У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

16 вв Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение вкультурнобытовом облике стра

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.2.2025

Культура Руси 15-16 вв.

Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в
культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших
предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи,
литературы величие и могущество государства, сбросившее вековое иго.
К созданию монументальных сооружений в столицы привлекаются не только
отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из
Италии. С учётом опыта возведения Успенского собора во Владимире под
руководительством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти
в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы.
Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки.
Белокаменный храм с золотыми куполами был виден из далека и создавал
впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались
земские соборы.
Неподалеку выросли и другие замечательные каменные церкви -
Архангельский и Благовещенский соборы. Первый из них стал родной
усыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы Дмитрия
Донского, Ивана Ш, Ивана Грозного и другие.

Украсился Кремль новым дворцом, основной частью которого стала
знаменитая Грановитая палата.
Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло
связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европы.
Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись
кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде.
Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого не
без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный
дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых
в Сольвычегородске.
Успенский собор - один из соборов Московского Кремля, выдающийся
памятник русского зодчества. Построен архитектором А.Фиорованти в 1475-1479
гг. как главный кафедральный собор Русского государства взамен Успенский
собор (сооружён 1326 г.). Доминирующий в ансамбле Соборной площади
Успенского собора имеет торжественный, строгий, полный величия
архитектурный образ. Характерен ряд художественных и строительных
нововведений оказавших значительное влияние на последующее русское
зодчество. Просторный, хорошо освещённый интерьер Успенского собора
освобожден от хоров и перекрыт системой крестовых сводов, композиция плана
и фасадов отличается геометрической правильностью; применены фундаменты
глубокого заложения, металлические связи и прочие. Сохранились фрески 1642-
1643 гг. (реставрированы в1950 г.) и частично XVI в.
В Успенском соборе происходили венчания на царство всех русских
церквей, начиная с Ивана IV Грозного, затем императоров, а также обряд
посвящения митрополитов и патриархов. Успенский собор до 1700 г. являлся
усыпальницей митрополитов "всея Руси" (со времени митрополита Петра, 1326
г.), а в XVII в. И всех патриархов (исключая Никона).
Архангельский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся
памятник русского зодчества. Построен Алевизом Новым в 1505-1509 гг. на
месте древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницей
русской церкви (до Петра I). План собора имеет в основном традиционно
русское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад, с шестью
столбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями. В архитектурной
обработке Архангельского собора использованы некоторые ордерные формы
(пилястры с капителями), раковины в закомарах кокошников и другие.
Архангельский собор был расписан в XVI-XVII в. (росписи реставрированы в
1954-1955 гг.).
Благовещенский собор - один из соборов Московского Кремля -
выдающийся памятник русского зодчества. Сооружён в 1484-1489 гг. Псковскими
мастерами на месте собора н. XV в. В архитектуре Благовещенского собора
объединены приёмы московской, псковской и владимиро-суздальской школ
зодчества. Первоначально трёхглавый, четырёхстолпный Благовещенский собор
перекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками. В 1564 г.
обстроен четырьмя одноглавыми пределами. Изящный, наделённый чертами
интимности, Благовещенский собор был дворцовой церковью. Фрески собора были
исполнены в 1508 г. (реставрированы в 1947 г.), в иконостасе - иконы,
написанные в 1405 г. Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Прохором с Городца.

Русская иконопись конца XV-XVI вв.

Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва.
Главное его произведение икона
"Троица" породила множество подражаний. В
XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об
украшении стен храмов живописными фресками.
Сложилось несколько школ
церковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская).

О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе. В практику
иконописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа,
здания, животные и т. п.).
Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андроникова
монастыря (Москва), где умер и похоронен; ранее, по-видимому, был связан с
Троице-Сергиевым монастырём. В 1405 (согласно летописи) участвовал с
Феофаном Греком и Прохором с Городца в создании росписей и икон
Благовещенского собора Московского Кремля; вместе с Даниилом Чёрным
расписывал (в 1408 г.) Успенский собор, во Владимире и участвовал в
выполнении икон этого собора, а также росписей и икон Троицкого собора
Троице-Сергиевого монастыря, в котором, в частности, находилось знаменитая
икона "Троица", наиболее совершенное произведение Рублёва; в конце жизни
расписывал собор Андроникова монастыря.

