Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Уроки 71-73. Индивид, индивидуальность, личность
Когда о человеке говорят: «Перед нами личность!» - это чаще всего звучит как похвала. Такие люди, найдя свою дорогу, движутся по ней только вперед, уверенно преодолевая все преграды на их пути. А о некоторых из нас говорят по-другому: «Темная личность...» И это явно не похвала...
- Что же такое личность? Какие свойства она имеет? Все ли мы личности?
Человек и личность. Что объединяет их, что отличает? Мыслители прошлого, задумываясь над этими вопросами, пришли к определенным выводам. Проанализируем их.
1. Понятие личности
- Работая со вступительной частью § 28, заполните таблицу: Три подхода к трактовке понятия «личность»
Подход |
Сущность |
Антропологический |
Личность - носитель общечеловеческих свойств. Рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческою и уподобляется понятию «индивид». Л. Фейербах рассматривал личность как продукт природы и уделял небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности |
Социологический |
Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже разрабатывали принцип социальной обусловленности психики, выдвинутый Сен -Симоном. Т, Парсон, Д.Г Мид разработали ролевую теорию личности, в которой говорили о том, что личность играет определенные социальные роли иод влиянием социальных ожиданий |
Персона- листиче- ский |
М. Хайдеггер, Ж.11. Сартр, К. Ясперс усматривали сущность личности в се абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «я» в массе |
- Как же трактует понятие «личность» наша современная наука? Посмотрите на схему и дайте характеристику личности.
ЛИЧНОСТЬ
Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни |
Не всякий человек может быть личностью |
Личностью становятся в процессе социализации |
|
Социальная индивидуальность, неповторимость |
Социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями |
Формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и сто культуры |
|
Зрелая личность - характеризуется целостностью и иерархичностью. Всегда занимает активную жизненную позицию. Влияет на рост и развитие других людей |
Внутренний мир личности: • ценностные ориентации; • самостоятельность; • ответственность; • мораль; • честь; • достоинство |
2. Индивид и индивидуальность
Кто-то из нас с гордостью скажет: «Я индивидуален», подчеркивая свою уникальность. Может быть, следует принять это за главный фактор в характеристике личности?
Как же соотносятся между собой эти понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Перед вами схемы, рассмотрите их и соотнесите между собой.
Схема 1
ИНДИВИД
Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода
Понятие «индивид» употребляется:
• для обозначения всякого представителя человеческого рода;
• индивид - не просто один, а всегда «один из нас»;
• каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование
Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит - все это накладывает печать на индивидуальное поведение...
Схема 2
3. Структура личности
В «Философском энциклопедическом словаре» структура определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Таким образом, чтобы провести структурный анализ сложного объекта, надо:
1) выделить элементы, из которых он состоит;
2) изучить характер связи между этими элементами;
3) выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей сохранять целостность при изменении среды.
При выделении элементов важно учитывать, что они должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не чрезмерным.
Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных явлениях.
Существует ряд вариантов построения и описания структуры личности.
- Внимательно изучите схемы на с. 296 учебника и проанализируйте их.
Таким образом, модель личности, показанная на схеме 1, строится на соотношении социального и биологического. При этом первый уровень представлен теми компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он обусловлен и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
Модель, представленная на схеме 2, строится иначе.
Оригинальную модель предложил психоаналитик 3. Фрейд.
- Рассмотрите схему, познакомьтесь с материалами учебника на с. 296-297, охарактеризуйте и проанализируйте эту модель.
Структура личности по 3. Фрейду
Ид - примитивные, инстинктивные аспекты личности. Эго - часть психики, ответственная за принятие решений. Супер-Эго - совесть и идеал.
Итог
Проведем дискуссию на тему: «Быть личностью: "за" и "против"».
- Нарисуйте схему своей личности в виде «древа личности». Устно объясните, почему те или иные личностные характеристики вы поместили в каждой из частей схемы.
Примите к сведению, что почва - прародительский генофонд, т. е. генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.
Корни могут вбирать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них, как и других родственников, на которых чем-то похож в своем поведении и проявлениях человек.
Ствол - формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением. Стволовая часть символически означает характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль (способ общения с другими людьми).
Крона «древа личности» охватывает сферу интересов, гениальной активности, моральных качеств. Ее в значительной степени формирует окружение, среда. Но и высшие уровни личности, впитывая культурно-исторические ценности, избирательно тянутся к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкиваются от других.
