Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Утверждаю
Директор Новгородского
Филиала РАНХиГС
__________________А.В. Костюкова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ»
по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Составитель: к.филос.н., доцент Виснап Н.Е.
Согласовано на заседании кафедры
теории и практики управления
« 20 » сентября 2012 г., протокол №1
Зав. кафедрой__________________ /А.В. Костюков/
Великий Новгород
2012
пояснительная записка
Целью изучения данной дисциплины является получение знаний в области философии, помогающих будущим специалистам:
Учебный процесс строится на основе обязательного государственного минимума и в соответствии с учебным планом вуза.
Государственный стандарт по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» включает в себя следующую проблематику.
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
В области философии студент должен:
Теоретическая часть философии предполагает изучение студентами философских текстов, материалов учебников по философии, справочной литературы, хрестоматий и других теоретических литературных источников, данных к каждой теме и дополнительно рекомендованных преподавателем.
В лекционном курсе излагаются наиболее важные узловые проблемы, на основе которых можно составить представление о роли и значении философии, ее мировоззренческом и методологическом инструментарии. При этом преподаватель имеет право на авторское построение курса. Студенты имеют право на выражение своей обоснованной точки зрения по изучаемым проблемам, на формирование собственной позиции на основе освоения государственного минимума по философии.
На лекциях:
На семинарах происходит обсуждение изучаемых философских проблем, помогающее студентам более полно и четко усваивать учебный курс философии. На семинарских занятиях закрепляются теоретические знания, полученные на лекциях и приобретенные в процессе самостоятельной работы с источниками, развиваются навыки научного анализа текстов, формируется умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения на актуальные проблемы философии.
Планы семинарских занятий представляют собой, как правило, перечень основных вопросов по темам, которые должен освоить студент. Они включают также список рекомендованной для изучения литературы и нередко сопровождаются методическими советами.
Итоговой формой контроля знаний по философии является экзамен.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСА
4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» (базовый)
№ п/п |
ТЕМЫ |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Аудиторная работа |
Самос-тоя-тельная работа (час.) |
|||||
Лекции (час.) |
Практич. занятия СЕМИНА-РЫ (час.) |
|||||
1 |
Философия, ее смысл и роль в обществе |
12 |
1/1 |
-/- |
11/11 |
- |
2 |
Философия и мировоззрение |
8 |
1/1 |
-/- |
7/7 |
- |
3 |
Возникновение и закономерности развития философии |
8 |
1/1 |
-/- |
7/7 |
ОК/ОК |
4 |
Исторические типы философии |
52 |
8/3 |
-/- |
44/49 |
РК/РК |
5 |
Основные проблемы философии |
42 |
6/1 |
4/6 |
32/35 |
РК/РК |
6 |
Основы социальной философии |
22 |
1/1 |
-/- |
21/21 |
ОК/ОК |
7 |
иТОГОВЫ КОНТРОЛЬ |
Экзамен/реферат |
||||
8 |
итого |
144 |
18/8 |
4/6 |
122/130 |
Образовательная программа курса «Философия»
Тема 1. Философия, ее смысл и роль в обществе
Философия как любовь к мудрости. Философия в сопоставлении с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Философия как предельное вопрошание о смысле мира, всего существующего. Опытная база философского вопрошания. Своеобразие предмета философии. Философия как учение о всеобщем. Проблема универсума, его оснований. Смысловое конструирование универсума через выделение Я и не-Я. Многообразие способов философствования. Проблема философии как науки. Проблемное поле философии как отношение человека к миру. Основной вопрос философии и его интерпретации. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая. Значение изучения философии.
Тема 2. Философия и мировоззрение
Понятие мировоззрения. Субъект и объект мировоззрения. Уровни мироотношения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Структура мировоззрения: знания, ценности, нормы, убеждения и поступки - структурные элементы мировоззрения. Необходимость мировоззрения и его неустранимость из жизни человека. Типы мировоззрений и принципы их классификации. Миф, религия, наука и философия и их роль в понимании и освоении мира человеком. Своеобразие философского мировоззрения. Мировоззрение и мир человеческих ценностей. Мировоззрение и прогноз. Философия и будущее человечества.
