У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Психология социальной работы

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Оглавление

Введение

1. Типологии личности

1.1 Типология личности В.И. Гарбузова

1.2 Типология на основе акцентуации личности

2. Различия в социальной работе конкретных стран

3. Необходимость общественного контроля над деятельностью психолога социальных служб

4. Решение проблемных задач

4.1 Обращения в Телефоны доверия

4.2 Первичная профилактика

Заключение

Источники

Введение

Среди ряда специальных дисциплин в психологии важное место занимает «Психология социальной работы». Необходимость глубокого усвоения содержания данной дисциплины социальными работниками для повышения их профессионализации связана с особенностями современного этапа развития России.

Объективные трудности трансформации российского общества, становление демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп. Эти группы - пожилые, пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и др. - наряду с активной материально-экономической поддержкой нуждаются в социально-психологической помощи. Сложность, противоречивость, в определенной мере нестабильность, непредсказуемость социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе, в том числе, и среди более обеспеченных слоев населения также вызывает потребность в социально-психологической поддержке.

Психологи, занимающиеся социальной работой, имеют дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д. В связи с этим в нашей работе уделено внимание вопросам типологии личности, а также вопросам социальной работы, характерной для конкретных стран. Без глубокого понимания этих вопросов невозможна успешная деятельность психосоциальных работников.

1. Типологии личности

В психологических типологиях личности определенные группы людей выделяются на основе различий в характере, направленности (обращенности) сознания и внимания индивидов на себя или вовне, в уровне психоэмоциональной лабильности человека, в доминировании тех или иных психологических процессов, функций, свойств (интеллект, эмоции, ощущения, интуиция, воля и т.д.) и других параметров.

Рассмотрим типологии личности, в которых выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный и застревающий.

1.2 Типология личности В.И. Гарбузова

Данная типология личностей основана на доминирующей роли тех или иных инстинктов в поведении людей, которые обеспечивают необходимую адаптацию людей в среде.

Согласно В.И. Гарбузову, можно выделить семь инстинктов: инстинкты самосохранения, и продолжения рода (базовая диада инстинктов, на основе чего реализуется жизнедеятельность отдельных людей и человечества); инстинкты исследования и свободы; инстинкты доминирования и сохранения достоинства личности; инстинкт альтруизма, который смягчает (социализирует) эгоцентризм всех других инстинктов.

Инстинкты - это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную социализацию человека.

В норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, другие выражены меньше, но также влияют на формирование и особенности поведения личности. В тех случаях, когда одни инстинкты резко выражены, а другие, напротив, подавлены, имеет место инстинктопатия, которая может провоцировать межличностные конфликты. Инстинктопатии находятся в тесных связях с психопатиями (например, истероидная психопатия связана с гипердоминацией инстинктов свободы и самосохранения и одновременно с подавлением инстинктов альтруизма и продолжения рода).

В зависимости от доминирования (в норме) тех или иных инстинктов все люди подразделяются на следующие семь групп:

1. Эгофильный тип. Это люди со склонностью к повышенной осторожности, консервативные, с выраженной эксцентричностью, тревожной мнительностью по поводу своего здоровья и безопасности, подвержены в сложных условиях фобиям, истерическим реакциям, навязчивым страхам.

2. Генофильный тип. Люди этого типа проявляют сверхлюбовь к своей семье, детям и т.д. вплоть до полного отрицания «Я» в пользу «Мы». Это хранители генофонда, домашнего очага, жизни, рода.

3. Альтруистический тип. Эти люди отличаются эмпатией, заботливостью к близким (пожилым), добры к ближним, принимают активное участие в их судьбе и т.д.

4. Исследовательский тип. Люди данного типа отличаются любознательностью,

стремлением к познанию неизвестного, нового, проявляют изобретательство, склонность к науке, упорство и настойчивость в исследовательском поиске.

5. Доминантный тип. Это тип лидеров, обладающих организаторскими способностями,

сильной волей, напористостью и последовательностью в достижении цели.

6. Либеральный тип. Это люди, стремящиеся к независимости и свободе, склонные к протесту, отрицанию авторитетов, они проявляют нетерпимость к любым формам ограничений свободы личности. Из этого типа людей формируются революционеры и реформаторы, ниспровергатели социальных устоев и рутины.

