Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра прикладной психологии и социологии
А. С. Кармин
М. А. Мельник
Санкт-Петербург
2004
Создатели настоящего учебного пособия сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа Анатолий Соломонович Кармин и Мария Антоновна Мельник в течение многих лет ведут вузовский учебный курс культурологии. Профессор А.С.Кармин автор двух учебников по этой дисциплине, рекомендованных Министерством образования РФ для высших учебных заведений России, и редактор подготовленного кафедрой «Практикума по культурологии». Ст. преп. М.А.Мельник имеет большой опыт преподавания культурологии на заочном отделении и является автором используемых в работе кафедры методических материалов и указаний для студентов-заочников. Данное учебное пособие написано в соответствии с утвержденной Министерством образования РФ программой курса культурологии для высших учебных заведений и дает студентом-заочником достаточный материал для самостоятельного выполнения заданий и получения научно-методических основ освоения этой дисциплины.
Зав. кафедрой прикладной психологии и культурологии ПГУПСа
доктор филологических наук проф. М.В.Иванов
Целью изучения дисциплины «Культурология» является развитие личности, расширение культурного кругозора студентов, приобретение ими знаний, необходимых для понимания особенностей русской культуры, современной цивилизации и социокультурной жизни человечества.
В соответствии с этим основными задачами дисциплины являются:
Культурология преподается на всех факультетах ПГУПСа. Студенты-заочники должны по этой учебной дисциплине
Данное учебное пособие предназначено дать студентам заочного отделения необходимые сведения для освоения учебного материала, выполнения указанных заданий и подготовки к экзамену. Оно содержит:
Тема 1. Что такое культура?
Культура: слово, понятие, проблема. Происхождение и смысл термина “культура” в науке. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры. Информационно-семиотическое понимание культуры. Функции культуры.
Тема 2. Семиотика культуры.
Типология знаковых систем культуры. Естественные знаки. Функциональные знаки. Конвенциональные (условные) знаки. Вербальные знаковые системы - естественные языки. Функции языка в культуре. Язык и мышление. Язык и общение. Культура речи. Знаковые системы записи. Тексты и их интерпретация.
Тема 3. Культуры и народы.
Культура и культуры. Национальные культуры. Этнокультурные стереотипы. Проблема национального характера. Метакультуры и цивилизации. Восток и Запад.
Тема 4. Исторические типы культуры
Первобытная культура. Античная культура. Культура европейского средневековья. Культура эпохи Возрождения. Культура Нового времени. Современная западная культура. Региональные социокультурные миры. Цивилизации и метакультуры. Культурные различия между Западом и Востоком, Севером и Югом в современном мире.
Тема 5. Русская культура.
Этапы развития и исторические особенности русской культуры. Христианско-православное начало культуры. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание. Из культурной изоляции - к интеграции с европейской культурой. Разрыв между этнической и национальной культурой. Авто- и гетеростереотипы русских. Проблема национального характера. Традиционные установки русской культуры. Русская культура сегодня.
Тема 6. Пространство культуры.
Культурные формы и их свойства. Ментальное поле культуры. Трехмерная модель культуры. Структура культурного пространства. Когнитивные, ценностные и регулятивные парадигмы культуры. Основные формы культуры: духовная культура, социальная культура, технологическая культура.
Тема 7. Духовная культура.
Мифология. Сущность мифа. Основные черты мифа. Логика мифологического мышления. Причины существования мифов в культуре. Мифы в культуре ХХ века.
Религия. Общие черты религии. Типы отношения людей к религии. Проблема обоснования религиозной веры. Роль религии в культуре. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Религия в современном мире.
Искусство. Виды искусства. Искусство и общество. Эмотивная функция искусства. Художественное творчество. Восприятие художественного произведения. Художественные стили.
Тема 8. Социальная культура.
Нравственная культура. Нравственность, мораль, этика. Добро и зло. Социокультурные функции морали. Механизмы моральной мотивации. Типы морали. Парадоксы нравственной культуры. Проблема обоснования этики. Основные принципы современной нравственной культуры.
Правовая культура.
Право и мораль. Закон и правосознание. Развитие права в России. Функции правовой культуры. Культура законодательства. Правовая культура власти. Правовая культура населения.
Политическая культура.
Сфера политики и политическая культура. Семиотика политической культуры. Функции политической культуры. Типы политической культуры. Тоталитарная модель. Демократическая модель. Историческая обусловленность политической культуры. Политическая культура России. Формирование и развитие мировой политической культуры.
Тема 9. Технологическая культура.
Техника. Становление и развитие технологической культуры. Особенности технологической культуры Технология как культурный феномен. Мир техники в пространстве культуры.
Наука. Наука как отрасль общественного труда. Основные этапы исторического развития науки. Дифференциация и интеграция наук. Типы наук. Социокультурные ориентиры науки. Отношение общества к науке.
Инженерия. Специфика инженерной деятельности. Происхождение и развитие инженерной культуры. Инженерия и искусство. Культурная «ниша» инженерии. Горизонты инженерной культуры.
Тема 10. Культурные сценарии деятельности.
Культурные сценарии как эталонные программы жизнедеятельности. Разнообразие культурных сценариев. Культура труда. Культура учебы. Культура игры. Культура досуга.
Тема 11. Динамика культуры.
Генезис культуры. Рост объема потребляемой обществом энергии и информации в процессе развития культуры. Творчество и культура. Традиционная и инновационная культура. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура. Живая и архивная культура. Ритмика культурных процессов. Структурные сдвиги в культурном пространстве.
Тема 12. Теории мирового культурно-исторического процесса.
Проблема исторического прогресса в классической философии. Концепции культурно-исторического прогресса Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, М.Кагана. Процесс глобализации и культурное объединение человечества в современную эпоху.
Конспект составлен по учебнику: А.С.Кармин, Е.С.Новикова. Культурология. СПб, 2004. В этом учебнике дается более подробное изложение и объяснение приведенных в конспекте понятий и положений.
Тема 1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
Развитие представлений о культуре
Понятие «культура» стало употребляться с XVII в. для того, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни в противоположность стихийному, животному существованию. Два аспекта смысла этого понятия: 1) культура как реально существующий образ жизни людей; 2) культура как средство возвышения человека.
Просветительское понимание культуры: культура мир разума.
