Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
Опубликованная в нашем журнале статья Г. Ситнянского "Мировой демократический процесс и степная демократия^ вызвала живой интерес у читателей. Редакция получила несколько писем с откликами, авторы которых оспаривают некоторые высказанные в ней суждения. Редакция посчитала целесообразным ознакомить автора с ними и попросила Г. Ситнянского ответить на критические замечания, сделанные читателями, в частности, М. Хлюстовым^.
По мнению М. Хлюстова, написание статьи вызвано неким прозелитизмом: не сумев построить либеральное общество в самой России, "подобные проповедники желают сделать его предметом экспорта, тем самым отменяя всю историю половины материка". Во-первых, что значит "не сумев построить"? Кому и когда подобное удавалось сделать за несколько лет? Западные державы шли к этому веками, Германия и Япония даже в условиях американской оккупации потратили несколько десятилетий.
Казахстан и Киргизия: О В03РОЖДЕНИИ ДУХА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
Начнем с того, что Казахстан и Киргизия и прилегающие к ним степные евразийские пространства на "половину материка" явно не тянут. Но не это главное.
Да, духовная история степняков сложна, как правильно отметил Хлюстов, перечисливший различные религии, менявшие друг друга в евразийских степях, и приведший точку зрения на историю Степи как на историю нескончаемых религиозных войн. Но позволительно спросить: а что, духовная история Европы проще? Древние верования разных народов сменились в период Римского владычества культом античных богов-олимпийцев; затем последний был побежден христианством, расколовшимся в 1Х-Х1 веках на католичество и православие. И первое, и второе вели на протяжении веков борьбу с различными другими религиозными движениями. В XVI веке от католичества отделилось протестантство, в XVII веке раскололось православие. Есть все основания полагать, что в наше время Русская православная церковь находится в таком же положении, как католическая накануне Реформации. И отнюдь не мирно проходила эта смена религий.
Но вернемся к нашим степнякам. Не "штыками" прививалась и прививается им любовь к христианству (если, конечно, не ставить знак равенства между христианством вообще и православием в частности).
Так, почти все монгольские племена восточной части Вели-
г. ситнянский
Кандидат исторических наук
кой Степи приняли несторианство еще в Х-Х1 веках^, и вроде бы там без "русских штыков" обошлось. Кипчаки в Х11-Х111 веках крестились в православие (в западной части Степи - до Дона, а то и до Волги) целыми родами^. И это тоже едва ли можно объяснить нажимом со стороны Руси: хотя первые 60 лет (1054II 16) русско-кипчакского сосущестования и ознаменовались многочисленными войнами, кончившимися поражением кипчаков от Владимира Мономаха, но, насколько известно, креститься при этом никто побежденных не принуждал.
Позднее, в XIV веке. Золотая Орда, 90 процентов населения которой составляли все те же кипчаки, вела жестокие войны с империей Тимура, которые также можно рассматривать как столкновения евразийцев с мусульманским миром. Тохтамыш, опиравшийся на языческих степняков современных Казахстана и Западной Сибири, разбил в 1381 году Мамая, которого поддерживало оседлое мусульманское население Поволжья (предки нынешних казанских татар); поэтому война Тохтамыша с Тимуром воспринималась всеми современниками как война Евразии с Миром Ислама. В этой войне Орду поддерживала и Русь.
М. Хлюстов пишет, что хан, однажды избранный, становился неограниченным властелином, поскольку теперь требовалось беспрекословное подчинение
ему. Однако, вспомним, что и президент США обладает очень большими, а в военное время -почти диктаторскими полномочиями; почему бы и военному предводителю номадов таковыми не обладать? Но в случае, если хан не проводил нужной кочевникам политики, его судьба была печальна.
Известно, что Тохтамыш, по крайней мере, в отдельные периоды войны с Тимуром искренне желал мира, но вынужден был считаться с общественным мнением Степи, требовавшим продолжения борьбы с мусульманами^. Иначе не быть бы ему ханом и вообще не сносить головы. Другое дело, что Тохтамыш проиграл войну и все равно потерял и престол, и голову. Но тут уже - "горе побежденным"!
