Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Историческая часть пос

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

ГЛАВА I. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ТЕРРИТОРИИ ПОС. ИЛЬИНСКИЙ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ В ОТРАЖЕНИИ В МЕСТНЫХ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ              9

§1. Историко-культурный Комплекс «Историческая часть пос. Ильинский»                                                                                                          11

§2. Историко–природный Комплекс «Кузьминки»                            18

§3. Природно–археологический комплекс «Ильинское городище – костище»                                                                                                               19

§4. Деменковский средневековый некрополь                                     23

ГЛАВА II. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОС. ИЛЬИНСКИЙ В СИСТЕМЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.              30

§1. Комплекс «Историческая часть пос. Ильинский»

в системе туристического восприятия.                                                 30

§2. Природно-археологический комплекс «Ильинское городище – костище» в сфере туристического восприятия                                             32

§3. Деменковский средневековый некрополь                                      34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                                    39

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                        44


ВВЕДЕНИЕ.

Поселок  Ильинский широко известен на Урале как центр пермских Строгановских вотчин со второй половины XVIII. В ходе богатой и долгой истории сложилась историческая часть Строгановского поселка, обладавшего яркими архитектурными комплексами, многие из которых, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Однако, история, поселка Ильинского и его окрестностей не ограничивалась только «строгановским» периодом. Достаточно удачное в географическом плане положение (Пр.I рис.1) с самого начала определило появление на этом месте сначала древнего святилище раннего железного века, затем селища и городища ломоватовской культуры, впоследствии в во второй половине XVI в. погоста Обва на родниках, который в середине  XVII в. получил наименование погоста Ильинский, а затем статус села и центра пермских земель Строгановых.

В роли столицы Строгановских земель, то есть с 1771 по 1917 год село Ильинское стало не только административным, но и культурным центром городского масштаба. В XIX веке здесь были свой театр, одна из крупнейших на Урале библиотек, иконописная мастерская, учебные заведения. Здесь жили и творили талантливые представители крепостной интеллигенции – ученые –лесоводы А.Е. и Ф.Е. Теплоуховы, художники С. Юшков, И. Некрасов и другие.

Село Ильинское, неразрывно связано с самыми ранними страницами становления археологической науки на Урале. Во второй половине XIX века в Ильинском А.Е. и Ф.А. Теплоуховы, которые поставляли Строгановым ценные древние раритеты в их знаменитую коллекцию, сами составляли местную коллекцию древностей. Именно через Ильинское проходили все сколько-нибудь значимые археологические находки, прежде чем уйти в С.-Петербург или остаться в самом имении графов Строгановых. XX век сильно повлиял на облик поселка начиная с архитектурных изменений (разрушение Пророко-Ильинской церкви) и заканчивая геоморфологическими (образование так называемого Обвинского залива Камского моря).  Это не могло не сказаться на его историко-культурном потенциале. На сегодняшний день мы имеем перед собой достаточно сложную и не однозначную картину культурного и исторического наследия поселка Ильинского. Однако, несмотря на многие архитектурные потери поселок Ильинский и его окрестности является важным объектом для туристического восприятия. В связи с этим вопрос об определении данного историко-культурного микрорайона как одного из центров туризма Пермского края является актуальным.

Вопросы туристической привлекательности памятников культуры относящихся к периоду Строгановского владения этими землями  рассматривались достаточно широко, чего нельзя сказать об  историко-археологических памятниках Ильинска которые детально не изучались за исключением работ общего краеведческого характера, отдельных научных статей. Поэтому акцент исследования смещен именно на этот блок памятников культуры. Первые публикации о древних памятниках села Ильинского и его окрестностей отражены в дореволюционный период в трудах Н. Ю Зографа1, С. Н Сергеева2, выдающего русского археолога А. А. Спицына3. В послереволюционное время к древностям поселка Ильинского и его окрестностей обращались краевед Н. Г. Остроумов4 и известный археолог Урала и России А. В. Шмидт5.

Большое внимание исследователей – археологов к памятникам археологии поселка Ильинского и его окрестностей было привлечено после широкого исследования могильника Деменки, обширное освещение материалов которого было сделано крупным советским археологом В. Ф. Генингом 6. Этот ведущий некрополь ломоватовской культуры в Пермском крае нашел отражение впоследствии в обобщающих статьях и трудах Р. Д. Голдиной, основного исследователя занимающегося ранним средневековьем Среднего Приуралья и Волго-Камья, а также в энциклопедических статьях7. В современное время этот важный средневековый некрополь близ пос. Ильинский был исследован археологами Пермского государственного университета, которые опубликовали предварительные данные исследований деменковского некрополя в 2007 – 2008 гг.8 

В конце ХХ в. пермские археологи обратились к изучению и интерпретации Ильинского костища9. Представляют интерес обобщающие работы об археологических древностях Ильинского района, где охарактеризованы объекты древнего историко-культурного наследия пос. Ильинский и его окрестностей10.

Пермскими археологами были опубликованы данные об исследовании Ильинского погоста XVIXVIII вв. в 2004 г., который дал интересные материалы о погребальном обряде жителей погоста Обва и Ильинский 11

Архитектурными памятниками пос. Ильинский детально исследователи не занимались. Общая характеристика архитектурных памятников пос. Ильинского даны коллективом авторов в книге «Памятники истории и культуры Пермской  области»12. Их истории посвящен ряд статей и книг общего характера13. Краткое описание архитектурных комплексов с. Ильинского даны в каталоге памятников истории и культуры Пермской области14.

С историко-археологическим комплексом пос. Ильинский связан искусственный, ландшафтный памятник «Кузьминки», заложенный лесоводами Теплоуховыми, которому посвящена обширная научная и краеведческая литература15.

В системе туристического восприятия памятники поселка Ильинского и его окрестностей отмечены в учебном пособии Г. Н. Чагина16.

Объектом нашей работы является комплекс историко-археологических  и архитектурных памятников на территории поселка Ильинский и его окрестностей. Предметом – отдельные культурные ландшафты, рассматриваемые как ресурс развития историко-культурного туризма в поселке Ильинском.

Цель работы – Выявление закономерностей развития историко-культурного ландшафта поселка Ильинский и его окрестностей.

Задачами  дипломного сочинения являются

-  Характеристика наиболее значимых историко-культурных и ландшафтных объектов пос. Ильинский и его окрестностей

-  Определение статуса этих историко-культурных объектов в системе туристического восприятия (экскурсионный, религиозный, паломнический) туризм)

Методологической основой дипломной работы является культурно-исторический подход, подразумевающий в данном случае, рассмотрение различных аспектов культурного ландшафта пос. Ильинский и его окрестностей в историческом развитии. В работе использованы различные методические приемы - метод культурно-исторических интерпретаций, при создании экскурсионной тропы на Ильинском городище–костище, сравнительно-исторический метод  и метод типологизации при описании и определении особенных черт историко-культурных объектов рассматриваемой территории.

Хронологические рамки исследования – эпоха раннего железного века (первые века н. э) –  начало XX в.

Территориальные рамки исследования – поселок Ильинский и его окрестности.

Источниковой базой являлись коллекции и отчетные материалы, хранящиеся в фондах кабинета археологии Пермского государственного университета, разработки и материалы   Ильинского краеведческого музея, архивные материалы Пермского краевого музея.

Отдельные разделы работы представлялась в докладах на студенческих конференциях в г. Самаре в 2008 г., в г. Уфе в 2009 г.,  на Всероссийской научной конференции «Археологическая экспедиция: новейшие достижения историко-культурного наследия Евразии» (Ижевск, январь, 2008 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Региональные, социо-культурные, политические и экономические  процессы: опыт и перспективы». (Березники, декабрь 2008).

Работа состоит из введения, 2 глав и заключения, а также иллюстративного приложения с фотографиями и планами.


ГЛАВА
I.

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ТЕРРИТОРИИ ПОС. ИЛЬИНСКИЙ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ В ОТРАЖЕНИИ МЕСТНЫХ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Для типологизации определенных историко-культурных комплексов или отдельных крупных объектов историко-культурного наследия можно применить термин «культурный ландшафт», который помогает отчетливее определить историко-ландшафтный статус того или иного охраняемого памятника или охраняемой территории.

Проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. Сохранение таких территорий становится альтернативой активным хозяйственным преобразованиям окружающей среды и процессам урбанизации, которые далеко не всегда учитывают историко-культурные и экологические приоритеты. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появляется дефиниция «культурный ландшафт» и устанавливается его место в типологическом ряду объектов наследия. «Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы, произведение человека и природы»17.

По мнению Ю. А. Веденина и М. Е. Кулешовой: «В частности, культурные ландшафты можно различать по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям, определившим специфические социо-культурные особенности ландшафта, то есть их можно подразделить на:

сельский (сельскохозяйственная деятельность);

селитебный (создание поселений и их ландшафтное обустройство);

сакральный (проведение религиозных церемоний, поклонение объектам культа, священнодействие);

рекреационный (получение эстетических удовольствий, воспитание чувства прекрасного, приобретение душевного покоя и внутренней гармонии);

промысловый (охота, рыбная ловля, добыча морского зверя и водных беспозвоночных, заготовка пищевых, лекарственных, технических растений, лесозаготовка и лесоразведение, оленеводство);

исторический индустриальный (создание карьеров, отвалов, горных выработок в процессе добычи разнообразных минералов, создание соразмерных ландшафту инженерных сооружений для использования его энергетики, размещение в ландшафте инженерно-технических систем и производственных комплексов);

заповедный (сохранение естественной информативности ландшафта, ведение научно-исследовательских работ);

мемориальный (сохранение памяти о важных исторических событиях и выдающихся личностях, сохранение связанных с ними атрибутов, трансляция преданий и исторических повествований, празднование памятных дат) и т.д. Последние образуют чётко выраженные группы, соотносимые со следующими типами культурного ландшафта: усадебным, дворцово-парковым, монастырским, горнозаводским, ландшафтами полей сражений (военная культура), архаичным сельским (крестьянская культура), городским (исторические кварталы), историко-археологическим.»18.

