Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

слова сердца подразумевается его вероубеждения

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.4.2024

Шейх Сулейман Аль-‘Ульван: Иман у ахлю-с-сунна и действия, аннулирующие его

Вопрос:

Уважаемый шейх Сулейман ибн Насыр Аль-‘Ульван, каково определение имана у ахлю-с-Сунна? И какие действия делают иман недействительным?

Ответ: Коран и Сунна указывают на то, что иман это слова и дела: слова сердца и языка и действия сердца, языка и органов тела, и что иман увеличивается и уменьшается – и это мнение, на котором сошлись сахабы, табиуны и последователи Сунны. 

Под выражением «слова сердца» подразумевается его вероубеждения. А «дела сердца»  — это его намерения и искренность.

Имам Аш-Шафи’и, رحمه الله, передал единогласное мнение сахабов, таби’унов и тех их последователей, которых он застал, что иман  — это слова, дела и намерения, и не может заменить одно из этих трёх другого.

Сказал имам Аль-Багауи, رحمه الله: Сахабы, таби’уны и их последователи из числа знатоков Сунны сошлись на том, что дела являются частью веры. Они сказали: иман – это слова, дела и убеждения, он увеличивается от совершения благих дел и уменьшается от совершения грехов. На основании того, что сказано в Коране относительно увеличения имана, а в хадисе упоминается о недостатке в религии у женщин. 

Ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а сошлись на том, что тот, кто полностью оставляет совершение дел (джинс аль-‘амаль), относящихся к религии, является кафиром. Под делами здесь подразумеваются действия органов тела, и недостаточно веры в сердце и произношения языком, пока не будет действия органами тела.

Аль-Аджурри, رحمه الله, в своей книге «Аш-Шари’а» сказал: «Знайте, что недостаточно знания и веры в сердце без имана произнесением языком, и недостаточно знания сердца и произнесения языком пока не будет действий органов тела. Если же в человеке соберутся все эти три качества, тогда он будет верующим как на это указывает Коран, Сунна и слова мусульманских учёных».

Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Действия органами тела это подтверждение имана, имеющегося  в сердце и на языке. И тот, кто не подтверждает свой иман действиями своих органов, такими как ритуальное очищение, молитва, закят, пост, хадж,  джихад и им подобными, и удовлетворился для себя знанием (в сердце) и словами, не является верующим и ему не помогут знание в сердце и слова. Оставление  им действий опровергает наличие у него имана, а совершение упомянутых нами дел подтверждает наличие у него имана».

Исхак ибн Рахауейх передал единогласное мнение сахабов о куфре оставляющего (чисто лексически лучше «не совершающего»)  молитву.

Всевышний сказал: «Совершайте молитву, и не будьте в числе многобожников» Посланник, , сказал: «Молитва отделяет человека от неверия и многобожия». Хадис передал  Муслим по пути Аль-Амаша от Абу Суфьяна от Джабира, а так же через Ибн Джурейджа который сказал: мне сообщил Аз-Зубейр от Джабира.

Суфьян ибн Уййайна сказал: Мурджииты  назвали несовершение обязательных действий  таким же грехом, как совершение запретного.  Но то и это не равны между собой, потому что совершение запретного преднамеренно, но не считая это запретное разрешенным – это грех. Оставление же обязательных действия преднамеренно  и без оправдания является неверием.

Разъяснение этого содержится в истории Адама и Иблиса, а так же в истории иудеев, которые признавали посланническую миссию  Пророка, , но не последовали его шариату.

Исхак сказал: Мурджииты дошли до такой крайности, что у них появилось  даже такое высказывание: «Некоторые люди говорят, что тому,  кто оставляет обязательные молитвы, пост в рамадан, закят, хаддж и все виды обязательных действий без отрицания обязательности этого, мы не выносим такфир. Так как этот человек  признает обязательность всего этого,  решение по нему откладывается до встречи его с Аллахом». Относительно таких людей  нет сомнения,  что они являются мурджиитами.

Аль-Хыляль упомянул в «Ас-Сунна» от имама Аль-Хумейди Абдуллаха  ибн Аз-Зубейра, что он сказал: Мне стало известно,  что некоторые люди говорят: «Тот, кто признает обязательность молитвы, закята, поста и хадджа, но не делает из этого ничего до смерти,  или молится повернувшись спиной к кыбле пока не умрет, он остается верующим  до тех пор, пока не отрицает, и не является неверным, если известно о  том, что он оставлял действия, веря в их обязательность,  будучи убежденным в необходимости исполнения обязанностей и обращения к кыбле в молитве».

