Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Политология как наука. Объект, предмет, структура и функции политической науки.
Политология - отрасль политического знания, для которой политика выступает в качестве объекта исследования. Объектом политологии является политическая сфера жизни общества, политика в целом. Предметом политологии являются закономерности функционирования и развития самого объекта, т.е. политики, закономерности поведения людей в сфере политики.
Диалектический метод - это способ, прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития, во взаимосвязях как друг с другом, так и с процессами и явлениями, происходящими в других сферах жизни общества.
Социологический метод - совокупность приемов и способов, направленных на сбор и накопление информации о реальной политической жизни путем проведения статистических выборок, изучения документов, анкетирования, опросов.
Системный метод - подход к рассмотрению политики как сложного динамичного и целостного явления на основе анализа взаимозависимости и взаимообусловленности всех её элементов как в отдельности, так и в их совокупности.
Поведенческий метод - это способ исследования политических явле-ний посредством анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей.
Сравнительный метод - сопоставление однотипных политических явлений, имеющих черты подобия, для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем.
Функции политики:
поддержание и укрепление целостности общества как сложно диффе-ренцированной социальной системы, обеспечение общественного поряд-ка и организованности;
разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществле-ние;
авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных цен-ностей и благ;
предотвращение и регулирование групповых конфликтов.
Политология в системе социально-гуманитарных наук.
Политология содержательно связана практически с любой из социаль-ных наук: философией, политической экономией, правовой наукой, политической историей, психологией. Политическая и экономическая география, теория организаций также взаимоперекрещиваются своими проблемами с политологией. Можно назвать и другие социальные науки антропологию, демографию, этнографию, равно как и естественные науки биологию, экологию. Политология использует и данные формальных наук логики, теории систем, статистики, кибернетики.
Необычайная важность, сложность и многогранность политики как социального явления обусловливает существование целой системы наук о политике. В эту систему входят: политическая философия, история политических учений, политическая психология, политическая социология, политология, политическая география, политическая антропология, политическая история и другие.
3. Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения (Августин, Фома Аквинский, Николо Макиавелли).
Основы христианской политической доктрины заложил Августин (354430). Всю историю человечества он рассматривал как борьбу между «градом Божьим» (праведники, ангелы, Церковь) и «градом земным» (грешники и дьяволы). Все сущее определялось как возникшее по воле Бога, а все изменения объяснялись как вознаграждение или кара Бога. Единственным спасением Августин считал приобщение человека к Богу, к христианской добродетели.
Богослов Фома Аквинский (12251274) доказывал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Основатель философского направления, получившего название «томизм», объяснял, что, несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование зависит от людей. Поэтому, с одной стороны, возмущение народа против власти монарха является смертным грехом, так как равносильно выступлению против Бога. Но, с другой стороны, светская власть, в свою очередь, должна следовать христианским заповедям и не угнетать народ. Если светская власть действовала не по-христиански, то свержение тирана оправдывалось.
Этап возникновения и эволюции политической мысли вполне может завершить фигура Никколо Макиавелли (14691527). Его считают родоначальником политической науки. По мнению Макиавелли, политическая сфера является самостоятельной, относительно автономной от других областей жизни общества. Предметом политической науки Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях. Макиавелли сам участвовал в политической жизни Италии и анализировал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Государство рассматривалось им как политическая форма организации общества, но отличная от самого понятия «общество».
4. Политические учения в России периода образования централизованного государств а (теория «Москва- третий Рим, Иван Пересветов).
5. Идеи просвещенного абсолютизма в России (Ф. Прокопович, В.П. Татищев, И.Т. Посошков).
Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных.
К числу сторонников реформ и активных деятелей петровской эпохи относится Архиепископ Феофан Прокопович. Рассматривая монархию как форму организации власти Прокопович исследует два её варианта: ограниченную и абсолютную. В ограниченной монархии государь связан определёнными обязанностями, для России же самой "много полезной" и "благонадёжной" формой является абсолютная монархия, которая единственно способна обеспечить русскому народу "беспечалие " и "блаженство".
Посошков, отражая настроения купечества, требовал развития в России мануфактур, ремесел, торговли, мореплавания, поощрения купечества, которое «украшает царство». Он осуждал праздность и расточительство, выступал за облегчение участи крепостных и издание закона, ограничивающего крестьянские повинности, считал необходимым созвать выборных для пересмотра старых и составления новых законов.
Татищев, Прокопович представители так называемой ученой дружины в своих произведениях отстаивали независимое от церкви развитие естественнонаучного и философского знания, доказывали необходимость распространения просвещения и прогрессивных реформ в России.
6. Западная политическая мысль XVII-XVIII в.в. (Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
Томас Гоббс и его теория общественного договора. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей. Естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил.
Джон Локк об общественном договоре и естественном праве. В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы.
Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью.
7. Политический радикализм в России XVIII-XIX в.в. (А.Н. Радищев., П.И. Пестель, И.Г. Чернышевский).
A. H. Радищев (17491802 гг.) предлагал заменить монархию добровольной федерацией вольных городов и строить народное правление на принципах народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности и выборности достойных лидеров по примеру вечевой демократии.
