Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1. Исторический экскурс в историю вопроса Задание для самостоятельной работы Прочтите содержание ле.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема 1. Исторический экскурс в историю вопроса

Задание для самостоятельной работы

- Прочтите содержание лекции и составьте план ответа.

- Сформулируйте тезисы главной идеи каждого пункта составленного вами плана.

-Прочтите еще раз содержание лекции и подумайте над вопросами, пред-ложенными в конце этой темы.

Простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают. П.Ф. Каптерев

Слово "игра" не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э.Эриксон, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом "игривым" образом уклоняется от всякого точного определения. А известный физиолог Х.Холгенд выразил убеждение, что понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Внимание известных в научных кругах людей к детской игре свидетельствует о том, что они придавали большое значение проблеме детской игре, ясно представляли многогранность этого вида деятельности, его огромное влияние на становление личности ребенка. Но чтобы пристальнее рассмотреть разные грани феномена  детской игры, необходимо проследить путь развития игры и ее место в системе наук о человеке. С этой целью обратимся к анализу эволюции научных взглядов на проблему детства и детской игры в истории мировой цивилизации.

Как отмечает А.Я.Варга в предисловии к книги Г.Л.Лэндрет, ребенок стал интересоваться взрослым обществом как нечто, отличное от него и имеющее самостоятельную ценность, относительно недавно, чуть больше двух веков назад. В средине века ребенок воспринимался как маленький взрослый, вся разница была только в размерах. И только французские просветители заинтересовались ребенком как таковым, увидев в нем замечательный объект  воспитания, поскольку в то время доминировали идеи влияние среды на отдельного человека и общество.

В XVIII в. утвердилась идея о том, что ребенка гораздо легче обучать, а результат достигается быстро и сохраняется надолго. И лишь в XIX в. четко была осознана ценность не только обучаемости ребенка, но и качественного своеобразие его личности. Как отмечает Н.Я.Берковский, романтизм этого времени установил культ ребенка и культ детства. Ребенка необходимо ценить самого по себе, а не как кандидата во взрослые.

В XX в. еще больше укрепился взгляд на детство, как важнейший период в развитии ребенка, однако романтический поход сменился более реалистичной оценкой действительности. З.Фрейд, а также представители других психоло-гических школ показали колоссальное значение комфортного, радостного детства для психического здоровья общества. Детство неотделимо от игры.

Начальный период разработки теории игры обычно связывается с именами мыслителей  XIX в.: К.Гроссом, Ф.Шиллером, Г.Спенсером, В.Вундтом и другими, чьи точки зрения подтверждались или отвергались зарубежными и отечественными специалистами в разные исторические периоды. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях касались в игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства.

Наиболее общий взгляд на теорию вопроса позволяет выделить две противоположные точки зрения на проблему происхождения игры:

1)игра рассматривалась как инстинктивно-биологическая деятельность человека, как исторический  предшественник труда, культуры (К.Гросс, Ф. Кейра, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, С.Холл и др.);

2)как явление социальное по своей природе, возникшее из практической деятельности человека (В.Вундт, Г.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Например, К.Гросс, являясь ярким представителем первой точки зрения, рассматривал игру с биологической точки зрения, не замечал ее социального значения, не видел качественного различия между играми животных и человека. Он говорил, что игра это простая практика какого-либо вида действий, игра- это инстинктивная биологическая деятельность (дети играют в войну не потому, что война это часть жизни общества, а в силу будто бы присущего человеку инстинкту войны)

Существенную поправку в эту теорию внес К.Бюллер, который утверждал, что стремление к игре, к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самой деятельности (функциональное удовольствие), поэтому и игру определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую.

И для Ф.Шиллера игра - это скорее наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. "Предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой". Игра для него- это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой. Введение Ф.Шиллером состояния наслаждения как  конституирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблемы игры.

Г.Спенсер также уделяет игре не слишком много места и специально не занимается созданием теории игры. Его интерес к игре, как и у Шиллера, определен интересом к природе эстетического наслаждения.

У Спенсера игра- это искусственное упражнение сил, которые ищут себе выход в вымышленной деятельности, а у Шиллера - это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, что является условием возникновения эстетического наслаждения.

Все приведенные выше высказывания не имели характера систематического изложения теории игры. Они заложили лишь традицию рассмотрения природы игры в контексте возникновения эстетической деятельности.

3. Фрейд, говорит о том, что  вся жизнь и деятельность - проявления изначально биологических влечений. Это сказалось в отождествлении ими игр животных и человека, между которыми они не видели качественного отличия, обращали внимание на то, что во время игры и животные, и человек создают в игровом предмете образ и играют с образами. Например: мальчик берет на себя роль отца, потому что он чувствует в отце соперника. В игре якобы находит выражение любовь к матери и ревность к отцу.

Ближе всего к пониманию возникновения игры в социальном контексте подошел В.Вундт, однако и он был склонен считать источником игры наслаждения. Мысли, высказанные Вундтом, также фрагментами, но важны для понимания сути этого явления человеческой жизни. "Игра- это дитя труда, - писал он. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра устраняет при этом полезную цель труда, и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд".

