У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Духовные традиции и кинематограф христианского мира вчера сегодня завт ра на который съехались кинем

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

№6(13) 30.03.1999

H C 6 K

В феврале в Москве прошел Первый

Международный кинофорум — конферен-

ция «Духовные традиции и кинематограф

христианского мира вчера, сегодня, завт-

ра», на который съехались кинематографи-

сты из десяти стран ближнего и дальнего

зарубежья: кинорежиссер Реваз Чхеидзе

(Грузия), польские актеры Марек Пробош и

Малгожата Потоцкая, киноведы Януш Газда

(Польша), Ольга Маркова (Болгария) и Бо-

жидар Зечевич (Сербия), кинорежиссер

Маргарит Николов (Болгария), кинодрама-

тург Иован Маркович (Сербия), Юрий Иль-

енко (Украина), Владимир Гостюхин (Бело-

руссия) и другие. Это первое международ-

ное мероприятие, проведенное руковод-

ством Союза кинематографистов и Россий-

ским Фондом Культуры по инициативе чле-

на Международного комитета СК России,

главы Международной организации кине-

матографистов славянских и православных

народов (МОКСПН) Николая Бурляева. К

сожалению, по разным причинам не смог-

ли лично принять участие в конференции

Тео Ангелопулос (Греция), Анджей Вайда,

Ян Кольский (Польша), Тонино Гуэрро (Ита-

лия), о чем они искренне сожалели, прислав

свои фильмы и тексты выступлений. Тонино

Гуэрро написал в приветственной телеграм-

ме гостям и участникам форума: «Дорогие

коллеги, мне жаль, что я не могу быть с вами

и разделить радость духовного единения.

Надеюсь, что мой фильм о моем друге Тео

Ангелопулосе, который еще нигде не был

показан, явится моим словом на вашем

симпозиуме».

КИНО И ДИСКУССИИ

Программа кинофорума состояла из

ежедневных пленарных заседаний по про-

блемам современного кино и просмотров

отечественных и зарубежных фильмов.

Впервые в нашей стране были показаны

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ

О «КИНОИСКУССТВЕ» И «КИНОТОВАРЕ»

В работе форума-конференции приня-

ли участие Александр Сокуров, только что

вернувшийся из Ватикана, и Юрий Грымов,

чья картина «Му-му» была восторженно

принята участниками, в связи с чем режис-

сер получил приглашение приехать с нею

на несколько фестивалей. Именно Алек-

сандр Сокуров остро поставил проблему

принципиального разделения понятия «ки-

ноискусства» и «кинотовара», что, по его

мнению, вовсе не обидно для второго. Ки-

нотовар легко и естественно находит себе

дорогу к зрителю, он продается. Что же ка-

сается бытования киноискусства, то само

общество должно быть заинтересовано в

том, чтобы фильм, представляющий собой

художественную ценность, увидело как

можно больше людей. Сокуров считает, что

со временем энергия кинематографа будет

только падать, если кино не вернется к сво-

ему первоисточнику — к слову. Обращаясь

к одному из участников конференции, ма-

гистру богословия Михаилу Дунаеву, авто-

ру книг по проблемам русской литературы

и живописи, режиссер упрекнул православ-

ный клир в отсутствии интереса к творче-

ству русских киномастеров. «Почему, —

задал он вопрос, — я получаю награду за

вклад в киноискусство из рук Папы Римс-

кого, но не знаю, как относится наше духо-

венство к моим фильмам?»

ПОИСК КОРНЕЙ

Следует отметить, что дискуссия о со-

держании самого понятия «духовность» или

«духовные традиции» была страстной. В

некоторых выступлениях на первый план

выступала идея родовых корней, берущих

свое начало в язычестве, звучала мысль об

особой роли России в мировом историчес-

ком процессе. Согласно этому взгляду,

Россия принимает и перерабатывает в сво-

их духовных недрах мутные культурные вли-

яния — от татарского и французского до

германского и американского. Таким обра-

зом, преодолев замкнутое культурное про-

странство, Россия выходит на создание

планетарного духа, усиливая свое нацио-

нальное самоощущение на уровне мысле-

форм. Оппоненты подобной точки зрения

подчеркивали самобытность каждого наро-

да и факт двухтысячелетнего существова-

ния христианской культуры и христианской

цивилизации, из которой вышли и совре-

менное понимание права, и понятие обще-

человеческих ценностей.