М. Хлюстов пишет: "Ислам был рожден кочевниками, ими же разнесен по всему свету, принят народами кочевыми или их потомками". Здесь налицо значительный пробел в этнографическом образовании автора. Явно валятся в одну кучу три совершенно разных цивилизации: евразийская степная (номады Великой Степи), оседло-мусульманская (несколько дальше Хлюстов пишет: "Попытка экспортировать христианство и демократию казахам и киргизам приведет к ситуации, возникшей после неуклюжих попыток советизировать Афганистан", то есть оседло-исламский Афганистан ставится на одну доску со скотоводами-евразийцами) и номадов пустыни - арабов, туркмен, кочевников Ирана и так далее.
Кстати, и относительно последних автор письма явно противоречит самому себе. Читаем: "В целом религия играет значительно меньшую роль в жизни кочевников, чем в духовной жизни оседлых... Даже ревностные распространители ислама -бедуины Аравии значительно менее религиозны, чем их собратья в оазисах". Так все же ислам религия номадов или оседлых? И если "смена веры не меняет радикально ни миропонимания, ни идеологии номада", то почему же так категорически отрицается возможность их христианизировать?
Если ислам и религия номадов, то во всяком случае - не евразийских. Дальше естественной границы между Миром Ислама и Евразией (предгорья Кавказа - Ман-гышлак Аральское море Сыр-дарья - Талас - перевал Торугарт) ислам по-настоящему так и не распространился; исключение -казанские татары, потомки оседлых волжских булгар.
Мусульманство было принято киргизами в качестве официальной религии в 1636 году, а казахами - несколько позже, в XVIII веке^. Однако реальная популярность ислама у обоих народов была невелика. Так, казахи Среднего жуза еще в 1762 году обращались к Екатерине П с просьбой "оградить их от пропаганды ислама и обратить в православие*^; подобные просьбы повторялись неоднократно в течение следующего века - например, в 1837 году казахи Младшего жуза просили Николая 1 "мечетей у них не заводить, ахунов и указных мулл не определять"^. О необходимости и возможности обращения казахов и киргизов в христианство писали в разное время Ч.Ч. Валиханов и Н.А. Красовский^. "Киргизы -племя даровитое, чуждое мусульманской инертности и мертвенности, способное к европейской культуре", - писал, в частности, В.А. Липский, доказывая необходимость христианизации этого народа^.
Однако как царское правительство, так и Православная церковь заняли четкую и однозначную позицию: казахи и киргизы должны оставаться мусульманами. Сработал тот же стереотип: все, что к югу от России - это ислам. За исключением отдельных миссионеров-одиночек, действовавших на свой страх и риск, без всякой государственной или церковной поддержки, никаких
попыток христианизации кочевников предпринято не было. Более того, "мы (Россия. - Г.С.) сами способствовали росту у них ислама, назначая им указных (то есть ученых, более фанатичных) мулл"11. В то же время Россия усиленно крестила оседлых мусульман-татар, что, помимо всего прочего, привело к оттоку наиболее фанатичных из них в башкирские земли и, как следствие, к росту влияния ислама у евразийцев-башкир^. Так что, как правильно отмечает тот же Липский, удивляться надо не тому, что казахи и киргизы (и башкиры) не стали христианами, а тому, что они так по-настоящему и не приняли ислам.
В то же время в 1990-1991 годах стало расти количество киргизов, склонных к принятию христианства в его евангелических формах. Никогда ранее евангелические церкви (которые до 1988 года действовали свободно лишь в 1905-1917 годах) не имели возможности влиять на кочевые народы. Теперь же такая возможность у них появилась и довольно успешно реализуется.
