Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а гравюра в которой печатную форму на дереве линолеуме или металле выполняет сам художник автор композици

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

36

А

Абстракционизм - (от латинского abstractus - отвлеченный) модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 1910-1913 г. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.

 Аверс - (от латинского adversus - спереди, повернутый лицом) лицевая сторона монеты или медали.

 Аврора - (лат.миф) богиня утренней зари.

 Автогравюра - (от греческого autos - сам и гравюра) гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции.

 Автограф - 1. Собственноручная, обычно памятная надпись, подпись. 2. Собственноручный авторский рукописный текст.

 Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим, большей частью при помощи зеркала.

 Авторское право - раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав.

       Адонис - финикийское божество природы, олицетворение умирающей и воскесающей растительности.

 Аид - (греч.миф) иначе Плутон, Аидоней, владыка подземного мира и царства мертвых, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры.

 

Академии архитектурные - высшие научные учреждения, объединяющие крупнейших мастеров и исследователей архитектуры, являются одновременно высшими учебными заведениями.

 Академии художественные - учреждения, являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшие художественные школы.

 Акант, аканф - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант. Этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских капителей, характерен также для декора фризов и карнизов.

 Акварель - (от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода) краски (обычно на растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками.

 Акведук - (от латинского aqua - вода и duco - веду) водовод для подачи воды к населенным пунктам, оросительным системам из расположенных выше их источников. Также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

 Акриловые краски - синтетические краски, которые готовятся на основе акриловой кислоты, отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с изобразительной поверхностью.

 Акрополь - (от греческого akros - верхний и polis - город) возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.

 Аксессуар - второстепенная, вспомогательная деталь главного изображения, обычно дополняющая характеристику центрального образа.

 Акт - изображение обнаженной человеческой фигуры.

 Аллегория - (от греческого allegoria - иносказание) в искусстве воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

 Алтарь - (от латинского alta ara - высокий жертвенник) главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.

 

            Аль фреско, а фреско - (от итальянского fresco - по свежему, по сырому) техника настенной живописи.

Амазонки - (греч.миф) мифический народ женщин-воительниц, обитавших на берегах Меотиды (Азовское море) или в Малой Азии. Для сохранения рода амазонки вступали в браки с мужчинами соседних племен, отсылая затем мужей на родину. Мальчиков они возвращали отцам (вариант: убивали), а девочек готовили для войны. По древним сказаниям, амазонки, чтобы было удобнее стрелять из лука, выжигали девочкам правую грудь. На памятниках античного искусства амазонки изображены в виде прекрасных женщин с развитой мускулатурой без следов увечья. Легенды об амазонках были популярны в средние века и особенно в эпоху Великих географических открытий.

 Ампир - (от французского empire - империя) стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).

       Амфитеатр - (от греческого amphitheatron) древнеримское монументальное эллипсовидное в плане здание (без крыши) для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений); места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами.

 Амфора - (от греческого amphoreus) античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками, служащий для транспортировки вина, масла. Нередко украшались росписями.

 Андерграунд - (англ. underground - подполье) понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру, противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в обществе. В России в советский период понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. п. В русле андерграунда развивались течения авангардизма, соц-арта и других оппозиционных направлений. После снятия ограничений на свободу художественного творчества в начале 1990-х годов андерграунд сошел на нет.

 Андромеда - (греч.миф) дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Мать Андромеды, гордясь красотой дочери, утверждала, что она красивее любой Нереиды. За оскорбление Посейдон наслал на страну эфиопов чудовище, пожиравшее людей. По предсказанию оракула, страна могла избавиться от чудовища, только если ему отдать Андромеду. Андромеду спас Персей. После смерти Андромеда была превращена в созвездие. Миф неоднократно служил сюжетом произведений искусства.

 Анималист - (от латинского animal - животное) художник или скульптор, изображающий животных.

Анималистический жанр - (от латинского animal - животное) вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных.

 Ансамбль - (от французского ensemble - совокупность, стройное целое) в архитектуре градостроительстве - гармоничное единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения (мосты, набережные) и зеленые насаждения.

 Античное искусство - (от латинского antiquus - древний) название древнегреческого и древнеримского искусства с 1000 г. до н. э. до 500 г. н. э. Пережило наивысший расцвет в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. в эпоху рабовладельческой демократии. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

 Антропоморфизм - (от греческого antropos - человек, и morphe - вид) уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и божеств. Особенно отчетливо проявляется на ранних стадиях рахвития общества, однако присущ и позднейшему искусству (от эпохи Возрождения до символизма и сюрреализма).

 Анубис - бог бальзамирования, древнеегипетского акрополя. Изображался в образе черной собаки (или шакала) и в виде мужской фигуры с головой собаки (шакала). С конца Древнего царства Анубис уступает место главного божества мертвых Осирису и становится его постоянным спутником.

 Анфилада - (от французского enfiler - нанизывать на нитку) ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

 Аполлон - (греч.миф) одно из важнейших божеств олимпийской религии, сын Зевса и богини Лето, отец Орфея, Лина и Асклепия, брат Артемиды. С Аполлоном связаны многочисленные мифы: убийство чудовищного дракона Пифона, участие в битве олимпийцев с гигантами, мстя Зевсу за смерть Асклепия, перебил киклопов, ковавших для Зевса молнии, и др. Значение Аполлона как земледельческого божества постепенно отступало по сравнению с его ролью бога-воителя. Лучи Аполлона-солнца отождествлялись с золотыми стрелами, которыми бог-дальновержец поражает врагов. В гомеровскую эпоху, когда война стала занятием преимущественно знати, Аполлон становится наиболее популярным богом аристократов. Аполлон считается богом - покровителем искусств. Главными центрами культа Аполлона были: остров Делос, Дельфы со знаменитым оракулом - главным святилищем Аполлона, Патара в Ликии, Дидимы близ Милета. В искусстве Аполлона изображали высоким, стройным, длинноволосым и безбородым юношей; его атрибуты - лира или кифара, лук. Статуи Аполлона работы Скопаса, Леохара, Праксителя дошли до нас в римских копиях. Наиболее известная из них - Аполлон Бельведерский (Ватикан). В новом искусстве Аполлон - идеал мужской красоты, молодости и благородства.