ЯНУШ ГАЗДА О ДВУХ ТИПАХ ДУХОВНОСТИ

Польский теоретик кино Януш Газда по-

пытался проанализировать особенности

западного и восточного типа духовности,

следуя за рассуждениями своего любимо-

го русского философа Николая Бердяева.

Согласно логике польского киноведа, для

русского типа духовности свойственно

стремление к сверх-нормальности, ибо

русский дух устремлен к абсолютному. А в

природно-историческом процессе, где ца-

рит средне-статистическое, русский чело-

век бездарен и добровольно отдает сред-

нее и относительное во власть дьявола.

«Ожидание сверх-нормального уничтожает

культуру героизма будничного дня, — обоб-

щает Януш Газда, — тогда как основой гар-

монии общественной жизни может служить

только нормальность, способная возно-

ситься на высокие ступени лестницы в виде

личного опыта общения с Богом, и как ре-

зультат этого — индивидуальная ответ-

ственность человека перед Богом. Подоб-

ное характерно для западного типа рели-

В конце концов в плодотворных спорах зак-

репится универсальная на сегодняшний

день для верующего человека идея обще-

человеческих ценностей, которые были

сформулированы еще философами Воз-

рождения, пережившими период средневе-

кового христианства. Пожалуй, не менее

важно при этом не забыть и об иерархии

ценностей, о том, что «человек есть мера

всех вещей» именно как высшее творение

Божие.

ЛАСЛО ЛУГАШИ:

ИЗ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА

О том, сколь опасно пренебрегать мо-

ральными понятиями в творчестве, расска-

зал Ласло Лугаши. Он поделился личным

опытом, пережитым им во время работы

над вторым игровым фильмом «Спасибо,

мы живем», в основу которого легла исто-

рия венгерской медсестры, попавшей в

русский плен и прошедшей все ужасы Гу-

лага. Когда она вернулась на Родину, то

встретила женатого молодого человека,

полюбила его и поверила в возможность

счастья. Но молодой человек решил вер-

нуться в семью. Женщина задумала погу-

бить его ребенка.

«В этой истории, — сказал Лугаши, —

меня занимало то, что любовь, какой бы

силы она ни была, проигрывает злу, мести,

ненависти. Особенно, если вся жизнь че-

ловека складывается из жестокого наказа-

ния и жажды выжить, если целый обще-

ственный строй или исторический период

строятся на этой закономерности. Работая

над сценарием и включив в него эпизод по-

пытки убийства ребенка, мы считали, что

психологически он вполне мотивирован.

Мы приступили к съемкам в хронологичес-

ком порядке, как это обычно бывает при ра-

боте над психологической драмой. Актеры

были довольны работой, все чувствовали

себя уверенно, доверяя мне как режиссе-

ру. Только я становился все более беспо-

койным при приближении к съемкам сцены

попытки убийства ребенка. Это было чув-

ство, когда на съемочной площадке пони-

маешь, что фильм идет не том направле-

нии, но причина находится не во внешних

обстоятельствах, а во мне. Я чувствовал,

что нарушился баланс между моей душой и

сознанием, что беда происходит внутри

меня, сначала во сне, позднее наяву. Меня

захлестнули иррациональные страхи. Я все

чаще останавливался перед зеркалом и

долго всматривался в себя, по-

нимая, что это плохой признак.

За несколько дней до съемок

страшного эпизода вечером я

сидел дома перед телевизором

и почувствовал нечто такое,

чего никогда не чувствовал

раньше: мне показалось, что я

вот-вот потеряю дар речи. Еще

минута – и я не смогу сказать ни

слова. Я попросил жену не да-

вать мне молчать и отвести

меня к соседям. Я до сих пор

благодарен друзьям за ночную

терапию разговора, мне она

действительно была необходима. Но еще

важнее было для меня убрать из сценария

эпизод детоубийства. Мы так и сделали, пе-

реработав со сценаристом драматургию.

