Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет № 8
Вопрос 1. Гомеровский период греческого искусства.
Период в истории Эллады в XI-VIII вв. до н.э. считают «темными веками» или ещё его называют «гомеровским».
Главными источниками наших сведений об этом периоде греческого искусства являются два шедевра древнегреческой литературы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Принято считать, что поэмы были написаны в IX-VIII вв. до н.э. До этого они существовали в устной традиции. В основе поэм лежит ахейский эпос сказание о походе ахейских греков на Трою (город в Малой Азии).
Своими корнями эпическая традиция уходит в период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги разновидности кифары, - как это делает Ахилл в «Илиаде».
В «Илиаде» рассказывается о событии последнего года десятилетней войны греков с троянцами и о взятии Трои. Реальное существование Трои доказал немецкий археолог-самоучка Генрих Шлиман во второй половине XIX в.
«Одиссея» повествует о возвращении из-под Трои и долгих странствиях одного из героев Троянской войны царя греческого острова Итака Одиссея (придумавшего троянского коня).
Эпические поэмы Гомера своего рода кодекс древнегреческой морали. Высшей ценностью для знатного воина считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца.
У Гомера мы встречаем детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод. За каждым из богов закрепилось исполнение какой-либо функции (Зевс верховный, Аид бог подземного царства мертвых, Посейдон бог моря, Афина мудрая воительница, Гера супруга и сестра Зевса, покровительница домашнего очага, Деметра богиня плодородия, Аполлон покровитель искусства, его сестра Артемида охотница, Гермес бог торговли и путешествий, Афродита красоты и любви…). Боги представлялись грекам именно такими: великолепные олимпийцы, собирающиеся при дворе громовержца Зевса, пирующие целыми днями от восхода до заката, вступающие между собой в брачные союзы и ссорящиеся. Греческие боги были близки людям, ибо они сами - как бы «облагороженные», «улучшенные» люди, отличающиеся своим бессмертием и большими возможностями. Греческие боги любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают. В поэмах Гомера они покровительствуют и грекам и троянцам.
Помимо эпической поэзии гомеровский период известен вазовой росписью, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор, состоящий из кругов, треугольников, ромбов, человек изображался схематично: туловище перевернутым вершиной вниз треугольником, двух приставленных к нему огромных ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом). Сохранились погребальные вазы.
Памятников зодчества, произведений изобразительного искусства и скульптур от этого периода греческой культуры не осталось.
Вопрос 2. Венская классическая школа ( Гайдн. Моцарт. Бетховен).
В европейской музыкальной культуре огромное значение принадлежит сложившейся во второй половине XVIII века венской школе музыки. Венская классическая школа включает творчество трех замечательных музыкантов, творивших в Вене. Это Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт, Людвиг Ван Бетховен.
Каждый из них внёс свой вклад в создание классической музыкальной школы. Каждый из музыкантов по-своему выразил нравственные и этические нормы, представления о прекрасном века Просвещения.
Австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732-1809) один из самых гармоничных художников классического направления. Он был придворным музыкантом семейства Эстергази. Творчество его огромно: оперы, оратории, многочисленные культовые произведения, сонаты. В своем творчестве он сумел создать самую важную форму классической музыки - симфонию. Он работал над созданием этой формы музыки несколько десятилетий. За это время он написал 104 симфонии. Ему хотелось в музыке отобразить жизнь во всем её многообразии. Он экспериментировал, формируя её. В его симфониях было то 2 части, то 5 частей. Наконец, он остановился на самой верной, отражающей жизнь цифре 4. В классической симфонии четыре части. Для
исполнения симфонии Гайдн разработал классический состав симфонического оркестра, куда входят группа струнных инструментов, состоящих из скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов; группа духовых инструментов, духовых и медных,
небольшая группа ударных. Кроме этого Гайдн стал создателей формы инструментальной музыки квартета. В конце своей жизни, получив небольшое наследство после смерти князя, Гайдн стал свободен от службы, провел последние годы жизни в Англии, где получил мировую известность. Самые известные произведения - оратории «Сотворение мира», «Времена года» (произведения для оркестра, хора и солистов).
Имя австрийского композитора Вольфганга Моцарта (1756-1791) в первую очередь означает гениальность. Будучи вундеркиндом, он стал известен в Европе с раннего возраста. Восхищал своими незаурядными способностями, давая концерты во многих городах Европы. Творчество являлось для него формой бытия. В музыке соединилось все, что восхищает в ней нас: и звуковая красота, техническое совершенство, простота и ясность изложения. Творческое наследие огромно и многопланово:
Самым важным в поступках Моцарта явилось его неукротимое стремление свободы. Будучи придворным музыкантом зальцбургского архиепископа, Моцарт был первым европейским музыкантом, порвавшим с обеспеченной службой. Он обрек себя на полуголодное существование. После этого важнейшего поступка он прожил всего 10 лет, но он творил так, как хотела его душа. Не всегда музыка Моцарта воспринималась его современниками, однако сегодня имя Моцарта является синонимом самой музыки.