Декабрист П. И. Пестель (17931826 гг.) выступал за республиканское правление вместо монархического. Предлагал высшие органы власти (Народное Вече, Державную думу, Верховный Собор) формировать на основе всеобщего избирательного права, реализовать принцип разделения властей и гарантировать естественные права и свободы личности.
Революционеры-демократы В. Г. Белинский (18111848 гг.), А. И. Герцен (18121870 гг.), Н. Г. Чернышевский (18281889 гг.) полагали единственным средством свержения самодержавия вооруженное восстание в форме крестьянской революции, которая установит «социальную республику» с верховной властью народа. Предполагалась ответственность правительства перед Народным Собранием.
8. Западники и славянофилы об альтернативах развития России.
К началу 40-х гг. XIX в. в русской общественной мысли сложилось два течения под условным наименованием славянофилов и западников. Представители славянофильства ( А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) ратовали за самобытность исторического пути России. Они выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношении закона и обычая в рамках концепции народосознания. Славянофилы были безусловными противниками и критиками крепостного права.
Социальным идеалом западников была конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. Видными представителями западников как направления русской антифеодальной общественной мысли 40-50-х гг. XIX в. были К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, П.В. Анненков.К.Д. Кавелин - один из основателей государственнической школы в истолковании истории России - считал, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. Реформы Петра двинули Россию по пути европейского развития в частности управления с помощью “современных актов и законов”.
9. Политико-религиозные и либерально-демократические концепции в России (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев).
В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (18531900), В.В. Розанова (18561919), С.Н. Булгакова (18711944), Н.А. Бердяева (18741948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.
Политические аспекты идеи соборности:
провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;
государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;
нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.
10. Политические идеи Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.
Ленин о пролетарской партии. Маркс: “без партии нет развития, без размежевания нет прогресса”. Эту идею продолжил Ленин. По мнению Л, деятельность партии должна состоять в содействии классовой борьбе рабочих, причем ее задача состоит в том, чтобы примкнуть к движению рабочих, внести в него свет, помочь рабочим в этой борьбе. Нарастание подъема рабочего движения и явная близость рев. требовали создания единой централиз. партии рабочего класса, способной руководить рабочим движением. Л считал, что партия должна состоять из двух частей: а) узкий круг квалиф. проф. рев-ров; б) широкая сеть периф. парторганизаций. Конечной целью партии явл. свержение кап-ма и установл. соц-зма, в то время как ближайшая цель свержение ца-ризма и установление дем. порядков. Важнейшим средством свержения царизма и завоевания дем. респ-ки Л считал победоносное восстание народа. Чтобы подвести к нему массы, надо создать такие лозунги и призывы к мас., кото-рые могли бы развязать их рев. инициативу. Партия должна быть передовым сознательным отрядом раб. Класса, но она должна быть орга-низованной и уметь руководить всеми остальными отрядами раб. класса, осуществляя связь передового отряда раб. класса с массами. Тактика и стратегия полит. борьбы: именно проле-тариат должен быть руков. звеном в бурж.-дем. рев. Сама же рев. имеет 2 возможных исхода: дем. республика или некая карикатура на конституц. монархию. Для победы надо, чтобы пролетариат имел союзника в лице крестьянства. Плеханов посвят. больш-во своих трудов историко-философ. и социолог. аспектам понимания истории. Научн. материалистич. взгляд на историю должен исключ. субъективизм в теории и на практике, в п-ке. Его позиц. подверг. долгие годы критике со стороны официал. большев. идеологии, а сам он понижен был ею до ранга лишь пропагандиста марксист. теории.
11. Политика: сущность, структура и функции, типология.
Слово, понятие политика происходит от названия древнегреческих городов «полисов». Каждый «полис» с прилегающей округой Афины, Милет, Коринф, Фивы и др. представлял собой самостоятельное государство (табл. 1). Мужчины каждого «полиса» участвовали в организации управления на территории «полиса», в защите его от внешних врагов, обсуждали все общегородские вопросы и тем самым занимались «политикой», выявляли различные интересы и старались найти общее решение. Политику чаще всего определяют как сферу отношений между людьми, сферу общественных отношений, в которых различные социальные группы выражают свои интересы, потребности, требующие применения власти. Если коротко, то политика это отношения между людьми по поводу функционирования власти в данном обществе.
Под политикой подразумеваются различные отношения, процессы, действия людей:
- отношения, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование политической власти;
- сам процесс формирования и функционирования власти;
- деятельность людей, организаций, групп населения по достижению определенных целей;
- искусство управлять государством и обществом.
В соответствии с самыми крупными областями осуществления политику делят на внутреннюю и внешнюю.
В соответствии со сферой деятельности принято выделять экономическую, социальную, культурную, научно-техническую, национальную и другие виды политики.
В зависимости от масштаба, территориального охвата говорят о местной (локальной), национальной (конкретного государства), региональной, международной (глобальной) политике.
В зависимости от субъекта, то есть от того, кто осуществляет политику, она бывает государственной, правительственной, партийной, профсоюзной и т. д.