Аль-Хыляли сказал: Это открытое неверие  в Аллаха, противоречие Книге Аллаха, Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и действиям мусульман. Сказал Всемогущий  Великий Аллах : «…служа Ему искренне, как ханифы, совершать молитву и выплачивать закят».

Сказал Ханбаль: сказал Абу Абдуллах Ахмад (имам Ахмад Ибн Ханбаль): Кто говорит подобное, не верит в Аллаха, отвергает  повеление Аллаха и то, с чем пришел Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

 Это слова каждого из ахлю-с-Сунна уа-аль-Джамаа. Они единогласны в  том, что пришло в Коране и Сунне относительно того, что не делающий ничего из  обязательных действий органов тела является неверующим  в Аллаха и выходит из ислама.

Сказал шейху-ль-ислам Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб, رحمه الله, в в конце своего послания «Кяшфу-ш-шубухат»: Нет разногласия, что единобожие должно быть в сердце, на языке и в делах, и если что-то из этого  нарушается, человек не может быть мусульманином …

В этом вопросе противоречат единогласному мнению, о котором говорилось раньше, крайние джахмиты и мурджииты. Они утверждают что  человек, полностью оставляющий совершение поступков, относящихся к религии (джинс аль-‘амаль), не становиться неверующим, и  уже  была  разъяснена ранее ошибочность этого мнения и  его противоречие  Корану, Сунне и единогласному мнению ученых.

Они утверждают, что тот, кто  скажет или сделает явный куфр, не становится кафиром, пока не будет отрицать  (что-то обязательное) или считать  дозволенным что-то запретное. И это заблуждение и ложь, не имеющая и малейшего следа знания.

Причиной такфира могут быть просто слова, и сказал Всевышний: «Они клянутся Аллахом, что ни чего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того как обратились в ислам». Поистине, Коран и Сунна указывает на порочность этого  мнения мурджиитов. И сказал Всевышний Аллах: А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: «Мы только погружались (в беседы) и забавлялись». Скажи: «Разве не над Аллахом, Его знамениями и Его посланником вы издевались. Не извиняйтесь! Вы оказались неверными после того как уверовали».

Ученые сошлись во мнении, что оскорбление Посланника, , это куфр, и они не назвали условием для такфира  в этом случае то, что человек ненавидит  Посланника, или в сердце считает дозволенным его оскорблять.

Ученые единодушны, что земной поклон (суджуд) идолу и  ритуальный обход (таваф) вокруг могилы  — это куфр, и они не связали эти виды  куфра с тем, что человек  в сердце считает эти действия дозволенными.

Ученые единогласны, что намеренное бросание мусхафа в нечистоты – это куфр, и они не обусловили этот куфр тем, что человек  в сердце считает это дозволенным.

Все это разрушает основы джахмитов и мурджиитов  и делает их мнение  в вопросах имана недействительными.

В своем вопросе брат просит объяснить то, что делает недействительным основу имана.

Таких действий много и ранее на некоторые из них было указанно:

- Полное оставление поступков (джинс аль-‘амаль).

- Несовершение обязательных молитв.

- Ритуальный обход вокруг могил и земной поклон идолам.

- Бросание  мусхафа в грязные места.

- Обращение с мольбой к кому-либо помимо Аллаха.

- Совершение жертвоприношения не ради Аллаха.

- Посвящение обета святым.

- Оскорбление Аллаха или  Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

- Насмешка над религией.

- Замена шариата Аллаха и установление законов, придуманных людьми, вместо закона Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «Те же, которые не принимают решения в соответствии с тем, с чем ниспослал Аллах, являются неверующими».В данном айяте куфр — это оставление закона Аллаха и уклонение от него. Причина ниспослания этого айята указывает на необходимость постановления о  куфре оставляющего закон Аллаха и заменяющего на законы придуманные людьми.

Если слово «куфр» употребляется с определенным артиклем (аль-куфр), то подразумевается большой куфр.

То, что передается от Ибн Аббаса, что принятие судебных решений и правление не по ниспосланному Аллахом это «курф дуна куфр», то есть малое неверие, то это сообщение не является достоверным от Ибн ‘Аббаса, и я уже не раз разъяснял его неприемлемость и что Ибн ‘Аббас называл большим куфром принятие судебных решений и правление не по ниспосланному Аллахом.

И когда Ибн Мас’уд был спрошен о взятке, он сказал «Это противозаконно», а когда спросили «А в хукме (т.е. в принятии судебного решения)?», он ответили: «Это большой куфр», а затем прочитал «Те же, которые не принимают решения в соответствии с тем, с чем ниспослал Аллах, являются неверующими».

