У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а класс Эксперимент проводился в несколько этапов На первом этапе мы- Аопределили цел

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

2.4. Методика исследования результативности развития творческих способностей учащихся.

Для исследования развития творческих способностей нами был проведён формирующий эксперимент.

База эксперимента:  МОУ СОШ №1 7 "а"  класс

Эксперимент проводился в несколько этапов

  1.  На первом этапе мы:

 А)определили цели и задачи исследования творческих способностей подросткового возраста.

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ  уровня развития у учащихся творческих способностей в аспекте сформированности творческой активности.

 Задачи. Провести тесты-опросы на выявление эмпирических показателей уровня развития творческих способностей, проанализировать результаты опросов.

Б) Произвели подбор критериев и показателей сформированности потенциала развития творческих способностей учащихся.

Для этого мы использовали критерии и показатели, предложенные Е.Н. Степановым в сборнике методических рекомендаций «Воспитательный процесс: изучение эффективности»[А16. 40] :  

Критерии оценки уровня развития творческих способностей:

  1.  "Чувство новизны"

Показатели:

 

  •  Умение и стремление к познанию.

  1.  Способность преобразовать структуру объекта.

3. Направленность на творчество

  1.  Критичность.

- Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.

- Стремление к реализации своих способностей.

  •  Развитость чувства прекрасного. Обладание способностью к рефлексии (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности)

В) Произвели выбор методик изучения уровней развития творческих способностей учащихся.  

Методика «Чувство новизны»  разработана М.И. Рожковым; методика «Способность преобразовать структуру объекта», разработана Б.С. Алишевым; методика «Направленность на творчество», разработана Л.А. Воловичем; методика «Критичность», разработана Ю.С. Тюнниковым.  Все методики адаптированы Рачковой З.М. преподавателем кафедры психологии ИГПИ и студентом историко-филологического факультета группы 4 «Л» ИГПК №1 Колесниковым Р.А.

  1.  Второй этап заключался в:

А) реализации путей развития творческих способностей учащихся на уроках внеклассного чтения в 5 –7 классах.

 

Реализуя пути развития творческих способностей учащихся 5 – 7 классов, мы создали  систему уроков внеклассного чтения по творчеству В. П. Астафьева. Создавая данную систему внеклассных занятий, мы стремились к реализации путей развития творческих способностей учащихся, обозначенным нами в первой главе работы. Для установления эффективности предложенной системы занятий в плане развития творческих способностей мы включили в нашу работу проведение формирующего эксперимента. Эксперимент был проведён на основе одного  из компонентов системы (занятие в 7 классе), а так как вся система разработана на одной психолого-педагогической и методической основе, то проведённый эксперимент определяет и эффективность всей системы.

В седьмом классе мы нашли возможным заменить Предлагаемую Т.Ф. Курдюмовой для чтения и обсуждения сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» на творческое чтение и обсуждение рассказа миниатюры В.П. Астафьева «Весенний остров». Организуя яркий и художественный процесс восприятия, мы стремились создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Высокая эстетика литературно-художественного слова рассказа привлекла нас возможностью через приобщение к художественной деятельности развивать художественный вкус учащихся. Яркость и образность языка произведения мы рассмотрели как залог развития воображение. Прибегая к приёмам эмоционально-образного анализа, к цветовому иллюстрированию, говоря о средствах изображения, мы стремились добиться понимания детьми путей и способов реализации художественного замысла, стремились к формированию критериев художественного творчества

 

 Б) реализации методики диагностики

Целью которой мы ставили на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ  уровня развития у учащихся творческих способностей в аспекте сформированности творческой активности.

     

 Ход проведения. Тестирование и опрос учащихся был проведён дважды. В первом случае  перед проведением занятия по внеклассному чтению с целью путём количественного анализа  установить существующий уровень развития творческих способностей учащихся. Во втором случае после проведения занятия, был так же проведён количественный анализ результатов, после сравнительного анализа было выявлено  количественное изменение показателей уровня развития творческих способностей учащихся.

При анализе оценивание критерия осуществлялось по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявлялась в последнем контрольном опроснике. Самооценка по критерию "чувство новизны" определялась по среднему баллу ответов на вопросы  5.1 – 5.4; по критерию "способность преобразовать структуру объекта" – на вопросы 5.5 – 5.8; по критерию направленность на творчество – на вопросы 5.9 – 5.12; по критерию "критичность" – по вопросам 5.13 – 5.16. Например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В таком случае оценка корректировалась, высчитывался средний результат между оценкой и самооценкой.

