Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Задание №1. Определите 4 глобальные угрозы экономического развития России до 2020 года. А также обоснуйте риски, которые вытекают из угроз? Объясните?
При анализе глобальных угроз развития экономики любой страны и выделения главных из них, можно исходить из разных критериев- масштабности, реальности, временной близости, очевидности, скрытости и т.д. В своей работе, в ходе отбора угроз экономического развития России я постарался учесть большинство этих критериев, и не увлекаясь громкими эпитетами (вроде очередного пиара глобального потепления или вырождения и мутации генома человека), подробнее рассмотрю наиболее актуальные, на мой взгляд, в перспективе ближайших 10 лет именно в нашей стране. Краеугольной основой для анализа я определил условное разделение угроз на собственно «внешние» (безусловно, в условиях глобализации и стирания границ между экономики и социумами первоочередное значение для развития страны имеет влияние внешнего мира), и «внутренние»- те проблемы и сдерживающие факторы, с которыми нужно разбираться, в основном, перестраивая экономико-политический уклад нашего государства.
экономической силы (внешняя угроза).
Если конкретизировать, то из данной угрозы вытекают следующие риски:
- отраслевые сдвиги;
- изменение спроса;
- усиление китайской экономики;
- возможное падение цены на нефть ниже 60 $ за баррель;
- ведение деятельности на развивающихся рынках;
Данные риски для России связаны со следующими факторами:
I. Китайская угроза. Благодаря росту экономической мощи, более позитивному отношению со стороны Запада и финансовой экспансии на мировых рынках (предоставление кредитов, скупка проблемных долговых обязательств, прямые иностранные инвестиции и т. п.) в ближайшие 10 лет глобальные позиции Китая только усилятся. К 2020 году юань имеет все шансы стать мировой расчетной валютой - это один из главных вызовов не только для России, но и для мира в целом. Китайские товары продолжат вытеснять с российского рынка отечественных производителей - ведь конкурентоспособность китайской обрабатывающей промышленности выше. Китай усилит свои позиции в МВФ и ВТО, "богатым новичкам" там всегда рады, а значит его роль в управлении глобальными процессами существенно возрастет, разумеется, в ущерб другим странам.
II. Отставание в инновационной сфере.
Рост инновационной активности, обеспечивающей постоянную структурную перестройку хозяйства и повышение качества жизни, решение социальных и экологических проблем как в развитых, но даже в развивающихся странах происходит быстрее чем в России. По этой причине к 2020 г наиболее остро инновационные вызовы в России будут выражены во взаимодействии с ЕС как основным внешнеторговым партнером России:
в отраслях, где пока значительная часть продукции экспортируется из России, произойдут технологические сдвиги, которые сократят возможности отечественных предприятий сбывать продукцию в ЕС (энергетика);
в тех отраслях, где существует отставание от ЕС, произойдет юридическое закрепление новых стандартов, что создаст дополнительные сложности для российских производителей (химическая промышленность, авто- и авиатранспорт);
при значительном отставании России очередной проигрыш в инновационной гонке не приведет к быстрым негативным последствиям, но в долгосрочной перспективе будет способствовать консервации разрыва (специализированное машиностроение и фармацевтика).
III Замедление темпов роста в основных странах торговых партнерах и изменение традиционной структуры спроса ведет к снижению востребованности товаров российского экспорта; в первую очередь- потери позиций на региональных рынках энергетических товаров как из-за обострения конкуренции на мировых рынках энергетического сырья и других ресурсов, экспортируемых Россией, так и из-за изменения парадигмы глобального энергетического развития.
В краткосрочном аспекте значительные риски связаны с существенным замедлением темпов роста в ЕС как основном торговом партнере России, в долгосрочном в структурных изменениях в мировом производстве и потреблении энергоресурсов:
- происходит рост производства нетрадиционных и альтернативных источников энергии с использованием новых технологий, что в значительной степени будет определять усиление конкуренции на рынке энергоресурсов;
- снижаются удельные затраты всех видов ресурсов на единицу ВВП и прогнозируется гораздо более медленный, чем в 20012010 гг., прирост их потребления;
- идет ускоренное превращение энергетических рынков в «рынки покупателя».
