Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» - одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии - борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего».
Грибоедов - новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», - говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.
Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы. Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к «веку минувшему», либо к «веку нынешнему», тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.
Используя реплики, упоминания, автор вводит в комедию один за другим внесценические персонажи, насыщая картину все более яркими красками.
Так, мы узнаем и о «Несторе негодяев знатных», который своих преданных слуг выменял на «борзые три собаки», и о помещике-театрале, не согласившем «должников к отсрочке», и в результате чего «Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке», и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий «двух арапчонков на ярмарке достал», и тот, у кого «на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи».
Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который «на золоте едал» и ездил «вечно цугом», «при государыне служил Екатерине», но «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и «при дворе приветливое слышит слово», а главное - «в чины выводит и пенсии дает». Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его Кузьма Петрович, «с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат» - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: «При трех министрах был начальник отделенья», - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, «пустейший человек из самых бестолковых». Это и отец Молчалина, который завещал сыну «угождать всем людям без изъятья», это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки». Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за «покровительством». Также это «трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ».
Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая «из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь»). Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию «со страхом и слезами», но здесь нашли, что «ласкам нет конца». Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, «подбитый ветерком», - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.
Ко второй группе внесценических персонажей «века минувшего» относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.Григорий, и «любитель» итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- «ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист». Вот те, которые решают «важнейшие» вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: «Шумим, братец, шумим».
Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители «века нынешнего». Это профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи», двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе «А судьи кто?..»: «Где, укажите нам...», «Пускай теперь один из нас...». Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.
Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.