Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема философии Гегеля понятие абсолютной идеи принцип бытия и мышления диалектика

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

21. Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).

Гегель - нем. философ, объективный идеалист. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически  развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

 

Полож-я:

1) действительность есть Дух

2) форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез).

3) св-ва Духа: активность, бесконечность, постоянное самопознание.

4) из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действительное – разумно, а всё разумное действительно.

5) система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.

Логика

(дух в себе)

Природа

(дух в ином)

Чистый дух (дух в себе и для себя)

Бытие

(качество,

количество, мера)

Механика

(время/пространство,

материя/движение,

всемирное тяготение)

Субъективный дух

(феноменология,

антропология,

психология)

Сущность

(чистая сущ-ть

явление, действит-ть)

Физика

(магнетизм,

электричество,

химизм)

Объективный дух

(этика,

право,

нравственность)

Понятие

(субъективное

объективное,

идея)

Органика

(геология,

ботаника,

зоология)

Абсолют дух

(искусство,

религия,

фил-я)

Метод Гегеля  это последовательность и способ самопознания духа называющийся диалектикой. Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

22. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха, где человек рассматривается как чисто природное, биологическое существо. Фейербах считал, что не «мыслящее Я», не мировой дух («абсолютная идея» или мировой разум) являются подлинным началом философии, а природа как объективная действительность.

В отличие от Гегеля он понимает принцип тождества бытия и мышления материалистически, усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с самим собой. В этой связи Фейербах утверждал, что единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется реальный человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум.

 

Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая представляется в человеке. Сущность человека, подчеркивает он, проявляется в этом единстве духа и телесности. Человек есть «истинный ensrealissimum» (реальнейшее сущее, Бог). Следовательно, Бог есть, по мнению Фейербаха, не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, т.е. действительного, телесного человека. 
Основная заслуга Л. Фейербаха заключается в критике иллюзорных форм сознания – идеализма и религии – и утверждении реального человека в философском понимании как конкретной индивидуальности.

Важнейшее достижение Фейербаха – атеизм. Он сводит религиозный мир к его земной основе, сущность религии – к сущности человека. Религия для Фейербаха не иллюзорное представление, а необходимая и весьма важная форма духовности человека. Фейербах отрицает Бога, а не религию. В этом проявляется ограниченность его атеизма. Согласно Фейербаху, религия порождает чувство зависимости людей от природы, затем возникает чувство взаимозависимости людей. Поэтому он замечает, что «теология раздваивает и отчуждает человека». Но в тоже время Фейербах решение религиозной проблемы переносит «на небо», а не в социальный мир. Не случайно в этой связи К.Маркс пишет: «Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, проблема, во-первых, сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия».

Отбросив философскую систему Гегеля как идеалистическую, Л. Фейербах в то же время недооценил роль и значение выдающегося достижения гегелевской философии – диалектику. Он был метафизиком в понимании процесса развития действительности.

Если объективный идеалист Гегель приблизился к материалистической позиции, рассматривая человека как порождение его собственного труда, то материалист Фейербах видит в человеке лишь детище природы и приходит к идеалистическому выводу: стержень движения общества образует смена религии.

Выступая против христианской формулы «Бог – есть любовь», Фейербах провозглашает движущей силой развития мира религию без Бога, религию любви человека к человеку. Любовь у него есть универсальный закон разума и природы. Поэтому она должна быть, по его убеждению, высшим и первым законом человека. «Человек человеку Бог, подчеркивает Фейербах, - таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории». Он не понимал социальной обусловленности человека как личности. 
Таким образом, философские взгляды Л.Фейербаха, как и Гегеля, сыграли огромную роль в становлении диалектического и исторического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса. В немецкой классической философии широта философской проблематики и глубина проникновения в нее были столь значительны, что здесь оказались затронуты все важнейшие (и для современной философии) философские вопросы.

23. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.

Проблема человека:

Сущность человека, по мысли К. Маркса, есть совокупность общественных отношений. Любой человек является результатом его социальных взаимодействий, и он же сам активно участвует в образовании традиций, стереотипов поведения и мышления той или иной эпохи. Социальность приобретает у философа фундаментальный, онтологический смысл. Образование ценностных ориентаций, моральных устоев, экономических связей и т.д. К. Маркс объясняет социальностью человека.