В зависимости от объекта, на который направлено политическое воздействие, говорят о молодежной политике, политике в отношении пенсионеров, женщин, детей и других «объектов».
Функции политики:
1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;
2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;
3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;
4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.
5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.
12. Характеристика свойств политики.
1.Универсальность,всеохватывающий характер, способность воздействовать на любые стороны жизни.2.Атрибутивность-способность сочетаться с политическими явлениями, отношениями и сферами.
13. Личность как субъект и объект политики.
Понятия “субъект” и “объект” философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Субъект политики это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы воздействия на объективный мир.
В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом является сознательно и ответственно действующая личность, которая в своих действиях руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них индивидуальными субъектами политики являются обычные люди.
Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации.
Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии.
Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.
Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру.
Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.
Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсами власти.
Формы политического поведения и участия личности:
1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
2. Личность, профессионально занимающиеся политикой;
3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (вы-боры, акции);
4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участву-ющая в ней;
5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отноше-нием к политике;
14. Понятие прав человека, их типология и характеристика.
15. Социальные группы, классы как субъекты и объекты политики.
16. Политический лидер: определение, функции и типы.
Полит. лидер (ПЛ) лидер, ведущий, руко-водящий. Лидеры бы-вают формальные и неформальные. Сверх-человек ч-к, кот. иг-норирует христ. мораль. Лидер по Платону государь. Лидерство влияние, авторитет, контроль одних над другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, рас-простран. на всю орг-цию (общ-ва), полит. лидера выделяет гла-венствующ роль. Лидер явл. субъектом (по своим особым кач-вам он становиться во главе дв-ий, наделяется властными полномочи-ями) и объектом (в решении полит ?-ов он всегда испытывает влияние др. полит. сил, должен быть готов к компромиссу). Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая Л анализирует, опр-ет ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая Л разрабатыв. напрвлен. действий для решения проблемы. 3) мобилизующая Л добивается поддержки своего плана, организ. его выполнение. Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса умение избегать капка-нов, скрывать свои истинные цели, лави-ровать; б) лев прямо-линейность, силовые методы, основной принцип уничтожить противника в откр. бою. 2) Авторитарные наличие у чел-ка без-раздельн. власти над людьми. 3) Демократическое учет интересов всех членов орг-ции в их участии в упрвл-ии. 4) М. Вебер: а) традиционный вождь племени, монарх; б) легитимный президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический божья благодать, по-явл. когда страна пере-живает острый кри-зис.5) По методам и способам деят-ти: а) великий гос. Л действует на перелом-ном этапе развит. общ-ва, рукодствуется не личными, а общенац. инересами (Петр I, А. Линкольн). б) политик-практик решает повседневные проблемы (Лужков); в) гражданский Л не занимает гос. пост, но оказывает большое влияние на общ-во (А.Д. Сахаров); г) Л-демогог использует любые ср-ва (чел-ие слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам: общенац., Л класса, местный.
17. Характеристика современных теорий политического лидерства.
Теории «героев» и «теории черт». Теории данной группы из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами. Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт. Теории среды. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.
В. Хоккинг предполагал, что лидерство функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли. Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа).
18. Классические теории элиты В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.
Термин "элита" происходит от французского слова elite что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги".
Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже ХIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, Р. Парето, Р. Михельс и др.
Принятые определения понятия "элита".
1)Классический исследователь элиты Г. Моска считал, что "Правящий класс" это класс, который осуществляет все политические функции, монопольно владеет властью и пользуется ее преимуществами.
2)Парето современник Моски полагал, что к элите следует относить лиц, являющихся самыми квалифицированными и способными в соответствующих областях человеческой деятельности.
3)Определение Лассуэллом, Лернером и Ротуэллом, термин "элита" означает "лидерство и социальные страты", из которых чаще всего происходят лидеры и по отношению к которым в данном поколении сохраняется подотчетность.
Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл "элитой", а Г. Моска "политическим классом", осуществляет руководство "некомпетентными" массами.
Три качества, по мнению Г. Моска, открывает доступ к политическому классу, к элите военная доблесть, богатство, священничество. Позже он уточнил, что этот класс должен создаваться на основе ума, способностей, богатства. Г. Моска описывает три способа, которыми политический класс закрепляет власть и обновляет себя наследование, выборы, кооптация. С одной стороны, все политические классы стремятся стать наследственными, если не де-юре, то де-факто. Это стремление настолько сильно, что фактически оно существовало уже в течение какого-то времени. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые пытаются сменить старые.
В работах В. Парето общество предстает в виде пирамиды с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, "опускаются вниз", в массы. Происходит циркуляция, или "круговорот элит". В.Парето приписывал управляющим два главных качества: умение применять силу там, где это необходимо. Сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории.
Парето делал упор на том, что лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создание аппарата, и власть концентрируется в его руках. Партийная элита обладает преимуществами перед рядовыми членами, имеет больший доступ к информации, возможности оказывать давление на массу.
Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс, люди обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей.
Основоположник политологии М.Вебер считает, что политическую элиту составляют харизматические личности.
А. Тойнби говорит, что элита это творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству.
19. Современная политическая элита: понятие, функции, типология.
Элита (фр. elite лучшее, отборное, избранное) в политологии группа людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сфе-рах деятельности, обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций. Наиболее широко в обществе представлена властвующая элита, которая включает политическую, экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты. Политическая элита важнейшая часть властвующей элиты, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты в обществе.
Функции политической элиты:
• стратегическая разработка стратегии и тактики развития обще-ства, выработка политических программ, генерирование новых идей, концепций реформирования общества;
• коммуникативная представление, выражение и отражение в по-литических программах интересов и потребностей всех слоев и групп населения;
• организаторская практическая реализация политических про-грамм, выполнение принятых политических решений;
• интегративная укрепление стабильности общества, устойчиво-сти его общественно-политических систем, преодоление конфликтов, достижение консенсуса (лат. consensus согласие, единодушие) в обще-стве.
Типология политических элит:
1. По отношению к власти:
• правящая;
• оппозиционная (контрэлита (В.Парето));
2. По способу формирования:
• открытая (новые члены элиты рекрутируются из общества);
• закрытая (воспроизводится из собственной среды);
3. По положению во властной иерархии:
• высшая (ведущие политические руководители, занимающие высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти);
• средняя (выборные должностные лица (парламентарии, губер-наторы, мэры, лидеры политических партий));
• административная (бюрократическая) (объединяет высший слой государственных служащих).
20. Основные концепции власти в политической науке.
Теологическая концепция считает власть божественным установлением, а монархов исполнителями божественной воли. Поэтому подчинение людей воле Бога, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение рода человеческого.
Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, являющейся наиболее фундаментальным инстинктом человека как биологического существа. Философ Ф. Ницше определял власть как волю и способность к самоутверждению. Гитлер считал, что такой волей и способностью к самоутверждению обладают только представители арийской расы, которые и должны властвовать над всем миром.
Бихевиористская концепция выводила властные отношения из природы человека, который рассматривался как «властолюбивое животное». Стремление подчинить своей воле других индивидов рассматривалось как доминирующий мотив политической активности конкретной личности. Политический процесс в рамках этой концепции представлялся как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. В основе термина «бихевиоризм» лежит английское слово, которое переводится как «поведение».
Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. В политической деятельности доминирует иррациональное страх, агрессивность, стремление к разрушению. На основе страха возникают неврозы: «невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой, «невроз власти» заключается в погоне за престижем и обладанием, «невроз покорности» состоит в склонности к конформизму, а «невроз изоляции» в «бегстве» от общества, в стремлении «спрятаться» от действительности.
Мифологическая концепция объясняет поддержание величия власти двумя мифами о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.
Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляемых или управляющих). Субъектам предписывается выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизовать его ресурсы для достижения общих целей.
Марксистская или, как ее иногда определяют, конфликтологическая теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. В основе этого господства лежит обладание собственностью у одного из классов.
21. Природа, структура, ресурсы и функции власти.
Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В отечественной политологии отмечают смысловую связь категории «власть» со словами владеть, владычествовать, быть владыкой, но не отождествляют их. По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит.
К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие. Решающую роль среди них играют сила и авторитет, без которых невозможно осуществление воли и интересов властвующего социального субъекта.
Основными структурными компонентами власти являются ее субъекты, объекты и сферы властного влияния. К субъектам власти относятся индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, наконец, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз). Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, обороны, безопасности и др.
К существенным характеристикам власти относятся ее функции, которые иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в той или иной стране выражается в формировании различных политических режимов.
Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых не может быть реализована воля и осуществлен интерес властвующего социального субъекта. Речь идет о насилии, принуждении, праве, поощрении, убеждении, традициях, обычаях, мифах, страхе и др. Иногда к названным ресурсам относят организационные, демографические, социально-психологические, административные, силовые и дипломатические. Власть тем эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы, чем оптимальнее соотношение разнообразных ресурсов в решении конкретных социальных задач.
В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.
23. Государство: признаки, функции, основные теории его происхождения.
Сегодня понятие государство трактуют в широком и узком смыслах. В широком смысле это страна, политически организованный народ, представляемый и организуемый органом высшей власти и проживающий на определенной территории (российское государство, французское государство). Государство в узком смысле это центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на данной территории и имеющая право издавать законы, обязательные для всех граждан.
Важнейшие признаки государства:
• отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, наличие слоя профессионалов-управленцев;
• территория, очерченная четкими границами;
• суверенитет верховная власть на данной территории;
• монополия на легальное применение силы, физического принуждения (армия, милиция, суд, тюрьма);
• право на взимание налогов и сборов с населения;
• обязательность членства в государстве (гражданство);
• претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
Функции государства:
1. Внутренние:
• обеспечение общественной безопасности и порядка;
• организация общественных работ (благоустройство, охрана окружающей среды, развитие коммуникаций и т.д.);
• изготовление денег;
• регулирование экономической деятельности;
• обеспечение социальной защищенности граждан;
• регулирование правовой системы; 7) защита прав и свобод личности и т.д.;
2. Внешние:
• осуществление взаимовыгодного сотрудничества с другими странами,
• оборона страны.
Существуют несколько теорий и концепций происхождения государства:
1. Патриархальная теория. Согласно этой теории, государство - результат исторического разрастания патриархальной семьи. Люди стремятся к развитию семей (общению), что ведет к образованию государства в результате их разделения, расселения. Эта теория получила теоретическое обоснование в XVII в. в одной из работа английского мыслителя Р.Фильмера.
2. Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуетс как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей.
3. Договорная теория. Наибольшее распространение в 17-18 веках в трудах Д.Локка, Т.Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. В соответствии с ней, государство возникло в результате заключения общественного договора находящихся в догосудартвенном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользовние естественными правами и собственностью.
4. Теория “насилия” (Е.Дюринг, Л.Гумиллович, К.Каутский). В соответствии с данной теорией, в основе возникновения государства лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создаётся государство.
5. Социал-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддржания господства одних классов над другими.
6. Психологическая концепция. В соответствии с ней, появление госдарства обусловлено особыми свойствами психики человека, т.е. поиском аворитета, которому можно было бы подчиняться и чьим указаниями действовать в жизни.
25. Абсолютная и конституционная монархия.
Монархия форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства монарха (от греч. monos один и archos правитель, властелин). Власть монарха передается по наследству, является бессрочной и считается непроизводной от какой либо другой власти, ее органа или избирателей. Монархии бывают абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная, военная) сосредоточена в руках главы государства. Управление страной он осуществляет через многочисленных чиновников, советников, министров. Обладая суверенной, неограниченной властью, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. В настоящее время абсолютные монархии сохранились только в некоторых странах Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия). Конституционная монархия это государство, в котором полномочия монарха ограничены парламентом и конституцией. Здесь он выполняет чисто представительские функции, являясь символическим, формальным главой государства. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Источником власти является народное большинство. Эта форма правления является достаточно распространенной в странах Западной Европы и Азии (Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Испания и др.).
27. Политическая партия: понятие, структура, функции и типология партий.
Политическая партия (лат. partis часть) это организованная груп-па единомышленников, представляющая интересы части народа и ставя-щая своей целью их реализацию путем завоевания государственной вла-сти или участия в ее осуществлении.
Структура политической партии (по Л.Санистебану): 1) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; 2) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; 3) активные члены партии, участвующие в ее деятельности, но не входящие в бюрократию; 4) пассивные члены партии (примыкая к партии, они лишь в незначительной степени участвуют в ее работе). Некоторые политологи к этим элементам добавляют: 5) лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами (например, участвуют в массовых акциях); 6) меценатов (спонсоров), оказывающих партии материальную и иную поддержку.
Функции политических партий: 1) социального представительства выражения интересов определен-ных социальных слоев или групп и опоры на их поддержку в своей деятельности;
2) социальной интеграции достижения согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения конфликтующих сторон; 3) политической социализации; 4) борьбы за власть или за соучастие в функционировании властных институтов (парламента, правительства);
5) политического рекрутирования подбора, подготовки и выдвижения кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы (в представительные органы власти и в исполни-тельный аппарат государства); 6)разработки и реализации политического курса.
Типология политических партий:
1. В зависимости от стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами:
• авторитарные;
• демократические;
2. В зависимости от того, в какой мере они представляют различные слои общества:
• интегративные (представляют все или многие слои общества) ;
• представительские (представляют один слой или класс);
3. По целям и средствам их достижения:
• идеологические (преследуют цель изменить жизнь в соответствии со своими идеалами);
• прагматические (преследуют конкретные политические цели);
4. По организации и структуре:
• массовые (имеют сложную структуру и многочисленных последователей)
• кадровые (немногочисленны;
5. По отношению к существующей действительности:
• консервативные;
• реформистские;
• революционные;
6. По месту в политической системе:
• правящие;
• оппозиционные;
• парламентские;
• внепарламентские;
• легальные;
• нелегальные (или полулегальные);
7. По характеру политической деятельности:
• умеренные;
• радикальные;
• экстремистские;
8. По месту в политическом спектре:
• левые;
• центристские;
• правые.
28. Сущность и разновидности партийных систем.
Исходя из этих классификаций, существует три вида партийных систем:
1. Партии, включающие в себя одну или несколько партий, способных получать абсолютное большинство мест в парламенте
2. Наличие доминирующей партии в парламенте
3. Система, которая опирается на коалицию миноритарных партий
Опыт показывает, что первая система затрагивает деятельность парламента, так как не способна осуществлять принципа чередования власти.
29. Группы интересов: понятие, функции, типология.