Эти мысли Вундта имеют принципиальное значение потому, что доказывают ее социально-исторический аспект, и не ограничиваются биологическим, как, например, в теории Г.Спенсера.

Примечательно, что в теориях западных авторов почти всегда фигурировало утверждение - детям присущ "дух разрушения". Ошибкой авторов этих теорий является то, что они не видели в действиях ребенка стремления к познанию, исследованию, экспериментированию, созиданию, что так ярко показывает практика.

Большая роль в изучении возникновения игры в отечественной науке принадлежит Г.В.Плеханову. Критикуя теории, согласно которым искусство старше производства полезных предметов, а игра старше труда, он писал в "Письмах без адреса": "мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проникнемся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек  сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения". Эти положения важны для понимания происхождения не только искусства, но и игры как вида деятельности, имеющего общую  с искусством генетическую основу. В истории человеческого общества игра не может появиться раньше труда и раньше форм пусть самого примитивного искусства.

Доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание, а в жизни же отдельного индивида наблюдается обратное соотношение:  ребенок начале играет, подражая труду взрослых и лишь принимать участие в настоящей работе.

Плеханов критиковал многих зарубежных ученых, которые утверждали, что игра существует и у животных, а следовательно она старше труда. Но не трудно убедиться, что игра ребенке иного качества, чем игра животного, основанная лишь на проявлении и удовлетворении инстинктов. "Тигренок родит хищными животным, а человек не родиться охотником, воином или торговцем: он делается тем или иным под влияние окружающих  условий. у ребенка имеется стремление к подражанию, поэтому он воспроизводит в своих играх деятельность взрослых.

Различие в играх мальчиков и девочек объясняет тем, что существует разделение труда между мужчинами и женщинами.

При каких условиях могла возникнуть необходимость в воспроизведении охоты, войны или какой-либо другой серьезной деятельности? Здесь, как отмечают исследователи, возможны два предположения:

1)воссоздание предстоящей деятельности, своеобразные "маневры", в которых отображаются основные функции отдельных участников и система организации совместных действий. Такое воссоздание предстоящей деятельности лишено ряда черт, присущих настоящей деятельности, и прежде всего, операционно-технической стороны реального процесса;

2)рассказ-драматизация выполненной деятельности. При таком воспроизведении происходит своеобразное отвлечение от чисто операционно-технической стороны процесса и выделение общей схемы действия история культуры показывает, ход реальной трудовой деятельности формы искусства, и до сих пор не совсем, общей организации и той системы отношений, которая привела к успеху.

С психологической точки зрения существенно, что обеих ситуация происходит выделение из целостной реальной трудовой (утилитарной) деятельности той ее части, которая может быть названа ориентировочной, в отличие от исполнительной, непосредственно связанной с получением материального результата. В обоих случаях, выделившись из целостного процесса осуществления трудовой деятельности, эта ее часть становиться предметом воспроизведения, а затем освещается, приобретая характер магических обрядов. Такое "магические репетиции" пре-вращаясь в самостоятельную деятельность. Отделившись, эти особые деятельности, связываясь с другими формами жизни, приобретают самостоятельную логику развития.

Большое внимание описанию и анализу этих форм деятельности, носящих характер игр, уделено этнографами. Так, в книге "Игры народов СССР" собрано и описано большое количество игр, бытовавших среди русского и других народов царской России. Все игры разделены авторами на три группы: игры драматические, орнаментальные и спортивные. Игры орнаментальные представляют собой промежуточную группу, игры драматические подразделяются на произведенные (охотничьи и рыболовные, скотоводческие и птицеводческие, земледельческие) и бытовые (общественные и семейные) игры, а игры спортивные - на состязания простые и с вещью. В. Всеволодский-Герн-гросс во введение к этой книге, на основе анализа материала, помещенного в ней, приходит к выводу о существовании родственных связей между игровыми явлениями разных типов. Он пишет: "Или игры спортивные и орнаментальные представляют собой продукт вырождений игр драматических, или игры драматические являются продуктом развития игр спор-тивных и орнаментальных"

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Д.Б.Эльконин и его ученики склоняются к мысли о том, что более близким к действительному ходу развития является путь, идущий от игр драматических к играм спортивным, а не наоборот.

На основе анализа этнографического материала Д.Б.Эльконин подтвердил гипотезу об историческом характере возникновения и развития ролевой игры. Согласно ей, не всегда игра сопровождала детство. Ее возникновение определялось историческим развитием общества и тем реальным местом в системе общественных отношений, которое в ней занимал ребенок. Движущей силой, способствующей возникновению игровой деятельности, является социальная потребность в общении, взаимодействии со взрослыми.

