Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ОТ ТРАНСФОРМАЦИИ СТАНДАРТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕФОРМЕ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ
Всего несколько пет назад в первой половине 90-х годов многим казалось, что достаточно принять "судьбоносные решения", сформулировать правильные принципы и закрепить их в виде конституции, чтобы конфигурация власти в России стала вполне современной и демократичной. За прошедшее с тех пор время стали наглядно видны просчеты и противоречия политических преобразований, неэффективность возникшей в их ходе конфигурации власти. Чем ближе думские и президентские выборы, тем громче и острее становится критика властей, а с нею и самой конфигурации властных отношений. И вновь внимание и политиков, и общественности, и специалистов все более фокусируется на вопросах конституционной реформы. И вновь слышны предложения о том, чтобы передать полномочия от одной структуры другой, и тогда все пойдет иначе. Требуется всего лишь очередное "судьбоносное решение" и его юридическое оформление. Подобного рода рассуждения напоминают басню Крылова о квартете. От пересаживания мартышки, оспа, козла и косолапого мишки музыки не прибавилось. Нечто подобное получится, вероятно, если попытаться перераспределить полномочия между институтами власти, которые по-прежнему будут настроены но старую "игру". Не поверхностная, а действительная перестройка власти предполагает более широкий взгляд но ее конституционные основания, которые в основном связаны с традициями отечественной политической культуры.
Российская политическая система нс имеет строго очерченного облика, который предполагает внутреннюю однотипность ее институтов, структур, отношений, механизмов формирования и воспроизводства власти. Скорее наоборот: специфика системной организации политической власти состоит в сосуществовании разнородных и противоречивых структур и механизмов. В этом смысле демократический дизайн носит у нас едва ли не символический характер. По сути, для нынешнего Российского государства и общества демократия так и осталась нормативной конструкцией, сформировавшей в период "навязанной" либерализации лишь отдельные институты, которые в настоящее время только частично укоренены в организации политического порядка и способны оказывать весьма незначительное влияние на реальный характер формирования и использования власти.
Идея российской демократизации, оставшись нормативной, так и не стала прикладной установкой, т.е. предметным основанием политической воли государства, способного на се основе преобразовать общественные отношения. Нс имея возможности направлять деятельность режима, идеи демократии отнюдь не властвуют и в политическом процессе, где - при всем многообразии идей и представлений - преобладают едва ли не противоположные ей идеалы и установки. Да и общая духовная атмосфера скорее дискредитирует демократические ценности и символы, чем укрепляет их в сознании человека и общества. Даже свобода слова, плюрализм и другие немногие, но принципиальные завоевания реформаторов воспринимаются основной массой населения не
Власть
11 '99
столько как демократически идентифицируемые ценности, сколько как привычные и органические черты современной политической эпохи как таковой. Так что многие институционально-структурные характеристики российской "демократии" - нс более чем декорации реальных механизмов, действующих в политическом пространстве власти. Поэтому и закладывать в основу анализа установки о демократическом характере российской политической системы, по нашему представлению, было бы нс вполне корректным.
Куда точнее говорить о том, что основные параметры и политической системы, и режима властвования определяются динамикой политического процесса, совмещающего разнообразные, но реальные типы поведения его основных участников. Констатируя же всем очевидную слабость действия нынешних институтов, их неспособность сцементировать основные типы участия, видимо, есть вес основания говорить о том, что приоритетным источником политических изменений (в том числе и конфликтов между институтами власти) являются политико-культурные стандарты и традиции политического поведения субъектов властвования. Именно культурные стандарты представляют собой тот элемент, из которого выкристаллизовываются типичные образцы и формы поведения "актеров" власти, а вместе с ними и политический режим, и политическая система, которые являются лишь зависимыми переменными, по-своему резонирующими их внутренние разломы и конфликты. Отсюда вырастают и те исходные противоречия "серьезной" игры на рынке публичной власти, которые в конечном счете и обусловливают критические значения российского общества.
Это не единственное, но преобладающее влияние политической культуры на матрицу ролевого поведения элитарных и неэлитарных слоев и определяет особенности реальной артикуляции властных требований, действующие механизмы принятия решений, характер деятельности институтов, их задачи и функции. Потому-то учет не организационных и функционально-нормативных, а политико-культурных черт и сторон деятельности институтов власти (что предполагает их рассмотрение в качестве объединений, обладающих локальной солидарностью, групповыми мифами и стандартами, типом общения и проч.) может дать значительно более глубокие объяснения причин конфликта между ветвями власти, отдельными органами госуправления, партиями, лобби и т.д.