«Те же, которые не принимают решения в соответствии с тем, с чем ниспослал Аллах, являются неверующими». Это достоверное сообщение, его передал  Ибн Джарир  в своем тафсире, также его передал Абу Й’аля в своем муснаде, Аль-Байхакы и Уаки’ в рассказах о судьях.

Тот же, кто правит и судит по выдуманным законам и джахилийским законодательствам; или же вводит законы и участвует в законотворчестве; или вменяет людям в обязанность эти законы и принуждает их к суду по этим законам; или отвращается от шариата Аллаха и суда по шариату; или относится с пренебрежением к тем, кто призывает к суду и правлению по Корану и Сунне – тот является неверующим в Великого  Аллаха. И какой куфр больше, чем уклонение от шариата Аллаха и удерживание от него людей, осуждение тех, кто призывает к шариату, высмеивание их, называние отсталыми и далёкими от цивилизованности, невежественными и глупыми.

Одним из самых больших видов лицемерия этих сочинителей законов  является то, что когда их призывают к закону Аллаха и закону Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, они сторонятся его и пренебрегают им, «надменно превозносясь», и открыто заявил один из них:  «закон  Аллаха не соответствует нашей эпохе. Мы живем во времена прогресса, цивилизации и конкуренции с европейскими государствами, в то же время правление по шариату ведет нас к отсталости».

Это то, что говорят поступки всех правящих и судящих по выдуманным законам, даже если большинство из них и не говорит этого языком, ведь дела указывают и подтверждают то, что имеется в сердце и на языке.

И не является более важным доказательством этого их война с теми, кто делает  им наставление, их отдаление от Закона Господа миров, то, что они дали творениям право законотворчества, и дали парламенту право принимать или отвергать категорически установленные законы Шариата, и то, что дозволил парламент, становится законом государства, а  что отверг то запрещено. Всё это является явной атакой на божественный Закон и посягательством на категорически установленные законоположения, и нет никакого сомнения, что это соперничество  с Аллахом в Его власти, Его мудрости и Его божественности.

Ограничение куфра отрицанием Ислама или внутренней убежденностью в дозволенности запретного не имеет никакой основы. Поистине, отрицание Ислама или внутренняя убежденность в дозволенности запретного – это куфр само по себе, даже если с ним не будет правления и принятия судебных решений на основании выдуманных законов.

Сказал шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа, رحمه الله, в 3-м томе сборника фетв: Когда человек разрешает харам, в запретности которого единодушны все мусульмане, или запрещает халяль, в дозволенности  которого единодушны все мусульмане, или же изменяет закон Шариата, по которому единодушны все мусульмане, то он становиться кяфиром и муртаддом по единогласному мнению факыхов.

Сказал хафиз Ибн Касир, رحمه الله, в книге «Аль-бидаййа уа-н-нихаййа» в разделе, посвящённом биографии Чингисхана:  Тот, кто оставил правление по Шариату, ниспосланному  Печати пророков Мухаммаду ибн Абдулле, да благословит его Аллах и приветствует,  и обратился  за судебным решением  к какому либо отмененному шариату, тот  совершил куфр. Как же тогда с тем, кто обратился за судебным решением  к яса (законы монгольской империи, введённые Чингисханом) и предпочёл его Шариату? Кто поступил так, является кяфиром по единогласному мнению мусульман.

Всевышний сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом!- Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение».

Если будет сказано: Правящий и судящий  не по тому, что ниспослал Аллах , не считает выдуманные законы лучшими, чем Закон Аллаха, более того, считает выдуманные законы ложью, то ответом будет следующее:  

Это не меняет ничего в хукме. Поклоняющийся идолам– это мушрик и муртадд, вышедший из религии, даже если будет утверждать, что убежден в том, что многобожие – ложь и заблуждение, и что он совершает ширк ради выгод в этом мире. Всевышний сказал: «Нет у них правителя помимо Него, и ни кто не принимает решений вместе с Ним».

Относительно оправдания этих противостоящих религии законодателей тем, что они свидетельствуют «Нет божества кроме Аллаха и Мухамммад Его посланник», можно сказать:

- Мунафики которые пребудут в самом нижнем слое огня, произносили два свидетельства, молились, постились, совершали хадж, но это не помогло им.

- Совершающие обход вокруг могил, молятся им, дают обет и совершают жертвоприношение, свидетельствуют «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник», но поистине, Всевышний сказал: Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. 

- Те, которые сказали: «Мы не видели никого подобного нашим чтецам, их животы ненасытны, их языки самые лживые и они самые трусливые при встрече с врагом», — имея в виду Посланника Аллаха и его сподвижникам, и было ниспослано из Корана разъяснение об их неверии, – эти люди произносили два свидетельства, молились, постились и совершали джихад.

