Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
102. СОВЕТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА. ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ.
Система права определяется характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Традиционно в науке систему права отождествляют со структурой права, его внутренним строением, делением его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права - это складывающееся в соответствии с потребностями общественного развития, внутренне непротиворечивое, согласованное строение права, состоящее из отраслей, подотраслей и правовых институтов, которые расположены в порядке иерархии и характеризуются наличием прямых и обратных связей. В советской правовой системе система права обладала следующими особенностями.
Во-первых, советской юридической наукой отрицалось деление права на частное и публичное. Однако эволюция системы права в России показывает, что такое деление права как нельзя более актуально в условиях рыночной экономики, признания равенства всех форм собственности и построения правового государства.
На протяжении более чем семидесятилетней истории советского государственно-правового развития официальная наука теории государства и права отрицательно относилась к делению права на частное и публичное. Принято было считать, что это деление искусственное и призвано замаскировать сущность буржуазного права как возведённой в закон воли эксплуататорского меньшинства общества. В.И. Ленин довольно резко высказался за обеспечение и расширение государственного вмешательства в правовые отношения: «мы ничего частного не признаём, для нас всё в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», и эта установка послужила одной из идеологических основ тотального огосударствления всей системы права.
Во-вторых, система советского права характеризовалась крайне небольшим числом его структурных элементов - правовых отраслей. Данная особенность, на наш взгляд, была связана не только с тем, что сущность социалистического права не предполагала наличия отраслей налогового, коммерческого, банковского права, а также некоторых других публично- и частноправовых отраслей, характерных для большинства правовых систем буржуазно-капиталистических государств, но и с развитием концепции «постепенного сращивания» отраслей социалистического права.
Сущность этой развиваемой советскими правоведами-марксистами идеи заключалась в том, что институты и отрасли советского права по мере движения общества к социализму приобретают комплексный характер и постепенно «срастаются». С наступлением эпохи социализма право и вовсе, постепенно отмирает и вытесняется социалистической плановостью. Разработки подобных концепций обусловили появление таких лженаучных, с точки зрения современного правоведения, теорий, как, например, концепция хозяйственного права. Данная искусственно созданная отрасль права объединяла, по мнению разработчиков, нормы, относимые буржуазными правоведами к гражданскому праву, семейному праву, трудовому праву, праву социального обеспечения, природ-оресурсовому праву (которое опять-таки объединяло нормы экологического права, природо-охранного права, права природопользования и др.).
С.В. Поленина характеризует систему советского законодательства как «совокупность связанных иерархией и соподчинённостью общесоюзных и республиканских законов и иных нормативных актов, взаимодействующих между собой, как в целом, так и в своих структурных частях и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления». Главной особенностью системы советского законодательства, несомненно, явилась её чёткая унифицированность, строгая иерархичность нормативного правового материала и определение сферы правового регулирования.
С точки зрения В.М. Баранова и СВ. Полениной, изменения, происходящие в системе законодательства, обуславливаются воздействием целого комплекса разнообразных социальных факторов, среди которых и объективные факторы, и факторы субъективного свойства. К числу последних относится, прежде всего, усмотрение законодателя. Не последнюю роль в переменах, происходящих в системе законодательства, играет трансформация внутри системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также сужения или расширения сферы правового регулирования.
Изменения сферы правового регулирования представляют собой сложный диалектический процесс, в котором подчас сталкиваются противоположные тенденции. Несколько схематично можно выделить такие направления изменения сферы правового регулирования: 1) распространение правового регулирования на ранее не регулируемую область общественных отношений; 2) перераспределение сферы правового регулирования между отдельными отраслями права; 3) замена правового регулирования иными формами социального регулирования.
Процессы изменения сферы правового регулирования, протекающие по первому направлению в условиях научно-технического прогресса в СССР, происходили особенно бурно. Освоение космоса, использование богатств морского дна, трансплантация органов человека, широкое внедрение в управление автоматизированных систем управления и вычислительной техники, вызывали необходимость «проникновения» права в ранее неведомые ему сферы общественного бытия. И хотя процессы становления новых отраслей права сложны и длительны, эти изменения сферы правового регулирования оказывали заметное влияние на систему советского законодательства. Данное влияние проявлялось, прежде всего, в увеличении совокупности нормативных правовых актов, то есть в расширении пространственных пределов правового регулирования, количественных изменениях в системе советского законодательства, укрупнении его отраслей.
Изменение сферы правового регулирования в ряде случаев было обусловлено и перераспределением областей правового регулирования между отдельными отраслями советского права, которое происходило в одной из двух форм: в наиболее чистом виде - путём прямой замены одной формы регулирования другой, причём здесь явно прослеживается тенденция к постепенному ослаблению жёсткости, императивности правового регулирования; в более скрытом виде - путём становления и «специализации» пограничных правовых институтов. Замена одной формы правового регулирования другой обычно сопровождалась изданием новых нормативных правовых актов, что определяло тенденцию в системе советского законодательства к постепенному накоплению поправок, изменений и дополнений к ранее действовавшим нормативным правовым актам, а значит и объективному требованию проведения очередного упорядочения, систематизации законодательства в той или иной его сфере и издания новых кодифицированных актов.
Другая тенденция в развитии системы советского права, оказывающая существенное воздействие на формирование и развитие системы советского законодательства связана с дифференциацией правового регулирования общественных отношений.
