Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Край родной, навеки любимый
С самыми лучшими чувствами симпатии и приятных воспоминаний я возвращаюсь снова и снова к родному краю. Нет нечего прекраснее тех мест, где прошло детство. Здесь мы впервые познаем радость открытий. Детство это огромный край, откуда приходит каждый.
Вот и первая гроза. Мне лет пять, я дома одна. Сначала я слышу глухие раскаты, где-то далеко сверкает молния. Но вокруг стало темно, яркая молния озаряет комнату, страшный гром потряс весь дом. Я бегу не печку, залезаю в дальний угол, тяну на себя одеяло и закрываю глаза. Мне казалось, что это самое надежное место, здесь можно укрыться от всех и от всего. Потом хлынул дождь, раскаты грома стали тише и я уснула. Когда я проснулась, мать с сестрой были уже дома, а на улице сверкало солнце, оно было ярким и казалось, улыбается. На душе стало тепло и спокойно. Я выбежала на улицу, а там огромные лужи, вода в них теплая-теплая. Около дома вились ласточки, свившие гнездо на кровле. Я любила наблюдать за ними. Они отличались от других птиц, их стремительный полет всегда меня восхищал и удивлял. Не могла только понять щебечут они или свистят. Это были милые сердцу деревенские ласточки. Гораздо позднее я узнала, что ласточки питаются насекомыми, которых ловят они на лету, поэтому так быстр их полет. Как хорошо, что мир состоит из великого множества красок и света.
Я люблю эту землю, где родилась. Люблю каждое деревце, каждую лужайку, каждый пригорок, каждую тропинку. Вот маленький пригорок, куда в детстве ранней весной бегали. Здесь раньше всех появлялась зеленая травка. Всюду снег лежит, а здесь земля обсохла и можно бегать босиком. Этот пригорок, по рассказам старожилов, раньше принадлежал Варламову Матвею и назывался он “Ва=ляк сёрч.”, есть у нас еще “Ортям сёрч.”, здесь жил со своей семьей крестьянин, сбежавший после Акрамовкого восстания. Звали его Ортям. После того как произошел передел земли, ему пришлось уйти. Говорят, он подался в Самарские земли или в Сибирь. Может после них, на месте проживания, остались кустарники и одичавшие вишни. Вот и пригорок, вернее, крутая горка, с которой мы любили кататься на санках. Дух захватывало, когда санки наши с ходу переворачивались, и мы с головой зарывались в снег. С какой завистью мы смотрели на смельчаков, которые скатывались на лыжах и оказывались по ту сторону реки. Среди девочек таким смельчаком была Альфа Чумарова и горка эта называлась “Шушка сёрч.”. теперь на этой горку вырос целый лес. Здесь, на краю пригорка, поселилась семья Мочалова Федора Федоровича. Говорят, однажды с базара он вернулся с целой связкой баранок, закинутой за плечо. С тех пор его прозвали Шушкё. Сын Федора Федоровича, Александр, решил защитить свое хозяйство от ветров и разрушений. Три семьи Мочаловых были переселены, когда церкви были выделены земли.
Есть еще в селе “Хапрёк сёрч.”. С этой горки тоже мы катались на санках и на лыжах. Приводили нас сюда целым классом во время уроков физкультуры. Когда-то здесь была кулеткацкая фабрика. Стояло здесь четыре станка, работали наши сельчане.
Катались мы еще на подсанках по улице (сейчас эта улица Мельничная) до самой кузницы. Кузница стояла на низине, возле чистого источника. Вода была целебной (так говорят старожилы) и назывался он “Илляпар”. Никто не смог объяснить, почему он так и назван. Здесь был колодец, который теперь заброшен.
Ранней весной, когда таял снег, превращался в ручейки, мать ходила полоскать белье. Из леса (Костяк) вытекал маленький ручеек и бежал, журча, как будто говоря чем-то, с радостью направлялся к большой воде. По дороге, к канавке собиралось много воды. Здесь и мать полоскала белье, говорила, что вода самая чистая и целебная. Если белье прополоскалось в этой воде, то мы болеть не будем. Я верила в это. Дальше эта речка впадала в реку Покшаш. Исток реки находится в 4-5 км от села. Один приток идет с лугов, называемых “Шор сорёх вар”. Другой приток идет с лугов, называемых “Казак олёх.”, рядом с деревней Малый Сундырь. В старину эта река, образующаяся от притоков до “Калмёк отти”, называлась “Кинярка” или “Другая Кинярка” (В. Еречик “Из истории села Анат Киняры”).Эта река около села поворачивает на юг, около села Ишаки впадет в Реку Унга. В документах эта река называлась по-разному. В 1794 г. Покшауш; в 1859 г. Покшвауш, раньше эта река была полноводной, на ней находились водяные мельницы. Старожилы, Толстов В.И., Мочалов Л.Т. говорят, что есть еще один приток, он идет со стороны деревни “Карамаль”. Через реку проложено три моста. Один мост проложен в 1912 г., эта дорога ведет на трассу (к Владимирскому тракту), другая дорога через мост ведет в д. Карамаль, через эту деревню также можно выйти на Владимирский тракт. Третий мост через реку проложен на южной стороне. Ефимов В.В. рассказывает, что жители деревень Акрамово, Сыбайкасы, Томлай, ехали к Волге, в строну г. Чебоксары, через наше село. Дорога была широкая, через Покшашку был хороший мост, по которому могли проезжать автомобили. В настоящее время через реку можно перейти без моста. Река стала маловодной, обмелела. Дорог через село множество, они соединяют со всеми прилегающими деревнями, так как много веков (с 1746 г.) в селе существует церковь, которая обслуживала прихожан с 23 деревень.
