Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Г л а в а I Жизнь
Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном архиве Флоренции. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо.
Четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо (1436-1488). Во Флоренции еложились его интересы, были накоплены его первые знания. Флоренция того времени была большим промытленным городом, в котором получили широкое развитие различные отрасли промытленной техники. Мастерские ювелиров, живописцев, скульпторов стали своего рода лабораториями, где проводились разнообразные технические эксперименты. Мастером-экспериментатором был учитель Леонардо, Андреа Вероккьо, ваятель, живописец, музыкант и ювелир. В его мастерской разрабатывались теоретические вопросы перспективы, совершенствовалась техника масляной живописи, ввезенная в 1449 г. во Флоренцию нидерландским художником Р. ван дер Вейденом. Другой флорентийский художник, Антонио Поллайало (1429-1498), мастерская которого находилась рядом с мастерской Вероккьо, производил рассечение трупов, чтобы изучить мускулы и суставы - ту область, которая была наименее изучена rrрофессионалами-анатомами и в знании которой наиболее нуждались художники, стремившисся правдиво изобразить человеческое тело.
В общении с такими мастерами-экспериментаторами, наблюдателями, исследователями рос и развивалея молодой Леонардо. В конце мая 1472 г. на вершине фонаря Санта Мариадель Фиоре были установлены золотой шар и крест. Выполнение этой технической задачи было поручено Вероккьо, и юный Леонардо был ближайшим свидетелем разработки проекта. В том же 1472 г. Леонардо кончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По слонам Вазари, «ОН был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию». Если даже неверно указание, что Леонардо уже в юности поставил вопрос именно об этом канале, бесспорно, что именно Флоренция дала Леонардо первый стимул к техническому творчеству. Изобретение им машин для прядения и крутки шелка, для обработки сукна более чем определенно указывает на Флоренцию - в то время крупный центр шелковой и шерстяной промышленности. В 1469 г., т.е. примерно тогда, когда семья Пьеро да Винчи переселилась во Флоренцию, у власти стал Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Род Медичи разбогател в XIV-XV вв. путем торговых и банковских операций. Теперь, в лице Лоренцо, он мало уделял внимания поднятию промышленности и торговли. Лоренцо любил роскошь, блестящие и пышные торжества, парады, турниры. Он покровительствовал поэтам и философам, сам писал стихи. При нем расцвела Платоновекая академия, в которой культивировалась ставшая модной платоническая и неоплатоническая философия. «Душой» этой Платоновекой академии был Марсилио Фичино. Платоновекая академия не была академией в современном значении слова, т.е. учреждением, деятельность которого регламентировалась бы каким-либо уставом и состав которого определялся бы посредством выборов его членов. Это было вольное содружество лиц, собиравшихся для ученых бесед. Обычным местом встреч была вилла в Кареджи. «Второй Платою> (alter Plato) - так характеризовали Фичино его современники. Перед бюстом греческого философа в доме Фичино горела неугасимая лампада.
Самоуглубление и самопознание проповедовал Фичино. «Тот, кто повелел нам: познай самого себя, как бы приглашает нас познать душу, которая, будучи посредницей между всеми вещами, более того, будучи сама всеми вещами, позволяет познать нам все остальное после того, как познана она сама» В списке книг, принадлежавших Леонардо да Винчи (С. А., 210), значится сочинение «0 бессмертии души», которое исследователи отождествляют с одним из произведений Фичино.
В 1478 г. Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио. Работа шла медленно -видимо, и тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате она так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был nередан другому лицу.
