ВВЕДЕНИЕ Описание летописцев хронистов географов народные легенды ~ дают нам высокий процент знаний об и
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
PAGE \* MERGEFORMAT30
ВВЕДЕНИЕ
Описание летописцев, хронистов, географов, народные легенды дают нам высокий процент знаний об истории огромного государства восточных славян.
На страницах письменных источниках можно встретить большое количество имён как князей и бояр, так и княгинь и боярынь, которые активно участвовали во всей политике страны. Кроме них отличились своими действиями княжеские и боярские жёны, их сёстры, дочери. Оставить без внимания нельзя и участниц заговоров, интриг, феодальных войн, женщин преуспевших в медицине, науке, культурной жизни русских княжеств.
Деятельность некоторых из россиянок нам известна в более полной форме, а о других мы встречаем лишь детали их жизни. Но наверно, хватит и характеристик, дошедших до нас, русских женщин, которое в своё время проявляли мудрость, дипломатичность, истинную любовь к отечеству несомненно, создают нам представления о людях давних столетий.
Кто хоть сколько-нибудь знаком с русской историей X-XV веков имеют собственное представление о месте и роли в ней женщин. Одни видят женщину как затворницу, подчиняющуюся мужчине, лишённую всяких социальных прав. Другие представляют женщин, в начальный период государственности, как личностей с активным образом жизни. К такой категории женщин относятся и Ольга, отомстившая древлянам за смерть мужа, и новгородская посадница Марфа Борецкая.
Знания о том, какими были русские женщины X-XV веков имеют большое значение для общего представления истории того времени.
Создание целостной картины положения женщины в Древней Руси позволяет глубоко проникнуть в мир средневекового человека. Крупные социальные сдвиги влекли за собой изменения в положении женщин. Речь идёт не только об изменении положения представительниц различных сословий и групп, но и об изменении их в общественном, правовом и семейном положении.
Чтобы узнать действительное положение русской женщины в семьи и обществе, необходимо исследовать ряд памятников и письменных источников, которые разделены на две большие группы. Первая группа объединяет нормативные акты светского происхождения, которые определяют поведения людей в обществе. Среди светских нормативных актов ценнейшими источниками являются Русская Правда 1034 года и Судебник 1497 года, согласно этим документам, женщины имели право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при присягательствах и т.д.
Вторая группа источников помогает изучить действительное положение древнерусских женщин в семье и обществе Древней Руси. Она объединяет нормативные источники, свидетельства живой исторической реальности: нарративные, актовые и археолого эпиграфические памятники, которые, в свою очередь, позволяют определить степень распространенности фактов владения и распоряжения недвижимостью знатными женщинами.
Время открывает нам новый мир, который заставляет нас взглянуть на прошлое под другим углом. И чем выше идеи современности, тем больше мы можем узнать и понять прошлое. Вот почему идея об изучении памятников до сих пор нас не покидает. Она помогает нам погрузиться в прошлое, которое оставило нам средневековье, и изучить положение женщин в семье и обществе Древней Руси.
Цель моей курсовой работы состоит в том, что бы исследовать деятельность великих женщин Руси, для того, что бы показать их значимость, заключающуюся в различных действиях, совершённых женщинами во многих общественных областях, на пути исторического развития русского государства.
Задачи моей курсовой работы следующие:
- Раскрыть общественную роль женщины на Руси X-XVI веках.
- Доказать, что женщины участвовали в государственной жизни наравне с мужчинами.
- Показать силу, мужество и талант русских женщин, и большой вклад, внесённый ими в историю русского государства X-XVI веков
§1. КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Когда речь заходит о выдающихся женщинах Руси, то всякий раз первой упоминается имя великой княгини Ольги. Её образ появляется перед нами ещё с первых страниц «Повести временных лет». Веками строились предания об Ольге как о мудрой, деятельной, «вещей» правительнице, защитнице земли Русской и равноапостольной провидицей христианства. Эти предания легли в основу агиографического жизнеописания первой княгини христианки, которое было создано в XIII-XIV веках.
Существует предание позднейшая легенда XVI века, которая передаёт сказание о том, как киевский князь Игорь встретил будущую княгиню Киевской Руси. Охотившись в псковских лесах, он встретил на своём пути реку и, увидев стоящий у берега челн, попросил перевести его на другой берег. И тут перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Игорь был восхищён её умом. Обратившись к ней, он получил отпор, якобы за его «постыдные слова». И согласно легенде, тогда же и посватался он к ней. По летописной традиции, Ольга была «приведена» в Киев в качестве будущей жены Игоря его родственником князем Олегом из Пскова.