В Пермском крае, на наш взгляд» удачную попытку применения типологии «культурных ландшафтов» в подходе сохранения культурного и природного сохранения применил Г. Н. Чагин19

В связи с этим, в этой главе мы сделаем попытку типологизации историко-культурных комплексов пос. Ильинский и его окрестностей в системе концепции «культурного ландшафта».

§1. КОМПЛЕКС «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОС.

ИЛЬИНСКИЙ».

Исторический комплекс поселка Ильинский включает основное ядро этого населенного пункта, где проходило его становление в виде погоста Обвы, упоминаемого в 1579 г. в переписи Яхонтова. Однако этот комплекс является многокомпонентным включая

- историко-природный ландшафт, вмещающий в себя мощные выходы родниковых вод в центре поселения, где, очевидно, и формировался первоначальный погост Обва;

- пруд, созданный строгановскими крестьянами;

- архитектурные сооружения в виде храмов, жилых и административных зданий;

- историко-археологические объекты – «культурный слой исторической части пос. Ильинский» и « Ильинский православный некрополь второй XVI -  начало XVIII вв.».

Если мы берем типологию культурного ландшафта по видам человеческой деятельности или основным историческим функциям, то комплекс «историческая часть пос. Ильинской» обладает особенностями селитбенного, сакрального и, отчасти, мемориального культурного ландшафта. Если касаться, последней мемориальной особенности культурного ландшафта, то можно сказать что ландшафт  повергается определенному антропогенному воздействию (современная застройка), видоизменяющему традиционный облик поселка (уродливое здание столовой близ церкви Ильи Пророка), здание Федерального казначейства и т. д. Кроме того нам представляется, учитывая, что центр строгановской вотчины развивалось до революции 1917 г. как село, с традиционным крестьянским укладом то он может соотноситься с архаичным сельским (крестьянская культура) типом культурного ландшафта.

В эту систему культурного архаичного сельского культурного ландшафта входят, жилая традиционная усадебная постройка, храмовые комплексы, археологический культурный слой поселения, остатки древнего кладбища. Особняком стоят комплексы административных зданий, связанных с вотчинным управлением и отдельные жилые усадьбы служителей Строгановых, которые тяготеют к усадебной форме культурного ландшафта, которая распространялась на территории исторической части пос. Ильинского отдельными островками.

Рассмотрим наиболее выдающие историко-культурные объекты пос. Ильинского, которые носят явно мемориальные и заповедные функции  и явно обладают туристкой привлекательностью.

Архитектурные памятники

  1.  Трапезная церкви Ильи Пророка – самый древний архитектурный памятник  пос. Ильинский. Храм возведен в 1775 г. на месте деревянной церкви Ильи Пророка, построенной, где-то в XVIXVII вв. Автор не известен. Расположен на ул. Ленина, 11. Сам каменный собор с приделами и колокольней был разрушен в 30- е годы ХХ в. в ходе гонений на РПЦ. Сохранилась прямоугольная в плане трапезная. С западной стороны к ней примыкает полуразвалившийся притвор. Здание в настоящее время перекрыто двускатной кровлей. Стены трапезной гладкие.  Здание имеет прямоугольные окна с сохранившимися сандриками. Над западным входом под обвалившейся побелкой отмечаются фрагменты древней живописи с двумя коленопреклоненными святыми и мадонной. Все здание выстроено из кирпича20. Памятник находится на государственном учете21
  2.  Ильинская ( бывшая Благовещенская) церковь (Пр.I рис.2) - расположена на ул. 50 Октября, 110. Возведена в 1839 г. Архитектор не известен. Ныне действующая единоверческая церковь. Поставлена на государственный учет.22 Расположена в центре поселка на склоне холма. План церкви имеет традиционную форму в виде «корабля», когда на одной оси расположены алтарь, четверик основного храма, трапезная, колокольня и паперть с крытой лестницей. Церковь деревянная. Снаружи здание окрашено – стены в синий цвет, пилястры и крыши в зеленый, двери и шпиль в белый. Центральное место в композиции памятника занимает колокольня. Паперть имеет треугольные фронтоны. Ильинская церковь, по заключению исследователей типичный памятник деревянной культовой архитектуры XIX в.23
  3.  Дом управляющего Пермскими имениями Строгановых – здание расположено по ул. Сюзева, 3. Памятник возведен в 1801 г. и является самым старым памятником гражданской архитектуры в пос. Ильинский. Архитектор не известен. По мнению исследователей, автор проекта. Предположительно А. Н. Воронихин. Здание прямоугольное в плане. Трехмаршевая парадная лестница ведет на второй этаж. Помещение первого и второго этажа сгруппированы вокруг просторной прихожей, к которой примыкает парадный зал второго этажа и боковые комнаты. Здание кирпичное. Главный фасад имеет трехчастное деление. Центральная часть завершена фронтоном с гладкими тимпаном. Второй этаж завершен профилированным карнизом24. Вокруг здания располагался сад. Ныне здание входит в комплекс построек Ильинского краеведческого музея.  Оно поставлено на государственный учет25.
  4.  Дом правления пермскими имениями Строгановых (Пр.I рис 3) здание расположено по ул. Ленина 4. Здание возводилось в 1805 и в 1837 гг. Является памятником федерального значения26. Построенное в 1805 г. здание главного правления в 1837 г. было надстроено на один этаж. Автор проекта не известен. В ходе этой надстройки появился портик и парадный вход. В плане здание Т- образное, поднято на высокий цоколь. Парадный вход обрамлен полукруглыми пилястрами с треугольным фронтоном и увенчан аттиком. С 30 – х гг. ХХ в. в здании находится Ильинский краеведческий музей со значительными вещественными и документальными фондами27.
  5.  Здание волостного правления – расположено на ул. Комсомольской, 24. Построено на средства волостного правления во второй половине XIX в.  Автор проекта не известен. Здание кирпичное, трехэтажное, прямоугольное в плане. Композиция фасадов симметрична. Главный фасад по вертикали разбит на три части. Центральная часть выделена тройными окнами и ломанным аттиком. Ядро внутреннего помещения – большой холл, окруженный комнатами28. Памятник поставлен на государственный учет29.
  6.  Дом А. Е. Теплоухова, главного лесничего пермского правления имения Строгановых – расположено по ул. Теплоухова, 40. Построено в середине XIX в. Здание прямоугольное в плане, одноэтажное, с мезонином. Дом деревянный на кирпичном цоколе, который снаружи оббит досками. Мезонин с тремя большими окнами, фронтоном, слуховым окном расположен по оси главного фасада. Боковые фасады симметричны с полукруглыми окнами30.  Данный памятник поставлен на местный учет охраны31.

Кроме этих наиболее известных архитектурных объектов, селитебную часть исторического центра пос. Ильинского украшали различные здания и усадьбы XIX – начала XX вв. – Дом князя Голицына, здание начального земского училища, дома купца Серебренникова, священника Яковкина, И. Е. Серебренникова, усадьбы торговых крестьян Зярыновых и купца Грохотова, дом Н. А. Рогова, здание Общественного собрания32 .

Археологические памятники исторической части пос. Ильинский.

Археологические исследования культурного слоя в исторической части пос. Ильинский проводились недостаточно. Были небольшие охранные археологические работы в разных районах центральной части поселения в 1993г. (А. Ф. Мельничук),  2000г. ( Г. П. Головчанский) и в 2006 г. (А. Ф. Мельничук). Однако в ходе этих небольших работ слои раннего поселения погоста Обва (Ильинский), относящиеся ко второй XVI – первой половине XVIIIв. Пока не обнаружено. Скорее всего, эти слои надо искать близ выхода родниковых вод в центре поселения Ильинский, где археологические изыскания не проводились.

Ильинский некрополь – в состав археологического памятника «Ильинский, поселение, историческая часть», входит христианское кладбище второй половины XVI – начала XVIII вв. Памятник был открыт случайно в 1994 г. в ходе исторической части поселка Ильинский. Охранные исследования на нем глубокой осенью проводил отряд Камской археологической экспедиции ПГУ под руководством С. Н. Коренюка33. Материалы раскопок частично были опубликованы в обобщающих статьях34. В 2003 г. материалы Ильинско некрополя были опубликованы полностью35. Ильинский могильник это древний христианский некрополь с ярко выраженными языческими традициями. Древнее кладбище тяготеет к кварталу поселка, расположенному на пересечении улиц Оборонной, Коммунистической, Теплоуховых и 50-летия Октября. При изучении карты села Ильинского, датируемой 1846 г. (фонды Ильинского краеведческого музея), установлено, что его жители не знали о существовании здесь старого кладбища и его территорию занимали крестьянские усадьбы. Правда, по данным сотрудника Ильинского краеведческого музея к югу от некрополя в соседнем квартале по ул. Оборонной находился деревянный памятный знак, определявший существование здесь деревянной часовни, которая, могла фиксировать самую южную границу старого христианского кладбища погоста Ильинский.

