У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 Феномен культуры- проблемы исследования 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

Раздел III. КУЛЬТУРА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Тема 1. Феномен культуры: проблемы исследования

1. Культурология как наука.— 2. Историко-философ-ские традициии в анализе культуры.— 3. Кризис культуры смерть или трансформация?

1. Специфически человеческой формой существования и самореализации человека является деятельность. Созданная человеком культура выступает способом его деятельности, это универсальная «технология» по созданию стандартов, норм, традиций, а также образцов нового, творчески-продуктивного. В результате субъект-объектной и субъект-субъектной деятельности появляется новая реальность: материальная и духовная культура. Последняя изучается в рамках теории и истории мировой и отечественной культуры. Культурология это наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, принципах ее функционирования, взаимосвязи и взаимозависимости различных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Культурология изучает качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, всех народов земли, раскрывает как историю развития культуры, так и особенности современной цивилизации. Культурология является общетеоретической дисциплиной, она представляет собой синтез гуманитарного знания.

Существует множество концепций культуры. Да и сам термин «культура» неоднозначен. Культура  (от лат.cultura)возделывание, воспитаяие, образование.

81

.В понятии культура фиксируется:

общее осличие человеческой жизнедеятельности от биологической формы жизни;

качественное своеобразие исторически конкретных форм человеческой жизнедеятельности на различных исторических этапах, в различные исторические эпохи (античная культура, современная культура и т. п.);

фиксируется специфика жизнедеятельности этнических и национальных культур (русская культура, американская культура и т. п.);

специфика деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни (культура труда, быта, политическая культура);

фиксируется особенность культуры в зависимости от субъектаее носителя (личная культура, молодежная культура, массовая культура, элитарная культура).

Человек, общество, культура объекты постоянно развивающиеся, «становящиеся». Мир культуры возникает только в процессе человеческой-деятельности в живом развивающемся социуме. Вопрос о том, что первично и определяет развитие другого, может быть решен следующим образом: эти объекты коэволюционно существуют, взаимно предполагают, взаимно влияют, взаимно дополняют друг друга. Деятельность связующее звено коэволюции. Освоение различных типов деятельности формировало новый человеческий генотип, развивался и генотип моделей сугубо человеческой деятельности, преобразующий мир первичной природы и создающий мир «второй природы», мир артефактов, мир культуры.

Первыми, дошедшими до нас зримыми небиологичес-.кими материальными структурами, в которых был закреплен прошлый опыт деятельности и в которых он передавался другим поколениям, были орудия труда, ^то первые объекты культуры. Они, как и язык, становятся средствами фиксации социального опыта. Человечество начинает с деревянной и каменной техники, стандартизируя опыт, закладывая в орудия «идею». Постепенно складывается мораль, появляется искусство, религиядревнейшие формы духовной деятельности и духовной культуры.

Наши знания о прошлом культуры питаются разными источниками. По способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можйО различить три глобальных культурных типа: 82

 дописьменный, иногда именуемый традиционным;. _ письменный, основу которого составляет книжность;

_ экранный, находящийся сегодня в состоянии формирования.

Каждый из них по-своему социализирует основной культурный код.

Основной культурный код обладает следующими характеристиками: он универсален, а, следовательно, работает в любом культурном типе и любом историческом времени. Он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры. Он открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов. Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами. Это предметность, знаковость, идеальность.

Дописьменные культуры охватывают огромный «доисторический период», включающий «дикость» и «варварство». В них сложился особый мифологический культурный код на базе знаков (знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы). Код направлен на воспроизведение заданного образца в поведении человека, в его' отношении к миру, природе, социуму. Образец поддерживался ритуалом, магическим действием, обрядом, выполнять которые обязаны все члены общности.

Письменные культуры формируются с конца 4 тыс.нач. 3 тыс. до н.э. и существуют по настоящее время. Локальное многообразие письменных кодов очевидно. Различны языки, национальные традиции, техника письменности. Возникают интересные вопросы. Происходят ли кардинальные изменения в культуре с появлением письменности? Как влияет появление Священных книг на работу культурной памяти? Насколько книгопечатание способно изменить культурный код?

Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине XV века, поводом к чему послужило изобретение И. Гутенбергом печатного станка. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в культурной памяти происходящих перемен. Самостоятельность человеческого разума стала открытием Европейской культуры. Теперь ему, а не Священному тексту можно доверить осмысление хода истории. Промышленная революция, развитие науки и техники прогрессивная, инновационная парадигма развития Европейской циви-

83

лизации. Знание как таковое ложится в основу культурного кода, обретая к XX веку информационную форму (книги, газеты, радио, кино, телевидение).