Известны несколько версий о месте рождения Ольги. «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги село Выбутское под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иокимовской летописях, бывших у В.Н.Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск, так как считал, что Псковская тогда ещё не было. «Степенная книга» развила эту мысль, и считала, что Псков был основан Ольгой, когда она уже была христианкой. А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, этот вопрос остаётся открытым. Следует упомянуть и версию «Кратко владимирского летописца» (XVI века) о том, что Ольга была болгарской княжной. Эта версия была поддержана целым рядом исследователей (в XIX веке архимандритом Леонидом, Д.И.Иловайским; в XX веке М.Н.Тихомировым и так далее). Но И.И.Малышевский решительно отверг эту версию в силу того, что составитель «Кратко Владимирского летописца» перепутал название города «Псков» с болгарским городом «Плиской». Любопытные сообщения ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью Тмутаракани, князя Половецкого. Таким образом, за этим стоит определённая летописная традиция, и поэтому, вряд ли можно считать Ольгу дочерью половецкого хана. И так, смело можно утверждать, что родиной Ольги были северные территории расселения восточных славян, возможно Псков или его окрестности.
Ольга была достойной женой киевского князя. В годы замужества она обрела ту самую мудрость, которая позволила ей выдвинуться в правительницы Русского государства после смерти мужа. Брак Ольги и Игоря был удачным. Игорь доверял внутренние дела русского государства своей жене, пока сам был в походах. У Ольги была своя дружина и свой посол, который был третьим лицом в переговорах с Византией.
В 945 году от рук древлян погибает Игорь. Их сын Святослав был ещё мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. На основании нормы древнерусского права, если вдова после смерти князя не выходит замуж, исполняет все хозяйственные и социальные функции, то она становится княгиней своего государства. И на основании этого права, Ольга стала полноправной правительницей земли Русской.
Первым делом, Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. По летописному варианту, легенда о мести Ольги начинается рассказом о сватовстве к ней древлянского князя Мала. Ольга ответила князьям, что они могут принести сватов в ладьях прямо к её терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян два значения: оказание почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне позволили себе подойти в ладьях к княгине, а Ольга приказала их сбросить в ране выкопанную яму и закопать живыми. Второе посольство сватов было сожжено заживо в бане. Затем, Ольга отправилась на земли дворян, где в память о смерти Игоря, как пишет летописец «начался пир». Древляне подвыпили. Ольга отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их тогда 5 тысяч. Ольга вернулась в Киев и стала готовиться к взятию главного города древлян Искоростень. В 946 году, Ольга, собрав храбрых воинов, осадила город. Осада Искоростеня продолжалась долго. И тут Ольга опять проявила хитрость. Она поняла, что город может обороняться ещё долгое время, и отправила в Искоростень послов, чтоб заключить перемирие и обязать заплатить древлян дань в размере «трёх голубей и воробья с двора». Древляне обрадовались такому повороту событий, собрали дань и выдали Ольге. Когда же стемнело, Ольга приказала привязать к лапкам птиц трут (тлеющий материал) и отпустить. Птицы полетели в свои гнёзда, которые находились в сараях и сеновалах. Искоростень запылал. Люди бежали из города. Дружина хватала бежавших древлян. Людей обращали в рабство, убивали. А те, кто остались в живых платили огромную дань Киеву, две части которой шло в столицу русского княжества, а третья лично Ольге. Сказание о мести Ольги, вероятно, легенда, но в ней легко прослеживается эпическая поучительность.
Далее в летописи идёт речь о государственной деятельности Ольги. Она была первой кто провела денежную реформу, установив систему «погостов»-центры торговли и обмена, в которых более упорядочено происходил сбор податей. Затем по погостам начали строить храмы (Калитниковский храм и погост).
Русь росла и укреплялась. Племенное княжение было уничтожено данью. Строились города, окружённые каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня, на тот момент, жила за стенами Вышгорода, окружённая верной дружиной, и внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Двина и другие. В летописи упомянуты границы Киевского государства во время княжения Ольги: от Чёрного моря на юге и до реки Нева на севере, от Днепра на западе и до реки Дон на востоке. Интересное упоминание об организации Ольгой становищ и погостов, для безопасности полюдий. Они предназначались для сбора дани на удалённых от Киева территориях, основывались как своеобразные «крепостицы», защита которых обеспечивалась воинским отрядом. Погосты и становища становились княжеской вотчиной и административными центрами всего государства.
Созданная княгиней Ольгой система управления объективно нуждалась в новой идеологии. Поскольку, как писал Ф. Энгельс - «чувства масс в эпоху средневековья были вскормлены исключительно религиозной пищей». Желание Ольги приобщиться к христианской вере вполне объяснимо. Княгиня стремилась получить крещение из рук византийского императора и патриарха в столице великой империи - Константинополе. Цель такого стремления заключалась в возвышении собственной власти и укреплении международного престижа Киевской Руси.
Из «Повести временных лет» нам известно два посольства Ольги в Константинополь. Первое представительное посольство состоялось летом 946 года. Княгиня русского государства со своей делегацией прибыла в Суду- Константинопольскую гавань и простояла так два месяца, прежде чем была принята. Это посольство не увенчалось успехом.