Однако потребовалось довольно долгое

время и много терпения, чтобы вылезти из

бездонного колодца, в который я провалил-

ся. Мой организм воочию мне показал, что

нельзя безнаказанно нарушать глубокие

духовные традиции, моральные нормы и в

ходе творческого процесса. Ведь, видимо,

именно искусство и служит средством пе-

редачи этих традиций и норм. Большинство

людей на Земле считает недопустимым

жестокое отношение к детям. Я знал, что

агрессия к ребенку вызывает во мне реф-

лекторное сопротивление, тем не менее, я

поддался соблазну творческой фантазии.

Мне казалось, что драматургия защитит

меня. Не защитила... В лучших фильмах

мирового кино, при каких бы режимах они

ни были сняты, сохраняется глубокая связь

с духовными христианскими традициями.

Их авторы не отказывались от задачи мо-

рального различения добра и зла. Может

быть, я не прав, но в новейших фильмах

слабеет желание сценариста и режиссера

четко разделить моральное добро и зло.

Молодые боятся быть обвиненными в мо-

рализаторстве... Но необходимо слушать

внутренний голос совести, несмотря на то,

что услышать его все труднее».

ОЛЬГА МАРКОВА

О ФИЛЬМЕ «ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ»

Доктор киноведения Ольга Маркова

подробно остановилась на анализе филь-

ма современного австрийского режиссера

Михаэля Ханеке «Забавные игры», получив-

шем признание на последнем фестивале в

Каннах и других форумах. Отдавая должное

профессионализму авторов триллера, где

два виртуальных маньяка убивают семью,

решившую провести уик-энд в загородном

доме, г-жа Маркова считает, что подобное

кино, не оставляющее никакой надежды

зрителю на спасение героев ни в физичес-

ком, ни в духовном плане, представляет со-

бой достаточно распространенный садис-

тский тип развлечения, который уродует

психику зрителя. И об этом необходимо

говорить прямо, анализируя явление кино

именно с нравственных позиций. Душа —

это культура. Культура — это нация. Опас-

но деморализовать душу человека и поощ-

рять подобный вид удовольствия.

ПАРАДОКСЫ БОЖИДАРА ЗЕЧЕВИЧА

Сенсацией конференции стал парадок-

сальный доклад Божидара Зечевича «Пра-

вославие и современное кино», в котором

делается попытка соотнести жизнь челове-

ка с «бесконечным фильмом, полном дра-

матических неожиданностей», в самой при-

роде кинематографа увидеть присутствие

Божие, экран уподобить иконостасу, а ки-

нотеатр — храму. « В кинематографе и пра-

вославном храме совершается акт проник-

новения в потусторонний мир; и там, и

здесь, — отмечает Зечевич, —сновидение

представляет собой ментальное состоя-

ние, в котором появляется возможность ви-

деть невидимое, осязать нематериальное

и ощутить Премудрость. Свет, основа бо-

гоискательства и кинематографа, исходит

из-за экрана и совершает круговорот во

времени и пространстве». Такая постанов-

ка вопроса возлагает на художника еще

большую ответственность за результат

творчества. Принцип «не навреди» стано-

вится ведущим.

УТОПИЯ МАРГАРИТА НИКОЛОВА

Практическим результатом данной кон-

ференции, помимо интенсивного и плодо-

творного обмена мнениями, стало приня-

тие резолюции в поддержку поэтапной ре-

ализации проекта программы с поэтичес-

ким названием «Кинематограф созидаю-

щего духа», автором которого является

болгарский кинорежиссер Маргарит Нико-

лов, вице-президент МОКСПН.

Маргарит уже одиннадцать лет

ищет оптимальную модель хол-

динговой системы, способной

экономически поддерживать

развитие национальных кине-

матографий каждой из славян-

ских и православных стран, а

также любого народа мира. Эта

программа была одобрена на

Первом съезде кинематогра-

фистов славянских и право-

славных народов. Многие счи-

тают проект утопическим. Он

может осуществиться только на

основе международного договора, скреп-

ленного подписями Президента, премьер-

министра и глав парламентов стран-участ-

ниц. В проекте предусмотрено создание

сети банков, финансирующих государ-

ственные и частные проекты по сохранению

и развитию национального кинематографа

и пропаганде лучших фильмов мирового ки-

ноискусства, создание специализирован-

ных кинотеатров и киностудий.