В XX веке происходит изменение технологии знаковой деятельности. Появление радио, телевидения, компьютеров по-новому организовывает культурную память. Информационное общество порождает инфосферу. Экран компьютераэто «компьютерная страница» с «живым» способом функционирования. «Мягкий текст» формирует мягкие параметры культурного кода, появляется «диалогово-полилоговый» режим чтения, предметность предыдущего кода заменяется банком данных, знак становится самоизображающим, появляется чувственное моделирование. Экранная культура дает новый виток развитию культуры, трансформации культурного кода.

2. Типология культур может строиться синхронно (сравнивая и различая существующие культуры), может диахронно (анализируя от прошлого к настоящему). Первое деление на периоды связано с представлениями о 4-х царствах: Ассирийском, Персидском, Македонском, Римском. Вторая попытка связана с деятельностью гуманистов эпохи Возрождения, которые выделили Античность (Др. Грецию и Рим), Средние века. Новое время (эпоха Возрождения). Постепенно сложились различные парадигмы исследования исторического пути человечества, различные подходы к пониманию феномена культуры.

Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Древние греки противопоставляли собственную «воспитанность» варварству. Вместе с тем они осознавали, что человек живет не просто в физической, но и в «символической вселенной», культуры. Вне культуры существование человека невозможно. Она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир. Культура создает и «пересоздает» человека, обеспечивает сохранение и передачу человеческого опыта.

В средние века слово «культура» отождествлялось с городским укладом жизни, несло в себе комплекс обозначений, с которым позже стали связывать понятие цивилизации. Культура также соотносилась с возможностями индивидуального духовного развития, а в эпоху Возрождения характеризовала полноту гуманистического идеала человека. Начиная с XVII в. под культурой стали понимать уровень развития духовных и практиче-84

ских навыков отдельных народов. Что такое культура? Как она возникла? Каковы ее связи с историей? Эти вопросы получили различную аранжировку в натуралистической и идеалистической трактовках культуры. Натуралисты усматривали истоки данного феномена в «естественной» природе человека. Идеалисты видели назначение культуры в нравственном развитии человека, в достижении им морального состояния. Делая упор на понятие «культуры» как определенной множественности, французские просветители (энциклопедисты) осознали необходимость введения нового понятия, которое давало бы возможность подчеркнуть значение факторов, обеспечивающих целостность и общественную гармонию. Таким понятием стало понятие «цивилизация». Оно у энциклопедистов (Дидро, Даламбер, Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.) ассоциируется с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «Разума», с торжеством «универсализма».

В контексте философского изучения культуры XVIII— XIX вв. возникают новые вопросы: Каковы закономерности развития культуры? Чем объяснить разрывы в поступательном движении исторических эпох? Отчего угасают и возрождаются отдельные духовные компоненты, сущностные характеристики культуры? Европейская общественная мысль обнаружила широкий спектр подходов к истори^о-культурной динамике. Но преимущественное внимание она уделяла идее продленности, континуальности процесса культурно-исторического развития. Так, в философии истории И.-Г. Гердера (1744—1803) развитие культуры мыслилось как монументальное развертывание общей системы, в которой не исчезают никакие духовные накопления. Данный подход отразился в гердеровском принципе «органически-циклического» развития, в идее плавной эволюции культурного процесса. Другим примером такой установки может служить кан-товско-фихтевский принцип бесконечного поступательного движения, где сущность новой культуры постигается как идеал, как завершение предшествующих духовных приобретений.

Рубеж XIX—XX вв. и в целом XX век внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее распространенными в этот период становятся мотивы «кризиса культуры». Особый интерес представляют два основных подхода к данной концепции («кри-

85

зиса культуры»): концепции О. Шпенглера и Н. Я. Данилевского, с одной стороны, и П. Сорокина, с другой.

XX век усиливает ощущение неустойчивости, тупика, безвыходности общественно-исторического процесса, поступательного развития цивилизации. Еще вчера могло показаться, что цивилизация находится под контролем разума и имеет благую цель. Но XX век демонстрирует,, что существующая культура Запада не содержит никаких гарантий разумности, а понятия «прогресса», «цивилизации)., «культуры» слабо взаимодействуют с реалиями мировых войн XX века. Если в XIX веке казалось, что западная цивилизация может служить эталоном развития, то XX век поставил под сомнение данный тезис. События, происходящие на Востоке, стали привлекать к себе пристальное внимание западного общества, усилился интерес к России.