Константин вторично пригласил Ольгу в Царьград в 953/954 годах по причине крайней необходимости усилить византийскую армию за счёт русских воинов. Ольга приняла приглашение императора и отправилась вновь в Константинополь с твёрдым намерением осуществить поставленные ранее задачи. Волевую княгиню, которой в 954 году уже было 60 лет, не пугали тяготы длительного путешествия. 9 сентября 954 года, в среду, в 4 часа дня, как свидетельствует сам император в сочинении «Церемонии», состоялась куда более пышная, чем в первый раз, церемония приёма русского посольства в императорском дворце. В составе этого посольства было немало представительниц прекрасного пола: 6 родственниц и 18 приближённых дам. Церемониал приёма подробно описал сам Константин VII Багрянородный и посол итальянского короля Лиутпранд Кремонский.
Княгиня Ольга вошла в тронный зал, где сидел император и присутствовал весь двор. «Она шла впереди всех женщин, которые шли позади неё одна за другой по рангу, и остановилась на том месте, где распорядитель всего церемониала задавал послам свои обычные вопросы». От иностранных посланников потребовали свершения проскинезы (поклон до земли, с последующим целованием ноги). Ольгина свита в тот же момент упала перед Константином. Ничего подобного не происходило с Ольгой. Она без сопровождения подошла к трону и не упала перед императором, как это сделала её свита, хотя в дальнейшем и беседовала с ним стоя. Приём русской правительницы проходил в тронном зале Магнавре. Обстановка этого своеобразного приёма была торжественной и помпезной. В тот же день состоялся парадный обед, на котором Ольга сидела между двумя придворными дамами высшего ранга. Ни одно обычное посольство, ни один обыкновенный посол такими привилегиями в Константинополе не пользовались. Великолепие приёма свидетельствует о том, что Ольгу относили к «знаменитым и великим людям». В труде Константина Багрянородного «О церемониях» Ольга названа «игемоном и архонтисеой руссов». Ольга так же удостоилась отдельного приёма византийской императрицы. В её честь был устроен торжественный выход придворных дам. Состоялась отдельно встреча княгини с императорской семьёй, что не было обязательно для обычного приёма послов в Византии. На этой встрече русская правительница «высказала то, что желала», и, по-видимому, тогда и был затронут тот острый вопрос, ради которого княгиня явилась в Константинополь. Исследователи, которые специально изучали этот вопрос, склонны предполагать, что Ольга добивалась установления династических связей с византийским императорским домом, а уже предпринятые в этом направлении усилия и породили легенду о «сватовстве» к немолодой вдове. По легенде, княгиня отвергла его предложение со словами «не подобает христианам за язычников свататься». И тогда, в легенде, наивный император, решился на совершение обряда крещения. Тогда то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал просить её руки, Ольга указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Получив её ответ, Константин удивился её разуму.
Не смотря на описание фантастических событий летописцем, сватовство, вероятно, имело место. Возможно, княгиня вела переговоры по поводу брака одной из принцесс императорского дома с молодым Святославом, который мог находиться в составе русского посольства, скрываясь под видом одного из родственников княгини, которых насчитывалось 8 человек. Что бы осуществить подобный план, необходимо было вырваться за пределы «варварского мира», то есть за пределы языческой веры. К этому вёл один путь крещение, которое Ольга и приняла, получив христианское имя Елена, в честь матери Константина I, первым принявшего крещение, и титул «дщери».
Принимая христианство, Ольга хотела сделать его государственной религией, но, чувствуя, что принятое крещение из рук греков поставит Киевское княжество в зависимость от Византии, она направила все усилия на установление равноправных отношений с империей. Исходя из этой посылки, некоторые учёные предполагают, что Ольга добивалась организацию русской церкви с элементами самостоятельности, на что получила отказ от Константина. Объектами переговоров так же были вопросы, связанные с реализацией союзного договора 944 года и изменением его условий, которые являлись невыгодными для русских купцов. Таким образом, вторая поездка княгини в Константинополь увенчалась успехом. Крещение Ольги это не просто эпизод из её жизни, а хорошо спланированный политический шаг, который, в свою очередь, повлёк за собой победу русской правительницы в политическом поединке с главой крупнейшей державы того времени. Ольга была возведена в почётный ранг императора «дщери», а Константин VII, в свою очередь, получил значительную военную помощь от княгини. На прощание император Византии щедро одарил русскую правительницу дал ей золота, серебра, снадобья различные и отпустил её.
Прибыв на русскую землю, великая княгиня воздвигла храмы Святителя Николая и Святой Софьи в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.
Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, деятельная княгиня Ольга направила свой взор на запад. В 959 году Ольга отправила посольство в Германию для переговоров с воинственным Оттоном I. Эта миссия, по сути дела, носила характер «мира и дружбы». Её целью было установление взаимовыгодных отношений, подразумевавших постоянный обмен посольствами и пропуска купеческих обозов для торговли. Стремясь достигнуть своей цели, Ольга дала согласие на въезд в Русское княжество немецким миссионерам. Однако присланный на Русь епископ Адальберт был изгнан из Киева, очевидно за то, что под видом миссионера пытался осуществить политические притязания Оттона I.