Наибольший успех среди киргизской молодежи Бишкека имеют евангельские христиане-баптисты и адвентисты седьмого дня. Правда, наряду с ними пользуется немалым успехом и тоталитарная "Церковь Иисуса Христа" и апока-липтические "Свидетели Иеговы": однако последнее объяснимо -в любую эпоху великих потрясений, начиная с гибели Рима, люди охотно слушали тех, кто проповедовал наступление "последних времен".
Число прихожан - казахов и киргизов - исчисляется не только многими десятками, но и сотнями (у баптистов Бишкека - до 200 молодых киргизов), а у свидетелей Иеговы - и тысячами. Так, в Джамбуле областные конгрессы последних собирают по три тысячи человек, из них более половины - казахи.
Может быть, кому-то приводимые тут цифры покажутся незначительными: однако, во-первых, не всегда это так: в нескольких случаях речь идет о тысячах прихожан - казахов и киргизов; а во-вторых, и это главное, никаких "штыков" для приобщения сотен и тысяч молодых киргизов и казахов к христианству не потребовалось.
Если уж говорить о "штыках", то надо помянуть тех, кто относится к христианизации
киргизов враждебно. В первую очередь, это мусульманское духовенство, которое рассматривает казахов и киргизов как "предателей Родины и народа", а их духовных наставнков - как "агентов влияния", желающих "поссорить киргизов с русскими". У меня при беседе с такими "ревнителями традиций" вертелся на языке вопрос: "А что, Россия - мусульманская страна, а христианизация киргизов может народы поссороить наши?" Во всяком случае именно в евангельских общинах никаких трений по национальному признаку нет. А вот враждебность ислама по отношению к европейцам и всему, что они несут, общеизвестна. И они не ограничиваются подобными декларациями, а оказывают давление на правительство Киргизии, правда, пока по большей части безуспешно, с целью запретить пропаганду евангельского христианства. Но бывает и так, что они добиваются своей цели. Так, Нарынская областная администрация в 1995 году закрыла молитвенный дом баптистов в Нарыне как "противоречащий национальным традициям киргизского народа"; только в октябре 1997 года баптисты добились своего через суд-
Есть прихожане-киргизы и в некоторых православных храмах. Однако в целом Православная церковь продолжает старую линию неприятия киргизов. Многие не только киргизы, но и корейцы жаловались мне, что в православном храме, увидев азиатское лицо, священник спрашивал: "А ты зачем здесь? Твоя вера - ислам!"
Впрочем, в последнее время наметилась и другая тенденция: Православная церковь стала намного терпимее к христианизации киргизов. Сторонники этой новой тенденции в среде православных иерархов считают, что полезно "привлечь хотя бы часть коренного населения к не-исламу". Они понимают опасность глубокой ис-ламизации киргизов и казахов для местного русского населения и для самой России, и в их сознании средневековый принцип "еретики хуже иноверцев" постепенно уступает место общехристианской солидарности.
"Пастух-одиночка, в любую минуту готовый к опасности, обладал очень высоким уровнем самооценки, позволяющей выжить... На все вопросы кочевник в трудную минуту должен отве-
78
тить гам. При любой вере Бог останется для него частным лицом. Вера его не будет глубока, будет являться частью наследия предков, религией современников. От религии он требует четких и коротких формулировок, простых и емких положений веры. Этого ему вполне достаточно", - пишет Хлюстов. Блестящая характеристика! Но разве не то же самое можно сказать о сегодняшнем жителе Запада с его индивидуализмом? И разве это не ответ на вопрос, почему христианство сегодня имеет такой успех у казахов и киргизов?
Впрочем, в последнее время наметились и новые тенденции. Раньше мечети, многочисленные и хорошо (за счет богатых исламских спонсоров Саудовской Аравии, Турции, Ирана, Пакистана) построенные, обилием прихожан, по крайней мере молодежи, похвастать не могли. Так, в 1992 году, по некоторым данным, 90 процентов прихожан бишкекских мечетей составляли узбеки^. В Токмаке же после окончания третьего намаза из мечети вышло всего несколько стариков. Только четыре процента опрошенных жителей, например, Иссык-Кульской области считали, что Киргизия должна быть исламским государством; примерно столько же полагало, что надо учить арабский язык, тогда как две трети опрошенных считало, что необходимо учить английский, не говоря уже о русском - в необходимости его изучения убеждено подавляющее большинство^.
Теперь же наряду с ростом влияния христианства стал расти и ислам. Так, в 1997 году впервые был проведен конкурс в Бишкек-ском медресе. Объясняется это падением культурного уровня киргизской и казахской молодежи в последние годы. Правда, подавляющее ее большинство не привержено сейчас ни христианству, ни исламу, а общий уровень евро-пеизированности неизмеримо выше, чем у оседлых среднеазиатов; однако сам по себе факт падения культурного уровня опасен. И вот почему.
Еще в 1868 году Н.А. Красов-ский писал о том, что христианизация киргизов будет тем успешнее, чем выше поднимется их культурный уровень^ (подразумевалось, что низкий уровень, наоборот, будет способствовать ис-ламизации). Но тогда эти народы при очень низком культурном
уровне предохранял от исламиза-ции кочевой образ жизни; перевод казахов и киргизов на оседлость в 30-е годы создал принципиально новую ситуацию. Так что возрождения "духа Великой Степи" не будет кочевое скотоводство как экономическая основа евразийского степного мира исчезло необратимо. Поэтому будет или европеизация и христианизация евразийцев, или их исламиза-ция. И вот тут есть о чем задуматься, и не только относительно судьбы миллионов "русскоязычных", проживающих в Казахстане и Киргизии.
Дело в том, что казахи и киргизы нам не чужие. Евразийские скотоводы Великой Степи казахи, киргизы, башкиры, ногайцы, алтайцы, калмыки представляют собой органическую часть единой общности, в которую также входят и восточные славяне, то есть русские, украинцы и белорусы, и вместе образуют Евразийское единство, послужившее основой Российского государства. Четкой границы между славянами и степными мирами просто не существует - они незаметно, постепенно переходят один в другой, как, например, Россия и Казахстан незаметно переходят друг в друга. В то же время пограничные с Казахстаном районы Поволжья, Урала, Сибири населены, помимо русских, народами, близкими к казахам и киргизам по многим этнокультурным параметрам.
Не случайно именно евразийские народы вошли в состав России добровольно, тогда как остальных пришлось присоединять силой. И не случайно сейчас лидеры евразийских государств выступают наиболее убежденными сторонниками интеграции, тогда как, например, Узбекистан и Туркмения относятся к таким идеям, мягко говоря, сдержанно^.
И судьба евразийского государства - России неотделима от судеб евразийских Казахстана и Киргизии именно по причине их организации взаимосвязи и отсутствия между ними четкой границы. "Коготок увяз - всей птичке пропасть".
Попытаемся представить себе, что будет в случае настоящей исламизации казахов и киргизов. Для меня почти очевидно, что ислам на этом не остановится, он пойдет дальше, в Поволжье, в Сибирь. Вслед за казахами настоящими мусульманами станут башкиры; потом на очереди на-
роды Сибири, где сегодня проис-ламские симпатии обнаруживаются у самых, казалось бы, неожиданных народов - алтайцев, тувинцев, якутов. Исламизация народов Евразийского пояса приведет к глобальной геополитической катастрофе, последствия которой скоро ощутит на себе весь мир. Для России же ситуация в худшем из возможных вариантов может вернуться к положению до взятия Иваном Грозным Казани^.
Это тем более опасно, что и среди самих русских есть мощная "пятая колонна": наша коммуно-"патриотическая" оппозиция "зеленеет" на глазах. Если раньше симпатии к исламу декларировала в основном газета "Завтра", то сегодня и сам Г. Зюганов призывает "истинно русских патриотов" заключать союз с исламом и равняться на него в борьбе с "западной заразой" свободы, демократии и прав человека^.
