Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 4
7 СЕМЕСТР
10. Русское искусство начала ХУ111 века (6 часов).
Культурный перелом рубежа веков и особенности искусства Петровской эпохи. Основание Санкт-Петербурга. Тема города и человека в архитектуре и изобразительном искусстве. Сдержанная линия барокко в зодчестве первой половины 18 века творчество Д. Трезини, М. Г. Земцова, И.К. Коробова, П.М. Еропкина. Графика А.Ф. Зубова («Гангутский триумф», «Панорама Петербурга»). Формы искусства Нового времени в живописи петровских пенсионеров портреты И.Н. Никитина и А. Матвеева (портреты Петра 1, Напольного гетмана, супругов Голицыных). Творчество Б.-К. Растрелли (рельефы Триумфального столпа, портреты и конная статуя Петра 1, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком»).
11. Особенности искусства середины ХУ111 века (6 часов).
Влияние парсуны на творчество портретистов середины столетия И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П. Аргунова (портреты Сары Фермор, Измайловой, Румянцевой, неизвестной крестьянки в русском костюме).
Черты стиля барокко и особенности русского барокко. Композиционные типы блок-галерея и блок-каре в творчестве Ф.-Б. Растрелли (Екатерининский дворец в Царском Селе, ансамбли Зимнего дворца и Смольного монастыря). Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Д.В. Ухтомского.
12. Живопись второй половины ХУ111 века (6 часов).
Идеи Просвещения в эстетике русского классицизма. Образование Академии Художеств и иерархия жанров искусства. Линейно-пластическое начало в исторической живописи А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмова («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой», «Испытание силы Яна Усмаря», «Призвание Михаила Федоровича на царство»).
Расширение типологии портрета в творчестве Ф.С. Рокотова (портреты Голенищева-Кутузова, Воронцовых, Самариной, Струйских) и Д.Г. Левицкого (портреты Кокоринова, Демидова, серия «Смольнянки», «Екатерина 11 - законодательница в храме богини правосудия»). Бытовой жанр и пейзаж творчество И.И. Фирсова, М. Шибанова, С.Ф. Щедрина.
13. Архитектура второй половины ХУ111 века (4 часа).
Два этапа классицизма в архитектуре 18 века. Разработка усадебного типа композиции здания и ориентация на античный ордер. Творчество В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова. Строгий классицизм в произведениях Дж. Кваренги и Ч. Камерона.
14. Скульптура второй половины ХУ111 века (4 часа).
Скульптурные портреты Ф.И. Шубина (портреты Голицына, Румянцева-Задунайского, Паниной, Завадовского, Екатерины 11 и Павла 1). Монументальная и садово-парковая скульптура второй половины 18 века: творчество Э.-М. Фальконе и М.И. Козловского (памятники Петру 1 на Сенатской площади, Суворову на Марсовом поле, «Самсон, раздирающий пасть льва»).
15. Искусство конца ХУ111 столетия (4 часа).
Сентиментализм в портретной живописи: творчество В.Л. Боровиковского (портреты Екатерины 11, Лопухиной, сестер Гагариных). Декоративно-прикладное искусство 18 века.
16. Архитектура и скульптура первой трети Х1Х века (4 часа).
Архитектура высокого классицизма творчество А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Тома де Томона (возведение Казанского собора, Адмиралтейства, Биржи). Стиль ампир и особенности архитектурных ансамблей К.И. Росси (градостроительные задачи в пространственном решении ансамблей зданий Главного штаба, Александринского театра, Михайловского дворца).
Классицистические произведения И.П. Мартоса (мемориальная скульптура, памятник Минину и Пожарскому).
17. Живопись первой трети Х1Х века (6 часов).
Общеевропейское романтическое движение и особенности эстетики романтизма. Романтизм в русской портретной живописи. Ценность свободы и естественности в человеке. Творчество В.А. Тропинина (портреты сына, Булахова, Пушкина) и О.А. Кипренского (портреты Е. Давыдова, Пушкина, героев 1812 года). Бытовой жанр как идиллия в живописи А.Г. Венецианова («Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Кружевница»).
18. Искусство второй трети Х1Х века (4 часа).
Историческая живопись и портретное творчество К.П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала», портреты А.К. Толстого, Н. Кукольника, М. Ланчи, автопортрет). Совершенный синтез идеала и натуры в образах А.И. Иванова. Этюды к «Явлению Мессии» и композиционные особенности картины. Роль света в «Библейских эскизах».
19. Искусство середины второй половины Х1Х века (8 часов).
