго сохранит это виденье социологического знания.
7
Научные концепции Сорокина
На мой взгляд стоит отметить четыре этапа научной деятельности Питирима Александровича Сорокина:
Основой концепции социальных нарушений стали войны и революции. Краткая характеристика этой концепции:
Сначала Сорокин приводит классификацию соц. нарушений:
Первым критерием дифференциации Питирим Александрович считает социумный уровень и выделяет нарушения, которые могут иметь место на многих уровнях. Последние 2 вида усложняются, перескакивают от группы к группе.
Второй критерий степень опасности нарушения для социального
8
порядка. Выделяются совсем не опасные нарушения( например,
нарушение водителем правил дорожного движения), и нарушения, которые грозят разрушением порядка( бунты, революции и пр.). Нарушения второго вида являются самыми «наиважнейшими» нарушениями.
Третий критерий - историческое время существования институтов и групп.
Сорокин выделяет две группы нарушений: «болезни роста» - для развивающегося молодого поколения или «недомогания» старого.
Сорокин, не стал останавливаться на классификации нарушений. Он приводит «теорию транзита», в то время как пытался понять причину появления процессов социальных нарушений.
Условием роста нарушений Сорокин считан «неустроенность» социальной и культурной систем. Питирим Сорокин решает, что воины и революции имеют одинаковую сущность, Но проявляют себя на разных уровнях: революция - это следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества (т.е внутренний процесс), а война следствие дезинтеграционных процессов в отношениях нескольких обществ (т.е внешний процесс для каждого из них).
Труд «Социальная и культурная мобильность» является классическим пособием по социальной мобильности и стратификации. В нем впервые были применены термины: «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность»(см. Приложение. табл. 1), которые далее становятся общеупотребительными.
Сорокин считал, что культурные системы организуются вокруг центральных ценностей или принципов, которые придают им
9
единство и порядок. Питирим открывает их с помощью логико-смыслового метода.
Социолог выделял три типа культуры.
Он исследует «культуру»- понятие более широкое, чем «общество» и включающее его в себя. Основным понятием на момент изучение культуры стало понятие «суперсистемы» (социокультурной системы).
Сорокин рассматривал исторический процесс как смену трех социокультурных типов, он определял каждый тип как порядок или строй с присущей к этому типу Экономической, политической, социальной, религиозной, культурной и ментальной организацией, типом личностей и системой ценностей.
Для полноты картины смену социокультурных типов, по мнению Питирима Александровича, нужно дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве.
Концепция интегрализма Сорокина представляет собой сложную систему, которая включает в себя понятие Интегральной Истины, Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности.
Человек по версии Сорокина постигается как «чудесное интегральное существо». Он намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих
10
религиях.
Для Сорокина общество - это результат объединенного действия миллионов индивидов, и ели это общество хочет избавиться от социального зла и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, т.е ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям , ко всему миру, ко всему
живому, любви постоянной и безусловной».
Питирим Сорокин огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась областью деятельности богословов и проповедников, ему удалось ввести некоторые религиозные ценности и понятия в науку.
Таковы основные направления научной творческой деятельности Питирима Александровича Сорокина. Нельзя ограничиваться изучением только этих направлений, его творчество очень велико и многогранно, поэтому приходится ограничивать исследования рамками названных теоритических направлений.
11
Заключение
В настоящее время значительно возрос интерес к творчеству Сорокина, как со стороны западных, так и со стороны российских социологов. Его идеи становятся все более актуальными.
Например, сейчас очень трудно найти принципиальные различия в экономическом, социальном и политическом строе, религиозных, научных идеологических взглядах между США и Россией. Это подтверждает высказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав.
Особенно ценной для теперешней ситуации в России является положение Сорокина о том, что гарантом стабилизации, дальнейшего развития и процветания может стать только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества. Никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
Более десяти лет прошло с того момента, как в вузах ввели социологию как предмет общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты.
12
Список использованной литературы и источников:
13
Приложения:
14