Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1На раннем этапе развития древнерусского государства дейсвовали нормы обычного права

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА

1)На раннем этапе развития древнерусского государства дейсвовали нормы обычного права.С усилением роли государства всё в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей,появлялись письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы.

2) Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского государства был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой.

 Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную .

Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в.2 Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068 г.

Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.

Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.

Краткая Правда включала в основном нормы уголовного нрава и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по

наследству.

Устав Владимира Мономаха отражал стремление несколько сгладить остроту классовой борьбы. Он уменьшил проценты по займам, ограничил ростовщичество.

Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса.

Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему пе-риоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.

Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Списки Русской Правды отличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, об отсутствии единой правовой системы. Источниками Русской Правды являлись нормы обычного права1, законодательство клязей и судебная практика. Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности в в начальный период создания единого Русского централизованного государства. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, па последующее развитие русского права.

Известны и другие памятники нрава Киевской Руси - договоры Руси с Византией, заключенные в X в. Эти договоры - международно-правовые акты, в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права.

Договоры уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии, касались в определенной мере и норм уголовного права.

Договоры Руси с Византией составлялись, как правило, в двух экземплярах: один, написанный на древнерусском языке, передавался на хранение в Византию; другой, написанный на греческом языке, отсылался в Русь.

По договорам русский князь мог посылать ежегодно в Византию любое количество кораблей с послами и гостями (купцами). Русские получали в Константинополе помещение, содержание, защиту своих прав и интересов.

В некоторых положениях рассматриваемых документов исследователи находят зачатки международного частного права (например, вопросы охраны имущественных прав иноземцев, порядок наследования имущества, оставшегося после руса в Византии, и др.).

Интересными памятниками права Древнерусского государства являются и церковные уставы. До нас дошли Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князи Всеволода и некоторые другие.

Эти документы дают возможность определить положение церкви в государстве (они говорят о праве церкви на "десятину", т.е. десятую часть доходов, об освобождении зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, об отнесении к подсудности церковного суда таких дел, как самовольное расторжение брака, изнасилование, похищение женщин, оскорбление словом, богохульство, чародейство, колдовство и т.п.).

В Древнерусском государстве после введения христианства распространились также сборники византийских церковных норм, применявшиеся главным образом духовенством, но повлиявшие и на развитие древнерусского права в целом, так как многае важные сферы общественных отношении регулировались церковными канонами. Эти сборники назывались номоканонами или кормчими книгами.

Основные черты древнерусского феодального права (по Русской Правде). Русская Правда является в основном сборником норм уголовного права и процесса (что вообще характерно для памятников права раннего феодализма), но ее статьи определяли и некоторые институты гражданского права. Так, Русская Правда регламентировала договоры купли-продажи, займа, поклажи, яичного найма, подробно определяла порядок передачи имущества по наследству (по закону и завещанию). Русская Правда большое внимание уделяла привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов. Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых.

Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорбле-. ний, за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений. Бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья.

Князья могли передать право взимания дани и судебных пошлин вместе с правом суда над зависимыми крестьянами своим вассалам.

Особенно много внимания Русская Правда (Пространная Правда -Устав Владимира Мономаха) уделяла закреплению бесправного положения закупа и холопа. Господин мог "бить закупа за дело" (ст. 56 Пространной Правды), холоп же, как уже отмечалось, был полностью бесправен - он не субъект, а объект права; устанавливались порядок задержания беглого холопа и ответственность за его укрывательство.

Русская Правда формулировала право сильного, право господина, "кулачное" право. Эта особенность феодального права связана с тем, что собственность на землю совпадала с политическими правами относительно зависимого населения, с правом прямого принуждения и подавления феодально-заьисимых их господином, феодалом.

Право Русской Правды являлось правом-привилегией, определявшим неравенство различных слоев населения перед законом и судом.

3.)Виды преступлений

. Русская Правда не знала понятия государственного преступления и не предусматривала наказаний за деяния, которые позднее так были названы3.

Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству. Древнейшая часть Русской Правды (Правда Ярослава) признавала возможность кровной мести и только в случае отсутствия мстителей или нежелания родственников мстить за убийство устанавливала денежное взыскание. Правда Ярославичей в связи с дальнейшим обострением классовой борьбы, учитывая интересы феодалов, отменила обычай кровной мести за убийство и ввела дифференцированные штрафы (в зависимости от социального положения убитого). За убийство привилегированных людей - "княжих мужей" (дружинников, княжеских слуг -"огнищан", "подъездных") устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников - 40 гривен. За убийство холопа -5 гривен как возмещение убытка хозяину.