Он переосмысливает идеи Л. Фейербаха о нерасторжимой связи человека и природы. Человек, движимый нуждой, должен реализовать себя в природе, создавая для собственного удобства множество предметов, образующих в совокупности «очеловеченную», вторую природу. Деятельное начало имеет огромное значение – самосовершенствование человека невозможно без практики. Преодолевая внешние обстоятельства, созидая, человек изменяет и самого себя, поэтому труд имеет историческое значение. Человеческая активность кажется Марксу всесильной, поэтому он предпринимает попытки предсказать ход исторического развития и предлагает в своих работах некоторые проекты будущего человечества. Философская антропология Маркса включает в себя два важнейших понятия – «отчуждение» и «присвоение».

Маркс ставит проблему социального отчуждения, когда "…собственное деяние человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над нею". Социальный труд выделяет человека из животного мира, наделяет его сущностными характеристиками, но со временем приобретает характер принудительный, насильственный, и в этом виновато появление частной собственности.

Маркс проводит анализ «отчужденного» труда в нескольких аспектах. В условиях, когда существует частная собственность, и все средства производства принадлежат капиталисту, а рабочий вынужден продавать свою рабочую силу (единственное, что ему принадлежит), непременно возникает отчуждение производителя от продукта его труда. Рабочему все равно, что производить – ни материал, ни полученный продукт ему не принадлежат, он получает лишь причитающуюся ему за проработанное время заработную плату, размеры которой первоначально были настолько малы, что ее едва хватало на самое необходимое.

Производитель отчуждается также от собственной активности. Он не выбирает, работать ему или нет; в управлении или совершенствовании самого процесса производства он не принимает участия. Тем самым, по мысли Маркса, рабочий отчуждается и от родовой сущности; к тому же интенсивный труд отупляет его, лишает здоровья и интереса к другим сторонам жизнедеятельности.

Род человеческий живет в природе и поддерживает с ней связь посредством труда, но для рабочего это лишь средство для поддержания его индивидуального существования. В конечном счете, возникает отчуждение и между людьми, - между производителями в силу конкуренции за рабочие места, между классами – в силу разности их имущественного положения.

Маркс заключает, что рабочий становится свободным лишь вне процесса труда, когда удовлетворяет свои биологические (животные) потребности, тогда как должен быть свободным в силу родовой сущности лишь в труде. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой - нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, когда мы его потребляем. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств – чувство обладания». Такое положение вещей, считает К. Маркс, можно и необходимо изменить: в процессе общественной эмансипации человек должен «присвоить» себе обратно весь социальный мир, и тем самым превратиться в «целостного», «универсального» человека.

Материалистическое понимание истории

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка - это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно- экономических формаций:

  1.  первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил
  2.  рабовладельческая - экономика основана на рабстве
  3.  феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян
  4.  капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих 
  5.  коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Диалектика в марксизме:

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Теория познания в марксизме:

В послегегелевской философии вопросам познавательной деятельности субъекта уделялось много внимания, особенно в марксистской философии. На основе диалектики марксизм связывает воедино диалектику, логику и теорию познания. Вопросы познавательной деятельности рассматриваются Марксом и Энгельсом в неразрывной связи с предметно-практической деятельностью людей. Она, по мнению Маркса, является подлинной сущностью общественного человека. Исходя из формулы "бытие определяет сознание" Маркс уверен, что субъект познания есть производное от субъекта практики, что познание не исходное и не единственное отношение человека к миру.

Человек, как индивид, становится личностью только в совместной общественной жизни с другими индивидами, используя общественно отработанные формы познавательной деятельности, в частности язык, категории логики и др. Недостатком предшествующей марксизму философии Ф. Энгельс считал созерцательность, то есть роль наблюдателя, которую занимал субъект в познании. Конечно, это резкое утверждение нельзя воспринимать как абсолютное, поскольку история философии показала примеры активности субъекта, особенно когда речь шла о самопознании. Но вклад марксизма в теорию познания состоит в том, что он показал, – материальное бытие, объективная реальность осознаются познающим субъектом постольку, поскольку он усваивает их в формах своей практической познавательной деятельности. Марксистская теория познания исходит из того, что знание есть не какой-то самостоятельный предмет, вклинивающийся между субъектом и объектом, а форма кристаллизации осуществившейся познавательной деятельности и форма возможного ее будущего протекания.

