Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Основные идеи «Феномена человека»
2. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»
3. Философские проблемы в «Феномене человека»
Заключение
1. Основные положения «Феномена человека»
Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Тейяр Автор концепции "христианского эволюционизма". Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. В этом контексте Тейяр трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что "универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству", с его точки зрения: "...мы, несомненно, осознаем, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чем мы живем и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и все наше существо, казалось бы, исчезает". Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Тейяру, необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. (Попытки определения подходов к получению подлинно цельного знания не новы для истории философии - известны теоретические изыски Аристотеля на эту тему, идея "свободной теософии - цельного знания" у В. Соловьева и мн.др.) Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Тейяр обозначал ее этапы как "преджизнь" (или "сфера материи" - литосфера/геосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" ("ноосфера").
Мистическая трактовка Тейяром де Шарденом материи, феноменов творчества, активности человека - по-видимому, были близки миропониманию христианства, но были излагаемы им сквозь призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного опыта. Тейяру была близка мысль, согласно которой товарный мир сумел возвыситься до благороднейших уровней совершенства вследствие того, что Христос не был Богом, принявшим облик земного существа, логический отбор и изобретательство, математика, искусство, измерение времени и пространства, любовные тревоги и грезы - все эти виды внутренней жизни на самом деле суть ничто иное как бурление вновь образовавшегося центра в тот миг, когда он распускается сам в себе". В дальнейшем, согласно Тейяр, из ноосферы разовьется "любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в "область Омеги"). Он сумел обосновать в контексте своей концепции совершенно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): "Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие? Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии... В настоящий момент есть люди, много людей, которые, объединив идеи Воплощения и эволюции, сделали это объединение действительным моментом своей жизни и успешно осуществляют синтез личного и всеобщего. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее; таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и "от всей Вселенной". Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Тейяра, органично включающая в себя идеи "сверхжизни", "сверхчеловечества", "планетизации" человечества, позволила ему дополнить чисто религиозные характеристики ноосферы ее подлинно информативным описанием: "Гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе.
2. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»
Эволюция у Тейяра неизменно на первом плане, а её значение подчеркивается с предельной заостренностью. Пожалуй, более настойчиво, чем кто-либо ещё Тейяр подчеркивает, что эволюция не ограничена рамками живой природы, что «начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает перед нами в процессе развития» (3). На противоположном конце эволюционной лестницы, в социальных структурах, Тейяр также не видит реальной закономерности движения. Наиболее конструктивная часть тейяровского учения о развитии это та, которая связана с биологическим уровнем и его трансформацией в «феномен человека».
Соотношение «внутреннего мира» с внешним у Тейяра обрисовано сходно с идеей Спинозы о том, что осознание объектов душой тем богаче, чем оно сложнее. Отличие тейяровской концепции связано с тем, что Тейяр пытается разъединить свои образы «внутреннего» и «внешнего» через понятия радиальной и тангенциальной энергии и увеличение сложности происходит в эволюционных рядах.
Безусловно, преемственность работ Тейяра с идеями Дидро, Вольтера и других энциклопедистов применительно к вопросам, затрагивающим сферу эволюционной биологии. Эволюционная экология не избежала и воздействия интуитивизма и других иррационалистических тенденций его времени.
Не случаен тот факт, что единственное место в «Феномене человека», где говорится об «элементах сознания» как о лежащих в основе «элементов материи», утверждает в то же время параллелизм развития тех и других в длительности, а не во времени.
Зло, по Тейяру, это прежде всего человеческое страдание, но оно есть необходимый для человеческого рода стимул к совершенствованию, зло это разобщенность, постепенно преодолеваемая процессом эволюции, вплоть до будущих стадий человеческого развития. Это преодолевание совершается через страдание.
Внесение оценочного момента в процесс развертывания эволюционных потенций, начиная от ранних стадий и до высших (человеческой, социальной, ноосферной) фаз, представляет собой в тейяровской схеме спорное и в то же время важное место.
Чрезмерно подчеркивая роль единственной стержневой линии в эволюции, Тейяр в итоге объединяет реальное многообразие филогенеза, рано разбившегося на эукариот и прокариот, далее растений и животных и т.д. Вне поля зрения Тейяра остается вся общая эволюция растений, не говоря уже о грибах, выделяемых в отдельное царство.
Вклад Тейяра в учение о биосфере также связан с представлениями о ней как о биоте, в конечном счете монофилетическом, появившемся в результате одной «пульсации». Судьбы этого биота существенным образом отражены в обеих частях названия «био-сфера»: это жизненная оболочка Земли и это сфера, которая не отпускает свои компоненты далеко от себя.
Традиция Тейяра это прежде всего философия природы, продолжающая традиции натурфилософии, этой исторически наиболее ранней из форм философии вообще (4).
3. Философские проблемы в «Феномене человека»
В «прологе» Тейяр предупреждает, что в его книге не следует искать конечного объяснения природы вещей какой-то метафизики. Следовало бы ожидать, и так оно и есть, что присутствуют и попытки наметить «третью линию», которая преодолела бы несовместимость первых двух. Прежде всего это призыв к «соединению разума и мистики» (5) или же науки и религии, поскольку более тонких различий между «разумом», «наукой» и «знанием», равно как между «мистикой», «религией», и «поклонением» Тейяр не проводит. Тейяр изображает силы человеческой культуры как «конвергирующие» к высшему единству, именуемому Духом Земли.