Русская Правда ничего не говорила об убийстве князя. Другие источники Киевского государства (летописи) свидетельствуют о безоговорочном применении в этом случае смертной казни.

Русская Правда различала два вида убийства: в ссоре (на пиру) и в разбое. За последнее устанавливалось самое тяжкое наказание - поток и разграбление (ст. 17 Пространной Правды), что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества.

Другой вид преступления составляло причинение телесных повреждений. Нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев влекли за собой, по Русской Правде, уплату определенного штрафа князю и так называемого "урока" в пользу пострадавшего. Размер штрафов был настолько велик - 20, 12 гривен (см. ст. 23, 25, 27, 28, 68 Пространной Правды), что позволяет делать вывод, что потерпевший - феодал.

Такой же вывод необходимо сделать и относительно преступления против чести, оскорбления действием (вырывание бороды, усов, толкание влекли за собой большой штраф - 12 гривен по ст. 67).

Многие статьи Русской Правды посвящались имущественным преступлениям, и прежде всего охране имущества феодалов. Устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей. Суровое наказание следовало за поджог двора и гумна (ст. 83) - поток и разграбление. Русская Правда подробно говорила об ответственности за кражу самых различных видов имущества (скота, зерна, ладьи и т.п.). Высшее наказание -поток и разграбление - устанавливалось за конокрадство.

О преступлениях против семейных отношений и нравственности, церкви и веры Русская Правда не упоминала. О них довольно подробно говорилось в княжеских церковных уставах.

Виды наказаний па Русской Правде. Русская Правда не знала смертной казни, хотя летописи и сообщали о ее применении. Видимо, казнь людей, восставших против князя, была делом настолько обычным, что закон счел возможным не говорить о ней вообще.

Поток и разграбление - наиболее суровое наказание, оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергали за убийство в разбое, поджог гумна, конокрадство.

Вира - денежное взыскание за убийство в размере 40 гривен . Она могла быть в двойной (за убийство лиц, наиболее привилегированных). В тех случаях, когда убийца не был обнаружен, штраф уплачивала об-щина (вервь), на территории которой обнаружили труп убитого.

Другие штрафы за убийство лиц, принадлежащих к низшим слоям общества, составляли от 12 до 5 гривен.

Продажа ~ это штраф, взимавшийся в пользу князя.

Урок - определенное вознаграждение, которое получали потерпевшие (возмещение ущерба).

Головничество - денежное взыскание в пользу семьи убитого.

Уголовное право. Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление - это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось .

Субъектом преступления являлись все, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева.

В случае совершения преступления несколькими лицами ответственность для соучастников была установлена одинаковой (ст. 41-43 Пространной Правды). Формы вины (умысел, неосторожность) определения не получили2.

Русская Правда не содержала общих определений в уголовном праве, нормативный материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

4)Гражданское право. В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности на землю. Но охране права собственности уделялось много внимания. Так, за перепахивание межи устанавливался очень крупный штраф - 12 гривен. Суровые наказания вводились и за кражу или порчу чужого коня, кражу другого имущества, незаконное пользование чужим имуществом, порчу межевых знаков.

Обязательства по Русской Правде возникали прежде всего из причинения вреда. Причинивший вред чужой вещи обязан был возместить стоимость испорченной вещи.

В Русской Правде говорится также и об обязательствах из договоров. При этом для Русской Правды характерно, что неисполнение обязательства влечет обращение взыскания не только на имущество, но на саму личность, не выполнившую обязательства.

Договора заключались, как правило, устно, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (например, рукобитья).

Были известны договоры купли-продажи, займа, хранения имущества (поклажи), займа с самозакладом (эакупничество), личного найма.

"Урок мостников" предусматривал заключение договора подряда аа сооружение или ремонт мостовых (мостов).

Русская Правда много внимания уделяла договору займа с процента' ми. При этом в кредит брались не только деньги, но и продукты. Величина процентов по займу была очень велика. После восстания 1113 г., направленного против ростовщиков, Владимир Мономах ограничил размеры процентов по займам, что нашло прямое отражение в ст. 53 Пространной редакции Русской Правды.

