Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

54 37. Фазы звучания гласного и согласного.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

                             Фонетика

                         Билеты 37-54

37. Фазы звучания гласного и согласного. Коартикуляция в потоке речи. Привести примеры.

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз, т.е. состояний речевого тракта:

- Экскурсия (приступ) - переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука;

- Выдержка — нахождение органов в данном положении,

- Рекурсия (отступ) — переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.

Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия — экскурсией следующего за ним. Фонетические сегменты могут накладываться один на другой. Такое явление – коартикуляция. Например глухой щелевой (s) перед лабиализованной гласной произносится с округленными губами.

38.  Сильные и слабые позиции фонем в потоке речи.

Поток речи – непрерывная работа речевого аппарата, порождаемая непрерывное звучание. С лингвистической точки зрения поток речи – процесс образования обязательных аллофонов фонем.
Сильные позиции фонем по звонкости-глухости:
1. Перед гласным внутри слова

2. Перед сонантом внутри слова
3. Перед /v/, /v’/ внутри слова
Слабые позиции по звонкости-глухости:
1. Перед шумным (внутри слова и на стыке слов)
2. Конец слова перед паузой, гласным, сонантом или /v/, /v’/
Сильные позиции по твердости-мягкости:
1. Конец слова
2. Перед гласными /a/, /o/, /u/, /e/ (позиция согласного перед /е/ признается сильной только сторонниками щербовского подхода к фонеме).
3.Перед твердым согласным
4.Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным
Слабые позиции по твердости-мягкости:
1. Перед /i/ внутри слова
2. Перед /ы/ внутри слова
3. Перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным

39.Понятие чередования. Различия исторических и позиционных чередований.

Морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты звучания, например: <штука>-<штучка>.

Варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом, называются алломорфами. Так алломорфами являются штук- и штуч-. При сравнении фонемного состава алломорфов обнаруживается факт чередования фонем.

NB!: чередований нет у москвичей.

Чередование – фонемное различие алломорфов одной морфемы.

Два типа чередований:

  1.  исторические
  2.  позиционные (живые, фонетические)

Отличия:

  1.  причина возникновения

Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.

NB!: в момент своего возникновения любое чередование позиционно

  1.  на письме

Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.

Кроме i//ы  *играть-сыграть

  1.  позиция альтернантов

Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.

Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.

  1.  произношение

Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.

  1.  нахождение

Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.

40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!)
Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов.

Исторические чередования возникают из-за истории языка, но на момент возникновения они тоже являются позиционными.

Все чередования гласных:

Аканье: o//a (вода-воды)

Иканье: e//i  (леса-леса); a//i  (час – часы); o//i  (нес-несу)

Ыканье: e//ы  (цех-цеха); o//ы  (жены – жена)

Комбинации: i//ы (играть-сыграть)

Исторические чередования: напр. тварь-творить, зарянка-зорька, гореть-огарок.  

41. Позиционные и исторические чередования согласных

 Все чередования согласных:

  1.  Позиция звонкость – глухость:

Зв//гл  *сказать-сказка

Гл//зв  *просить-просьба

  1.  Позиция твердость – мягкость:

Тв//мяг  *рука-руке

Мяг//тв  *степь-степной  (на самом деле они не позиционные)

  1.  По месту и способу образования:

*Воза-возчик

  1.  Чередование с нулем

*Опоздать - поздно

    Исторические чередования:

k|č –ruka-ručka. k|č|clik-lico-ličnыj. g|ž-nožыn’ka-naga.и т.д.


42. Основные положение МФШ. Специфика московского понимания фонемы.

Начало МФШ – 1945 г. Вышел 1 том Р.И.Аванесова и Сидорова «Очерк грамматики русского литературного языка», 2 том не вышел.

Автор московской фонологии, родоначальник МФШ – Рубен Аванесов. Он сформулировал новое понимание фонемы.