Антропологический подход (из первого аспекта): культура мир человека.
Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон).
Аксиологический подход (из второго аспекта): культура мир ценностей.
Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но в разных культурах разные, зачастую несовместимые ценности.
Недостаток обоих подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняют ее сущности.
Информационно-семиотическая концепция культуры
Культура выступает как:
1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности
Артефакты продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий).
Человеческая деятельность отличается от действий животных:
- свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;
- созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием.
Закон «оборачивания средств в цели»: средства становятся самостоятельными целями.
2) мир смыслов
Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры.
Виды смыслов:
Знания информация о свойствах объекта.
Ценности фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту.
Регулятивы правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.
3) мир знаков
Знак предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.
Явления культуры знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.
Культура особый тип информационного процесса.
Культура в человеческом обществе то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы.
Культура социальная информация, сохраняемая и накапливаемая
в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.
Функции культуры
Значения термина «культура»
Под понятием «культура» могут подразумеваться:
Тема 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
Типы знаков
4. Конвенциональные знаки для них знаковая функция является главной.
5. Вербальные знаковые системы естественные языки
6. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним (письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.)
Возникновение письменности:
Значение письменности:
Функции языка в культуре
Когнитивные функции язык как средство мышления.
Коммуникативные функции язык как средство общения.
Язык как средство мышления
Функции:
Гипотеза Сепира Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному? Но содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления.
Язык как средство общения
Функции:
Культура речи
определяется:
Отклонения:
Социокультурная дифференциация языков:
Тема 3. КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ
Этническая и национальная культура
Народ объединяется общей историей, которая сохраняется в социальной памяти культуре.
Сравнение национальной и этнической культуры
Этническая культура |
Национальная культура |
Исходный базис национальной культуры; зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства. Усваивается с детства в жизненном опыте |
Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Овладение национальной культурой не достигается само собой, а требует обучения |
Средоточие деревня |
Средоточие город |
Сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к замкнутости |
Открыта переменам, впитывает достижения других культур |
Стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п. |
Нивелирует локальные различия |
Этнокультурные стереотипы
Этнокультурный стереотип упрощенное, зачастую искаженное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.
Автостереотипы представления о своем народе. формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению народа. Важная часть национального самосознания.
Гетеростереотипы представления о другом народе.
Тема 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Первобытная культура
Homo Habilis (человек умелый) 2 млн. лет назад, Homo Sapiens 100 тыс. лет назад. Первые города и государства 10-5 тыс.лет назад. Самая длительная эпоха в человеческой истории.
Основные черты:
Античная культура
С начала 1 тыс. до н.э. ( образование греческих городов-полисов) до V в. н.э. (падение Римской империи).
Исторические особенности:
В Древней Греции:
В Древнем Риме:
Противоречия античной культуры
1. Чувства и разум
Мир чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум высший арбитр, главная сила, управляющая миром.
Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия)
Человек существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ).
Средневековая культура
С V в. по XV вв.
3 силы, определившие культуру Средневековья:
Особенности культуры Средневековья
Культура Возрождения
Периодизация:
XIV в. треченто, проторенессанс
XV в. кватроченто, высокое Возрождение
XVI в. чинквеченто, позднее Возрождение.
Основные черты:
Культура Нового времени
С XVII до начала ХХ вв.
Главные особенности развития культуры Нового времени:
Современная западная культура
С начала ХХ в.
Характерные черты:
Противоречия современной культуры:
1. Свобода и насилие
Увеличение свободы личности. Условия, обеспечивающие его рост мобильности, времени досуга, возможностей выбора, доступности информации. Гуманизм, демократия, либерализм против насилия. И вместе с тем распространение насилия в обществе.
2. Элитарность и массовость
Специализация «высокой культуры», в каждой сфере культуры своя элита
«Индустрия культуры», основанная на законах рынка. «Масскульт».
Контркультура, враждебная к существующим в обществе порядкам.
3. Плюрализм и унификация
Множество точек зрения, концепций, теорий, стилей, школ, учений и т.п.
Стремление к стандартизации условий жизни, мыслей, идеалов, распространение одинаковых материальных и духовных ценностей, единообразного видения мира по вкусам большинства.
Региональные культуры
Запад и Восток
Восточная культура более неоднородна (разные религии), западный мир объединен общей религией христианством.
Различия культур Запада и Востока:
Запад |
Восток |
|
Особенно-сти образа жизни |
Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни |
Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы |
Филосо-фия |
Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное владение даром слова |
Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером |
Наука |
Развитие науки, как практической, так и теоретической |
Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина и пр.) |
Искусство |
Утилитарность, визуализм, реализм; с эопхи Возрождения - индивидуализм, ценность авторского стиля |
Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается |
Этика |
Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций |
Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов |
Политиче-ская жизнь |
Динамизм |
Инерционность |
Север и Юг
Юг социокультурный мир народов субтропического пояса Африка, Меланезия, Океания.
Север живущие севернее народы, зона распространения западной культуры.
Негритюд направление общественной мысли, утверждающее особую роль негритянской культуры в истории человечества. Характерны для культуры Юга черты первобытно-мифологической культуры рассматриваются как свидетельства превосходства негритянской культуры.
Различия культур Севера и Юга:
Европейцы |
Африканцы |
|
Отношение к природе |
Природа мир объектов, которыми надо овладеть; потребительство, уничтожение природы |
Жизнь в связи с природой; не «использование» природы, а «соучастие» в ее жизни» |
Познание мира |
Через рациональное мышление; наука абстрактная, обезличенная |
Через чувства, эмоции, интуицию; эмоциональное отношение к миру |
Цивилизации
Шесть значений понятия цивилизации:
В русской литературе обычно называют цивилизацией не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой - по крайней мере, достигшей письменности.
Типы цивилизаций:
Метакультуры имеют надэтнический характер и включают разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуру, может лежать языковая общность, (например, испанская метакультура), общность природных условий (например, метакультура горных народов), религия (напр., исламская метакультура).
Тема 5. РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Исторические особенности:
мессианское сознание представление об особом великом предназначении России в мировой истории.
