Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Риторический канон. Элокуция. Мемория. Акция*.
Элокуция
Средства и приемы словесного выражения замысла
1.Элокуцией называется раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы словесного выражения замысла.
уместность
правильность
Качества слога
Общеобязательное
Стиль
Особенное
ясность
чистота
Красота слога
Риторические тропы и фигуры
Публичное высказывание предназначено для аудитории, которая стремится правильно понять ритора и ожидает от него точной и ясной формулировки мыслей. Если ритор ограничивается задачей быть правильно понятым аудиторией, ему достаточно соблюсти общепринятые нормы речи. Но если тема требует от аудитории значительных усилий, то элементарной культуры речи недостаточно: сложное содержание невозможно выразить простыми средствами, речь следует «украсить».
Точную речь обычно связывали с логикой, а «украшенную» (фигуральную) с риторикой. Между тем, «тропы не являются внешним украшением, некоторого рода апплике, накладываемым на мысль извне, они составляют суть творческого мышления, и сфера их даже шире, чем искусство. Они принадлежат творчеству вообще» (Лотман М. Ю., с.169) .
*Материал в сокращенном и измененном виде излагается по: Анисимова Г.В. Риторика.-Владивосток, 2004.- с.41-50
Таким образом, между фигуральной речью и речью точной нет никаких противоречий. На этапе «элокуция» оратор занимается не механическим украшательством речи. Теперь его главная задача состоит в том, чтобы правильно выбрать языковые и речевые средства, которые соответствовали бы речевой ситуации, т.е. подать материал определенным образом, в определенном стилевом ракурсе.
Стиль это отбор и согласованное сочетание в словесном произведении целесообразных выразительных средств языка, создающее устойчивый образ речи, который служит основанием эстетической оценки произведения.
Итак, в словесном строении произведения проявляются слог и стиль.
Под слогом мы будем понимать совокупность общеобязательных выразительных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость.
Под стилем мы будем понимать совокупность особенных свойств речи, побуждающих читателя или слушателя опознавать, выделять и ценить речь именно данного автора Хороший слог, таким образом, составляет основу, на которой может строиться стиль, как особая манера речи, порой нарушающая норму.
Качества слога.
Качества слога определяются отношением авторской речи к общим нормам литературного языка (правильность и чистота) и к нормам ведения речи (ясность, уместность, красота). Отношение общественно-языковой практики к нормам литературного языка изучается дисциплиной, которая называется культурой речи.
Правильность соответствие речи общеобязательным нормам современного литературного языка. Под современным литературным языком понимается язык художественной, философской, научной, публицистической, духовной, деловой словесности с 30-х годов XIX до нашего времени.
Чистота слога однородность речи в отношении к общим и частным нормам литературного языка.
Ясность слога означает, что любой, кто владеет языком, может однозначно и без усилий воспринять речь и понять ее содержание.
Уместность слога правильный выбор выразительных средств языка в отношении к предмету речи.
Регистр речи совокупность выразительных средств языка, указывающих на оценку говорящим уровня значимости предмета речи по отношению к общественной норме: как возвышенного и санкционирующего общественную норму, общепринятого и соответствующего общественной норме или частного и занимающего положение ниже общественной нормы.
Красота слога совершенное выражение мысли посредством оптимального отбора, сочетания и соразмерного расположения слов и выражений.
Украшенной речь становится, когда мысль выражена так, что ее невозможно выразить иначе.
Основными средствами украшения публичной речи являются риторические тропы и фигуры(см. «Коммуникативные качества речи. Понятность, богатство и выразительность речи).
2. Мемория.
Мнемотехника как раздел риторики возникла в древности для компенсации природных недостатков человеческой памяти. Она включала разнообразные методы запоминания, некоторые из которых используются до сих пор.
На данный момент существует широкий спектр способов запоминания информации, некоторые из которых можно объединить в следующие группы:
Образование структурно-смысловых связей
Запоминание структуры понятий на основе образов
Образование смысловых связей
На основе ассоциаций
В рамках создания интенсивных контекстов
Основные группы методов запоминания информации
Наполнение структуры
Создание «карты памяти»
Так как человеческая память работает по ассоциативному принципу, для запоминания сложного материала необходимо использовать ассоциации, т.е. к образу (ассоциации), в котором закодировано произношение какого-либо учебного термина, добавлять ассоциации, отражающие его смысл, мысленно задавая вопросы « Что это такое», «Для чего это нужно» и т.д.