Эволюция критического реализма в живописи П.А. Федотова от анекдота до трагического образа повседневности («Свежий кавалер» - «Анкор, еще анкор!»). Позитивистские установки в культуре и реалистическое направление в живописи. Установка на жизненность картины-рассказа в деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок». Портреты И.Н. Крамского. Народническо-демократические основы образа «Христа в пустыне». Поиски типического и совершенствование метода в живописи В.Г. Перова («Чаепитие в Мытищах» - «Последний кабак у заставы»). Обновление художественного языка и трагическая экспрессия образов в творчестве Н.Н. Ге («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа»). Реалистическая типизация в произведениях И.Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»). Композиционные и образные особенности исторической живописи В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова»). Колористическое разнообразие картин Сурикова. Реалистическое видение натуры в былинных образах В.М. Васнецова («Витязь на распутье», «Богатыри»).
Лирический и декоративный пейзаж второй половины 19 века творчество А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана.
20. Искусство конца Х1Х начала ХХ века (6 часов).
Классика и современность в живописи В.А. Серова (от импрессионизма («Девушка, освещенная солнцем») до модерна (портрет Иды Рубинштейн)). Кристаллическая форма и символизм образов в искусстве М.А. Врубеля (эскизы к росписи Владимирского собора в Киеве, «Демоны», «Сирень», «К ночи»). Идеальный русский пейзаж в религиозной и портретной живописи М.В. Нестерова («Пустынник», «Явление отроку Варфоломею», «Философы»).
Поиски большого стиля и создание индивидуальной эстетической среды на рубеже веков. Эстетика модерна в произведениях Ф.О. Шехтеля (особняк Рябушинского, здание Ярославского вокзала). Стилизация и ретроспекция как часть художественного метода мастеров «Мира искусства»: творчество А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста. Драма отношений человека и города в произведениях М.В. Добужинского («Человек в очках», «Окно парикмахерской»).
Поиски национальной традиции и Русь допетровская в творчестве А.П. Рябушкина («Семья купца ХУ11 века», «Свадебный поезд в Москве ХУ11 столетия», «Едут!»). Народный лубок и графика И.Я. Билибина. Праздничная русская провинция в картинах Б.М. Кустодиева («Масленица», «Ярмарки», «Купчихи»). Стихия цвета в живописи Ф.А. Малявина («Смех», «Вихрь»).
Влияние импрессионизма и модерна на скульптуру рубежа Х1Х-ХХ веков: творчество П.П. Трубецкого (памятник Александру 111), Н.А. Андреева (памятник Гоголю).
21. Искусство 1900-х гг. (8 часов).
Русский символизм. Языческие мотивы и теософские идеи в творчестве Н.К. Рериха («Заморские гости», «Небесный бой», архитектурная, гималайская серии). Условность пространства и тайна образа в живописи В.Э. Борисова-Мусатова («Призраки», «Изумрудное ожерелье», «У водоема»). Увлечение эстетикой примитива и творчество мастеров «Голубой розы»: степная серия П.В. Кузнецова, контрасты цвета в восточных сюжетах и натюрмортах М.С. Сарьяна. Древнерусская традиция и «сферическая перспектива» в искусстве К.С. Петрова-Водкина («Играющие мальчики», «Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара», натюрморты). Творчество А.С. Голубкиной («Плывущий», «Старая», портрет Л. Толстого). Переосмысление традиций в искусстве С.Т. Коненкова («Самсон, разрывающий узы», «Нике», «Паганини», фольклорные мотивы).
«Бубновый валет» и «московские сезаннисты»: П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк, А. В. Лентулов. Неопримитивизм М.Ф. Ларионова («Провинциальные франты», солдатская серия) и Н.С. Гончаровой («Мытье холста», «Евангелисты»). «Фантастический реализм» М.З. Шагала («Прогулка», «Поцелуй», «В деревне»).
22. Искусство 1910-20-х гг. ( 6 часов).
Идеи «техно» в русском футуризме (Н.С. Гончарова). Распад классической модели мира и «знаковая революция» абстракционизма - отказ искусства от изобразительности. Вселенская космическая идея в супрематизме К.С. Малевича («Черный квадрат», супрематические композиции). Абстрактный экспрессионизм В.В. Кандинского и особенности его творческого метода (импрессия импровизация - композиция).