- Рафидиты-имамиты (шиитская секта) поносящие сахабов и утверждающие что Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман были верооступниками, а также клевещущие на ‘Айшу, произносят свидетельства.

- Колдуны, прорицатели и звездочеты произносят два свидетельства.

- Бану Убайду-ль-Къаддах (исмаилитская династия  правителей в Египте и Магрибе) произносили два свидетельства, молились и строили мечети, однако Умма сошлась на том, что они неверующие и вышедшие из ислама кафиры-муртадды.

Это вопрос, известный  даже начинающим искателям знаний,  не говоря уже об ученых, и, поистине, ученые написали много книг о вероотступничестве и о том, что выводит из ислама, и можно любой может проконсультироваться по упомянутым вопросам в этих трудах.

Ученые Сунны разделяют между грехом, который противоречит основе имана, и грехом, который противоречит обязательной полноте имана, и не делают такфир за всякий грех.  

Они единодушны на том, что не выносится такфир тому, кто совершает большие грехи, до тех пор, пока он не посчитает их халялем (разрешенными), и не выносится такафир мусульманину по причине совершения прелюбодеяния, употребления спиртного или использования денег от ростовщичества, потому что эти виды харама не противоречат основе имана.

Разговор об этом вопросе занимает много времени, и я неоднократно говорил по этому вопросу и разъяснял неверие того кто полностью оставляет совершение дел органами тела, и также разъяснял вероотступничество тех, кто заменяет шариат Аллаха и выступает против того с чем пришел Посланник, .

Однако я скажу: разговор об этом и других действиях, делающих недействительным иман, это разговор о виде действий, а не о личностях, в том смысле, что кто-то скажет или сделает явный куфр, то он совершил куфр, но это не обязательно ведёт к такфиру определенного человека, так как не выносится решение по куфру конкретного человека, пока ему не будет  донесен довод и не будут удалены сомнения, вызванные его возможным невежеством, которое может быть принято во внимание, допустимым таъвилем или принуждением. Когда будет доведен довод, и будут удалены препятствия для вынесения такфира, он будет считаться вероотступником, и для правителя мусульман будет обязательным применить  относительно него закон Аллаха.

Запрещено обычным людям исполнять наказание или выносить постановления помимо правителя, потому что это является причиной хаоса в обществе и не приносит желаемой пользы.

Эта тема имеет продолжение, о котором  я, возможно,  расскажу на следующем собрании.

Я укажу на причины заблуждения в этом разделе и на ошибки в словах многих современников.

Ошиблись в  этом важном вопросе две группы:

1. Хауариджи, которые вывели грешных единобожников из ислама, сочли грехом, то, что грехом не является,  и поставили на этом построили законоположения куфра, не соблюдая в этом законы шариата, не различая общего от частного и не принимая во внимание препятствия для вынесения такфира.

2. Противоположные им в этом заблуждении мурджииты, которые  утверждают, что не является кафиром совершающий грех, пока не считает его разрешенным или не отрицает ислам.

Поистине, Коран, Сунна и иджма’ указывают на ошибочность  и заблуждение этих двух течений.

Я закончу важным вопросом: замечу, что не каждый, кто похож в своих словах на мурджиитов,  становиться мурджиитом, и не каждый, высказывающий мнение хауариджей, становиться хауариджем. Не выноситься решение относительно человека мурджиит он или хауаридж, пока не будут его основы совпадать с основами мурджиитов или хауариджей. 

И о человеке иногда может быть сказано «в нём есть кое-что от мурджиитов в этом вопросе, а в другом – что-то из мнений хауариджей».

Всемерно остерегайтесь же нанесения обиды и несправедливости, когда говорите о людях из числа ученых, проповедников, реформаторов и других! Справедливость в словах и поступках это признак верующих, и это то, что Аллах любит, и что Он повелевает, сказал Всевышний: «И когда говорите, то будьте справедливы» и сказал Он: «Поистине, Аллах вменяет в обязанность справедливость и благие поступки…»

Поистине, все творения: верующие и кафиры, люди и джинны единодушны в любви к справедливости, и единодушны люди в ненависти и осуждении несправедливости и ненависти и осуждении несправедливых людей. Поэтому, какими бы ни были отклонения и заблуждения твоего  противника, для тебя это не является оправданием несправедливости  и клеветы в отношении него. Будь  лучшим человеком по отношению к людям и говори о других  только исходя из знания и справедливости, и сделай своей целью помощь истине и наставление окружающих.

Поистине, сказал Пророк, : «Тот, кто уверовал в Аллаха и Последний День, пусть или говорит благое, или молчит», (привели Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры).