Авторы опросников выделяют три уровня развития творческих способностей в аспекте сформированности у учащихся творческой активности: низкий от 0 до 1 балла; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1.5 до 2 баллов

1.Опросник. "Чувство новизны"  

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках)

  1.  Среди предложенных на уроках внеклассного чтения заданий я выбираю:

а) оригинальное      2

б) трудное       1

в) простое       0

  1.   Если бы я написал сочинение, то выбрал бы для него название:

а) красивое      1

б) точное       0

в) необычное      2

  1.  Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще  0

б) стремлюсь употреблять те слова,

    которые привычны для слуха    

    и хорошо отражают мои мысли   1

в) стараюсь употребить новые,

    оригинальные для меня слова   2

  1.  Мне хочется, чтобы на уроках литературы:

а) все работали      1

б) было весело      0

в)  было много нового      2

  1.  Для меня при общении во время совместной работы на уроке главное:

а) хорошее отношение товарищей    0

б) возможность узнать новое («родство душ»»)  2

в) взаимопомощь       1

  1.  Если бы я был учителем литературы, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все мои ученики

     получали хорошие оценки и были довольны   0

б) придумывал бы новые уроки и задания    2

в) старался бы хорошо провести урок    1

  1.  Из трёх предложенных книг я бы выбрал:

а) приключенческий роман      0

б) научно-популярную книгу      1

в) фантастический  роман о космосе    2

 

  1.  Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут     0

б) неизвестный маршрут      2

в) маршрут, который хвалили мои друзья    1

После проведения данного опроса и анализа результатов было выявлено, что у 60% учащихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему, баллы по критерию «чувство новизны» колебались от 1,1 до 1,4, что соответствует среднему уровню развития. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 40% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 32% - низкий,  у 18% на относительно высоком уровне развития.

2. Испытание "Способность преобразовать структуру объекта"

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2)

1. Школа - обучение

  а) доктор  

   б) ученик

Больница   в) учреждение

    г) лечение

    д) больной

        2. Песня – глухой

    а) хромой

   б) слепой

Картина в) художник

 г) рисунок

 д) больной      

 

  1.  Рыба – сеть

а) решето

   б) комар

 Муха  в) комната

   г) жужжать

    д) паутина

Найдите выход из предложенных ниже ситуаций, (ответ запишите на обороте карточки):

 

  1.  Придя на урок, Вы обнаружили, что потеряли все учебники – Ваши действия?
  2.  В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. – Ваши действия?

 

  1.  В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Нужно найти выход из положения

  1.  Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом языке. Как вы будете изъясняться?

( Для ответа на каждый вопрос даётся 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

  отсутствие ответа – 0;

  тривиальный ответ – 1;

  оригинальный ответ – 2.)

На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

  1.  Учебник.
  2.  Металлическая линейка.
  3.   Велосипедное колесо.

Анализ результатов проведения данного опросника показал, что по критерию «способность преобразовать структуру объекта» показатели также на среднем уровне находились примерно у 67% учащихся, у 21%  на низком и у 12% на достаточно высоком (от 1,7 до 1,9 в среднем).

3. Опросник "Направленность на творчество"

Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?

  1.  а) читать книгу       0

б) сочинять книгу       2

в) пересказывать содержание книги друзьям   1

  1.  а) выступать в роли писателя

б) выступать в роли читателя

в) выступать в роли критика

  1.  а) рассказывать всем о прочитанном на уроке  0

б) не рассказывать об это никому    1

в) прокомментировать то, что прочитал   2

  1.  а) придумывать новые темы сочинений   2

б) писать, используя испытанные темы    0

в) искать темы хорошо раскрытые в литературе  1

  1.  а) исполнять указания учителя     0

б) давать поручения одноклассникам    2

в) быть помощником учителя     1

  1.  а)  работать на уроке каждому за себя    2

б) работать на уроке, где можно проявить себя  1

в) работать всем классом      0

     

  1.  а) смотреть интересный фильм дома    1

б) читать книгу       2

в) проводить время в компании друзей    0

  1.  а) думать, как написать красивое сочинение   2

б) обсуждать с друзьями, как написать   

    красивое сочинение      1

в) читать красивый рассказ     0

 

  1.  а) написать рассказ всем классом    0

б) написать рассказ вместе с другом    1

в) написать свой рассказ      2

  1.   а) отдыхать на самом лучшем курорте    0

б) отправиться в путешествие на корабле   1

в) отправиться в экспедицию с учёными     2

 

Как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчеств, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные  степенью развития стремления к реалезации своих способностей и возможностей, так же у 65% опрошенных находились на среднем уровне. Для  остальных было  характерно: у 24% низкие результаты, и у 11% выше среднего.

4. Опросник "Критичность"

Согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами ваши ответы:

      а) полностью согласен – 0;

      б) не согласен – 2;

      в) не готов дать оценку

           высказыванию – 1.

  1.  Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
  2.  Лицо – зеркало души  (М. Горький).
  3.  Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс)
  4.  Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле)
  5.  Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл)
  6.  Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир)
  7.  Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Лорошфуко)
  8.  Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль)
  9.  Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев)
  10.   Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

Интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большенства учеников класса, около 54%, оказалась выше средней, баллы колебались от 1,6 до 1,8. Это может объяснятся стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 25% - средний уровень развития показателей и у 11% - низкий.

  1.  Самооценка (контрольный опрос)

При ответе ставите в карточку если

    а) да – 2;

    б) трудно сказать – 1;

    в) нет – 0.