Традиционные установки русской культуры:
Тема 6. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
Трехмерная модель культурного пространства
Три вида смыслов - три измерения - три оси:
Три основные области культуры:
Духовная культура сочетание знаний и ценностей (в плоскости осей X и Y)
Социальная культура социальные ценности и идеалы + регулятивы поведения, стремящегося к их воплощению (в плоскости осей Y и Z)
Технологическая культура культура исполнения, изготовления, получения чего-либо; включает в себя знания и регулятивы (в плоскости осей X и Z).
Границы между областями культуры относительны: любая культурная форма содержит и знания, и ценности, и регулятивы.
Тема 7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей:
Особенности духовной культуры:
Мифология
Миф вымысел, принимаемый за правду.
Характерные черты мифа:
Логика мифологического мышления
Анимизация вещи и явления «оживляются» и «одушевляются».
Артефактизация вера в то, что вещи и явления не существуют сами по себе, а кем-то сделаны.
Социокультурные функции мифа:
Мифы в современной культуре
Религия
Основные элементы религии:
Функции религии
Буддизм
Идейные истоки брахманизм:
Учение Будды
Основатель Сиддхартха Гаутама, принц Шакьямуни, род. ок. 560 г. до н.э.
4 великие истины буддийского учения:
Буддизм не требует полного отказа от мирских благ, а настаивает на равнодушном отношении к удовольствиям и невзгодам. Прошедший полностью весь восьмиричный путь достигнет нирваны независимо от того в какой касте он родился.
Социокультурные традиции буддизма:
Христианство
Истоки христианства
Библия. Ветхий Завет, монотеизм иудейской религии, Синайские заповеди, записанные Моисеем (ок. 1230 г. до н.э.): чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй.
Основы христианского вероучения
Новый Завет. Заповеди Иисуса Христа (в Нагорной проповеди). Жизнь, распятие и воскресение Христа.
Новый образ Бога: Иисус бог-мученик, человеческий лик Бога. Вера, надежда, любовь путь праведника. Царство Божие не на земле, не небе, а в душах людей. Заповеди Христа нравственный идеал, к которому должен стремиться истинный христианин.
Таинства священные действия, через которые тайно дается человеку благодать Святого духа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование.
Три ветви христианства
IV в. н.э. - государственное признание христианской церкви в Римской империи.
После разделения Римской империи на Западную (столица Рим) и Восточную (столица Константинополь) между Римскими папами и Константинопольскими патриархами началось соперничество. С IX в. оно перешло в затяжной конфликт, который кончился тем, что в 1054 г. произошел раскол христианской церкви, в результате чего образовались
католичество,
православие.
В XVI в. в борьбе с католической церковью (Лютер, Кальвин) возник
-- протестантизм
Различия между католичеством, православием и протестантизмом:
Католичество |
Православие |
Протестантизм |
|
Организация |
Единая церковь, возглавляемая Римским папой |
Совокупность самостоятельных (автокефальных) церквей |
Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии |
Богословские вопросы |
Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Церковь является хранителем и распорядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима |
Святой дух исходит только от Бога-отца |
Посредники между людьми и Богом не нужны. Право толковать Священное Писание имеют не только священники, но и простые прихожане |
Душа после смерти |
Попадает в огненное чистилище, время пребывания в котором можно сократить (индульгенции) |
Попадает в рай либо в ад |
Главные условия спасения души вера и добродетельное поведение. |
В области культа |
Крестятся слева направо Причащение хлебом Крещение обливанием Миропомазание в 7-8 лет Главный праздник Рождество (рождение Иисуса как человека) |
Крестятся справа налево Причащение хлебом и вином Крещение окунанием Миропомазание при крещении Главный праздник Пасха (конец земной жизни Иисуса) |
Признание только двухтаинств крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов |
Для священников |
Обет безбрачия (целибат) |
Можно иметь семью |
Отмена монашества |
Особенности системы ценностей |
Подчеркивание человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни |
Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души |
Хозяйственная деятельность угодна Богу; приумножение богатств - богоугодное дело; стимулирование развития экономики |
Мусульманство
Вероучение ислама
Основатель Мухаммед (ок. 610 г.)
Священная книга Коран, записанный после смерти Мухаммеда.
Пять столпов ислама:
1. Шахада формула исповедания ислама: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
2. Салат (намаз) обязательная молитва пять раз в день, по пятницам коллективно в мечети.
3. Саум пост в месяц рамадан; запрещается днем есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения; ночью запреты снимаются.
4. Закят обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатство праведным.
5. Хаджж паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин.
X-XII вв. расцвет классической арабской культуры:
Исторические особенности и социально-политическая практика ислама
Искусство
Искусство сфера художественной деятельности и ее продуктов художественных произведений.
Искусство фактор антропогенеза
Искусство вместе с трудом создало человека. И подобно труду, оно остается условием и средством его существования и совершенствования на протяжении всей истории человечества. Если работа поглощает все силы и нет времени испытать радость общения с искусством, человек превращается в «рабочую лошадь», обитающую на «обочине культуры». В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют.
Функции искусства:
Художественный образ основные черты:
Восприятие художественного произведения
Уровень первый установочный.
Уровень второй ориентировочный.
Уровень третий созерцательно-эмоциональный.
Уровень четвертый интеллектуально-эмоциональный.
Уровень пятый аналитический.
Искусство зеркало культуры
Парадокс: художник и независим и зависим от публики. Разрешение парадокса в том, что между индивидуальным духовном миром художника и духовным миром других людей есть общность. художники в своем творчестве, в конечном счете, выражают культурные парадигмы эпохи.
Искусство самосознание культуры.
Тема 8. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Культура социальных отношений определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение взаимоотношения людей в обществе. К ней относятся:
Соотношение социальной и духовной культуры:
Духовная культура (ДК) |
Социальная культура (СК) |
Ценности ДК человек может постигать в одиночку |
Ценности СК достигаются только во взаимоотношениях с людьми |
Продукты ДК ценны сами по себе, даже если достигаются лишь в воображении |
Ценности и идеалы СК предназначены для осуществления в реальной действительности |
ДК сама не способна утвердить в обществе нормы поведения, обеспечивающие достижение ее ценностей |
СК утверждает в обществе нормы поведения, необходимого для достижения ее ценностей |
Нравственная культура
Нравственные ценности и нормы
Нравственные ценности качества, к которым следует стремиться этические идеалы.
Нравственные регулятивы (нормы) правила поведения, ориентированного на эти ценности.