 Аполлон Бельведерский - приписываемая древне-греческому скульптору Леохару (Leochares, позняя классика, середина IV века до н. э.) статуя. Известна по дошедшим до нас римским мраморным копиям. При виртуозной обработке материала отличаются внешней эффектностью и академической холодностью образа.

 Апсида, абсида - (от греческого hapsidos - свод) выступ в восточной части храма, полукруглый или многоугольный, перекрытый полукуполом. Внутри абсиды помещался алтарь.

 Арей, Арес - (греч.миф) бог войны, сын Зевса и Геры, олицетворение свирепой воинственности, дикости и жестокости. Существует миф о любовной связи Арея с Афродитой, которая родила ему Эроса, Антероса, Фобоса, Деймоса и Гармонию. Постоянные спутницы Арея - богиня раздора Эрида и одна из граций Энио. Атрибуты Арея - копье, горящий факел, собака, коршун.

 Ариадна - (греч.миф) дочь критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Когда на Крит прибыл Тесей, обреченный на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Ариадна влюбившись в него, помогла герою спастись. Герой убил Минотавра с помощью нити и кинжала, данных ему Ариадной. Герой увез ее с собой, но оставил спящей. Ариадна стала супругой Диониса. В дар от богов Ариадна получила свадебный подарок - светящийся венец работы Гефеста. В античном искусстве Ариадну изображали обычно спящей, а в эпоху Возрождения художников привлекал миф о светящемся венце.

 Арка - (от латинского arcus - дуга, изгиб) криволинейное перекрытие проема в стене или пространстве между двумя опорами. Типы арок: полуциркульная, ползучая, килевидная, подковообразная, трехлопастная, многолопастная.

Арка триумфальная, триумфальные ворота - постоянное или временное монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Имеют 1 или 3 пролета, перекрытие полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются скульптурой и памятными надписями. Появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя.

 Аркада - (от французского arcade) ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяются при устройстве открытых галерей.

 Аркбутан - наружная каменная полуарка, служащая для передачи давления сводов главного нефа готического храма на опорные столбы-контрфорсы, расположенные за пределами основного объема здания.

 Артемида - (греч.миф) одно из важнейших божеств Греции, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. С именем Артемиды связаны многочисленные мифы: чудесное рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос, убийство Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшего обесчестить их мать Лето, и др. В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с нею обычно ее священное животное - лань. Как богиню луны, Артемиду изображали с полумесяцем на голове, с факелами в руках и в длинной одежде.

 Архаика - (от греческого archaikos - старинный, древний) ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусствознании - ранний период развития искусства Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.).

 Архитектура - (от греческого architecktion - зодчий, строитель) зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). Будучи частью материальной культуры общества является одним из ведущих видов пластических искусств, в формах которого выражается общественное сознание, поэтому играет важную идеологическую роль, являясь образным воплощением социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.

 Атлант - (греч.миф) титан, державший на своих плечах небесный свод, сын Иапета и Климены, брат Прометея и Эпиметея, отец Плеяд, Гиад и Гесперид, а также нимф Калипсо и Майи. Согласно мифу, Атлант должен был держать небо в наказание за участие в борьбе титанов против богов. В архитектуре атлантами называют скульптуры мужчин, поддерживающих перекрытия или портик.

 Атон - бог солнца (Др. Египет), сиволизировавшийся изображением солнеченого диска с исходящими от него лучами. В Египте в эпоху Среднего царства Атон упоминается наряду с другими богами; в правление Аменхотепа IV (Эхнатона) его культ становится единственным.

 Атрибут - (от латинского attribuo - придаю, наделяю) в изобразительном искусстве, постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознавания и указывающий на его аллегорическое или символическое значение.

 Аукцион - (от латинского auctio - продажа с публичного торга) способ продажи товаров (произведений искусства, антиквариата), при котором товар (или образцы его) предварительно выставляют для осмотра; продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену. Аукционная продажа может быть принудительной, организованной самим продавцом, либо осуществляемой им через специальную организацию, выступающую в этих отношениях в качестве комиссионера. Обычно при аукционе устанавливается стартовая цена. Широко известны аукционные дома: Christie's, Sotheby's, Phillips, Tajan, Piasa, Finarte и др.

 Афина - (греч.миф) одно из важнейших божеств Греции, богиня мудрости и справедливой войны. Мифы об Афине говоря об ее чудесном рождении из головы Зевса. Главное святилище Афины - знаменитый Парфенон в Афинах, в котором стояла покрытая слоновой костью и золотом гигантская статуя богини (работы Фидия). Другое изображение (из бронзы) стояло перед Парфеноном, блеск его копья этой статуи был издалека виден мореходам. Изображалась в виде суровой и величественной девы, чаще всего в длинном одеянии и в полном вооружении, с копьем, щитом и в шлеме. У ног Афины обычно сидит ее священная птица - сова, иногда Афина изображалась со змеей.

Афродита - (греч.миф) одна из важнейших богинь олимпийской религии, богиня любви и красоты. Согласно наиболее распространенному мифу, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы. По другому мифу, Афродита родилась из морской пены, образовавшейся из капель крови оскопленного Кроносом Урана. От любовной связи с Ареем родила детей: Гармонию, Эроса, Антероса, Фобоса, Деймоса. Постоянным атрибутом Афродиты был чудесный пояс, в котором была скрыта тайна ее обаяния. В античном искусстве Афродиту изображали женщиной в расцвете сил и красоты: в архаическом и классическом искусстве богиню изображали в одеянии, а начиная с IV века до н. э. - полунагой или совершенно обнаженной. Особенно знаменита Книдская статуя Афродиты работы Праксителя, известная более чем по 50 копиям. Дошло до нас несколько подлинных статуй Афродиты эллинистической эпохи, из которых наиболее знаменита Афродита Милосская.

Ахилл, Ахиллес - (греч.миф) герой Троянской войны; сын Пелея, царя мирмидонян во Фтии и морской богини Фетиды, внук Эака. Согласно легенде, Фетида окунула младенца Ахилла в воду Стикса, отчего тело его стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую она держала Ахилла мать, опуская в подземную реку. Безоружный Ахилл был убит стрелой Париса в пяту. Образ Ахилла вдохновлял многих художников и скульпторов.

Б

База - (от греческого basis - подставка, основание) основание, подножие колонны или столба. Различаются по высоте и профилю.

 Базилика - (от греческого basilike - царский дом) вытянутое прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на несколько продольных галерей (нефов). Средний главный неф всегда выше боковых. В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов.