В эпоху, когда главным средством решения каких либо политических споров была война, Ольга продемонстрировала возможность борьбы за международное признание без применения силы, возможность и необходимость существования равноправных межгосударственных соглашений: Русь, в период правления Ольги, не воевала ни с одним государством. Поэтому осуществление не всех планов Ольги, не снижает уровень её «дипломатического опыта».
В 964 году княгиня Ольга уступила киевский престол своему совершеннолетнему сыну Святославу. Но взрослый и возмужавший Святослав длительное время находился в походах, и поэтому во главе государства, по прежнему, оставалась его мать. Так, в 968 году, когда печенеги совершили набег на Киев, Ольга сама организовала оборону города. Судя по летописи, Святослав с большим почтением относился к матери, до самой её смерти. Когда она стала совсем больной, он вернулся домой и пробыл с ней до последнего её часа.
Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено её внуком Владимиром, который крестил всю Русскую землю в 988 году.
Ольга была первой русской правительницей христианкой. После крещения она сильно изменилась. Нрав её стал добрее, она забыла языческую жестокость, старалась жить по закону христианской любви. Княгиня умерла в 969 году, но потомки сохранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал её «правовестницей христианской земли». Её внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Первоначальное место захоронения неизвестно. Во время нашествия монголов мощи Ольги были спрятаны в потаённом месте церкви.
В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина. День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Она почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
§2. АННА ЯРОСЛАВНА
Много славных женских имён связаны с историей княжения Ярослава Владимировича, которого прозвали Мудрый, это Предслава и Мария Добронега Владимировны, Анна, Анастасия и Елизавета Ярославны. Ярослав был женат на Ингигерде дочери норвежского короля Олафа. В крещении Ингигерда получила имя Ирина. В Софийском соборе, в Киеве, посетители долго останавливаются перед необыкновенной фреской, на которой изображены Ярослав Мудрый, его жена и их дети.
Ирина родила Ярославу восьмерых детей: четверых мальчиков (Владимир, Святослав II, Изяслав I и Всеволод I) и четырёх девочек (Анастасия, Анна, Елизавета, имя четвёртой дочери неизвестно). Дети Ярослава воспитывались среди книг и выросли образованными людьми. В свою очередь, Ярославны сыграли важную политическую роль в жизни стран Европы, будучи жёнами иностранных королей и принцев. Дочерям Киевского князя готовились необычные жизни.
Наиболее известна судьба Анны Ярославны. В середине XI века король Франции Генрих I овдовел. Он был немолод, с трудом удерживал власть в своих руках и надеялся укрепить престиж своей страны за счёт заключения брака с русской принцессой. Он был наслышан о её необыкновенной красоте и о том, что она очень умна. Брак с Анной сулил Генриху укрепление его власти и надёжных союзников. И он послал в земли Руси своих посланников, которые просили у князя руки его дочери. Зарубежные историки свидетельствуют о том, что первый раз Ярослав отказал французскому королю, действия происходили в 1044 году. Немецкий хронист Ламберт Ашафенбургский объясняет отказ князя тем, что тот пытался заключить союз с Германией и предлагал руку своей дочери немецкому королю Генриху, но получил отказ. И таким образом, через некоторое время, в 1048 году, Ярослав дал согласие на бракосочетание Анны с Генрихом I. Вскоре, навсегда попрощавшись с родными, Анна Ярославна покинула родной Киев. В сопровождении богатой свиты она отправилась в многомесячное путешествие через всю Европу. Где-то там, в далекой Франции ей предстояло соединить свою судьбу с незнакомцем, который старше ее почти на 20 лет. В мае 1051 года, Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург приехала в город Реймс. Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. 19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба и Анна стала королевой Франции. И всего одно обстоятельство омрачало жизнь королевской четы: у них не было детей. Лишь через 6 лет совместной жизни у них родился первенец, которого назвали Гуго. Гуго был храбрым крестоносцем, командовал королевской армией в первом крестовом походе 1096 года. И из-за своей храбрости вошёл в историю под именем Гуго Великий. В 1059 году Анна родила второго сына, Филиппа, ставшего уже 1060 году королём Филиппом I.
Первые годы жизни Анны в Париже не были для неё радостными. Она скучала по дому и часто писала письма отцу. Жизнь молодой королевы во Франции совпала с экономическим подъёмом в стране. Возрождение старых городов, отделение ремесла от земледелия, освобождение городов от феодальной зависимости всё это способствовало росту торгово денежных отношений, и налоги приносили государству неплохой доход.
При дворе отца, Анна получила хорошее образование. Она легко читала, и привезла во Францию всю свою библиотеку. Но, к сожалению, на сегодняшний день, из всей библиотеки осталась только одна книга Римское евангелие.
Авторитет Анны во французском обществе рос, об этом говорит и тот факт, что ей было представлено право ставить свою роспись на документах государственной важности. Её чёткие, ясные, написанные буквы стоят с нарисованными крестами неграмотных чиновников, придворных и самого короля Генриха I. Эта привилегия Анны была уникальным явлением для французского королевского двора XI века. Анна знала латынь официальный язык того времени, на котором писало и разговаривало образованное общество в Западной Европе. Но коронованная киевлянка, живя вдали от родины, помнила кириллическое правописание, подписывалась и на родном языке. Известны две различные подписи Анны Ярославны: «Anne - regine» и «регина Анна».