Тема 3. Возникновение и закономерности развития философии
Социально-исторические основания и духовные предпосылки возникновения философии. Мифогенная, гносеогенная и смешанная концепции возникновения философии. Философия как школа теоретического мышления. Основные центры возникновения и распространения философии. Историко-философский процесс как развитие философии. Понятие учения, школы, системы, течения и философского направления. Основные закономерности развития философии: дифференциация, дивергенция, поляризация и интеграция. Периодизация историко-философского процесса. Единство и многообразие философских учений, принципы их классификации.
Тема 4. Исторические типы философии
4.1. Античная философия, ее космоцентрический характер. Основные этапы развития античной философии. Основные школы и проблемы античной философии. Платон. Аристотель. Скептики. Неоплатонизм. Историческое значение античной философии.
4.2. Теоцентризм средневековой философии, ее религиозный характер. Проблема творения мира и человека. Философия Ф. Аквинского. Средневековая схоластика. Проблема гармонии веры и разума, соотношения сущности и существования. Спор о природе универсалий: номинализм, реализм, концептуализм.
4.3. Гуманистический и антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения. Проблема человеческой индивидуальности. Философское учение Н. Кузанского. Пантеизм Дж. Бруно. Натурфилософия.
4.4. Своеобразие философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии. Ф. Бэкон и Р. Декарт. Учение Т. Гоббса о человеке и государстве. Сенсуализм Дж. Локка. Проблема субстанции (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Философия Дж. Беркли и Д. Юма. Французский материализм XVIII века (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций): учение о природе, обществе, человеке, познании. Теория «разумного» эгоизма.
4.5. Немецкая классическая философия и ее основные черты. «Критическая» философия И. Канта: учение о «вещи в себе» и «явлениях», о границах познания, о природе нравственности. Философская система Г. Гегеля, учение о диалектике. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Особенности фейербаховской критики религии.
4.6. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии. Основные этапы развития философии марксизма. Основные проблемы и принципы: проблема отчуждения, материалистическое понимание истории, идеи социальной философии, материалистическая диалектика, практическая природа познания. Развитие философии марксизма В.И. Лениным. Исторические судьбы философии марксизма в послеленинский период. Современная оценка философии марксизма.
4.7. Традиции и особенности русской философии XIX - нач. ХХ века. Историософия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философские воззрения А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Философия В.С. Соловьева. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский). Особенности русской религиозной философии начала ХХ века (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, И.А. Ильин).
4.8. Неклассическая философия XIX века и ее отношение к разуму и науке. Иррационализм и поиски оснований мира. Идеи А. Шопенгауэра, В. Дильтея, Ф. Ницше, А. Бергсона. Неокантианство, «философия жизни».
4.9. Философия ХХ века, ее особенности. Позитивизм и его исторические формы: позитивизм О. Конта, Г. Спенсера; эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса; неопозитивизм; постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос).
Экзистенциальная философия и ее разновидности (экзистенциализм, персонализм, философская антропология). Идеи С. Кьеркегора, Ж. - П. Сартра, М. Хайдеггера.
Эволюция религиозной философии в ХХ веке. Основные черты и проблемы неотомизма (Ж. Маритен). Понятие герменевтики.
Тема 5. Основные проблемы философии
Блок 5.1. Учение о бытии (онтология)
Категория бытия, ее философский смысл и специфика. Основные свойства и виды бытия. Бытие и небытие. Становление, время, движение и развитие. Становление и ставшее. Вещь и ее признаки. Существование, материя и пространство. Часть и целое. Материальность и идеальность вещи. Философское понимание мира. Мир в целом. Идея универсального эволюционизма. Проблема первоначал мира. Структурность мира. Основные уровни системной организации неживой и живой природы. Многообразие и единство мира. Идеальное, дух, сознание, спектры сознания.