Учение МФШ выросло из 2ой части учения Бодуэна  (фонема – компонент морфемы).

Фонема  (МФШ )-это минимальная линейная единица языка, служащая для смыслоразличения и смыслоотождествления и представленная  в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

Фонема – это множество звуков речи, занимающее каждый раз одно и то же место в морфеме. Фонема – это номер в морфеме.

Отличительные черты МФШ:

-Установка на зависимость фонетики от морфемики и фонемы от морфемы.

-Нет никаких ДП. Фонема характеризуется только местом в морфеме.

-Никакой дополнительной дистрибуции. Один и тот же аллофон может относиться к разным фонемам.

-Термин аллофон в МФШ имеет другое значение, вместо щербовского аллофона – вариант и вариация. Вариант – аллофон, принадлежащий более, чем одной фонеме. Вариация – аллофон, принадлежащий только одной фонеме.

-Языковой материал, из которого выводится состав фонем языка – только языковое ядро, никакой периферии.

-Другой набор фонем. Нет /ы/, /k’/, /g’/, /x’/, зато есть /ž’:/, /γ/, /γ’/.

-Экспериментальная база до недавнего времени была практически игнорирована. Аванесов основывался на опросах. Сейчас все ок.

-Учение о позициях.  Для МФШ фонема – это только сильная позиция. Если она в слабой позиции, то ее фонемный статус не признается.

Гиперфонема – абсолютно слабая позиция.

43. Слог как фонетическая единица. Проблемы слога. Теории слога и слогоделения.

Слог – это минимальная произносительная линейная звуковая единица, слогообразующий элемент которой – гласная.

Всего 5 теорий слога:

  1.  Античная (осознание того, что гласная – слогообразующий элемент).
  2.  Экспираторная (связь слога с физической функцией организма). Ломоносов. Не подтвердилась.   
  3.  Теория мускульного напряжения (1 импульс=1 слог) – Щерба, не подтвердилась.
  4.  Отто Есперсен и Рубен Аванесов – сонорная (природа слога по принципу восходящей звучности).
  5.  Теория Бондарко или слоговых контрастов (контраст по длительности, по основному тону, по формантной структуре, по интенсивности, по второй форманте).

Всего 4 правила слогоделения:

  1.  Ломоносов (в начале слога может быть только такое сочетание согласных, которое в русском языке встречается в начале слова).
  2.  Щерба и теория мускульного напряжения (связь с местом ударения). Сильноначальные и сильноконечные согласные, долгие согласные примыкают к гласному. Но эта теория не работает при сонантах на стыке слогов, и когда не отрывается одна буква от морфемы.
  3.  Правило Аванесова-Есперсена (любой слог, кроме начального, строится по принципу восходящей звучности и имеет 1 вершину).
  4.  Правило Бондарко (слоговая граница всегда после гласного).

44. Теория слоговых контрастов. Два типа слога (произносительный и интуитивный).