В 1060 году Генрих I умирает. Сын Филипп, объявленный королём Франции, был ещё несовершеннолетним. И тогда Анна стала во главе государства. Она подписывала все важные бумаги, чётко выводя на них кириллицей: «Мать короля». Она поселилась в Санлиссе, небольшом замке к северу от Парижа, из за царствующего там чистого воздуха и прекрасной охоты, к которой питала большую слабость. В окрестностях санлисского замка Анна основала костёл и женский монастырь. В XVII веке на перестроенном портике санлисской церкви было воздвигнуто лепное изображение русской княжны во весь рост с маленькой моделью основанного ею храма. Надпись на цоколе гласит: «Анна Русская, королева Франции, основала этот собор в 1060 году».
Дальнейшая судьба Анны похожа на рыцарский роман. Летом 1065 года она была похищена на охоте в санлисском лесу (с её согласия) женатым графом, потомком Карла Великого, Раулем де Крепи де Валуа. Похититель увёз её к себе в замок Крепи, предварительно выгнав оттуда свою жену, и вступил с нею в тайный брак. Супруга Рауля Элеонора (Альпора) Брабантская обратилась с жалобой на двоежёнство графа к самому папе римскому Александру III, который повелел Раулю расторгнуть брачный союз с Анной, но влюблённые этим пренебрегли. Тогда папа отлучил графа от церкви (в то время это считалось страшной карой). Они жили в согласии и счастье ещё долгих 12 лет в родовом поместье Валуа. Незадолго до смерти графа их брак был признан законным папой Григорием VII. В 1074 году Анна овдовела вновь. В тот же год она возвращается ко двору сына и окунается вновь в государственные дела, подписывает указы и распоряжения. В них она называет себя уже не «королевой» и даже не «правительницей», а лишь «матерью короля».
Некоторые историки Франции утверждают, что Анна Ярославна вернулась на родину, и спустя несколько лет там умерла. «Анна возвратилась на землю своих предков» - выбито на подножии её статуи в Санлиссе. Однако летопись, о возвращении Ярославны, умалчивает. Маловероятно, что такое событие прошло незамеченным для киевлян. Можно только предполагать, что Анна могла уехать на недолгое время в Киев, а затем вернуться обратно.
Последние упоминания об Анне относятся к 1075 году (её подпись на грамоте). Умерла дочь Ярослава Мудрого в 1082 году в возрасте 50 лет, так и не увидев золотые купола родного города. Похоронили её в санлисском монастыре, недалеко от памятного леса.
§3. СОФЬЯ ФОМИНИЧНА ПАЛЕОЛОГ
Длинный ряд выдающихся женщин, проявивших себя в политической жизни и борьбе, как в русских княжествах, так и за рубежом в X-XV веках, был бы не полон без словесного портрета великой княгини московской Софьи Фоминичны Палеолог.
Софья (она же Зоя) была второй женой Ивана III Васильевича и племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Родилась княгиня между 1443 и 1449 годами на Пелопоннесе в семье морейского деспота Фомы Палеолога, брата императора Константина XI. После падения Византии Фома с двумя сыновьями и дочерью нашёл убежище в Риме.
Рано осиротев, Зоя воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы Сикста IV. Там она получила неплохое по тому времени воспитание. Современники говорили о её редкой полноте и остром уме. В.О.Ключевский писал о Софье: «Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана».
Папский двор в 1467 году решил посватать её за овдовевшего великого князя Московского Ивана III, что бы при её помощи, во первых, приобщить Московское государство к Флорентийской унии, а во вторых, привлечь его в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью. В феврале 1469 года к Ивану III, от кардинала Виссариона, приехал грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку греческой царевны, отказавшей, будто двум женихам королю французскому и герцогу медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры.
Великий князь подумал, и пришёл к выводу, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и поспособствует повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны. В следующем месяце Иван отправил своего посла Ивана Фрязина в Рим. И уже в ноябре 1469 года Фрязин возвратился с портретом невесты в виде парсуны. Иван рассказал князю, что Зоя невысокого роста, полного телосложения, с красивыми большими глазами и с необыкновенной белизной кожи.
Однако, сватовство затянулось, так как московский митрополит Филипп долго был против такого союза, боясь распространения католического
влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха,
Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Уже 1 июня этого же года, по настоянию кардинала Виссариона, в Риме совершилось символическое обручение помолвка итальянской принцессы и великого князя московского, которого представлял русский посол Иван Фрязин. Итак, второе посольство к папе, март 1472 года, завершилось приездом Зои в Москву.
