Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

кухонных мечтаниях

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Капитализм, который у нас получился

Дефектная ведомость

С тех пор как в России завелся бизнес, а тому уж ни много ни мало — четверть века — целое трудовое поколение, — с тех самых пор просвещенная публика недовольна его моральным уровнем. Бизнес, рынок, здоровая конкуренция — это, конечно, хорошо, но, господа! Бизнес должен быть нравственным, цивилизованным, а у нас он — увы! — безнравственный, не такой, как грезилось в кафедрально-кухонных мечтаниях.

Предпринимателей у нас не любят. Впрочем, надо сказать, не только у нас. Не надо воображать себя национально исключительными, хотя бы и по этой части. Предпринимателей и вообще людей выше среднего достатка не любят везде. Особенно тех, которые разбогатели недавно. Французы, например, еще так-сяк прощают историческое, наследственное богатство (по принципу “сын за отца не отвечает”), но недавние, сегодняшние, тепленькие денежки не простят ни за что на свете. Итальянцы, узнав, что кто-то разбогател, в первую очередь задаются вопросом: “А где он это украл?”. Надо видеть, с какой специфической интонацией и ужимочкой произносит средний итальянец: “Un arrichito!” — разбогатевший.

Есть только одна страна в мире, где с детским восторгом выслушиваются success stories — истории о том, как кто-то сделал деньги с нуля. Эта страна, как легко догадаться, Соединенные Штаты Америки. Сравните ауру (наукообразно выражаясь, “коннотации”) слов self-made man и nouveau rich. Английский селф-мейд мен — это прекрасно, уважаемо, достойно восхищенного подражания. А французский нувориш — это… ну, сами знаете, что это такое. А ведь по существу эти слова значат одно и то же: человек, самостоятельно и недавно заработавший свои деньги.

Моральные претензии к предпринимательскому классу перечисляем, не особо задумываясь — все это известно каждому из практики, из книг, из телевизора и вообще носится в воздухе. Предприниматели “кидают” друг друга и вообще всех подряд — это их основное профессиональное занятие. Захватывают чужие бизнесы. Не платят налогов — из чего социалку развивать будем? Не развивают промышленность, а все только купи-продай. Обманывают покупателей, впаривая некачественные товары и услуги. Трудящихся за людей не считают. Дают взятки чиновникам. Не занимаются благотворительностью. Выбрасывают деньги на пьянки с девочками, а нет бы отдать старушкам. Имеют низкий культурный уровень, темны и невежественны. И вообще все они — бывшие бандюки.

Ежели кто думает, что я примусь этот список опровергать, то он не прав. Не примусь. Потому что все перечисленное — истинная правда. Такие именно они и есть, российские нувориши. Почему нувориши? А просто. Бизнес-то у нас молодой, все миллионеры-миллиардеры — в первом поколении. Не каждый предприниматель выполняет все пункты народных претензий разом, выполняй он все разом — вышло бы чересчур картинно. Опереточный злодей бы получился, а не скромный отечественный бизнесмен. Конечно, многое зависит и от отрасли: водочный торговец — это одно дело, а IT-бизнесмен — другое, разные это персонажи. Но только вот не следует надеяться, что в будущем, в том неопределенно-светлом будущем, в которое мы иногда по привычке верим, возобладают айтишные интеллектуалы. Все это — наноманиловщина, ничуть не меньшая, чем представления нашего детства о том, что в ближайшее время мы все улетим на Луну и работать будем на межпланетных станциях. Большая часть деятельности есть и будет проста и даже брутальна: строительство, простое производство (отнюдь не нано), сельское хозяйство и переработка сельхозсырья. Плюс торговля всем подряд. Соответственно и предприниматели будут — простые ребята. Других предпринимателей у Господа Бога для нас нет. Так что нашему народу удивительно не везет: климат — холодный, история — повышенно трагическая, теперь вот новая напасть — аморальный бизнес. И откуда только эта напасть прилетела и почему именно на наши головы?

