Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. для вузов. В 2 т. Том 2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества. М.: Союз дизайнеров, 2003. 394 с., ил. (334 342)
Десятилетие дизайна
В 80-е годы значительно ускорились темпы экономического развития, и расширился масштаб технического, экологического и культурного развития общества. Этим 80-е значительно отличаются от предыдущих десятилетий.
80-е годы стали десятилетием дизайна. Дизайн начал играть ключевую роль:
Дизайн предстал большим «спектаклем» выставок и массовой информации. Дизайнеры нового поколения уже больше не были только придатком определенных фирм, а сами стали успешными «media-stars». (4, с. 157)
ГРУППА «МЕМФИС»
Отделение студии «Алхимии»
В 1981 году Этторе Соттсасс, Анрэ Бранзи и Микеле Де Лукки основали группу «Мемфис» как отделение студии «Алхимия». Затем «Мемфис» покинул студию из-за расхождения во взглядах с ее руководителем Алессандро Мендини: общее интеллектуальное направление и художественная атмосфера студии представлялась лидерам «Мемфиса» чересчур пессимистичными. (334)
Массовое производство
Во главе угла своей деятельности «Мемфис» ставил отношения между объектом и потребителем. При этом ориентация была на массовое производство. Быстрая смена моды в постмодернистком обществе стала стимулом для творчества «Мемфис».
Из повседневности
В своем творчестве «Мемфис» ориентировался на будничность жизни. Он перенес цветной ламинат из баров и кафе-мороженных 1950-х и 1960-х в жилые дома. Этот материал метафора вульгарности, бедности и плохого вкуса был стилизован как «мир будней» и стал новым «культурным носителем». Из повседневности был позаимствован и декор:
Кричаще пестро
Все это представлялось кричаще пестро либо в слащавых пастельных тонах, наиграно, образно и шутливо. Такими формами дизайнер стремился вызвать спонтанную связь между объектом и потребителем. При этом утилитарные качества предметов зачастую отодвигались на второй план.
Также как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях:
Многие из объектов выглядели как детские игрушки или экзотические экземпляры. Использовались коллажи, в которых на первый план выдвигалась декоративность и принцип хаоса. В этом виделась параллель раскрепощенности и мобильности общества эпохи постмодерна.
Адресная ориентация
В своей деятельности «Мемфис» использовал новые знания в области социологии и маркетинга: стремились не просто снабжать рынок, а адресно с ориентацией на определенные социальные группы и структуры, с учетом их традиций и характера взаимоотношений. В итоге это привело как в эстетическом, так и концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.
Популярные работы группы стали толчком для развития в 80-е годы «нового дизайна» одновременно образцом для плохих копий бездарных подражателей. (338)
В конце ХХ века, когда произошло насыщение кричащими цветами и «косыми» формами влияние «Мемфиса» начало терять свою силу. (4, с. 156)
Члены «Мемфиса»
В разное время в «Мемфисе» работали известные архитекторы и дизайнеры из различных стран: Матео Тун, Майкл Грейвз, Арата Исозаки, Широ Курамата, Джавье Марискал.
Влияние «Мемфиса» вряд ли можно переоценить. К тому же в 1980 году в Линце (Австрия) состоялась значимая выставка «Форум дизайна», на которой обсуждалась
Для дизайн-теории эта выставка имела очень большое значение.
Стиль «Мемфиса»
Дизайн 80-х это, прежде всего, стиль «Мемфис». Стиль «Мемфис» стал настоящей «анархией» в дизайне. В нем сложно выделить «формообразующие черты». Он ориентирован на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее, своеобразная формула «Мемфиса»:
Объекты «Мемфиса»
Объекты «Мемфиса» радуют глаз это
При всем при этом стиль «Мемфиса» был привлекательным, остроумным, алогичным и «цветным». Он как будто кричал «Не относитесь к дизайну слишком серьезно!».
Если проводить аналогии образного языка Мемфиса, с языком вербальным, то это не просто живая речь, а сленг, который может быть вульгарным, даже неприличным, но всегда исключительно выразителен и точен.
Новое направление было заявлено его создателями как «новый международный стиль». И, действительно, очень скоро стиль «Мемфис» стал влиятельным в мировом дизайне. (342)
PAGE 1