Обоз невесты Ивана III пересёк всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой гостье в городах, в её честь устраивались пышные приёмы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки: серебряные изделия, вина и т.д. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань так называли тогда русские источники современный город Таллинн, прибыл туда лишь через 11 суток, по причине штормовой погоды на Балтике. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву. Вместе с ней в московское княжество приехало её приданое, включавшее огромную библиотеку: греческие «пергамены», латинские хронографы, древнееврейские манускрипты, вошедшие позже в библиотеку самого Ивана Грозного. По преданию, она привезла с собой, в подарок мужу, «костяной трон» (ныне известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остров весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными сюжетами на библейские темы. Софья везла с собой и несколько православных икон, в том числе и редкую икону Божией Матери «Благодатное небо». Множество повозок с приданным сопровождал папский легат Антоний, облачённый в красное кардинальское платье и вёзший четырёхконечный католический крест, как знак надежды на обращение русского князя в католичество. Крест у Антония, при въезде в Москву, отобрали по приказу митрополита Филиппа. 12 ноября 1472 года Зоя въехала в Москву. В тот же день она приняла православие под именем Софьи и в Кремле, во временной деревянной церкви, поставленной около успенского Успенского собора, государь обвенчался с ней.
Современницы находили Софью красивой. Всех привлекали её несравненная белизна кожи и чудесные глаза. Супруг дорожил умом и советами этой образованной женщины, сумевшей привлечь в Москву немало деятелей культуры, врачей и архитекторов из Италии, творения которых до сих пор радуют глаз на Соборной площади Кремля.
Эта царевна получила весьма важное значение в Московском княжестве. Бояре XV века приписывали её все неприятные им нововведения, какие с того момента появились при московском дворе. Это была женщина хитрая, имевшая большое влияние на князя, который по её внушению сделал многое.
Софью не любили в Москве. Она вмешивалась во все государственные дела. Стараниями московской княжны, дворцовый этикет стал напоминать Византийский. Великий князь сделал жене «подарок» - он разрешил ей иметь собственную «думу» из членов свиты и устраивать «дипломатические приёмы». Для Руси это было неслыханное новшество.
18 апреля 1474 года Софья родила дочь Анну, которая в скором времени умерла. Затем, она родила ещё одну дочь, которая тоже не дожила до своего крещения. Разочарование в семейной жизни компенсировались активностью во внедомашних делах. Муж советовался с ней в принятии государственных решений. Барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Василии II, наслушавшись боярских рассказов, писал о Софье в своих записках, что это была женщина необычайно хитрая, имевшая большое влияние на князя.
Софья деятельно участвовала в дипломатических приёмах. Согласно легенде, в 1474 году Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что ей был послан знак свыше о строительстве храма Святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой. Она выставила ханских наместников из Кремля и снесла их дом, хотя храм не построила. В 1478 году Русь фактически прекратила выплату дани Орде.
25 марта 1479 года Софья родила сына, будущего князя Василия III Ивановича.
В 1480 году, опять таки по «совету супруги» Иван III вышел с ополчением к реке Угре (под Калугой), где стояло войско татарского хана Ахмата. Софья же в это время решила покинуть столицу и уехать на Белоозеро. Она возвратилась только после того, как военное положение прояснилось и хан Ахмат отступил, а Иван III вернулся в Москву. «Стояние на Угре» не завершилось битвой. Эти события положили конец ордынскому игу. Заслуживает ли этот поступок Софьи Фоминичны осуждение? А.Л.Хорошкевич считает, что «её богатство из столицы в момент общего подъёма» на борьбу с ханом было равносильно предательству. Летописцы не скрывают своего недоброжелательного отношения к поступку Софьи и противопоставляют ей Марию Ярославну, которая, будучи беременной, не оставила Москву, когда Дмитрий Шемяка напал на центр русского княжества.
Не смотря на всё это, опираясь на свою династическую связь с «православным Римом» через жену Софью, Иван III провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединён с двуглавым орлом древним гербом Византии. Этим подчёркивалось, что Москва наследница Византийской империи, Иван III «царь всего православия», Русская Церковь преемница греческой. Под влиянием Софьи, церемониал великокняжеского двора приобрёл невиданную ранее пышность, схожую с византийско римской.
Участие в государственных делах было смыслом жизни московской княгини. Она давала аудиенции иностранцам, имела свой круг дипломатов. Все более или менее крупные события в Великом княжестве Московском второй половины XV века, так или иначе, связаны с её именем. Приезд Софьи Палеолог совпал с последним периодом борьбы русского княжества за окончательное свержение ордынского ига. Софья Фоминична примкнула к сторонникам активной борьбы с Большой ордой. Джон Мильтон представляет нам Софью чуть ли не главой «антитатарского курса», - «Княжна эта, будучи ума весьма горделиво, часто жаловалась, что вступила в брак с татарским присяжным», - замечает Мильтон.
Личность Софьи Палеолог неоднократно привлекала к себе внимание современников летописцев, путешественников из других стран, а впоследствии и историков. О Софье писали австрийский посол при дворе Ивана IV Сигизмунд Герберштейн, польский историк XVI века Рейнгольд Гейденштейн и другие.