 Балдахин - нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем. Первоначально матерчатый, позднее из камня, дерева, из камня..

 Баптистерий - (от греческого baptisterion - купель) крещальня, помещение для крещения. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане. Внутри украшались мозаикой, скульптурой; посередине находилась купель для крещения (пример - Баптистерий в Равенне, Италия).

 Барабан - в архитектуре, опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная (обычно прорезанная окнами) верхняя часть здания, служащая основанием купола.

 Барельеф - (от французского bas-relief - низкий рельеф) вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства, украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, геммы.

Барокко - (от итальянского barocco - буквально причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. XVIII вв. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

 Батальный жанр - (от французского bataille - битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены (в том числе морских) сражений и военных походов современности или прошлого.

 Батик - техника росписи, а также украшенная ею ткань. Рисунок наносят тонким слоем воска, материю опускают в краску, которая окрашивает непокрытые воском части ткани. Роспись издавна известна у народов Индонезии, Индии, Африки и др. В Европе применяется с начала XX в.

 Башня -сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров. Первоначально строились для целей обороны. Применяются в культовом зодчестве, в гражданской архитектуре, а также в качестве инженерных сооружений.

 Библия - (от греческого biblia, буквально - книги) сборник сочинений VIII века до н. э. - II века н. э. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого завета [(Пятикнижие и др.) является Священным писанием и в иудейской, и в христианской религиях] и Нового Завета [(Евангелия, Апокалипсис и др.) признается лишь христианством)].

 Библия Ф. Скорины - издана 22 отдельными книгами в Праге в 1517-1519 гг. выдающимся деятелем белорусским и восточнославянским первопечатником, мыслителем-просветителем и гуманистом, ученым и писателем эпохи Возрождения Франциском Скориной (1490-1551 гг.). В художественном отношении наиболее интересны иллюстрации, заставки, буквицы к "Библии" - гравюры на дереве. Характерные качества этих работ - техническая тщательность, четкий рисунок, объемность фигур, ясная очерченность лиц; иногда встречается перекрестный штрих (например, в гравюре "Эсфирь перед Артаксерксом", 1519 г.).

 

 Бисер -(от арабского бусер - стеклярус) мелкие круглые и многогранные бусинки из прозрачного или цветного стекла (реже из металла) с отверстиями для низания. Для вышивания на предметах быта, женской одежде.

 Богоматерь - (Мария, дева Мария, богородица, мадонна) культ Богоматери (согласно христианскому учению мать Иисуса Христа, заступница человества) возник одновременно с христианством, и ее образ стал одним из главных в искусстве разных стран. Наиболее значительные произведения древнерусского искусства и изображением Богоматери - мозаика "Богоматерь Оранта" в Киевском Софийском соборе (она предстательствует перед Пантократором за грехи человеческие; смальта, 4,45 м, XI в.), прославленная икона "Владимирская Богоматерь" (в середине XII в. князь Андрей Боголюбский вывез икону из Вышгорода во Владимир, почему она и получила название "Владимирская", позднее перевезена в Москву; начало XII в.) и др.

 Бодиарт - это искусство тела (бодипентинг - рисование по телу, татуаж - татуировка под кожу, пирсинг - "прокалывание дырок", скарификация - шрамирование, брэдинг - выжигание клейма), авангардное направление, возникшее в 60-х годах. Представители бодиарта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Особая разновидность бодиарта - самодемонстрация художника, некоторые манифестации бодиарта несли эротический и садо-мазохистский характер. Будучи проявлением акционизма, бодиарт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция). Раскраска человеческого тела, татуировка, шрамы-надрезы известны с древнейших времен (магико-религиозные, боевые, охотничьи и др. цели).

 Болонская школа- одна из школ итальянской живописи. Заняла видное место уже в XIV веке, выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Однако термин связывают в основном с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко (возникла в Болонье около 1585 г. после основания Академии вступивших на правильный путь). Художники школы (конец XVI-XVII вв.) - Карраччи, Г. Рени, Гверчино, Доменикино.

 Большой стиль, стиль Людовика XIV - xудожественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, "золотого века" французского искусства, связанного с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715). Соединял элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем "большой стиль" выражал идеи торждества национального единства, процветания и сильной, абсолютной королевской власти.

 Бра - (от французского bras) настенный светильник. Многообразием художественных решений отмечены бра-подсвечники из меди, бронзы, стекла с деревом, выполнявшиеся в XVII-начале XIX вв. для дворцовых интерьеров.

 Бренд - (английского brand – клеймо) торговая марка, клеймо, знак. Клейменный объект выделяется среди себе подобных, приобретает индивидуальность и особое отношение окружающих. Использование бренда практиковалось уже в Древнем Египте, когда ремесленники ставили свое тавро на сделанные ими кирпичи. Юридическое закрепление бренда принадлежит Англии, где в 1266 году законодательство требовало, чтобы булочники отличали своим знаком всю продукцию. Используется также в рекламных целях сдля создания спроса на производимые услуги и товары, популяризации в произведениях литературы, искусства и др.

 Брутализм, необрутализм - (от английского brutal - грубый) направление современной архитектуры, зародившееся в 1950-х гг. в Великобритании (архитекторы А. и П. Смитсон) и затем распространившееся в Западной Европе, США и Японии. Характерно стремление к обнажению конструктивной схемы построек, максимальному выявлению архитектоники простых и "грубых" архитектурных масс. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла и др.

 Буддизм - религия (учение, провозглашенное Буддой в середине I-го тысячелетия до н. э., основу которого составляет восьмеричный путь). Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение "высшего просветления" - нирваны. Зародился в Индии. В настоящее время распространен в Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете (в форме ламаизма) и в др. странах.

 Бумага - (от итальянского bombagio - бумажный, от латинского bombacium - шелковый) - материал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых изделий. Бумагу получают из массы специальным образом обработанных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей и пр. Бумага была изобретена в Китае в I веке до н. э. Вначале делали бумагу из древесного луба, а во II веке н. э. - из шелковых волокон. В Европе узнали секреты производства бумаги только через несколько столетий. Европейская бумага изготавливалась главным образом из льняных тряпок, для рисования она стала применяться с XIV веке. Для работы карандашом или красками нужна плотная белая бумага - ватман или полуватман - высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа она так по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана. Бумага, покрытая ровным слоем мела с небольшим количеством связующих веществ - это мелованная или меловая бумага. Такая бумага хорошо воспринимает краску. Штрих и линия на этой бумаге приобретают отчетливость. Тушь ложится очень ровно и плотно. Рисуют и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности. Цветная бумага заранее дает для рисунка тоновую среду, по которой можно работать одновременно и темным, и светлым. Такую бумагу можно самому приготовить при помощи мелко толченой пастели или еще какого-нибудь красящего порошка, равномерно втирая его по всему листу тампоном из ваты. Цветная или тонированная бумага изготовляется также при помощи раствора чая или кофе или заливки однотонной акварелью, гуашью. Художественные возможности бумаги очень широки. Она используется для художественного конструирования, изготовления силуэтов, папье-маше, бумажной мозаики, оригами, китайских фонариков, воздушных змеев и др.

 

 Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни. Бытовые жанровые сцены известны в искусстве с древнейших времен, они выделились в особый жанр в феодальную эпоху и в период формирования буржуазного общества. Периоды расцвета жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни.

 Бюст - (от латинского bustum - место кремации, надгробный памятник) погрудное, большей частью портретное изображение человека в круглой скульптуре. Появился в Древнем Египте и Древней Греции. Окончательно сложился в портретном искусстве Древнего Рима . Получил широкое распространение в искусстве эпохи Возрождения и нового времени.

В

 Ваза - (от латинского vas - сосуд, посуда) общеупотребительное наименование декоративного сосуда. Также глиняные древнегреческие сосуды (амфора, арибалл, гидрия, киаф, килик, лекиф, псиктер, скифос). Выполнение и украшение ваз росписью составили важную область античного искусства.

 Вазопись античная -роспись античных керамических сосудов. Ведет начало от эгейского искусства - критских ваз стиля камарес (XX-XVIII вв до н. э.) Расцвета достигает в искусстве Древней Греции. Вазы покрывали черным лаком, белой, пурпуровой, голубой, розовой, красной, желтой и позолотой. Древнегреческая вазопись прошла стадии развития: субмикенскую, протогеометрический стиль, геометрический стиль (IX-VIII вв до н. э.), ковровый или ориетализующий (VII в. до н. э.), чернофигурный стиль (VI в. до н. э.), краснофигурный стиль (около 530 г. до н. э.- начало V в. до н. э.), строгий стиль (последняя четверть VI в. до н. э. - начало V в. до н. э.), свободный стиль, роскошный стиль и др.

 

 Ватман - (англ. whatman) - плотная белая бумага, высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

 Вдохновение - высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произведения искусства.

 Веб дизайн, web design - направление в искусстве возникшее в 1990-х гг., преставляющее художников, дизайнеров, мастеров графики, работающих с компьютером - сетевое искусство; искусство художественного оформления интернет-серверов, интернет-сайтов, интернет-страничек (органов власти и управления, местных органов, корпораций, фирм, организаций, средств массовой информации, предприятий торговли и т. д.) Произведение веб дизайна - веб страница (или несколько) представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер. Веб дизайн - искусство новое, быстро развивающееся.

 Великая Китайская стена - крепостная стена в Северном Китае (в основном - IV-III вв. до н. э., XIV-XVIII вв. н. э.), грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. От Цзяюйгуаня до Ляодунского залива. Длина, по одним предположениям, около 4000 км, по другим - свыше 5000 км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м.

 Венера - италийская богиня садов. Позднее отождествлена с Афродитой, греческой богиней любви. В переносном смысле Венера означает красавицу. Изображения Венеры в скульптуре и живописи были распространены как в древности, так и в новое время.

 Венеры палеолитические - женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины, найденные в археологических слоях верхнего палеолита.

 Венецианская школа - одна из основных живописных школ Италии. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (вторая половина XV-XVI вв.). В живописи школы нашло художественное выражение осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное ренессансному мировоззрению. Для школы характерны преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Живопись школы достигает расцвета в творчестве Джорджоне и Тициана (первая половина XVI в.). В работах мастеров второй половины XVI в. - П. Веронезе и Я. Тинторетто - виртуозность передачи красочного богатства мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с драматическим ощущением динамики и беспредельности природы, духовных порывов больших человеческих масс. Новый расцвет школы относится к XVIII веку (творчество Дж. Б. Тьеполо и др.).

Вензель - (от польского wezel - узел) начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

 Вернисаж - (от французского vernissage, буквально - покрытие лаком) торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры и искусства и др.).

Виадук - (от латинского via - дорога и duco - веду) мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек.

 Вилла - (от латинского villa - усадьба, поместье) загородный дом с садом или парком.

 Витраж - (от латинского vitrum - стекло) орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике также сплошное или частичное остекленение фасада. Цветные витражи заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Появился в Древнем Египте около 2000 г. до н. э., в Древнем Риме - с I века н. э. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре) и Германии (собор в Аугсбурге) появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, Паоло Уччело, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но все чаще витраж представлял собой живопись на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX века интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись лишь к декоративной стилизации. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяются гравирование, травление, пескоструйная обработка, монолитное, толстое колотое и органическое стекло и др.

 Владимиро-суздальская школа - одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в Северо-Восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII-первая половина XIII вв.). Зодчие и художники школы создали произведения, отмеченные особой утонченностью художественного облика, гармоничностью и чеканностью форм, нарядным декором - церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг.) и др.

 Возрождение, Ренессанс - (от французского Renaissance) эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторый стран Восточной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.). Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его. Религиозный спиритуализм, аскетичные идеалы и догматическая условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Наиболее полно отличительные особенности культуры эпохи проявились в искусстве Италии (не считая Проторенессанса XIII-XIV вв. различают:Раннее Возрождение - XV век, Высокое - конец XV- первая четверть XVI вв. и Позднее - XVI в.) Крупнейшие мастера итальянского Возрождения: Ф. Брунеллески, Л. Гиберти, Донателло, А. Верроккьо, Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьерро делла Франческа, А. Мантенья, Леонадро да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Якопо Тинторетто и др.

 Волюта -(от латинского voluta, буквально - завиток, спираль) архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капители.

 Восковая живопись - вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Произведения выполненные в этой технике в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита и фактуру красочного слоя. Начало применения - в Древнем Египте с XIV века до н. э. для окраски фасадов храмов. Технология наиболее прочной восковой живописи - так называемый горячий способ (энкаустика) была разработана в Древней Греции в V веке до н. э. Энкаустика применялась большей частью в станковой живописи (пример - файюмские портреты I в. до н. э. -IV в. н. э.).

  Выставки художественные - публичный показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Могут быть международными, национальными, региональными; стационарными и передвижными; периодичными (ежегодные, один раз в два года - биеннале, один раз в три года - триеннале) и др. История выставок восходит к публичному показу художественных произведений в Древней Греции (VI век до н. э.).

 Вышивка - широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства (возникновение восходит к древнейшим временам), в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже и др. материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с драгоценными камнями, монетами и т. п. Применяются для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Бесконечно разнообразны виды швов: крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.

Г

 

 Галерея - (от итальянского galleria) 1. Длинное светлое крытое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы, балюстрада, балкон. 2. Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. 3. Верхний ярус зрительного зала (галёрка). 4. Название художественных музеев, преимущественно с собранием картин.

Гамма красочная, гамма цветовая - в изобразительном и декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Различают теплую, светлую, холодную и др.

 Гармония - (от греческого harmonia - связь, созвучие, соразмерность) - стройная согласованность частей художественного произведения. В зодчестве гармония предполагает масштабное соответствие здания окружающему пейзажу, цельность и единство композиционного замысла, соразмерность отдельных частей здания между собой.

 Гарнитура шрифта -характеризует рисунок шрифта. В данной гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием (прямой, курсив и др.), насыщенностью (светлый, полужирный и др.).

 Гелиос - (греч.миф) бог солнца, сын титана Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос, отец Фаэтона, колхидского царя Ээта, волшебницы Кирки и Гелиад. Всевидящее божество, бог солнечного света, карающий слепотой, исцеляющий слепых. Согласно мифу, Гелиос каждое утро с востока выезжает на колеснице, запряженной четверкой быстроногих, огнедышащих лошадей, вечером спускается в Океан на западе. Центром культа Гелиоса был остров Родос, где ему был воздвигнут в эпоху эллинизма огромный памятник ("Колосс Родосский").

 Гемма - (от латинского gemma) произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. В древности служили печатями, знаками собственности. В последующее время используются главным образом как украшения.

 Гений художественный - (от латинского genius - гений, дух, хранитель) высшая степень творческой одаренности в искусстве, художественного таланта; человек, обладающий этой одаренностью.

 Генуэзская школа - художественная школа Италии. В живописи сложилась к концу 1-й трети XVII века под влиянием мастеров 2-й половины XVI века, работавших в Генуе фламандцев П. П. Рубенса и А. ван Дейка. Ведущий художник - венецианец Б. Строцци.

 Гера - (греч.миф) древнее догреческое божество, старшая дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса. Гера, подобно Зевсу, повелительница сил природы. В античном искусстве Геру изображали высокой стройной женщиной с величавой осанкой и строгим взглядом, в венце и диадеме.

 Геракл, Геркулес - (греч.лат. миф) самый популярный из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. На службе Эврисфея Геракл совершил 12 подвигов: задушил руками Немейского льва, умертвил Лернейскую гидру, поймал живым Эриманфского вепря, поймал Керинейскую лань, истребил Стимфалийских птиц - чудовищ с медными когтями, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, очистил конюшни Авгия, осилил Критского огнедышащего быка, одолел царя Диомеда, похитил коров Гериона и трехголового великана, добыл золотые яблоки Гесперид, одолел стража Аида адского пса Кербера. В искусстве Геракл изображался ребенком, душащим змей, юношей, зрелым мужем, с могучей мускулатурой, отдыхающим после подвига или совершающим подвиг. Многие художники Возрождения и нового времени посвятили свои произведения Гераклу и его подвигам.

 Геральдика - наука о гербах и одна из вспомогательных исторических дисциплин. Геральдика занимается: историей и правилами составления европейских гербов (XII-середина XVI вв.), художественным оформлением этих гербов с учетом геральдических правил, установлением права лиц, семей и корпораций иметь свой герб и права на герб.

Геральдические цвета - 6 цветов, которые разрешается по правилам геральдики использовать при создании гербов: красный, синий, зеленый, черный, золотой (желтый) и серебряный (белый), при этом два последних называют "металлами". Кроме того, используется еще пурпур для дополнения к гербу (мантия, головной убор) и естественный цвет человеческого тела. В старинных книгах о гербах с черно-белыми иллюстрациями цвета обозначались своей первой буквой. В начале XVII века возник обычай передавать цвета посредством штриховки и пунктировки, этим способом пользовались и при изготовлении печатей, монет и медалей.

 Герб - феодальные цветные и неизменные рисунки-признаки какого-либо феодального (или поднее) рода или корпорации, выполненные в подражание средевековому оборонительному оружию - щиту и шлему (с наметом и нашлемником) с соблюдением определенных (геральдических) правил. Основными частями герба являются гербовый щит с изображением и верхий герб, состоящий из шлема, намета и нашлемника. В качестве дополнений выступают знаки рангов и достоинств (корона, шапки, декоративные элементы орденов), щитодержатель, мантии герба, девизы.

 Гермес - (греч.миф) догреческое божество, позднее причисленное к олимпийским богам. Сын Зевса и плеяды Майи олицетворял могучие силы природы. В классическую и эллинистическую эпохи Гермеса часто изображали в плаще, с покрытой (иногда крылатым шлемом) головой, с жезлом, обвитым змеями (кадуцей), обутым в высокие сапожки, часто с крылышками.

 Гефест - (греч.миф) бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. В отличие от других олимпийских богов не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд.

 Гея - (греч.миф) "земля" - олицетворение Земли. Гея первая выделилась из начального Хаоса и из себя породила Урана (Небо), Горы, Понт (Море); от Урана Гея родила титанов, киклопов, гекатонхейров, от Посейдона - Антея, имела детей от Тартара, Понта. Потомство Геи отличалось дикой силой, и часто в их облике смешивались черты людей и животных.

 Гжель, гжельская керамика - изделия керамический предприятий, расположенных в окрестностях станции Гжель Раменского р-на Московской области. Высокого художественного уровня достигла во 2-й половине XVIII века, когда простые и поливные гончарные изделия сменились майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки) с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, иногда с обобщенными лепными фигурками. В XIX веке производились фарфор, фаянс, и полуфаянс (в т. ч. с золотистым люстром и с синей росписью).