Перевод: Умм Ашбаль

فضيلة الشيخ سليمان بن ناصر العلوان؛
ما هو تعريف الإيمان عند أهل السنة؟ وما هي نوا قضه؟

* * *


الجواب:

الذي دل عليه الكتاب والسنة أن الإيمان قول وعمل قول القلب واللسان وعمل القلب واللسان والجوارح يزيد وينقص وهذا الذي اتفق عليه الصحابة والتابعون وأهل السنة.

والمقصود من قول القلب؛ هو اعتقاده، وعمل القلب؛ هو نيته وإخلاصه.

وقد حكى الإمام الشافعي إجماع الصحابة والتابعين ومن بعدهم ممن أدركهم أن الإيمان قول وعمل ونية لا يجزئ واحد من الثلاثة عن الآخر.

وقال البغوي رحمه الله: (اتفقت الصحابة والتابعون فمن بعدهم من علماء السنة على أن الأعمال من الإيمان، وقالوا: إن الإيمان قول وعمل وعقيدة يزيد بالطاعة وينقص بالمعصية على ما نطق به القرآن في الزيادة وجاء في الحديث بالنقصان في وصف النساء).

وقد اتفق أهل السنة والجماعة على أن تارك جنس العمل مطلقاً كافر.

والمراد بجنس العمل؛ أعمال الجوارح، فلا يجزئ التصديق بالقلب والنطق باللسان حتى يكون عمل الجوارح.

وقال الآجري رحمه الله في كتابه "الشريعة": (اعلموا أنه لا تجزئ المعرفة بالقلب والتصديق إلا أن يكون معه الإيمان باللسان نطقاً ولا يجزئ معرفة بالقلب ونطق باللسان حتى يكون عمل بالجوارح فإذا كملت فيه هذه الخصال الثلاث كان مؤمناً دل على ذلك القرآن والسنة وقول علماء المسلمين).

وقال رحمه الله: (فالأعمال بالجوارح تصديق عن الإيمان بالقلب واللسان فمن لم يصدق الإيمان بعمله بجوارحه مثل الطهارة والصلاة والزكاة والصيام والحج والجهاد وأشباه لهذه ورضي من نفسه بالمعرفة والقول لم يكن مؤمناً ولم تنفعه المعرفة والقول وكان تركه للعمل تكذيباً لإيمانه وكان العمل بما ذكرناه تصديقاً منه لإيمانه).

وقد حكى إسحاق بن راهويه إجماع الصحابة على كفر تارك الصلاة.

قال تعالى: {وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَلا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ}، وقال صلى الله عليه وسلم: (بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة) [رواه مسلم من طريق الأعمش عن أبي سفيان عن جابر ومن طريق ابن جريج قال أخبرني أبو الزبير عن جابر].

وقال سفيان بن عينية: (المرجئة سموا ترك الفرائض ذنباً بمنزلة ركوب المحارم، وليسا سواء لأن ركوب المحارم متعمداً من غير استحلال معصية، وترك الفرائض من غير جهل ولا عذر هو كفر، وبيان ذلك في أمر آدم و إبليس وعلماء اليهود الذين أقروا ببعث النبي صلى الله عليه وسلم بلسانهم ولم يعملوا بشرائعه).

وقال إسحاق: (غلت المرجئة حتى صار من قولهم إن قوماً يقولون؛ من ترك الصلوات المكتوبات وصوم رمضان والزكاة والحج وعامة الفرائض من غير جحود لها لا نكفره، يرجى أمره إلى الله بعد إذ هو مقر، فهؤلاء الذين لا شك فيهم أنهم مرجئة).

وذكر الخلال في "السنة" عن الإمام الحميدي عبد الله بن الزبير أنه قال: (أخبرت أن قوماً يقولون؛ "إن من أقر بالصلاة والزكاة والصوم والحج ولم يفعل من ذلك شيئاً حتى يموت أو يصلي مسند ظهره مستدبر القبلة حتى يموت فهو مؤمن مالم يكن جاحداً إذا علم أن تركه ذلك في إيمانه إذا كان يقر بالفروض واستقبال القبلة"، فقلت؛ هذا الكفر بالله الصراح وخلاف كتاب الله وسنة رسوله صلى الله عليه وسلم وفعل المسلمين، قال الله عز وجل: {حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ}).

قال حنبل: قال أبو عبد الله أحمد أو سمعته يقول: (من قال؛ هذا فقد كفر بالله ورد على الله أمره وعلى الرسول ما جاء به).

وهذا قول كل أهل السنة والجماعة، فهم متفقون على ما جاء في الكتاب والسنة أن تارك أعمال الجوارح مطلقاً كافر بالله خارج عن الإسلام.