Это фундаментальные факторы, в результате которых мировое хозяйство в целом не будет испытывать серьезных ресурсных ограничений в обеспечении сырьем, однако опережающий рост и укрепление позиций развивающихся стран предопределят усиление глобальной конкуренции на рынках природных ресурсов, волатильность цен на них. Кроме того, динамика спроса на традиционные товары российского энергетического экспорта будет формироваться в условиях альтернативности предлагаемого на мировом рынке спектра энергетических источников. Резюмируя, получаем 2 сценария развития событий: наши нефть и газ могут оказаться никому не нужными; или- нефть и газ будут нужны, но не факт, что наши.
Глобальная валютно-финансовая система находится в настоящее время в состоянии высокой нестабильности, создавая реальные угрозы для развития России. В перспективе до 2020г могут быть реализованы следующие риски:
- инфляция;
- девальвация рубля;
- появление новой валюты (резервной или расчетной, с прицелом на китайский юань);
- поведение внешних стейкхолдерских групп (потенциальных инвесторов, кредиторов, государства в лице регулирующих органов, др.);
- доступ к кредитам (в первую очередь зарубежным);
- вторая волна кризиса.
Главными риск факторами являются:
1) «Финансовые инфекции». Российский финансовый рынок синхронизирован с мировым и зависит от него. В 20092011 гг. произошел возврат к докризисной модели глобальных финансов, и при этом не полностью реализованы риски проблемных финансовых активов, накопленные к 20072008 гг.; быстро растет монетизация мировой экономики, что в условиях открытых счетов капитала грозит крупными неуправляемыми движениями «горячих денег». Вероятным представляется 57-летний сценарий высокой финансовой нестабильности. Рыночные шоки, которые могут возникать в любых, заранее не прогнозируемых сегментах глобальных финансов, будут, как и прежде, с усилением передаваться на российский финансовый рынок. Следствием этого является постоянно высокая угроза «финансовой инфекции», перерастающей в цепную реакцию системного риска внутри России, а именно в бегство капиталов, падение рынков, давление на рубль, вспышки инфляции, дефолты банков и эмитентов, расстройство платежей, сжатие текущего спроса и инвестиций, кризис в реальном секторе экономики.
2) «Мыльные пузыри» и спекулятивные атаки. Сочетание в России открытого счета капитала, высокой доходности финансовых активов и регулируемого курса рубля формируют предпосылки для расцвета операций «кэрри трейд» и запуска финансовых кризисов, обусловленных стремительным притоком и оттоком «горячих денег» нерезидентов. Малые размеры финансового рынка, быстрое развитие рынка деривативов создают базу для спекулятивных атак нерезидентов на рубль и рынок акций. Как и раньше, основной мотив портфельных инвесторов в России спекулятивный, в основе вложений в финансовые активы «горячие деньги». Сценарии при наступлении рыночных шоков аналогичны «финансовым инфекциям»; при этом возникает цепная реакция системного риска в финансовом и реальном секторе, вызывающая резкое нарастание кризисных рисков в России. За 2010-2011гг все уже, кажется привыкли к тому, что падение американского фондового рынка на 1%, вызывает аналогичную коррекцию на ММВБ/РТС 5-6%, или наоборот, когда рост в Еврозоне, не приводит в принципе к колебаниям курсов акций российских компаний и т.д.
3) Диспропорции в формировании валютных курсов. На фоне резкого роста государственного долга в экономически развитых странах повышаются риски нестабильности международной валютной системы, в первую очередь под угрозой находится стабильность (и целостность) зоны евро. Альтернативы доллару США как ключевой резервной валюте до 2020 г. нет (в долларах в настоящее время осуществляется половина всех торгово-экономических операций с товарами и услугами, а также номинировано около 2/5 всех эмитированных в мире долговых инструментов), однако тенденция к постепенному ослаблению доминирующего положения доллара в мировой валютной системе вероятнее всего сохранится, создавая угрозу для российских экспортных операций и валютных резервов. Дополнительный фактор риска повышение международного статуса китайского юаня (возвращаемся к п.1), создающее предпосылки для обострения проблемы «валютных войн». На этом фоне позиции России оказываются крайне уязвимы, особенно с учетом устойчивого повышения реального валютного курса рубля. (источник: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020г).