Принципы нравственности соединяют в себе нравственные ценности и правила.
Добро высшая ценность. Зло антиценность.
Функции морали
Этапы развития нравственности
Обоснование морали
Основные принципы современной нравственной культуры
Правовая культура
Закон и правосознание
Нормы права это юридические законы.
Реально осуществляемое проведение законов в жизнь - это правопорядок.
Совокупность представлений о праве называют правосознанием.
Право (система действующих в обществе юридических законов) и правосознание это два основных компонента правовой культуры.
Из истории права
Первобытные племенные законы.
Римское право: четкие определения понятий; разделение областей права - частного и публичного права,
процессуального и др.; правоспособность и равенство всех пред законом.
Варварские правды. Суд сеньора: главный аргумент признание виновного, ордалий (суд Божий).
С XVIII в. обращение к традициям римского права.
XIX-XX в. формирование современной правовой культуры.
Развитие права в России
«Русская Правда» Ярослава Мудрого. Судебник 1497 г, Судебник 1550 г, Соборное уложение 1649 г.
Новации Петра I. Деятельность М.М.Сперанского. Судебная реформа Александре II (1864). Революционная законность и советское право. Современное обновление правовой системы.
Типы правовых систем
Три аспекты функционирования правовой культуры
Правовая культура законодательства:
Правовая культура власти:
Правовая культура населения:
Политическая культура
Сфера политики и политическая культура
Политика область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти.
Власть способность определять поведение другого человека.
Государственная власть высшая (суверенная) власть в обществе.
Политическая культура совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.
Функции политической культуры
Типы политической культуры
2 модели: тоталитарная и демократическая
Тоталитарная модель
Демократическая модель
Историческая обусловленность политической культуры
Модели тоталитарной и демократической культуры «в чистом виде» - это «идеальные типы» (Вебер).
Авторитарный режим «смягченная» форма тоталитарного.
Либеральный режим ограниченная «элитарная» демократия.
Болезни демократического общества:
Острые проблемы современной политической культуры:
Политическая культура России
Тема 9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Сущность и содержание технологической культуры
Технология как культурный феномен
Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:
Становление и развитие технологической культуры
Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука ее интеллектуальную «душу», а инженерия ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».
Особенности технологической культуры:
Техника
Техника любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).
Предметная материальные средства человеческой деятельности.
Исполнительская способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).
Различия между природными и техническими объектами:
Природные объекты |
Технические объекты |
Существуют сами по себе |
Созданы человеком |
Обусловлены природными причинами |
Обусловлены целями, заданными человеком |
Царство стихийных сил |
Царство разума |
Органические и неорганические тела |
Тела нового типа организованные |
Функции техники в культуре
Образ техники в культуре
Образ техники существующее в культуре представление о ней.
Опасности технического прогресса;
Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:
Наука
Наука три смысла:
Научное знание его важнейшие особенности:
Научная деятельность
Наука как отрасль общественного труда
Периодизация развития науки
Социокультурные ориентиры науки
Отношение общества к науке
Инженерия
Специфика инженерной деятельности
Инженерия соединение науки и практики.
Историческая эволюция инженерной культуры
Стадии развития инженерного дела:
Сфера современной инженерии
В ХХ в. выход инженерии за пределы ее традиционной сферы промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т.д.
Инженерия в широком смысле
Горизонты инженерной культуры
Дальнейшая экспансия и универсализация выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.
Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.
Тема 10. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Культурные сценарии обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами эталонные программы жизнедеятельности пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей.
Индивидуальный сценарий конкретизация культурного сценария в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и личных особенностей отдельного человека.
Культура труда
Культурные сценарии трудовой деятельности формы и способы организации труда.
Историческое развитие культуры труда
Умственный труд
В современных условиях компьютеризация умственного труда. Опасность дегуманизации.
Управленческий труд
Организация управленческого труда: рациональное планирование времени, делегирование полномочий подчиненным, подбор помощников, создание атмосферы доверия и ответственности и др.
Стили руководства:
Культура учебы
С развитием культуры изменяются основные формы обучения подрастающего поколения.
Обыденно-практическое обучение:
Демонстративное обучение:
Развивающее обучение:
Креативное обучение:
Проблемы современной системы образования
Современная система образования сложилась в средние века и до сих пор в своей организации сохраняет многие черты средневековой культуры. Доска, мел и тряпка, слушание лекций, пассивная работа учащегося. Необходимо внедрять компьютерное обучение, включение в интернет-программы и т.д.
Культура игры
Признаки игры
Игровые сценарии в культуре:
В настоящее время две тенденции: вытеснение игровых элементов из деловой жизни общества и разрастание мира игр как особой сферы деятельности.
Культура досуга
Досуг условие развития культуры
Для того, чтобы культура развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования.
Имущественное неравенство между классами - цена, которую человечество заплатило за культурный прогресс
Сценарии досуга
Культура общения
Аспекты культуры общения:
Виды общения
1. Формальное:
2. Неформальное:
Тема 11. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Генезис культуры
«Системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а изменение организации системы ведет к появлению новых свойств у ее частей. Культура возникает не потому, что у человека появляется разум, а, наоборот, разум у человека развивается потому, что возникает культура.
Антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза.
Энергетика и динамика развития культуры
Закон культурной эволюции Л.Уайта: Культура развивается по мере роста потребляемой обществом энергии.
В свете информационных и синергетических представлений рост информации это «оборотная сторона» роста энергетической мощи общества. Культура «механизм для обработки информации».
Творчество - движущая сила культуры
Основные признаки творчества:
Генерация и селекция
Творческий процесс сам себя регулирует: в нем есть внутренняя логика, обусловленная содержанием творческой задачи. Это самоуправляемый процесс.
Механизмы культурной динамики
Традиционная и инновационная культура
Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.
Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура
Живая и архивная культура
Три темпоральных слоя живой культуры
Преходящая и непреходящая культура
Ритмика культурных процессов
Наряду с постоянными историческими тенденциями (напр., рост знаний) есть временные колебания социальных параметров, их циклические подъемы и спады. Циклический характер культурной динамики: волнам Кондратьева в экономике сопутствуют волны Маслова (колебания «аналитичности» и «синтетичности» в культуре).