Блок 5.2. Диалектика
Смысл диалектики: диалектика как форма мысли (логика), как способ познавательного отношения к объекту (гносеология), как учение о развитии объективной реальности (онтология). Принципы диалектики. Законы и категории диалектики. Исторические формы диалектики.
Блок 5.3. Основы аксиологии (учение о ценности)
Предмет аксиологии. Ценности и их роль в жизни человека и общества. Основные этапы формирования аксиологии как учения о ценностях. Проблема определения ценности. Фундаментальный принцип аксиологии. Ценность и бытие. Ценность как значение. Условие возможности ценности. Сущее и должное. Основные свойства и типы ценностей. Проблема иерархии ценностей. Критика аксиологического релятивизма.
Блок 5.4. Учение о познании (гносеология)
Специфика философского понимания познания. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм. Социальность процесса познания. Экстернализм и интернализм. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познавательная форма. Знание как отношение познавательных форм. Диалектика процесса познания. Чувственное и рациональное. Проблема истины в философии. Многообразие истин. Современные дискуссии по проблеме истины. Критерии истины.
Многообразие знания, принципы классификации и основные виды знания.
Познание как единство деятельности и коммуникации. Репрезентация, конвенция, интерпретация, соотношение традиции и новации в познании.
Блок 5.5. Философская антропология
Проблема человека в философии. Человек как целостное образование. Биологическое и социальное в человеке. Антропосоциогенез как процесс становления человека и общества. Факторы антропосоциогенеза. Понятие родовой сущности человека. Человек как родовое существо и индивид, единство и противоречивость родового и индивидуального бытия человека. Дух, душа и тело - составляющие человеческой природы. Проблема пола. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема жизни и смерти в бытии человека.
Тема 6. Основы социальной философии
Предмет социальной философии. Специфика бытия общества и проблема построения теоретической модели общества: идеализма, натурализм, материализм. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь. Общественные отношения и деятельность людей как способ существования общества. Соотношение общества и природы. Структура общества, эволюционные и революционные изменения в обществе. Субъекты общественного развития. Понятие исторического процесса. Единство и многообразие всемирной истории. Историчность структур общественного сознания.
ЛИТЕРАТУРА
Учебники и учебные пособия
Основная литература (ко всем темам)
Алексеев В.П., Панин А.В., Философия: учебник 5-е издан, доп и перераб М.,2008, - 592с.
Альгин А.П. Философия : учеб. пособие / А.П. Альгин. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007
Балашов Л.Е. Философия/ Л.Е. Балашов. М.: Дашков и К, 2007
Гриненко Г.В. История философии: учебник 2-е издат, М.: Высшее образование, 2009 685 с.
Елфимов Г.М. Развитие и новое. Философский очерк: Монография, СПб, Издат СЗАГС, 2008 - 188 с.
Дополнительная литература
Жаров А.М. Материя и сознание, учебное пособие. СПб: Изд. СПбУЭФ, 1994.
Канке В.А. Философия. М., 2000.
Мир философии. Книга для чтения М.: Политиздат, 1991.
Реале Дж., Антисери Д.. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. Ч.2. Средневековье. СПб., 1994г.
Спиркин Н.Г. Философия / Н.Г. Спиркин. М.: Гардарики , 2007.
Фролов Н.Т. Введение в философию. Учебное пособие. - М.: Политиздат, 2000.
Тема 1. Философия, ее смысл и роль в обществе
Бердяев Н.А. Философия как творческий акт // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
Булгаков С.Н. Трагедия философии. Очерк первый. Типы философских построений. // Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т. Т.1 М., 1993.
Гончев П. Глобализация цивилизации и необходимость новой философии, «Вопросы философии», 2007, №8
Ильин И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х - 30-х годов. М., 1990.