Группы интересов (ГИ) это добровольн. объ-единен. граждан, форм-ся с целью выраж.я и отстаиван. своих п-ки значим. интересов во взаимоотнош. с гос-вом и другими полит. ин-тами. Наличие разл. ГИ первый шаг к формир. партий. Основанием для осущ. могут быть такие потребности: эк-кие, соц-ные, культ-ные, этнич-кие, религ., идеолог.. Ф-ции ГИ: 1) Артикулирование преобразован. эмоций, чувств, ожиданий граждан в опр. полит.. требования. 2) Агрегирование согласован. частных потребн., установление между ними опр. иерархии и выработка на этой основе об-щегруп. целей. Средства реализации этих 2-ух ф-ций: забастовки, лоббирование. 3) Информирование донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в обществ. жизни. 4) Формир. политич. элит, властных структур общ-ва и базы для создлания политич. партий. Хар-ные особен. ГИ: 1) Не ставят целью завоеван. политич. власти в гос-ве, а отстаив. интересы своих членов, оказывая влиян. на властн. стр-ры. 2) Не ставят целью расшир. соц-ной базы, а орг-ся для защиты частн. интересов. Типы ГИ: 1) По хар-ру проис-хожден. и степени орг-ти: а) атомические стихийно возникает и также распадается; б) институциональные формальные объед. с четко выраж. стр-рой, ф-циями и проф.. кад-ровым аппаратом. 2) По структре: а) ассоциативные высокий ур-нь специа-лиз. и орг-ти, официал. хар-р создания и доб-ровольность объедин., наличие устава; б) неассоциативные после достиж. цели распад., оказывают слабое влиян. на власть. 3) По сферам жизне-деят-сти: эк-кие (союзы пром-ков, потр-лей), п-кие (дв-ния за мир), культурные (союз музыкантов, художни-ков), сфера досуга и отдыха, соц-ные (инва-лиды, афганцы).
30. Роль в политической жизни современного общества «традиционных» общественных движений и организаций.
Общественные движения (ОД) формы объединения людей, хар-щие их совместные стремления к осущ. общих целей, ели у них появл. стр-ра, то они перерастают в общ-нные организации (ОО) внегос. формы общ-нной связи, основанные на общности интересов и принципов. Особенности сущ-ия ОД: 1) ПС могут сущ-ть самостоят.. 2) Если ОД достигло своей цели, оно распадается. 3) Если цели слишком сложны или объем-ны, ОД перерастает в партию. 4) ПП могут образовывать ОД, если им удается привлечь широкие массы населения для борьбы за ту или иную полит. идею.
Типы ОД: 1) По отношению к суш-ему строю: консервативные, реформаторские, революционные. 2) По идеологической основе: либер.-демокр., социалистич., консервативн. 3) По нац. признаку: нац.-осободительные, за само-управление наций, за культурную и национал. автономию. 4) По демо-кратич. признаку: моло-дежные, студенческие, женские. 5) По степени организац.: стихийные, разрозненные, сла-бо/высокорганизованные. 6) По масштабам: между-народные, региональные, локальные, общегос-нные. 7) По методам и способам действия: ориентированные на насильственные действия, легальные, нелегальные, пацифисты. 8) В зав-ти от связи с ПС: институцио-нализированные (фор-мальные), неформальные. 9) По сферам деят-ти: эк-кие, соц-ые, нац-ые, религиозные, научные. 10) По соц. составу: студенческие, профессио-нальные. 11) По способу орг-ции: клубы, ассоциации, объединения, фонды, союзы.
Функции: 1) Концентрация инте-ресов широких слоев населен. 2) Выдвижение целей и спсобов их достижения. 3) Создание крупной полит. силы, со-средеточенной на ре-шении конкр. задач. 4) Руководство массо-выми выступлениями, орг-ция ненасиль-ственных (насильств.) выступлений. 5) Коммуникативная с помощью нее члены общ-ва, групп и инте-ресов доводят до све-дения власти нереали-зованные соц. потреб-ности. В рез-те этого ОД могут быть и груп-пами давления.
33. Понятие политического режима и его типов.
Полит. режим (ПР) способы и методы полит. власти. Стр-ра ПР: 1) Порядок форми-рования представит. органов. 2) Взаимоотношен. законодат. и исполнит. властей. 3) Правовой статус, права и обязан-ности, граждан. 4) Соотношение допу-стимого и запрщенного в общ-ве. 5) Порядок формирован. карател. и правоохр. органов. 6) Порядок функцио-нир. полит. партий.
Типы ПР: 1) Тоталитаризм (це-лый, целостный) Парт. Сис-ма стремящ. к полному контролю над всем общ-вом. Гераклит (5 в. до н.э.) обладая разу-мом можно управлять всеми вещами. Др. Китай (7-4 вв. до н.э.) философы отмечают необх-ть сильноцен-трализ. гос-ва, кот. регулирует с помощью жестких з-нов всю жизнь общ-ва, в т.ч. и личную жизнь граждан. Детальнее всего пишет Платон (5 в. до н.э.): черты подчин. чел-ка гос-ву, гос. собст. на землю, дома, обоб-ществлен. жен и детей, насаждение единомыс-лия, очищение гос-ва от неугодных лиц путем уничтожен. или изгнан., един., обязат. религия, запрет выезда за границу, монополия власти на СМИ, раз-растание аппарата вла-сти, проникновение его во все сферы. Разно-видн. тоталитаризма: коммунизм, фашизм, нац. социализм. Авто-ритаризм неограни-ченная власть одного чел-ка (группы лиц), недопускающая, но сохраняющая незави-симость личности и общ-ва во внеполитич. сферах (СССР 50-60-е годы, 1959 г. Ф. Кастро, Куба; Ю. Корея, Чили, Аргентина). Черты: 1) диктаторская власть правящ. элиты. 2) опора на силу. 3) демократия здесь носит огранич. хар-р. 4) отказ от принципа раздел. властей. 5) милитаризац. гос аппар. Демократия власть народа. Черты: 1) развите форм непо-средств. и посредств. демократии. 2) общест. самоупр. 3) диалог между общ-стью и властями. 4) изуч. общ. мнения и учет его. 5) равные прямые вы-боры органов влсати, тайное голосование. 6) плюрализм. 7) развитое гражд. общ-во, разделен. властей, мир. внешн. политика. Абс. демократии и абс. авторитаризма не бы-вает. Чистая демокра-тия анархия, чистый авторитаризм тотали-таризм.