7. Дигнитофильный тип. Это тип людей, с ярко выраженным чувством собственного достоинства и чести, во имя которых на карту ставиться все, в исключительных случаях даже своя жизнь. Отсюда нетерпимость к любым формам унижения «Я», ущемления прав личности.

1.2 Типология на основе акцентуации личности

Среди типологий по различиям в характере существует типология немецкого психиатра Карла Леонгарда, основанная на концепции акцентуации личности.

Характер - это ядро психосоциальных наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Характер - это сплав темперамента, врожденных свойств высшей нервной деятельности и приобретенных в личном социальном опыте.

Акцентуация характера, т.е. «заострение», гипертрофия отдельных свойств личности (в пределах нормы), по К. Леонгарду, имеет место у 20-50% людей, особенно у подростков и юношей и выражается в разных формах - от легких, малозаметных форм до крайних форм, близких к психопатии (психопатия - патологическое отклонение характера, ведущее к неадекватной адаптации личности к среде).

По мнению К. Леонгарда, все черты личности можно подразделить на основные и дополнительные. Основные черты личности являются ее фундаментом, определяют психическое здоровье, социализацию и адаптацию. При воздействии неблагоприятных факторов эти черты личности могут трансформироваться в патологический характер и пагубно влиять на индивида. В целом же в акцентуациях характера заложены возможности как позитивного, так и негативного поведения. К. Леонгард выделил 10 типов, разделенных на две группы, акцентуированных личностей:

Четыре типа основаны на акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый), шесть других типов основаны на акцентуации темперамента(гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Поведение данных акцентуированных личностей характеризуется следующими особенностями:

1. Демонстративный тип. Эти люди всегда стремятся быть в центре внимания; своих целей могут добиваться любой ценой (скандалы, болезни, слезы, наряды, флирт, ложь, хвастовство и пр.); легко забывают о своих неблаговидных поступках; обладают высокой приспосабливаемостью к людям; обходительны, упорны, целенаправленны, имеют хорошие актерские способности, могут увлекать других; склонность к истерическим реакциям в случае ущемления интересов, критики, недооценки заслуг; угнетает монотонная работа, узкий круг общения. Негативные черты: эгоистичность, лживость, хвастовство, самоуверенность, склонность к интригам, высокие притязания, необузданность в поведении, конфликтность. Предпочтительная деятельность - работа с меняющимися кратковременными контактами.

2. Педантичный тип. Эти люди отличаются добросовестностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах; обладают ровным настроением. Негативные черты: формалисты, аккуратность до занудства; важные решения стремятся переложить на других; на конфликты способны в случае недооценки их заслуг; склонны к навязчивым состояниям, психастении. Предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, бумажная работа. Эти люди не склонны менять место работы.

3. Застревающий тип. Эти люди склонны акцентировать внимание на своих чувствах, не могут забыть обид; стремятся добиться высоких результатов в любом деле, требовательны к себе, жаждут справедливости, принципиальные, имеют твердые устоявшиеся взгляды. Негативные черты: излишняя обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, гипертрофированное стремление к справедливости, самолюбие, склонны к конфликтам в случае задетого самолюбия, обиды, ревности. Возможны мания подозрительности, «бред преследования» и т.д.; склонны к затяжным склокам на службе и в быту, несговорчивы, делят окружающих на врагов и друзей, властолюбивы, способны к чрезмерному «нравоучительству». Предпочтительна работа, где можно проявить себя и свою независимость.

4. Возбудимый тип. Эти люди отличаются добросовестностью, аккуратностью, любовью к детям. Негативные черты: повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость; возможна как маскировка льстивость, услужливость; склонность к хамству, нецензурным выражениям или к молчаливости, замкнутости в беседе, конфликтность, в т.ч. с начальством, неуживчивость в коллективе; в семье деспотичны и жестоки; вспыльчивость, вспышки гнева и ярости с рукоприкладством; ослабление контроля над влечениями. В поведении нередки невротические срывы, психопатии, правонарушения (аморализм, антиобщественные поступки, злоупотребление алкоголем и т.п.). Предпочтительна работа, связанная с физическим трудом, атлетические виды спорта. В связи с неуживчивостью часто меняют место работы.