Материал подготовила

Татьяна МОСКВИНА-ЯЩЕНКО

ДУХОВНОСТЬ КИНО

то, как минимум, ты должен учитывать хотя

бы какие-то традиции, как максимум — жить

вместе с людьми в своей стране. Это мед-

ленное, тихое движение, которое многие

стараются не заметить, и есть тот самый

разумный консерватизм, который может

стать единственно приемлемой дорогой

для нашей страны. Ибо консерватизм — это

единственное течение, которое, сохраняя

и развивая сегодняшнее, неразрывно свя-

зано с тем, что было и что будет».

– что это такое?...

гиозности, в которой заложена идея само-

совершенствования, саморазвития лично-

сти». Польский киновед попытался проил-

люстрировать данный тезис на примере со-

поставительного анализа фильмов Фелли-

ни, Бергмана, Антониони, Тарковского и

Параджанова.

Как только разговоры уходили из плос-

кости киноведческой, философской и куль-

турологической в богословские рассужде-

ния, тут же возникало нервное напряжение.

Пресс-конференция Горана Паскалевича

фильмы «Вечность и один день» Тео Анге-

лопулоса, «История кино в Полелявах» Яна

Кольского, последние работы выдающего-

ся мастера сербского кино Горана Паска-

левича, приехавшего к нам в страну – «Чу-

жая Америка» и «Бочка пороха», а также

фильм Ласло Лугаши «Лепестки, цветы,

венки», ставший национальным фильмом

венгерского кино. Сквозными темами выс-

туплений стали три: «национальные тради-

ции в постхристианской цивилизации»,

«творчество художника и проблема свобо-

ды», «киноискусство и кинотовар».

НИКИТА МИХАЛКОВ

О РАЗУМНОМ КОНСЕРВАТИЗМЕ

В своем слове на первом пленарном за-

седании Никита Михалков сказал: «Я ду-

маю, сейчас идет естественный процесс

активизации, если хотите, той самой борь-

бы божественного и дьявольского, которая

обнажилась на фоне рухнувшей системы. В

этой борьбе каждому необходимо спокой-

но оглядеться и выяснить, для кого он жи-

вет. Я уже не раз говорил, что сформули-

ровать национальную идею, ища ответ на

вопрос «как жить?», не только в России, но

и вообще в славянских странах совершен-

но бесперспективно. Потому что первым

вопросом, который всегда был на Руси, был

вопрос «зачем жить?» И только найдя от-

вет на этот вопрос, можно найти ответ и на

вопрос «как жить?». Мне кажется, что в та-

ких немногочисленных тихих залах, где идет

разговор о смысле жизни, о традициях, о

корнях, собирается, вынашивается буду-

щее не только нашего кино, но и наше бу-

дущее как таковое. В этом ежечасном, еже-

минутном осмыслении бытия и рождаются

формулировки, которые можно будет на-

звать идеей национальной кинематогра-

фии. Ибо если ты берешь право через эк-

ран разговаривать с миллионами людей,

Маргарит Николов

ФЕСТИВАЛИ, ФЕСТИВАЛИ

ДЕЛА ДУХОВНЫЕ




1. Инструменты маркетингового исследования
2. Опасные и вредные производственные факторы производственный травматизм и профессиональное заболевание
3. эпохой Ельцина совпало с заменой трех девяток на три нуля и даже затмило последние
4. Шпаргалки по земельному праву для ГОС
5. Реферат- Введение в менеджмент
6. Принципы построения системы стимулирования труда на предприятии и её совершенствование в условиях российской экономики
7. Курсовая работа- Компьютерные преступления и методы борьбы с ними
8. тематическое ожидание всегда имеет место неравенство Доказательство
9. жыл бойы Азаматтар мен за~ды т~л~аларды~ азаматты~ ы~тары мен міндеттерін белгілеуге ~згертуге немес
10. Профессиональному педагогу или психологу достаточно дать этот инструмент а пользоваться им он будет сам