Проведите в своем классе небольшое социологическое исследование. Предложите одноклассникам составить список из 10 зрелых личностей. При этом спросите, кого одноклассники считают зрелыми личностями. Обратите внимание, есть ли в предложенном перечне личностей наши современники. В какой сфере деятельности преимущественно проявляют себя эти личности? На основе полученных данных составьте рейтинг и проанализируйте результаты.
Домашнее задание
Выучите § 28, выполните задания.
Уроки 74-75. Возраст и становление личности
Л.Н. Толстой в известном рассказе «Смерть Ивана Ильича» описал кризис, связанный с мучительным для личности подведением итогов жизни. Иван Ильич Головин, будучи смертельно болен, «стал перебирать в воображении лучшие минуты своей приятной жизни. Но - странное дело - все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь не тем, чем казались они тогда. Все, кроме первых воспоминаний детства. И чем дальше от детства, чем ближе к настоящему, тем ничтожнее и сомнительнее были радости. ...И эта мертвая служба, и эти заботы о деньгах, и так год, и два, и десять, и двадцать - и все то же. И что дальше, то мертвее. Точно равномерно я шел в гору, воображая, что иду на гору. Так и было. В общественном мнении я шел в гору, и ровно настолько из-под меня уходила жизнь... Ужаснее его физических страданий были его нравственные страдания, и в этом было его главное мучение. Нравственные его страдания состояли в том, что... ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была "не то"».
- Как вы думаете, история Ивана Ильича является частным случаем или общей закономерностью? Где, на каком этапе жизни, он изменил себе, выбрал неверный пункт? Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности?
- Что такое «возраст»?
- В чем состоят особенности подросткового возраста?
- Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?
Л.Г. Выготский определил возраст как относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику Помимо этого, для каждого человека важную роль играет субъективное отражение времени в масштабе значимых событий в жизни человека. Такое ьрсмя называется психологическим временем личности.
Психологическое время включает в себя;
• ситуативное время (отражает восприятие и переживание временных интервалов);
• биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и в равной степени незначимые события);
• историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти);
• социальное время (связано с усвоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).
Давайте исследуем эти этапы.
1. Периодизация развития личности.
- Как вы думаете, что имел в виду писатель Н.А. Островский, произнося свою знаменитую фразу: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?
- Итак, многие люди считают, что критерием периодизации психического развития личности является не всякая деятельность, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.
Работая с п. 1 § 29, охарактеризуйте основные этапы развития личности, разработанные в 70-х гг. XX века, заполните таблицу.
Периодизация развития личности
Ребенок - общественный взрослый |
Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: • непосредственно-эмоциональное общение младенца (0 1 год); • ролевая игра (3-7 лет); • интимно-личностное общение подростков (11-14 лет) |
Ребенок - общественный предмет |
Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: • предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); • учебная деятельность (7-10 лет): • учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет) |
- Что показывает схема на с. 303 учебника?
- Сделайте общий вывод по первой модели периодизации развития личности.
Таким образом, первая модель объясняет процесс развития личности как постепенного усложнения мотивационно-потребностной сферы и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.
- На каком принципе основана вторая модель периодизации развития личности?
- Представьте ее в виде схемы.
Человек проходит три фазы своего становления как личность:
• Адаптация - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
• Индивидуализация - порождается противоречием, что индивид не стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Поведение индивида направлено на поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности.
• Интеграция - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.
- Как меняется ведущая деятельность в процессе развития личности?
- Какая из предложенных моделей периодизации вам кажется более справедливой? Почему?
2. Возраст и становление внутреннею мира
- Как же соотносятся между собой возраст и становление внутреннего мира человека? Исследуем это вопрос.
-- Прочитайте п. 2 § 29.
- Каким образом некоторые специалисты пришли к выводу о взаимозависимости возраста и становления внутреннего мира человека?
- Составьте модель взросления, основанную на данном подходе.
Ступени развития внутреннего мира личности
Ступень «оживления»(от рождения до 1 года) - зарождение жизни индивида в его единстве с жизнью матери - со-бытие. На этом уровне ребенок начинает различать окружающий мир и свои ощущения мира.
Ступень «одушевления» (от 1 до 6 лет) - освоение прямохождения и речи. Зарождается самостоятельность.
Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет) - формирование содержательных представлений о себе (самооценка, «Я-образ»). Становление собственно личности. Самопознание.
Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет) - начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, несет персональную ответственность за поступки и взгляды.
Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более) - этап зрелости. Человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам мир
- Проследите цепочку рассуждений зарубежных авторов, утверждающих, что умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием. Попробуйте показать это графически:
Периодизация нравственного сознания личности
Эгоистические мотивы поведения ------> Мотивы поведения, основанные на совести и справедливости
- Как ряд исследователей рассматривают вопрос о том, что можно считать высшим уровнем развития личности?
- Существует ли прямая и однозначная связь между возрастом и личным развитием личности?
В каком случае, по мнению К. Роджерса, личность будет развиваться гармонично?
- Раскройте содержание теории интенциональности.
- Как вы относитесь к такой теории? Охарактеризуйте ее этапы, опираясь на схему, представленную на с. 307 учебника.
- Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?
Итог
Домашнее задание: Выучите § 29, выполните задания.
Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и невероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла.
Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь.
Предупредив приближенных о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только старого слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад.
Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники заблудились, а во время песчаной бури потеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.
Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там еще есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запекшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадет в беспамятстве, как этот старик, который вот-вот перестанет.дышать. Но внезапная мысль остановила его.
Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что в течение долгих лет он не нашел для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и смерть уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарность? И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не сознает?
Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в раскрытые губы умирающего. Вскоре старик перестал метаться и забылся спокойным сном.
Глядя на умиротворенное лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить.
И тут - о, бесконечная милость Провидения - полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды.
Придя в себя, старик сказал:
- Господин, мы сегодня можем продолжить путь. Но халиф покачал головой:
- Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия.
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое она имеет отношение к теме нашего занятия?
В 1970-е гг. замечательный бард Юрий Визбор исполнял песню, где были следующие слова: «Дороги трудны, но трудно без дорог».
Попытаемся найти ту самую дорогу, по которой должна идти личность.
1. Социальное поведение
- На доске написаны два термина: «социальное действие», «социальное поведение». Работая с учебником на с. 311, найдите определения данных понятий, запишите и проанализируйте их.
Действие - осмысленное человеческое поведение.
Социальное действие - это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
2. Структура направленности личности
Чем определяется социальное поведение человека? Живем все вместе, посещаем детские учреждения, работаем, проводим досуг. Схема вроде бы одна, а вот ведем себя по-разному Почему одни во время Великой Отечественной войны, не задумываясь, под танки бросались, а другие - в окопе отсиживались или к немцам в плен сдавались? Почему один из нас, проходя мимо попавшего в беду человека, обязательно остановится, а другой пройдет, даже не заметив?
Отрывок из раннего произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Прочитайте его и объясните поступок Данко.
И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала з гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.,. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...
Действительно, направленность личности проявляется в гамме мотивов, которые и составляют структуру направленности личности. Давайте исследуем это понятие более подробно.
Гамма иерархически представленных мотивов:
• влечение ~ особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо;
• желание -- мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Это осознанная потребность и влечение к чему-либо конкретному, при этом осознаются цели и средства их достижения;
• стремление тесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие;
• интерес - форма направленности личности. Они бывают:
• непосредственные - напрямую связанные с какой-либо потребностью;
• опосредованные ~ при них потребность прослеживается неявно;
• устойчивые - длительность сохранения интересов;
• неустойчивые - непродолжительное сохранение интереса;
• широкие - охватывают большой спектр потребностей;
• узкие - охватывают небольшой спектр потребностей;
• мелкие - при которых люди интересуются удовлетворением естественных потребностей;
• склонность - соединение интереса с волей (позитивные и негативные);
• идеал - образец, представление о наилучшем воплощении цели. Идеалы напрямую связаны с системой ценности человека;
• убеэюдения - высшая форма направленности личности. Это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями;
• мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем.
- Мы увидели действительно гамму мотивов, которыми руководствуется человек в своей жизни. Какой же из них является определяющим в социальном поведении человека? Психологи пришли к выводу о том, что самой глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу, другим людям.
Исходя из хода таких рассуждений, они выявили два основных типа направленности.
Два типа направленности личности
Общественная направленность У людей с такой направленностью преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Разновидность - альтруизм -готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими иьпересами |
Эгоистическая направленность У людей с такой направленностью преобладают интересы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтения личных интересов интересам других людей, общества |
Деловая направленность Побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности
- Приведите примеры направленности личности.