5. Гипертимный тип. Люди этого типа отличаются большой подвижностью, общительны, болтливы, с выраженной жестикуляцией, мимикой, чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству; шумны; любят компании сверстников и стремятся ими командовать; у них обычно хорошее настроение, самочувствие, хороший аппетит и сон, склонны к чревоугодию и другим радостям жизни; обладают завышенной самооценкой, деловиты, изобретательны, хорошие собеседники; умеют развлекать других, энергичны, деятельны, инициативны, веселы, легкомысленны, поверхностны. Негативные черты: для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно если встречают сильное противодействие и терпят неудачу; склонны к аморальным поступкам, раздражительности, прожектерству; с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Склонны к заболеванию маниакально-депрессивным психозом. Энергия часто направлена на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь. Предпочтительна работа, связанная с постоянным общением - организаторская деятельность, спорт, служба сбыта, театр. Имеют склонность к смене места работы и профессии.

6. Дистимический тип. Эти люди характеризуются серьезным, даже подавленным настроением, медлительны, имеют слабую волю; пессимистично оценивают будущее, имеют заниженную самооценку, низкую контактность, немногословны в беседе, нередко молчаливы; домоседы, индивидуалисты, избегают шумных компаний, ведут замкнутый образ жизни; часто угрюмы, заторможены, склонны фиксировать внимание на теневых сторонах жизни; добросовестны, ценят дружбу и готовы подчиняться друзьям; располагают обостренным чувством справедливости. Негативные черты: склонны к невротическим реакциям (депрессиям), пассивность, замедленность мышления, «отрыв от коллектива». Предпочтительна работа без широкого круга общения.

7. Тревожно-боязливый тип (психастенический). Люди данного типа отличаются низкой контактностью, минорным настроением, неуверенностью в себе; дети этого типа боятся темноты, животных, опасаются оставаться одни, не любят шумных компаний сверстников, тяжело переживают разного рода испытания (экзамены, проверки и т.п.); проявляют робость, застенчивость, нередко стесняются отвечать перед классом; охотно подчиняются опеке старших; рано формируется чувство долга, ответственности, высшие моральные принципы; в конфликты вступают редко, в них играют пассивную роль, ищут поддержки и опоры; обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью; часто служат «козлами отпущения», мишенями для шуток; склонны к психастении. Негативные черты: крайняя нерешительность, чувство неполноценности, обидчивость, неумение постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях, боязливость, мнительность. Предпочтительны виды работы, не связанные с лидерством, с необходимостью принимать ответственные решения.

8. Циклотимический тип. Люди этого типа отличаются сменой гипертимных и дистимных состояний; часты смены настроения; зависят от внешних событий - радостные события вызывают картины гипертимии (жажда деятельности, повышенная говорливость, скачки мыслей; печальные события ведут к подавленному настроению, замедленности реакций и мышления. У подростков-циклотимиков выделяются два вида - типичные и лабильные циклоиды; типичные циклоиды в детстве кажутся гипертимными, но затем проявляют вялость, упадок сил, падение аппетита, бессонница (или наоборот, сонливость), на замечания реагируют грубостью, гневом, впадая при этом в уныние и депрессию (вплоть до попыток суицида), учатся неровно, с трудом; у лабильных циклоидов смена настроения происходит быстрее, чем у типичных; настроение влияет на самооценку; имеет место в некоторых случаях маниакально-депрессивный психоз. Негативные черты: резкая смена настроения. Предпочтительная деятельность зависит от цикла настроения; склонны к смене места работы.

9. Экзальтированный (аффективный) тип. Для людей этого типа характерна способность к резкому изменению настроения, ярко выраженная эмоциональность, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; у них развиты чувства альтруизма, сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, способность восхищаться и восторгаться; они привязаны к друзьям, улыбчивы, ярко переживают чувства радости, наслаждения, счастья; легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Негативные черты: способны быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты в поведении и чувствах, чрезмерно впечатлительны, патетичны; неудачи, печальные события воспринимают трагически; склонны к невротической депрессии. Предпочтительная работа - сфера искусств, художественные виды спорта; профессии, связанные с близостью к природе.