В 70—80-е гг. эмпирически констатируемый плюрализм культур становится предметом теоретического анализа, который, в свою очередь, предполагает осмысление вопроса о единстве, универсальности различных. культур.

3. Остановимся на наиболее популярных концепциях культуры. Книга немецкого мыслителя О. Шпенглера «Закат Европы» явилась значительным событием в культурной жизни Европы. В «Закате Европы» развивается идея культурно-исторического цикла в сочетании с принципом дискретности локальных культур. Мысли эти восходят к «циклу вечных превращений» Гераклита,. космологии Чжоу Яня, переносящего природный цик-лизм в историю. В числе непосредственных предшественников по данным проблемам следует особо отметить Д. Вико, И. Г. Гердера, Г. Гете, Н. А. Бердяева (им была изложена за несколько лет до Шпенглера в культурологической традиции идея заката Европы в его сочинении «Конец Европы»). Особое место в данном ряду, как нам представляется, занимает Н. Я. Данилевский, русский публицист и социолог, который еще в 60-е гг. XIX в. во многом предвосхитил книгу Шпенглера, написав известный труд «Россия и Европа». Главная мысль Данилевского состояла в том, что нет единой нити в развитии человечества (он фактически отверг господствующую идею о том, что история есть прогресс некоторого разума, некоторой общей цивилизации), а существуют только частные цивилизации, существует развитие отдельных культурно-исторических типов (Данилев-86

кий фактически дал новую формулу для построения истории).

Данилевский выделяет следующие культурно-исторические типы, проявившие себя в истории: египгтский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский (халдейский или древне-семитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический или аравийский, романо-германский или европейский. Он особо выделял славянский культурно-исторический тип. Эти типы выделяются им по четырем основаниям: а) деятельность религиозная; б) деятельность культурная; в) деятельность политическая; г) деятельность общественно-экономическая. В основе выделения определенного культурно-исторического типа лежат следующие законы: 1) всякое племя или семейство народов, характеризуемое единым

•языком или группою языков, близких между собой, составляют самобытный культурно-исторический тип; 2) дабы цивилизация могла зародиться и развиваться,

•она должна отличаться тем, что народы, к ней принадлежащие, могли пользоваться политическою независимостью; 3) начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; 4) цивилизация только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие; 5) ход развития культурно-исторических типов уподобляется растениям, у-ко-торых период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

По Данилевскому, влияние одной цивилизации на .другую может осуществляться тремя способами: 1. Колонизация. 2. Прививка. 3. Влияние почвы на растительный организм, или улучшенного питания. При этом «организм» сохраняет свою образовательную деятельность, он только питается результатами чужой деятельности и перерабатывает их по-своему. Именно третий способ Данилевский считал оптимальным.

По степени реализации и результативности осуществления культурно-исторических типов, Данилевский выделял следующие цивилизации: а) первичные или аутох-тонные (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская); б) вторичные или одноосновные (еврейская, греческая, римская); в) двуосновные (европейская, в основе которой лежит германо-романский куль-

87

турно-исторический тип); г) особая славянская цивилизация (преимущественно Россия), которая будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом, преодолевшим ограниченность Европейской культуры и создавшим новую, единую культуру.

Немецкий философ и историк О. Шпенглер, в своем двухтомном произведении «Закат Европы» обосновывает неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. Шпенглер в своих рассуждениях исходит из понятия жизни. Жизньэто бесконечный процесс самозарождения и столь же естественного умирания культур. Культура, по Шпенглеру, это организм, обладающий жесткой сквозной структурой, абсолютно замкнутый, как монада Лейбница, и совершенно уникальный. Она выступает, во-первых, как расколотая на восемь основных культур, из которых семь умерло, а одна фаустовская (западноевропейская)существует ныне. Кроме того, он видел нарождающуюся русскую культуру. Каждая из этих культур вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» способа «переживания жизни». Во-вторых, культуры, по Шпенглеру, подчинены жесткому биологическому ритму. Постепенно любая культура приходит к стадии упадка, перерождается в цивилизацию. Цивилизация, по Шпенглеру,это обез-душивание жизни, интеллектуализация ее, переход от творчества к спорту, от литературы к варьете, от героев к инженерам.

