Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 6- Цель методы и средства народной педагогики

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема 6: Цель, методы и средства народной педагогики.

План.

Определение цели народной педагогики. Определение образца в народно-педагогической и современной этнопедагогической практике.

Классификации методов и краткая характеристика групп методов народной педагогики.

Пути использования методов народной педагогики в социально-педагогической практике.

Определение и классификация средств народной педагогики.

Краткая характеристика средств народной педагогики (пословицы, загадки, песни, сказки).

Этнопедагогика на методическом уровне своего воздействия использует как традиционные методы, средства педагогической и социально-педагогической деятельности, так и обращается к опыту использования специфических методов и средств народной педагогической культуры конкретных этносов. Методический уровень народной педагогической культуры обусловлен основной целью народной педагогики, поэтому в рамках данной темы будут рассмотрены вопросы: цель, методы и средства народной педагогики.

I. Целью народной педагогики можно считать воспитание человека в соответствии с этнокультурным идеалом или формирование «совершенного человека». Понятие совершенства подвержено историческим и культурным изменениям.  Факторами, влияющими на формирование содержания понятия «совершенства» являются: наследственность, культура народа, социально-историческая ситуация, социально-средовая ситуация, этнопсихологические особенности конкретной этнической группы, субъективные предпочтения и избирательная активность самого человека. Все вышеуказанные факторы находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

На уровне целой этнической группы, целостного этносоциального организма понятие «совершенства» всегда культурно-исторически обусловлено.

Содержание данного понятия выражение в текстах духовно-нравственных произведений, религиозных текстах, былинах, сказках. Носителями «совершенных» характеристик были личности-символы, образцы, на которые ориентировались в воспитательной практике. Современные культуры  так же формируют свои образцы «совершенства» и предлагают свои варианты личностей-символов (политические, экономические, религиозные лидеры, представители шоу-бизнеса, образцы видеопродукции и др.).

Каждый народ создал образец «совершенного человека». Например, в традиционном историческом виде, для народов Кавказа совершенным человеком являлся «настоящий джигит», который в своей деятельности опирается на предписания кодекса приличий, характерных для джигита, с четко выделенными личностными характеристиками [6, 17]. Данные характеристики имели возрастную, половую и социальную дифференциацию. Дифференциация выражалась в том, что для мальчика и девочки, юноши, девушки, мужчины, женщины были свои требования к совершенствованию, кроме этого, они имели отличия в зависимости от сословия, касты, класса. Однако, несмотря на все отличия в понятие «совершенства»  входили характеристики общие для всех категорий представителей этноса. Традиционно общими характеристиками понятия «совершенства» были: нравственность, трудолюбие, патриотизм, честность, забота о семье и т.д. Центральными ориентационными смысловыми понятиями в педагогической и мировоззренческой области для многих народов были: Вера, Семья, Родина, Труд (Дело, которое совершает человек). Производными от указанных понятий центральными качествами, формируемыми у детей, были: духовность, семейственность, патриотизм и трудолюбие. Данные качества имели частное преломление в зависимости от пола, социального положения, конкретной культуры ребенка. В настоящее время понятие вера часто заменяется понятием культура.

На современном этапе образец народной педагогики в его традиционной, исторической форме не всегда приемлем из-за его архаичности, но сам подход, к определению совершенства в народной педагогике может быть использован в современной педагогической практике. Отличительными принципами этого подхода являются:

-    четкая сформулированность ожидаемого результата;

отражение в этой идеальной характеристике основных сторон жизнедеятельности человека и его отношений с окружающим миром использование системного подхода к человеку;

четкая иерархичность необходимых качеств человека, в которой приоритет отдается нравственным, затем интеллектуальным, и уже после этого физическим характеристикам;

наличие ориентационных образцов («личностей-символов», «знаков-символов»).

II. Под методами воспитания понимаются способы воздействия воспитателей на мотивационную сферу детей, совокупность приемов их совместной деятельности [7, 365]. Методы воспитания определяются  целями, содержанием, принципами  воспитания.  Волков Г.Н. в этнопедагогике выделяет следующие методы воспитания: убеждение, пример, приказ, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверье, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои. [2, 10].

Николаев В.А., содержательно сохраняя те же методы, сводит их в следующие группы:

1 - воспитание словом (убеждение, требование, приказ, разъяснение, просьба, совет, намек, наставление, рассказ и др.);

2 - воспитание делом (пример, поручение, упражнение, показ, испытание, включение в деятельность);

3 - воспитание религией (семь Таинств Церкви - в случае православно-ориентированных воспитателей);

4 - воспитание традициями (в основном семейными, через непосредственное включение);

5 - воспитание игрой (имитация, соревнование, индивидуальные и групповые формы);

6 - воспитание общественным мнением (осуждение, упрек, угроза, награждение, одобрение и т.п.). [8, 50].