 Гименей - (греч.миф) бог брака у греков и римлян, сын Диониса и Афродиты. Изображали Гименея юношей, украшенным гирляндами цветов, с факелом в руке. Образ Гименея вдохновлял многих художников.

 Гипербола - (от греческого hyperbole - излишек, преувеличение) стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности значения и размеры.

 Гиперреализм - модернистическое направление в живописи и скульптуре, возникшее в США начале 1970-х гг. В Западной Европе и США выдвинулось направление гиперреализма, ставящее своей задачей имитационно точное воспроизведение фотографии, а также кино- и телекадров. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника. Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Фиксируя и обнажая современность, фотореализм скрывал авторские эмоции. Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах "технических искусств", широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса.

 

 Глазурь - (от немецкого Glasur, от Glas - стекло) в технологии художественной керамики тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. По химическому составу - сложное соединение, в которое входят кварц, каолин, глина, стронций, магнезит, щелочные окислы. Главное назначение глазури - увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей, матовой). Особенно богата цветом восстановительная глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь теневая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Ее назначение - воспроизводить соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Особый раздел составляют так называемые, "соляные" глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Соляные глазури отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности; при добавлении в глазурь окиси она теряет свою прозрачность, становится белой и называется в этом случае эмалью. Керамические глазурованные изделия имеют тысячелетнюю историю. В Древнем Египте и Ассирии глазурь наносили на украшения (бусы, амулеты), гончарные изделия и строительные материалы (кирпичи, плитки). В X-XIII вв. глазурь широко применялась в Средней Азии, цветной глазурованной плиткой украшали купола мечетей и мавзолеев. В Европе глазурь впервые была получена в 1438 г. итальянскими керамистами, ими же созданы глазурные покрытия, отливающие металлическим блеском - люстры. В России в XVI-XVII вв. широкое рапространение получают изразцы с разноцветной глазурью, мастера называли их "поливой", а зеленую глазурь - "муравой" (отсюда - муравленые изделия).

 Глиптика - (от греческого glypho - вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков. Древнейшие произведения созданы в Древнем Двуречье и Древнем Египте в 4-м тысячелетии до н. э. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Особого расцвета достигла портретная глиптика ("Камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III век до н. э.). В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса.

 Глиптотека - собрание произведений скульптуры или глиптики; музей скульптуры.

 Гобелен - вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В строгом смысле - изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в 1662 г.). Выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам). Ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по частям. Характерная особенность гобелена - рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобелена XVII-XVIII вв. с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами сделали их очень популярными. Картоны для гобеленов создавали: Ш. Лебрен, Ф. Буше, Ж. Б. Удри, А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье и др.

 Голландское искусство - название искусства Нидерландов (Голландии), употребляющееся главным образом применительно к XVII и XVIII вв.

 Голосники - небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы).

 Горгона - (греч. миф) женщина-чудовище, голова которой обращала всех смотрящих на нее в камень.

 Горельеф - (от французского haut-relief высокий рельеф, выпуклость) вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.Часто использовался в архитектуре.

 Готика, готический стиль - (от итальянского gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов) художественный стиль, явившейся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы, где господствовала католическая церковь (между серединой XII и XV-XVI вв.).Выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя ("пламенеющая") фазы. Готическое искусство - преимущественно культовое по назначению и религиозное по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка.От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается акбутанами на контрфорсы) позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом (собор в Реймсе, Франция, 1211-1311 гг.).В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символично-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.

 Гравюра - (от французского gravure) 1. Печатный оттиск на бумаге с доски (дерево, линолеум, камень, металл), на которой нанесен рисунок (с помощью ножей, стамесок, долот или резцов - штихелей). 2. Вид искусства графики, включающей многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию.Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др.печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности заключаются в ее тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков). Различаются выпуклая гравюра (ксилография - на дереве, линогравюра и на металле; на рисунок возвышающийся над фоном наносится тампоном или валиком краска, печатается вручную или на прессе на равномерно придавленной бумаге).И углубленная (резцовая, офорт - процарапывание иглой по кислотоупорному лаку, "сухая игла" - процарапывание прямо по металлу; рисунок механическим или химическим способом углубляется в металлической пластине, краска набивается тампоном в углубления и доска покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка) гравюра. Другие виды углубленной гравюры: акватинта (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирная манера (комбинации точек, выбитых в доске пуансоном или нанесенные сквозь лак иглами и рулетками), лавис (рисование на доске кислотой), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест на доске, шероховатой после обработки гранильником), карандашная манера, мягкий лак (рисование на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску) и т. д. Возникновение связано с ремеслами, где применялись процессы гравировки. Гравюра упоминается в Китае с VI-VII вв., первая датированная гравюра относится к 868 г. Гравюра широко распространена, характеризуется обилием репродукционных техник. Мастера, художники: М. Шонгауэр, А. Мантенья, А. Дюрер, У. Граф, Пармиджанино, У. да Карпи, Л. Кранах Старший, Лука Лейденский, П. Саутман, К. Меллан, Ж. Калло, Дж. Б. Кастильоне, Я. ван Рейсдал, П. Поттер, С.Ушаков, М. Вощанка, Ф. Буше, Дж. Р. Смит, А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, У. Хогарт, Дж. Б. Пиранези, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай, Ф. Гойа, В. В. Матэ, Ж. Ф. Милле, К. Коро и многие другие.

Градостроительство -теория и практика планировки и застройки городов.Охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Первые опыты относятся к середине 3-го - началу 2-го тысячелетия до н. э., когда были сделаны попытки внести определенный порядок в застройку и планировку поселений. В Древнем Египте, Двуречье и других района древнего мира применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имущественному признаку, выделялась главная улица, создавались простейшие системы водопровода и канализации.В современное время буйный, нередко стихийный рост городов, быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий, загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование территорий, районная планировка, система дорог, типы города-сада, города-спутника и др.).

 Графика - (от греческого grapho - пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. В основе искусства графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное соотношение, используются штрих и пятно, фон листа. Стилистические средства разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов, до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Художники: Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рембрандт, А. А. Иванов, Н. Пуссен, А Ватто, Э. Дега, О. Роден, Ф. Гойа, Ж. Калло, О. Домье, Ж. Грос, Кукрыниксы, У. Хогарт, Ф. Мазерель, В. А. Фаворский и многие другие.

