Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Драматургия 192030-х гг. Пьесы В. Маяковского, М. Булгакова, Эрдмана, Платонова.
Начиная со второй половины 20-х гг. прочное место в тематике советской драматургии занимает современность. Знаменательным событием было появление пьесы В. Билль-Белоцерковского «Шторм» (1925 г.), в которой автор стремился показать пути формирования характера нового человека в революции.
Значительный вклад в драматургию 20-х гг. внесло творчество К. Тренева, писавшего и народные трагедии («Пугачевщина»), и сатирические комедии («Жена»), и героико-революционные драмы («Любовь Яровая», 1926 г.). В образах Любови Яровой, Кошкина, Шванди с яркостью переданы утверждение революции и героизм нового человека, рожденного в бурях гражданской войны. Картины революции, изображение ее активных участников, вы¬ходцев из народа, и размежевание старой интеллигенции показаны в пьесе Б. А. Лавренева «Разлом» (1927 г.).
«Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Разлом» Б. Лавренева имели этапное значение в истории советской драматургии. В нее широко вторгается передаваемая различными стилевыми средствами проблематика борьбы за социализм. Ту же борьбу, но ведущуюся в мирных условиях, отражают «сатирическая мелодрама» Б. Ромашо¬ва «Конец Криворыльска» (1926 г.), остро публицистическая пьеса В. Киршона «Рельсы гудят» (1928 г.), пьеса А. Файко «Человек с портфелем» (1928 г.), переделанная из романа «Зависть» Ю. Олеши, лирическая драма А. Афиногенова «Чудак» (1929 г.), драма «Заговор чувств» (1929 г.) и т. д. М. Булгаков, почти целиком переключившись на драматургию, в форме острой сатиры нападает на быт нэпманов и разложившихся «ответ¬работников» («Зойкина квартира»), высмеивает прямолинейный, «ведомственный» подход к искусству («Багровый остров»), ставит на историческом материале разных эпох проблему о положении художника в обществе («Кабала святош», «Последние дни»).
Особое значение для развития советского театра имела в это время драматургия Маяковского, смелая, новаторская, построенная на свободном использовании са¬мых разных художественных средств от реалистических зарисовок быта до фантастических символов и монтажа. В таких произведениях, как «Мистерия-буфф», «Баня», «Клоп», Маяковский выступал одновременно как сатирик, лирик и политический пропагандист. Здесь действуют рядом отсталые представители мещанства, бю¬рократы (Присыпкин), люди коммунистического завтра («фосфорическая женщина») и повсюду слышится голос самого автора. Драматургические опыты Маяковского, близкие по своему новаторскому строю драмам Бертольда Брехта, оказали влияние на последующее развитие в европейском театре особой многоплановой «драмы XX века».
В дни первой годовщины Октябрьской революции в Петрограде состоялся спектакль-митинг «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского, которую сам автор назвал «героическим, эпическим и сатирическим изображением нашей эпохи». «Эти дни были величественны и прекрасны, вспоминал театральный деятель П. А. Марков. Нас захватывали огромность революционного переворота и мечты о переустройстве мира в целом, которое, казалось, наступит вот-вот, в самые ближайшие дни...» Такое глобальное умонастроение воплощалось в произведении Маяковского, где боролись «чистые» и «нечистые», героем выступала сама революционная масса. «Мистерию-Буфф» приветствовал народный комиссар просвещения А. В. Луначарский как первую художественную пьесу, порожденную революцией и проникнутую ее праздничным, жизнеутверждающим настроением.