Структурные сдвиги в культурном пространстве
Неоднородность культурного пространства: деление на центр и периферию.
Центр - формы культуры с наиболее высоким потенциалом:
Периферия - формы культуры:
Перемещения центра и периферии:
Тема 12. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Идея общественного прогресса
С ходом истории условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Прогресс закон исторического развития человечества.
Западноевропейская философия XIX века: поиски общих законов истории
Сен-Симон и Конт
Три стадии исторического развития человечества: теологическая («детство»), метафизическая («юность»), позитивная («зрелость»).
Гегель
Смысл истории - в создании условий для свободной деятельности человеческого разума, посредством которой Абсолютная Идея, воплощаясь в нем, познает сама себя.
Исторический прогресс состоит в развитии свободы.
4 этапа: 1) восточный, 2) греческий, 3) римский, 4) германский.
Марксизм
Главные положения:
Основные исторические типы общества социально-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая.
Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века
Во всех рассмотренных учениях утверждается:
Н.Данилевский: Россия и Европа
Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должна принять всее народы. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов всех народов Земли.
Жизненный цикл культурно-исторических типов 4 этапа:
Прогресс движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.
Способы взаимодействия культур:
О.Шпенглер: Закат Европы
Культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает.
«Великие культуры»: 1) египетская, 2) античная, 3) индийская, 4) вавилонская, 5) китайская, 6) арабская, 7) западная и 8) мексиканская.
Душа культуры особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления.
Прасимвол античной культуры - ограниченное материальное тело; душа культуры - аполлоническая.
Прасимвол арабской культуры - мир-пещера; душа культуры магическая.
Прасимвол западной культуры - бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, - фаустова душа.
Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия - цивилизацию.
Цивилизация - умирающая культура.
Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель.
А.Тойнби: Постижение истории
Всемирная история - история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.
Существующие ныне цивилизации: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (в Корее и Японии), 6) иранская, 7) арабская.
Основные элементы цивилизации: политика, культура и экономика.
Вызов-и-Ответ механизм эволюции цивилизаций.
Вызов стимул к развитию общества: резкое ухудшение условий жизни.
Ответ изменение общества, которое обеспечит его существование в новых условиях.
История любой цивилизации - последовательность актов Вызова-и-Ответа.
Ответ на вызов - это творческий акт, к которому способно творческое меньшинство; для изменений необходимо, чтобы инертное большинство за последовало за активным меньшинством. Стадии развития цивилизаций: генезис, рост, надлом и разложение.
Цивилизации и религии
1. Возникшие из примитивных обществ первичные цивилизации - несовершенные, языческие формы религии.
2. Вторичные цивилизации: формирование высших религий - буддизма, иудаизма, христианства, ислама.
3. Третичные цивилизации - современные цивилизации, в которых зарождаются элементы новых высших религий; в перспективе они должны слиться в единую «религию будущего».
Создавая религии, люди ищут ответ на главный вызов истории - вызов Бога: «быть человеком». Подлинная история есть диалог человечества с Богом, в ходе которого люди постигают волю Божию.
П.Сорокин: Социальная и культурная динамика
Типология культуры: в основе ее различие представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения.
В этих типах культур различны
Циклическая смена доминирующих культурных суперсистем:
идеационная идеалистическая сенсетивная
Общая картина культурно-исторического процесса в европейском регионе на протяжении трех тысячелетий:
Эпоха |
Время |
Тип культуры |
Крито-микенская |
Конец II тыс. до н.э. |
Сенсетивная |
Ранняя античность |
IX-VI вв. до н.э. |
Идеационная |
Классическая античность |
V-IV вв. до н.э. |
Идеалистическая |
Эпоха эллинизма и Рима |
III в. до н.э.-IV в. н.э. |
Сенсетивная |
Средневековье |
V-XII вв. |
Идеационная |
Пред-Возрождение |
XII-XIV вв. |
Идеалистическая |
От Возрождение до современности |
XV-XX вв. |
Сенсетивная |
Современная сенсетивная западная культура переживает кризис. На смену ей должна придти новая идеационная культура.
М.Каган: культура как саморазвивающаяся система
Движущие силы изменения культуры лежат в ней самой
Антропосоциокультурогенез:
Аттрактор, определивший направленность этого процесса, облавная охота на крупного зверя.
Развитие от первобытной культуры к феодальной:
Первобытная культура: синкретизм и традиционность. Три направления эволюции:
Выход на главную магистраль развития культуры чрез ремесло и образование городов
Феодальная культура система четырех субкультур:
Развитие от традиционной культуры к креативной:
Культура Ренессанса переход от феодального типа культуры к буржуазному.
Основные течения в развитии культуры XVIII-XX вв.:
Буржуазная культура:
Смена традиционализма креативизмом.
Три подсистемы:
Современная культурная ситуация
Постмодернизм - новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры,
поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культуры, традициями и новаторством, Западом и Востоком, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре.
Три ступени развития культуры:
От разобщенности к культурному единству человечества
Альтернативные подходы к пониманию культурно-исторического процесса
Альтернативу можно преодолеть, исходя из того, что при полилинейности и разнообразии культур в них существуют одинаковые компоненты универсалии культуры. Наличие их определяет общность и единство всех культур.
Культурное объединение человечества формирование единой мировой культуры
В прошлом, когда связи между локальными культурами были слабы, - история шла полилинейно. В современную эпоху связи между культурами растут, и антропологическое единство человечества дополняется его культурным единством. Полилинейность сменяется однолинейным прогрессом движением к единому общему аттрактору. Две тенденции: сохранение уникальности и движение к синтезу культур.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Цель контрольной работы
Знакомство с кратким учебным курсом культурологии, разумеется, еще не делает человека носителем высокой культуры. Культура, как сказал однажды Пастернак, не падает в объятия каждого желающего. Одного желания мало, нужно приложить немало усилий, чтобы войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, смысл ее многообразных феноменов и разнообразные варианты их интерпретации. Изучение культурологии не имеет ничего общего с бездумной зубрежкой. Реальную пользу от него студент получает только тогда, когда он активно стремится расширить свой культурный кругозор, выработать умение самостоятельно осмысливать и истолковывать явления культуры, раскрывать и анализировать культурные установки, которые определяют образ мышления и поведения, свойственный ему самому, другим людям, представителям других культур. Чтобы побудить студентов к этому, кафедра прикладной психологии и социологии ПГУПСа разработала «Практикум по культурологии» (СПб, 2002), в котором предлагается ряд заданий, внимательное и вдумчивое выполнение которых дает студентам «пищу для ума» и развивает их «видение» культуры.
