Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Жил на свете рыцарь бедный молчаливый и простой с виду сумрачный и бледный духом смелый и прямой Эти стих.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Суворов Дмитрий Владимирович,  кандидат  культурологии, лауреат премии им.П. П.Бажова

               ЖИЛ НА СВЕТЕ ЛЮДВИГ БЕДНЫЙ…

 Помните проникновенные пушкинские строки: «Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой, с виду сумрачный и бледный, духом смелый и прямой»? Эти стихи мгновенно всплывают в памяти при просмотре фильма Лукино Висконти «Людвиг» – одного из величайших шедевров западного кинематографа последней четверти ХХ века (фильм снят в 1972 году). Канал «Культура» вновь сделал королевский подарок всем ценителям истинного искусства, организовав демонстрацию прославленного фильма на майской праздничной неделе.

 Висконти – истинный аристократ в европейском кино, причем не только по духу, но и по крови. Его полное имя и титул звучат так: «дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций». Буквально так! Но великий режиссер и духовно – настоящий гранд; как писала пресса еще при жизни мастера, «потомственному герцогу Висконти, посвятившему себя самому демократичному из искусств, впечатляющие реквиемы по утонченной культуре, погибающей под натиском новых варварских времен, удавались как никому. Есть люди, которые, ощущая гибель своей культуры кожей, могут передавать это ощущение, как по цепочке другим, даже далеким от нее». Это можно сказать практически о любом фильме великого итальянца, но к «Людвигу», одной из последних работ режиссера, это относится особо.

 Фильм посвящен биографии одного из самых удивительных и романтических фигур европейской новой истории – короля Людвига II Баварского (из рода Виттельсбахов), прозванного Безумным. Сухая справка из энциклопедии повествует о нем следующее: «Старший сын кронпринца Максимилиана и кронпринцессы Марии-Фридерики Людвиг II родился в Мюнхене 25 августа 1845 года. Детство и юность братья провели преимущественно в замке Хоэншвангау в окружении воспитателей. Король Максимилиан умер 10 марта 1864 года, в тот же день королём Баварии был объявлен 18-летний Людвиг. …Людвиг никогда не был женат, но однажды 22 января 1867 года принял спонтанное решение о помолвке с Софией Баварской, младшей сестрой австрийской императрицы Елизаветы, дочерью герцога Макса Баварского и своей теткой. Скоро Людвиг захотел расторгнуть помолвку…  Страсть Людвига к оперной музыке пробудилась во время его первого посещения 2 февраля 1861 года оперной премьеры Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», что и повлияло на его судьбу. С самого начала Людвиг занялся вопросами развития культуры и, к примеру, уже 4 мая 1864 года лично познакомился с Рихардом Вагнером. Людвиг выделил средства на музыкальную драму Вагнера «Кольцо Нибелунга», которую тот должен был написать за три года. В декабре 1865 года Людвиг был вынужден пойти навстречу требованиям государственного правительства, жителей Мюнхена и его собственной семьи и выслать непопулярного Вагнера из Баварии. Но близкая дружба короля и композитора поначалу сохранялась. Премьеры нескольких опер Вагнера состоялись в Мюнхенском национальном театре. С 1872 года Людвиг слушал оперы Вагнера без публики. Он также финансировал строительство Дворца фестивалей Рихарда Вагнера в Байрейте…  В последние годы жизни король всё больше сторонился публики. Он уединился в замке Нойшванштайн, пил шампанское и коньяк в неумеренных количествах. Он унизительно обращался с прислугой и своими министрами, которым приходилось разыскивать его в горах, чтобы получить подписи на документах. Его долги росли, строительство некоторых замков было приостановлено. День и ночь поменялись у Людвига местами, за что его стали называть «лунным королём». 8 июня 1886 года консилиум врачей на основании показаний свидетелей и без личного осмотра пациента объявил Людвига II «неизлечимо душевнобольным». 9 июня правительство лишило короля дееспособности. Первым пунктом являлось то, что Людвиг II настроил чрезмерное количество «никому не нужных» замков, потратив огромное количество денег из государственной казны. Вторым пунктом вышло порицание о неучастии Людвига в жизни собственной страны. И третьим пунктом врачи указали обвинение в гомосексуальной ориентации Людвига II: король просил своих подданных набирать в прислугу «красивых юношей», используя их в качестве своих любовников… Король был взят под охрану и перевезён в замок Берг. 13 июня 1886 года Людвиг отправился на прогулку в замковый парк с профессором фон Гудденом. Оба они погибли в водах Штарнбергского озера при до сих пор невыясненных обстоятельствах». Вот такая биография…