Следствием мирового финансового кризиса 2007-2008гг может стать развитие
кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в ближайшие годы. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике
обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.
Снижение численности населения в 1990-х - начале 2000-х годов является одним из
основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться до 140 млн. человек в 2020 году, а прогноз 2041 и вовсе удручает- 120млн. человек. Россия стабильно входит в число ТОП-в по показателям продолжительности жизни, детской смертности и т.д. Следствием этой угрозы являются следующие риски:
- снижение внутреннего спроса;
- кадровый голод;
-снижение доли экономически активного населения и старение нации;
-угроза национальной безопасности.
Стабильная общая убыль населения России на сегодня уже не может компенсироваться притоком мигрантов из-за рубежа. Поток людей, уезжающих из России, как правило состоит из наиболее успешных и компетентных людей («утечка мозгов» сегодня соединилась с утечкой капитала), как следствие- доля «предпринимателей» в населении находится на низком уровне, с устойчивым трендом «вниз». Помимо этого, в РФ сформировалась явная тенденция перемещения потоков населения с востока на запад, что является серьезнейшей геополитической проблемой. Работать (да и жить) в Восточных районах страны через некоторое время будет просто некому. Ситуация кратно усиливается, если вспомнить пограничное положение России на Востоке с густонаселенным соседом. Уже сейчас ощущается дефицит кадров и в будущем ситуация будет только ухудшаться. Учитывая, что трудовые кадры являются одним из активов любого производства, повышение стоимости активов окажет серьезное отрицательное воздействие на рентабельность многих предприятий. Изменение соотношения трудоспособного населения и пенсионеров в пользу последних влечет за собой дополнительную нагрузку на бюджет страны, что неизбежно отразится в повышении налогового бремени как на предприятия, так и на само население.
Помимо собственно проблемы дефицита трудовых ресурсов, структура занятости смещается не в направлении диверсифицированной, высокопроизводительной, высокотехнологичной и инновационной экономики, а в противоположном направлении. Большая и растущая доля неформального сектора в общей численности занятых, медленный рост числа малых предприятий, устойчивое доминирование ликвидации рабочих мест над созданием новых сигнализируют о подавленном спросе на труд и неблагоприятной институциональной среде для создания новых и расширения действующих предприятий.
Это не единственное структурное искажение на рынке труда, в качестве заключения по вопросу также могу выделить:
- низкий темп создания новых рабочих мест ведет к консервации массивного сегмента рабочих мест с низкой производительностью труда;
-бюджетники постепенно вытесняют занятых в коммерческом секторе: доля бюджетного сектора среди всех занятых в корпоративном секторе превысила 30 % (а в секторе крупных и средних предприятий и организаций превышает 40 %);
-человеческий капитал используется недостаточно эффективно, нарушена координация между рынками труда и образования (примерно каждый третий занятый не использует имеющиеся у него знания и профессиональные навыки);
-чрезмерный оборот рабочей силы (высокие показатели наймов и увольнений) дестимулирует инвестиции предприятий в профессиональное обучение сотрудников;
-реальный уровень социальной защиты работников занижен, а формальный завышен.
Несмотря на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (абсолютное измерение бедности) с 29 % в 2000 г. до 13,1 % в 2010 г. социальная острота проблемы неравенства и бедности в России сохраняется, и делает возможным реализацию следующих рисков:
- кредитные риски и доступ к кредитам в принципе;
- гипертрофированность внутреннего спроса на отдельные категории товаров, и напротив- его отсутствие на другие и «схлопывание» отдельных рынков;
- политические и экономические изменения и, соответственно, изменение инвестиционного климата в стране;
- медленное восстановление/угроза второй волны кризиса
Основными негативными моментами для развития отечественной экономики выступают:
1) Рост неравенства и, следовательно, относительной бедности в 2000-х годах. Исследования показывают, что субъективная бедность, измеряемая на основе оценок населением своего материального положения, коррелирует с относительной бедностью, а не с абсолютной. Поэтому общественное мнение и динамика официальных измерителей бедности не совпадают. Не требует особого комментария тот факт, что за последние 10 лет разрыв между 1% самых богатых и 1% самых бедных граждан России увеличился, по некоторым данным более чем в 100 раз.