Контрольная работа, которую должен сделать студент-заочник, включает в себя упражнения, взятые из этого «Практикума». Она предназначена дать студенту материал для самостоятельного размышления над вопросами культуры. При выполнении контрольной работы рекомендуется в необходимых случаях обращаться к учебным пособиям и дополнительной литературе (см. список литературы в разделе 5 данного пособия). Контрольная работа состоит из 3 заданий. Желающим добавочно попрактиковаться в развитии навыков самостоятельного мышления и проверить свою культурную эрудицию полезно выполнить и другие задания из «Практикума» (его можно получить на кафедре прикладной психологии и социологии).
Чтобы успешно сделать контрольную работу, студент должен сначала внимательно прочитать указания и пояснения к каждому из перечисленных ниже заданий, а затем постараться точно ответить на поставленные вопросы. Работа представляется в тетради.
Задания на контрольную работу
Задание 1. Культурно-ценностные ориентации
В основании любой культуры лежит некоторая совокупность идеалов и ценностей, ориентация на которые "задает" нормы жизни, поведения, деятельности людей. Рождаясь и воспитываясь в определенной социальной среде, человек усваивает принятые в ней культурно-ценностные ориентации. Его стремления, мечты и поступки оказываются в значительной мере обусловленными ими. Предписанные ему культурой программы поведения так или иначе определяют его жизненный путь. Вместе с тем происходящие в обществе преобразования, изменение условий жизни, расширение культурного диапазона личности и другие обстоятельства могут привести к существенным сдвигам в культурно-ценностных ориентациях человека.
Упражнение по выявлению культурно-ценностных ориентаций
Выберите в каждом пункте одно из трех утверждений (А, В, С), наиболее соответствующее представлениям, с которыми вы с детства чаще всего встречались в семье, школе, книгах, средствах массовой информации и т.д. Если выбранное вами утверждение расходится с вашими собственными взглядами, отметьте это.
1.
А) Люди должны преобразовывать природу, чтобы улучшить условия своего существования.
В) Человек не способен справиться с силами природы и должен подчиняться им.
С) Люди должны жить в гармонии с природой.
2.
А) Основой для решения современных проблем должен быть, прежде всего, опыт прошлого.
В) При решении современных проблем главное - иметь достоверные знания о настоящем и учитывать особенности существующей сегодня реальности.
С) При решении современных проблем необходимо в первую очередь прогнозирование будущего.
3.
А) Необходимость всю жизнь трудиться - это тяжкое бремя для человека.
В) Любой труд хорош, если только он приносит хороший доход.
С) Труд доставляет удовольствие, если он сопряжен с творчеством, и необходимая, но неприятная обязанность, если он однообразен и неинтересен.
4.
А) Простому человеку не следует ждать добра от государственных властей.
В) Счастье простого человека мало зависит от того, что делается "на верхах" государственной власти.
С) Государство заботится о своих гражданах, и люди должны испытывать благодарность к властям.
5.
А) Если людьми не руководить, они, вероятно, будут совершать плохие поступки.
В) Люди обычно склонны совершать хорошие поступки, независимо от того, кто и как ими руководит.
С) Если людьми никто не руководит, то они, наверное, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки.
6.
А) Главное в жизни - иметь хорошую работу.
В) Главное в жизни - иметь крепкую, дружную семью.
С) Главное в жизни - добрые отношения с окружающими.
7.
А) Справедливость - в том, чтобы все были равны.
В) Справедливость - в том, чтобы каждый имел то, что он заслуживает по своим делам.
С) Справедливость - в том, чтобы соблюдать установленные законом права и привилегии граждан.
8.
А) Вера в Бога - естественная и очевидная потребность человеческой души.
В) Религиозная вера - предрассудок, недостойный современного образованного человека.
С) Нет никаких основания для осуждения или восхваления человека за то, что он является верующим.
9.
А) Искусство должно быть прежде всего средством отдыха и развлечения.
В) Искусство должно служить прежде всего делу просвещения и нравственного воспитания.
С) Искусство должно давать нам эстетическое наслаждение и обогащать нашу духовную жизнь.
10.
А) Развитие науки - одно из важнейших средств улучшения жизни человечества.
В) Простому человеку наука не нужна, это забава для умников.
С) Государство должно тратить средства не на удовлетворение любопытства ученых, а только на такие научные исследования, которые приносит пользу людям.
11.
А) Мнений много, а истина - одна.
В) Никто никогда не может знать истины.
С) У каждого человека - своя истина.
12.
А) Счастливыми людей делает случай.
В) Счастливых людей на свете нет.
С) Каждый человек может стать счастливым, если только приложит все силы к этому.
13.
А) Ради благополучия своего и своих близких можно пожертвовать свободой.
В) Лучше быть голодным, но свободным.
С) Свобода требует от человека ответственности за свои дела, а это не всякому под силу.
14.
А) Любовь - это великое чувство, которое каждый человек переживает по-своему.
В) Подлинная любовь встречается редко, потому что далеко не каждый способен испытывать это чувство.
С) Любовь - выдумка поэтов; в реальной жизни любовь - это секс.
15.
А) Быть богатым - хорошо, но не в деньгах счастье.
В) Все продается и покупается, а поэтому тому, кто имеет деньги, доступно все.
С) Честным трудом богатства не наживешь.
Задание 2. Анализ нравственных установок
Под нравственными установками понимается предрасположенность личности к принятию определенных нравственных идеалов и соответствующих им норм и способов поведения. В процессе воспитания человек усваивает типичные для данной культуры нравственные установки, зачастую не осмысливая и даже не вполне осознавая их.
Упражнение по выявлению нравственных установок
Ответьте на нижеследующие вопросы («да» иди «нет») и постарайтесь обосновать ваши ответы:
1) Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремиться к компромиссу?
2) Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания, чтобы уменьшить его страдания?
3) Должен ли преступник быть наказан более строго, чем предусматривает закон, дабы другим неповадно было?
4) Следует ли подсказывать друг другу на экзамене?