В первые послереволюционные годы театр ориентировался на лозунг «созвучия революции» и основное место в репертуаре помимо классики занимали сочиненные по старинке бытовые пьесы, романтические драмы и мелодрамы с подходящими «историческими сюжетами» и героями, облаченными в живописные театральные костюмы. Существовала целая теория, вскоре, правда, отвергнутая, что полная взрывных событий и непримиримых классовых боев, тяжкой работы и неустоявшегося быта современность вообще не может послужить основанием для истинно художественной пьесы, нуждающейся в солидной дистанции для осмысления великих социальных катаклизмов. Между тем театр В. Э. Мейерхольда создавал особый тип «игрового сценария» для своих агитационных спектаклей. Исследователь советского театра Б. В. Алперс сравнил его с шекспировской драматургической композицией: «Новая композиционная схема современного театрального представления так называемое «широкое полотно», с большим количеством эпизодов и действующих лиц, со множеством переплетающихся драматических линий, с быстрой сменой мест действия». В такую композицию свободно вливался кипучий материал социальных событий и человеческих судеб. Практика театра Мейерхольда сыграла определенную роль в рождении новой, советской драматургии, проникнутой пафосом революционных свершений. Ярким образцом новаторской пьесы стал «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского. Лишенные всякой внешней романтической героизации сцены борьбы коммунистов провинциального городка с голодом, разрухой, тифом, спекуляцией, бандитскими нападениями передавали действительную жизнь с документальной строгостью. Здесь предстали подлинные герои времени, живущие высоким революционным долгом, беззаветным энтузиазмом первых революционных лет: непреклонный председатель укома, Братишка матрос, потерявший ногу в гражданской войне, старый большевик, умирающий на посту.
Во второй половине 20-х гг. появились и другие пьесы о революции и гражданской войне «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «Разлом» Б. А. Лавренева. В них бурлили проблемы и конфликты эпохи: столкновение революционного сознания и стихийного движения масс, классовый долг в споре с личными чувствами, расслоение старой интеллигенции и переход ее лучших представителей в лагерь пролетариата.Среди первых пьес о гражданской войне была пьеса М. А. Булгакова «Дни Турбиных», вызвавшая острую дискуссию. Крах «белой гвардии» был представлен «изнутри», на примере староофицерской семьи и ее друзей. Чеховский тон, близкий мхатовскому психологизму, способствовал раскрытию исторической обреченности белогвардейщины, иллюзорности ее надежд. Но такое изображение «белых» многим, еще не остывшим от впечатлений гражданской войны, казалось неправомерным и спорным. Трудным был путь к сценическому воплощению и для другой пьесы Булгакова «Бег», блестящей сатиры на белое движение, нашедшее логический конец в трущобах эмиграции. Правы оказались высоко оценившие «Бег» Луначарский и Горький, предрекавший ему успех.
В значительной мере благодаря Московскому Художественному театру в драматургию пришли также В. П. Катаев («Растратчики», «Квадратура круга»), Ю. К. Олеша («Три толстяка»), Л. М. Леонов («Половчанские сады»).
В конце 20-х гг. появилась целая серия сатирических пьес, обличавших «накипь нэпа» и его «героев»: авантюристов, комбинаторов, искателей легкой наживы. Тут и глуповатый Гулячкин, стремящийся присосаться к советской действительности, из «Мандата» Н. Р. Эрдмана, и ловкач-коммерсант Семён Рак из «Воздушного пирога» Б. С. Ромашова, и растратчики государственной кассы из одноименной пьесы Катаева, и холодно-расчетливый делец, приспособленец Гранатов из «Человека с портфелем» А. М. Файко. В «Унтиловске» Леонова действовал своеобразный идеолог «внутренней эмиграции» Черваков, носитель воинствующей философии неприятия революции. Уже в этой ранней пьесе сказались особенности философско-значимой драматургии Леонова, отличающейся напряженностью нравственных исканий, многослойным психологическим подтекстом. Вышли в свет острые сатирические произведения Маяковского «Клоп» и «Баня», в которых представали объемно-символические образы мещанина советской формации Присыпкина и новоявленного бюрократа главначпупса Победоносикова. Эти фигуры стали нарицательным обозначением мещанства и бюрократизма.