Индустриализация, урбанизация и массовое производство. Идеи социальной и эстетической революции, новой городской среды. «Башня 111 Интернационала» Татлина. Эксперименты с формой и пространством в деятельности «Вхутемас»а. Эстетика, композиционные особенности и основные сооружения конструктивизма (дом-коммуна, дом культуры как выражение урбанистических идей в творчестве братьев Весниных, К. Мельникова).
8 СЕМЕСТР
23. Официальное советское искусство конца 1920-30-х гг. (4 часа).
Агитационный характер советского искусства: плакаты Д.С. Моора и живопись А.А. Дейнеки («Оборона Петрограда», «На стройке новых цехов», «Какой простор!»). Принципы «социалистического реализма» и «сталинский ампир». Проект Дворца Советов. Особенности монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной.
24. Развитие реалистических принципов в советском искусстве 1930-60-х гг. (4 часа).
Живопись П.Д. Корина (этюды к картине «Русь Уходящая», портреты Шостаковича, Нестерова, Коненкова). Творчество А.А. Пластова («Фашист пролетел», «Сенокос», «Жатва», «Весна»). Особенности «сурового стиля» 1960-х. Живопись В. Е. Попкова (цикл «Мезенские вдовы», «Шинель отца», «Работа окончена») и Д. Жилинского («Семья», «Портрет художника Чернышева», «Гимнасты СССР»).
25. Неофициальное искусство 1960-80-х гг. (4 часа).
Представители нонконформизма 1960-1970-х: О.Я. Рабин, В.Н. Немухин, О.Н. Целков. «Неофициальное искусство» А.Т. Зверева и А.В. Харитонова. Скульптура В.А. Сидура и Э.И. Неизвестного. Смысловая бедность соц-арта (живопись В.А. Комара и А.Д. Меламида). Концептуализм в современном искусстве - творчество Э.В. Булатова и И.И. Кабакова.
26. Искусство конца ХХ начала ХХ1 века (4 часа).
Социокультурный кризис современной эпохи и постмодернистская эстетика. Отсутствие ценностной системы, «смерть субъекта», «смерть автора», фиктивность смысла, превращение образа в объект, преднамеренная цитатность. Постмодернизм и китч 1980-х-2000-х. М.М. Шемякин, Н.С. Сафронов, А. Виноградов, В. Дубосарский, М. Сатаров.
Трансформация художественной среды и творчество Т.Г. Назаренко («Пугачев», «В музее», «Стена», «Без названия»). Искусство Н.И. Нестеровой («Драка», «Игра в людей»), О. Булгаковой («Поклонница Малевича»), И. Затуловской («Школьница», «Моют пол в Ферапонтове»).
2.3. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА РАЗДЕЛА «ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА»
История русского искусства. Т.1/ под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. М., 1991.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1992.
Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. М., 1969.
Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб, 1994.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985
Горшкова В. Душевные образы вознося к первообрядным образцам // Родина. 1993. 1.
Горшкова В. Зримый образ незримого... // Родина. 1993. 11.
Горшкова В. Сокровенные рецепты // Родина. 1993. 12.
Горшкова Г. Преподобные мастера // Родина. 1994. 1.
Горшкова В. Святоносная палитра // Родина. 1994. 2.
Горшкова В. Дом премудрости Божией // Родина, 1994. 6.
Горшкова В. Северная София // Родина, 1994. 7.
Горшкова В. Домонгольские образы // Родина, 1995. 1.
Горшкова В. Поле Батыева погрома // Родина, 1995. 11.
Горшкова В. Сердце храма // Родина, 1996. 2.
Горшкова В. Горе грешникам и слава праведным // Родина, 1996. 5.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998
История культуры России. М., 1993.
Кандинский В. О духовном в искусстве. Л., 1990.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 5-225.
Лазарев В.Н. Мозаики и фрески Древней Руси. М., 1973.
Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1980.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн. 1992-1993.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века). СПб.: Искусство, 1996.
Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Таллин: Александра, 1992.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв М.: Гнозис,1991.
Масленицын С.И. Ярославская живопись. М., 1983.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры:. М.: Прогресс, 1994-1995. Т. 1-3
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала ХХ века. М.: Искусство, 1991.
Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. М., 1985.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986; СПб., 1996.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Семенникова Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.
Степанян Н.С. Искусство России ХХ в.: Взгляд из 90-х. - М., 1999.
Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
Успенский Б.А. Избранные труды: В 2 т. М., 1996.
Художественный язык средневековья. М., 1982.
Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992.
Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.
Приложение:
Экзаменационные билеты по курсу «История русского искусства»
7 СЕМЕСТР
8 СЕМЕСТР