В 1483 году авторитет Софьи пошатнулся она неосмотрительно подарила, принадлежавшее ранее Марии Борисовне первой жене Ивана III, драгоценное родовое ожерелье («саженье») своей племяннице, жене верейского князя Василия Михайловича. Муж же предназначал дорогой подарок невестке Елене Стефановне Волошанской, жене своего сына Ивана Молодого от первого брака. Требование великого князя вернуть в казну ожерелье не встретило «понимание» у Василия Михайловича, и он бежал в Литву. Вообще, Софья Фоминична довольно своевольно обращалась с княжеской казной, что, по словам летописца, часто шло вразрез с намерениями мужа. Но эти «растраты» она делала не по случайности, а преднамеренно, создавая себе опору среди князей и бояр.
С начала 80 х годов XV века не было в московском княжестве ни одного политического события или конфликта, в котором не была бы замешана Софья Фоминична. В 1525 году, опальный думный человек
Василия III, Берсень Беклемишев, в беседе с Максимом Греком, говорил: «Земля наша Русская жила в тишине и в миру. Как пришла сюда мать великая княгиня София с вашими греками, так наша земля и замешалася, и пришли к нам нестроения великия…». Осуждал вмешательство Софьи в дела государства и Андрей Курбский, писавший, что «в предобрый русских князей род всеял диавол злые нравы, наипаче же жёнами их злыми и чародейцами», среди которых самую главную считал Софью Палеолог «греческую бабучаро - дейницу».
Софья была женщиной властной, гордой, заносчивой и, естественно, компенсировала свой «моральный ущерб дворцовыми» интригами в духе византийских традиций. Поводом поинтриговать в столице московского царства было предостаточно. Но главным вопросом, интересующим её сознание, стал вопрос о наследнике престола.
В 1490 году, старший сын Ивана III - Иван Молодой, разболелся ломотью в ногах («камчугой») и умер в возрасте 32-х лет. Он оставил малолетнего сына Дмитрия от брака с Еленой, дочерью молдавского господаря Стефана. И потому, теперь стал вопрос, кому наследовать великое княжение сыну или внуку. Началась борьба за престол, княжеский двор разделился на две стороны. Князья и бояре поддерживали Елену, вдову Ивана Молодого, и её сына Дмитрия; на стороне Софии с сыном Василием были только боярские дети и дьяки. Они начали советовать молодому князю Василию выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Но заговор был раскрыт в декабре 1497 года. Кроме того, недруги наговорили великому князю, будто Софья хочет отравить его внука, что бы посадить на престол собственного сына, что её тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и что сам Василий участвует в этом заговоре. Иван III принял сторону внука. Участники заговора были четвертованы на льду Москвы реки. Нескольких женщин из окружения царицы, которые занимались колдовством с целью убийства законного наследника, утопили в проруби, царевича Василия посадили под стражу, а княгиню прогнали из Кремля. В начале 1498 года 14- тилетний Дмитрий был торжественно коронован в Успенском соборе Московского Кремля.
Не прошло и года, как ситуация изменилась коренным образом. Иван III, видимо позабыл, что имеет дело не с совестливой русской женщиной, а с беспринципной византийской и хитроумной гречанкой. Каким именно образом Софье удалось убедить мужа, что её оклеветали? Надо полагать, аргументы показались более чем убедительными, т.к. уже в следующую за коронованным наследником зиму, на лёд Москвы реки скатились совсем другие головы. Софья Палеолог снова торжествовала: царь вернул её, а их сына Василия сделал своим официальным преемником.
Кто знает, по какому пути пошла бы русская история, если бы не Софья. Но ей выпало недолго наслаждаться победой. Русская княжна скончалась 7 августа 1503 года в Москве. Она была похоронена в московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля. Иван III умер два года спустя, и в 1505 году Василий III взошёл на престол.
Прожив на Руси тридцать с лишним лет, дав жизнь 12 детям, Софья Палеолог так и не смогла до конца понять чужую для неё страну, её традиции и законы. Даже в официальных хрониках можно встретить записи, осуждавшие поведение княгини в некоторых сложных для страны ситуациях.
В декабре 1994 года, в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софьи, учеником М.М.Герасимова С.А.Никитиным был восстановлен её скульптурный портрет. Одна из копий её скульптурного портрета находится в Тимирязевском музее (г. Москва).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема моей курсовой работы теснейшим образом связана с вопросом о роли женщин в становлении и развитии русской государственности и культуры. Внимание исследователей она привлекла сравнительно недавно, хотя еще в начале XIX в. знаменитый историк Н. М. Карамзин отмечал ее важность и актуальность. Создавая фундаментальный труд по истории Российского государства, он обнаружил в летописях, хронографах, сказаниях и повестях целый ряд сведений о женщинах, оставивших заметный след в своей эпохе.
Рассмотренный в моей работе жизненный путь нескольких выдающихся женщин Х-ХV вв. показывает, что они сыграли большую роль в формировании и развитии Древнерусского государства в целом, а также способствовали расширению международных контактов, восприятию лучших образцов мировой культуры, в том числе архитектуры, живописи и прикладного искусства. Каждая из женщин была высокообразованной и высоконравственной личностью.