Выдвинул гипотезу о происхождении игры несколько отличную от взглядов Плеханова. Он согласился с основным положением, что в истории общества труд предшествовал игре, что игра социальное явления, служит подготовкой к труду. Но возникновение детской игры он объясняет иначе. На самых ранних ступнях развития общества дети рано включались в жизнь взрослых, участвовали в их работе. Игры тогда не было. Усложнение орудий труда привело к тому, что детям стало не доступно участие в нем. Стали изготавливаться игрушки для  подготовки к труду. Появились игры- упражнения. Дальнейшее усложнение орудий труда привело к тому, что игрушки перестали быть их моделью и не могли готовить их к труду. На этой ступени развития возникает ролевая игра.

Таким образом, игра- не мистическое, внутренне присуще ребенку качество, а исторически сложившая деятельность, которой он овладевать. Исторически возникнув как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, который передается детям, как и любая человеческая деятельность. Она "живет" в конкретных людях и переходит в материальную культуру общества, "опредмечивается", овеществляется в играх, текстах и др.

Анализируя вопрос о сущности игры, рассмотренной в работах Н.П.Скобелевой и Е.Н.Смирнова, Л.Ю.Павлова в своем диссертационном исследовании отмечает, что в широком смысле игра понимается как инструментально данный (взятый, организованный) фрагмент реального социума. В узком смысле игра- особым образом организованная деятельность группы людей, цель которой достигается за счет наложения ограничений на "естественные" групповые процессы, что позволяет рассматривать ее как искусственно-естественный процесс, искусственно-естественный  объект, инструментально доступный через искусственную составляющую.

Итак, даже небольшой экскурс в историю вопроса дает возможность увидеть трансформацию научного понимания сущности игры как специфической деятельности и ее места в общественной жизни человека.

Игра- это деятельность, возникшая на определенном этапе онтогенеза, ведущая форма развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых

Игра- образное, действенное отражение жизни, игра возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Проанализируйте представленную таблицу 1. Точки зрения каких ученых она иллюстрирует?

2. Какие, по-вашему, положения современной дошкольной педагогики отражают гуманистическую направленность эволюции взглядов на проблему детской игры?

3. Проиллюстрируйте отражение жизни этноса в играх современных детей. Какие тенденции можно выделить?

Таблица 1  Основные тенденции культурно-исторического развития игры

Примерное обо-

Значение истори-

ческой эпохи

Реальная жизнь этноса в его истории

Рефлексия этносом событий своей жизни

Отражение жизни этноса в игре детей

Эпоху первобытности

События  

Повторение события

Непрерывное повторение события

Отражение события в сознании и чувствах и детей

Отражение события в обряде и ритуале

Отражение события в вековых характерах и обычаях этноса

Отражение события в игровой символической форме

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра тематического типа

Эпоха классических культур

Уход событий в лету

Отражение событий в сказаниях, эпосах, песнях и других форм культуры этноса, включая религию и философию

Традиционная тематическая сюжетная игра с обязательными правилами

Среди века

Воскрешение события в памяти этноса

Рефлексия событий в исторических представлениях этноса

Замена в традиционной игре сюжета правилом. Переход темы игры в её название

Эпоха Возрождения

Трансляции этносом исторически

Сложившихся ценностей бытия новым поколениями

Отражение истории (Цепи событий) в научном историческом самосознании этноса

Традиционная игра, сюжет которой обобщен в правиле. Игра объективно выступает для детей в качестве образовательного поля

Новая и новейшая история

Создание воспитательных институтов

Признание человеческим сообществом права ребенка на игру

Организация игры как образовательного средства и культурной этической и общечеловеческой ценности

Распределение игр по их содержательным воспитательным функциям

Преодоление педагогической амбивалентности в реализации права ребенка на игру

Появление в детской среде дидактических игр с правилами при сохранении самодеятельных и собственно традиционных игр

Многообразие игр, возникающих в детской среде по инициативе самих детей и взрослых




1. Ребенка бьют- к вопросу о происхождении сексуальных извращений Из сборника
2. СевероВосточный Университет им
3. записка к курсовому проекту
4. МОНЭКС ТРЕЙДИНГ Нанджи Мехротра
5. Як співвідносяться між собою поняття людина індивід індивідуальність особистість
6. Отчет по лабораторной работе 6 Функционирование маршрутизаторов на основе протокола сетевого уровня OSP
7. Информатика п~нін о~ытуды~ алатын орны ерекше
8. Какие детали относятся к кривошипно шатунному механизму 1
9. Товароведческие характеристики шоколада, корнеплодов, папирос и сигарет
10. Определить маржинальный доход на единицу продукции если известно что предприятие выпускает 50 единиц товар
11. Катунское ул. Алтайская 2а
12. . Что из себя представляет гражданское общество как объект социологии.
13. ____ ________2013 г. Конспект лекції з дисципліни Безпека життєдія
14. Прежде всего сократилась численность наркологических диспансеров и стационаров
15. Петербурга МО город Петергоф 23 декабря 2013 года.html
16. і. Підсилювач електричних сигналів ~ це електронний пристрій який призначений для підсилення або підвищен
17. Менеджмент Условия возникновения менеджмента
18. Определение Технологический процесс производства
19. Нитевидные сосочки языка окраска гематоксилин эозин Здесь в поле зрения верхняя поверхность язык
20. 18619