2) Снижение качества трудовых ресурсов по сравнению с другими развитыми странами (в первую очередь из-за ограниченной доступности образования);
3) Заметное ухудшение социально-психологического состояния россиян в последнее время, во многом связанного с резким снижением их толерантности к сложившейся системе социальных неравенств в посткризисных условиях;
4) Существование крайней, экстремальной бедности в Российской Федерации, отсутствием в существующей системе социальной поддержки механизмов, гарантирующих защиту от крайней бедности, а также отсутствием государственной системы мер направленных на решение проблемы бездомности;
5) не создана система мониторинга, позволяющая идентифицировать и оценить основные факторы бедности и неравенства, неотъемлемой частью которой являются обследования условий жизни домохозяйств, экономической активности и участия населения в социальных программах. Не производится оценка влияния на бедность и неравенство государственных инвестиций в экономику, налоговых инициатив и программ развития, реализуемых через институты развития и программы содействия занятости.
При этом наблюдается ослабление или полная «закупорка» социальных лифтов :
участие на рынке труда перестает быть гарантией безбедного существования (типичный российский феномен «работающие бедные»). Это снижает стимулы к труду, способствует расширению зоны «застойной бедности»; начиная с 2007 г. наблюдается снижение позитивного влияния уровня образования на неравенство. Разрыв в доходах групп, различающихся по уровню образования, сокращается; растет неравенство внутри однотипных по образованию групп. (источник: концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Постановление правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
Результатом сложившейся в последние 57 лет ситуации выступает ухудшение социально-психологического состояния россиян несмотря на выход страны из кризиса. Если раньше причины их недовольства вытекали прежде всего из неудовлетворенности своей индивидуальной ситуацией, то сейчас это уже следствие несовпадения реальности с социо-культурными нормами групп россиян, рассматриваемых как социальная база модернизации.
Если развивать тему социальной напряженности в России, то можно выделить еще одна важную угрозу, которую обозреватель Forbes условно назвал ее «крах общественного договора в России». Конечно, и раньше находились люди, критиковавшие власть в соцсетях и на кухне. Но подавляющее большинство удовлетворялось общественным договором, суть которого кратко выражается фразой: «Деньги в обмен на свободу». После 4 декабря (выборов в Госдуму) стало отчетливо ясно, что значительную часть людей этот договор устраивать перестал. Эту группу людей вне зависимости от их возраста и рода занятий можно объединить названием «дети российского капитализма». Жизнь в современной России стала их университетами. 20 лет они учились отделять информацию от пропаганды. Действовать в условиях жесткой финансовой и экономической неопределенности. Читать не между строк, а строки, написанные в договорах самым мелким шрифтом. Противостоять (а часто и поддаваться) искушению сверхпотребления. Самостоятельно принимать решения. Бороться и побеждать своих противников в судах по тем правилам, которые там работают. Насколько сильна угроза сейчас, иными словами, может ли она привести к общественным потрясениям, массовой эмиграции, и т.д. до 2020г. -пока не совсем понятно. Но очевидно, что ее значимость будет только расти, а сбрасывать ее со счетов нельзя уже сейчас. Говоря о перспективах развития страны , можно долго и «значительно» рассуждать о том, будет ли нефть стоить $60 или $200, обвалится или выстоит евро, случится или нет девальвация, и т.д. Но не стоит забывать о том, что краеугольная часть всех проблем и всех решений- это люди, мы с Вами. Уже очевидно, что в начале XXI века человечество перестало, наконец, бояться катастроф, пришельцев, и т.д. Резюмируя, приведу цитату Андрея Бабицкого, Forbes : «На смену всадникам Апокалипсиса в популярных страшилках пришли обычные люди китайские бизнесмены, греческие избиратели и мы сами, достигшие пенсионного возраста»