Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Российское предпринимательство XVI-XVII вв.
В объединенной России XVI-XVII вв. продолжалось становление купеческого сословия -носителя предпринимательского начала в жизни общества. От предыдущего времени сохранилось немало местных особенностей в положении купцов, основной сферой деятельности которых была торговля. Вместе с тем торговый капитал в новых условиях получает новые стимулы развития. По мере расширения государственной территории России создаются возможности для функционирования крупного купечества, накопления значительных денежных средств и товарных масс. Уже в середине XVI в. встречаются богатые, "корыстные купчины", осуществляющие свои операции на больших пространствах. Глубокие потрясения второй половины XVI в., вызванные опричниной, эпидемиями, неурожаями, длительной Ливонской войной, привели к упадку сельского хозяйства, ремесла, городов как средоточия производства. Но как ни парадоксально, эти негативные явления в гораздо меньшей степени затронули сферу обмена. Источники свидетельствуют, что даже в Сильно разоренных городах торговая жизнь продолжалась, рынок действовал. Конечно, для этого требовался минимальный уровень производства. Торговый люд все же быстрее приспосабливался к невзгодам эпохи. С другой стороны, товарно-денежные отношения подталкивали непосредственных производителей к выпуску продукции в торговый оборот, т.е. наблюдалось взаимопроникновение производства и рынка. Подобное явление способствовало изживанию тяжких экономических последствий Смуты начала XVII в. Еще продолжались всплески гражданской войны и рецидивы интервенции на исходе второго десятилетия XVII в., а в Сибирь уже поступали значительные партии товаров из Европейской России. Примечательный момент: в конце XVI в. за Урал движутся обозы со всевозможными продуктами для служилых людей из их владений. Но постепенно этот поток
натуральных поставок иссякает. Его заменяет укореняющийся местный рынок, где можно приобрести все необходимое. Отмечающее в 1998 г. свое 400-летие Верхотурье становится уже в 20-30-х гг. XVII в. весьма заметным центром хлебной торговли. В этих местах зародилась знаменитая Ирбитская ярмарка. Достаточно рано в деревнях Верхотурского уезда стал применяться наемный труд пришлого и местного населения.
В исторической литературе при обсуждении проблемы генезиса капиталистических отношений и складывания всероссийского рынка наметились существенные различия в трактовках. Не ставя целью возвращаться специально к давним спорам, автор этих строк хотел бы внести уточнение по некоторым исходным позициям. Прежде всего, речь идет о соотношении XVI и XVII столетий в плане социально-экономического развития России. Представляется, что между этими периодами гораздо больше общего, чем различий. Это касается и характера производства, и рыночных связей. Обмен всероссийского масштаба возник в XVI в., а в дальнейшем он усилился. Глубокие разработки С.В. Бахрушина о предпосылках всероссийского рынка в XVI столетии подтверждаются исследователями последних десятилетий, в том числе на региональном уровне. К сожалению, внимание ученых к этой проблематике угасает. Впрочем, не лучше обстоит дело и применительно к XVII в. Смещение интересов исследователей к иным вопросам исторического развития России, думается, не должно отвергать традиционного направления нашей науки в области изучения социально-экономической проблематики, которое имело немалые достижения.
Если в XVII в. более отчетливо выражаются новые явления (ранние мануфактуры, вовлечение южных районов и Сибири в общероссийский хозяйственный оборот, расширение наемного труда), то в предыдущем столетии произошло становление мелкотоварного производства, т.е. мелкобуржуазного уклада. Последний в XVII столетии сделал новый шаг вперед в укрупнении производства, создании больших купеческих состояний, наконец, перерастании торгового капитала в производственный.