В ходе раскопок изучено 17 хорошо сохранившихся захоронений. Несмотря на то, что часть умерших имело нательные кресты, археологов поразило наличие явных языческих черт, совершенно несовместимых с  христианским каноном. У ряда погребений отмечалась совершенно неустойчивая ориентировка захоронений головой на восток и на север. При хорошей сохранности костей скелета многие из них имели явные следы искусственного их смещения в могильной яме или повреждения.

Неожиданной находкой было одиночное захоронение черепа в округлой могильной яме ( погребение 7). Захоронения отдельных черепов на христианских кладбищах Верхнего Прикамья до этой находки не были известны. Однако в бассейне р. Обвы отдельные погребения черепов выявлены в поздней так называемой «мусульманской» части Рождественского могильника36. Отдельные случаи захоронений мужских черепов известны в поздних удмуртских могильниках XVIXVIII вв.37 Нам представляет, как и на Рождественском некрополе, так и на Ильинском были захоронения людей коми-пермяцкого этноса, которые обитали в бассейне р. Обвы в период русской колонизации, сохранявшие в погребальном обряде языческие черты. Это подтверждается, тем, что в так на территории Рождественского некрополя найдены чешуйки Михаила Федоровича, монеты Петра Великого и набор украшений, свойственных для поздних некрополей пермских финнов, в частности удмуртов38 .

В захоронениях, кроме медных нательных крестов XVII - начала  XVIII вв. были найдены медные миниатюрные грушевидные пуговоцы, которые широко встречаются на памятниках позднего средневековья и нового времени. В некоторых захоронениях встречались кости домашних животных и фрагменты глиняных горшков. Погребенных хоронили в гробах или лубяных корытцах, иногда скрепленных кованными гвоздями. В разрушенной части Ильинского некрополя археологи до раскопок фиксировали погребенных обернутых в бересту..

В ходе раскопок на территории некрополя изучена жертвенная яма с раздробленными костями домашних животных, связанных, очевидно, с проведением заупокойной тризны. Кроме того, археологам удалось зафиксировать неглубокий ров, который являлся западной границей древнего некрополя. У края рва ученые обнаружили мощное кострище. Ров некрополя явно имел охранительный характер и как бы отгораживал мир умерших предков от мира живых. Люди, уходя с кладбища могли совершать у кострища очистильный обряд. По мнению С. Н. Коренюка и А. Ф. Мельничука изученные остатки древнего Ильинского христианского кладбища, относятся к первой половине XVII – началу XVIII вв., и связан с функционированием здесь погоста Обва (Ильинский). Столь долгое сохранение языческих черт в погребальной обрядности связано с тем, что здесь, видимо, покоились новокрещенные коми-пермяки, которые этнически полностью преобладали, до появления здесь русского населения в  XVIII в.

§2.  ИСТОРИКО – ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС «КУЗЬМИНКИ».

Известный историко- природный комплекс «Кузьминка» по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям можем квалифицировать, по Ю. А. Веденину и М. Е. Кулешовой, как заповедный (сохранение естественной информативности ландшафта, ведение научно-исследовательских работ) и соотносится с парковым культурным ландшафтом.

Природный парк «Кузьминка» был создан около 1848 г. главным лесничим Пермского Строгановского майоратного владения А. Е. Теплоуховым, который заложил его в виде лесного питомника на окраине  села Ильинское в Козминском логу. В этом питомнике имелась значительная коллекция ив и других кустарников, а также размещалась живая коллекция травянистых растений. К сожалению детального описания этого яркого рукотворного природного объекта середины XIX в. не сохранилось. До нас дошел лишь план Козминского лога, составленный Н. Теплоуховым, и список сосудистых растений, выполненный П. В. Сюзевым, который впервые описал парк «Кузьминка» и предложил его сделать охраняемой заповедной территорией39.

По данным современных ученых- экологов первоначальная конфигурация парка несколько видоизменилась. Из древних посадок сохранились лишь ряды сосны и ели, аллеи лиственницы  и отдельные деревья  из рядовых посадок. Коллекция ив не сохранилась, однако дно лога заросло кустарниковыми ивами в виде плотных зарослей. По южному слону наблюдаются заросли древовидного карагана и шиповника, а по опушкам нередко имеются заросли кизильника. Но очень плохо сохранились коллекция редких травянистых растений. Отсутствие ухода за парком, выпас скота привели к захламлению территории этого ландшафтного памятника и к уничтожению редких экземпляров флоры40. На территории парка «Кузьминка» находится могила, его создателя А. Е. Теплоухова (1811 – 1885) в виде каменного надгробия, высотой 1,2 м.41

§3. ПРИРОДНО – АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«ИЛЬИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ – КОСТИЩЕ»

Самым выдающимся памятником древней истории на территории поселка Ильинский является Ильинское городище и костище. Данный объект природно-археологического наследия, по  Ю. А. Веденину и М. Е. Кулешовой, учитывая его хорошую сохранность, по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям мы можем квалифицировать как заповедный и отнести к историко-археологическому типу культурного ландшафта.

Памятник находится на территории пос. Ильинский Пермской области, на южной его окраине. Городище расположено на сравнительно высоком (до 30 м) мысу правого коренного берега р. Масляна, правого притока р. Обвы. С запада и востока площадка городища ограничена двумя оврагами, площадь его около 18 тыс. кв. м. с северной стороны расположен вал подковообразной или серповидной формы  длиной около 120 м, шириной до 6 м и высотой в центре до 2,10 м, по краям 1,40 - 1,60 м. Поверхность площадки покрыта густым сосновым лесом. Костище приурочено к  южному склону городища.  Костище имело форму овала, вытянутого вниз по склону размерами 16 х 6 сажен – 420 кв. м.42. Исследования А.Ф. Мельничука и А. Н. Лепихина в 1995 и 1999 гг. показали, что площадь памятника значительно больше. Костеносный слой мощностью 30-40 см продолжается выше по склону на 60-70 м и занимает южную кромку площадки городища. Общая площадь костища не менее 5000 кв. м.

Костище впервые было обследовал в 1874 г. А. Е. Теплоуховым. В 1878 г. совместно с ним памятник изучал Н. Ю. Зограф. Материал костища из раскопок А. Е. Теплоухова, который хранился в пермском краевом музее оставался долгое время неопубликованным. Лишь отдельные изделия упоминались в трудах А. А. Спицына43 и Р. Д. Голдиной44. Наиболее полная публикация Ильинского костища, включая материалы новейших исследований были опубликованы А. Ф. Мельничуком и А. Н. Лепихиным45.

На площадке городища не было обнаружено следов активной деятельности древних людей. Ученые сделали вывод, что площадка городища использовалась в качестве убежища во время набегов врагов, а также могла использоваться в качестве загона для крупного рогатого скота. Некоторые животные из стада периодически приносили в жертву на святилище, расположенном у подножия городища.

В верхней части святилища, на террасовидном уступе учеными частично изучен жертвенник, который представлял из себя площадку из ярко-оранжевой глины, которая была принесена со стороны. Очевидно, это изображение солнечного солярного знака. В пределах этой площадки найдены раздробленные кости крупного рогатого скота. Около жертвенника найдены костяные и железные наконечники стрел, античные золоченые бусины, фрагменты ритуальных глиняных чаш. Здесь же найден фрагмент нижней челюсти медведя со срезанной скуловой частью. Подобные находки найдены на знаменитом Гляденовском костище. Кроме того, у жертвенника найдены отростки лосиных рогов со следами преднамеренной обработки железным ножом. Эти отростки были воткнуты в землю.

На нижней части святилища, где вел раскопки А. Е. Теплоухов, найдено много костяных наконечников стрел, железных ножей, стеклянных античных бус. Реже встречались небольшие наконечники стрел из железа. Очень интересны фигурные изображения из бронзы. Среди них выделяется реалистичное изображение всадника с вытянутыми вперед руками, как бы держащими уздечку46. Другой изобразительный предмет – изображение извивающейся  змеи с поднятой головой.

На костище найден фрагмент очень сильно патинированного сосуда в виде колбы из стекла. Очевидно. Мы имеем дело с редчайшей находкой стеклянного античного сосуда на Урале.

Ильинское костище – одно из самых выразительных культовых мест древнего населения Верхнего Прикамья в конце раннего железного века. На святилища проводились сложные ритуальные церемонии, среди которых ведущее положение занимали обрядовые действия, связанные с культом плодородия. На памятнике происходило почитание небесных святил – Солнца и Луны. В культовых предметах Ильинского костища явно проявляются представления древнего населения бассейна Обвы о мироздании – верхнем, среднем и нижнем мирах. Находка всадника явно связана с каким-то небесным божеством47. Изображение змеи символизирует нижний подземный мир и плодородие.

В ходе новейших раскопок на нижней площадке святилище ученые обратили внимание, что здесь в слое встречаются крайне мелкие раздробленные кости, среди которых много зубов животных. В древности у многих народов зубы животных были символом семени, которые оплодотворялась земля.

Ученый палеозоолог А. И. Варов провел анализ костных останков, найденных на святилище. Среди них преобладает домашние животные – лошадь. Крупный и мелкий рогатый скот, свинья. Значительнее реже встречались кости диких животных, которые были объектом промысла древнего финнопермского населения – медведь, лось, северный олень, росомаха, лисица. Среди костей диких животных резко преобладали кости медведя, который у древнего населения бассейна р. Обвы, играл роль особо почитаемого жертвенного животного, связанного с подземным миром.