Материю Тейяр видит как преисполненную возможностей развития, порождения, выхода за пределы: потенций, которые он на своем метафорическом языке зовет «божественными», «трансцендентными» и т.д. Отношение материи к духу есть отношение первичности, по крайней мере постольку, поскольку Тейяр не ставит вопроса ни о каком сотворении материи: «материя мать духа, дух высшее состояние материи».
В «Феномене человека» в смысле бесконечной и неуничтожимой основы мира употребляется термин «ткань универсума», а материя фактически отождествляется с веществом.
Тейяр считает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу, но разделяет всякую фундаментальную энергию на две составляющие: тангенциальную (которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка) и радиальную энергию (которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния) (6). Тангенциальная энергия это «энергия, обычно принимаемая наукой», и она соответствует движениям в пределах одного витка «вздымающейся спирали» или движениям по поверхности сферы. Радиальная энергия ведет к переходу на новые витки спирали или к расширению сферы, к повышению уровня организации. Радиусами каждый элемент данной сферы связан с центром её и всех сфер, с «солнцем бытия», с мистической точкой «Альфа», которая каким-то образом есть находящаяся в противоположном направлении, в бесконечном удалении от поверхности сферы наружу точка «Омега». Очевидно, Тейяр колебался между тем, чтобы приписать Омеге роль своего рода предельного понятия или кантовских идей разума, для которых нет соответственного предмета в опыте (это идеи души, мира в целом, бога), но которые все же регулируют познание, и тем, чтобы придать Омеге онтологический статус. Так, Омега выступает в качестве «полюса притяжения» для радиальных энергий.
Концептуальным аппаратом в области гражданской истории и предсказания служат те же радиальные и тангенциальные энергии, что и в области предчеловеческой и человеческой эволюции; природа человека при этом мыслится как некий инвариант, а это уже несоответствие реальному положению вещей, заключающемуся в том, что «вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы».
Ноосфера для Тейяра часть природы, недаром он не употребляет в «Феномене человека» даже термина «культура».
Выводы Тейяра пассивны, они не дают стимула к выбору того или иного «сценария», всё равно кончающегося заранее предначертанным торжеством «точки Омега». Конструктивность же марксистских прогнозов лежит не в оптимизме или вообще оценочном моменте самом по себе, но в их ориентации на борьбу, на деятельностную позицию прежде всего на социальном уровне.
Конечно, в индивидуальных случаях возможно и более полное усвоение приверженцами Тейяра или их группами материалистической диалектики. Но в этих случаях мы уже имеем дело с научно-материалистическим подходом к той или иной проблематике.
Тем не менее, в учении П. Тейяра де Шардена благодаря человечному оптимистическому и благородному порыву, которым оно проникнуто и который его одушевляет; благодаря признанию того, что специфичность феномена человека ничуть не исключает исторического происхождения сознания; благодаря его категорическому, без всяких недомолвок утверждению, что человеческая история имеет смысл, и его осуждению индивидуалистического отчаяния декадентских мыслителей имеется немало ценного в научном отношении (7).
Заключение
Среди ученых специалистов, вдохновенных теологов и мудрых философов крайне редко можно встретить универсального мыслителя или хотя бы действительно междисциплинарного творца-исследователя. Прослеживать взаимосвязи и взаимодействия самых различных сфер, областей и доминионов культуры чрезвычайно сложно, однако еще сложнее соединить практически несоединимое, создавать новое как органичный сплав крайне разнородных компонентов. В этом смысле фигура Тейяра де Шардена, пожалуй, уникальна: ему удалось проявить себя одновременно в науке, философии, религии и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд, несовместимых между собой представлений.
Хотя Тейяр не оставил прямых учеников и не создал особой школы, его учение было настолько знаменитым, что породило целое течение мысли, носящее его имя и группирующееся вокруг специального журнала. По мнению о. Александра Меня, труды Тейяра не только учат нас любовному отношению к миру и способствуют построению целостного христианского миросозерцания, но также помогают диалогу христиан с нехристианами. Из всех теологических доктрин именно тейярдизм оказывается благодаря своему широкому эволюционному подходу симптоматично перекликающимся с неортодоксальным диаматом: Тейяр был единственным современным западным теологом, чьи работы были опубликованы в СССР. Известность Тейяра распространилась даже в сферу искусства: показательно, что нашумевшая научно-фантастическая эпопея Дэна Симмонса о Гиперионе предполагает действенность и актуальность тейярдизма даже в очень далеком будущем...(8)
Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения» (9).
После смерти Тейяра де Шардена была создана комиссия, в которую вошли многие его друзья, в том числе выдающиеся учёные (А. Брейль, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др.). Комиссия составила и подготовила к изданию десятитомное собрание сочинений, куда вошли практически все его работы, за исключением писем и некоторых эссе. Собрание сочинений было открыто в 1957 году «Феноменом человека».