На фоне этих процессов особое значение приобретали отношения купечества и государственной власти. По мере движения России к абсолютной монархии возрастала нужда в деньгах. Поэтому естественно постоянное внимание правительства к регулированию казенных поступлений за счет обладателей капиталов - купцов. Экономически роль "купецкого чина" возрастает, но государство замедленно реагирует на требования и запросы торгового люда. ревниво оберегая свои верховные прерогативы. Поднимающееся сословие практически не допускается к рычагам политической власти, с ним порой заигрывают, но держат в "черном теле". В этом реальное жизненное противоречие. При обсуждении проблемы абсолютизма в России рассматривался вопрос о пресловутом "равновесии" нарождающейся буржуазии и дворянства. Немало было нареканий и даже насмешек в адрес авторов, пытавшихся выяснить хотя бы импульсы, исходящие от купечества (о "равновесии", конечно же, речи не шло применительно к России, этот тезис нельзя понимать буквально). Среди причин политической слабости русского купечества XVII в., "третьего сословия" вообще, о которых говорилось в литературе, есть еще одна, позволившая правительству проявлять свою волю, не слишком считаясь с "купецким чином". Вполне достаточно документальных данных о том, что посад как средоточие купечества был весьма не. однороден в социальном отношении. Наряду с "лучшими", "первостатейными", "нарочитыми" людьми, тем более членами привилегированных купеческих объединений гостей, гостиной сотни и суконной сотни были иные категории. Их именовали по-разному -"молодшие", "худые", "самые худые", в крайнем случае "середние" люди. Только принимая в расчет постоянный антагонизм верхов и низов посада, можно оценить обстановку. Она понуждала сплошь и рядом городской патрициат к поискам покровительства властей. Действительно, едва ли не все городские восстания конца XVI-XVII вв. в какой-то маре связаны с этим противоборством. В ходе выступлений купеческая верхушка испытывала сильное давление рядовой-массы, случались физические расправы, разгромы дворов, захват имущества и т.д. Один из богатейших купцов В.Г. Шорин во время восстаний 1648 и 1662 гг. едва остался в живых, а его дворы в Москве были разгромлены. Беднота остро чувствовала засилие богатеев'и соответственно реагировала. С одной стороны, раздавались обвинения по адресу верхов торгового мира - "бездушники", "богатством своим измогутца", "мироеды" и т.д. В ответ звучало - "окромя смуты ничего не знают", "мелкие люди" и пр. Известны факты разногласий на почве выборов участников земских соборов, когда низы выдвигали своих представителей, верхи - своих. Осведомленные иностранцы имели основания считать, что в среде торговых людей идет упорная борьба, которая зачастую грозит "коммерции советникам" царя (т.е. гостям) расправой. В сложившихся условиях купеческие верхи "приклоняются" к власти, последняя это видит и выступает в
роли арбитра социальных конфликтов на посадах. Вероятно, самым острым антиправительственным актом явилась "сказка" ведущих русских купцов 1662 г., в которой было брошено открытое обвинение дворянству, чиновничеству и "духовному чину". Речь шла о завладении лучшими торгами и промыслами этими людьми, забывшими в угоду своим интересам "всякое государственное правление". Являлось ли это утверждение купцов преувеличением? Скорее всего, да. И все-таки известные основания для обвинения господствующих сословий были. Среди феодалов нередким являлось владение выгодными поташными предприятиями, монастыри широко действовали в области солеварения (Соловецкий, Иверский, Пыскорский и др.).
Некоторым намеком на лояльное поведение отечественных коммерсантов по отношению к царской власти стало челобитье купечества 1646 г., подтвержденное позже. Бородатые политики тогда напомнили об Английской революции, в ходе которой был смещен с престола и казнен король Карл 1, Демарш был учтен в правительственном решении о высылке англичан из России.
Гражданская война первых лет XVII в., мощное восстание под предводительством С.Т. Разина, также имевшее черты гражданской и крестьянской войн, еще крепче привязали купечество к колеснице царской монархии, умерив их оппозиционность. А она возникала самым естественным путем, так как порождалась противоречиями между феодально-крепостническими порядками и потребностями свободного предпринимательства. На притеснения воеводско-чиновничьего аппарата торговые люди всех рангов реагировали болезненно. На протяжении XVII в. идет череда жалоб на вмешательство правительственной администрации в повседневные дела купечества,' включая "государевы службы" в лице таможенных и кабацких голов различных городов страны. Более того, тормозились обычные торговые операции, с которых воеводы взимали недозволенные поборы и взятки. Посады стремились добиться самоуправления, но большого успеха здесь не достигли. Формально издавались соответствующие царские указы, но в действительности все оставалось по-старому. На этом пути купечество добилось некоторых результатов, хотя пределы этой оппозиционности были достаточно скромными. Роль торгового люда постепенно осознавалась правительством и находила свое выражение во внутренней и внешней политике. Участие купечества и посадских представителей в работе земских соборов, совещания правительства с купцами по важным вопросам экономики и финансов, привлечение видных русских коммерсантов к проведению тех или иных реформ - наглядные тому свидетельства. В частности, изменения порядка налогообложения путем введения подворных сборов по переписным книгам 1678-1681 гг. осуществлено с участием комиссии гостей. Известны факты отправки торговых людей в иные страны в качестве дипломатических представителей России (Хивинское и Бухарское ханства, Иран, Государство Великих моголов, Китай). Некоторые воротилы тогдашнего "делового мира" пользовались особым расположением государей (Строгановы, Г.Л. Никитников и др.), сиживали за одним столом с Михаилом Федоровичем, патриархом Филаретом. Известны связи князей Шуйских с московским посадом.' Своеобразный феодальный патронат обеспечил приток во владения светской знати и духовенства тяглецов, ищущих облегченных условий для своей торгово-промышленной деятельности. И проведение "посадского строения" во второй половине XVII в. во исполнение норм Соборного Уложения 1649 г. явилось результатом, прежде всего, требований не верхов купечества, а основной массы посадских налогоплательщиков. Реформа в известном смысле ущемила интересы купеческих корпораций, некоторые гости и члены гостиной сотни потеряли часть своих земельных угодий и дворов.