По-разному начиналась советская драматургия в республиках страны, так как национальные театры к моменту Октябрьской революции находились на разных стадиях развития (см. Театр народов России (дооктябрьский период). Так, национальный Драматический театр в Казахстане открылся в 1926 г. первой пьесой основоположника советской казахской литературы Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек» степной легендой о трагической любви героев народных преданий. В республиках Средней Азии, где Советская власть побеждала в яростной борьбе с байско-феодальной реакцией, с носителями векового религиозного гнета, большое значение имели агитационные пьесы, смело выступавшие за новый строй, против угнетения женщины, темноты и невежества. Основатель узбекской советской драматургии Хамза Хакимзаде Ниязи работал в разных жанрах, щедро черпая из фольклорной сокровищницы. Он писал сатирические агитки, комедии, психологические драмы. Любимая многими поколениями зрителей комедия «Проделки Майсары» стала классической. За свое боевое, агитационное творчество Хамза поплатился жизнью: в 1929 г. его убил религиозный фанатик. Преемниками Хамзы стали молодые драматурги; самый видный из них Камиль Яшен, автор пьесы «Два коммуниста» (2-я ред. «Разгром») о гражданской войне, о борьбе с басмачеством. Пафосом революционного наступления были проникнуты пьесы туркменского драматурга Х. Дурдыева «Без калыма», киргизского писателя А. Токомбаева «Злосчастная Кязиль».
В Грузии происходил процесс освоения новой, современной тематики, близкой русской драматургии. Героико-романтическая пьеса С. И. Шаншиашвили «Анзор». впрямую перекликалась с «Бронепоездом 14-69» Вс. В. Иванова. Началом грузинской советской комедиографии принято считать пьесу Ш. Н. Да-диани «В самое сердце», созвучную произведениям, обличавшим «пену нэпа»; здесь тоже высмеивались новоявленные бюрократы, пустословы, бездельники. В комедии «Кваркваре Тутабери» П. М. Какабадзе широко использовал традиционные маски, народные сказочные мотивы, остроумно обличая авантюристическую демагогию грузинских меньшевиков.
Главной опорой азербайджанского репертуара стали пьесы Дж. Джабарлы. Романтические «Невеста огня» и «Севиль» прославляли борьбу за свободу и человеческое счастье. Если народно-героическая драма «Невеста огня» посвящена давним историческим событиям, то «Севиль» раскрепощению женщины, принесенному социалистической революцией. Революцией вдохновлялось творчество драматурга Г. Джавида, автора стихотворных пьес «Иблис», «Князь». На армянской сцене, имевшей глубокие реалистические традиции, в 20-х гг. появились национальные пьесы о революции и гражданской войне. Характерно, что и в Армении была пьеса Т. Ахумяна «На рассвете», перекликавшаяся с «Бронепоездом 14-69». Обратила на себя внимание драматургия В. Вагаршяна, лучшая пьеса которого «В колхозе» посвящена классовой борьбе в деревне.
Обширной и многообразной была украинская драматургия 2030-х гг. Ее лучшие произведения ставились всеми театрами страны. Политической страстностью, актуальностью, новыми человеческими характерами отмечено творчество И. К. Микитенко («Диктатура», «Светите нам, звезды», «Девушки нашей страны»). Ярким комедиографом был И. А. Кочерга, владевший приемами фарса, трагикомедии, феерии («Марко в аду»). Драматургия Н. Г. Кулиша, развивая традиции классической украинской драмы, с большой остротой показывала новые конфликты и характеры («97», «Мина Мазайло», «Народный Малахий»).
Энтузиазм социалистического строительства 30-х гг. нашел отражение прежде всего в творчестве Н. Ф. Погодина. Начав с очерково-журналистской пьесы «Темп», уловившей стремительный ритм эпохи, драматург зорко подметил главные черты рабочих-ударников и показал их в «Поэме о топоре»; создал глубокий, масштабный образ руководителя стройки, «человека пятилетки» Гая в пьесе «Мой друг». «Театр Погодина», посвященный труду и творческому горению строителей первых пятилеток, закладывал основы будущего явления «производственной» пьесы 70-х гг.
В 1932 г. вышла новая пьеса М. Горького «Егор Булычов и другие», став событием в советской драматургии в театре. Она способствовала утверждению метода социалистического реализма в советской литературе. Творчество Горького оказало значительное влияние на молодых советских драматургов: Леонова, Погодина, А. Н. Афиногенова. В пьесах «Чудак» и «Страх» Афиногенов рассказал о путях интеллигенции, о столкновении старых, индивидуалистических представлений с коллективистским мировоззрением. Как открытия драматурга пришли на сцену бескорыстный чудак-энтузиаст Волгин, профессор Бородин со своей философией правящего миром страха, старая большевичка Клара, пламенно опровергающая эту теорию, ученый советской формации казах Кимбаев, видящий в науке средство переустройства общества.