Теория слоговых контрастов Л.В. Бондарко.
Разница между гласным и согласным, чем больше контрастов, тем лучше он опознается.
• Контраст по длительности па-та-ка, ба-да-га
• Контраст по основному тону (глухие смычные взрывные п,т,к +Г)
• По формантной структуре п,т,к
• По интенсивности п,т,к
• По второй форманте(ряд)
В“светлом пункте” нашего языкового сознания буква (письменный знак) занимает значительно более важное место, чем звук . Об этом еще в начале нашего века писал Ф. де Соссюр: “...у языка есть устная традиция, независимая от письма и не в меньшей мере устойчивая; но видеть это мешает престиж письменного начертания”.
Косвенным доказательством высказанной мысли могут послужить данные по исследованию так называемого
интуитивного слога, выступающего, в отличие от фонетического, не в генеративной (производящей), а в перцептивной функции. Выяснилось, в частности, что если структура фонетического, произносимого, слога в русском языке всегда открытая - произносимый слог, за редкими исключениями, всегда заканчивается гласным - то интуитивный, воспринимаемый, слог имеет разную структуру в зависимости от возраста человека. Так, в раннем детстве, в возрасте примерно до 5 лет, когда ребенок уже говорит и понимает речь, но еще не знаком с письмом и началами грамматики, слог в его произношении и восприятии имеет одинаковую - открытую - структуру, т.е. ребенок и произносит, и воспринимает только открытые слоги. На следующем этапе жизни, совпадающем с периодом активного ученичества, знакомством с письмом и выработкой навыков анализа слова, в первую очередь его морфемной структуры фонетического и интуитивного слогов резко расходятся: произносимый слог остается открытым, воспринимаемый же  слог “закрывается”, поскольку именно закрытой является фонетическая структура большинства русских морфем (ср. префиксы от-, рас-, под-, в- и др.; корни дом-, -вод-, -город- и др.; суффиксы -чик-, -тель-, -от-, -к- и др.; преимущественно открытыми являются только структуры русских флексий). Знание структуры морфемы, выдвигающейся на первый план в нашем языковом сознании в этот период жизни, оказывает влияние и на наше восприятие фонетической структуры слога: звучащие открытые структуры  воспринимаются как закрытые. Наконец, на следующем этапе жизни, начинающемся с окончанием активного ученичества, происходит возврат интуитивного слога к открытой структуре. Любопытно, однако, что полного возврата все же не происходит: давление знания структуры морфем ослабевает, но полностью не исчезает, как не может человек до конца освободиться от хотя бы поверхностного анализа слова при его написании. Соотношение структур фонетического и интуитивного слогов в этот период - 50 на 50, и “выбор”, предпочтение открытой или закрытой структуры при восприятии слога может зависеть от самых разных причин - как лингвистических (например, частотность в речи некоторых сочетаний звуков), так и экстралингвистических (социальные характеристики говорящего, ситуация общения и многое другое). Приоритет письма перед произношением в данном случае не подлежит сомнению.

45. Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как языковой единицы.

Ударение – супрасегментная фонетическая единица, которая не может реализоваться вне линейной последовательности.
Функции ударения:
      1) Строительная
      2) Опознавательная
      3) Различительная.
Словесное ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова.
Эти средства:
-Длительность (ударный звук удлиняется)
-Интенсивность
-Качество (у ударного слога особое качество звука)
 
Русское словесное ударение всегда динамическое, интенсивное и качественное. По ударению различаются языки. Русское ударение – свободное, правил постановки ударения нет. Но позже появляется теория (Пешковский), что русское ударение не совсем свободно (Богданова). Общий вывод сделал А.М. Моисеев: русское словесное ударение полностью свободно от конца слова, оно тяготеет к центру слова с некоторым предпочтением второй его половины.

46. Свободное и несвободное ударение. Подвижное и неподвижное ударение.

В русском языке ударение разноместное, иначе свободное, т.е. его место не прикреплено к одному определенному слогу слова (например, начальному или конечному) или к определенной морфологической части слова (например, к основе или к окончанию), оно может падать на любой слог слова и на разные его морфологические части, например: готóвит, ворóна, былá, снопáми; воронóй, серовáтый, принеслá; перенаселён, переведенá, перепродавáли, демократизúровать, реорганизовáли. В этих словах ударение попадает на разные слоги (от первого до шестого) и на разные его морфологические части (на корень, приставку, суффикс, окончание).
Разноместность ударения в русском языке является важным средством различения слов.
Русское словесное ударение является, во-первых, свободным (разноместным), с элементами морфологизированного фиксированного ударения, во-вторых, - неподвижным в большей части лексики и подвижным в небольшом количестве частотных слов, принадлежащих к основному словарному фонду языка.
Оба деления являются автономными, независимыми друг от друга, т.е. словесное ударение с этих двух позиций может быть отнесено к следующим разновидностям: связанное подвижное, связанное неподвижное, свободное подвижное, свободное неподвижное.
Разноместность ударения делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Каждому слову свойственно ударение на том или ином слоге - одному на первом слоге (зóлото), другому на втором (ворóна), третьему на третьем (полотнó) и т.д.
Таким образом, то или иное место ударения в русском языке, являясь признаком отдельных слов, служит средством различения слов; при этом литературный язык, как правило, стремится избегать колебаний в месте ударения в слове.
Общий вывод о подвижности русского ударения сделал А.М. Моисеев: русское словесное ударение полностью свободно от конца слова, оно тяготеет к центру слова с некоторым предпочтением второй его половины.