III. Рассматривая методы этнопедагогики (в соответствии с классификацией Николаева В.А.), можно сказать, что они так же являются актуальными для социальной педагогики.

Первые две группы методов (воспитание словом и воспитание делом) являются традиционными для современной педагогической и социально-педагогической системы. Методы такой группы как воспитание игрой нашли свое применение в таком социально-психологическом и социально-педагогическом направлении как игротерапия, широко применяемом современными специалистами. Кроме этого, воспитание в игровой деятельности является одним из условий эффективного воспитательного взаимодействия современных педагогов, социальных педагогов, т.к. игра рассматривается как один из основных видов деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Четвертая группа методов - воспитание традициями, предполагает, во-первых, опору на национально-культурные, национально-семейные традиции лиц, с которыми осуществляется работа, в случае позитивной направленности, во-вторых, коррекционную, развивающую и образовательную работу, за счет приобщения людей к традиционной культуре, которая включает в себя всю систему традиций, регулирующих основные стороны жизни людей. В данном случае традиционная культура представляет собой и среду и материал, с которым работают и в которую погружены специалисты и воспитанники.

Третья группа методов - воспитание религией, актуальна, когда работа осуществляется с религиозно ориентированным человеком и предполагает  его духовно-нравственное развитие. Данная группа методов является специфической для этнопедагогической практики. Эффективность ее использования обусловлена тем, что религия представляет собой систему ценностей и смыслов и практики их достижения. Кроме этого, религия является существенной частью любой этнической культуры. Использование конкретных методов в этнопедагогической практике возможно при соблюдении условий, описанных в 4 теме, кроме этого практика использования методов данной группы очень разнообразна из-за разнообразия религий, составляющих основу национальных культур.   

Воспитание общественным мнением, на современном этапе развития общества, развивается одновременно с формированием общественного мнения и использованием социальной рекламы. В данном случае социальная реклама (рассматриваемая как выражение норм общественного мнения) может использоваться, как средство формирования социально одобряемых установок поведения людей. Кроме этого, использование данной группы методов предполагает важную роль коллектива в процессе воспитания. В современных условиях данная группа методов может быть реализуема за счет использования воспитывающего воздействия коллектива в котором находится воспитуемый. Главным условием этнопедагогического воздействия в этом случае должно являться то, что коллектив должен транслировать систему норм и ценностей, моделей поведения характерных для традиционной культуры.

IV. Средства этнопедагогики определяются исходя из общего понимания средств воспитания. Средства народного воспитания представляют собой любой объект материальной или духовной народной культуры, с которым связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника. Причем данная информация выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме, а объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанником [7, 412].

Николаев В.А. выделяет следующие группы средств народного воспитания: средства материальной культуры (природа, деятельность); средства духовной культуры (слово, родной язык, фольклор, религия, искусство); средства соционормативной культуры (традиции, общественное мнение, игра). Указанные средства, актуальны при работе со всеми возрастными категориями лиц.

Волков Г.Н., в качестве средств этнопедагогики выделяет пословицы, загадки, народные песни, сказки. Данные средства наиболее приемлемы при работе с детьми до младшего подросткового возраста.

V. Рассмотрение средств этнопедагогики будет осуществлено в соответствии с классификацией, предложенной Волковым Г.Н.

Пословица - это «краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное поэтическое изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой национально-исторический опыт» [1, 14]. В  пословице присутствует «педагогический момент» - назидательность, т.к. в них заключена этнокультурная оценка жизни. В  качестве примера можно привести классификацию пословиц, которую предлагает Волков Г.Н.:

Родина – чужбина;                    Добро – милость - зло;

Русь – Родина;                           Признательность;

Молодость – старость;              Работа – праздность;

Дети;                                           Взаимность;

Семья – родня;                          Дом - двор – хозяйство;

Здоровье – хворь;                     Род – племя;

Грамота;                                    Строгость – кротость;

Ученье – наука;                       Честь – почет;

Ум – глупость;                          Жених – невеста;

Правда – кривда. [2, 76 – 79].

Данная классификация была нами приведена для того, чтобы проиллюстрировать охват всех сторон жизни человека в пословицах.

Следующим средством народной педагогики являются загадки. Загадки развивают мышление детей, с помощью загадок дети учатся обращать внимание на предметы и явления из разных областей окружающей действительности. Загадки, помимо развития аналитических функций, содержат сведения о природе и других областях человеческой жизни.