Например, философский термин «субстанция» можно запомнить так.
1)Дать определение запоминаемому термину: субстанция первооснова;
2)Найти ассоциацию(и), кодирующие произношение термина, разложив его на составляющие, понятные студенту: субстанция = суп (суб) + станция;
3) Объединить ассоциации в одну, связав их со значением термина: суп (первое)+станция(основа) = первооснова.
4) Получившийся образ можно зафиксировать графически.
Автор книги по мнемотехнике известный исследователь Гарибян для запоминания отдельных слов предлагает выстраивать абсурдную, порождающую недоумение, ассоциативную цепочку. Так, для запоминания арабского слова «китоб»(книга) используется следующая ассоциация: кит +об = книга ( китоб): кит(рыба)заплыл в реку Обь и за это получил по голове книгой.
Наряду с данными способами в учебном процессе практикуется метод «создания интенсивных контекстов», когда для запоминания ряда слов(например, для терминологического диктанта или коллоквиума) они (слова) связываются между собой в рамках определенного сюжета(контекста) и за счет этого проще извлекаются из памяти при необходимости.
Запомнить учебный материал, используя только первый метод невозможно, поэтому информацию удобно фиксировать в памяти на основе запоминания ключевых пунктов структуры материала.
Студент может произвольно заполнять структуру при изложении информации прибегая к «карте памяти», предложенной американским психологом Тони Бьюзеном.
Суть данной методики заключается в стремлении задействовать как можно больше возможностей мозга: логическое мышление, цветовое и пространственное восприятие, воображение. Карта памяти это расположение информации на странице в виде древовидной схемы для более эффективного запоминание и длительного сохранения в памяти. Как нарисовать «карту памяти»? Необходимо взять лист бумаги форматом не меньше А4 и как можно больше разноцветных маркеров (яркие образы запоминаются легче). В соответствии с темой или проблемой предстоящего выступления (экзаменационного билета и т.п.) всю предварительно собранную информацию следует расположить, предпринимая следующие шаги:
Тема
проблема
Глава 1………
&1 &2
Таким образом, на листе может образоваться несколько уровней, каждый из которых будет соответствовать пункту или подпункту плана подготовленного текста. Чем важнее информация, тем ближе к центру она должна располагаться.
Карты помогают не только быстрее и эффективнее подготовиться к публичному выступлению, но и облегчить процесс конспектирования, т.к. зачастую в тексте студенческого конспекта теряются ключевые тезисы, что не позволяет уловить смысл произведения (научной работы).
Суть данного метода заключается в запоминании структуры понятий, используемых в тексте, при помощи создания системы образов (ассоциаций), из которых состоят понятия. Таким способом можно не только последовательно изложить терминологию и запомнить смысл каждого термина, но и получить четкое представление о том, как они связаны друг с другом.
При первом прочтении учебного материала следует обозначить структурную организацию предварительно выписанных понятий. Схема должна содержать только понятийный аппарат изучаемой дисциплины.
мировоззрение
Например:
мироощущение
миропонимание
3.Акция.
Закон удовольствия
Закон гармонизирующего
диалога
Законы общей риторики
А) Законы общей риторики.
Закон эмоциональности
Закон продвижения
И ориентации
адресата
Внимание к адресату
Принцип близости
Конкретность
Произнесение публичной речи должно базироваться на соблюдении следующих законов общей риторики.
Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и успеху
речевого общения в различных ситуациях: и в процессе непосредственного
взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления:
«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона, о которых пойдет речь, связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации говорящим и адресатом.
1.Закон гармонизирующего диалога.
Первый закон современной общей риторики закон гармонизирующего
диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом
взаимодействии участников речевой ситуации. Ваш собеседник или аудитория не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.
Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.
1. Внимание к адресату.
Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего,
необходимо представить себе слушателя, собеседника. Кто он? Каковы особенности его
личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать?
Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет
слушателя (аудитории)». Он создается в результате ответов на следующие вопросы:
1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль
собеседника по отношению к вам (руководитель? преподаватель? товарищ? родитель? и
т.д.)
2) размер аудитории (количество человек);
3) возраст;
4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности
собеседника (характер, образование, воспитание...);
5) почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания,
конференции?
6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями
адресата?
7) что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может
быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства
единства?
8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?
Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень
полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и
при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход
беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного
выступления использование риторических вопросов, обращение к слушателям.
Второй принцип диалогизации речи это принцип близости содержания речи
интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию,
необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно
важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа
человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.
Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: а) где-то за рубежом; б) в
вашем городе; в) в вашем доме. Какое из них привлечет ваше внимание больше? Ответ
однозначен. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того,
насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем
меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на
протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно
для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его
жизненных интересов.
Третий принцип конкретность.
Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для
понимания и запоминания.
Обязательно должны быть примеры конкретные проявления и подтверждения
ваших мыслей.
Обратите внимание на образность речи.
Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной
убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус).
Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как
можно конкретнее.
2. Закон продвижения и ориентации адресата.
Второй закон общей риторики закон продвижения и ориентации адресата,
который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в
пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к
цели.
Какие средства предлагает риторика, чтобы осуществить этот закон?
Прежде всего, нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна
быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен помнить о цели выступления и делать ее очевидной для аудитории.
Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей
фразы. Фраза должна иметь четкую структуру, делиться на периоды. По мнению Аристотеля, периодическая речь легче запоминается, так как имеет начало, конец и обозримые размеры, т.е. слушатель всегда имеет дело с четко оформленной и логически законченной мыслью.
Ощущение движения мысли также создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Оратор должен делать осмысленные паузы, выбрать правильный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.
3. Закон эмоциональности.
Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий
не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал
эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» (21, 90). Еще древние риторы
говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно
сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных
средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное
из них это метафора. Эмоциональной и экспрессивной речь
становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.
4.Закон удовольствия.
Четвертый закон риторики закон удовольствия. Речь тогда и потому
действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать
речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок»,
которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом,каламбуром, игрой слов вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню.
И еще, Доставить удовольствие слушателю это не значит избежать сложных вопросов,
порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.
При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает
речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что
говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому
необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.
обаяние
увлеченность
Требования к поведению говорящего
Б) Требования к поведению говорящего.
объективность
дружелюбие
уверенность
артистизм
искренность
Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его
личность и поведение имеют определенные особенности.
Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти
требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим
оратором, стань сначала хорошим человеком.
Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства
личности оратора, что и античные источники:
1. обаяние;
2. артистизм;
3. уверенность;
4. дружелюбие;
5. искренность;
6. объективность;
7. заинтересованность, увлеченность.
Остановимся подробнее на этих свойствах.
Обаяние.
Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от
чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека
должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в « Кратком руководстве к риторике ...» М. Ломоносов. Умение быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий
чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент
публичного выступления). Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего
привычного облика, своего обычного «я». Это приводит к результату, о котором
выразительно сказал американский писатель и философ ХIХ в. Ралф Эмерсон: «Я не
слышу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой
представляете». Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их
проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись
бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих.
Обаяние неразрывно связано с артистизмом.
Артистизм.
Артистизм это умение общаться с окружающими активно и с игровой
установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете
себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть
умелым игроком значит изображать, т.е. в определенной мере утрировать не столько
чьи-то чужие черты, а свои собственные. «Лучший образец для подражания это вы
сами», утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной
речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать
общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики
создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора:
1) стремление к индивидуализации и 2) стремление «быть как все», не выходя за пределы
выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на
популярность ораторов у аудитории, выглядит так:
1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);
2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и
мужественная у мужчин;
3) выраженность индивидуальных черт выразительность поведения, его
экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.
Уверенность.
В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по
статусу, когда нет никаких признаков «официоза», право на речь получает то один из них,
то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие
участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при
ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. Это чувство знакомо и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон. Оно получило название «ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства?
Чтобы победить страх, нужно знать его причины.
1. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.
2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях настроенности на то, что
речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие
результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.
3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.
4. Собственная установка на неудачу.
5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к
беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи некомпетентность.
Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для
того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого
отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего
выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно,
произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться
своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не
наказание, а радость.
Дружелюбие.
Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с
человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует,
даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в
аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем
незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не
воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.
Искренность.
Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской
честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы
заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность
говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в
бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности
выводов.
Объективность.
Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя
просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем
полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать
на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения.
Заинтересованность.
Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно
продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому
избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.
Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность,
увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.