قال شيخ الإسلام محمد بن عبد الوهاب رحمه الله في آخر رسالته "كشف الشبهات": (ولا خلاف أن التوحيد لا بد أن يكون بالقلب واللسان والعمل، فإن اختل شيء من هذا لم يكن الرجل مسلماً).

وخالف في ذلك غلاة الجهمية والمرجئة، فزعموا أنه لا يكفر تارك جنس العمل مطلقاً، وقد تقدم بيان فساده ومخالفته للكتاب والسنة والإجماع.

وزعموا أن من قال أو فعل ما هو كفر صريح لا يكفر حتى يجحد أو يستحل، و هذا باطل ليس عليه أثارة من علم.

فمناط الكفر هو مجرد القول الذي تكلموا به، وقال تعالى: {يَحْلِفُونَ بِاللَّهِ مَا قَالُوا وَلَقَدْ قَالُوا كَلِمَةَ الْكُفْرِ وَكَفَرُوا بَعْدَ إِسْلامِهِمْ}، وقد دل الكتاب والسنة على فساد هذا القول، فقال تعالى: {وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنْتُمْ تَسْتَهْزِئُون لا تعتذروا قد كفرتم بعد إيمانكمَ}.

وقد أجمع أهل العلم؛ على أن سب الرسول صلى الله عليه وسلم كفر دون اشتراط البغض أو الاستحلال.

وأجمع العلماء أن السجود للأصنام أو الطواف على القبور؛ كفر دون ربط ذلك بالاستحلال.

وأجمع العلماء؛ على أن تعمد إلقاء المصحف بالقاذورات كفر دون اشتراط الاستحلال.

وهذا كله ينقض أصول الجهمية والمرجئة ويبطل قولهم في مسألة الإيمان.

وقد جاء في سؤال الأخ؛ طلب بيان نواقض أصل الإيمان:

وهي كثيرة وقد تقدمت الإشارة إلى شيء منها:

  كترك جنس العمل مطلقاً.

  وترك الصلاة بالكلية.

  والطواف على القبور والسجود للأصنام.

  وإلقاء المصحف في القاذورات.

  ودعاء غير الله.

  والتقرب بالذبح لغير الله.

  والنذر للأولياء.

  وسب الله أو سب الرسول صلى الله عليه وسلم.

  والاستهزاء بالدين.

  وتبديل شرع الله ووضع القوانين الوضعية وإقامتها مقام حكم الله وحكم رسوله صلى الله عليه وسلم، وقد قال تعالى: {وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ}، فمناط الكفر في هذه الآية هو ترك حكم الله والإعراض عنه، وسبب نزول الآية يقضي بكفر من ترك حكم الله واعتاض عنه بغيره من أحكام البشر.

والكفر إذا عرف باللام فيراد به الكفر الأكبر.

وما روي عن ابن عباس؛ من كونه "كفراً دون كفر"، فلا يثبت عنه وقد بينت نكارته في غير موضع، وأبنت أن المحفوظ عنه إطلاق الكفر على من حكم بغير ما أنزل الله.

وقد سئل ابن مسعود عن الرشوة؟ فقال: (من السحت)، فقيل له: أفي الحكم؟ قال: (ذاك الكفر)، ثم تلا هذه الآية {وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ}، وهذا أثر صحيح رواه ابن جرير في تفسيره ورواه أبو يعلى في مسنده و البيهقي ووكيع في أخبار القضاة.

فمن حكم بهذه القوانين الوضعية والتشريعات الجاهلية أو قننها أو شارك في تشريعها أو فرضها على العباد وألزم بالتحاكم إليها وأعرض عن شرع الله والتحاكم إليه أو استخف بمن ينادي بتحكيم الكتاب والسنة؛ فإنه كافر بالله العظيم، وأي كفر أكبر من الإعراض عن شرع الله والصد عنه ومحاكمة من دعا إليه ولمزه بالرجعية والتخلف عن الحضارة والمناداة عليه بالجهل وسوء الفهم.

ومن عظيم نفاق هؤلاء المشرّعين أنهم إذا دعوا إلى حكم الله وحكم رسوله صلى الله عليه وسلم أعرضوا عن ذلك وصدّوا واستكبروا استكباراً، وقد صرح أحدهم؛ "بأن حكم الله غير مناسب لمثل عصرنا، فنحن في عصر التطور والحضارة ومجاراة الدول الأوربية، بينما تحكيمُ الشريعة يعود بنا إلى الوراء والتخلف"، وهذا لسان حال الجميع من محكمي القوانين وإن لم يتكلم به أكثرهم، والأفعال شاهدة على القلوب والأقوال.