Драматургия 30-х гг. рождалась в противоборстве разных точек зрения на методы создания нового героя, на отношения героя и массы. Эти животрепещущие проблемы занимали создателя историко-революционных произведений Вс. В. Вишневского. Непреходящая в советской драматургии тема Октябрьской революции и гражданской войны по-новому воплощена в его героико-романтической «Оптимистической трагедии». Пьеса о матросском полке, уходящем в бессмертие во имя Революции, звучала обращением к современности, а через нее к будущему. Образ женщины-комиссара, несущей волю партии, преобразующей анархистскую массу, представал как символ целеустремленного революционного сознания. В эти годы стала популярной героико-романтическая пьеса украинского драматурга А. Е. Корнейчука «Гибель эскадры» о судьбе Черноморского флота в дни гражданской войны.
На протяжении 30-х гг. в драматургии возрастало внимание к разнообразию человеческих характеров и переживаний, к серьезным нравственным вопросам. Это ощущается и в лирических пьесах поэта М. А. Светлова («Глубокая провинция», «Сказка»), и в оригинальных метафорических пьесах о судьбах интеллигенции Олеши («Заговор чувств» и др.), и в аллегорических сказках Е. Л. Шварца, обладающих большой «амплитудой» комедийности от иронии и юмора до сарказма («Голый король», «Тень»). На многих сценах шли комедии белорусского писателя К. Крапивы («Кто смеется последним»). Очевидно, потребность в «человековедении» сказалась в том горячем общественном приеме, который ждал пьесу А. Н. Арбузова «Таня» о любви и судьбе обыкновенной молодой женщины. «Арбузовский театр» на протяжении последующих десятилетий был привержен проблемам нравственного роста и мужания, «самосоздания» героя. Тяготеющие к мелодраме, наделенные редкими качествами сценичности, обычно камерные по видимости, пьесы Арбузова не раз по примеру «Тани» приобретали громкое гражданственное звучание («Город на заре», «Годы странствий»).
В дни 20-летия Октября сделала первые шаги театральная Лениниана: «Правда» Корнейчука и «Человек с ружьем» Погодина. Обращение к образу В. И. Ленина явилось итогом многолетних поисков нового героя, человека революционного долга и идеала. В первых пьесах о Ленине он предстает в дни Октябрьской революции как вождь, кровно связанный с массами. Драматурги стремятся передать масштабность гениальной мысли, непоказную демократичность и душевность Владимира Ильича. На первых этапах Ленинианы это наиболее удалось Погодину, который, все свободнее ориентируясь в историческом материале, написал в последующие годы еще две пьесы о В. И. Ленине «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» (см. Лениниана в театре).
Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения «Клоп» и «Баня», «Мистерия-Буфф», мечтал написать роман. В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.
Маяковский считал, что «театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», поэтому создает сатирические комедии, обличающие мещанство и бюрократизм, в борьбе с которыми формировался новый человек, укреплялся социалистический строй. В пьесе «Клоп» 1929 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях. «Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и речах выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели «молодняцкого» общежития, люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового общества. К «расчеловечиванию» Присыпкина, к превращению его в представителя вымершего рода «обывателиус вульгарно» сводится основное действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.
Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость мещанства. Если Присыпкин перерожденец, сделавший из своего пролетарского происхождения удобное прикрытие, то Олег Баян - приспособленец, лживыми фразами прикрывающий прогнившее нутро обывателя, вскормленного старым миром и оставшегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.
Пьеса «Баня» (1930 г.) направлена на не менее опасное явление бюрократизм. Пьеса сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается использованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей. Острый конфликт между настоящими строителями нового общества и Победоносиковым, стоящим на пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества будущего: машина времени сбрасывает тех, «что не нужны для коммунизма».
Политическая острота в постановке проблемы, меткость поэтического слова, изобретательность в создании сценического действия отличительные особенности и этой пьесы Маяковского. Своими пьесами он успешно развивает комедийно-сатирические традиции русской классической литературы, традиции А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Особенно видны традиции гоголевского «Ревизора».Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма