Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Сознательное и бессознательное

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Обращение к исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для австрийского психолога, невропатолога, психиатра Зигмунда Фрейда и его учеников. Основные работы З.Фрейда, содержащие философские идеи и концепции, — «Массовая психология и анализ человеческого "Я"», «По ту сторону принципа удовольствия», «"Я" и "Оно"», «Психология бессознательного», «Неудовлетворенность в культуре», «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др. Фрейд выдвинул гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов. Затем последовало утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений. З.Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, подсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Ключевой для философии З.Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Исследует З.Фрейд роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергия посредством реактивных образований (стыд, мораль) и сублимации (переключение энергии с неприемлемых целей и объектов на приемлемые). Через призму сублимации З.Фрейд рассмотрел формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. З.Фрейд ввел также понятия космических «первичных позывов» — «Жизнь» и «Смерть»'.

Как философ З.Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность в культуре» З.Фрейд приходит к выводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний. При рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к агрессии, разрушению, которая может быть обуздана культурой.

Карл Густав Юнг — швейцарский психолог, культуролог, философ, начал свою деятельность как ближайший соратник З.Фрейда согласно трактовке Юнга, это не просто некое  влечение, а поток витально  психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются Юнгом в качестве различных проявлений единой энергии либидо. Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна «поворачиваться вспять», вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными формами адаптации к миру человеческого рода. Согласно К. Г. Юнгу, бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, выясненное за порог сознания, но прежде всего это «коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями  в глубокую древность. Эти коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами. Архетипы, по Юнгу, невозможно осмыслить осознанно; они противостоят сознанию и не поддаются  выражению в языке. Психология может лишь описывать, их и осуществлять возможную типизацию, чему и посвящена значительная часть работ К. Г. Юнга. Его обобщения зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание. Это закон Э.Геккеля о повторении в онтогенезе отдельного индивида филогенеза (исторического развития] группы особей.

К. Г. Юнг ввел в научный оборот такие объекты исследования, как учение о карме, метемпсихозе и реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Он исследовал восточные религиозно-мистические культы, в которых личностное начало растворено в архаической стихии коллективного бессознательного.

Факт наличия бессознательного в психике человека («подвалы души») был давно зафиксирован в психологии. Однако только начиная с Фрейда, эта часть сознания (вот здесь-то и выявляется сложность, связанная с употреблением слова «сознание так как приходится говорить о бессознательном в сознании сделалась предметом пристального внимания и специального исследования. Причины неврозов могут лежать там. В „подвалах души, в бессознательном, решил Фрейд. Задача  состоит в том, чтобы помочь человеку осознать неосознаваемое  и благодаря этому облегчить психическое состояние  или даже, может быть, излечить больного. Фрейд разработал целую систему приемов, получившую название «психоанализ», призванных решить эту задачу. Для объяснения психических процессов Фрейд использовал как известные ранее понятия (например, понятие энергии), так и вновь введенные им понятия (главным из которых были «вытеснение», «сублимация» в ранних работах, «Сверх-Я» — в более поздних).

Августин решаел проблемы: общечеловеческой истории. Его «Исповедь» — это исследование самосознания личности, ее психологических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: от насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности, которая спустя много веков привлекла к его философии представителей экзистенциализма. Августин считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из само достоверности человеческого мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я — это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже «закрывается» от него. Августина интересует вопрос: как человек осуществляет «открытие» своего Я.

С Августина Блаженного начинается и разработка философии истории, хотя сам термин принадлежит Вольтеру. Понятие «историческое» у античных философов отсутствовало:

греки воспринимали мир эстетически, как завершенный космос. Августин же философски осмыслил взаимосвязь прошлого — настоящего — будущего. Настоящее — момент, ибо оно уходит в прошлое и устремляется к будущему, о чем свидетельствует жизнь «града человеческого» (общества).




1. Контрольная работа- Основания расторжения трудового договора
2. Лабораторная работа 10 Задание
3. Характеристика асимметрии левого и правого полушария Асимметрия головного мозга от греч
4. х годов когда было обнаружено что большинство гомосексуалистов больных СПИДом заразились в публичных бан.html
5. Биологические концепции естествознания Предмет и структура биологии Современное естествознание предст
6. Название ткани Подвиды Особенности структуры ткан
7. Wht re you to tlk bout 2. We hve just to tlk bout it.html
8. Отношение Франции к расширению Европейского союза на Юго-восток
9. Безопасность жизнедеятельности Составитель- Тупицына Т
10. Родина Общества украинских прогрессистов собрались более 100 представителей украинских политических парти
11. Вариант 6 Укажите документ в котором приведены отклонения допустимые в общем объеме жидких лекар
12. Вопрос 19 Основы объектно
13. його використовують головним чином як антисептик значно більшої уваги він заслуговує у соціальному аспект
14.  2010 г КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая программа Специальность 080504 ~ ГОСУДАР
15. Оптимізація хірургічних методів лікування генералізованого пародонтиту ІІ та ІІІ ступеня тяжкості.html
16. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Основная- Декларацiя про права осiб якi належать до нацiональних або етнiчних релiгi
17. Волгоградский государственный технический университет КАФЕДРА ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
18. Анализ стихотворения МЮ Лермонтова Дума
19. Интеллектуальная этикетка
20. ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