С Ильинским костищем и городищем связаны местные предания, которые были записаны Г. П. Головчанским: « раньше под Ильинском была пещора. Ход шел со стороны Кузьминки. В ней жили другие люди, а когда наши пришли, они ход завалили». Другое предание связанное непосредственно с площадкой костища записано в 1999 г. А. Ф. Мельничуком: «раньше до 30- 40 – х гг. ( ХХ века) здесь праздновали бабушки и дедушки коми. Они жгли костры». Рассказчиком было особенно подчеркнуто, что его предки –старообрядцы на площадку костища никогда не ходили.

В связи с этим Ильинское костище является пока единственным жертвенным местом древних коми, почитание которого сохранилось почти до современности.

Эта информация удивительным образом была доказана новейшими археологическими раскопками, когда в верхних слоях памятника было изучено крупное кострище серповидной формы, возле которого найдены фрагменты слабо патинированных винных бутылок и. самое главное, плоский слиток из олова, напоминающий изображение какого – то  животного.  В дальнейшем был найден патинированный слиток свинца в виде изображения птицы. У финно-пермских народов (марийцев, удмуртов) еще в ХХ в. сохранялись обряды, подобные которым наверняка проводили коми- пермяки на площадке Ильинского костища. Это хорошо показано Г. Н. Чагиным в культовой обрядности сылвенских марийцев: во время варки мяса старший жрец расплавлял кусок олова и выливал его на сковороду, которую предварительно смазывал животным маслом. При этом произносил такие слова: «Если животная скотина приятна Богу, то олово вылилось бы наподобие скотины»48.

Ильинское костище харит еще много загадок, связанных с мифологическими представлениями древнего населения в конце раннего железного века. Памятник поставлен на государственный учет49.

§4. ДЕМЕНКОВСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ НЕКРОПОЛЬ

В окрестностях  пос. Ильинский расположен один из крупнейших средневековых некрополей Среднего Приуралья – Деменковский могильник. Данный объект природно-археологического наследия, по  Ю. А. Веденину и М. Е. Кулешовой, учитывая его хорошую сохранность, по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям мы можем квалифицировать как заповедный и отнести к историко-археологическому типу культурного ландшафта.

Могильник Деменки, расположен на живописном правом берегу р. Обвы  в 10 км к С от бывшего центра пермских вотчин Строгановых с. Ильинского(Пр.I; рис.4; 5).  Памятник был обнаружен крестьянами графов Строгановых во второй половине XIX в. От них древние раритеты с площадки некрополя попали в знаменитую коллекцию Теплоуховых, опубликованной  выдающимся русским археологом А. А. Спицыным50. В 1901 г. он провел первые научные исследования памятника, в ходе которого было изучено 47 захоронений, которые содержали стеклянные и каменные бусы, бронзовые украшения и отдепльные предметы «пермского звериного стиля»51.

В 1953 г. древнее кладбище исследовалось отрядом Камской экспедиции Пермского государственного университета под руководством В. Ф. Генинга. На могильнике вскрыто  на площади свыше 700 кв.м. 153 погребений. На основании погребального инвентаря могильник был датирован VII - IX вв 52 Яркость и выразительность материалов этого некрополя дало возможность выделить особую деменковскую стадию в развитии ломоватовской культуры53.  В 2007 - 08 г. отрядом КАЭ ПГУ под руководством А.Ф. Мельничука двумя раскопами на площади до 340 кв. м. вместе с прирезками изучено  еще 50 погребений(Пр.I рис.6)54.

На могильнике Деменки в силу геолого-почвенных условий прекрасно сохраняется антропологический материал, что делает его ценным источником по изучению генезиса коми-пермяцкого народа. К сожалению, в Пермском крае идет беззастенчивый грабеж древних кладбищ предков-коми пермяков мародерами. Из края вывозятся культурные ценности, которые должны быть украшением музейных экспозиций, на многомиллионные суммы. Не обошел этот катастрофический процесс и Деменковский некрополь. Благодаря действиям правительства Пермского края, выделившего средства для проведения аварийных охранных работ на древних кладбищах, подвергаемых разграблению мародерами, Камской экспедицией Пермского государственного университета были проведены новые детальные исследования этого выдающегося памятника раннего средневековья.

Исследования проводились  на месте активных браконьерских раскопок в южной и центральной части некрополя. Погребения располагались рядами. Зафиксировано по два ряда на каждом раскопе. Они ориентированы в направлении с СВ на ЮЗ. Могильные ямы обладали подпрямоугольной формой со средними размерами 240 х 50 - 60 см и глубиной 10 - 60 см. Основной обряд погребения трупоположение. Следует отметить прекрасную сохранность антропологического материала. Не разрушенные погребения располагались вытянуто на спине, руки вдоль тела, иногда согнуты в локтях. Часть погребений разрушена в древности. Наблюдается ритуальное нарушение костей или уничтожение черепов. Погребения, раскопанные современными мародерами, представляют собой беспорядочно перемешанные антропологические остатки. Судя по остаткам окислов меди на костях человека, мародерами собраны значительные исторические ценности в виде бронзовых украшений. Однако им не удалось разграбить ряд погребений, которые залегали в глине несколько глубже, чем основное число захоронений.

В не разграбленных мародерами  погребениях собран яркий и представительный материал, характеризующий культуру предков коми-пермяков - бронзовые коньковые и колесовидные подвески, украшения поясного набора, ожерелья из стеклянных, пастовых, сердоликовых и хрустальных бус. В ряде женских погребения найдены подвески из южноазиатских раковин-каури. В мужских захоронениях обнаружены фрагменты конского убранства (кольчатые удила, подпружные пряжки), оружие (кинжалы, мечи, топоры-клевцы), украшения (бронзовые височные кольца, перстни). На хорошо сохранившихся черепах отмечаются остатки погребальных масок из тонких серебряных пластин, которые были проложены китайским шелком. В двух женских погребениях найдены редкие для Прикамья музыкальные инструменты - варганы. Один варган из кости, другой из бронзы.

Датировку Деменковского некрополя уточняет монетный материал. Найдена позолоченная, уникальная для территории таежной Евразии, монета из бронзы, которая является индикацией (подражание)   солида восточно-римского императора Константа (Константина) II (641 - 668 гг.). На монете отмечается  древнееврейское хазарское буквенное изображение-граффити «SS» (погребение 158а). Представляет интерес серебряная монета  - драхма Хосрова II Парвиза древнеиранского шаха из династии Сасанидов (590/591 - 627/628 гг.). Монета чеканена в 35 год правления монарха (624/625 гг.) на монетном дворе в г. Шираз провинции Фарс. (погребение 164). Монеты определены главным археологом КЦОП Р. Ф. Вильдановым.

В ходе раскопок в центральной части древнего кладбища были обнаружены крайне редкие для ломоватовской культуры коллективные захоронения  семей, которые позволяют нам получить очень важную информацию о социальной жизни предков коми. До этого в ареале ломоватовского культурного круга были известны 9 случаев захоронений с двумя и реже тремя костяками, среди которых большинство принадлежало женщин и детям и, очевидно, связаны с высокой смертностью детей и рожениц55. Выявленные коллективные захоронения Деменковского могильника явно связаны с какими-то экстремальными событиями, происходившими в древне пермских  обвинских общинах. Достаточно сказать, что подобные погребения были изучены удмуртскими археологами в Пермском крае около 30 лет назад в Сылвенско-Иренском поречье в ареале неволинской культуры на Бартымском могильнике близ с. Березовки56.

Первое коллективное захоронение находилось в глубокой прямоугольной яме  и включало 6  погребенных – 3 взрослых человека и 3 ребенка(Пр.I рис.7-9). В центре могилы лежал молодой мужчина-воин.  Слева, вдоль руки острием вниз, у него находилась прекрасно сохранившаяся сабля хазарского типа, которая, судя по фрагментам, находилась в деревянных ножнах, декорированных серебряными пластинами. Справа у пояса располагался нож также в деревянных ножнах, которые были инкрустированы позолоченными серебряными пластинками. К поясу были прикреплены изделия из молочного халцедона-кахолонга в виде трех крупных бус и диска с отверстием. Подобные месторождения халцедона характерны главным образом для Средней Азии (Тасказган, Кырк-Кудук, Узбексистан)57 .

Нам непонятно до сих пор, как эти украшения, которые характерны для декора вооружения поздних сарматов степной Евразии IIIIV вв.58, а также для костюма женщин азелинской культуры (IIIIV вв)59 попали в захоронение конца VIIVIII вв.60 Возможно, это древние семейные реликвии. Обе руки  воина украшены бронзовыми перстнями. В районах черепа с левой и с правой стороны найдены бронзовые височные кольца. В ногах воина был прошен целый пояс с бронзовыми бляшками, декорированными растительным орнаментом. Здесь же располагались железные конские удила и наконечник пики. Судя по захоронению, воин обладал богатой экипировкой всадника.

Справа от воина находился костяк мужчины  старшего возраста, возможно, его отец. Он был убит, так как в левой височной части черепа имеется отверстие. В районе пояса у мужчины находилась крупная бронзовая ременная пряжка. Погребенный не был всадником, а являлся охотником. Об этом свидетельствует остатки деревянного колчана с левой стороны, заполненного костяными наконечниками стрел, среди которых встречались и железные наконечники-срезни, необходимые для промысловой деятельности на животных(Пр.I рис.11). Недалеко от колчана выявлен боевой топор-клевец.