Даже понаслышке зная о неписаных нормах номенклатурной этики, вряд ли можно всерьез надеяться на то, что даже оптимальное перераспределение функций между Думой, Правительством и Президентом (что само по себе безусловно важно и необходимо) способно поставить преграды "звездным войнам" политиков, заставляющих управленческие структуры перехватывать друг у друга служебные полномочия, подчинять силовые органы государства корпоративным интересам отдельных кланов, публично использовать компрометирующие сведения, продавать министерские посты, физически устранять конкурентов в сфере государственного предпринимательства и т.д. Куда реалистичнее, замышляя реформу власти, быть готовым к тому, что и в более совершенных институциональных условиях культурные стереотипы элиты станут неизбежно транслировать тот же стиль руководства и управления обществом, воспроизводить прежние конфликты и противоречия.
Признавая определяющую роль культурных стандартов, следует видеть влияние на политику как относительно компактного, не размываемого временем ценностного ядра традиционалистского типа, так и известное обновление этих смысло-значимых ориентиров политического участия. Хотим мы или нет, но архаичные стандарты все еще доминируют. В этом смысле, например, "перестройку" и "либерализацию" можно расценивать не иначе, как периоды внешней адаптации традиционалистских ценностей к демократическим символам, принципам рыночных отношений и другим параметрам организации политического пространства. В то же время элитарный патернализм довольно быстро обновился нормами олигархического правления, внутреннего оправдания правящими слоями новых (коррупцион-но-мафиозных) принципов организации власти. В свою очередь "освежились" и нормы массовой политической культуры, дополнив привычные нормы устойчивого равнодушия к власти склонностью к откровенной продажности.
В результате совокупного возобладания такого рода установок мы и имеем прикрываемые новой риторикой те конструкции "демократуры". которые и составляют специфику системы организации нынешней российской власти: закрытость принятия решений (порой даже от конституционно полномочных органов), полную неподконт-рольность властей от общественности, которой не помогает в деле защиты своих интересов ни драматизация форм протеста (от
11 '99
Власть
35
забастовок по массовых голодовок и захвата должностных лиц в качестве заложников). ни ожесточенная публичная критика властей: открытое использование властных полномочий отдельных органов государственных структур в эгоистических интересах тех или иных политиков или групп и т.д.
Несколько схематизируя сущностные черты этого политического обустройства власти, в нем можно выделить два относительно самостоятельных - и уже достаточно структурированных и институализирован-ных - сегмента политической жизни. С одной стороны, это закрытый от общественности корпоративный механизм формирования и отправления власти. Именно он переплавил зародившуюся во времена перс-стройки "политику ценностей" (большей части общества) в "политику интересов" (высшего правящего слоя). По сути, такая "перс-адресация" усилий государства на деле означала. что политико-управленческие процессы обрели черты но преимуществу административного регулирования социальных отношений. Иными словами, механизмы публичной власти ограничили свою функциональность сферой регулирования лишь вну-триэлитарных отношений. Тем самым в высшей, государственно-управленческой сфере пространства власти стали формироваться устойчивые элементы неполитического регулирования социальными объектами.
Такая административная реконструкция поля политики хорошо видна в замещении идеологической мотивации межэлитарных отношений (которая и связывает группы управляющих с теми или иными слоями населения. выступая основой для функционирования системы представительства) корпоративными и индивидуально-эгоистическими мотивами. Вместо политических взаимоотношений "власть оппозиция" складываются формы межкорпоративной конкуренции по охране частных интересов за счет перераспределения ресурсов среди "своих" бизнес-элит, подковерного распределения должностей (прокуроров, судей, министров), избрания нужных депутатов и т.д. Не удивительно, что место партий и других политических посредников занимают этнические группировки, кланы, семьи и клики, использующие в качестве механизмов согласования интересов или межгруппового коалици-онирования принципы этнической солидарности, земляческие, родственные и иные связи. Политическое пространство стало вотчиной политиков, использующих ее возможности для получения социальных преимуществ, карьерного роста, доходов и проч.
Вместо критериев компетентности при отборе кадров здесь используются принципы персональной и групповой лояльности, принципиально игнорирующие деловые и тем более общегосударственные интересы. Не удивительно, что в этой среде даже выборы превращаются в механизм внутриэлитарной перегруппировки сил, ставящей на место нормативных требований кодифицированного права критерии обладания материальными, информационными и прочими ресурсами.
Такое усечение политического пространства "сверху" позволяет искусственно сдерживать развитие политических отношений и "снизу", со стороны гражданского общества. По сути корпоративная трансформация высшей власти, "модернизировав" в своих интересах систему социального представительства интересов граждан, культивирует предполитический, а точнее - прото-политический стиль жизни-основной части населения. Этот предполитический статус публичный деятельности широких слоев населения свидетельствует, что политика в этой части пространства власти является недостижимым способом реализации ими своих групповых интересов. Конечно, тут срабатывают и многие массовые стереотипы, ориентированные на предгосударственный уровень публичных отношений (стремление к жизни "без начальства", манихейское мировоззрение, презрение к власти как таковой и проч.), низкая самоорганизованность, отсутствие желания (опыта, навыков) участвовать в публичной жизни, стандарты неполитического восприятия политических процессов (так называемая театрализация политики) и т.д. Но все же главным механизмом, воспрепятствующим политизации участия граждан, без сомнения, является стиль нынешнего управления государством и обществом.
Как показывает практика, отношения между этими структурированными пластами политического пространства, по существу, не способствуют их сближению друг с другом. Преобладающие реакции основных субъектов и с той и с другой стороны в общем-то однотипны: взаимное презрение и отчуждение. Одни - цинично манипулируют •мнением партнера, покупают его голоса, игнорируют его замыслы и интересы. Другие -также не испытывают к власть предержащим какого-либо уважения, не без оснований видя в их действиях элементарное шкурничество и цинизм. Идет как бы нарастающее самозакукливание этих пластов: люди все больше отстраняются от разочаровываю-
Власть
11 '99
щей их власти, а последняя откровенно и цинично. на глазах у всех решает свои собственные задачи.
Точки смыслового контактирования этих двух сторон столь малочисленны, что трансляция властно значимых интересов граждан в сферу государственной политики и управления попросту заблокирована. Иначе говоря, даже сложившиеся и артикулирующие интересы объединения граждан не имеют какого-либо политического выхода, превращаясь в мифических для власти игроков. Их протестный потенциал нс улавливается институтами государства, создавая скрытый массив напряженности, чреватый обвальными последствиями для правящего режима.
Коротко говоря, суть этих непересекающихся процессов театрализации политики и корпоративного администрирования в государственном управлении означает не что иное, как такую сущностную трансформацию политики, в результате которой она утрачивает и свою масштабность, и социальность (т.е. статус одного из основных специфических способов выражения и согласования групповых интересов с задачами общества в целом). В этом-то, на мой взгляд, и заключен основной источник современного кризиса российской политии: двумсрность системы организации публичной власти ведет к утрате государством возможностей в ответ на вызовы времени использования политических механизмов регулирования общественных отношений.
Учитывая эволюцию стиля и характера регулирования государством общественных отношений в новой и новейшей истории Отечества, можно несколько иначе представить себе и классификацию российских политических систем. В частности, имеет смысл говорить о квазиполитической (тоталитарной) системе, где политика полностью подменялась административным диктатом государственно-партийной власти: протопо-литической, соответствующей периоду "перестройки", когда стали складываться основные контуры политического рынка и появляться самостоятельные, независимые от государства игроки, и двумерной системе власти, сочетающей корпоративно-административные механизмы правления с предпо-литическими способами консолидации групповых интересов со стороны основной части населения.