По давней средневековой традиции живопись не входила в число «свободных» или «благородных» искусств. Она причислялась к искусствам «механическим», т.е. стояла наряду с ремеслами, и живописцы не выделялись из среды прочих ремесленников. Леонардо горячо восставал против подобной оценки живописи. «Вы поместили живопись среди механических искусств. Конечно, если живописцы были бы столь же способны восхвалять в писаниях своих произведения, как и вы, я полагаю, она не осталась бы со столь низким прозвищем» (В. N. 2038, 19 об.). Живопись, по Леонардо, не «Механическое ремесло», а «наука». Она - «законная дочь природы, ибо порождена природой» (В. N. 2038, л. 20; Т. Р., 12). Живопись основана на «благороднейшем» из чувств -зрении. Как одно из высших средств познания, живопись органически сливается с наукой, ибо и наука в конечном итоге основана на чувственном, зрительном познании окружающего мира. Трудно сказать, кого именно конкретно имел в виду Леонардо, говоря: « ... вы поместили живопись среди механических искусств ». Во Флоренции его времени уже происходила переоценка ценностей, и представители самых различных направлений склонялись к признанию права живописи занять место среди свободных искусств. Фичино писал: «Наш век, наш золотой век вернул к жизни свободные искусства, почти совершенно уничтоженные, -грамматику, поэзию, риторику, живопись, архитектуру, музыку и древнее пение лиры Орфея. И произошло это во Флоренции.
Если Флоренция была по преимуществу городом текстильной промышленности, то Милан был городом оружейников, ремесленников, занятых обработкой металла. Миланские герцоги уделяли много внимания инженерии, в первую очередь военной. Около 1482 г. Леонардо обратился к Ладавико Моро списьмом, в котором предложил ему свои услуги в качестве инженера. В эти годы Милан, находившийся в союзе с Феррарой, вел войну с Венецией. Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланских правителей.
С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся всеми отраслями военной техники. Его записи и рисунки этого времени являются как бы реализацией той программы, которая была изложена им в письме к Лодовико Моро: переоборудование укреплений Миланского замка, осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и т.д. Леонардо не получил ни одобрения представленной им модели, ни заказа на руководство постройкой. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо незадолго до того забрал свою модель, обещая вернуть ее. Он не вернул ее и не участвовал в новом конкурсе.
К миланскому периоду жизни Леонардо относится ряд его заметок по строительной механике - по теории арки и сводов. Леонардо теоретически и экспериментально разрабатывает вопросы о сопротивлении материалов, являясь в этом отношении предшественником Галилея. Позднее им были задуманы особые трактаты о трещинах в стенах и средствах предотвращения их. Много места в творчестве Леонардо да Винчи занимали гидротехнические проекты.
В Милане Леонардо соприкоснулся с университетской наукой, с аристотелианскими научными традициями не в чисто схоластической средневековой форме, а с традициями, значительно обновленными под воздействием новых веяний, характерных для периода Возрождения.
В Милане Леонардо сблизился также с Лука Пачоли, или, как он сам себя именовал, Лука ди Борго Сан Сеполькро (ок. 1445- ок. 1514). Пачоли nринадлежит «Сумма об арифметике, геометрии, пропорциях и пропорциональностях», изданная в Венеции. Пачоли закончил книгу «0 божественной пропорции», для которой Леонардо сделал иллюстрации.
«Божественная пропорция» - так называемое «золотое сечение », которое интересовало художников и архитекторов того времени («целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей»). В первой части книги Пачоли изложена теория «золотого сечения», во второй - теория правильных многогранников (в которой находит применение «золотая пропорция» ). Последняя, третья, часть является трактатом по архитектуре.
В миланский период своей жизни Леонардо создал свою знаменитую «Тайную вечерю». Трагедия творчества Леонардо - несоответствие между его грандиозными замыслами и реальными возможностями - особенно ярко иллюстрируется его многолетней работой над конной статуей Франческо Сфорца, при проектировании которой ему пришлось разрешать ряд сложных и разнообразных технических 'Jадачз9По свидетельству Вазари, «Те, кто видели сделанную Леонардо из глины модель огромных размеров, говорят, что никогда еще не видели они произведения более прекрасного и более могучего»4I. Паоло Джовио писал, что «в мощном разбеге тяжелодышащего коня проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и высшее знание природы. Миланский период жизни Леонардо закончился катастрофой. Летом 1499 г. французские войска вторглись в Миланскую область, и осенью город был взят. Когда Леонардо в 1503 г. вернулся во Флоренцию, флорентийцы воевали с непокорной Пизой; находясь ниже по течению Арно, Пиза контролировала выходы этой реки к морю. Осенью 1503 г. Леонардо консультировал работы по отводу Арно от Пизы. Много труда положил Леонардо на создание росписи для зала большого совета в Палаццо Веккио - правительственном здании Флорентийской республики. Ему было поручено изобразить битву при Ангиари.