Песня так же является средством народной педагогики. Песня - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное ее назначение состоит в том, чтобы привить человеку любовь к прекрасному, развить эстетические взгляды. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом не только добры, но и красивы.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы. Колыбельные песни предназначены младенцу. Когда ребенок подрастает, ему будут напевать пестушки или потешки. Прибаутки, кличи, приговоры напевают уже сами дети. Для периода отрочества были характерны жеребьевки, скороговорки, дразнилки. Песенный репертуар юношеского и зрелого возраста - это свадебные плачи, обрядовые и ритуальные песни и песни - гимны.

Очень важным средством народной педагогики являются сказки. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей и идеалов. Для мальчиков - это человек, который должен быть сильным, смелым, честным, добрым, трудолюбивым, любить Родину. Для девочек - это красна девица, умница и красавица, основными качествами, которой всегда являлись: доброта, трудолюбие, верность, терпение, целомудрие. Идеал для ребенка - эта та цель, к которой он будет стремиться, в соответствии с ним он будет строить свою жизнь. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может повлиять на становление его личности. Поэтому очень полезны и важны нравственные идеалы, растворенные в сюжете сказок и поэтому воспринимаемые детьми естественно, а не как нудное нравоучение.

Вопросы и задания.

1. Дайте определение цели в народной педагогике.

2. Раскройте понятие «совершенного человека» в народной педагогике (с учетом этнической специфики понятия «совершенства»).

3. Охарактеризуйте  различные подходы к определению классификаций методов народной педагогики.

4. Раскройте  следующие группы методов народной педагогики: воспитание словом, воспитание делом, воспитание традициями, воспитание религией, воспитание игрой, воспитание общественным мнением.

5. Укажите области возможного применения методов народной педагогики в социально-педагогической практике.

6. Дайте определение – средств народной педагогики.

7. Перечислите существующие классификации средств народной педагогики.

8. Проанализируйте  с точки зрения воспитательных возможностей, следующие средства  народной педагогики: пословицы, загадки, песни, сказки.

Задания для студентов.

Подобрать пословицы, рассчитанные на оценку различных сторон жизни человека.

Вспомнить известные сказки и указать нравственные ценности, которые в них раскрываются.

Указать возможности использования методов народной педагогики в современной педагогической и социально-педагогической практике.

Сгруппировать средства народной педагогики в соответствии с возрастными особенностями развития личности потенциальных воспитанников.

Литература.

  1.  Аникин, В.Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. [Текст] / В.Н. Аникин. - М. 1957.
  2.  Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. [Текст] / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  3.  Кукушкин, В.С., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология/ [Текст]/В.С. Кукушкин, Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 448 с.
  4.  Николаев, В.А. Истоки русской народной педагогики. [Текст] / В.А. Николаев / МПГУ, ОГУ. Москва – Орел, 1997. 143 с.
  5.  Николаев, В.А. Педагогика русского фольклора. Методическое пособие. [Текст] / В.А. Николаев. - Орел. 1997.- 143 с.
  6.  Николаев, В.А. Русская народная педагогика (пособие к спецкурсу). [Текст] / В.А. Николаев. - Орел, 1993. 67с.
  7.  Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. [Текст] /  Под ред. П.И. Пидкасистого.- М. Российское педагогическое агентство, 1995. 479 с.
  8.  Рабочая книга социального педагога. Часть II: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования. [Текст] / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1995. – 160 с.

50

PAGE  50




1. тематике~ Лекция 1
2. .09.2013 года по 21.12.
3. гонорея сотрудникам не выплачиваласьrdquo;
4. Ефективність функціонування особистих селянських господарств в ринкових умовах
5. микрообъекты Глава 2
6. плодороден чем щедрая южная почва
7. й- СанктПетербург Хельсинки Турку 580 км Выезд на автобусе угол 2й Советской и Греческого пр
8. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке
9. тема- Оцінка легкових автомобілів Виконала студентка групи ОД 3
10. тема которая способна в течении многих лет обеспечивать Ваш дом водой под постоянно высоким давлением
11. Монополия и монопольная власть
12. Литературные памятники
13. Стратегии в менеджменте
14. С целью обеспечения безопасности несовершеннолетних детей в праздничные дни и зимнее время проведите инс
15. Прекрасная Заратустра
16. ТЕМА 5 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 5
17. отчет по проводкам удобен для просмотра но не дальнейшей обработки
18. Вариант 3 Ниже даны справочные материалы которые могут понадобиться Вам при выполнении работы
19. Этапы разработки производственной программы предприятия.html
20. Курсовая работа- Природоохранная защита сахарной свеклы от вредителей, болезней и сорняков с помощью химических средств