47. Безударные и слабоударяемые слова в русском языке. Типы клитик. Побочное ударение.
Слова в русском языке могут иметь одно ударение, два или не иметь его вообще. Слова без ударения делятся на проклитики и энклитики. Примеры проклитик: «из университета», «без меня». Ударение не распространяется на предлог. Предлог в данном случае проклитик, он прикрепляется слева. Энклитики прикрепляются справа, например: «сказал бы», «пришёл бы». Энклитики чаще всего - частицы.

В слове может быть побочное, второе ударение, в сложных словах, таких как «сенокосилка», «мусоропровод» и т.д.

48. Разновидности несловесного ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое. Их средства.

Обязательное несловесное ударение:

Синтагматическое ударение – ударение последнего слова в синтагме; длительно, интенсивно, качественно (понятно). Основным интонационным средством синтагматического ударения является мелодика (движение основного тона голоса).

Синтагма (по Щербе) – интонационно-смысловое единство, возникающее в речи-мысли.

Функции: строительная, опознавательная, различительная, эмоциональная.

Фразовое ударение – выделение последнего слова в последней синтагме; длительно, интенсивно, качественно. Основным интонационным средством синтагматического ударения является мелодика (движение основного тона голоса).

Необязательное несловесное ударение:

Логическое ударение – выделение самого важного для говорящего слова; длительно, интенсивно, качественно. Основным средством интонации логического ударения является интенсивность и долгота звука; как средство логического выделения слова может выступать тембр звука, особенно в формах эмфатического логического ударения. Также это может быть, к примеру, порядок слов или лексические средства.

Эмфатическое ударение – выделение слова, которое является наиболее важным в эмоциональном плане; длительно, интенсивно, качественно. Средства: удлинение гласных (зачастую положительная эмоция), удлинение согласных (отрицательная эмоция).

49. Интонация как фонетическая единица. Элементы интонации. Функции интонации как звуковой единицы.

Интонация – это супрасегментная звуковая единица, совокупность всех средств организации звуковой речи. Нельзя построить предложение, не дав ему интонационной окраски.
Средства организации звучащей речи (элементы интонации):
1. мелодика – движение основного тона
2. сила звучания отдельных слов
3. темп речи (в словах в минуту или в слогах в секунду)
4. тембр – общая окраска звучания
5. паузы (паузы хезитации, вызванные заминкой говорящего, бывают двух видов: физическая (молчание) и заполненная (вербальными конструкциями, словами-паразитами, речеподобными звуками).
Функции интонации как звуковой единицы:
1. Строительная (без нее предложение не построишь)
2. Опознавательная (можно отличить вопрос от утверждения)
3. Различительная (по интонационным конструкциям)

50. Понятие синтагмы. Функции синтагматического членения потока речи.

Синтагма – фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в потоке речи (мысли). Определяющим для синтагмы является именно смысловые отношения, которые и обусловливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения.
Функции синтагматического членения потока речи:
Без основного синтагматического членения можно неверно понять смысл предложения. Оно обусловлено синтаксическим строем предложения. (Главное и придаточное предложения. Причастные и деепричастные обороты).

  1.  Строительная функция (помогает построить предложение)
  2.  Опознавательная функция
  3.  Различительная (предложения типа казнить нельзя помиловать)
  4.  Эмоциональная

Синтагма детализует смысловые оттенки внутри предложения, конкретизирует синтаксические связи в предложении.