К итогам 22 Всемирного философского конгресса. Вопросы философии, 2009, №1
Клюкина Л.А. Место и роль философии в культуре философии. Вопросы культурологи, 2009, №6
Тема 2. Философия и мировоззрение
Ананьева О.В. Нужна ли философия современному специалисту?. Социально-гуманиратные знания, 2008, №5
Кара-Мурза С.Г. Россия: кризис мировоззренческой основы общества, СГЗ, 2008, №5
Лекторский В.А.О настоящем и будущем философии. Беседа. Вопросы философии, 2007, №1
Мамардашвили З.Философия это сознание вслух. Как я понимаю философию. Вопросы философии, 1988, №8 с.118-125
Розов М.С. Социологическое «отмена» философии вызов, заслуживающий размышления и ответа. Вопросы философии, 2008, №3
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Философские науки. 1990, № 12. 1991, №1.
Тема 3. Возникновение и закономерности развития философии
Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000
Мудрогей Н.С. Античный миф и его роль в возникновении философии. Философские науки, 2008, №11, с.132-184
Семушкин А.В. Мифологический и эмпирический истоки философского знания //Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991.
Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.
Тема 4. Исторические типы философии
4.1. Античная философия
Аристотель. Соч. в 4-х т. М.,1976 - 1983.
Асмус В.В. Античная философия, М.: Высшая школа, 2005
Платон. Соч. в 4-х т. М., 1990 - 1994.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М.,1989.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.,1993.
Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск . 1997. Кн. 1.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира. учебник. М., 2005.
Августин Аврелий. Исповедь. М.,2005.
Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. Философия древности и средневековья. М.,1995.
Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск. 1997. Кн. 2.
Чанышев А.Н.. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 2005.
Чесноков Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени, СГЗ, 2008, №4, с.29-42
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.,1995.
История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2. Философия XV - XIХ вв. М.,1996.
Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1974.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 2005.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.
Гайденко П.П.К проблеме становления новоевропейской науки, Вопросы философии, 2009, №5
Беркли Дж. Соч., М., 1978.
Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М., 1977 - 1978.
Гельвеций К. Соч. в 2-х т. М., 1974.
Гоббс Т. Соч. в 2-х т. М., 1989 - 1991.
Дидро Д. Соч. в 2-х т. М., 1986 - 1991.
Декарт Р. Соч. в 2-х т. М., 1989 - 1994.
Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. М., 1982 - 1989.
Локк Д. Соч. в 3-х т. М., 1985 - 1988.
Чесноков Г.Д. Судьба рационализма в истории философии и науки Нового времени, СГЗ, 2008, №6
Юм Д. Соч. в 2-х т. М., 1996.
Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск. 1997. Кн.3. Ч.1.
Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант М., 2000.
Гайзман Г. Учение Канта о вечном мире и его уникальный философский реализм. Вопросы философии, 2009, №12
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М.,2005.
Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1963-1966.
Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск. 2007. Кн. 3. ч.2.
Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. М., 1955.
Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. ТТ. 2, 3, 13, 20, 21, 23, 42, 46.
Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. ТТ. 18,29.
История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2. Философия XV - XIX вв. М.,2000.
Марксистская философия в XIX веке. В 2-х кн. М.,2000.
Кожев А. Гегель, Маркс и хрестианство. Вопросы философии, 2010, №10, с.122-127
Ойзерман Т.И. Новые размышления о марксиской философии. Вопросы философии, 2004, №5
Пантин И.К. Марксизм: историческое самопознание. Вопросы философии, 2009, №7
Семенов В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке. Вопросы философии, 2009, №6
Бергсон А. Собр. Соч. в 4-х т. М., 1992.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995, № 10.
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1990.
Шопенгауэр А. Соч. в 4-х т. М., 1992.
Бердяев Н.А., Булгаков С.Н. и др. отечественные мыслители. См. Серия «Из истории отечественной философской мысли». М., 1989
Ильин И.А. Соч. в 10-ти томах. М., 1991.
Флоренский П.А. Соч. в 4-х т. ТТ. 1,2, М., 1994-1996.
Зеньковский В.В. История русской философии. СПб, 1994.
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1936.
Лекторский В.А. О философии России II половины 20 века. Вопросы философии, 2009, №7
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
Русская философия. Антология. СПб, 2009.