24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи.

Отличительной чертой постклассических философских теорий является их стремление решить классические философские проблемы "неклассическим" образом. Эта "неклассичность" заключается прежде всего в осторожном отношении к фундаментальной мировоззренческой и культурной ценности Запада - рациональности. Она перестает быть безусловным идеалом и средством построения философских концепций.

Действительность усложнилась настолько, что возможностей рационального дискурса становится уже недостаточно для её понимания и описания. Основные философские направления Запада, с середины XIX по конец ХХ века отличались друг от друга, главным образом, именно по отношению к классической рационалистической философской парадигме. 
Постклассическая философия не представляет единого, в формальном и содержательном отношении, образования и выглядит достаточно эклектично. Основанием же для отнесения той или иной философии к разряду постклассических, является наличие у неё следующих черт: 

  1.  Критическое отношение к классической философской традиции. 
  2.  Стремление развести философию и науку, проявившееся или в их противопоставлении или во включении философии в науку. 
  3.   Попытка включения в число методов, применяемых философией, художественного метода, а также познавательных практик нерациональных способов познания, в том числе характерных для восточной и русской философии. Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике. 
  4.  Желание каждого направления, школы или персоналии представить свой философский проект в качестве универсальной философской системы, способной поставить и решить классические философские проблемы. 

Внутри постклассической философии можно выделить ряд направлений, не связанных между собой генетически, сосуществующих одновременно, и в своей совокупности составляющих философскую палитру современности. Наиболее значительными из них являются: 

Позитивизм и его исторические формы

Герменевтика.

Экзистенциализм.

Постмодернизм.

25. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).

Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля - это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных - это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира - «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом.
Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это - иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей. В целом, жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества. Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

26. Философия Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).

Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов - это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир - это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя - самоутвердиться.


Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни - и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура - это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство.


Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ - «сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.



«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которой еще не было в мире - плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

27. Западная философия 20 века: основные проблемы и направления.

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е. характера (модели) постановки философских проблем и их решения. Для классической философии - философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критике и начинается переход к неклассической философии. Философия конца ХIХ-ХХ века отказывается от:

  1.  рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;
  2.  жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;
  3.  от догматизма в философии - непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии


Основные черты философии ХХ века:

  1.  Плюрализм в философском мышлении.
  2.  В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции:


  1.  Предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений:
  2.  философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.
  3.  Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой.

Диалог - главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

  1.  Антропоцентризм современной философии - в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности -  свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

28. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео - и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.

Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта.

Ум человека в своем развитии проходит три стадии:

  1.  на теологической - он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил
  2.  на метафизической - сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего мира;
  3.  на научной (положительной) - человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутренних причин явлений невозможно).

Как и классический позитивизм, неопозитивизм рассматривал научное знание как высший род знания и пытался свести философию к науке. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

При всех своих сильных сторонах, принцип верификации был подвергнут жесточайшей критике, в ходе которой обнаружились его серьёзные изъяны. Например, мы не можем высказать с достоверностью универсальное суждение типа «Все вороны черные», так как нереально пересчитать всех ворон в мире и проверить их цвет. Увиденные нами (две, десять, тысяча) черные вороны не доказывают, что не найдётся хотя бы одна белая. Более того, «парадокс» позитивизма заключается в том, что сам принцип верификации не поддается проверке и тем самым не может считаться научным.

Критерий научной демаркации - критерий, с помощью которого можно было бы отделить науку от не науки и провести между ними как бы демаркационную, разграничительную линию.

29. Философия экзистенциализма: проблема сущности и существования человека, свобода, выбор, ответственность, одиночество, отчуждение.

Экзистенциализм или философия существования - это одно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др.

Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования.
Основание всех построений экзистенциализма - это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, уже существуя. Он есть не что иное, как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает.

Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным - значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек - это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.

Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая - формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования) - забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д.
Экзистенциальное одиночество— чувство, которое возникает у человека, когда он сталкивается один на один с Бытием — смертью, отчаянием, необходимостью принять судьбоносное решение.

Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т. п.

30.Религиозная философия 20 века: неотомизм и христианский персонализм.

Неотомизм. Его активно поддерживает римско-католическая церковь. Ее усилиями введено в католических школах преподавание философии Фомы Аквинского. Отсюда название — «томизм», который называют «вечной философией».