51. Основные интонационные конструкции

Интонационная конструкция – это совокупность интонационных признаков, которые достаточны для дифференциации значений высказываний.

В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке:

  1.  ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения;
  2.  ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами;
  3.  ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов ( Вы были в театре?);
  4.  ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);
  5.  ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!)
  6.  ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?);
  7.  ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-7 от ИК-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник! 'Он не отличник').

52. Орфоэпия как лингвистическая дисциплина. Две произносительные нормы русского литературного языка, тенденции их развития. Орфофония.

Орфоэпия – наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации. Большое значение в развитии литературного произношения имел театр, сохранявший нормы орфоэпии в наиболее чистом виде. 

Орфофония – это правила произношения вариантов фонем. Орфофонические различия часто не осознаются носителями языка.

Различают орфоэпическую норму как внутриязыковую категорию и норму кодифицированную. Первая связана с наличием потенциальных возможностей обозначения одного и того же явления, представляемых языком как системой; при этом норма — результат действия ряда социальных факторов, определяемых существованием данного языка в определённом речевом коллективе в определённый период времени. Вторая — отражение объективно существующей нормы, сформулированной  в виде правил и предписаний в различных словарях, справочниках и пособиях. При кодификации происходит отбор того, что предписывается употреблять как правильное.

53. Способы установления орфоэпической нормы. Орфоэпические трудности современного русского литературного языка.

В случае если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно). Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников, а также законодательных актов по различным аспектам употребления языка. Установление нормы обычно осуществляется одним из следующих способов:

- большая частотность данного варианта по сравнению с альтернативными

- соответствие выбранного варианта внутренним закономерностям языка

- признаются несколько вариантов словоупотребления (обеспечЕние, обеспЕчение; твОрог-творОг ).

54.Орфографические и орфоэпические словари и справочники.
«Орфоэпический словарь»  Аванесова (произношение, ударение, грам. формы) Воронцова, Еськова, Борунова.

  1.  «Словарь ударений для работников радио и тв» (снята вариативность) Агсенко, Зарова
  2.  «Давайте говорить правильно» Вербицкая.
  3.  «Комплексный нормативный словарь» В.В. Виноградова
  4.  Т.Ф. Иванова (то же, что Аванесов)
  5.  Коленчук, Касаткина «Словарь трудностей русского произношения»

          Рязниченко «Словарь ударений русского языка»


  
   

 

  

   

 




1. Организационные форма по Богданову- 1конъюгация соединение комплексов 2цепная связь однородность ил
2. Трихоцефаллезы животных
3. Тема- Формування ресурсів підприємства та ефективність їх використання Слухачка СФПК спеціальності
4. Предмет истории отечественного государства и права
5. коммерческой деятельности наблюдается огромный приток заимствованных слов из английского языка.html
6. Питер Вечеринка Стиляги или назад в СССР в стиле зажигательной дискотеки
7. Петербургский государственный университет Факультет Международных отношений Пособие
8. тема- Техника культура и природа человека Харьков 2011г
9. Topic The Olympic Gmes Авторы- Вавилова И
10. По одним данным в 1959 году Каддафи поступил в университет где в 1964 году получил диплом юриста
11. тематическое целенаправленное восприятие того или иного объекта или явления без воздействия на изучаемый о
12. Научная, философская и религиозная картины мира
13. Приоритеты читателей ХХ века в России.html
14.  Стоматологія 4
15. СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет- Экономический Кафедра- Управл
16. Эффект Пигу в кейнсианской теории Взаимодействие с различными функциями потребления Ограничения эф
17. 212 Для визначення констант інтегрування застосуємо початкові умови це початкова швидкість руху кінця
18. Международное экономическое сотрудничество в области обмена технологиями
19. доклада комитета Давиньона Программы Европейского политического сотрудничества ЕПС
20. Образование и карьера