Сербиенко В.Р. Русская философия. Курс лекций. М.: 2005 462 с.
Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб, 1996.
Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство. М., 1990.
Кутырев В.А. Философия иного, или небытийственный смысл трансмодерна. Вопросы философии, 2005, №12, с. 3-19
Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 2009.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 2005.
Тема 5. Основные проблемы философии
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Ивлева М.И. Понимание категории «социальное бытие» в Российском сперитуализме. Социально-гуманитарные знания, 2009, №2, с. 289-299
Кутырев В.А. Крик против небытия. Вопросы философии, 2008, №8
Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург. 1994.
Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990, № 10.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. Ч. 2. М., 2005.
Гегель В.Ф. Фемениология духа, М., 2005
Гегель В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах, М., 2005
Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 2002.
Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 2000.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Раздел: Учиться диалектике. М., 1988.
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
5.3. Основы аксиологии
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 2006.
Грядунов М.В. Динамика социокультурных ценностей во взаимодействии Запада и Востока. СГЗ, 2009, №2, с. 318-325
Докучаев И. Ценность и экзистенция, М., 2009
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 2007.
Лосский Н.О. Ценность и Бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
Сонконоев А.В.Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества. СГЗ, 2009, № 3, с. 104-115
Уткин А.И. Подъем и падение Запада, М.: АСТ, 2008, 761 с.
5.4. Учение о познании (гносеология)
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 2005.
Ильин В.Н. Основная проблема теории познания. Вопросы философии, 2009, №7
Лебедев С.А. Уроки научного знания. Вопросы философии, 2010, №1, с. 62-75
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 2007.
Медушевский А.Н. Когнетивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания. Вопросы философии, 2009, №10
Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев. 2007.
Рынковой И.В. Внерациональное познание истины как объект философского анализа. СГЗ, 2009, №2, с. 275-288
5.5. Философская антропология
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2000.
Гаджиев К.С. Этюды о тоске человека по вечности. Вопросы философии, 2009, №3
Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009, № 3.
Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 2000.
Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: 2005.
Проблема человека в западной философии. М., 2000.
Рябов П.З. Проблемы личности в философии анархизма. Вопросы философии, 2010, № 4, с. 47-56
Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990, № 6.
Тема 6. Основы социальной философии
Богатырева Е.А. Завершенный проект постмодерна. Вопросы философии, 2009, №8
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 2000.
Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М., 2005.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2005.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
Планы семинарских занятий по философии
Тема Основные проблемы философии
Основная литература
Дополнительная литература
Ильин В.Н. Основная проблема теории познания. Вопросы философии, 2009, №7
Кутырев В.А. Крик против небытия. Вопросы философии, 2008, №8
Лебедев С.А. Уроки научного знания. Вопросы философии, 2010, №1, с. 62-75
Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос., М., 2000
Рынковой И.В. Внерациональное познание истины как объект философского анализа. СГЗ, 2009, №2, с. 275-288
Тема . Социальная философия
Основная литература
Ивлева М.И. Понимание категории «социальное бытие» в Российском сперитуализме. Социально-гуманитарные знания, 2009, №2, с. 289-299
Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество. Природа, противоречия, перспективы, М., 2005
Кутырев В.А. Крик против небытия. Вопросы философии, 2008, №8
Медушевский А.Н. Когнетивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания. Вопросы философии, 2009, №10
Терминологический словарь-минимум
абсолютное
агностицизм
бытие
вера
возможность
воля
время
всеобщее
гуманизм
движение
действительность
диалектика
дуализм
единичное
заблуждение
закон
знание
идеализм
идеальное
иррационализм
истина
качество
количество
критицизм
материализм
материя
метафизика
метод
методология
мировоззрение
мифология
монизм
мышление
наука
необходимость
ничто
объект
объективное
особенное
относительное
плюрализм
практика
принцип
пространство
противоречие
развитие
рационализм
заблуждение
закон
знание
идеализм
идеальное
иррационализм
истина
категория
качество
количество
критицизм
культура
материализм
материальное
материя
метафизика
метод
методология
мировоззрение
мифология
монизм
мышление
наука
необходимость
ничто
объект
объективное
объяснение
особенное
относительное
плюрализм
практика
принцип
пространство
противоречие
развитие
рационализм
рациональное
реальность
религия
самосознание
свобода
скептицизм
случайность
содержание
сознание
субъект
субъективное
сущность
теоретический
теория
факт
философия
форма
функция
целое
ценность
часть
чувственное
эмпирический
явление
базис
глобальные проблемы
государство
гражданское общество
деятельность
догматизм
духовная жизнь
закон
зло
идеал
изменение
индивид
индивидуальность
информационное общество
историзм
класс
личность
марксизм
ментальность
мировоззрение
мораль
мышление
надстройка
народ
народность
наука
норма
общественно-экономическая формация
общество
объект
отношения
отчуждение
парадигма
плюрализм
политика
право
правовое государство
праксеология
природа
прогресс
производительные силы
производственные отношения
развитие
регресс
религия
род
самосознание
свобода
социальная революция
социальная система
социальная стратификация
социальная структура
способ производства
сциентизм
техника
функция
футурология
ценности
цивилизация
человек
эволюция
этнос
Абеляр П.
Аврелий Августин
Анаксимандр
Аристотель
Бергсон А.
Беркли Дж.
Бруно Дж.
Бэкон Ф.
Вольтер Ф.
Гегель Г.
Гелен А.
Гельвеций К.
Гераклит Эфесский
Гоббс Т.
Гольбах П.
Гуссерль Д.
Данте Алигьери
Декарт Р.
Демокрит
Джемс У.
Дидро Д.
Дильтей В.
Дьюи Э.
Камю А.
Кант И.
Конт О.
Конфуций
Кун Т.
Лакатос И.
Лейбниц Г.
Леонардо да Винчи
Локк Д.
Лукреций Кар
Макиавелли Н.
Маркс К.
Наторп П.
Николай Кузанский
Ницше Ф.
Петрарка Ф.
Пико делла Мирандола
Пирс Ч.С.
Пифагор
Платон
Плесснер Г.
Плотин
Поппер К.
Рассел Б.
Риккерт Г.
Руссо Ж.-Ж.
Сартр Ж-П.
Сократ
Спенсер Г.
Спиноза Б.
Тертуллиан
Тойнби А.
Фалес
Фейерабенд П.
Фейербах Л.
Фихте И.Г.
Фома Аквинский
Фрейд 3.
Фромм Э.
Хейдеггер М.
Шелер М.
Шопенгауэр А.
Шпенглер О.
Эмпирик Секст
Энгельс Ф.
Эпикур
Юм Д.
Юнг К.Г.
Ясперс К.
Бердяев Н.А.
Булгаков С.Н.
Вернадский В.И.
Вернадский Г.В.
Герцен А.И.
Гумилев Л.Н.
Данилевский Н.Я.
Достоевский Ф.М.
Ильенков Э.В.
Ильин И.А.
Карсавин Л.П.
Ленин В.И.
Леонтьев К.Н.
Лосев А.Ф.
Лосский Н.О.
Мамардашвили М.К.
Нил Сорскнй
Радищев А.Н.
Розанов В.В.
Соловьев B.C.
Сорокин П.А.
Толстой Л.Н.
Федоров Н.Ф.
Флоренский П.А.
Франк С.Л.
Чаадаев П.Я.
Шестов Л.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по философии
Контрольно-тестовые задания
1. Выберите философское определение материи и аргументируйте ответ:
а) вещество;
б) объективная реальность;
в) внешний мир;
г) философская категория для обозначения объективной реальности.
2. Определите понятие диалектики и аргументируйте ответ:
а) учение о развитии;
б) умение вести спор;
в) неизменный, статический взгляд на мир.
3. Выберите философское определение сознания и аргументируйте ответ:
а) сознание - свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга;
б) сознание - тонкий вид материи;
в) сознание - вид бессознательного.