Среди авторитетных приверженцев томизма называют Э. Жильсона, Ж. Маритена. Они интенсивно развивали так называемый экзистенциальный неотомизм.

В этом учении бытие рассматривается как сущность (единое и определенное) и как существование (вечное божественное творение). Каждый человек — это центр мироздания, и только Бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Другими человек познается лишь как объект. Высшим типом познания является чувственное познание в его экзистенциальной неповторимости. Действия познавательных способностей субъекта называются интеллекцией, ее высшая ступень сверхрациональна, интуитивна. Через нее осуществляется связь Бога с человеком.

Человек состоит из души и тела. Отсюда дается толкование индивида (единицы человеческого рода) и личности, которая только и обладает свободой. Свобода выбора приобщает человека к Богу, который помогает реализации личности и покровительствует ее творчеству и культуре. Кстати, будущее европейской культуры Маритен видит в соединении христианских и гуманистических начал, или в «интегральном гуманизме». Сам же гуманизм может быть теоцентрическим и антропоцентрическим (нередко атеистическим). В целом интегральный гуманизм ориентирован на заботу о человеке и с помощью христианских ценностей должен быть направлен на создание единства Истины, Красоты и Блага.

Таковы главные идеи, в данном случае французского неотомизма, оказывающие значительное влияние на развитие духовной культуры западных стран.

Персонализм. Видные его представители Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Тибо и другие.

Философия персонализма выступает за сближение христианства с жизнью, мирскими делами, за конструктивный диалог религии, церкви с государством, политикой, культурой. Центральная проблема персонализма — человек. Степень его свободы в рамках окружающего мира, процесс становления личности (персонализации) определяется собственным выбором. Контактируя с людьми и средой, человек вовлекается в активную деятельность. При этом проявляются два начала: экстериоризация (взаимодействие с внешним миром) и интериоризация (сосредоточение личности на внутреннем мире). Успех персонализации зависит от степени сочетания этих начал. Основой вовлечения человека является его труд и его высшее проявление — творчество. И все это сопряжено с приобщением человека к Абсолюту (Богу). Познание — это тоже проявление вовлеченности, активной, заинтересованной деятельности личности, итог ее выбора, свободы.

Французские персоналисты выдвинули концепцию «персоналистской общинной революции», сопровождая се резкой критикой капитализма. Таким образом, неотомизм и персонализм пытаются обратить церковь к мирским общечеловеческим заботам, модернизировать доктрины римско-католической церкви.

31. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).

Понятия герменевтики:

Герменевтический круг был известен уже античной риторике, а также патристике. Так, согласно Августину, для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание.

Герменевтический круг — одно из основных понятий философии герменевтики. Понятие введено Шлейермахером.

Каждый представитель Герменевтики по-разному смотрел на то, как именно должна пониматься трактовка герменевтического круга.

32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)

Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.

Основными понятиями постмодернизма является ризома, текст, деконструкция.

Понятие текста расширяется в постмодернизме до бесконечности, в качестве текста рассматривается сам человек, сознание человека и культура, творцом и продуктом которой является человек. К тексту культуры относятся не только вербальные тексты, но и видеокоды: языки архитектуры, рекламы, кино, живописи, языки массовой коммуникации. 

Важно то, что «каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат» (Р. Барт). Таким образом, постмодернистский тип мышления является «цитатным» мышлением, когда присутствует понимание того, что все уже было сказано раньше, а сейчас мы лишь находим разные сочетания культурных цитат. Текст культуры – это сплетение художественных, философских и религиозных текстов, научных данных и вымыслов. Тексты очерчивают мировую рамку культуры и становятся ее самостоятельными ценностями, они служат ориентирами в человеческом мире, все понимается через текст, его интерпретацию и коммуникацию.

Пространство текста задается постмодернизмом как то пространство, где субъект и объект изначально растворены друг в друге: человек как носитель культурных языков погружен в языковую текстуальную среду. Культура как многомерный текст, основанный на равновероятности и равноценности всех составляющих элементов, базируется на случайности, мир при этом принимает образ лабиринта. Деконструкция в мире-лабиринте становится особой стратегией понимания, выражающейся в преодолении любых оппозиций мышления и метафизики присутствия изначальных смыслов.