 Граффити - (от итальянского - graffiti, буквально нацарапанные) древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т. д. Так называют также и современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, оградах, в метро детьми или взрослыми. Как проявление "низового", наивного творчества граффити привлекали внимание многих современных художников, ценивших в них предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения.

 Грифон, гриф - (от греческого gryps) в мифологии народов Древнего Востока и Древней Греции чудовищные птицы с телом льва и с орлиным клювом (иногда - львиноголовые). Широко распространены в искусстве Древнего Востока и античности, в более позднее время приобрели характер геральдического или декоративного мотива.

 Гробница - архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память (например, грандиозные древнеегипетские пирамиды).

 Грот - (от итальянского grotta) тип паркового помещения, кладка и отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв.

 Грунт - (от немецкого Grund - основа) промежуточный слой, нанесенный на поверхность стены, доски, холста, картона и предназначенный обеспечить прочную связь основы и красочного слоя, цветовой фон и фактуру. Состоит из порошкообразного вещества (мел, гипс, известь, свинцовые или цинковые белила), связанного клеем, растительными маслами или масляными эмульсиями. В древнерусской стенописи, иконописи, расписной и золоченой резьбе называется левкас.

 Гуашь - (от итальянского guazzo - водяная краска) краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстин и др.) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими красками. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шелку, кости.

Д

 Даная - (греч.миф) дочь аргосского царя Акрисия. Акрисий повелел посадить дочь и внука Персея (от Зевса) в ящик и бросить в море. Впоследствии ставший богатырем Персей вернулся в Аргос и нечаянно убил деда брошенным диском. Образ Данаи часто встречается в античной вазописи и на помпейских фресках.

 Дворец - монументальное парадное здание. Первоначально - резиденция только властителя, позднее - высшей знати, в средние века - также и органов государственной власти, с XIX века - особо значительные сооружения различного общественного назначения. Дворцы Древнего Рима отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворцов с фонтанами, водоемами и скульптурой. В раннесредневековой Европе входили в комплекс крепостных сооружений, позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип дворца - палаццо. В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный тип - королевский, императорский, царский. Их комплексы включали парки, доминировали над окружающим пространством. Характерной чертой стала анфилада, курдонер - парадный двор.

 

 Декор - (от латинского decoro - украшаю) система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

 Декоративное искусство - область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно-прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.).

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. п. Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и т. п.). Произведения составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX века также с художественным конструированием.

 Декупаж - (от французского decouper - вырезать) техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных (а также из дерева, кожи, тканей, и т. п.) мотивов по ткани, посуде, мебели и пр., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности. Декупаж - это коллаж и аппликация; покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII в., именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу эта интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII вв. вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на "Восток". Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и ее придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара (вырезали из настоящих живописных полотен детали), уничтоженные позднее во время Великой французской революции. Украшались ими шкатулки, болванки для париков, ширмы, туалетные принадлежности. Декупаж использовали в своих работах Матисс и Пикассо. В настоящее время популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название - салфеточная техника.

 

Джоконда, Мона Лиза - одно из самых прославленных полотен великого итальянского художника, ученого, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), основоположника стиля Высокого Возрождения. Портрет жены флорентийского горожанина Моны Лизы дель Джокондо ("Джоконда", около 1503 г., Лувр, Париж.) - первый в истории западноевропейского искусства психологический портрет - отличает необычайная глубина и значительность образа, его одухотворенность сделали это произведение символом эпохи Возрождения. Возвышенный идеал женственности соединяется здесь с интимным обаянием, выразительностью неуловимой улыбки, нежностью светотени и тающего в дымке пейзажа.

 Диадема - головная повязка жрецов Древней Греции, впоследствии знак царской власти; драгоценное женское украшение в форме небольшой открытой короны.

 Диана - (лат.миф) древнеиталийская богиня растительности, олицетворение луны. Поздее отождествляли Артемидой, также богиня охоты, деторождения и покровительница диких зверей. В античном искусстве изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с нею обычно ее священное животное - лань. В новое время в живописи распространены картины, изображающие охоту, отдых или купание Дианы.

 Дизайн - (от английского design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды. В узком смысле - художественное конструирование.

 "Дикие", фовизм - (от французского fauve - дикий) течение во французской живописи начала XX века. Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском "Салоне независимых" (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в "примитивном" творчестве, средневековом и восточном искусстве. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

 Дилетант - (от латинского delecto – услаждаю, забавляю) первоначально поклонник или любитель искусств, знаток. В XVIII столетии, дилетант - человек, восхищавшийся искусствами. Теперь – занимающийся какой-либо областью науки или искусства без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с предметом, дилетант – балующийся искусством, как времяпрепровождением; любитель.

 Дионис, Вакх - (греч.миф) бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, один из наиболее популярных богов Древней Греции, сын Зевса и смертной женщины Семелы. Спутницы Диониса назывались вакханками, менадами или бассаридами. Миф о Дионисе часто привлекал внимание художников, скульпторов. Изображался в виде могучего бородатого мужчины в длинной одежде, красивым изнеженным юношей, а иногда даже младенцем на руках у Гермеса.

 

 Диптих - (от греческого diptychos - двойной, сложенный вдвое) 1. Двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке. 2. Две картины, связанные единым замыслом.

Дискобол, Метатель диска - статуя древне-греческого скульптора Мирона (середина V века до н. э.; Национальный музей, Рим.), представителя ранней классики. Отличается гармонической уравновешенностью композиции, изображает атлета в сложной позе, в момент наивысшего напряжения сил при переходе от размаха к броску. Не являющаяся портретом, она воплощает идеальное представление о совершенном, гармонически развитом человеке.

 Дольмен - древнее погребальное сооружение (3-2 тысячелетие до н. э., от неолита до бронзового и железных веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники.Сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Распространены в Европе, Азии, Африке преимущественно в приморских областях..

 Донжон - (от французского donjon) главная, отдельно стоящая башня средневекового замка, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

 Дорический ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобами - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки - эхина и толстой квадратной плиты - абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (600-590 гг. до н. э.).

           Доходный дом - тип архитектурного сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наем. Сложился в Европе в 1830-1840-х гг. и к XX веку стал одним из основных типов городского жилья. Имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную декоративную обработку, не связанную с конструкцией здания, имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.