Дионисий - русский живописец. Историки сообщают о работах (росписи,
иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 - 1477 гг.,
совместно с художником Митрофаном), в Успенском соборе Московского Кремля
(1481 г., с художниками Тимофеем, Ярцем и Коней), в Иосифовом
Волоколамском монастыре (1484-1486гг., с сыновьями Владимиром и Феодосием,
старцем Паисием и другие). Сохранилась замечательная работа Дионисия
(вместе с сыновьями) - роспись собора Ферапонтова монастыря (1500-1502
гг.). В Третьяковской галереи находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482
г.) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500 г.). Произведения
Дионисия исполнены торжественные ясности и оптимизма. Для них характерны
плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски,
изящные фигуры вытянутых пропорций.

Русское книгопечатание и литература конца XV-XVI вв.
Точно установлено, что в Москве книги начали печатать за десять лет до широко известного "Апостола" Ивана Фёдорова. Началом книгопечатания в России является 1 марта 1564 г., когда вышла на свет этаставшая легендарной книга.
Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное
значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем
рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время.
Распространение книг открывало более широкие возможности общения духовными
ценностями.
Значительным трудом, имевшим долгий и противоречивый отклик в общественной
мысли, стало сочинение монаха одного из псковских монастырей Филофея.
Касаясь истории Рима и Константинополя, Филофей объяснял их падение отходом
от истинной христианской веры.
Конец XV-XVI в. примечательный созданием обще русских летописных сводов.
Был подготовлен грандиозный "Лицевой" (иллюстрированный) летописный труд,
призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей.
Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр (маленьких
картинок) на исторические темы.
Огромная работа была проделана церковными писателями под руководством
митрополита
Макария. Собрали жития русских святых и расположили по месяцам
и дням поминовения. Труд был назван "Великие минеи-четьи". Им
руководствовались при богослужениях, а как познавательное и назидательное
чтение использовали в кругу семьи.
Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал свод правил
под названием "Домострой", составленный
Сильвестром и одобренный церковным
собором. На русский язык перевели сочинения "Назиратель" о ведении
сельскохозяйственных работ.


Русская техника конца XV-XVI в.

Сохранилось любопытное свидетельства о том, что Иван IV поручил одному
из немецких купцов призвать в Россию до 150 ремесленников, мастеров и
других специалистов из разных стран Европы. Из опасений усиления России
власти соседних стран запретили въезд в Россию этих специалистов. Но были и
на Руси выдающиеся мастера своего дела. В веках прославился
Андрей Чохов,
который отлил множество пушек, среди них громадное орудие - царь-пушка. Это
памятник не только артиллерийского, но и художественного искусства.
Андрей Чохов - русский пушечный и колокольный мастер. Свыше 60 лет
работал в Москве на Пушечном дворе. Первые датированные работы Чохова
относятся к 1568 г, последние - к 1629 г. Самые выдающиеся орудия его
работы "Царь-пушка" (1586 г.) и стоствольная пушка (1588 г.). Сохранилось
12 орудий, отличных Чоховым: 7 - находятся в Артиллерийском историческом
музее в Санкт-Петербурге, 3 - в Московском Кремле, 2 - за рубежом (в
Швеции).




1. Тепловое излучение
2. Финансовые рынки, ценные бумаги и фондовые рынки
3. Шрифт Этапы развития и изменения формы1
4.  201 г
5. Реферат- Деятельность правоохранительных органов в области экологии
6.  Понятие государства предполагает понятие политического
7. Жары~ты~ екі жа~тылы~та фотон~а емес электрон~а да ж~не бас~а да материяны~ ~са~ б~лшектеріне т~н ~асиет
8. 09 ~ 0609 Изучение деятельности управления финансов Исполнительного комитета
9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях [3] Раздел 9
10. Уголовный суд Роси