Слева от воина захоронена молодая женщина – богато украшенная ожерельями из бронзовых и стеклянных бус. На поясе отмечаются остатки кожаного ремешка с бронзовой пряжкой, декорированного бляшками с растительным орнаментом. Ближе к поясу был найден прекрасно сохранившийся костяной гребень с изображением двух коней в «пермском зверином стиле» (Пр.I рис.12). Женщина явно убита, так как у нее отсечена левая кисть руки. В ее ногах найдены кости грудного младенца.

Между мужчинами находился целый костяк ребенка 4-5 лет, очевидно мальчик, шея которого была украшена ожерельем из бронзовых бус.  На правой руке ребенка находился проволочный бронзовый браслет. В районе пояса у ребенка найден огромный амулет – просверленный клык вепря. Интересно, что кисти рук мужчин положены на голову старшего ребенка, очевидно, любимца семьи. Еще один ребенок, возрастом 2-3 года, располагался в ногах мужчины-воина.

К северу от первого коллективного захоронения найдено погребение двух человек, также являвшихся жертвой какого-то трагического события(Пр.I рис.13;14). Справа лежал костяк молодого мужчины, рядом с которым найден боевой железный топор-клевец, воткнутый в землю. На поясе найдены остатки кожаного ремня, украшенного накладками с растительным орнаментом(Пр.I рис.15). Головой мужчина был обращен к лицевой части черепа молодой женщины, на котором явно читаются следы насильственной смерти. Череп женщины пробит и обожжен в огне. Ноги погибшей согнуты в коленях и сложены на левой ноге мужа. В районе груди погибшей найдены прекрасно сохранившиеся бронзовые арочные шумящие подвески с ажурным растительным орнаментом. В области черепа у женщины найдено серебряное височное украшение.

Какие события связаны с гибелью этих семей на рубеже IX - X вв.?  Эти люди явно погибли в результате какого-то военного набега на поселения Обвинской группы древнего населения. Но явно это были не иноземные или иноэтничные пришельцы – степняки тюрки или угры. Очевидно, погибшие являлись жертвами межобщинной борьбы между предками  коми-пермяков. На левобережье р. Камы в этот период обитала еще одна мощная община древних коми, которая оставила крупный Баяновский некрополь у с. Таборы в бассейне р. Косьвы. В ходе раскопок археологов на этом кладбище также были обнаружены захоронения людей, экипированных серьезным для того времени вооружением. Здесь же встречаются останки людей, погибших насильственной смертью61.

Данные раскопок позволяют прогнозировать, что подобные уникальные коллективные захоронения на некрополе Деменки будут встречены при дальнейшем его тщательном изучении.

Деменковский могильник – является ярчайшим источником по изучению древней истории и культуры финно-угорского населения таежной Евразии. Мы обязаны сохранить  и обезопасить его от посягательств мародеров и людей, которые свои частные интересы ставят выше общенациональной задачи сохранения яркой культуры и истории Пермского края. Он находится под государственной охраной62

Таким образом, пос. Ильинский и его окрестностей обладает разнообразными объектами культурно-исторического наследия, являющимися бесценными источниками и создающими  разнообразный культурный ландшафт рассматриваемой нами территории.


ГЛАВА
II.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОС. ИЛЬИНСКИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА.

§1.  КОМПЛЕКС «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОС. ИЛЬИНСКИЙ» КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА.

Историческая часть поселка Ильинский в первую очередь позиционирует себя в туристическом восприятии как место, обладающее богатейшим историко-культурным наследием, связанное с деятельностью известнейшего в России аристократического дворянского рода Строгановых. Конечно по богатству архитектурного ансамбля поселок Ильинский проигрывает Усольскому комплексу на Каме. Но учитывая, что здесь находился центр нераздельного пермского имения Строгановых и близкое расстояние от Перми (94 км), которое довольно быстро преодолевается по хорошей автомобильной дороге именно  Ильинский получил звание своеобразного центра Строгановского мира в туристическом восприятии жителей Пермском края. В связи с этим в настоящее время действует постоянный туристический экскурсионный маршрут Пермь – Ильинский – Пермь, который особенно популярен у туристов в выходные и праздничные дни. Туристов ждет прекрасно подготовленная и оформленная постоянная выставка в Ильинском краеведческом музее «Пермские имения Строгановыхв середине  XVI – начале XX вв.». Правда, пока достаточно слабо представлен археологический материал, посвященной ранней истории вотчины Строгановых в  XVIXVIII вв.». В свое время археологи Пермского университета передали материалы Строгановского Нижнего Чусовского городка и издали совместно с Ильинским краеведческим музеем каталог, но этот вещественный материал не раскрывают всего своеобразия и богатства материальной культуры раннего вотчинного Строгановского мира63 

В исторической части поселка Ильинский проводят экскурсию «Легенды старого села», в ходе которой туристы знакомятся с историческими памятниками, связанными с деятельностью крупного рода промышленников, землевладельцев и меценатов – Строгановых: со зданиями Главного Правления Пермскими имениями, ткацкой фабрики, с домом лесоводов Теплоуховых, домом общественного собрания – театра и др.

Очень активно в исторической части Ильинского в разное время года для туристов проводятся театрализованные уличные действа, среди которых следует отметить театрализованное уличное представление «Масленица» (масленичная неделя). 

Также привлекает уличная  театрализованная программу   «Троицкие гуляния в Ильинском» с рассказом об обрядах, песнями, хороводами, завиванием венков, которые проводились с 1 по 7 июня 2009 г. Наиболее красочным театрализованным мероприятием было празднование в Ильинском Ильина дня ( 2 августа), которые возродились с 2001 г. В 2009 г. в ходе этого праздника состоялась божественная литургия в трапезной храма Ильи пророка; крестный ход по исторической части поселка;  уличная духовная программа с песнопениями на крыльце трапезной церкви Ильи Пророка с участием квартета «Духовный сад» (пос. Ильинский), коллективов духовной музыки и священников со всего Пермского края.; посещение храма Благовещения Пресвятой Богородицы, преклонение иконе Николая Чудотворца; ярмарка народных промыслов и натуральных, экологически чистых сельскохозяйственных продуктов. Этот праздник привлек в Ильинское не только простых экскурсантов, но и глубоко верующих людей. В связи с этим посещение этого праздника можно рассматривать  как явление религиозного или паломнического туризма64.

В пределах здания краеведческого музея также проводятся разнообразные театрализованные действа для привлечения туристического контингента, среди которых следует отметить проведение чайных церемоний с выходом на балкон основного музейного здания с дегустацией чаев из местных трав и традиционного русского напитка сбитня. Этот театрализованной ритуал в музее проводится с мая по октябрь. Зимой с 25 декабря по 15 января проводятся театрализованные «Рождественские встречи»

Кроме того, в здании музея проводятся театрализованное действо «Легенды и были села Ильинского», а также медиа–шоу «Тайны р. Обвы», которое включает аудио-визуальную  инсталляцию о легендах и мифах реки Обвы.

Музей также организует экскурсию экскурсии по дому лесоводов Теплоуховых и в временных пределах от июня до сентября по ландшафтному парку «Кузьминки».

В целом, мероприятия связаные с привлечением туристов  достаточно разнообразны. Учитывая, значение семьи Теплоуховых в развитии археологии Урала65 , в будущем в музее, возможно, во втором здании, который реставрируется, следует развернуть выставку «село Ильинское – родина уральской археологии» , посвященную крупнейшей раннесредневековой ломоватовской культуре Урала, открытой в Ильинском районе семьей Теплоуховых

§2. ПРИРОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ИЛЬИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ – КОСТИЩЕ» КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА.

Комплекс «Ильинское городище – костище» находится на южной окраине поселка Ильинский на правом берегу р. Масляны, правого притока р. Обвы. Место достаточно живописно. Мыс, на котором расположено городище покрыто хвойным чистым лесом. У подножия памятника расположены живописные поляны и опушки с ровными площадками.  По дну логов текут ручьи с чистой водой. Подъездные пути к памятнику хорошие. Чтобы достичь площадку осмотра костища, следует перейти только небольшой мостик через р. Масляну м пройти не более 100 м к месту экскурсионного действа.

В августе 2009 г. Ильинским краеведческим музеем под руководством старшего научного сотрудника О. И.  Отавина и при участии преподавателя ПГУ на территории Гляденовского костища и городища создана экскурсионная тропа, получившая название наименование «Поляна Пермских духов».

На соседнем от костища ровном мысу была создана эта поляна для сбора группы перед пешеходной экскурсией. На самом памятнике возводить даже легкие сооружения запретил Краевой центр по охране памятников истории и культуры. На этой поляне был поставлен крупный резной деревянный идол. Образцом для его изготовления послужила одна из известных антропоморфных личин, характерных для пермского звериного стиля. Здесь же  поставлен длинный широкий стол с скамьями и устроено кострище. Через ручей на соседний мыс, где расположено древнее культовое место были перекинуты деревянные мостки.

Экскурсия начинается к краткой подачи туристам элементарных знаний о культуре раннего железного века Прикамья и характеристике костища, как своеобразного древнего святилища, где совершались сложные религиозные языческие церемонии.

Далее пешеходная тропа ведет на нижнюю площадку святилища, расположенного у подножия залесенного мыса. На нижней площадке имеются небольшие обнажения, где явно наблюдаются значительные скопления мелких дробленных  или пережженных костей животных.

Далее тропа ведет по склоновой части святилища, где наблюдаются террасовидные уступы, на которых, как было установлено в ходе новейших раскопок, расположены глинобитные жертвенники с ритуальным инвентарем.

Затем пешеходная экскурсия следует по западной части городища, где имеется хорошо натоптанная тропа, ведущая к напольному прекрасно сохранившемуся валу и рву древнего городища.  Серповидный вал впечатляет своими размерами.

Далее идет спуск по тропе к пойме р. Масляны на «Поляну пермских духов», где уже горит мощный костер и готов горячий чай с выпечкой. Здесь обычно экскурсовод более подробно по разработанному сценарию ведет рассказ о языческой обрядности древнего населения Прикамья. Все эти действа проходят в игровой театрализованной манере.

В будущем, явно необходимо, что на площадке святилища работал небольшой отряд археологов, который тщательно вскрывал бы ограниченный участок культурного слоя с скоплениями жертвенных костей, жертвенниками и находками, что еще более усилит туристическую привлекательность данного природно-археологического комплекса.

§3. ДЕМЕНКОВСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ НЕКРОПОЛЬ.

Этот крупнейший раннесредневековый некрополь очень хорошо подходит для музеефикации или для создания здесь постоянной базовой экспедиции, которая, ведя стационарные исследования, будет привлекать туристов.

Как показали исследования В. Ф. Генинга и А. Ф. Мельничука, для Деменковского могильника характерна очень хорошая сохранность человеческих останков. Сам могильник, несмотря на набеги археологических мародеров отличается богатством и разнообразием археологического материала. В последние годы на нем найдены совершенно не подвергнутые ограблению коллективные захоронения людей (которые позволяют создавать реконструкцию социальных отношений в первобытном обществе).

Все эти погребения после разборки могут впоследствии выставляться с найденным погребальным убранством в экспозиции, посвященной ломоватовской культуре в здании Ильинского краеведческого музея.

Подъездные пути к памятнику к Деменковскому средневековому некрополю из с. Ильинского, расположенного от него в 10 км к югу, удовлетворительные. Проезд к месту памятника занимает не более 30 минут.

Посещать площадку Деменковского некрополя можно и по воде, совершая туристическую прогулку вдоль живописных берегов р. Обвы.

Таким образом, территория поселка Ильинский и его окрестностей, опираясь на яркие историко- культурные памятники, обладает серьезным  ресурсом для развития туризма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция культурного ландшафта как объекта природного и культурного наследия открывает новые возможности и подходы к сохранению всех ценностей окружающей среды в комплексе, в их историческом взаимодействии и определяет основы устойчивого развития биосферы и общества. Привлекательность концепции культурного ландшафта как оптимальной экологической модели территориального развития объясняет всё возрастающий интерес природоохранной и историко-охранной сферы к этому феномену и использованию понятия «культурного ландшафта» при типологии историко-культурных объектов, которые наиболее привлекательны для туристического восприятия.

В Пермском крае, на наш взгляд удачную попытку применения типологии «культурных ландшафтов» в подходе сохранения культурного и природного сохранения применил Г. Н. Чагин66.

По итогам работы мы можем попытаться типологизировать историко-культурные комплексы пос. Ильинский и его окрестностей в системе концепции «культурного ландшафта».

Исторический комплекс поселка Ильинский включает основное ядро этого населенного пункта, где проходило его становление в виде погоста Обвы, упоминаемого в 1579 г. в переписи Яхонтова. Однако этот комплекс является многокомпонентным включая

- историко-природный ландшафт, вмещающий в себя мощные выходы родниковых вод в центре поселения, где очевидно, формировался первоначальный погост Обва - пруд, созданный строгановскими крестьянами;

- архитектурные сооружения в виде храмов, жилых и административных зданий;

- историко-археологические объекты – «культурный слой исторической части пос. Ильинский» и « Ильинский православный некрополь второй XVI -  начало XVIII вв».

Если мы берем типологию культурного ландшафта по видам человеческой деятельности или основным историческим функциям, то комплекс «историческая часть пос. Ильинской» обладает особенностями селитбенного, сакрального и, отчасти, мемориального культурного ландшафта. Если касаться, последней мемориальной особенности культурного ландшафта, то можно сказать что ландшафт  повергается определенному антропогенному воздействию (современная застройка), видоизменяющиму традиционный облик поселка (уродливое здание столовой близ церкви Ильи Пророка), здание Федерального казначейства и т. д. Кроме того нам представляется, учитывая, что центр строгановской вотчины развивалось до революции 1917 г. как село, с традиционным крестьянским укладом то он может соотноситься с архаичным сельским (крестьянская культура) типом культурного ландшафта.

Известный историко- природный комплекс «Кузьминки» по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям можем квалифицировать, по Ю. А. Веденину и М. Е. Кулешовой, как заповедный (сохранение естественной информативности ландшафта, ведение научно-исследовательских работ) и соотнести, кроме того, с парковым культурным ландшафтом.

Самым выдающимся памятником древней истории на территории поселка Ильинский является Ильинское городище и костище. Данный объект природно-археологического наследия, по  Ю. А. Веденину и М. Е. Кулешовой, учитывая его хорошую сохранность, по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям мы можем квалифицировать как заповедный и отнести к историко-археологическому типу культурного ландшафта.

В окрестностях  пос. Ильинский расположен один из крупнейших средневековых некрополей Среднего Приуралья – Деменковский могильник. Данный объект природно-археологического наследия, учитывая его относительную сохранность, по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям мы можем квалифицировать как заповедный и отнести к историко-археологическому типу культурного ландшафта.

В дипломной работе мы рассмотрели выдающие историко-культурные объекты пос. Ильинского и его окрестностей, которые носят мемориальные и заповедные функции  и явно обладают туристической привлекательностью.

Историческая часть поселка Ильинский в первую очередь позиционирует себя в туристическом восприятии как место, обладающее богатейшим историко-культурным наследием, связанным с деятельностью известнейшего в России аристократического дворянского рода Строгановых.

На примере природно-археологического комплекса «Ильинское городище- костище» в настоящее время успешно работает экскурсионная тропа, получившая наименование «Поляна Пермских духов».

Достаточно привлекателен будет для туристов такой выдающийся памятник археологического наследия как Деменковский раннесредневековый некрополь, который вполне можно частично музеефицировать, а погребальные комплексы ломоватовской культуры экспонировать в музейной экспозиции.

Таким образом, территория поселка Ильинский и его окрестностей, опираясь на яркие историко- культурные памятники, обладает серьезным  ресурсом для развития туризма.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

ИСТОЧНИКИ

         А. Неопубликованные источники:

1. Коренюк С. Н. Отчет об охранные раскопках Ильинского могильника в 2004 г. Архив кабинета археологии ПГУ.

2. Мельничук А. Ф. Отчет о раскопках Деменковского могильника в Ильинском районе Пермского края в 2007 г.. Архив кабинета археологии ПГУ

3.  Мельничук А. Ф. Отчет о раскопках Деменковского могильника в Ильинском районе Пермского края в 2008 г. Архив кабинета археологии ПГУ

4. Теплоухов Ф. А. Период древнейших костищ. Рукопись. Архив Пермского Краевого музея № 11409/14

    Б. Опубликованные источники:

5. Зограф  Н. Ю. Дневние поездки 1978 г. от Нижнего до Екатеринбурга (Ильинское костище ) // Антропологическая выставка. М., 1879. Т. 2. 6.Остроумов Н. Г. Список географических пунктов, в которых найдены доисторические памятники и предметы // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. Вып. 2.

7. Сергеев С. И. Археологические отдел Пермского музея //  Труды Пермской ученой архивной комиссии. 1896. Т. 3.

8. Спицын А. А.. Отчет о раскопках // Отчет археологической комиссии за 1901 г. СПб., 1902

9. Спицын А. А. Древности камской Чуди из коллекции Теплоуховых // Материалы по археологии России. СПб, 1902. Вып. 26.

       В. Нормативные источники.

10. Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, 2001.

ЛИТЕРАТУРА

1. Генинг В. Ф. Азелинская культура IIIV вв. н. э. // Вопросы археолоии Урала. Ижевск. 1963.

2. Генинг В. Ф.Деменковский могильник – памятник ломоватовской культуры // Вопросы археологии Урала. Ижевск, 1964. Вып. 6.

3.Голдина Р. Д. Могильники VIIIX вв. на верней Каме // Вопросы археологии. Вып. 9. Свердловск, 1970

4.Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в верхнем Прикамье. Иркутск. 1985..

5. Голдина Р. Д. Деменковский могильник // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 175-176.

6.Голдина Р. Д., Водолаго Н. В. Могильники неволинской культуры. Иркутск, 1990.

7.Данич А. В. Погребение 51 Бояновского могильника (обряд кремации) // Археологическая экспедиция: новейшин достижение в изучении историко-культурного наследия Евразии. Ижевск, 2008.

8.Декоративные разновидности цветного камня СССР. М., 1989

9.Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села.. Пермь, 2005

10. Голохвастова Н., Кутьев О. Ильинское  - «столица» Строгановских вотчин на Урале (XVIII -  начало XX вв.) // Ильинский. Страницы истории. Пермь, 2004

11. Коренюк С. Н, Мельничук А. Ф. Ильинский некрополь – христианское кладбище с языческими традициями в Перми Великой (вторая половина XVI – вторая половина XVII вв.). Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь, 2003. Вып III 

12. Коренюк С. Н.,Мельничук А. Ф.,Перескоков М. Л. Всадники гляденовской культуры. // Вестник Пермского университета. История. 2008. Вып. 7

13.Крыласова Н. Б. Комплекс нового времени (Материалы д. Постаноговой) // Белавин А. М., Крыласова Н. Б.Древняя Афкула. Пермь

14.Крыласова Н. Б., Бочаров И. В., Бочарова Е. О. Некрополь Рождественского археологического комплекса // Археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1997. Вып. I..

15.Кутьев О. Л. Село Ильинское – административный и культурный центр пермских вотчин Строгановых // Сольвычегодск в истории русской культуры. Сольвычегодск, 1992

16.Малеев К. И. Кузьминка. Историко – природный комплекс // Особо охраняемые территории. Реестр. Пермь, 2002

17.Масалкин К. Н. Кузьминка // Памятники природы Пермской области. Пермь, 1983.

18.Мельничук А. Ф. Археологические древности поселка Ильинский // Ильинский. Страницы истории. Пермь, 2004.

19.Мельничук А. Ф. Каменные изделия Деменковского некрополя //Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. V. Пермь, 2008

20. Мельничук А. Ф.,Берсенева О. Е. Кузьминых А. Ю. Новейшие исследования Деменковского некрополя в Верхнем Прикамье (предварительные итоги) // Региональные социо-культурные, политические и экономические процессы: опыт и перспективы. Березники, 2008

23. Мельничук А. Ф., Вылежнева М. В. Изделия из халцедона-сапфирина в Восточной Европе как индикатор культурных связей населения Прикамья с сарматским миром в первой половине I тысячелетия н. э. // Новый Гиперборей. Пермь, 2004.

24. Мельничук А. Ф.. Коренюк С. Н. Проблема отражения процесса христианизации Перми Великой в погребальных комплексах XVXVIII вв.// Христианизация Коми края и ее роль в развития государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. Т. 1

25.Мельничук А. Ф., Кузьминых А. Ю. Новые исследования могильника Деменки // Археологическая экспедиция : новейшие достижения в изучении историко-культурного наследия Евразии. Ижевск, 2008

26. Мельничук А. Ф., Лепихин А. Н. Археологические памятники Ильинского района Пермской области // Сторонушка Ильинская. Ильинский, 1997.

27. Мельничук А. Ф., Лепихин А. Н. Ильинское костище  - жертвенное место населения гляденовской культуры в бассейне р. Обвы // Пермский регион: история, современность, перспективы. Березники, 2001

28. Мошкова М. Г. Позднесарматская культура // Степи Евразийской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1989.

29 Оборин В. А. Баяновский могильник на р. Косьве  // Уч. Зап. ПГУ. Т.  9. Вып. 3. Пермь, 1953

30. Оборин В. А., Корчагин П. А.. Мельничук А. Ф., Соколова Н. Е. Нижний  Чусовской городок : Каталог археологической коллекции. Ильинский, 1994

 31.Овчинникова Б. Б. У истоков уральской археологии:. Теплоуховы // Известия Уральского государственного университета. – 1998. – № 08.

32. Николаев С. Ф. Хранители леса Александр Ефимович и Федор Александрович Теплоуховы. Пермь, 1957

33.Николаев С. Ф. Испытатель природы Павел Васильевич Сюзев. Пермь, 1958;

34. Николаев С. Ф.  Памятник природы «Кузьминки» // Охраняемые природные территории. Проблемы выявления, исследования, организации систем. Пермь, 1994. Ч. 1

35.Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1976

36.Памятники истории и культуры Пермской области. Памятники истории, культуры и искусства. Пермь, 1993. Т. 2.

37. Пашин В. Тайга в центре  поселка // Урал, 1969, № 7.

38.Сюзев П. В. Кузьминки – лесной заповедник // Известия Биологического НИИ и биологической станции при Пермском университете. Пермь, 1925.. Т. 3. Вып. 8

39. Рябкова В. История  Пророко – Ильинской церкви и прихода села Ильинского //Ильинский. Страницы истории. Пермь,2004

40. Чагин Г. Н. Летние моления и жертвоприношения марийцев Среднего Урала в XIX - начале XX века // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». Пермь, 1996

41.Чагин Г. Н. Наследие пермского края как ресурс развития историко-культурного туризма. Пермь, 2008.

42.Чагин Г. Н. Культурный ландшафт: понятие, память и  объект изучения // Региональные социо-культурные, политические, экономические процессы: опыт и перспективы. Березники, 2008

43. Христов Т. Т. Религиозный туризм М., 2005..

44. Шмидт А. В. Жертвенные места Камско-Уральского края // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. М. – Л., 1932. Вып. 1-2. Т. 13.  

45. Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. по данным могильников. Ижевск, 1992

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

1. Веденин Ю. А. , Кулешова М. Е. Культурные ландшафты как категория наследия // heritage.unesco.ru/index.php?id=101


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис. 1. Туристко-рекреационная карта Ильинского района.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис.2. Ильинская ( бывшая Благовещенская) церковь.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

      Рис.3 Дом правления пермскими имениями Строгановых.

Рис.4. Вид с террасы могильника Деменки на устье р. Обвы. На горизонте виден мыс Назаровского городища. Вид с Ю.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис. 5.  Могильник Деменки. Общий вид с З.

Рис.6. Сотрудники  Краевого центра охраны памятников проводят инспекцию на месте раскопок могильника Деменки.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис.7. Могильник Деменки. Погребение №186.

Рис.8. Могильник Деменки. Погребение №186.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис.9. План погребения №186

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис.10.  . Могильник Деменки. Погребение 186. Инвентарь.

Рис.11. Могильник Деменки. Погребение 186. Инвентарь

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис. 12 . Могильник Деменки. Погребение 186. Костяной гребень.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис.13. План погребения №200.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис. 14  . Могильник Деменки. Погребение 200. Инвентарь

Рис. 15 . Могильник Деменки. Погребение 200. Поясные бронзовые наборы.

1 Зограф Н. Ю. Дневник поездки 1978 г. от Нижнего до Екатеринбурга (Ильинское костище) // Антропологическая выставка. М., 1879. Т. 2. С. 159.

2 Сергеев С. И. Археологические отдел Пермского музея // Труды Пермской ученой архивной комиссии. 1896. Т. 3.. С. 20.

3 Спицын А. А. Древности камской Чуди из коллекции Теплоуховых // Материалы по археологии России. СПб, 1902. Вып. 26. С. 12, 53.

4 Остроумов Н. Г. Список географических пунктов, в которых найдены доисторические памятники и предметы // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. Вып. 2. С. 10.

5 Шмидт А. В. Жертвенные места Камско-Уральского края // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. М. – Л., 1932. Вып. 1-2. Т. 13. С. 9.

6 Генинг В. Ф. Деменковский могильник – памятник ломоватовской культуры // Вопросы археологии Урала. Ижевск, 1964. Вып. 6. С. 94 -151.

7 Голдина Р. Д. Могильники VII – IX вв. на верхней Каме // Вопросы археологии. Вып. 9. Свердловск, 1970; Она же. Ломоватовская культура в верхнем Прикамье. Иркутск. 1985.. С. 108;. Она же. Деменковский могильник // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 175-176.

8 Мельничук А. Ф. Каменные изделия Деменковского некрополя //Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. V. Пермь, 2008. С. 101-103; Мельничук А. Ф., Кузьминых А. Ю. Новые исследования могильника Деменки // Археологическая экспедиция : новейшие достижения в изучении историко-культурного наследия Евразии. Ижевск, 2008. С. 469 – 473; Мельничук А. Ф., Берсенева О. Е., Кузьминых А. Ю. Новейшие исследования Деменковского некрополя в Верхнем Прикамье (предварительные итоги) // Региональные социокультурные, политические и экономические процессы: опыт и перспективы. Березники, 2008. С. 188-196.

9 Мельничук А. Ф., Лепихин А. Н. Ильинское костище - жертвенное место населения гляденовской культуры в бассейне р. Обвы // Пермский регион: история, современность, перспективы. Березники, 2001. С. 20-27.

10 Мельничук А. Ф., Лепихин А. Н. Археологические памятники Ильинского района Пермской области // Сторонушка Ильинская. Ильинский, 1997. С. 8- 12; Мельничук А. Ф. Археологические древности поселка Ильинский // Ильинский. Страницы истории. Пермь, 2004. С. 8 -15.

11 Мельничук А. Ф., Коренюк С. Н. Проблема отражения процесса христианизации Перви Великой в погребальных комплексах XV – XVIII вв.// Христианизация Коми края и ее роль в развития государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. Т. 1; Коренюк С. Н, Мельничук А. Ф. Ильинский некрополь – христианское кладбище с языческими традициями в Перми Великой (вторая половина XVI – вторая половина XVII вв.). Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь, 2003. Вып III. С. 164-182; Мельничук А. Ф. Археологические древности поселка Ильинский // Ильинский. Страницы истории.. Пермь, 2004.. С. 12 – 15.

12 Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1976.. С. 72 -74.

13 Кутьев О. Л. Село Ильинское – административный и культурный центр пермских вотчин Строгановых // Сольвычегодск в истории русской культуры. Сольвычегодск, 1992. С. 27 – 29.; Голохвастова Н., Кутьев О. Ильинское  - «столица» Строгановских вотчин на Урале (XVIII -  начало XX вв.) // Ильинский. Страницы истории. Пермь, 2004. С. 62 – 63; Рябкова В. История  Пророко–Ильинской церкви и прихода села Ильинского //Ильинский. Страницы истории. Пермь,2004. С. 111- 128; Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села.. Пермь, 2005.  С. 176 - 186

14 Памятники истории и культуры Пермской области. Памятники истории, культуры и искусства. Пермь, 1993. Т. 2. С. 85-89.

15 Масалкин К. Н. Кузьминки // Памятники природы Пермской области. Пермь, 1983. С. 88-91; Николаев С. Ф. Хранители леса Александр Ефимович и Федор Александрович Теплоуховы. Пермь, 1957; Он же. Испытатель природы Павел Васильевич Сюзев. Пермь, 1958; Он же. Памятник природы «Кузьминки» // Охраняемые природные территории. Проблемы выявления, исследования, организации систем. Пермь, 1994. Ч. 1. С. 184-186; Пашин В. Тайга в центре  поселка // Урал, 1969, № 7. С. 30; Сюзев П. В. Кузьминки – лесной заповедник // Известия Биологического НИИ и биологической станции при Пермском университете. Пермь, 1925.. Т. 3. Вып. 8. С. 315-320; Малеев К. И. Кузьминки. Историко–природный комплекс // Особо охраняемые территории. Реестр. Пермь, 2002. С. 121

16 Чагин Г. Н. Наследие пермского края как ресурс развития историко-культурного туризма. Пермь, 2008. С. 45, 88- 89, 101

17 Веденин Ю. А. , Кулешова М. Е. Культурные ландшафты как категория наследия // heritage.unesco.ru/index.php?id=101

18 Веденин Ю. А. , Кулешова М. Е. Культурные ландшафты как категория наследия // heritage.unesco.ru/index.php?id=101

19 Чагин Г. Н. Культурный ландшафт: понятие, память и  объект изучения // Региональные социо-культурные, политические, экономические процессы: опыт и перспективы. Березники, 2008. С. 105 – 108.

20 Памятники истории и культуры Пермской области…..С. 72;  Рябкова В. История Пророко-Ильинской церкви… С. 111- 128.

21 Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, 2001. С. 149, № 115.

22 Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, 2001 С. 150. №. 223.

23 Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь 1976 С. 74.

24Памятники истории и культуры Пермской области … С. 72-74.

25Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, 2001.С. 150, № 226.

26Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, 2001.С. 12. № 13

27Памятники истории и культуры Пермской обл. Пермь 1976 С. 74

28Памятники истории и культуры Пермской обл. Пермь 1976 С. 74.

29Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, 2001.С. 150. № 221.

30 Памятники истории и культуры Пермской области 1976 С. 74

31 Памятники истории и культуры Пермской области. Том 2. Памятники истории, архитектуры и искусства…С. 86

32 Памятники истории и культуры Пермской области. Том 2. Памятники истории, архитектуры и искусства…С. 85-89

33 Коренюк С. Н. Отчет об охранные раскопках Ильинского могильника в 2004 г. Архив кабинета археологии ПГУ.

34 Мельничук А. Ф., Коренюк С. Н. Проблема отражения христианизации Перми Великой ….С. 164 – 166.;Мельничук А. Ф. Археологические древности поселки Ильинский.. С. 12 – 15.

35 Коренюк С. Н., Мельничук А. Ф. Ильинский некрополь …..С. 164 – 182.

36 Крыласова Н. Б., Бочаров И. В., Бочарова Е. О. Некрополь Рождественского археологического комплекса // Археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1997. Вып. I.. С. 103. Рис. 6.;

37 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. по данным могильников. Ижевск, 1992. С. 64.

38 Крыласова Н. Б. Комплекс нового времени (Материалы д. Постаноговой) // Белавин А. М., Крыласова Н. Б.Древняя Афкула. Пермь, 2008. С. 510- 514.

39 Сюзев П. В. Кузьминка – лесной заповедник ….. С. 315 – 320.

40 Малеев К. И. Кузьминка. Историко – природный комплекс….. С. 121

41 Памятники истории и культуры Пермской области. Том 2….с. 86

42 Теплоухов Ф. А. Период древнейших костищ. Рукопись. Архив Пермского Краевого музея № 11409/14

43 Спицын А. А. Древности Камской чуди….Таб. I. Рис. 4-9, 27-29, 38 – 49.

44 Голдина Р. Д. Ломоватовская культура…. Таб. L. Рис. 1 -4, 7 – 12).

45 Мельничук А. Ф., Лепихин А. Н. Ильинское костище… С. 20-27.

46 Коренюк С. Н.,Мельничук А. Ф.,Перескоков М. Л. Всадники гляденовской культуры. // Вестник Пермского университета. История. 2008. Вып. 7 (23). С. 62.

47 Коренюк С. Н.,Мельничук А. Ф.,Перескоков М. Л. Всадники гляденовской культуры. // Вестник Пермского университета. История. 2008. Вып. 7 (23). С. 64.

48 Чагин Г. Н. Летние моления и жертвоприношения марийцев Среднего Урала в XIX - начале XX века // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». Пермь, 1996.

49 Государственные списки…. С. 43. № 261

50 Спицын А.А. Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых // Материалы по археологии России, № 26. СПб, 1902.

51 Спицын А.А. Отчет о раскопках // Отчет археологической комиссии за 1901 г. СПб., 103. С. 113.

52 Генинг В. Ф. Деменковский могильник – памятник ломоватовской культуры // Вопросы археологии Урала. Вып. 6. Свердловск, 1964ю С. 94 – 151.

53 Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985.

54 Мельничук А. Ф. Отчет о раскопках Деменковского могильника в Ильинском районе Пермского края в 2007 г.. Архив кабинета археологии ПГУ; Он же. Отчет о раскопках Деменковского могильника в Ильинском районе Пермского края в 2008 г. Архив кабинета археологии ПГУ.

55 Голдина Р. Д. Ломоватовская культуры ….  С. 30.

56 Голдина Р. Д., Водолаго Н. В. Могильники неволинской культуры. Иркутск, 1990. С. 37 – 47.

57 Декоративные разновидности цветного камня СССР. М., 1989. С. 223 – 227.

58 Мошкова М. Г. Позднесарматская культура // Степи Евразийской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1989. С. 196 – 197.

59 Генинг В. Ф. Азелинская культура III – V вв. н. э. // Вопросы археолоии Урала. Ижевск. 1963. С. 35.

60 Мельничук А. Ф., Вылежнева М. В. Изделия из халцедона-сапфирина в Восточной Европе как индикатор культурных связей населения Прикамья с сарматским миром в первой половине I тысячелетия н. э. // Новый Гиперборей. Пермь, 2004.

61 Оборин В. А. Баяновский могильник на р. Косьве  // Уч. Зап. ПГУ. Т.  9. Вып. 3. Пермь, 1953; Данич А. В. Погребение 51 Бояновского могильника (обряд кремации) // Археологическая экспедиция: новейшин достижение в изучении историко-культурного наследия Евразии. Ижевск, 2008.

62 Государственные списки….С. 44. № 275

63 Оборин В. А., Корчагин П. А.. Мельничук А. Ф., Соколова Н. Е. Нижний  Чусовской городок : Каталог археологической коллекции. Ильинский, 1994

64 Христов Т. Т. Религиозный туризм М., 2005. С. 6.

65 Овчинникова Б. Б. У истоков уральской археологии:. Теплоуховы // Известия Уральского государственного университета. – 1998. – № 08.

66 Чагин Г. Н. Культурный ландшафт: понятие, память и  объект изучения // Региональные социокультурные, политические, экономические процессы: опыт и перспективы. Березники, 2008. С. 105 – 108.




1. Методические рекомендации по подготовке оформлению и защите курсовых работ студентов обучающихся по
2. Абрау Дюрсо Русское
3. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ студентов 6 курса ЭАЗ60505 группы ЗДО факультета специальности 220301 на 2012-2013 уч
4. Деяния Святых Апостолов
5. Тема 12. Організація інформаційного обслуговування на підприємстві готельного господарства
6. и Понятие предмет и задачи К
7. . Детская литература 1 108 18 36.
8. ЛЕОНГАРДА Характеристика акцентуаций характера К
9. біріне т~уелсіз ~андай ~ш б~та~тан т~рады За~ шы~арушы ат~арушы сот Адвокатура прокуратура сот
10. Тема- Пароутворення
11. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З ДИСЦИПЛІНИ МЕНЕДЖМЕНТ для студентів напряму підготовки 6
12. Технология производства пива
13. они плавают И естественно живут в воде
14. Могли сместиться лишь точка наблюдения или источник освещения реки же не текли камни не осыпались листья
15. за- объема выпуска продукции в целом по предприятию ; ее структуры ; уровня переменных затрат на един
16. Курсовая работа- Достоинства и недостатки рыночной (меновой) и командо-административной экономических систем
17. Риторика массовой коммуникации
18. Лабораторная работа 7 Тема- Исследование свойств монотонности функции в среде Mtlb
19. рыночная модель предусматривающая постепенность изменений не предполагающей разрушения созданного в сове
20. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в области рациональной организации учебной деятельности