Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1903 английский философ и социологпозитивист основатель органической школы в социологии

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера - трехтомный труд <Основания социологии>, дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:

все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

они имеют свою внутреннюю структуру;

эта структура усложняется по мере роста;

усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения - торговля, сосудистой системы - транспорт, питания - промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть <общего процесса эволюции>. Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: <производительной>, <распределительной> и <регулятивной>. Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал <устойчивые структуры социальных действий>. Например, в рамках <регулятивной системы> он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции (<церемониальные институции>). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: <страх перед живыми> поддерживается государством, а <страх перед мертвыми> - церковью.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал <военный> и <промышленный> типы общества. Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах <промышленного> типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

<Военный> тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом <промышленного> типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль <естественного отбора>.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности (<поощрение худших за счет лучших>), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как <социальная система>, <социальный институт>, <социальная функция> и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.

Впервые термин «социальный институт» ввел в научный оборот английский ученый Герберт Спенсер во второй половине XIX века. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер  выделял шесть типов  социальных институтов: родства, образования, политики, профессиональные, церковные и промышленные.  В своих  социологических работах он детально исследовал на большом этнографическом материале  эволюцию этих социальных институтов.

Общество нуждается в том, чтобы закрепить некоторые  типы социальных отношений, прежде всего тех, которые направлены на  удовлетворение насущных потребностей и необходимы для сохранения целостности общества. Практика закрепления отношений заключается в создании системы статусов, ролей и санкций.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.




1. Контрольная карта индивидуальных значений X Проанализировать данные о длине прыжков спортсменов на отбор
2. тема управления финансами
3. Курсовая работа- Конструирование и расчет основных несущих конструкций
4. Курсовая работа- Разработка экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия
5. Методические рекомендации Рассматривая первый вопрос темы следует охарактеризовать общество как систе
6. Роль політичних партій у розвитку демократії
7. результат фильтрации реабсорбции обратное всасывание секреции и синтеза.
8. Диалог культур- древнетюркские этнопсихологические черты в древнерусской картине мира
9. Лечение сердечной недостаточности
10. Бюджетное устройство и бюджетная система
11. Линейная модель коммуникации предусматривает одностороннюю направленность информации без обратной связ
12. Управленческий учет, внутренний аудит и анализ расходов на оплату труда на предприятии
13. Утверждаю Согласовано Проректор по УР и КОД Начальник учебного отдела Коновалова Г
14. Проблема открытия и ведения валютных счетов резидентами.html
15. лекция медицинских рефератов историй болезни литературы обучающих программ тестов4
16. кафедрой проф Г
17. Методология научно-исследовательских программ ИЛакатоса
18.  Фры предрасполагающие к развитию БА- атопия ~ комплекс клинических симптомов связанных с гиперпродукцией
19. Трагедия ярко видна в том живом переплетении добра и зла истины и лжи которое мы называем историей видимой
20. Понятие соучастия в уголовном праве