Еще одно приятное воспоминание из детства. Первый раз (мне тогда было 5 лет или еще меньше) я шла, держась за подол материнской юбки. Мы вышли на дорогу, ведущую на Владимирский тракт. По дороге, стройными рядами, по пять или шесть человек, шли молодые девушки. Все были празднично одеты, в национальные костюмы: белые кофточки и белые юбки, поверх фартука были необычайной красоты вышивки разных цветов. У каждой девушки был свой узор. Был обычай: старики и дети провожали молодых на праздник “Ака туй”, как бы давая оценку каждой вышивке, каждому костюму. Ведь целую зиму (в свободное от сельхоз работ время) девушки вышивали и шили. Собирались на посиделки, где и вязали, вышивали. Это было в послевоенные годы. В 1936 г. было принято правительственное постановление о проведении праздника “Акатуй”. Программа праздника была обширная.
1. Коллективный осмотр выставки достижений сельского хозяйства, животноводства, культуры.
2. Рапорта колхозов о достижениях.
3. Торжественный митинг с участие представителей районных и республиканских организаций.
4. Демонстрация колонн участников по колхозам.
5. Хоровые выступления, танцы, пляски, спортивные мероприятия.
6. Массовые народные гуляния.
Такие праздники проводились вплоть до 60-х годов.
Наш дом стоит на окраине села, в двух шагах от леса. Вся моя жизнь связана с этим лесом. В детстве я с опаской ходила в этот лес , он охранялся: было запрещено траву для скотины косить, собирать орехи раньше времени, а вот грибы разрешалось собирать. Каких только грибов там не было: грузди, белые грибы, опята, сыроежки. Я ходила за грибами с теткой, она была большая грибница. Тогда в лесу водились ящерицы. Взрослые говорили, что если дотронуться до нее, то она оставит хвост и убежит, а хвост затем снова отрастет. Ящерицы были такие юркие, разве до них дотронешься. Я всегда ходила в лес как в огромный дворец. Столько здесь было неожиданностей, приятных для слуха и зрения. Мерный шум леса всегда успокаивает. Как легко дышится в осеннем лесу, можно лечь на кучу опавшей листвы и смотреть в бездонное голубое небо.
Первые не смелые, только что проклюнувшиеся цветы. Сорвешь два-три ветка и несешь домой как самый дорогой подарок. Лес кормит и лечит. Идешь в лес со слезами, а возвращаешься, полна сил и энергии. Стоит только найти там свое дерево и прислониться к нему, говорить с ним, просить и просить, благодарить. Я знаю: не только я ищу там утешение. Сколько стоит этот лес, он видел и слышал многих. Однажды мне рассказали о судьбе молодой женщины из нашего села. Звали ее Нина. Я представляю ее статной, черноволосой, красивой. Судьба ее сложилась трагически. Наверно, она не раз приходила в наш лес. Мечтала быть счастливой, любимой, успеть сделать многое за свою жизнь, но ничего не успела. Вышла замуж, а счастья нет, и, похоже, не будет. Вот идет она по лесу с каким-то боязливым восхищением, прикасаясь к цветам. Идет и шепчет: “Тоже хочу счастья. Чуть-чуть, совсем немного. Сейчас я лягу на травку и останусь здесь навсегда”. Обняла березу, потекли слезы. Умерла она от побоев мужа, сын утонул в колодце. Сколько молодых жизней было так погублено временем. Они были такие же как и мы. Им просто не повезло.
Себя я считаю очень счастливым человеком. Меня всегда окружали очень добрые, понимающие, тактичные высокообразованные люди это мои родители, мои учителя, сестры, подруги по школе, по институту, по работе. Я слушала органную музыку в Соборе Парижской Богоматери в Париже, поднималась на 44 метровую высоту Эйфелевой башни, посещала замок Тауер в Лондоне, где короновали и казнили королей, любовалась комнатами Ватиканского музея, стены которого расписаны самим Рафаэлем, проезжала через Босфорский пролив, по мосту, соединяющему две стороны света: Европу и Азию, была на Восточном базаре в Турции. Я успела очень много. Наверно жила в хорошие времена.