Из кого же сформировалась наша предпринимательская прослойка? Не требуется особого умственного напряжения, чтобы ответить на этот вопрос. Из нас с вами она и сформировалась. Иностранцы в нашем бизнесе — скорее редкость, хотя мы и ждем их уж третий десяток лет — со времени выхода закона о совместных предприятиях. Но наш Штольц все не едет, и, знаете, я его понимаю. В любом случае иностранное участие — дело немассовое и касается только очень крупного бизнеса. В мелко-среднем бизнесе у нас орудуют строго национальные кадры. Так что уродства организовали наши любезные соотечественники. Всем миром. Соборно организовали.

Помните, на рубеже 80—90-х, еще в эпоху кооперативов, бытовало выражение “уйти в бизнес”? В бизнес уходили инженеры, ученые, учителя, труженики бесчисленных НИИ и “почтовых ящиков”, госслужащие тоже уходили. Это сегодня госслужба — сама по себе бизнес, тогда-то все было патриархально-скромненько. Вот они-то и сформировали современное “третье сословие”. И продолжают формировать, потому что в него вливаются новые пришельцы: врачи, инженеры, учителя, военные. Лица без профессий. “Юноши, обдумывающие житье” и пришедшие к выводу, что “так жить нельзя”. Все они пытаются “замутить бизнес”, как теперь принято выражаться, и удержаться в нем.

Вырисовывается пренеприятная история. Гадкие они, которые “кидают”, впаривают фуфло, коррумпируют чиновников — на самом деле это мы. Ровно те же самые мы, которые вместе учились в школе, жили по соседству, ездили в пионерлагерь, участвовали в олимпиаде по физике. Кстати сказать, точно такие же мы — это ненавистные всем чиновники. Взяточники, распильщики бюджетов, гонители и утеснители, продавшие и разворовавшие Отчизну. Говорить о моральном облике, как выражались в оны дни, предпринимательского сообщества — это говорить о моральном уровне всего общества. Бизнес, а равно политика, госуправление и все остальное, у нас ровно таковы, какова господствующая общественная мораль. Не выше, не ниже. Мысль неприятная. Но, к сожалению, это так. Все, что делает человек, — это эманация его духа и производное его морали. Есть даже такая мысль, что именно конкуренция моральных норм является базой эволюции человеческих сообществ. Побеждают те, у кого мораль выше. Такая конкуренция играет ту же роль, какую естественный отбор — в природном царстве. Эта мысль высказана австрийским экономистом и философом Ф. Хайеком в книге “Преступная самонадеянность”. В начале 90-х Хайек вошел в интеллектуальную моду вместе с неолиберализмом, которого он придерживался, вместе с либерализмом из моды и вышел. Но и немодные мысли могут быть полезными и ценными.

Мы, давно и надолго ушибленные школярским истматом, привычно думаем обратное. Вот-де жизнь такая — ну и мы такие: лживые, ленивые, жуликоватые. А была бы жизнь другая — вот бы тогда… Было бы у нас правовое государство: нормальные законы, цивилизованные порядки, помощь малому бизнесу со стороны государства — тогда и люди, естественно, вели бы себя по-другому. А так — от нас ничего не зависит. Истмат изумительно наложился на нашу родную обломовщину и привычку “всякое несчастье вешать, как кафтан, на чужой гвоздь”, как верно заметил великий автор “Обломова”.

На самом деле и бизнес, и жизнь во всех ее аспектах — ровно таковы, какова общественная мораль. Хотелось бы, конечно, чтобы добрые, но невезучие мы были такими, каковы мы есть: врали бы, ленились, опаздывали, тянули по мелочи что плохо лежит; а вот они были бы всегда безукоризненны, корректны и профессиональны, словно герои брошюры “Английский для делового общения”. Хотелось бы, но, к сожалению, так не бывает. И нужно собраться с духом и признать этот факт как обстоятельство непреодолимой силы.

Поэтому говорить об уродствах бизнеса — это говорить об уродствах всего общества. Нужно ли это? Считаю — очень нужно. Потому что нет ничего полезнее прямого взгляда на вещи(тоже прекрасное выражение из “Обломова”) и на себя. Любое усовершенствование начинается с признания несовершенства. С составления дефектной ведомости.

Бандитский стиль

Есть ли какая-то специфика в морали бизнесменов? Или вообще в них самих? Специфика есть. Очевидно, что к тем или иным профессиям притягивается определенный тип людей. Поэтому бухгалтеры не похожи на актеров, а врачи на таксистов. Это очевидный и повсеместно наблюдаемый факт. Но основные, базовые поведенческие реакции у всего народа — едины. На то он и единый народ. Вполне вероятно, что, наряду с общностью языка, территории и бытового уклада, эти самые реакции и представляют собой “народообразующий фактор”. К счастью или к сожалению — это уж как посмотреть.

Бизнесмены — это наиболее витальная, активная часть общества. Люди с пониженным уровнем тревожности: “как бы чего не вышло” — не их вопрос, и повышенным — рисковости. При этом люди творческие — придумщики, сочинители. Кто-то сочиняет на бумаге, а кто-то — в жизни.

Наш бизнес имеет блатной привкус. В бизнес в числе первых двинулись бандиты. Ну, бандиты — не бандиты, а люди с уголовным прошлым, тертые, посидевшие. Это верно. И это понятно и естественно. Дело было новое, а ко всякому новому делу немедленно липнут сомнительные персонажи. Потом, им было нечего терять: у них не было приличной работы, накопленной инерции, они — люди быстрых решений и прямого действия. Такие же плыли когда-то через Атлантику во вновь открытую Америку: в Европе им было нечего ловить, а их нередко ловили. Статуя Свободы приветствовала зачастую просто беглых уголовников...

Бизнес 90-х по своему стилю был уголовным: вспомните малиновые пиджаки, цепуры на шее, бритые затылки...

Бандитская составляющая бизнеса — это заметная, импозантная, всесторонне обсосанная литературой и кинематографом сторона дела. Но при этом сторона не слишком существенная. Это естественный этап становления, вроде детской болезни. По-другому быть не может. Первыми идут те, кому нечего терять. Кто привык к риску, борьбе без правил, кто мало укоренен в жизни. Любопытно, что в эпоху кооперативов первыми вступили в игру те, кто не сделал карьеры в советской жизни, а кто сделал — тем было жалко ее потерять. Это я не о бандитах, а о приличных людях — учителях, инженерах, научных сотрудниках. Бандиты — это предельный случай социальной неуспешности. Поэтому неудивительно, что первыми двинулись они.

Конечно, лучше бы, чтоб были не бандиты, а улыбчивые менеджеры с дипломом МВА и fluent English. Вы его подвели, а он не “Ты, козел...”, а “Я крайне разочарован нашим сотрудничеством”. Но период первоначального накопления капитала притягивает иных персонажей. При этом бандюки все-таки имеют в своей среде благодетельную конкуренцию. У них есть система сдержек и противовесов, хотя бы в виде аналогичных бандитов. Представьте, они куда меньшие беспредельщики, чем госчиновники. Выстроенная за последнее десятилетие “вертикаль власти” — гораздо более страшное образование. И гораздо менее конструктивное. Многие бандюки и полубандюки хотя бы пытались заниматься чем-то конструктивным: сельским хозяйством, скупкой сельхозсырья. А вот чиновники только торгуют разрешениями и постановлениями. Но ни в коем случае нет желания противопоставлять одних другим. Напротив: хочу подчеркнуть общее. Общее — это атмосфера и стиль. Стиль — это вообще важнейшее дело, и дело не внешнее, а глубоко внутреннее. В промежутке между мировыми войнами общий стиль жизни был военный, теперь — бандитский.

Бандитский стиль — это собирать где не сеяли; не создать, а отнять чужое. Не созидательный, прямо сказать, стиль. Ожидать в нем какой-то там модернизации, мягко говоря, не вполне реалистично. Да никто, по-моему, всерьез и не ожидает.

Этот бандитский дух, дух отъема, а не созидания, породил и нашу приватизацию. Наша приватизация государственной собственности вдохновлялась духом разграбления и мародерства, а не надеждой создать эффективного собственника. В этого самого собственника вряд ли кто-нибудь верил: человек, не управлявший даже ларьком, сможет ли эффективно руководить промышленным предприятием? Просто растаскивали кто до чего мог дотянуться.

Результаты такой приватизации оказались многообразными. Физические результаты — развал промышленности и сельского хозяйства. Менее заметный, но более труднопреодолимый результат — потеря народом индустриальных навыков и деиндустриализация сознания. Но и этим дело не исчерпывается. Есть еще результат — падение народного правосознания, и без того невысокого.

Одной из несущих конструкций народного правосознания, возможно, даже главной, в цивилизованном государстве является уважение к собственности. Частной, государственной — любой. “Не тронь чужое!” — этому учили всех и сызмальства. Учить-то учили, но не везде научили. У нас с этим всегда было неблагополучно, “римского сознания собственности” (выражение Н. Бердяева) не было, но что-то все-таки было: мое, твое, казенное — различались. И вдруг оказывается, что казенное — почему-то чье-то. Почему? Потому что ближе стоял. А я где был? Это был культурный шок и полная потеря ориентиров, которые не найдены до сих пор. Ощущение гигантской несправедливости произошедшей дележки как бы освободило массы народа от необходимости уважать собственность, как когда-то падение монархии освободило солдат от присяги, данной царю, и они мгновенно превратились в дезертиров.

Даже если человек не особо думал обо всем происшедшем — мы люди маленькие, что нам до олигархов, — он все равно подвергся этому культурному шоку. Ориентиры смещены. Барьер перед всеобщим “потоком и разграблением” невысок. Поэтому, когда вы упрекаете бизнесменов за не слишком трепетное отношение к чужой собственности, вспомните, что выдающийся, всеобъемлющий пример полного отрицания права собственности продемонстрировало само государство. Пример настолько всеобъемлющий, что об этом как-то не принято говорить в приличном обществе: ну, было и было, забудьте.

Дело даже не в том, что что-то развалилось, что промышленность погибала отраслями, гораздо важнее — духовные разрушения. Заводы можно разбомбить и отстроить заново. Дух “строится” гораздо труднее и дольше. Сегодня вообще в целом господствует дух не созидания, а присвоения. Бизнесмены, бывает, отнимают друг у друга бизнесы. Плохо, конечно. Но, когда об этом говорят, как-то остается в тени, что в любом рейдерском захвате необходимый элемент — это подкупленный судья. Иначе — не выйдет.

В районе, непосредственно примыкающем к Москве, земля дорогая. И на этой земле строит свой бизнес районное начальство. Бизнес незатейлив: землеотвод под коттеджи. Под них уже продали три пионерских лагеря и спортивную школу с прилегающей территорией. Я не буду возмущаться чиновниками-бизнесменами, не буду печалиться об исчезновении лагерей, о неизбежной вырубке деревьев — тоже не буду, все это важные, но другие темы. Из всех безобразий видится мне самым разрушительным такое: дух нашего капитализма — извлечь выгоду из того, что уже есть, а не создать новое. К сожалению, этот дух не рожден капитализмом, приватизацией и всем, что ей сопутствовало. Дело обстоит обратным образом. Этот дух и породил приватизацию. Нетрудовой, мародерский дух.

“В России вся собственность выросла из “выпросил” или “подарили”, или кого-то “обобрал”. Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается”, — писал Василий Розанов еще до всех ужасов революционных экспроприаций.

Всероссийское кидалово

Там и тут слышно: товары поддельные, сертификаты купленные, бизнесмены нас мало что обирают — еще и травят. По телевизору — целые циклы передач о том, как дурят нашего брата…

Обмана на рынке очень много. Обманывать сегодня не стыдно. Это почти норма. Вся деловая жизнь проникнута духом взаимного кидалова. Ежели кидалово не слишком велико — оно даже и дурным делом-то не считается. Разного рода “липа” — дело настолько рядовое, что никто иного и не ждет. И дело это поистине всенародное — отнюдь не ограничивается предпринимательским сообществом. Просто, как учит наука маркетинга, у каждого товара — своя целевая группа. Бизнесмен покупает сертификат и продает по нему липовый товар. А наемный работник покупает диплом и продает свою неквалифицированную рабочую силу по цене квалифицированной. При советской власти это называлось “идейно-политическим единством советского народа”. Сейчас названия нет, а единство есть. И такая мелочовка, как покупка водительского удостоверения, гораздо общественно опаснее, чем покупка диплома какого-нибудь менеджера по международным отношениям или справки о состоянии здоровья. В сущности, в деле кидалова определить, кто злодей, а кто жертва, иной раз не так просто: оба хороши. Оно и понятно: на той и другой стороне — один и тот же народ.

Вот несчастные, обобранные, плачущие на камеру обманутые дольщики, ставшие уже почти социальной группой. Им негде жить, а зима уже катит в глаза, они отдали сбережения всей жизни злодеям, которые сбежали с их деньгами, недостроив дом. Конечно, это ужасно. Но если глубоко вникнуть в дело, то вырисовывается не вполне однозначная картина. Жертвы вступили со злодеем-застройщиком в договор соинвестирования, став не клиентами его, а компаньонами. Зачем придумана такая схема? Элементарно: чтобы граждане потом не платили налога с продажи квартиры, если будут ее продавать. А продавать собираются очень многие. Будь их сделки оформлены как, положим, продажа с отсрочкой поставки — пришлось бы гражданам платить налог. Но зато и уровень правовой защиты у них был бы выше: сделка подпадала бы под закон о защите прав потребителей. А так — что ж, компаньоны не сумели вовремя сделать то, что намечали, бывает… Но граждане возмущаются, митингуют и требуют помощи от государства, которое вообще-то планировали кинуть, вступив с компанией-застройщиком в притворную сделку ради неуплаты налога.

Безусловно, бизнесмен имеет больше возможностей кинуть простого потребителя, чем наоборот. А государство в лице своих чиновников имеет еще больше возможностей, чем все бизнесмены и потребители вместе взятые. И возможностями своими широко пользуется.

На этом фоне опоздание на какие-то там несчастные месяцы — это вообще пустяки, о которых и говорить-то неприлично. Мой знакомый строитель по первости очень переживал, когда оказывалось, что они не успевают построить дом в срок. Потом с изумлением заметил, что никто на него особо не обижается и сатисфакции не требует. Сроки у нас вообще вещь не важная, какая-то ритуальная, всерьез в них никто не верит — нешто мы немцы? Что-то сделанное в срок вызывает почтительное изумление. А если еще и качество приличное — то тут вообще что-то подозрительное.

С качеством, и не только продукции, у нас давняя, застарелая беда. Старшее поколение вошло в жизнь под аккомпанемент разговоров о качестве и эффективности. Была даже пятилетка качества, то есть советское руководство проблему ощущало. Про это сочинена куча анекдотов. При этом все ищут каких-то внешних причин столь прискорбного положения. А проблему качества нельзя решить внешне — с помощью мероприятий, кампаний, организации уполномоченного органа, введения новой формы сертификата... Она и не была никогда решена. Качество работы человека коренится в его духовной глубине. Дело здесь не только в технических навыках, здесь первична некая нравственная ценность качественного труда. Есть она — приобретутся и технические навыки. Капиталистическое двадцатилетие не повысило качества труда даже в тех отраслях, которые на виду, вроде торговли или жилищного строительства, и тут нет ничего удивительного. Удивительным было бы обратное.

Советская интеллигенция мыслила совершенно в стиле советских руководителей: проблема качества виделась ей тоже чисто внешней. Советские интеллигенты грезили в вольнодумных мечтах: вот был бы капитализм, конкуренция, умеренная безработица, не было бы нашей советской уравниловки — тогда было бы и качество. Сегодня есть и капитализм, и безработица, и собственников навалом, и конкуренция какая-никакая, а качества как не было, так и нет. Даже в строительстве, которое “наше все”, — и там нет.

Чаадаев, как известно, считал, что Россия должна служить другим народам каким-то важным поучением. Не знаю уж как другим, но самим, во всяком случае, точно следует поучиться у своей истории построения капитализма.

Поучение, которое можно и нужно извлечь, такое. Капитализм сам по себе ничего не решает. Решает человек. Дисциплинированная личность с упругой волей. Эта воля может быть у мириад отдельных маленьких человеков или, как это было у нас в эпоху высших достижений Советского Союза, одна централизованная воля на всех. Результат будет и так и так. Что лучше? По мне лучше — маленький движок у каждого, да где ж взять?

В Советском Союзе были приняты многообразные меры против воровства: наличный и безналичный оборот денег, невозможность нецелевого использования средств. Я вовсе не утверждаю, что все это было прекрасно, — я только о том, что советские начальники более-менее понимали, с каким человеческим материалом они имеют дело. Энергичная личность с упругой волей — это и в масштабе человечества редкостный тип. “Водится” он, по-видимому, только в самых развитых странах “старого” капитализма. Именно эти страны и были рассадником качества труда, технического прогресса и деловой этики. Потому что нет отдельного от трудовой этики технического прогресса, они существуют только вместе. Экспортированная технология всегда приобретает нашенский акцент — и в этом нет ничего удивительного.

У нас эти буржуазные добродетели не кажутся пленительными и достойными подражания. Из русских писателей, пожалуй, только Гончаров говорил, что должно у нас в России явиться много Штольцев под русскими именами. Нам Штольц скучен своей узкой, серой добродетелью: считал каждый потраченный рубль и каждый потраченный час — фи, как скучно. То ли дело Достоевский в “Игроке” прошелся насчет немецкого “фатера”, вся вина которого в том только и состоит, что он добродетельно копит пфенниги, учит детей воздержанной, честной и скромной жизни, и вот — внуки “фатера” становятся капиталистами. Игроку, понятно, этот образ отвратителен, но он не симпатичен и нам, неигрокам.

А капитализм, который у нас получился, похож на нас: расхлябанный, безответственный, вороватый и лживый. После этого капитализма, можно надеяться, мы перестанем наконец верить в фокусническое решение всех вопросов. Русская интеллигенция, по наблюдению Николая Бердяева, любит простые решения и карманные катехизисы: чтобы решить все вопросы, нужно свергнуть самодержавие или удушить гидру тоталитаризма.

Но этого совершенно недостаточно. В этом — главное поучение нашего капитализма.




1. Визначення критерію злагоди результатів експерименту Х2 хы квадрат.
2. Тема- ldquo; ЗАГАЛЬНА СХЕМА ПОБУДОВИ АЛГОРИТМІЧНИХ СИСТЕМ
3. Должно быть все морские воды на земле соединяются между собой а моря все равно разные
4. ДИМенделеев не наукой единой
5. Контрольная работа По курсу- Основы управления в органах внутренних дел
6. Оценка инвестиционного климата в России.html
7. Основные теории местного самоуправления
8. Криминологическая характеристика групповой преступности
9. Отчет по лабораторной работе 4 Исследование способов оценки качества регулирования САУ ЭПС
10. либо модели Тёмных Ангелов
11. Этимология тюркского слова temir железо
12. Установка для изучения состояния поляризации отражённого от прозрачных диэлектриков свет
13.  ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ СНиП 12032001 Дата введения 20010901 1
14. Ранние и национальные религии
15. Вопросы к экзамену по философии
16. Введение Вяжущие вещества строительные материалы для изготовления растворов штукатурных и кладочных и б
17. Литий
18. а 180507 С давних пор одним из самых популярных растений на Руси был лен
19. Тема- Прекращение трудового договора Вопросы- Понятие и классификации прекращения трудового догово
20. Салон красоты рядом прейскурант с ценами реклама изречение Красота страшная сила