Так, княгиня Ольга смогла отомстить убийцам мужа, крепко взяла верховную власть в свои руки, чтобы потом передать ее подросшему сыну Святославу, провела в стране важнейшие реформы по упорядочению налогообложения, создала основы законодательства, сформировала княжеский домен, т. е. сделала все, чтобы урегулировать взаимоотношения с подданными и предотвратить их восстания и развал государства. Княгине удалось установить мирные взаимоотношения с культурной столицей Европы того времени Константинополем и предпринять первые шаги по христианизации Руси.
Софья Палеолог, не смотря на неприязнь боярства и митрополита Филиппа, получила весьма важное значение в столице киевского государства. Все нововведения, которые появились в московском княжестве, современники связывали с её именем. Она изменила дворцовый этикет, сумела привлечь в Москву немало деятелей культуры, врачей и архитекторов из Италии, примкнула к активистам, боровшихся за свержение ордынского ига.
В это время знатных русских женщин отличает целеустремленность, желание самостоятельно распоряжаться своей судьбой и устраивать ее, исходя из собственных убеждений, принципов и личных интересов. Так, некоторые из молодых девушек выбирают для себя монашеский путь и становятся основательницами монастырей, строительницами церквей, создают училища для обучения девочек всевозможным наукам, занимаются врачеванием.
Несомненно, что в то время знатные девушки получали хорошее образование, часто даже лучшее, чем их сверстники-мальчики, которых в первую очередь обучали воинскому искусству. Учебниками, видимо, являлись «эллинские», т. е. греческие, книги. По ним учили грамоте, математике, азам философии, риторике, «врачебной хитрости», «календарной астрологии», пению и иностранным языкам. Это позволяло русским княжнам без особого труда выходить замуж за принцев, королей и даже императоров и вместе с ними успешно править в их странах.
В имущественном отношении многие знатные женщины были совершенно независимы от мужей. Иностранкам мужья выделяли на содержание целые города, русские княжны получали от отцов села, земельные угодья и даже небольшие городки. Это давало возможность иметь значительные собственные средства, осуществлять торговые операции, заниматься благотворительностью и церковным строительством. На независимое положение многих княгинь указывают их личные печати, которыми они скрепляли различные документы. Как известно, такие печати были у Гертруды, Марии Константиновны, Христины, Ирины жены Святополка Изяславича, Марии Мстиславны жены Всеволода Ольговича и др.
Летописные источники свидетельствуют о том, что многие княгини были социально и политически очень активными личностями и смело вмешивались в междоусобные баталии мужей и сыновей. Часто родство по женской линии оказывалось для князей более важным во время междоусобиц, чем по мужской. Это особенно наглядно стало прослеживаться со второй половины XII в., когда на стороне того или иного князя оказывались их зятья, шурины, тести, сваты, а в числе противников были родные братья и племянники. Данная особенность наглядно проявилась во время борьбы Юрия Долгорукого за киевский великокняжеский престол. Поэтому без учета родственных связей между князьями по женской линии вообще невозможно понять суть политических и междоусобных войн во второй половине XII начале ХIII в.
В ходе выполнения данной курсовой работы были достигнуты цели, поставленные в начале работы: раскрыта общественная роль женщины на Руси X-XV веках, доказано, что женщина участвовала в государственной жизни наровне с мужчинами, была показана сила, мужество и талант русских женщин, и большой вклад, внесённый ими в историю русского государства X-XV веков.
Обращение именно к этой теме исследования не является случайным: поскольку Х-ХV вв. были периодом становления Российского государства и во многом определили его дальнейшую судьбу, поэтому понимание характера данной эпохи является важным для нас для понимания современного уклада жизни и положения женщины в наши дни.
С целью достижения поставленной цели была проанализирована литература, освещающая проблемы правовых норм древнерусского государства и положения и роли женщины в нем.
В результате проведенного исследования были проанализированы семейные, правовые нормы в целом и роль женщины в обществе в частности.
В итоге исследования можно сделать следующие выводы:
- Данная тема является источником исследования немногих отечественных и зарубежных историков на протяжении недавнего периода времени.
- В языческой Руси женщина была абсолютно свободной в вопросах заключения брака и в выборе супруга. Но с укреплением христианства на Руси, она практически полностью утратила свободу выбора жениха и полностью была подчинена воле родителей. Хотя и мужчина в выборе жены руководствовался наставлениями родителей.
- В правовом и имущественном отношении за женщиной была закреплена определенная собственность, и она имела право участвовать в политической жизни государства.
- Права женщин к концу XV века в имущественных вопросах мало чем отличались от прав мужчин, что является показателем становления Руси как сильного феодального государства.
Т.1. 1-я половина. Книга Степенная царского родословия. Ч.1. Под ред. П.Г. Васенко. СПб: Типография М.А. Александрова, 1908.
¹² Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв. Статья//www.superinf.ru