4. Определите, какое из данных суждений характеризует понятие метафизики, и дайте аргументированный ответ:
а) учение о взаимосвязи всех явлений;
б) учение о первопричине всего сущего;
в) неизменный, статический взгляд на мир.
5. Выберите философский аспект понятия бытия и аргументируйте свой ответ
а) бытие - окружающий нас мир;
б) бытие - предельное основание всего сущего;
в) бытие - это эмоциональное переживание, состояние аффекта.
6. Выберите философское определение общества и аргументируйте свой ответ:
а) общество - совокупность индивидов;
б) общество - социальная система, состоящая из определенных элементов;
в) общество - это совокупность общественных отношений на конкретном историческом этапе.
7. Дайте философское определение человека и аргументируйте ответ:
а) человек - это политическое животное;
б) человек - это существо, делающее орудие труда;
в) человек - это Homo Sapiens (человек мыслящий).
8. Выберите философское понятие личности и аргументируйте ответ:
а) личность - это совокупность социальных качеств человека;
б) личность - это индивид-одиночка, живущий в обществе;
в) личность - биопсихосоциальная структура человека.
9. Выберите философское понятие истины и дайте аргументированный ответ:
а) истина - это соответствие мысли объекту;
б) истина - соответствие мышления понятию об объекте (Гегель);
в) истина - результат коллективного соглашения.
10. Выберите философское понятие свободы и аргументируйте его:
а) свобода - есть познанная необходимость;
б) свобода - это свобода воли;
в) свобода - это свобода выбора.
11. Выберите правильное определение пантеизма и дайте аргументированный ответ:
а) пантеизм - учение о тождестве бога и мира;
б) пантеизм - учение о вненаходимости бога по отношению к миру;
в) пантеизм - бог как первотолчок к творению природы.
12. Выберите философское определение агностицизма и дайте аргументированный ответ:
а) агностицизм - учение о том, что мир познаваем;
б) агностицизм - учение о том, что мир не познаваем;
в) агностицизм - мир познаваем частично.
13. Выберите философское определение субстанции и аргументируйте ответ:
а) субстанция - это причина самой себя;
б) субстанция - первооснова всех вещей;
в) субстанция - то, из чего состоят все вещи.
14. Выберите верное, на Ваш взгляд, определение смысла жизни и аргументируйте его:
а) смысла жизни нет;
б) смысл жизни - целостность самого себя, единица, стремящаяся к бесконечности, самореализации личности;
в) смысл жизни - это сама жизнь.
15. Выберите философское определение понятия закона и аргументируйте его:
а) закон - взаимодействие элементов;
б) закон - связь общая, повторяющаяся, необходимая, существенная;
в) закон - то, что рассудок предписывает природе.
16. Выберите философское определение априорного познания и поясните его:
а) априорное познание - доопытное познание;
б) априорное познание - опытное познание;
в) априорное познание - мистическое знание.
17. С чего начинается философствование:
а) с отсутствия реального знания;
б) с желания добиться успеха;
в) с удивления и сомнения.
18. Каково отношение идеи и вещи в философии Платона:
а) идея - общее понятие вещи, предшествующее ей;
б) идея - тождественна вещи;
в) идея - отражение вещи.
19. Укажите правильные, на Ваш взгляд, критерии общественного прогресса:
а) общественный прогресс - это уровень развития науки и техники;
б) общественный прогресс - это развитие производительных сил общества;
в) общественный прогресс - это нравственный прогресс человечества.
20. Выберите философское понятие счастья и аргументируйте его:
а) счастье - это сейчас;
б) счастье - цель жизни, полнота и осмысленность жизни;
в) счастье - это когда тебя понимают.
21. Философия объясняет мир с помощью:
а) рациональной аргументации;
б) "свидетельства веры";
в) мифологических образов;
г) художественных образов.
22. Какие ценности процесса познания прослеживаются в следующем отрывке из произведения Б. Пастернака:
«Во всем мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поиске пути, в сердечной смуте.
