Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В 50-е годы Э. Фромм провозгласил себя сторонником радикального гуманизма как теоретической концепции личности и культуры. Радикальный гуманизм предполагает также реализацию определенных принципов при рассмотрении современного общества. Это касается положения о том, что: производство должно служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны строиться на гармоничных основах кооперации; антагонизмы в современном обществе должны быть заменены отношениями солидарности; высшей целью культуры должно быть человеческое благо и предотвращение страданий; лишь разумное, а не максимальное потребление должно стать основой современного общества.
Данные исходные принципы предопределяют качества идеальной модели культуры Э. Фромма (здоровое общество), создание которой он считал существенным аспектом своей научной деятельности. Э. Фромм смотрит на культуру антропоцентрически, т. е. с точки зрения реализации родовых качеств человека. Э. Фромм считается представителем неофрейдизма и сторонником гуманистического подхода к анализу культуры.
Наследие американского философа-антрополога Э.Фромма насчитывает множество оригинальных концепций и идей, повлиявших на общественное сознание XX века. В них главным являтся вопрос о человеческой природе, определяющей роль и значение культуры, который Фромм пытается разрешить, опираясь на учения К.Маркса и З.Фрейда.
С точки зрения Фрейда, все начинания человека заканчиваются фрустрацией. "Если бы человеку удалось вернуться к первобытному состоянию, он добился бы удовольствия, но лишился бы мудрости; если он продолжает создавать все более утонченные цивилизации, он становится более мудрым, но вместе с тем менее счастливым и более подверженным заболеваниям". По Фрейду, культура причиняет не меньше вреда, чем пользы. Маркс же считает культуру движением к самореализации человека, а общество при этом являет собой необходимое условие для самопорождения и саморазвития человека.
Заслуга Фромма состоит в том, что он осознал правильность двух теорий, отказавшись от формулирования проблемы человека в терминах противопоставления биологических и культурных факторов. При этом, обращаясь к истории вопроса, Фромм замечает, что вся концепция человечности и гуманизма, основанная на идее челововеческой природы, была не востребована из-за скептического отношения к метафизическим и абстрактным терминам, таким как "сущность человека ". Фромм встает на позиции этой теории, переосмысляя понятийный аппарат концепции главным образом через Марксову дифференциацию человеческой природы вообще от человеческой природы, изменяющейся в каждую историческую эпоху. Здесь Фромм возражает психологам и социологам, склонным считать человека чистым листом бумаги, на котором каждая культура пишет свои письмена, полагая, что человеческое поведение полностью постижимо, потому что это поведение индивида, которое можно определить через психические и духовные характеристики.
Таким образом,человек, по Фромму, исходный пункт философствования, где характерным для рассуждений о культуре является факт уникального положения человека, обусловленный в ходе создания цивилизации особенностями, при которых, человек, с одной стороны, становится более мудрым, а с другой стороны отказывается от немедленного и полного удовлетворения своих инстинктов. В этой связи культура у Фромма определяется как механизм, включающий материальный и духовный опыт,который помогает человеку решить проблему своего существования. При этом главное состоит в том, что культура призвана обеспечить процесс социализации индивида, который может быть выражен четкой системой ориентации. И соответственно пяти различным способам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникают способы адаптации к социуму рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный, продуктивный. Разработанная на основе этого типология культурных характеров Фромма складывается прежде всего на основе изначальных психических потребностей человека, которые определяют в целом тип общения и поведения индивида.
Таким образом, становление понятия "культура" у Фромма происходит в неразрывной связи понимания человеческой природы и механизма социализации, базируясь при этом на учениях З.Фрейда и К.Маркса.