Мы переходим теперь ко второму миланскому периоду жизни Леонардо, охватывающему время с лета 1506 до осени 1513 г. В 1506 г. Милан находился в руках французов, и Леонардо прибыл туда по приглашению французского наместника Шарля д'Амбуаз. Он жил там как прославленный живописец. Около 1507 г. он закончил «Леду», в 1508-1512 гг. работал над «Святой Анной» и «Иоанном Крестителем». Леонардо продолжал интересоваться гидротехникой и анатомией. 23 декабря 1512 г. Максимилиан Сфорца, сын Лодовико Моро, с 20 000 швейцарцев взял Милан, изгнав французов. По выражению одного из современников, наступила пора «смут, мести и всеобщего разорения». Леонардо покинул Милан и отправился в РимК 1514-1515 гг. относится создание шедевра великого мастера- «Джоконды». До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческа дель Джокондо портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам»71. Весь этот рассказ невереи от начала до конца. По словам Вентуриn, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинекого биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда»- портрет герцогини Костанцы д' Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо7з. Костанца была любовницей Джулиана Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницейДжулиана Медичи и родила ему сына Ипполита в 1511 г.74 Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет женыФранческа дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию. В 1516 г. по приглашению французского короля Франциска 1 Леонардо покинул Италию и переселился во Францию77. Он приехал как прославленный художник, как «божественный » Леонардо. Художественная культура итальянского Ренессанса импонировала Франции того времени. Леонардо стал законодателем мод при дворе Франциска 1. Ему пришлось опять, как и в Италии, проектировать пышные празднества. В качестве архитектора он создал проект нового дворца для короля. Бенвенуто Челлини сообщает то, что Франциск 1 говорил о Леонардо да Винчи7s. По словам короля, «никогда не поверит он, •1тобы нашелся другой человек на свете, который знал бы столько же, сколько Леонардо, - не только в скульптуре, живописи и архитектуре, но и потому, что он был величайший философ
Леонардо жил в Кло-Люсе, расположенном на южной окраине маленького городка Амбуаз на берегах Луары, неподалеку от королевского замка. 10 октября 1517 г. замок Сен-Клу, около королевского замка Амбуаз, посетил Антонио де Беатис, секретарь кардинала Арагонского. Де Беатис оставил интересное описание того, что он видел. Он рассказал о трех превосходных картинах Леонардо. «Одна -портрет некоей флорентинекой дамы, сделанный с натуры по настоянию Джулиана Медичи Великолепного. Другая - изображение молодого Иоанна Крестителя, и третья - Мадонны с младенцем на лоне св. Анны, все превосходнейшие, хотя, при параличе его правой руки, казалось бы, от него уже нельзя было ожидать ничего хорошего»sо. К последним годам жизни Леонардо относится большой проект соединения Луары и Саны; канал должен был начинаться около Тура или около Блуа, проходить через Роморонтен (с погрузочной пристапью в Вилльфранш), иерееекать за Буржем реку Аллье, направляясь дальше через Дулен до Дигуена и на другом берегу Луары, миновав горы Шаролэ, соединиться с Саною около Макона. Такой канал обеспечил бы прямое сообщение через Сану между Турепью и Лионнэ, центром торговых сношений Франции и Италии, иными словами, приблизилбы Италию к центру Франции.