Таким образом, основные причины кризиса состоят в заданной доминирующими стандартами политической культуры двумерности самой системы формирования и исполь-
зования государственной власти. Сложившийся на сегодня стиль правления и артикуляции гражданских интересов размыкает политическое пространство на две неравновесные части, создавая фрагментацию политики как особого социального способа регулирования общественных отношений. Иными словами, политические способы решения конфликтов используются в обществе лишь спорадически, в те кратковременные периоды (выборов или кризисов), когда властям все же требуется массовая поддержка для завершения очередной войны с "коррупцией", "бюрократизмом" или "укрепления законности", одобрения "правильной приватизации" и других акций, которые, впрочем, ведут лишь к изменению персонального состава "победителей", перераспределению материальных ресурсов для наиболее отличившихся сторонников "правильной" линии, получения ими легальных привилегий и т.д. Поэтому в таких системных условиях политика существует в режиме "мерцания", эпизодического появления среди социальных регуляторов, пытающихся выстроить демократическую систему. Не удивительно, что не привлекая этот основанный на взаимной ответственности элит и неэлит способ социального правления, режим постоянно соскальзывает к иным технологиям конструирования реальности: применению военной силы против гражданского населения, откровенной полицейщине, режиссируемым выборам, организации квазисамоуправления, бросающего людей на произвол судьбы, и т.д.
Нс стоит говорить, что такая фрагмента-ризация политики чревата серьезными последствиями, превосходящими по своим последствиям противоречия между режимом и системой власти. Во-первых, такая ситуация приводит к функциональному разрушению государства как общесоциального института, о чем свидетельствует неуклонное снижение эффективности общесоциального управления, невозможность госструктур контролировать зону кризисных явлений. нарастание чистых рисков и т.д. Во-вторых. это с неизбежностью ведет к перегрузкам в области административно-территориального устройства государства (ибо региональные элиты, воспроизводящие ту же модель локального корпоративизма - особенно в "выборных диктатурах" Башкирии, Калмыкии и др., мало заинтересованы в сохранении контролирующего Центра). А учитывая, что данная севера управления государством постоянно подвергается испытаниям процессами глобализации, требующими по-
11 '99
Власть
37
вышенной ответственности и компетентности властей, можно прогнозировать, что при нынешнем стиле ведения дел в "верхах" нашему руководству вряд ли удастся справиться с этими вызовами, сохранив нс то что позиции, но и саму территориальную целостность страны.
Политико-культурный подход к рассмотрению источников кризиса российской по-литии прежде всего сказывается на понимании первоочередных мер по его преодолению. Последние не исключают институционально-структурных изменений, но на первый план все же выдвигают акции по преодолению коммуникативной катастрофы между верхами и низами, что позволит вернуть политическим регуляторам надлежащее им место и статус в рамках транзита. Исправлять же структуру власти только за счет нового перераспределения полномочий даже самых важных институтов - значит, по сути, укоренять сложившуюся коррумпиро-ванно-корпоративную стабильность, меняя лишь персональных и групповых исполнителей.
В этом смысле сегодня важнее институциональных перемен то, кто будет возглавлять пирамиду власти. А для того чтобы его стиль соответствовал интересам населения, необходимо заменить корпоративный раскол (а по сути - гомогенность) элиты на раскол политический, дающий шанс на дальнейшее идеологическое размежевание правящих кругов и последующее "пактирова-ние" их отношений в процессе "перехода". Для этого необходимо снять все искусственные препятствия на рекрутирование контрэлиты. заставить работать механизм представительства гражданских интересов, усилить контроль общественности за деятельностью управляющих.
Обновление элитарного слоя, интервенция в систему сложившегося госуправления другого стиля лидерства способны изнутри если не перестроить, то хотя бы заставить действовать имеющиеся институты власти в режиме перехода к демократии. Конечно, этот процесс можно интерпретировать в категориях "просвещенного авторитаризма" или "харизматического правления", успевших надоесть нашим теоретикам, но еще не утративших актуальность. Но главное в них все же не столько персональный аспект, сколько непрерывность обновления состава руководителей, экспериментальный поиск тех, кто способен противопоставить сложившейся системе властвования иные цели и приоритеты профессиональной деятельности.
Безусловно, это только начальный импульс преобразований, который необходимо сочетать и с институциональными и структурными реформациями (в большей мере рассчитанных на постепенность и успех в долговременной политике). Причем, известная ясность направлений обновления политической системы все же сочетается с довольно ощутимым скептицизмом и неопределенностью средств достижения этих целей. Сложность ситуации в том, что сделать необходимое при культурном сопротивлении массового слоя мелкой бюрократии, традиционалистски настроенных граждан, не заинтересованных в демократизации элит, довольно проблематично. Если вообще осуществимо, хотя бы в среднесрочной перспективе. Неясность же методов остается компенсировать надеждой и верой, которых в общем-то маловато для серьезных реформ в российской политике.