Важное место в концепции «постмодерна» занимает деконструкция, теория которой была развита французским философом Ж. Деррида. Главной целью деконструкции является критика основополагающих концептов традиционной философии – «присутствия», «действительности», «тождества», «истины». Предполагается, что рациональное в культуре поддерживается постоянным вытеснением из его сферы «мешающих» элементов, немыслимого. Данное вытеснение Ж. Деррида обозначает как «логоцентризм» (преобладание разума), под которым понимается озабоченность рациональностью, логикой и «словом», что весьма характерно для философской традиции Запада. Одной из целей деконструкции выступает критическое преобразование логоцентризма.

 33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).

В.С.Соловьев («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»).

Основные идеи:

  1.  Идеи всеединства, Богочеловечества, цельного знания.
  2.  Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношения к другим явлениям.
  3.  Любая вещь познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое - это не просто множество вещей, а всеединство.
  4.  Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие - Бог) и обусловленное (материя).
  5.  «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки, или, иначе - веры, мысли и опыта.

Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология - обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества.


Мир, созданный Богом, проходит три этапа:


Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.

Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек - посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром». Его задача - в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека - служение Добру. Идеал совершенного человека есть - это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой.

Богочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему - преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только в Христе и через него - в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь. Любовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом - «в любви, через любовь с любовью».

Н.А.Бердяев («Дух и реальность», «О назначении человека.Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека») - прошел путь от марксиста до религиозного философа. 


Основные идеи его философской концепции:

  1.  Дух и природа  - противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность - различия преодолеваются любовью; природа - объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность - все, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить природу.
  2.  Бог не отвечает за зло, творимое в мире - он не сотворил свободу, которая привела человека к грехопадению.
  3.  Существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е. исполнениерационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести, объединенный любовью весь мир к нему.
  4.  Антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек - со-творец Бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве человек совершает преодоление костной материи, и он прорывается в высшую духовную реальность.

34. Материалистическое направление в русской философии: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.

В 40-х годах XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего трудами А. И. Герцена. В философском труде «Письма об изучении природы» А. И. Герцен выступает как приверженец материализма, хотя называет его философией «реализма».

В центре этой работы – проблема взаимоотношения между философией и естествознанием. По мнению Герцена, философия и естествознание изучают одно и то же – окружающий нас «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга. Естествознание без овладения философской диалектикой не сможет создать истинную картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет развиваться. В 60-е гг. эти же идеи получили свое дальнейшее обоснование в работах Д. И. Писарева. Без естествознания, доказывал Писарев, философия не сможет развиваться, только материалистический подход к явлениям природы может обеспечить прогресс науки. И Герцен, и Писарев указывали, что естествознание имеет огромное значение для выработки у молодого поколения правильного научного мировоззрения, так как оно приучает ум к постижению истины, готовит молодежь для борьбы за преобразование общественной жизни в интересах широких народных масс. В «Письмах об изучении природы» А. И. Герцен стремится показать, что история философии развивалась между природой и духом, между познанием явления и познанием сущности. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития». Логика – только «отвлеченная разумность природы и истории…законы мышления – сознанные законы бытия». Идеализм он называет «не чем иным, как схоластикой протестантского мира». Человека Герцен рассматривает как часть природы и подчиненным ее законам. Без человека «природа не заключает в себе смысла своего,…именно мышление и дополняет, развивает его;…мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна…».В вопросах познания, которые в его работах занимают одно из главных мест, Герцен исходит не только с позиции материализма, но и диалектики. Он стремится преодолеть крайности как эмпиризма, так и рационализма, правда, ошибочно отождествляя эмпиризм с материализмом, а идеализм с рационализмом. Рассматривая эту проблему, Герцен указывает, что эмпиризм, опираясь на чувственный опыт, хотя и правильно описывает факты, но бессилен раскрыть единство в многообразии, постигнуть сущность и внутреннюю закономерность природы. Всякое истинное знание, отмечает он, есть результат диалектического единства чувственного и логического. Источником знания является опыт, впечатления, которые передают нам образы и вместе с тем моральное убеждение, верование, что они соответствуют предметам сущим, возбудившим их в нашем сознании…». А данные опыта человек подвергает рациональному обобщению. Большое место уделял А. И. Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента:


1) изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях; 


2) вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих (причины);


3) нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений. 