 Однако в трактовке Висконти вся эта история, сама по себе чрезвычайно колоритная, оборачивается иной, трагической стороной – как и сам образ «лунного короля». Сохранились подлинные слова Людвига: «Мир, который окружает нас – нетерпимо ничтожен. Люди мечтают лишь о материальном благе, и, чтобы добиться его, готовы умереть. Я хочу быть свободным, чтобы искать счастья в невозможном. Я не трус, но я ненавижу ложь и хочу всегда жить честно». Как заметил сам Висконти, «таким Людвиг Безумный видел свое кредо… Большинству из нас эти слова сделали бы честь, но его они привели к трагедии – ибо он не принадлежал самому себе». В трактовке Висконти (и в исполнении артиста Хельмута Бергера) Людвиг не безумец, а опоздавший родиться абсолютный монарх средневековья, чувствующий себя заключённым в плен рамками конституционной монархии и церемонного двора.  Режиссер показывает нам своего героя как романтика и идеалиста, поклонника красоты и гармонии, мечты которого разбились о жизненные реалии и привели его к трагическому финалу. Проявлению нездоровых страстей способствует его неудовлетворенная любовь к австрийской принцессе Елизавете (будущей легендарной «Сисси», императрице Австро-Венгрии и тоже – романтической и трагической фигуре в истории Европы). Предательство ближайших друзей завершает окончательную деградацию короля, окружившего себя развращенными подонками. Между ним и пошлым, грубым миром встает стена, он теряет власть, в первую очередь на собой, и замыкается в своем поклонении идеалам, не нужным никому – самом страшном из всех видов одиночества… Из такого одиночества, обычно рано или поздно, выбивает наверх: или в красоту, или уже в смерть…

  «Висконти, как опытный психолог, совершенно нейтрален, он никого не судит и не оправдывает, а ставит диагноз и пытается исследовать причины, приведшее к вымиранию породы богов и романтических героев – писала европейская критика. – То, что об одиночестве, пустоте и некоммуникабельности во вселенских масштабах говорят вполголоса и тихо, не поддающимися вербализации образами, производит еще более щемящее впечатление. Фильм как кардиограмма — удары сердца чередуются с паузами, а заканчивается прямой. Диагноз прост — в новой бисмарковской Германии «лебединому королю» Людвигу нет места. Режиссера интересует Людвиг, сам по себе, такой тип человека — по природе гуманного, умного, доверчивого, честного и воспитанного — портрет идеального монарха получается, который, как это не парадоксально, именно благодаря всем этим качествам оказался не нужен своему государству. В то время, в определенном смысле он порочен и испорчен, так как на той высоте, на которую он сам себя загнал, все человеческие и моральные принципы не действуют. Но Людвиг, со своими воздушными замками, дошедший в своем идеализме до предела, намного симпатичней тех, кто в пришедшем на смену «железному» XIX столетию, двадцатом, так и ставшему золотым, веке, его заменит».

 Но есть для нас, ныне живущих, и совсем парадоксальный поворот восприятия фильма. Современный Людвигу мир не принял его, отверг, записал в безумцы, близкие предали и убили его. Но нам, знающим все, что случится после, отчетливо видится и то, что было скрыто от глаз современников. Романтический король строил «никому не нужные замки» (действительно излишние с прагматической точки зрения) – но ведь это были всемирно прославленные впоследствии альпийские жемчужины Нойшванштайн, Линдергоф и Херренхимзее; те самые, которые сегодня являются предметом туристического паломничества, приносящего немецкой экономике миллиардные прибыли (а в свое время вдохновили Чайковского на создание «Лебединого озера»!). Та Бавария не понимала, зачем король тратит столько денег на спонсирование саксонца Вагнера – того самого Вагнера, который стал мировой гордостью Германии и который своими операми, помимо всего прочего, подарил немцам общенациональный миф (и тем ощутимо помог состояться единой Германии!). А выстроенный Людвигом вагнеровский театр в Байрейте – один из главных оперных театров планеты. Не случайно современные баварцы относятся к романтическому королю почти как к святому! Получается, что трагически непонятый современниками «лунный король» работал на Будущее… И – не читая Достоевского – он следовал его рецепту: пытался спасать мир красотой.   

 Как заметил Висконти, «лебединые песни всегда печальны — сказка уступила место суровой реальности, но оставила свой след на земле… Да, Людвиг Баварский проиграет все свои войны с веком. С ним обошлись жестоко, не дав даже той смерти, которую он заслуживал, но он ушел загадкой, как и хотел. История будоражит воображение больше любого художественного вымысла, и последнего Дон Кихота в истории будут помнить еще долго, как напоминание о том, что в этом материальном мире есть что еще.… Такие не проигрывают».




1. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
2. Трудовые ресурсы
3.  Титульный лист курсовой работы 6
4. Социальногуманитарный вестник Юга России ISSN 20779240 Свидетельство о регистрации СМИ ~ ПИ ТУ 23~00273 от 1
5. Реферат- Реклама- чего мы о ней не знаем
6. [Правоспособность]Правоспособность человека возникает в момент его рождения
7. а Ідентифікаційний код за ЄДРПОУ
8. . Определите основные группы отношений которые можно выделить в предмете конституционного права с учетом их
9. Краткое содержание эпоса Читается за 10'15 мин Руй Диас де Бивар прозванный Сидом по навету врагов лиши
10. Смольный собор 7 августа среда
11. Методы исследования в методике преподавания русского языка
12. тема государственного управления Заключение Список использованной литературы Введение Госу
13. Тариф студенческий Сomon nd dnce К участию в конкурсе приглашаются команды из отрядов различных направлен
14. Розрахунок та дослідження підсилювачів зі спільним емітером класу А
15. акции- Таблетки для стирки Persil Expert Tbc Персил Эксперт Табс- сокращенно- Табсы
16. д оказывающих существенное влияние на общество
17. Тема 12 Право зовнішніх зносин Поняття та джерела права зовнішніх зносин
18. Норманское завоевание Англии 1066 года
19. 20 Суббота 12
20. государственное регулирование экономики России