  1.  Мне нравится сочинять фантастические истории
  2.  Могу представить себе то, чего не бывает на свете
  3.  Буду участвовать в той работе на уроке, которая для меня нова
  4.  Быстро нахожу решения в трудных ситуациях
  5.  При выполнении задания мне трудно выделить главную задачу
  6.  Убедительно могу доказать свою правоту
  7.  Могу легко составить план сочинения
  8.  У меня часто рождаются интересные мысли и идеи
  9.  Мне интереснее что-то придумывать, чем запоминать
  10.   Стремлюсь всегда вступить в то дело, где  могу проявить своё творчество
  11.   Мне нравиться организовывать своих товарищей на интересные дела.
  12.   Для меня очень важно как оценивают мой труд окружающие.
  13.   Когда обсуждается произведение, стараюсь иметь своё мнение.
  14.   Часто не могу понять, почему плохо выполнил работу.
  15.   Стараюсь дать оценку прочитанному на основе своих собственных убеждений.
  16.   Могу объяснить, почему мне нравиться или нет литературное произведение.

 

Уровень самооценки по всем критериям количественно можно охарктеризовать следующим образом: у 54% ребят самооценка по большинству критериев несколько завышена. Чаще всего по таким как способность преобразовать структуру объекта и критичность. У 44% ребят она была чуть ниже, чем действительные показатели установленных критериев. И лишь, приблизительно у 2% самооценка была практически идентична оценке по критериям. Это также объясняется психическими особенностями подросткового возраста.

В среднем нам представляется из обобщения вышеизложенных результатов первой части эксперимента результатов, что уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. Наивно было бы предположить, что одно занятие, даже преимущественно направленное на развитие творческих способностей в силе изменить общую картину.

Вторая часть эксперимента. Сравнительный анализ результатов. Исходя из проделанной нами работы, мы предположили, что результатом занятия окажутся, в частности следующие изменения критериев развития уровней творческих способностей.

Они, конечно, не изменятся существенным образом. Но, как мы предположили, несколько увеличится процент учащихся, чья направленность на творчество, хотя бы временно возрастет (дальнейшее закрепление и развитие должно обеспечиваться  организацией всего учебного процесса) Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей как-либо существенно не изменятся

После проведения занятия, которое стало ярким и впечатляющим для ребят, затронуло весь класс, разожгло интерес к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся.

После занятия через некоторое время, в течение одного с половиной академического часа с перерывами между тестами, мы повторили опрос учащихся. Изменения некоторых показателей по указанным критериям мы видим из следующей таблицы:

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в классе

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в классе

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

32 %

60 %

18 %

28 %

64 %

18 %

Способность преобразовать структуру объекта

21 %

7 %

12 %

Способность преобразовать структуру объекта

20 %

67 %

13 %

Направленность на творчество

24 %

65 %

11 %

Направленность на творчество

16 %

67 %

17 %

Критичность

11 %

25 %

54 %

Критичность

11 %

25 %

54 %

Как показал эксперимент показатели увеличились по тем критериям по которым мы предполагали их увеличение. Сравнительно возросли показатели по критерию «чувство новизны» - это можно объяснить особенностями структуры и содержания занятия, которое было само по себе новым. Свободное, с субъективной точки зрения подростков, не регламентированное внеклассное занятие сопровождалось музыкой, работой с красками. Также подростки увидели, что они могут чувствовать как настоящий взрослый писатель. А после того как ребята выполнили самостоятельную работу, написав своё собственное сочинение, составившее, как они увидели после обсуждения удачных работ) действительную художественную ценность.  Всё это вкупе с той  атмосферой, которая царила на занятии повысило у детей уверенность в своих способностях и возможностях, повысило стремление к новому необычному. Тема урока и сочинения в немалой степени способствовала этому, ориентируя ребят на поиски необычного в воспоминаниях, в настоящем, или же в фантазию. Таким образом увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию «направленность на творчество» тоже оказался предполагаемым результатом проведённой работы.

 




1. Лабораторная работа 4 Генераторы пилообразного напряжения Выполнил студент группы РТЭ1
2. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов.html
3. 1 Основные положения Электронные устройства как правило питаются от сети переменного тока через выпрями
4. Реферат по дисциплине Менеджмент Формальное и неформальное управление Выполнил ст
5. Волинські письменники у розбудові держави
6. Тема 2.4 Решение МКЭ тепловой задачи для цилиндра
7. The chnge begins with growing vrition in pronuncition which mnifests itself in the ppernce of numerous llophones- fter the stge of incresed vrition some llophones previl over the others nd replcem
8. 113012 Беспалов Д
9. Cont. Present m III ф
10. АЗ по ФБОАЗофициал документсодержй мнение о достоверности этой отчетности
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Ки
12. Тема- ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Особенности развития философии в Индии
13. Техническим рисунком называют наглядное изображение имеющегося или проектируемого предмета выполненное б
14. Реферат- Рисковое предпринимательство
15. Страхование средств железнодорожного транспорта
16. Акустические и капиллярные методы контроля РЭСИ. Электролиз (пузырьковый метод)
17. 3 ст 162 Уголовного кодекса предусматривается уголовная ответственность за разбой совершенный с незаконным
18. Сегодня у нас урок развития речи
19. участники субъекты гражданского процесса
20. тема находящуюся под Вашей кожей