Русская Правда знает и специальный договор займа между купцами, когда купец брал кредит для торговых целей. Статьи 54 и 55 определяли различные виды банкротства: банкротство в силу несчастного случая, в результате которого купец получал рассрочку в платеже; банкротство, когда купец пропьет или проиграет чужой товар. В этом случае банкрот отдавался на волю кредитора. Тот мог дать рассрочку или продать купца в рабство. В случае же умышленного, злостного банкротства купец продавался в холопы вместе со всем своим имуществом.

Наследственное право. Русская Правда различала наследование по закону и завещанию. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (ст. 100 Пространной редакции). Имущество смердов, умерших без сыновей,- переходило к князьям. Незамужние дочери смердов получали часть имущества. Имущество бояр и дружинников переходило по наследству при отсутствии сыновей к дочерям. Мать-вдова получала часть имущества на "прожиток"; если мать-вдова вторично выходила замуж, то назначался опекун из числа ближайших родственников. До совершеннолетия сыновей наследственным имуществом распоряжалась их мать.

5)Судебный процесс по Русской Правде носил обвинительно-состязательный характер. Различий между гражданским (спором по имущественным делам) и уголовным процессами не было. Дело начиналось, как правило (исключение устанавливалось в случаях обнаружения убитого и беглого холопа представителями власти), по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец должен был представить и доказательства: свидетелей (видоков) и послухов, удостоверявших "добрую славу" истца. Потерпевший имел право сам искать преступника, мог, например, объявлять "закпич" на торгу о пропаже вещи, вести так называемый "свод", т.е. поиски надлежащего ответчика, и начать "гонение следа" - разыскивать преступника по следам. Играли роль в процессе и вещественные доказательства, следы побоев ("если придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей...", - говорилось в ст. 29 Пространной Правды), присяга, собственное признание.

В качестве доказательства Русская Правда знала и так называемый "суд божий" - ордалии (испытание железом - ст. 21 Пространной Правды; испытание водой - ст. 22).

Ответчик имел почти аналогичные с истцом права, искал и представлял доказательства в свою пользу. Процесс выглядел как состязание, поединок двух сторон при довольно пассивном положении судебного органа. Суд, рассмотрев представленные доказательства, выносил решение по делу. За производство тех или иных судебных действий устанавливались специальные пошлины. Их сбор поручался особым должностным лицам (метельщикам и др.). Судопроизводство велось открыто и устно. Процесс, таким образом, был примитивным, сохранял много черт, связанных еще с обычаями первобытно-общинного строя. Но при всем этом он, по-видимому, в достаточной мере (для того уровня остроты классовой борьбы) защищал интересы привилегированных групп общества. Феодальная знать имела возможность привести на суд больше послухов, организовать "свод" и "гонение следа", добиться решения дела в свою пользу. Большие размеры уголовных штрафов и судебных пошлин были важным источником доходов князей и их слуг, разоряли крестьян и горожан, ставили их в зависимость от бояр, церкви и т.д.

В церковных судах уже в период Древнерусского государства применялся инквизиционный, розыскной процесс с активной ролью суда, с применением пыток, с тайным и письменным (очень формализованным) судонроизводств ом.




1.  Выбрать блочный двух обмоточный трансформатор [1]
2. Общее представление о личности
3. ЦК Юграпрезент Н
4. заданиеDd nd me re fishing now
5. тема заходів направлених на виправлення недоліків психології або поведінки людини за допомогою спеціальних
6. ва 1990 Аландские ова 1996 Албания 1990
7. Аларих
8. объектные связи в рекламе сегодня отличаются сложностью
9. Вестник КНК им Курмангазы Издание посвящено актуальным проблемам искусства и искусствознания1
10. рефератдисертації на здобуття наукового ступенядоктора технічних наук Харків2005 Дисертацією.
11. Механізми удосконалення регіонального управління інвестиційною діяльністю.html
12. тематическое исследование кактуса которому впоследствии было присвоено его собственвое имя
13. юзинофилия гиперхромная анемия
14. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ МЕТОДОМ СТОКСА И МЕТОДОМ КАПИЛЛЯРНОГО
15. ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФГБОУ ВПО ПГТУ СОГЛАСОВАНО-
16. Захват Армении арабами и попытки Армянских католиков соединится с Православной Церковью
17. клуб и появляешься там два раза в год чтобы выпить ромашкового чаю
18. Культурологічний підхід як основа модернізації змісту астрономічної освіти у загальноосвітніх навчальних заклада
19. Развитие страховых отношений в Республике Казахстан 1
20. Дипломатиялы~ ~атынастар