тема идеалов ценностей норм поведения воплощаемых в социальном развитии человека в его духовном мире
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Культура как объект социологического анализа
1. Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек действует не в нетронутой природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благодаря труду и культуре.
Культура это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
- В культуре существует внутренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: материальную и духовную. Под материальной культурой понимается совокупность материальных объектов, созданных творчеством человека - книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.
- Именно духовная культура представляет главную часть целостной системы культуры. В ее состав входят: художественная культура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.
- Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга.
5. Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человекотворческая сущность культуры. Она понимается в двух взаимосвязанных смыслах:
- человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект,
- человек выступает как творение культуры, ее объект, как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.
6. В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора:
- деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных ценностей;
- возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность материальных и духовных ценностей,
- процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.
Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека.
7. Важную роль культуры в структурировании общества раскрыл американский социолог Р Мертон. Он выделил два главных фактора влияния культуры на социально-стратификационные изменения:
- культурные цели, намерения и интересы, выступающие в качестве законных целей для общества или его отдельных слоев;
- регулирующее и контролирующее воздействие культуры наприемлемые для общества или его большинства способы достижения целей.
- Американский антрополог и культуролог Л Уайт считал, что человеческое поведение функция культуры. Культура в его концепции предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная, идеологическая.
- Выдающийся русско-американский социолог П Сорокин, , структурировал сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития, первоценности, первосмысла на три основных типа: 1) чувственная; 2) идеациональная; 3) идеальная (идеалистическая) культура.
10. Американский социолог Т Парсонс осуществил структуризацию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре действия функциональной социальной системы, с его точки зрения, высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).
- В отличие от американских концепций структурной динамики культуры в рамках европейской философско-социологической традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Вебера, X. Ортега-и-Гассета и др., сформировалась несколько иная теоретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура. Из нее вырастает и воплощает в себе национальное своеобразие данного народа национальная культура. Наряду с народной культурой развивается, особенно во второй половине XX века, массовая культура, ориентированная своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и материальных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, триллеры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрелища). В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура, ориентированная на избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура, представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы, - например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркультура - комплекс идей, ценностей, стереотипов поведения, который принят определенной социальной группой в качестве контркультуры по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).
- Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культуры, т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также субкультуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие варианты типологизации культур.
В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм, культуры подразделяются на дописъменные и
письменные. В структуре дописьменных культур выделяются культура собирателей и культура охотников. Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные периоды путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая, затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже II и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура.
- В зависимости от особенностей социальных общностей, являющихся носителями культур, последние подразделяются на доминирующие и негосподствующие. Доминирующая культура - это совокупность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей этнос или нация - выступает ее создателем и носителем.
- По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские. Первые, в свою очередь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т.п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования. В частности христианская культура включает в себя такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.
- В зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, городскую, сельскую.
- В свою очередь, каждый из названных типов культур может быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например, рассмотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем довольно отчетливо выражена дифференциация на художественную литературу, изобразительное искусств, музыку, танец, театр, кинематограф, архитектуру, дизайн В известной степени сюда же можно отнести мифологию с разнообразием мифов, сказок, былин и т.п.
- Все эти виды художественной культуры органично связаны с религией, философией, нравственностью, наукой. С другой стороны, все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отношения, экономику, политику и, конечно же, окружающую природу. Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями. Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, -это ее полифункциональность. Из множества функций культуры выделим некоторые, наиболее существенные.
- Исходной функцией культуры является ее адаптационная функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья, этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.
- Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.
- Важное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов поведения, формироваться как личность, становиться активным членом общества.
- Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.
- Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать последующим поколениям определенные образцы и ценности при одновременном обновлении культуры.
- Велика роль присущей культуре функции производства новых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модернизм, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.
- Важную роль играет свойственная культуре функция целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.
- Культуре присуща информационная функция, позволяющая давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни.
- Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, новместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.
28. Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign - знак) функция культуры, предписывающая определенные значения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело никакого значения для первобытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку.
- С сигнификативной функцией тесно связна коммуникативная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций и т.д.
- Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.п.
- Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.
- Кроме того, культура выполняет еще одну существенную функцию накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.
- Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценностями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким образом, она способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно проявляется в переломные эпохи развития общества, например, в период Великой Отечественной войны. Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну чрезвычайно важную функцию - воспитательную. Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая о г других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.
- Интегрированным результатом всех охарактеризованных функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры - человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.
- Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что "удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных систем", т.е. без систем культуры. Сама же система культуры оказывается общеразделяемой данным обществом или общностью ценностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведения, регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп, т.е. стратификация общества, в существенной степени детерминируется именно специфическим набором символов, значений, норм и ценностей, разделяемых определенной социальной группой и отличающих ее от всех других социальных групп. Каждая более или менее отдиффицированная и обособленная от других социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) осуществляет свою жизнедеятельность в специфическом мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, религиозных верований и т.п. Принадлежность к различным национальным общностям или социальным слоям (богатые, бедные), в свою очередь, диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения, которые составляют важные компоненты культуры.
- Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества дал Р. Мертон. Он установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегрированности или дезинтегрированности предписываемых культурой норм и институционализированных средств их достижения:
1) тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения;
- инновация предполагает согласие с одобряемыми данной
культурой целями, но отвергает социально одобряемые способы их
достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов,
творцов новых стилей, мод и др.);
- ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но
согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально
одобряемые средства (например, действия бюрократов, беспреко
словно требующих выполнения тех предписания, которые в опреде
ленных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут
привести к его провалу);
- ретреатизм, т.е. бегство от действительности, проявляется в
поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реально
го мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный
мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их
поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам;
- бунтарство поведение, которое выводит людей за пределы
окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую,
т.е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализу
ется в действиях революционеров, мятежников и др.
38. Существующие в обществе социокультурные нормы и образцы не только оказывают мощное влияние на социально стратификционные изменения, но и социализируют каждую формирующуюся личность, развивают и обогащают ее духовный мир и практику повседневного поведения. Поэтому вполне можно согласиться с Р. Мертоном, который утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всем жизненном пути, эффективное функционирование индивидов и общества без него невозможно.