5) Следует ли лжесвидетельствовать на суде ради спасения невиновного?
6) Если продавец грубит вам, пытается вас обмануть, следует ли добиваться, чтобы администрация магазина наказала его?
7) Вы узнали, что жена вашего друга изменяет ему. Следует ли вам сообщить ему об этом?
8) Террористы захватили самолет. Есть возможность либо уничтожить их без ущерба для пассажиров, либо вступить с ними в переговоры, которые могут затянуться. Командир группы захвата решил в переговоры с террористами не вступать. Одобряете ли вы его решение?
Задание 3. Художественный образ эпохи
Каждая историческая эпоха отличается своим "видением" мира - свойственными ей представлениями о природе, человеке, обществе, культуре. Совокупность этих представлений воплощается в искусстве, сохраняясь впоследствии как художественный образ, специфичный для этой эпохи и определяющий неповторимый культурно-исторический тип. Ряд параметров, характеризующих основные типы европейской культуры новой эры, указан в таблице:
Основные стили европейской культуры
Аспекты стиля |
КУЛЬТУРА: |
||||
Средневековья |
Возрождения |
Классицизма |
Сентиментализма |
Романтизма |
|
ЧИТАТЕЛЬ ПИСАТЕЛЬ ЖАНРЫ СТИЛЬ МИР, ПРИРОДА ОБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ФУНКЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНОЙ ВИД ИСКУССТВА |
Смиренная паства Глашатай Божьей воли Канонизированные Церковный Град земной, греховный Сословно-благое Святой- грешник Библейские Душеспасительное слово Рыцарский эпос, архитектура |
Собеседник Ученый рассказчик Разговорно-литературные Национальный Гармонический космос Сословное Титан (могучий) - ущербный Античность Окно в мир Драма, живопись |
Ученик Учитель Пирамида "3 штиля" Необлагороженная стихия Сословно-суровое Гражданин - эгоист Античность Учебник Архитектура |
"Сочувственник" Друг «Средние» (по Ломоносову) Салонно-разговорный Животворный источник Искаженная природа, город "Естественный - развращенный Буколическая литература Исповедь Садово-парковое искусство |
Избранник Одиночка Лирические Поэтический Свободная стихия Корыстолюбивая толпа Индивидуальность - человек толпы Экзотическая литература Откровение Поэзия, музыка |
ВРЕМЯ |
V-ХIII вв. |
ХIV-ХVII вв. |
ХIV-ХVIII вв. |
ХVIII в. |
ХIХ в. |
Используя эту таблицу, определите, к какому культурному стилю
Средневековью, Возрождению, Классицизму, Сентиментализму, Романтизму
относятся приведенные ниже тексты.
Ответ можно представить в виде таблицы:
Текст |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Стиль |
Текст 1.
"Жажда меня томила. Я остановился подле одной хижины, на берегу чистого ручья и, видя молодого пастуха, у дверей сидящего, попросил у него стакана... Он… бросился в свой домик и вынес чашку. "Она чиста", - сказал он. Я взял чашку, и если бы не побоялся пролить воды, то, конечно бы, обнял бы добродушного пастуха с таким чувством, с каким обнимает брат брата: столь любезен казался он мне в эту минуту! - Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями! Я с радостью отказался бы от многих удобностей жизни (которыми мы обязаны просвещению дней наших), чтобы возвратиться в первобытное состояние человека. Всеми истинными удовольствиями - теми, в которых участвует сердце и которые нас подлинно счастливыми делают, - наслаждались люди и тогда, и еще более, нежели ныне, более наслаждались они любовию...более наслаждались дружбою, более - красотами природы. Теперь жилище и одежда наша покойнее: но покойнее ли сердце? Ах, нет!"
Текст 2.
"Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою..."
Текст 3.
"В городе Прамо некогда существовал суровый и постыдный закон, присуждавший женщин, уличенных мужьями в прелюбодеянии, равно как и отдавшихся кому-либо за деньги, к сожжению на костре. И вот, когда еще этот закон действовал, некую знатную, красивую и безумно влюбленную даму по имени донна Филиппа муж, Ринальдо де Пульези, ночью застал у нее в комнате в объятиях Ладзарино... Уликами он располагал неопровержимыми, а потому, дождавшись утра, недолго думая, предъявил жене обвинение и вызвал ее в суд... Градоправитель обратил внимание, как она хороша собой и с каким достоинством себя держит, в самом звуке ее голоса послышалась душевная твердость... Донна Филиппа нимало не смутилась. "Мессир! - веселым голосом заговорила она.- Что Ринальдо мой муж и что нынче ночью он застал меня в объятиях Ладзарино - а я много раз была в его объятиях, ибо люблю его пламенно и беззаветно, -все это совершенная правда... но прежде чем выносить какое-либо решение по моему делу, явите мне, пожалуйста, одну невеликую милость: спросите моего мужа, отказывала ли я ему когда-либо, вся ли я ему каждый раз отдавалась и притом столько ли раз, сколько ему было угодно?" На это Ринальдо, не дожидаясь вопроса от градоправителя, поспешил ответить, что жена в самом деле безотказно исполняла все его желания..." А коли так, - подхватила донна Филиппа,- ...если он берет от меня все, что только требуется и желается, то как же я должна поступать с излишком, который у меня остается?.. Услышав забавный ее ответ, все захохотали, а потом, досыта насмеявшись, почти в один голос крикнули, что жена права и что она говорит дело. Прежде, чем разойтись, горожане, поощряемые градоправителем, исправили закон: теперь его можно было применять "только к женам, которые изменяли мужьям ради денег".
Текст 4.
"Я в поле меж огней, я в судных заседаниях меж трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами, я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленного народа множеством, я меж стенанием валов Белого, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени - и не могу себя уверить, что один везде Петр, но многие, и не краткая жизнь, но лет тысяча. С кем сравню Великого Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, перед другими велики. Однако перед Петром малы... За великие заслуги назван он Отцом Отечества. Однако мал ему титул".
Текст 5.