.
Чернышевский был последовательным материалистом:

Важнейшие элементы его философского мировоззрения –

  1.  борьба против идеализма, за признание материальности мира
  2.  первичность природы и признание человеческого мышления отражением объективной, реальной действительности
  3.  “антропологический принцип в философии”
  4.  борьба против агностицизма, за признание познаваемости предметов и явлений.

Чернышевский материалистически решал основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Он, отвергая идеалистическое учение о превосходстве духа над природой, утверждал первичность природы, обусловленность человеческого мышления реальным бытием, которое имеет свою основу в самом себе.

 
В своих статьях “Критический взгляд на современное эстетическое понятие”, “Комическое и трагическое” и других Чернышевский, высмеивал идеалистические философские системы за их пустоту и никчемность, за их оторванность от жизни народа, от потребностей общественного развития, показывал, что эти системы не выдержали натиска материалистических воззрений, победоносно утверждающихся в философии, в науке.


“Идеализм,– писал он,– господствовал в немецкой философии до последнего времени, последним великим представителем которой был Гегель, Теперь философские системы, основывающиеся на идеализме и одностороннем спиритуализме, разрушены...». Критикуя гегелевскую философию, Чернышевский тем самым не только наносил удар по идеализму, но и разоблачил реакционную сущность идеалистического мировоззрения либерально-монархического лагеря.

35. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.

Бытие - понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее - онтология.

Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - тождественные понятия. Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Что же существует? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.


Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.
Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная - созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня.

Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).
Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного).

36. Проблема бытия философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.

37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.

В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления одвижении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям - материалистической и идеалистической.


Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи.

В материализме подчеркивается атрибутивный характердвижения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.
Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга.

Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи.

Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX в. - начале ХХ в. пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия - общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.
Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Материя тесно связана с движениема оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются:

  1.  механическое
  2.  физическое
  3.  химическое
  4.  биологическое
  5.  социальное

Впервые эту классификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются:

  1.  геологическое
  2.  экологическое
  3.  планетарное
  4.  компьютерное

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Стало необходимым различать также квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, макромеханическое движение макротел.
Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислот ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

  1.  Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в друга.
  2.  Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм. Являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.
  3.  Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. 
  4.  Недопустимо высшие формы сводить к низшим.

Так, сторонники механицизма (XVII-XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики.

Механицизм - форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм).
Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам.

Количество - это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп); это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущий человек).

Качество - это коренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб).

Особый тип движения - развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении - от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

38. Пространство и время как формы существования материи.

Какова природа пространства и времени? Как соотносятся пространственно-временные отношения с материей и движением? В решении этих и научных, и мировоззренческих проблем возможны два подхода и два ответа. Представители одного утверждают, что пространственно-временные отношения не зависят от материи и движения.

Те философы, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением бога или абсолютной идеи.

Субъективный идеализм в соответствии со своей исходной посылкой рассматривает пространство и время как создания человеческого сознания. Так, английский философ XVII в. Д. Юм считает, что мир состоит из восприятий, а люди якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума состоит в том, чтобы установить связи между восприятиями либо находящимися рядом друг с другом, либо следующими одно за другим. И. Кант, признавая существование материальных вещей вне нас, считал, что свойства пространства и времени не зависят от материи. Это – формы чувственного восприятия, данные человеку вне его опыта.

Но исходная посылка не мешала представителям материалистических школ по-разному решать частные вопросы.

Так, в наивном стихийном материализме античности господствовала концепция, идущая от атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). По их мнению, все тела существуют в бесконечном и однородном пространстве как пустом вместилище атомов и состоящих из них тел. Оно существует реально, как и материя (атомы).

Представление о самостоятельном и независимом существовании пространства и времени получило всестороннее развитие в концепции И. Ньютона, который выдвинул понятие "абсолютного пространства" и "абсолютного времени". По Ньютону, абсолютное (математическое) пространство есть чистая протяженность, "пустое вместилище событий". Согласно этой концепции пространство и время независимы друг от друга, от материальных тел и их движения, они однородны, непрерывны. Пространство трехмерно и симметрично, время одномерно, равномерно течет от прошедшего к будущему. Такое представление опиралось на геометрию Евклида и соответствовало законам классической механики. Эти представления имеют серьезные основания и потому, что в сфере обыденного опыта ни протяженность, ни длительность от взаимодействий объекта не зависят. Кроме того, есть целый ряд пространственно-временных характеристик, для которых связь пространства и времени не обнаружена (например, их топологические свойства). И, наконец, с чисто "житейской" стороны для каждого из нас имеет смысл рассматривать пространственно-временные отношения как фон для процессов, соизмеримых с земными процессами (земные часы, земные измерения расстояний).