- Какая из них вам представляется самой оптимальной в выборе жизненного пути? Свой ответ аргументируйте.
3. Жизненные цели
- Вернемся к словам барда Юрия Визбора: «Дороги трудны, но трудно без дорог...» Как вы понимаете смысл данной фразы?
Направленность личности формируют ее жизненные цели. Ученые различают:
- Почему человек может попасть в состояние фрустрации'? Прокомментируйте стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос.
Размышления пилигрима (Дорога) Нам притча о дереве, доме и сыне Среди чепухи - словно в сене иголка. В бумаге, папирусе, камне и глине Она переходит от предков к потомкам. Но чтобы все было спокойно и чисто Из дома не суйся, забудь о дорогах -Ты в новых краях не найдешь новых истин, Ну а горизонт обозрим и с порога. Но если однажды уйдешь ты из дому, Направишь шаги свои в сторону света, А выбрать какую - подвластно любому Согласно компаса значкам и приметам. Дорога подхватит, помчит и завертит, И будет легко, будет радость открытий. Но это вначале - хотите, поверьте, Не верите мне - так пойдите, спросите! Походку лихую заменит усталость, Об камень споткнешься совсем не от лени. Дорога не знает про боль и про жалость -Не сможешь идти - поползешь на коленях! Когда ж наконец подогнутся колени, И к стонам твоим все останутся глухи, И ты упадешь рядом с собственной тенью -И дальше уже поползешь ты на брюхе! Но если захочешь оставить дорогу, К реке доберешься запить боль и горе, Подхватит поток - перекаты, пороги, И вынесет в самое черное море. И будут носить тебя волны и ветер, И чайки чудные заплачут: «Ей-Богу! Чего не видал ты на белом на свете, Зачем ты из дома ступил на дорогу? Сидел бы ты дома, не шастал по свету, Растил бы деревья, воспитывал сына... Зачем ты поверил в компас и приметы? Зачем ты ступил на дорогу - и сгинул?..» Не слушал совета, поверил в приметы? Ты просто не ту выбрал сторону света
4. Социальные установки
Понятия «цель» и «социальная установка» очень близки по смыслу, но все же не являются одним и тем же. Исследуем понятие «социальная установка».
Социальная установка - предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.
Ученые выделяют в структуре социальной установки три взаимосвязана ых компонента:
• когнитивный (познавательный) - обнаруживается в виде мнений и утверждений относительно объекта;
• эмоциональный (аффективный) - проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний;
• поведенческий - готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом.
- Каким же образом происходит формирование социальных установок человека? Может быть, человек уже при рождении генетически получает их от своих родителей? Выскажите свое мнение на этот счет
Действительно, человек не рождается с готовыми социальными установками. Они развиваются по мере взросления и формируются на основе:
• собственного опыта человека;
• опыта, полученного от других людей.
- Итак, человек сформировал определенные установки. Они остаются неизменными? Что с ними происходит в течение жизни? При ответе попробуйте опираться на жизненные примеры.
Основные свойства социальных установок -устойчивость и изменчивость. Причем установки могут меняться как в хорошую, так и в плохую сторону. От чего это зависит? В чем вы видите функции установок? Для чего они необходимы человеку?
ФУНКЦИИ УСТАНОВОК |
||
Регуляция социального поведения человека |
Защитная - достигается за счет единообразия установок у ближайшего окружения |
Защита самооценки человека в группе |
- Что вы понимаете под стереотипными установками. Приведите примеры стереотипов. Как вы к ним относитесь?
- Станислав Ежи Лец сказал: «Если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней». Согласны ли вы с ним? Почему?
Итог
- Что такое «социальное поведение»? Какие мотивы составляют направленность личности? - В чем состоит особенность жизненных целей человека?- Какую роль в развитии личности играет социальная установка?
- Прокомментируйте притчу. Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Великий японский военачальник однажды решил атаковать врага, который превосходил его десятикратно. Он знал, что победит, но солдаты чувствовали неуверенность. В дороге он остановился у храма и сказал: «Когда я выйду, брошу монету. Выпадет орел - мы победим, выпадет решка - проиграем». Военачальник вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага. «Ничего не изменить, когда действует рука судьбы», - сказан ему адъютант после сражения. «Верно, не изменить», - подтвердил военачальник, показывая ему монету с гербами на обеих сторонах.
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание Выучите § 30, выполните задания.