Процесс дифференциации правового регулирования проявляется, прежде всего, в членении самой системы права на составные элементы - отрасли, подотрасли, правовые институты и субинституты. В свою очередь, структура права оказывает существенное влияние на организацию системы законодательства. В этом смысле представляется справедливым суждение В.Ф. Яковлева о том, что если в основе межотраслевого законодательства как внешней формы проявления способа взаимодействия отраслей права лежит интеграция в системе права, то основой отраслевого законодательства, которое неразрывно связано с делением системы права на отрасли с присущими каждой из них особыми способами правового воздействия на общественные отношения, служит дифференциация в системе права. Очевидна также бесспорность тезиса И.С. Самощенко, указавшего, что «самым цельным, беспроблемным, непротиворечивым представляется законодательство, складывающееся на основе дифференциации отраслей права. И, напротив, комплексное законодательство характеризуется большей степенью противоречивости, дублирования одного и того же отраслевого нормативного материала».
Тенденция дифференциации правового регулирования в советском праве отражалась в системе законодательства тенденцией к увеличению внутри отдельных отраслей законодательства совокупности образующих их нормативных правовых актов, что является, на наш взгляд, естественным процессом развития системы советского законодательства по мере усложнения общественных отношений. При помощи дифференциации правового регулирования тот или иной нормативный правовой акт либо его структурная часть ориентировались на определённого адресата, что в известной степени способствовало увеличению «доходчивости» данного акта и тем самым содействовало его исполнению, наиболее соответствующему воле законодателя. Углубление процесса дифференциации правового регулирования общественных отношений, в первую очередь в вопросах ответственности, явилось также одним из возможных путей совершенствования системы советского законодательства, способствующих повышению эффективности воздействия этой системы на политическую, социальную и хозяйственную жизнь страны.
Однако поскольку дифференциация правового регулирования сопряжена, как правило, со значительным увеличением подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных правовых актов, она создавала определённые правоприменительные трудности. В развитии советского законодательства прослеживаются явные (и далеко не безуспешные) попытки законодателя к целесообразному сочетанию дифференциации правового регулирования, влекущей увеличение совокупности нормативных правовых актов конкретной отрасли советского законодательства, и интеграции правовых норм, сопровождаемой появлением качественно новых отраслей советского законодательства.
Особый аспект развития системы советского законодательства в тенденции увеличения совокупности нормативных правовых актов и «разрастании» отраслей советского законодательства связан с усилением роли общественных организаций в регулировании правоотношений путём своей относительно автономной нормотворческой деятельности. В качестве законодателя выступали руководства колхозов, профсоюзов, кооперативов, товариществ и др. Наметилась тенденция к сочетанию централизованного и локального правового регулирования общественных отношений. На наш взгляд, эта тенденция явилась одной из многих, положивших начало движению от централизации государственного управления к его децентрализации, кризису, а затем и крушению административно-командной системы Советского государства.
Важной тенденцией в развитии системы советского права является тенденция интеграции правового регулирования общественных отношений, которой в системе советского законодательства корреспондирует тенденция к её унификации. Под интеграцией правового регулирования в юридической литературе принято понимать «установление единообразного правового регулирования в пределах одного элемента системы права, распространяющего действие своих норм, ранее предназначавшихся для регламентации определённого круга правоотношений, на сходные правоотношения».
В советской юридической литературе термин «унификация» нередко употребляется для обозначения процессов, происходящих не только в законодательстве, но и в праве. Представляется более правильным вести речь о дифференциации и интеграции, как о явлениях, происходящих в праве, и об увеличении совокупности нормативных правовых актов и их унификации, как о процессах, свойственных законодательству. По мнению И.Н. Сенякина, стержнем унификации законодательства является процесс создания единых норм для регулирования родственных общественных отношений, он должен рационально сообразовываться с дифференциацией. Эта задача выполняется посредством выработки единых нормативных актов, охватывающих своим содержанием определённый круг общественных отношений, регулируемых специальными нормами. Под унификацией следует понимать процесс целесообразного введения особых юридических норм для регулирования родственных общественных отношений, а также создание единых нормативных актов, которые аккумулируют правовые нормы, осуществляющие данную регламентацию.
Подчёркивая огромное значение унификации, И.Н. Сенякин полагает, что «во-первых, унификация создаёт ряд выгод законодательного характера: уменьшает объём нормативного материала, исключает элементы нормативного дублирования.
Во-вторых, она облегчает изучение и применение правовых норм.
Наконец, унификация устраняет неоправданные случаи дифференциации...».
Советская правовая мысль добилась колоссальных успехов в области кодификации нормативных правовых актов, а, следовательно, налицо прогрессивное развитие советского законодательства. Предпосылками этих успехов явились такие процессы, протекающие в советском праве, как изменение сферы правового регулирования, дифференциация и интеграция правового регулирования общественных отношений, а следствием - разработка, кодификация и принятие в 1960-1980 годах таких прогрессивных, с юридической точки зрения, нормативных правовых актов, как Гражданский кодекс, Основы гражданского законодательства, Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, Собрание действующего законодательства в пятидесяти томах и, наконец, Конституция.
В заключение рассмотрения тенденций в развитии советского права и законодательства как элементов советской правовой системы необходимо отметить, что зародившиеся в советский период эволюции правовой системы тенденции в развитии права и законодательства происходили путём отказа от устаревших, утративших эффективность правовых институтов-реликтов, пережитков тоталитарной социалистической государственной идеологии и разработки новых комплексов правовых норм. Необходимость данных нормативных массивов определялась изменением социально-политических и экономических реалий Советского государства и общества. Тенденции и закономерности эволюции советского права и законодательства развивались в направлениях от централизации к децентрализации правового регулирования и прослеживаются в той или иной мере в развитии права и законодательства современной России.