Исторически к венской классической школе относится и немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), хотя эстетические идеалы его сформированы другой эпохой и связаны в большей степени с эпохой Великой Французской революции 1789 года. Он развил все творческие начинания своих предшественников. Был человеком бурного темперамента, полон несокрушимого оптимизма и веры в конечную победу лучших сил человека, при этом часто впадая в крайности. Ненавидел тиранию. Посвятив третью симфонию Наполеону, он зачеркнул посвящение, узнав о том, что тот короновал себя. Назвал симфонию «Героической». Его 9 симфоний гимн человеку. Тема из девятой симфонии стала национальным гимном объединенной Европы. В космос послан корабль «Вояждер -2», на борту которого есть запись этой симфонии. Посылая космический корабль, так решили в центре полетов, если в космосе есть разумные существа, и они найдут корабль, пусть музыка именно Бетховена расскажет им о человечестве. Полные взрывной силы сонаты: «Патетическая», «Аппассионата» - музыкальный символ неукротимости человеческого духа, страстной борьбы против формы насилия, стремление к свободе. Для потомков важен героический образ Бетховена, человека, который «хватал судьбу за глотку» и заставлял подчиниться её своей воле.
Вопрос 3. Ампир стиль пышности, роскоши и воинственности.
Возникновение стиля ампир (империи) неразрывно связан с личностью Наполеона. Стиль классицизм наполняется новым содержанием. Он словно заземляется, обретает прочную устойчивость, плотность и тяжеловесность. Построенная Триумфальная арка в Париже в честь коронации Наполеона сделана по древнеримскому образцу и одновременно несет в себе черты древнеегипетской архитектуры. Внешне новый стиль империи подчинялся общей задаче возвеличиванию власти императора.
Преобладают насыщенные цвета: золото, пурпур, синий цвет. В моду вошли тяжелые драпировки. В мебели массивные бронзовые накладки. Предметный мир активно украшался скульптурным декором в виде фигур египтянок, фавнов, купидонов, римских богинь, а также фантастических животных, олицетворявших силу, могущество, власть: сфинксы, львы, орлы, грифоны и пр.. Никакой игривости и несерьезности не допускалось. Стиль просто не мог позволить себе никакой свободы, никакого легкомыслия. Все в нем статично, монументально, торжественно. Символика военных доспехов имеет новый смысл приобретает характер знака власти. Ампир породил удивительный предметный мир, как бы сотканный из воинской атрибутики, почерпнутой из римского арсенала: щиты, мечи, колчаны со стрелами, военные топорики…. При этом, в отличие от классицизма, ампир легко жертвовал комфортом ради смысловой выразительности, и мебель этого стиля зачастую отличалась жесткостью, громоздкостью и неудобством.
Даже фарфоровые вазы приобрели удивительную монументальность, сплошь покрылись золотом и сюжетными изображениями целых картин, напоминая тяжелые, литые, бронзовые предметы. Узор стал напоминать «строй солдат, смотрящих друг другу в затылок». Изображение растительных мотивов в виде густо и правильно расположенных с двух сторон листочков: пальмового листа, лавровой ветви, позаимствованные из арсенала парадных облачений римских императоров, которым подражал Наполеон, не имевший законного права на корону и мантию. В этом мерном, строго упорядоченном ритме густого чередования, словно вытянувшихся в струнку, важнейший стилистический признак орнамента стиля ампир. Стиль выполнял главную задачу утвердить власть империи.
В России существовали две разновидности ампира: санкт - петербургская (столичная) и московская (провинциальная). Столичный стиль по своему характеру был ближе к французскому варианту (до кампании 1812 года). Провинциальный стиль приобрел после войны иной, камерный, чисто русский вид. Как сказал грибоедовский персонаж о Москве: «пожар способствовал ей много украшенью». В этот период было не до строительства помпезных зданий.
Ампир заключительный, последний стиль в череде «больших» европейских стилей, начиная с романского. Его сменила более чем полстолетия существовавшая эпоха так называемой эклектики (или историзма), когда европейская культура как бы лениво «пережевывала» опыт различных исторических культур, бессистемно обращаясь то к готике, то к рококо, то к древнеримскому. Окончательно выдохнувшийся потенциал Европы был уже не в состоянии создать нечто новое, оригинальное, творчески переосмыслить наследие прошлого.