Не допустить исламизации евразийских народов на сегодня национальная сверхзадача России. Во-первых, для этого необходима экономическая модернизация и интенсификация традиционного экстенсивного евразийского скотоводства как изжившего себя способа производства; но экономический аспект - предмет отдельного разговора. Поговорим о христианизации.
Если бы Россия те средства, которые она тратила и продолжает тратить на Чечню (на то, чтобы нам позволяли делать вид, что Чечня - по-прежнему часть России), на остальной Кавказ (так, бюджет Ингушетии на 95 процентов дотационен, зато налогов в федеральный бюджет она не платит ни копейки), на удержание бывшей советской границы в Таджикистане (где пророссийский режим Рахмонова поддерживает не более 15 процентов населения^), истратила на культурно-образовательные программы для казахов и киргизов, на удержание на уровне 1990 года, а в перспективе-и на подъем их культурного уровня, это было бы намного полезнее с точки зрения ее национальных интересов. Вспомним слова Н. Красовского о взаимосвязи между культурным уровнем киргизов и казахов и возможностью их успешной христианизации. Так что христианизация и европеизация казахов и киргизов и стремление к интеграции с ними -для России не "прозелитизм" и не державные амбиции, а элементар-
ный вопрос национальной безопасности.
От того, как данный вопрос будет решен, зависит наше будущее. Или уникальная Евразийская общность будет сохранена и займет, наконец, достойное место в семье цивилизованных народов, или она разрушится необратимо с самыми страшными последствиями, в первую очередь, для России.
^ Ситнянский Г.Ю. "Мировой демократический процесс и степная демократия". "Азия и Африка сегодня", № 3, 1996 год.
^ Хлюстов М. "Степная демократия или степная деспотия?" "Азия и Африка сегодня", № 10. 1997 год.
"> Гумилев Л.Н. "В поисках вымышленного царства". М„ 1994 г.. с. 103-109.
^ Плетнев С.А. "Кочевники в VII-XIII вв." ("История СССР"). М.. 1966, т.], с. 438^61.
^ Грумм-Гржимайли Г.Е. Джучиды. Золотая Орда. Арабески истории. СПб., 1994, с. 100-146; Гумилев Л.Н. "Древняя Русь и Великая Степь". М., 1993, с. 654-660.
^ Абрамзон С.М. "Манапство и религия". СЭ, 1932, № 2. с. 82-97.
" Krader L. Peoples of Central Asia, Bloomington-Hague, 1962, p. 127.
^ Тихонов Т. За Уралом - в Сибири. "Русский вестник". 1897, № 4,7.
^ Валиханов Ч.Ч. "О мусульманстве в степи". Соччнения. Алма-Ата, 1961, т. 1, с. 524-529; Красовский Н.А. Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргизов. СПб., 1868, т. 2.
^ Липский В.А. "По горным тропам Русского Туркестана". "Известия РГО". 1907, т. XI 1, с. 91-236.
" Венюкое ММ. Россия и Восток. СПб., 1868, с. 158-160.
^ Филатов С.. Шинков А. Башкортостан: религия и власть. "Дружба народов". 1996, № 5, с. 98-106. ^ "Средняя Азия". М.. 1992, с. 54. '^ Судьин А. Киргизское село: аккуль-турация и приверженность национальной традиции. Этносоциальные процессы в Кыргызстаие. М., 1994, с. 17-31.
^ Красовский Н.А. Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргизов. СПб., 1868, т. 2.
'° Подробнее о евразийском единстве см.: Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению, СОЦИС. 1992, № 1, с. 50-57; Ситнянский Г.Ю. Проблемы реинтеграции бывшего СССР в свете историччских судеб евразийской цивилизации. Вестник Евразии. 1996, № 3.
^ Подробнее см.: Г. Ситнянский Откуда исходит угроза единству России. "Азия и Африка сегодня", 1997, № 12, с. 36-^0.
^ "Русская мысль", 1997, 11-17 декабря.
^ Соколова С. Таджикский цейтнот все реальнее. "Общая газета". 1996, № 20 (148).