Выработка правительственной политики проходила не без воздействия предпринимательских кругов. Наиболее заметно это в двух областях - системе таможенных сборов и отношении к иностранным коммерсантам на русском рынке.
От времен феодальной раздробленности объединенная Россия унаследовала весьма сложную и запутанную систему таможенного дела. Один из руководящих принципов организации таможенной службы предыдущей поры зиждился на приоритете местных торговцев перед иногородними, особенно из других княжеств и земель. Ликвидация административно-политических границ по мере объединения государства выявила несоответствие подобных порядков новым условиям. Для межрегиональной торговли эти устаревшие нормы создавали определенные помехи, повышали издержки обмена для купцов-оптовиков да и вообще создавали много неудобств. Естественно, купечество было заинтересовано в изменении такого положения. Единая государственная территория требовала и более централизованной таможенной системы, устранения средневековых местных перегородок. Однако центральная власть вплоть до середины XVII в. продолжала выдавать.
уставные таможенные грамоты, ориентированные на старинные условия торговли. И только в 1653 г. под влиянием купеческой элиты и, прежде всего, Строгановых была издана Уставная таможенная грамота. Она обозначила серьезную веху на пути создания более благоприятных условий для торговых людей. Введение единой рублевой пошлины на всей территории России (в Сибири перемены наступили много позже) вместо множества мелких местных сборов облегчило передвижение людей, товаров и денег в пределах страны. Это вполне отвечало и задачам упорядочения самой таможенной службы, а также практики сбора денег в казну.
Нормы,грамоты 1653 г. нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., в создании которого участвовали видные русские купцы. Этот важный акт одновременно выражал оформление протекционистской экономической политики правительства. Отказ иностранным коммерсантам в розничной торговле внутри страны, ограничение Архангельском и пограничными городами мест совершения сделок с отечественными купцами, наконец, установление повышенных пошлин с иноземцев и их товаров стали защитными мерами от более организованного и активного западного торгового люда. За вторую половину XVI -первые десятилетия XVII в. иностранные дельцы в лице, преже всего, англичан, голландцев и немцев сумели добиться от царского правительства существенных льгот и изрядно потеснили русское купечество.
Далеко не сразу оно воспротивилось этому засилию. Лишь с конца 1620-х гг. можно уловить сколько-нибудь определенные нотки протеста со стороны русских купцов. Но правительство еще медлит с принятием протекционистских мер. Только большое коллективное челобитье более 160 русских торговых людей разных городов обозначило этот вопрос более решительно перед царской властью. Восстания 1648-1650 гг., новые петиции на сей раз не только посадов, но и служилых людей заставили правительство более внимательно отнестись к запросам торгового люда. В этом направлении и состоялись соответствующие протекционистские действия центральной власти.
Для торгово-промышленного населения, кроме привилегированных групп купцов, не существовало более обобщенного сословного понятия. Сословие находилось в стадии формирования, оно пополнялось за счет торгующего крестьянства. Еще встречалось (со временем все реже) архаичное понятие купца в смысле покупателя. Есть основания полагать, что юридические нормы отставали от действительности. К началу XVIII в. купечество уже существовало как общественный слой.
На рубеже XVII-XVIII вв. наметились подвижки в правительственной политике, призванные усилить роль выборных посадских органов. Однако жесткие условия введения новшеств (двойной оклад налогов) выявили несостоятельность этого проекта. К тому же началась Северная война, отодвинувшая решение насущных вопросов жизни купечества России. Правда, Петр Великий в военной обстановке предпринимал некоторые шаги в интересах русской торговли и промышленности, но это уже тема для особого разговора.