С восточной стороны от села есть маленький лес “Тури вёрман”, с юга “+тапан хыщ.”, с запада тоже был лес “П\рт вырён.”, он выкорчеван во время войны. Это была дубрава. Люди здесь заготавливали на зиму дрова. Вырублена еще одна дубрава “Хёртнё”, во время войны. На месте этих лесов поднялись другие. Это сосны, стоящие стеной с западной стороны, вдоль реки и маленький сосновый лесок около “Костяки”, его вполне возможно назвать “Саплёк”. Эти сосны посадила бригада из наших односельчан под руководством Варламова Ивана Герасимовича.
Нам очень повезло. В селе нашем было все: церковь, школа, сельсовет, медицинский пункт, библиотека. Село было центром культуры. Здесь проживали замечательные личности. В 18__ году приехала в село молодая семнадцатилетняя Любовь Ивановна Половинская. При ней появился первый сад при школе. До этого подовые деревья росли только в садах у попов. В 1904 г. построили новое здание школы. При новой школе были сад и огород, плодовые деревья сажали на новых участках. Началась работа по озеленению села. Любовь Ивановна раздавала саженцы учащимся. Каждый год весной устраивали мероприятия по озеленению села. Школьный сад был образом примера. Там росли яблони разных сортов, малина, смородина. В 30-е годы, учитель Никита Матвеевич Алексеев мечтал создать земной рай. Под его руководством было посажено большое количество подовых деревьев на юго-западном склоне села. Жаль, что сад пропал, возможно, ухода за ним не было, а может и из-за зимних морозов погибли деревья, как во время войны погибли 90% яблонь в хозяйствах.
Вот маленький березовый лесок вырос рядом с деревней на краю глубокого оврага___________. Деревья эти посадила и ухаживала Трофимовская Анфиса. Лес своими корнями крепко держит грунт от оползней. Зеленеет маленький лесок, а в лесу птицы поют, березки машут ветками, приветствуя свою защитницу и желая ей много лет жизни.
Во все времена на земле были люди, живущие в согласии природой. Эти люди загадочные, их постигнуть невозможно, они закрыты для окружающих. Такие люди в минуты разочарований находят утешение в прикосновении с природой. Они могут с наслаждением могут ступать босыми ногами по прохладной утренней траве, ощущая радость от тишины и согласности, что живет вокруг. Они мало общительны, молча делают свои дела. Таким я представляю себя, Толстова Михаила Юрьевича. Скольким деревням он подарил жизнь. Стена берез встречает его, когда он из дома выходит в поле. Маленькая бригада под руководством Толстова М.Ю. посадила много деревьев рядом с кладбищем, но, к сожалению, скот растоптал все эти деревья. Мы равнодушны нашим святыням, на кладбище захоронены наши близкие. Здесь пасется стадо, а мы молчим. Нет нам прощения.
Наши родители поселились в селе только в 1940 г. Дом наш расположен не на очень удобном месте. От нас дальше простираются луга. Раньше эти луга были нетронутыми до самого начала сенокоса. Каких только цветов здесь не было: ромашки, колокольчики, незабудки. Весь луг как благоухающий ковер. В поле часто сеяли рожь, а в поспевающей ржи синели васильки. Тишина необыкновенная, солнце везде и всюду. Много было земель.
В основном дома строились на непригодных для обработки землях. Лучшая земля расположена вдоль реки (Улпут уй.) принадлежали долгое время помещиками купцам. Так с 1728 по 1739 гг. принадлежала Житовым, с 1728 по 1754 гг. Кадомцевым и Кологривовым. Эти Чебоксарские купцы содержали водяные мельницы, здесь они построили завод по производству алкоголя. В год производили до 2-3 тысяч ведер водки. Косили траву. Были и другие поля: +отой, Ашмаш, П\рт вырён., Ильой, Ашаншки, Опоти, Пити =ари, Хом паттёр.
Наши предки дорожали каждым клочком земли, поэтому с любовью давали названия лугам, полям, лесам, связывая их именами людей или историей этих земель. Происхождения некоторых названий не могут объяснить и старожилы. Наши луга назывались: “Савин улёх.”(по имени хозяина земли), “Данила =аран. (по имени), “Хёмла вар”, “Х.вет.р лопашки” (=ав ялта =ын вилн. ху=а) “Калмёк отти” (на этом месте приносили жертву, находят много костей животных) , “Браньлапашки”, “Типвар”, “Тотар лапи” (связано с историческим событием) , “Кузьмавар”, “Казак олёх.” (стоянка казаков), “Ашаншки олёх.”, “Шор сорёх вар.”, “Ор лапашки” “Птит=ари”.
Были пруды, названные по именам