ولا أدل من ذلك محاربتهم للناصحين وإقصاؤهم شرع رب العالمين، وإعطاؤهم المخلوق حق التشريع بحيث تعرض الأحكام الشرعية القطعية على البرلمان فما أجازه فهو نظام الدولة وما حضره فهو ممنوع. وهذا الصنيع إعتداء كبير على التشريع الإلهي وتطاول على الأحكام القطعية، ولا ريب أن هذا منازعة لله في حكمه وحكمته وإلاهيته.

وتقييد الكفر بالجحود أو الاستحلال؛ لا أصل له، فإن الجحود أو الاستحلال كفر ولو لم يكن معه تحكيم القوانين.

قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله في المجلد الثالث من الفتاوى: (متى حلل الحرام المجمع عليه أو حرم الحلال المجمع عليه أو بدّل الشرع المجمع عليه كان كافراً مرتداً باتفاق الفقهاء).

وقال الحافظ ابن كثير رحمه الله في "البداية والنهاية" في ترجمة جنكيز خان: (من ترك الشرع المحكم المنزل على محمد بن عبد الله صلى الله عليه وسلم خاتم الأنبياء وتحاكم إلى غيره من الشرائع المنسوخة كفر، فكيف بمن تحاكم إلى الياسا وقدمها عليه؟ من فعل هذا كفر بإجماع المسلمين).

قال تعالى: {فَلا وَرَبِّكَ لا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجاً مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيماً}، وقال تعالى: {أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلالاً بَعِيداً}.

فإن قيل؛ إن الحاكم بغير ما انزل الله لا يفضل القانون على حكم الله بل يعتقد أنه باطل.

فيقال:

هذا ليس بشيء ولا يغير من الحكم شيئاً، فان عابد الوثن مشرك ومرتد عن الدين وإن زعم أنه يعتقد أن الشرك باطل ولكنه يفعله من أجل مصالح دنيوية، قال تعالى: {وَلا يُشْرِكُ فِي حُكْمِهِ أَحَداً}.

والاعتذار عن هؤلاء المشرعين المعرضين عن الدين بأنهم يشهدون أن "لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله"، يقال عنه:

  بأنّ المنافقين الذين هم في الدرك الأسفل من النار يشهدون الشهادتين ويصلون ويصومون ويحجون وليس هذا بنافع لهم.

  والذين يطوفون حول القبور ولها يصلون وينذرون ويذبحون يشهدون "أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله"، وقد قال تعالى: {إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ}.

  والذين قالوا؛ "ما رأينا مثل قرائنا هؤلاء أرغب بطوناً ولا أكذب ألسناً ولا أجبن عند اللقاء" - يعنون رسول الله صلى الله عليه وسلم و أصحابه ونزل القرآن ببيان كفرهم - كانوا يتكلمون بالشهادتين ويصلون ويصومون ويجاهدون.

  والرافضة الإثنا عشرية الذين يسبون الصحابة ويزعمون ردة أبي بكر وعمر وعثمان ويقذفون عائشة بالإفك يتكلمون بالشهادتين.

  والسحرة والكهان والمنجمون يلفظون بالشهادتين.

  وبنو عبيد القداح كانوا يتكلمون بالشهادتين ويصلون ويبنون المساجد، وقد أجمعت الأمة على كفرهم وردتهم عن الإسلام.

وهذا أمر يعرفه صغار طلبة العلم ناهيك عن كبارهم، وقد صنف أهل العلم كتباً كثيرة في الردة و نوا قض الإسلام، يمكن مراجعتها في مضانها.

وأهل العلم والسنة يفرقون بين ذنب ينافي أصل الإيمان وبين ذنب ينافي كماله الواجب، فلا يكفرون بكل ذنب. وقد أجمعوا على أنه لا يكفر صاحب الكبيرة ما لم يستحلها، فلا يكفر المسلم بفعل الزنا وشرب الخمر وأكل الربا لأنه هذه المحرمات لا تنافي أصل الإيمان.

والحديث عن هذه المسألة يطول ذكره، وقد تحدثت عن هذه القضية في غير موضع وبينت كفر تارك أعمال الجوارح مطلقاً وردة المبدّلين لشرع الله المعرضين عمّا جاء به الرسول صلى الله عليه وسلم.