"Попущением Божием, от наваждения диавола задумал дело царь восточной страны именем Мамай - эллин (грек), верою идоложрец, иконоборец, злой христианства укоритель. Подстрекатель диавол вошел в сердце его, чтобы пакость делать христианству. Научил его, как разорить православную веру, и осквернить святые церкви, чтобы всему христианству погребену быть, чтобы не славилось имя святое Господне в людях его. Он же, безбожный царь, наполнился рвением диавольским и к первому отступнику царю Батыю и к новому Юлиану возревновал. И стал спрашивать у старых эллинов, как тот безбожный царь Батый пленил землю русскую... И сказали ему, как пленил Батый Киев и Владимир и всю Русь, Словенскую землю, и великого князя...убил и многих православных князей избил и святые монастыри многие осквернил, и соборную церковь златоверхую разграбил, но после слеп стал, того не разумея, что, как Богу угодно, так и будет. Как в оные дни Иерусалим был пленен Навуходоносором - царем Вавилонским, и потом римлянами из-за маловерия. Не до конца держит гнев Господь".
Текст 6.
"Недавно, не знаю почему, я потерял свою веселость и привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земли, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотой искрой, на мой взгляд - просто-напросто скопление вонючих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу - разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?"
Текст 7.
"Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо это было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных вопросах! Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество, в хороших каретах, где обвораживают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами".
Текст 8.
"Теперь представим себе государство, объемлющее пространство, какового ни одного на всем известном земном шаре не объемлет и которого по мере его обширности нет в свете малолюднее; государство, раздробленное с лишком на тридцать больших областей и состоящее, можно сказать, из двух только городов, из коих в одном живут люди большею частию по нужде, в другом большею частию по прихоти; государство, многочисленным и храбрым своим воинством страшное и которого положение таково, что потерянием одной баталии может иногда бытие его вовсе истребиться; государство, которое силою и славою своею обращает на себя внимание целого света и которое мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся, может привести, так сказать, в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели; государство... где знатность сия единственная цель благородные души, сие достойное возмездие заслуг, от рода в род оказываемых отечеству, заменяется фавором, поглотившим всю пищу истинного любочестия".
Текст 9.
"Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?.. А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость".
(Авторы использованных текстов: Д.Бокаччо, И.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М.Ю.Лермонтов, М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, В.Шекспир)
РЕФЕРАТ
Требования к реферату
Целью работы студента над рефератов является углубленное изучение одной из проблем культуры. Предполагается, что для написания реферата студенту необходимо ознакомиться с несколькими источниками (статьями, книгами) по избранной для реферата теме и проявить самостоятельность в отборе и изложении материала, относящегося к данной теме.
Предупреждение: перепечатка реферата из Интернета или простое переписывание текста из других источников есть плагиат и не может считаться самостоятельной работой; преподаватель вправе, не взирая на качество такого реферата, не зачитывать его. Если вы представляете чужой текст как свою собственную работу и приписываете авторство себе, вы нарушаете этим Закон об авторском праве и совершаете преступление, называемое кражей интеллектуальной собственности.
Чтобы не оказаться в положении плагиатора, нужно:
Объем реферата 15-25 листов (формат А4). Обязательно указывается план реферата и перечень используемых источников.
В ходе экзамена преподаватель проводит со студентом собеседование по реферату.
Для реферата студент может по собственному желанию выбрать одну из тем, которые приведены в указанной ниже тематике. Допускается также написание реферата по другим темам, при условии, что свободно сформулированная студентом тема непосредственно относится к проблематике культурологии. При выборе темы и написании реферата студенту может помочь рекомендуемая дополнительная литература.
Тематика рефератов
Основная:
Рекомендуемый учебник, в соответствии с которым строится преподавание культурологии в ПГУПСе. Краткий конспект курса культурологии, приведенный в данном пособии, отражает содержание этого учебника.
Расширенное изложение научной концепции, положенной в основу учебного курса культурологии. Рекомендуется для более глубокого изучения культурологии, а также для подготовки рефератов по указанной выше тематике.
Подготовленный кафедрой прикладной психологии и социологии ПГУПСа сборник практических заданий и упражнений по курсу культурологии.
Дополнительная:
СОДЕРЖАНИЕ
[0.0.1] [1] ПРЕДИСЛОВИЕ
[2] [3] 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА КУЛЬТУРОЛОГИИ [3.0.0.1] Тема 1. Что такое культура? [3.0.0.2] Тема 2. Семиотика культуры. [3.0.0.3] Тема 3. Культуры и народы. [3.0.0.4] Тема 4. Исторические типы культуры [3.0.0.5] Тема 5. Русская культура. [3.0.0.6] Тема 6. Пространство культуры. [3.0.0.7] Тема 7. Духовная культура. [3.0.0.8] Тема 8. Социальная культура. [3.0.0.9] Тема 9. Технологическая культура. [3.0.0.10] Тема 10. Культурные сценарии деятельности. [3.0.0.11] Тема 11. Динамика культуры. [3.0.0.12] Тема 12. Теории мирового культурно-исторического процесса.
[4] [5] 2. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА КУЛЬТУРОЛОГИИ [5.0.0.1] Тема 1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА? [5.0.0.2] Тема 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ [5.0.0.3] Тема 3. КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ [5.0.0.4] Тема 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ [5.0.0.5] Тема 5. РУССКАЯ КУЛЬТУРА [5.0.0.6] Тема 6. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ [5.0.0.7] Тема 7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА [5.0.0.8] Тема 8. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА [5.0.0.9] Тема 9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА [5.0.0.10] Тема 10. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [5.0.0.11] Тема 11. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ [5.0.0.12] Тема 12. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
[6] [7] 3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
[8] [9] 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К [10] КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ И РЕФЕРАТАМ [10.0.0.1] КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА [10.0.0.2] РЕФЕРАТ
[11] [12] 5. ЛИТЕРАТУРА [12.0.0.1] Основная: [12.0.0.2] Дополнительная: |
Учебное издание
Кармин Анатолий Соломонович
Мельник Мария Антоновна
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов-заочников
Подписано в печать ____________
Формат_________. Бумага __________. Печать офсетная.
Усл.печ.л. ________. Уч.-изд.д. ________. Тираж ______.
Заказ _____
Петербургский государственный университет путей сообщения.
190031, СПб, Московский пр., 9
Типография ПГУПС. 190031, СПб, Московский пр., 9
Пространство культуры
Y
X «когнитивная» ось
Y «ценностная» ось Социальная
Z «регулятивная ось культура
Духовная
культура
Z
Технол.
культура
X