10. Эмотивный тип. Люди данного типа характеризуются чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоко переживают замечания, критику, неудачи; часто печально-грустное настроение, предпочитают узкий круг друзей и близких, которые их понимают с полуслова; обиды хранят в себе, в конфликт вступают редко и играют в них пассивную роль; отличаются альтруизмом, состраданием, жалостливостью, радуются чужим удачам, исполнительны, развито чувство долга, отзывчивы, мягкосердечны; хорошие семьянины; трагически воспринимают конфликты с близкими людьми, смерть или болезнь родных; им противопоказаны несправедливость, хамство, нахождение в среде грубых, невоспитанных людей; склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии. Негативные черты: чрезмерно впечатлительны, слезливы; подростки остро реагируют на сцены фильмов, где кому-то грозит опасность, насилие. Предпочтительная деятельность - сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями. В целом этот тип близок к экзальтированному, но внешние проявления не так резки и ярки как у последнего.

2. Различия в социальной работе конкретных стран

Рассмотрим западную и отечественную теоретические парадигмы социальной работы, их сходство и различия. Под парадигмой здесь понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерны:

1) доктрина помощи;

2) организационные формы;

3) субъект - субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности;

4) объект помощи.

В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиент выступает как индивид и отдельная группа, которой отдается преимущество, так и сообщество, и община, которые рассматриваются в логике субъектности. Карл Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это - ядро христианства («возлюби ближнего своего», - сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс».

В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как к идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России. А.Ф.Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, …в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом…».

Таким образом, индивидуальность здесь проявляется через общинность, и коллективность становится базовым принципом помощи. В этом можно увидеть специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной, и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства. В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины». В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада. В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт. Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть - значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько «общественный космос», сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы. С.Л.Франк, определяя специфику русской духовности, выделяет критерий, который отражает сущность моральной нормы, определившей подходы различных видов и уровней помощи в России, «…когда речь идет о русских поисках «блага», имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т.е. в конечном счете религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются». Критерием нормы выступает как бы не сама реальность, а идеальная реальность, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания. Отсюда, видимо, и проистекают эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, тогда как реформы Петра I проводятся без учета сложившихся традиций, причем выдвигаются новые принципы организации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ.

Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.

Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления - социальное обеспечение и социальная работа - в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.

3. Необходимость общественного контроля над деятельностью психологов социальных служб

личность социальный инстинкт акцентуация альтруизм

Изучение качества работы социального педагога и педагога-психолога, его методической подготовки проводится для управления качеством. Цель контрольно-диагностической деятельности заключается не в усилении репрессивных мер, а в выявлении тенденций развития опыта работы психолога социальной службы.

Изучение качества профессиональной деятельности специалиста проводится как в режиме прямого контролирования, так и в режиме совместного аналитического исследования.

Прямой контроль позволяет оценить деятельность психолога по выработанным общепринятым критериям и включает в себя анализ форм деятельности, работу в социальной службе, участие в работе совета, конференций, семинаров, ведение текущей и отчетной документации.

Режим совместного аналитического исследования позволяет оценить результат деятельности психолога в процессе реализации поставленных целей и задач. Такой анализ проводится в 3 этапа:

1) анализ результатов;

2) анализ процесса социальной и психолого-педагогической деятельности;

3) анализ условий.

Контроль в различных его формах и методах обеспечивает обратную связь, которая является важнейшим источником информации для всех участников процесса социально-психологической работы.

Таким образом, в ведении службы контроля находятся, в первую очередь, вопросы о профессиональном уровне психологов социальных служб, о повышении их квалификации, о внедрении новых методик и технологий, об оказании квалифицированной помощи. В свою очередь, эти вопросы должны решаться для того, чтобы помощь, оказываемая нуждающимся людям, была действительно эффективна, и самое главное, чтобы эти люди были в безопасности, ведь помощь психолога ни в коем случае не должна нанести вред.

4. Решение проблемных задач

4.1 Обращение в Телефоны доверия

Известно, что около 3% обращений в Телефоны доверия - розыгрыши типа: “Мне нечего делать, решил (а) позвонить“. В чем проблема данного типа клиентов и являются ли такие абоненты клиентами Телефона доверия?

Зачастую люди, даже сознавая существующие проблемы и невозможность самостоятельного их решения, стесняются открыто попросить помощь и пытаются перевести разговор в шутку, подчеркивая незначительность темы разговора «от нечего делать». В любом случае, человек, сделавший подобный шаг, при дружелюбном и внимательном отношении, продолжит беседу и сможет обозначить свою проблему. Нельзя, однако, однозначно утверждать, что все эти абоненты имеют психологические проблемы и нуждаются в психологической помощи. Праздничные дни и выходные освобождают время для глупых розыгрышей, создавая трудности в работе служб социальной помощи.