Эпоха «закостеневания» творческих начал культуры в механически-безжизненных формах «цивилизации» сопровождается, по Шпенглеру, процессами «омассовле-ния», проникающими во все сферы человеческой жизни. Символами этого «омассовления» являются огромные города, приходящие на смену разбросанных по земле (и живущих в неразрывном единстве с нею) деревень и небольших городов. Этот процесс является отражением количественного принципа развития «цивилизации», заменившего качественный принцип «культуры». «Глобализация» форм и способов человеческого существованияхозяйства, политики, техники, науки и т. д. свидетельствует .о господстве в жизни человека «цивилизации», принципа пространства над принципом времени. Это находит концентрированное выражение в мировых войнах, цель которых глобальное господство над миром государства-победителя, что является высшим смыслом существования «цивилизации». Бесконечная 88

череда войн, ведущихся за мировое господство, и есть, по Шпенглеру, форма самоотрицания и гибели культуры.

С точки зрения П. Сорокина, культурно-исторический процесс представляет собой динамику трех культурных суперсистем: 1) «идеациональноН»; 2) «сенситивной»; 3) «идеалистической». Они организуются вокруг фундаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Каждая из них сориентирована на определенную систему ценностей и определенный аспект реальности.

Первая суперсистема объявляет подлинной реальностью сверхчувственную действительность и сверхчувственные ценности (Бог, Абсолют и т. д.). Вторая исходит из подлинности чувственной реальности и чувственных ценностей (материальные блага). Третья акцентирует внимание на синтезе того, что является главным в первой и второй культурах, ее притягивает возвышенное.

Современная «сенситивная» культура, по П. Сорокину, появилась, сменив «идеациональную» культуру, в течение нескольких веков доминировала, и ее вклад в историю огромен. Но ни одна форма культуры не может существовать вечно. Сейчас, как считает Сорокин, наблюдается процесс дезинтеграции «сенситивной» культуры (доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений). Процесс «дезинтеграции», по мнению П. Сорокина, является источником кризиса, который фиксирует переход от одной суперсистемы к другой. Культурный кризис означает дезинтеграцию определенного образа жизни и образа мышления как отдельных индивидов, так и социальных групп. Он сопровождаетсяяхаосом и конфликтами между носителями различных культурных форм.

П. Сорокин считает, что причина кризисаво внутренней логике развития «сенситивной» культуры. Следствием ее господства оказалось, с одной стороны, бес-прецендентное развитие естественных наук и техники, а, с другой, фатальное суждение действительности до одного из ее аспектовчувственного уровня. Остальное признавалось либо несуществующим, либо фиктивным. Это привело к измельчанию ценностей, исчезновению творческой активности индивидов. Все это требует перехода к другой динамичной фазе, что означает переоцен-

89

ку существующих ценностей, переориентацию образа мышления, трансформацию социальных отношений и и форм социальной организации.

Масштабные и интенсивные интеграционные процессы, характеризующие XX век, дают основание говорить о глубинных качественных переменах в человеческом обществевплоть до появления в XXI веке единой пла^ нетарной цивилизации, с новой шкалой общеччловеческих ценностей и даже коллективными общепланетарными Разумом, Памятью, Духовным миром.

По другим оценкам можно предвидеть возникновение метацивилизации, которая выступит в качестве своеобразного цивилизационно-культурного «общего знаменателя», не поглощающего и не вытесняющего национальные, региональные цивилизации, но скорее надстраивающегося над ними. Человечество начиная с самых древних времен и по сегодняшний день внимательно следит за тенденциями развития общества, его культуры, достижениями различных цивилизаций. Самые страшные прогнозы современных футурологов связаны с появившимися элементами дезинтеграции культур. Именно поэтому объясним интерес человечества, его стремление-к изучению различных культур, расширению контактов, углублению диалога культур, без чего невозможно не только дальнейшее развитие, но выживание человечества.




1. 11 линейным дифференциальным уравнением первого порядка
2. Здесь есть пища
3. Электропривод механизма передвижения тележки мостового крана.html
4. Тема- Духовно ' нравственное воспитание современной молодежи
5. Составила- учитель музыки Гриценко Т
6. Реформы Чингисхана Военная организация монголов
7. ЗАТВЕРДЖУЮ ректор МГУ професор А
8. У нас появляется новая полка в Grmmr room- Pst Continuous Nme Pst Continuous
9. метрополь Идея состоит в сочетании делового и повседневного стиля жизни
10. Тема- Сверхпроводники в НТП Руководитель- Автор- Шумейко Александра