Такие взгляды на пространство и время просуществовали вплоть до ХIХ в. Созданная Н. Лобачевским и Б. Риманом неевклидова геометрия, которая строилась на признании зависимости геометрических свойств пространства и времени от физических свойств движущейся материи, показала всю ограниченность и относительность ньютоновской концепции и метафизического материализма во взглядах на эти формы бытия материи.

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в теории относительности А.Эйнштейна. Эта теория является современной естественно-научной теорией пространства и времени, которая подтверждает основные положения диалектического материализма о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.

Естественно-научная философия в основу понятий "пространство" и "время" кладет принцип структурности материи, ее прерывность.

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности.

Существование перцептуального времени и пространства есть объективная предпосылка для субъективной трактовки самих пространственно-временных форм материи.

Естественнонаучная философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи в их объективных свойствах.

Свойства пространства:

1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.

2. Абсолютность, всеобщность.

3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.

4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.

5. Неразрывная связь пространства и времени.

6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.

7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).

8. Протяженность.

9. Обратимость.

10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.

Свойства времени:

1. Объективность.

2. Абсолютность.

3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.

4. Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.

5. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.

6. Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.

7. Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.

8. Необратимость времени.

9. Одномерность времени.

39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы

Диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества.

В содержании диалектики можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.

А) Многие древнегреческие философы были диалектиками. На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия. В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: «нельзя дважды вступить в ту же самую реку», «ничто не постоянно», «всё течёт, всё изменяется».

Б) Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

В) В материалистической диалектике развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Главная задача, которую предстояло решить создателям материалистической диалектики, - это показать, откуда у материи появляется неисчерпаемая энергия вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом на решение данной задачи.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.

Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико- материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.

Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными.

Таких законов три:

1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;

3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития. Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон: возможности и действительности, необходимости и случайности, содержания и формы и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира и получают название соответственно отражаемым в них конкретным связям: закон взаимосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Соотнося значение этих законов с законами первой группы, их обычно называют неосновными законами диалектики.

40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление.

Принцип развития— это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности.

Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеипозволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи” (Ленин В.И.) Для подтверждения данного положения в диалектике используется еще целый ряд идей.

Наиболее фундаментальная из них - идея всеобщей взаимной связи явлений. Принцип всеобщей взаимной связизанимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной идуховной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Идея отражениястановится принципом диалектики в силу того, что, с однойстороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира. Субъективная диалектика – процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним).

Принцип детерминизмаконкретизирует общую картину развития мира. Согласноданной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление естьследствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи иобусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Диалектикой учитывается и факт существования и непричинных видов детерминации (условной, функциональной, структурной).

Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Философские идеи, систематизирующие метафизику - идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение.

Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.




1. Между тем Россия обладает многовековым опытом эффективной организации винной монополии когда изготовле
2. Волноводы
3. Лабораторная работа- Психологические детерминанты успеваемости учащегося
4. 1 Общие принципы организации заработной платы в торговых предприятиях
5. ЮЖНЫЙ ГОРНООБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ
6. на тему- Разработка программы маркетинговых исследований на примере компании ОАО ВиммБилльДанн Вы
7. Техника безопасности при уборке зерновых культур
8. ТЕМА РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 1
9. Модуль положительного числа представляется в прямом двоичнодесятичном коде 8421
10. Реферат- Солнце Земли Русской
11. Задание на проектирование
12. реферату- Початок Великої Вітчизняної війниРозділ- Історія Всесвітня Початок Великої Вітчизняної війни П.
13. ЦРРд-с 239 к обучению в школе
14. Контрольная работа состоит из одного теоретического вопроса и практического задания
15. Реферат на тему- Берестейська унія Підготувала- студентка 11 групи Нестерук С
16. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и в
17. 2
18. Средняя общеобразовательная школа 2 полное наименование учреждения в дальнейшем ~ Исполнитель на
19. Муниципальное образование
20. 01 S- Функция выявления закономерностей исторического развития ~ это функция - социальной памяти - про