34. Политическое сознание: сущность, функции и формы проявления.
Политическая активность людей обуславливает субъективные и объективные факторы. Объективные существующий в стране режим, жизненный уровень, ситуация в экономике и т.д. Субъективные мотивы активности носят личностный характер (колеблется от желания помочь до корысти и стремления к власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране выступает причиной взлета политической активности. В этой связи есть понятие достижения предела терпения, за которым начинается политическая активность. Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов активности очень скользкая тема.
В процессе политической социализации складываются и определенные типы политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:
1. Консерватизм идейно-политическое оправдание и стабилизация изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую структуру, другие восстановить прежнюю форму и отношения.
2. Либерализм выступают за свободу личности, свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика системы всегда конструктивна и направлена на ее укрепление.
3. Радикализм в целом, это социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм построение иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва демократии.
В настоящее время различия политического сознания имеют место во всех странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического сознание и политические отношения в целом должны иметь гуманистическую направленность и использоваться прежде всего в интересах человека.
35. Определение и функции политической идеологии. Основные современные идеологии (неолиберализм, неоконсерватизм, социал-реформизм).
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие “духовного княжения” (Макиавелли) той или иной политической силы. И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).
36. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ.
основные направления деятельности СМИ?
1.удовлетворение информационных интересов общества;2.обеспечение гласности;3.изучение и формирование общественного мнения;4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.
выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.
37. Природа, структура и функции политической культуры.
Впервые термин "политическая культура" использовал в начале XIX в. немецкий философ-просветитель И.Г.Гердер. Однако основы совре-менной теории политической культуры были заложены много позже в 50-е гг. ХХ в. двумя американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой. В дальнейшем теорию политической культуры с успехом раз-вивали многие западные и российские политологи. По мнению большинства из них, политическая культура является частью общей культуры и представляет собой совокупность политических ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта, регулированию политического поведения всех членов общества.
Структура политической культуры включает:
• политический исторический опыт;
• политическое сознание;
• политическое поведение.
Функции политической культуры:
• познавательная формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
• интегративная достижение на основе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы и данного политического режима;
• коммуникативная обеспечение связи между участниками политического процесса "по вертикали" (между управляющими и управляемыми) и "по горизонтали" (между равнозначными участниками политического процесса: представителями властвующей элиты, политическими партиями, гражданами), а также трансляция (передача) элементов политической культуры от поколения к поколению, накапливание политического исторического опыта;
• обеспечения социального прогресса создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;
• нормативно-регулятивная формирование и закрепление в общественном сознании определенные политических установок, ценностей, целей, мотивов и норм поведения;
• воспитательная политическая социализация формирование личности гражданина.
38. Типы политической культуры.
Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
-Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии.
-Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен.
-Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
39. Понятие, конституционные признаки демократии и ее современные теории.
Демократия как тип политического режима характеризуется по-разному. Этимологическое определение демократии (греч. demokratia народовластие) является недостижимым идеалом: в реальном обществе фактическое народовластие (прямое управление народом) в принципе невозможно. В широком смысле это форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии решений по большинству. В реальной политической практике демократия представляет собой политическую организацию общества, в наибольшей степени (по сравнению с тоталитаризмом и авторитаризмом) обеспечивающую соблюдение прав, свобод, жизненных интересов граждан и социальных групп, развивающуюся и самосовершенствующуюся, создающую оптимальные условия для разрешения возникающих социально-экономических проблем.
Признаки демократии:
• принятие решений большинством голосов (при этом мнение боль-шинства должно сочетаться с гарантиями прав меньшинства, которые не могут быть отменены большинством);
• гарантии основных прав и свобод;
• свободные и честные выборы (именно выборы высших органов власти, происходящие с определенной периодичностью, обеспечивают реализацию принципа народного суверенитета верховной власти наро-да);
• равенство граждан перед законом, отсутствие дискриминации по признакам расы, нации, религии, социального статуса, пола;
• конституционализм наличие действующей конституции основ-ного закона, закрепляющего принципы государственного устройства, форму правления, ограничивающего власть государства и гарантирую-щего основные гражданские права и свободы;
• наличие гражданского общества (5.3), в котором социальные груп-пы, движения и отдельные индивиды отстаивают свои жизненные инте-ресы.