 Дученто - (от итальянского ducento - тринадцатый век) наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса.

Е

 Евангелия - (от греческого euangelion - буквально благая весть) раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Хресте; разделяются на канонические, то есть включенные в состав Нового Завета (сложились на рубеже I и II вв. н. э.), и апокрифические. Евангелисты, согласно церковной традиции, - авторы Евангелий (авторами канонических Евангелий считаются Лука, Матфей, Марк и Иоанн).

 Европа - (греч.миф) дочь финикийского царя Агенора, сестра Кадма. Зевс явился к Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в образе быка и, похитив ее, доставил на остров Крит. Похищение Европы - излюбленный сюжет картин многих художников.

Ж

 Жанр - (от французского genre - род, вид) исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения. В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. В скульптуре: портрет, композиция, монумент. В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном и др.), жанровая классификация не принята, существует типологическое разделение (например, дворец, церковь, жилой дом - в архитектуре).

Жертвенник - помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

 Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).Используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду и др. В силу своих обширных художественных возможностей является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями. Может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер.Различают: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно, диорамы), декорационную (росписи, эскизы), станковую (картина, иконопись, миниатюра).По характеру веществ, связующих пигмент, по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются: масляная, темпера, клеевая, восковая (энкаустика), эмаль, гризайль, фреска, сграффито, а также мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель. Возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад).

 

 Житийная икона - икона, в которой расположенное в центре изображение святого (средник) окружают небольшие клейма со сценами из его жизни ("житие").

З

 Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод и повторяющий его очертания.

 

 Зaмок - укрепленное жилище феодала. Возводились в хорошо защищенных местах; главная башня окружалась валами, рвами, толстыми стенами, рассчитанными на длительную оборону. В XIII-XVI вв. превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культурных и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями, эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер.

 Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью сбора материала для более значительной работы, а также ради упражнения или со специальной целью (например, по заданию газеты, журнала). В отличие от близкого по техническим средствам наброска, в зарисовке могут быть тщательно проработаны нужные художнику детали.

 Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела рукописной либо печатной книги, журнала.

 Звериный стиль - условное наименование широко распространенного в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Сложился и широко распространился в железном веке (1-е тысячелетие до н. э.). Характерен для оружия и деталей конской упряжи, широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов.

 Звонница - надстроенное на стене храма или поставленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов.

 Зевс - (греч.миф) царь и отец богов и людей, верховное божество Олимпийской религии. Сын Кроноса и Реи. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против отца и низверг господство Кроноса и титанов. Зевс разделил господство над миром с братьями Посейдоном (море) и Аидом (царство мертвых), себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией. Постоянным местопребыванием Зевса становится гора Олимп, где обитают остальные боги, в основном жены и дети Зевса. Главная жена - Гера (дети - Арей, Геба, Гефест). В античном искусстве Зевса изображали могучим властителем, восседающем на троне, со скипетром и Нике в руках, с орлом подле трона. Такая статуя была воздвигнута в Олимпии (V век до н. э.). В переносном смысле Зевс - повелитель, человек, значительно возвышающийся над общим уровнем.

 Зевс Олимпийский - широко известная колоссальная статуя бога-громовержца, исполненная для храма в Олимпии около 448 года до н. э. древнегреческим скульптором Фидием. Она достигала 13 метров в высоту и была выполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Зевс восседал на великолепном троне из кедрового дерева. Его лицо, руки и полуобнаженное атлетическое тело мастер сделал из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Ниспадающий с левого плеча на колени плащ покрывали чеканные изображения цветов и зверей. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей. Золотые волосы и борода волнистыми прядями обрамляли классически правильное лицо Зевса. В правой руке он держал крылатую богиню победы, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Античные писатели подчеркивали силу впечатления, производимого статуей: оратор Цицерон видел в ней воплощение высшей красоты, а ученый Плиний называл ее несравненным шедевром. Греки называли статую Зевса Олимпийского одним из чудес света. Статую постигла печальная участь: в V веке статую уничтожило фанатичное христианское духовенство.

 Зиккурат - в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня (3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами - пандусами). Пример - Зиккурат в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня, середина VII века до н. э.).

 

 Знамение - разновидность Оранты - каноническое поясное изображение.

 Зодиак - совокупность двенадцати созведий, по которым солнце совершает свой видимый путь в течение года. Большинство из них еще в древности было названо именами животных.

 Зодчество - то же, что и архитектура.

 Золотое сечение, золотая пропорция - деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление. Принципы впервые были использованы в античном искусстве и затем легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства. Термин ввел Леонардо да Винчи.

 Зооморфизм - уподобление животному, наделение качествами, присущими животным, изображения в виде зверя, птицы и т. п. Обычно зооморфизмом называют представление божества в облике животного или с его признаками (головой, лапами, крыльями и т. п.). Особенно отчетливо проявился в искусстве Древнего Египта, Древней Индии, Америки. Наделение человека чертами животного дошло до наших дней в сказочных и сатирических образах произведений искусства.




1. Современная ирландская поэзия Шеймус Хини и Десмонд Иган
2. На тему- УМИРАНИЕ И СМЕРТЬ
3. Аквариум
4. Языки программирования Ассемблер
5. Эффузивы среднего состава широко распространены на земном шаре
6. состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением естественного и
7. Русские художники за рубежом Борис Носик С Невского на Монпарнас
8. Системное программное обеспечение раздел Организация вычислительных процессов Для студентов IIIIV ку
9. I ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Область дизайна как вида художественнотворческой деятельности
10. Проблемы прогнозирования
11. Выбор конструкционных материалов и средств защиты от коррозии химического оборудования
12. Тема 18. ЛИДЕР И ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ 1
13. Модели Социальных процессов Выполнила- студентка Группы Соцб 101 Петрова И
14. Стадии проектирования систем автоматизированного проектировани
15. тема Д6 предназначена для совершения учебнотренировочных и боевых прыжков из военнотранспортных самолетов
16. Вариант 3 На наклонной плоскости с углом наклона 60 находится тело прикрепленное к нити перекинуто
17. Башкирский государственный аграрный университет Рабочая программа дисциплины Б1
18. Едесса а люди її знали як місто багате на воду
19. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в ХIII в
20.  1467 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 января 1998 г