До сущности прошедших дней,
До их причины,
До основания, до корней, до сердцевины».
Используйте другие аргументы при изложении своей точки зрения.
23. В каком качестве специалисту необходимы философские знания:
а) как общий мировоззренческий и методологический ориентир;
6) как арсенал понятий, которые становятся опорными пунктами инженерного мышления
в) как элемент культуры;
г) как инструмент практической деятельности;
д) как обобщенная информация, из которой можно извлечь любое конкретное знание.
24. Поясните, в чем различие между научным знанием и религиозной верой:
а) научное знание опирается на опыт и проверяется опытом; религиозная вера не требует опытного обоснования,
б) результаты научной интуиции подвергаются логическому анализу; результаты религиозной интуиции (мистического откровения, трансцендентального опыта и др.) такой проверки не требуют;
в) научное знание и религиозная вера отличаются только по форме, но не по сути;
г) научное знание и религиозная вера находятся в отношениях дополнительности и не противоречат друг другу.
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
Подготовка к семинарам предполагает самостоятельную работу студентов во внеурочное время. Самостоятельная работа студента по курсу философии является одним из основных видов обучения. Она предполагает изучение студентом философских текстов, биографических и аналитических работ, в которых рассматриваются основные направления философского знания.
Самостоятельная работа студентов способствует выработке умения планировать свой бюджет времени, формирует самоконтроль и призвана сформировать независимое и творческое мышление будущего специалиста.
В содержание этой работы входит:
анализ прослушанных и законспектированных лекций;
чтение соответствующей учебной литературы по философии;
изучение и конспектирование оригинальной философской литературы (статьи, монографии, первоисточники и т.п.);
продумывание плана-структуры развернутого ответа на вопросы семинара с обозначением основных этапов изложения проблемы.
Развернутый ответ предполагает:
- изложение основных (главных) аспектов проблемы;
- критику этих аспектов, даваемых разными авторами (если таковая имеется);
- свое отношение как к проблеме, так и к ее критике (но не к критикам!);
- формулировку собственной позиции, идеи;
- обоснование своей идеи, точки зрения;
- сопоставление ее с существующими позициями (в чем новизна, чем отличается от других и т.п.).
Самостоятельная работа наиболее трудный этап подготовки к семинару. Она индивидуальна, но в то же время есть некоторые общие моменты, знать которые весьма полезно, чтобы успешно осваивать философию.
Изучение вопроса (проблемы) начинается, как правило, с уяснения его сути. Для этого надо спросить себя: все ли понятно в его формулировке, могу ли я повторить его своими словами; какие ответы даются на него в лекциях, в литературе; чем расходятся позиции разных авторов, что у них общего; насколько убедительна их аргументация; чья позиция наиболее близка вам; не появилось ли желание сформулировать свою точку зрения; в чем ее суть и т.д.
Очень важно уметь читать философские тексты. Надо продумывать каждую фразу, дробить ее на отдельные слова, вникать в их смысл, установить связь с другими словами, чтобы охватить снова фразу (абзац, страницу и т.д.) в целом. От горизонтального, поверхностного чтения, советует испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, следует переходить к чтению вертикальному, глубинному. При этом, как бы продолжает его мысль швейцарский философ Й. Бохеньский, надо стремиться постоянно спрашивать себя и других: а) что это значит? и б) почему это так? Надо попытаться самому ответить на данные вопросы и хотя бы кратко записать ответы.
Наконец, еще одно важное методическое правило, сформулированное А.Ф. Лосевым: пока я «не сумел выразить сложнейшую философскую систему в одной фразе, до тех пор я считаю изучение данной системы недостаточным». Это правило может быть применено к любой проблеме, науке. Только то можно считать понятым, что удается выразить в одной фразе. Итак, надо стремиться выразить изученное в одной фразе. Но путь к одной фразе длинный и сложный. (Попутно заметим, что одну фразу, которая должна выражать именно вашу позицию, запомнить гораздо легче, чем несколько страниц текста).
23
PAGE 1