У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 13 Человек как философская проблема

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС МСЧ России

Кафедра гуманитарных дисциплин

Утверждаю

Начальник кафедры

гуманитарных дисциплин

капитан внутренней службы, к.ф.н.

   

                             Р. Н. Канафиев

«_27_»   августа   2013 года

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

И ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ  ЛЕКЦИИ

по учебной дисциплине «Философия»

(специальность 280104.65 «Пожарная безопасность»)

Тема 13.  Человек как философская проблема.

Занятие 13.1. Природа человека и смысл его существования как философская проблема.

Учебная группа: 403

Дата проведения: 23.09.2013

Обсуждена на заседании
МС философских и
исторических дисциплин

   протокол № 01 от 27.08.2013


I. Цели и задачи занятия

УЧЕБНАЯ :      Рассмотреть человека как основную философскую проблему. Познакомить с современными представлениями и концепциями о природе человека, смысле его существования.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  Формировать критичный, научный взгляд и философское мировоззрение.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Совершенствование навыков  анализа и конспектирования лекций, публичных выступлений.

II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин
ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
Учебные вопросы

1. Тема человека как центральная философская тема.

2. Биологическое и социальное в человеке.

3. Бытие человека. Проблема смысла человеческого существования.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ
5 мин.
80 мин.
35 мин.
15 мин.
30 мин.
5 мин.

III. Литература

Основная:

1. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.

2. Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.

3. Философия: учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.

2. Губин В.Д. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.

3. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред.А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. – 561 с.

5. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. В 2 ч.: часть 1: учебник / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова – М.: РАГС, ИНФРА-М, 2010. – 432 с.

6. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.: ил.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.     

2. Демонстрационные плакаты, схемы.


V
. Текст лекции

1. Тема человека как центральная философская тема.

Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости прежде всего предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной.

Диапазон размышлений всегда был максимальным и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало настроения скепсиса. Особенно очевидно стало это на рубеже тысячелетий, когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества, и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек.

Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти  вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя.  Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом.  Философия  здесь играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Оно является центральным для философской антропологии, т. е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от всех других существ представляется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы и в исследовании человека. Испанский мыслитель не одинок в своем мнении. Еще И. Кант пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: - «Что я могу знать?»,

- «На что я могу надеяться?»,

- «Что я должен делать?»

И все они перекрываются одним вопросом: «Что такое человек?»

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомого образа, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.

Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?

С древнейших времен, начиная с мифологического миpoвoззpeния, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. В течение длительного времени утверждалось, что главное в человеке одушевленность, сознание, разум, В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление высшего, божественного начала. Тело смертно, душа бессмертна. В материализме Древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме - соединения имеющих особую форму атомов). Как правило, душа понималась как «носительница» внутреннего духовного мира человека, его сознания, эмоции, разума.

В эпоху Возрождения, и особенно в немецкой классической философии (И.Кант), сделан акцент на деятельность, активность, свободу человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как существенную характеристику человеческого бытия, но при этом деятельность понимала, главным образом, как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного «Я».

 Диалектико-материалистическая философия, (Маркс и др.)  различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики. Человек - социальное существо.

Оптимистическим представлениям Маркса о будущем общества и человека другой мыслитель, который наряду с Марксом наиболее повлиял на самосознание людей в XX в., а именно 3. Фрейд, противопоставил свои выводы, последовавшие из его теории психоанализа. По Фрейду, сознание человека не рационально, а иррационально, т. е, управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты (инстинкт агрессии и сексуальный инстинкт), преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, так как источник его проблем не вне его, как считал Маркс, а внутри и кроется в психике самого человека.

По мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. Нельзя забывать, что человек – это и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально и духовно. И в этом есть большой смысл.

Вывод: будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же, как и неизменной «сущности».

2.   Биологическое и социальное в человеке

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.  Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

 Вывод:  человек представляет собой целостное интегральное единство трех составляющих:

■ биологического (анатомо-физиологические задатки, тип
нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

■    психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);

■ социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).

Человек — представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек — это живая система.

     3.   Бытие человека. Проблема смысла человеческого  существования.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия — естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

Основные выводы:

1.Проблема человека является центральной в философии. Она важна и сложна, как сложен сам человек. Эта проблема не решена, и вряд ли будет окончательно решена, пока существует человек и его познавательные способности. Поиском решений занимается такое направление (раздел) в философии как философская антропология.

2. У человека нет данных изначально запрограммированных природы и сущности. И то, и другое - исторически изменяющиеся характеристики. Основным фактором, который делает человека человеком – это общество (социализация). Человек – психобиосоциальное существо.

3.Универсального смысла жизни не существует. Он не дается извне. Это выбор каждого человека, который определяется теми ценностями, которые он выбирает. Физического бессмертия нет, а дальше тайна. Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

Вам – молодым людям, выбравшим сложную, но благородную профессию, я обратил бы слова С.Говорухина: «Мужество – это, когда человек не даёт страху смерти руководить своей жизнью»

                                   

Задание для самоподготовки

Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

1. Живи наслаждаясь.                                                  1. Эвдемонизм.

2. Из всего извлекай пользу.  2. Утилитаризм.

3. Следуй своему идеалу и  3. Этика долга.

Предначертанному долгу.

4. Будь смиренен, живи во  4.Прагматизм.                                                         

искупление грехов.

5. Счастье – вот подлинное  5. Гедонизм.

предназначение человека.

6. Цель оправдывает средства. 6. Аскетизм.

Разработал преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

старший лейтенант внутренней службы,

канд. филос. наук                                                        А.А. Туманов

                   

”___23___”  сентября 2013 года 




1. Путешествие на лужайку во второй младшей группе
2. Своеобразие деловой культуры США
3. процессов предприятия
4. во ВЭКШ мл-100мл рра соли Длина всех корешков мм 1 0331.html
5. Деятельность коммерческих банков
6.  АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С XV в
7. Варианты контрольных заданий Каждый студент выполняет вариант задания обозначенный последней цифрой ег.
8. Разработка имиджевой рекламной кампании для фирмы, осуществляющей свои услуги в сфере недвижимости
9. ФЕДЕРАЦИЯ СКАЛОЛАЗАНИЯ IV этап Кубка Ставропольского края по спортивному скалолазанию трудность ПРОТО
10. РЕФЕРАТ Дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук10
11. Управленческие решения в коммуникационном процессе
12. Солдат, генерал, дипломат К.М. Деревянко
13. Works in shop shop helper B person C ssistnt D people E friend Choose the right vrint- moving stircse
14. 1 рпт 10
15. вступает в несколько видов коммуникационных отношений затрагивающих как профессиональную так и стороннюю
16. Транстелеком РАО ЕЭС Газпром.html
17. Балканская война возникла на пересечении двух глобальных противоречий присущих современному миру.html
18. Гранд ПРОТОКОЛ 05 март 2013г
19. Организация корпоративной компьютерной сети в предприятии
20. Шум времени. Описание это безотрадно