Обращения подобного рода не редкость для сотрудников службы доверия, а суть их сводится чаще всего к банальному слову «скука», когда человек самостоятельно не в силах себя занять, и ему необходим тот, кого можно заставить заниматься своими проблемами или разбираться в выдуманных ситуациях. Заинтересовать других людей рассказом нет возможности в силу коммуникативных проблем (а также возможных замкнутости, скромности и других). Проблема данного типа клиентов в незрелости «Я».

4.2 Первичная профилактика

Критики первичной профилактики утверждают, что профилактика предполагает знание причин проблемы. Но выявить конкретные и единственные проблемы очень трудно, практически невозможно. Поэтому профилактика неэффективна. Разделяете ли Вы данную точку зрения? Подкрепите свою точку зрения анализом научной литературы по данной теме.

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической» .

М.Я. Мудров, один из основоположников отечественной терапии, считал профилактику болезней основой деятельности врача: «Хорошо руководить больным ради здоровья, заботиться о здоровом ради того, чтобы он не болел, заботиться о здоровых и ради благополучия поведения», неоднократно подчеркивая значение влияния психики, которую он связывал с деятельностью мозга, требовал «исследовать действия душевные, зависящие от мозга, состояния ума, тоску, сон. Долг врача - взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни, ...ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить».

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний. Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека: психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Проблему первичной профилактики можно проследить в самом ее названии. Как определить актуальность профилактики чего бы то ни было до появления первых симптомов проблемы? Назвав первичной профилактикой любые меры общей позитивной психологической направленности: мероприятия на поддержание психического здоровья, восполнение дефицита социализации, актуальную психологическую помощь и поддержку нуждающимся в сотрудничестве со службами социальной защиты и помощи, трудно переоценить ее значение. Здесь задачи пересекаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение, следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии и психотерапии.

Рассматривая первичную профилактику как систему мер предупреждения, возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний, включающую в себя любые превентивные меры общей позитивной психологической направленности: мероприятия на поддержание психического здоровья, восполнение дефицита социализации, актуальную психологическую помощь и поддержку нуждающимся в сотрудничестве со службами социальной защиты и помощи, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическую активность, охрану окружающей среды и т. д., трудно переоценить ее значение как с позиции психогигиены и психопрофилактики, так и с общегуманистических позиций в масштабах государства.

Заключение

Основная цель социальной работы - улучшение жизни клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами.

Все психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.).

, С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник обязан в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно-реабилитационные методы и средства.

Источники

1. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы: Учебное пособие / Е.В. Кулебякин. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 86с.