بيد أني أقول؛ إن الحديث عن هذه المسألة وغيرها من النواقض هو حديث عن النوع دون العين، بمعنى أن من قال أو فعل ما هو كفر صريح؛ كفر، وهذا ليس بلازم منه تكفير المعين، لأنه لا يحكم على العين بالكفر حتى تقام عليه الحجة وتنتفي عنه الشبهة لاحتمال أن يكون جاهلاً جهلاً معتبراً أو متأولاً تأويلاً سائغاً أو مكرهاً، وحين تقوم عليه الحجة وتنتفي عنه موانع التكفير يصبح حينئذ مرتداً عن الدين، ويجب على ولىّ أمر المسلمين تطبيق حكم الله فيه.

ويمتنع على آحاد الناس إقامة الحدود والأحكام دون السلطان، فان هذا يسبب فوضى في المجتمع ولا يحقق المصلحة المطلوبة.

وللحديث بقية لعلي أتحدث عنه في جلسة أخرى.

وأشير إلى أسباب الضلال في هذا الباب ومواطن الزلل في كلام كثير من المعاصرين:

فقد زلّ في هذه المسألة الكبيرة طائفتان:

1) الخوارج: حيث أخرجوا عصاه الموحدين من الإسلام وجعلوا ذنباً ما ليس بذنب ورتبوا على ذلك أحكام الكفر ولم يراعوا في ذلك الأحكام الشرعية ولا المطلق من المقيد ولا موانع التكفير.

2) وقابلهم في هذا الضلال أهل الإرجاء: حيث زعموا أنه لا يكفر أحد بذنب مهما كان ذنبه حتى يستحل أو يجحد.

وقد دل الكتاب والسنة والإجماع على فساد هذين المذهبين وعلى ضلال تلك الطائفتين.

وأختم بمسألة مهمة؛ وأنبه على أنه ليس كل من شابه المرجئة بقول أصبح مرجئاً ولا كل من دان بقول من أراء الخوارج صار خارجياً، فلا يحكم على الرجل بالإرجاء المطلق ولا أنه من الخوارج حتى تكون أصوله هي أصول المرجئة أو أصول الخوارج.

وقد يقال عن الرجل؛ "فيه شيء من الإرجاء في هذه المسألة، وذاك فيه شيء من مذاهب الخوارج".

وحذار حذار من الظلم والبغي حين الحديث عن الآخرين من العلماء والدعاة والمصلحين وغيرهم، فالعدل في القول والفعل من صفات المؤمنين وهو مما يحبه الله ويأمر به، قال تعالى: {وَإِذَا قُلْتُمْ فَاعْدِلُوا}، وقال تعالى: {إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ والإحسان}.

وقد اتفق الخلق كلهم مؤمنهم وكافرهم إنسهم وجنهم على حب العدل، واتفق الناس كلهم على بغض الظلم وذمه وبغض أهله وذمهم، ومهما كانت منزلة عدوك من الانحراف والضلال فهذا لا يسّوغ لك ظلمه وبهته. فكن من خير الناس للناس ولا تتحدث عن الآخرين إلا بعلم وعدل، واجعل قصدك نصرة الحق والنصيحة للآخرين.

وقد قال النبي صلى الله عليه وسلم: (من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليقل خيراً أو ليصمت) [متفق عليه من حديث أبي هريرة].




1. тема менеджмента качества обучения СМКО МИРЭА 7
2. Тема 7 Теория ценообразования на факторы производства Основные вопросы
3. Подземный меридиан уже публиковался ранее под названием Покоренный Атаман
4. Шевченко у каждого в сердце ~ литературно музыкальный праздник прошедший 16 января в библиотеке ~ филиале
5. 2013 г УНИВЕРСИТЕТ ~ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального об
6. і. Дослідження дозволяють відзначити необхідність та можливість розвитку мовленнєвих творчих здібностей вж
7. Садака Аллаху Азым Сказал истину Аллах после прочтения Корана является бида
8. 31 ст. 345 33 38; И
9. Історія, перспективи розвитку та класифікація стрілецької зброїІсторія розвитку стрілецької зброї
10. Вторичная переработка зольной пыли для получения портландцемента
11. реферату- Економічні ідеї соціалістіврікардистів і чартизмуРозділ- Історія економічних вчень Економічні
12. Моделювання технологічних процесів в рибництві
13. коди. Після аналізу багатьох статей про побутові миючі засоби неодноразово повертаємося до їхньої екологічн
14. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ИНВЕСТИЦИИ Вариант 3 Номера задач 4811
15. ой экономикой упре рисками счится наукой в России упре рисками треб
16. Отчет по практике- Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях
17. Разработка тематических тестов
18. Топонимические традиции русской усадьбы (1861-1917 гг)
19. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ СООРУЖЕНИЕ ТОННЕЛЯ ГОРНЫМ СПОСОБОМ
20. Азиатские страны и в частности Таиланд имеют давнюю культуру и устоявшиеся строгие традиции и правила и их