Несмотря на широкое признание демократических ценностей, демо-кратия пока еще не является самой распространенной в современном ми-ре. Большинство людей проживают в авторитарных государствах.
Теоретические модели и концепции демократии:
Теорию коллективистской демократии и ее основные принципы наиболее последовательно разработал Ж. Ж. Руссо. Руссо признавал в качестве подлинной только непосредственную (прямую) демократию. Его теория исходит из идеи суверенитета народа. Суверенитет народа предполагает, что частные интересы должны уступить место интересам всего общества (общая воля). Отсюда Руссо делает важнейший вывод о неотчуждаемости суверенитета.
Основные принципы коллективной теории демократии Руссо получили в дальнейшем развитие в социалистической (марксистско-ленинской) концепции демократии. Эта концепция демократии развивалась в контексте общего учения о социализме и коммунизме. Отрицала частную собственность. Поэтому социалистическая концепция демократии носит полностью коллективистский характер при отсутствии всякой автономии личности. При этом теория социалистической демократии предусматривала сочетание принципов прямой и формально представительной демократии.
Конкурентная модель демократии исходит из признания различия интересов в обществе и борьбы этих интересов, которая происходит в открытом соперничестве борющихся за власть различных политических сил. Идеал конкурентной демократии это свободное соперничество политических сил. Концепции конкурентной модели демократии предусматривают наличие органов представительной власти, которые обладают правом самостоятельно формировать волю народа, а в случае необходимости действовать вопреки ей под свою ответственность.
Либеральная концепция демократии основывается на либеральной идее суверенитета личности, т.е. приоритета индивида по отношению к обществу и государству. Согласно этой концепции не народ в целом, а отдельная личность является первичным источником власти. Отсюда признание верховенства прав индивида над законами государства. Права индивида в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное соблюдение которой контролирует независимый суд. Основной смысл политической демократии сводится к тому, чтобы она обеспечивала защиту граждан как от произвола властей, так и от беззаконных действий частных лиц, а также предоставляла гарантии управления в общих целях.
Концепция плюралистической демократии выросла из либеральной, унаследовав от нее такие основополагающие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т.п. Вместе с тем концепция плюралистической демократии отличается от либеральной. Основное отличие состоит в том, что, согласно плюралистической концепции, не личность и тем более не народ является центральные элементом демократической политической системы, а социальная группа, которая представляет собой главный субъект политики. Индивид без группы безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы индивид получает возможность выражения и защиты своих интересов. Народ с позиции плюралистической концепции демократии также не может выступать основным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных соперничающих за власть групп.
Концепция элитарной демократии базируется на идее ограниченного участия народных масс в управлении государством. Один из основоположников элитарной теории демократии И. Шумпетер доказывал, что народные массы весьма равнодушны к любым процессам, которые непосредственно не связаны с их повседневной жизнью. В большинстве своем масса пассивна и некомпетентна в вопросах политики, а потому легко поддается манипуляциям профессиональных политиков. Согласно концепции элитарной демократии элиты должны бороться между собой за право осуществлять власть в обществе, а участие народа ограничивается правом отдать предпочтение составу правящей элиты, а также правом периодического контроля за властными элитами с помощью механизма выборов.
40. Политический процесс: сущность, этапы развития и их основное содержание.
43. Политический менеджмент.
Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.
Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.
Спецификой социальных систем общества, институтов, организаций, групп является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.
Политический менеджмент позволяет решать различные задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области.
В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:
1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;
2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;
3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;
4. Политический брендинг (бренд торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы.
5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;
6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;
7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.
45. Политические технологии: понятие, структура, функции и типы.
46. Факторы и условия, определяющие содержание внешней политики государства.
47. Международные отношения: содержание и основные тенденции развития.
Международные отношения это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной и не сводится к «естественному состоянию». Напротив, они развиваются хотя очень медленно и непоследовательно. Сложность и противоречивость такого развития, его далеко не явный характер порождают множество дискуссий, составляющих важную часть содержания теории международных отношений. Без знания основных аргументов этих дискуссий трудно понять эволюцию теории международных отношений и соответственно составить общее представление о ее объекте и тех изменениях, которые она претерпевает в ходе исторического развития человечества. Противоборство традиций и новизны реализма и идеализма в сочетании с новейшими научными открытиями и осмысленными ошибками политической практики близкого и далекого прошлого в любых исторических условиях определяли и определяют характер прогнозов на будущее и содержание создаваемых на их основе стратегий на будущее. На современном этапе людям, независимо от того, имеют они доступ к процессам разработки национальной и глобальной политики или являются лишь обычными гражданами, озабоченными судьбами своих детей и своей жизнедеятельности, приходится осмысливать целый комплекс качественно новых научных концепций, политических доктрин и философских категорий, которые уже оказывают все более ощутимое влияние на международные отношения.
48. Влияние процесса глобализации на современные международные отношения.
49. Основные тенденции мирового общественного развития.
50. Основные направления внешней политики Российской Федерации
Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.
Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп, и в других документах.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.
В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
• обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;
• обеспечение прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
• воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
• создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
• формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
• поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
• всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
• содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.