2. http://soc-work.ru/article/718

3. http://spcn.narod.ru/statfedorina.html

Работа Карла Юнга «Психологические типы» стала первой ступенью на пути изучения разновидностей личности. Проблема типологии личности не заканчивается на классификации определенных свойств личности, потому что подразумевается изучение личности как единого целого, отличающегося от других личностей рядом признаков – темпераментом, характером, образом жизни и восприятия окружающего мира, моральности и так далее. Юнг принял во внимание и такие особенности личности как строение тела человека, тип нервной системы. Также Известный российский биолог Павлов описал четыре типа темперамента, которые он исследовал на животных, но допускал и приравнивание к людям. Он считал, что темперамент – это основа для типологии личности, но не только по темпераменту можно разрабатывать типологию. Таким образом, Иван Петрович Павлов сформировал три типа формирования личности: личность-мыслитель, личность-художник, и промежуточный тип личности. как и в случае с темпераментом, Павлов основывал свою классификацию на участии первой и второй сигнальных систем в координации жизни человек. Так, личности-мыслители имеют активное левое полушарие и вторую сигнальную систему. Они отличаются склонностью к анализу информации, к логическому и абстрактному мышлению. Люди-мыслители всегда озвучивают только самые обдуманные свои мысли, редко говорят импульсивно и быстро. А вот личности художественного типа, по мнению Павлова, имеют более активное правое полушарие и хорошо развитую первую  сигнальную систему. Отличаются они эмоциональностью, несдержанностью, склонностью к общению с собеседником и выражению своих мыслей, чувств, эмоций вслух. Но люди кардинально мыслительного или кардинально художественного типа встречаются достаточно редко, в отличии от личностей среднего промежуточного типа. Типология личности по Карлу Юнгу, то есть, его теория психологических тип, выделяет два типа личностей, согласно критериям: 1.    доминирование в психологической деятельности личности четко обозначенной установки сознания. 2.    преобладание в психологической деятельности какой-то из ведущих функций психики. Юнг придает большое значение тому, куда личность направляет свою жизненную энергию: во внутрь себя, или во внешний мир. Как известно, в первом случае мы имеем дело с интровертом, а во  втором – с экстравертом. Но Юнгом не был учтен тот факт, что кардинальная интроверсия и кардинальная экстраверсия встречаются не так часто, как промежуточные формы, на что делал в свое время акцент Айзенк – психолог, разработавший тест для определения направленности жизненной энергии личности. Еще одна типология личности построена на проявлении четырех функций психики человека, то ест, функции мыслить, чувствовать, ощущать и включать интуицию. Эти функции работают у каждой личности в разную силу, некоторые преобладают, некоторые выключаются, некоторые действуют в совокупности. Из-за этого личности выбирает или рациональный взгляд на мир, или эмоциональный. Она руководится или четкой фактической информацией, или своим чутьем, которое называется интуиция. Основываясь на этих функциях человеческой психики, можно выделить четыре типа личности: мыслительный тип, эмоциональный, интуитивный, сенсорный. Юнг внес в эту типологию личности  дополнение, посчитав, что каждый тип должен иметь два варианта: личность-экстраверт и личность-интроверт. Таким образом, получилось восемь типов личности. Подводя итог, можно сказать, что типология личности зависит, в первую очередь, от того, какую направленность имеет личность, по увлечениям, интересующих ее, по системе ценностей и жизненный ориентиров, по типу мировоззрения. так, например, Э. Шпрангер разработал типологию личности, исходя с ижеологии, которую принимает или не принимает для себя тот или иной человек. Он выделил шесть типов личности: 1.    Теоретическая личность. Это тип личности, при которой всегда стремится обладать точной информацией, знать правду. 2.    Экономическая личность. Личность, для которой приоритетом является выгода и польза от любого дела, события, явления. 3.    Эстетическая личность. Для нее преобладающее значение имеет эстетическая привлекательность, совершенство и успешное сочетание чего-либо. 4.    Социальная личность. Это личность, которая в значительной мере стремится к признанию и пониманию окружающих людей, хочет иметь успех в любой компании, ощущать на себе внимание общества. 5.    Политическая типология личность. Это личность, для которой важнее всего власть над другими людьми. Эта потребность может реализовываться и в семьи или рабочей группе, и в социуме вообще. 6.    Религиозная личность. Это личность, которая направляет свои мысли и силы на осознание жизненной сути, философии бытия, влияние высших сил. 
Подробнее:
http://www.anypsy.ru/content/tipologiya-lichnosti-v-psikhologii.




1. информация Информация ~ происходит от лат
2. позитивных наук метод социального исследования должен быть точным и строгим.html
3. лекциях и дистанционном образовании много сказано сделано мало
4. сосудистой системы нарушение мозгового кровообращения высокое артериальное давление кровотече
5. Несмотря на известную инерционность мышления связанную с негативным отношением к философии как науке не да
6. битва за умы обычных людей
7. Структура и функционирование заработной платы в рыночной экономике
8. 12 Fd 60 Fs 5 Исслед
9. семьи среднего возраста но почти не затронули проблем пожилой семьи
10. Пойменные луга Гомельской области
11. Кроме того методология истории изучает специфику основных теоретикометодологических направлений в истор
12. і Її розробив австрійський психоаналітик Зігмунд Фройд 18561939 наприкінці 19на початку 20 ст
13. то универсального состава прикормки не существует
14. Производительность труда эффективность общественного труда в процессе производства продукции
15. Реферат Типы конфликтных личностей
16. О международных договорах Республики Беларусь от 23 июля 2008 г
17. тема и виды обучения Система и виды обучения В дидактике имеется ряд теорий обучения которые по
18. Витебск Суд Первомайского района г
19. Imposed censorship txes nd other restrictions newsppers in the 18th century cme to enjoy the reportoril freedom nd indispensble function tht they hve retined to the present dy
20. філософ приписують Піфагору який назвав себе не мудрецем а тим хто любить мудрість