Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
На первые десятилетия 19 в, приходится завершающий этап начавшегося в середине 18 в. расцвета английского искусства. Но если в 18 в. ведущее место в живописи принадлежало портрету, то в 19 в. его занимает пейзаж, значительно опережающий развитие этого жанра на континенте.
Констебл. Подлинным новатором в создании реалистического пейзажа 19 в. был Джон Констебл (17761837). Демократизм и глубина чувств сочетаются в его творениях с поэтичностью и правдивостью. Он воспевал родную природу, словно наполняя светом и воздухом пространство картин и этюдов, передавая динамику неба, свежесть зеленой листвы деревьев и травы, неразрывную связь природы и человека.
Констебл родился в Суффолке в семье мельника. Живописные берега реки Стур, серебристые ивы, водяные мельницы были первыми сильными зрительными впечатлениями будущего художника, неоднократно возвращавшегося к ним впоследствии. С большим трудом преодолев все препятствия, Констебл в 1799 г. поступил учиться в Королевскую Академию художеств в Лондоне. С первых же самостоятельных творческих шагов обнаружилось его стремление к правде жизни, к реальной природе, но жажда знания приводит его к изучению мастерства старых художников. Некоторое время он пишет пейзажи в духе голландских и французских пейзажистов 17 в., пытаясь совместить непосредственность восприятия натуры с традиционными схемами пейзажа. Таков «Вид Дэдхемской долины» (1809, Лондон, Национальная галерея), несущий отпечаток индивидуальности автора, который добивается удивительной свежести колорита, метко схватывая характерные особенности природы Англии.
Овладев мастерством, художник вновь возвращается к изучению и непосредственным наблюдениям натуры, к поискам собственного художественного языка. Он предпринимает путешествие на север Англии, в Шотландию «страну озер», делает зарисовки пейзажных мотивов, точно «портретирует» отдельные деревья. Он пишет с натуры этюды в Дэдхемской долине, в Солсбери и других местах Англии, впервые утверждая необходимость работы на открытом воздухе, закладывая тем самым основы пленэрной живописи. По художественным достоинствам его большие по размеру, вдохновенно и свободно написанные этюды могут занять место рядом с законченными картинами. Громадное значение придавал Констебл изображению неба в разное время дня и различную погоду, улавливая его тончайшие оттенки, динамику облаков, влажность атмосферы, свежесть воздуха.Долгий период исканий завершается к 1820-м гг. Наступает пора творческой зрелости, время создания таких выдающихся картин пейзажной живописи, как «Телега для сена», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле», утверждающих красоту и значительность жизни природы, эпическое величие повседневного реального мира. Динамичность и целостность в них достигнуты энергичной кладкой краски, живописью, плотной, поражающей богатством и насыщенностью множества оттенков.
Поэтичность и непосредственность восприятия отличают композицию «Телега для сена». Глубина постижения жизни, демократизм, присущие этой картине Констебла, не были поняты в Англии. Полон стремительной динамики пейзаж «Прыгающая лошадь», компактно построенный, пронизанный ощущением полноты бытия, уходящего в даль простора, порывистого ветра, сгибающего деревья, клубящихся облаков. Все тончайшие оттенки палитры использовал художник для воспроизведения своеобразия английской природы, ее величия и красоты.
Тернер. Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Уильям Тернер (17751851), глубоко эмоциональное искусство которого намного опередило свое время.
Вслед за Констеблом этот художник был прежде всего предан правде жизни. Но в его творчестве в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Его пейзажи, полные контрастов света и цвета, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами «Улисс и Полифем» .Причем чаще всего человек в них оказывается во власти враждебных сил стихии.Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажи Тернера, полные драматического мироощущения, такие, как, например, «Последний рейс корабля «Отважный». Позднее его восприятие природы становится более острым, эмоциональным, проявляясь в выборе соответствующих сюжетных мотивов или состояний природы, в стихиях особенно привлекали его вода и свет. В картине «Дождь, пар и скорость» художник стремился передать врывающийся сквозь туман свет, который освещает вагоны, дым, дождь, поезд. Решая эти и подобные им сложнейшие задачи, Тернер иногда превращает свои композиции в феерические зрелища, где потоки краски сливаются в утонченные цветовые гармонии, а предметы почти утрачивают черты реальности «Китобойные суда»
В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Тернера появляются образы отвлеченной символики. С установлением окончательного господства буржуазии, примерно к 40-м гг. 19 в., характер английского искусства меняется, эволюционируя в сторону отрешенности от жизненных проблем. В нем нарастают черты упадка, длительная полоса которого наступает уже с середины 19 в.