У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тотем и табу Психология первобытной культуры и религии 1913 Психология масс и анализ человеческого Я 192

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

1.6. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда -учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства)

и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения) [69. Кн. 1. С. 374-380].

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов [69. Кн. II. С. 82]. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мор-тидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал конпепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоанаиитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фи-ванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру субли-минальны, т. е. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.

Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного комплекса происходит то-

гда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики и личности человека, по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (сублими-нальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.

Именно в Эдиповой ситуации усмотрел Фрейд-психопатолог комплексное ядро всех неврозов, представляющее собой существенную часть их содержания.

В комплексе Эдила, как полагал Фрейд, «завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом» [69. Кн. II. С. 91].

Важным следствием пожизненного действия Эдиповой ситуации Фрейд считал отпечаток, накладываемый ею на систему сексуальных компонентов мировосприятия и мышления, выражающихся в грезах, фантазиях и элементах поведения.

По мере разработки своего учения Фрейд придавал комплексу Эдипа все большее значение. В конечном счете в его трактовке Эдипов комплекс оказался чуть ли не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия.

Важнейшим компонентом психосоциологической теории Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе удовольствия и принципе реальности.

По мысли Фрейда, совокупное действие этих принципов обеспечивает формирование и функционирование личности, выступая в роли мощных мотивационных стимулов деятельности.

Исходя из предположения, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или. по меньшей мере, постоянном уровне [69. Кн. 1. С. 191). обнаруживая при этом бережливость в расходовании энергии, Фрейд постулировал существование своеобразного принципа постоянства, сущностное содержание которого заключается в тенденции поддерживать количество психического возбуждения на относительно постоянном уровне. Из этого принципа Фрейд вывел принцип удовольствия (наслаждения), который был провозглашен им высшей изначальной тенденцией человеческого организма. По Фрейду, сущностное содержание этого господствующего принципа психической жизни состоит в инстинктивном стремлении к дос-

тижению удовольствия (наслаждения), с одной стороны, и избеганию неудовольствия (боли, страдания и т. л.)-с другой.

Любопытным и примечательным ' компонентом учения Фрейда о принципах психической деятельности является то обстоятельство, что, по его мысли, принцип удовольствия находится в подчинении инстинкту (влечению) смерти и действует согласованно с ним.

Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психической жизни, Фрейд вместе с тем отмечал, что он не может управлять течением всех психических процессов и поведенческих актов, поскольку ему противостоят различные другие силы или условия и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принцип)' удовольствия.

В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности, обеспечивающий приведение в известное соответствие с требованиями внешнего мира (реальности) бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По Фрейду, принцип реальности коренным образом отличается от других принципов психической жизни, поскольку он является тенденцией, формирующейся в процессе становления личности, в то время как принципы постоянства и удовольствия выступают имманентными тенденциями организма. По мнению Фрейда, основная направленность формирования и развития личности характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его принципом реальности. При этом предполагалось, что борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной (полярно двойственной) природой человеческих чувств.

Согласно данной гипотезе Фрейда, все человеческие чувства противоречивы по природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций. Например, отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции.

По мнению Фрейда, амбивалентность чувств особенно типична для лиц. страдающих различными невропсихическими заболеваниями.

Объясняя приобретенную амбивалентность высоким уровнем конфлик-тности социальных отношений, Фрейд подчеркивал, что противоречивость социального бытия усиливает наследуемую амбивалентность. Причем в результате действия социального фактора врожденная амбивалентность зачастую столь усиливается приобретенной, что в определенных случаях

врожденно-приобретенная амбивалентность чувств может обрести характер амбивалентного конфликта и выйти за рамки нормы.

Существенно важную роль в организации человеческого поведения в норме и патологии Фрейд отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх смерти и чувство вины.

Таков в общих чертах психоаналитический эскиз картины природы и сущности человека. Конечно же, постоянное стремление Фрейда найти, исследовать и описать «универсальные механизмы», обусловливающие формирование, развитие и поведение человека, несомненно было позитивным. Но вместе с тем следует отметить, что, увлекаясь разработкой своего учения, Фрейд нередко вводил в него недостаточно проверенные, а иногда и просто неверные конструкты.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и. обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные

образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» - заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля» [69. Кн. 1. С. 363].

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если

исходить w) внутренней логики психоаналитического учения) действительно соглас^тотся с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я»-сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая \-чение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к вывода', что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституцио-нального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду. эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом слезет подчеркнуть. что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психосексуа-лизации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как на изменяющееся во времени, структурированное. противоречивое динамическое образование.

По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание собственно философско-социологическим про-

блемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.

Существенным элементом социологии Фрейда явилась его теория происхождения культуры и религии. Опираясь на предположение Ч. Дарвина о том, что первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда, над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд стремился доказать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества, что возникшие в ней первые стереотипы социального поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой происхождение важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого существования.

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали).

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства).

Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей.

Мифологизируя жизнь первобытной орды, Фрейд экстраполировал эту мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что по-

7 История социологии                           97

следовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса. Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью.

Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества (табу) обусловило переход его к другому уровню организации от орды с жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

Наряду с установлением системы табу другим весьма важным историческим фактором этого периода Фрейд считал возникновение первобытной религии (тотемизма), суть которой трактовалась им как символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог.

К числу факторов, способствовавших образованию культуры и прогрессу цивилизации, Фрейд относил возникновение религиозных верований и религиозных систем. При этом сама религия и ее идеология рассматривались им как производные от деятельности биопсихических механизмов, а социальные источники религии освещались им недостаточно полно.

Фрейд в целом правильно подметил, что среди основных причин, обусловливающих возникновение религии в первобытном обществе, было бессилие людей перед природой. В этой связи одной из важнейших функций религии первобытного общества он считал ее роль как силы, иллюзорно защищающей человека от произвола природи Наряду с этим Фрейд обращал внимание и на другую функцию религии - функцию защиты человека от несправедливостей культуры. «Я пытался показать, - писал Фрейд, - что религиозные представления вышли из той же потребности, как и все другие достижения культуры, - из необходимости защитить себя от подавляющего превосходства природы. К этому присоединился второй мотив - стремление внести поправки в мучительно ощущаемые несовершенства культуры» [68. С. 495].

По Фрейду. возникновение религиозности и религии обусловливается биологическими и психическими причинами, которые выступают в качестве единого биопсихического источника. Началом и основой религии является Эдипов комплекс, в котором совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства.

В общем, как полагал Фрейд, любой бог может быть понят как символизированный и возвеличенный отец первобытной орды. «Психо-

аналитическое исследование, - писал Фрейд, - показывает с особенной ясностью, что каждый создает бога по образу своего отца, что личное отношение к бог)' зависит от отношения к телесному отцу и вместе с ним претерпевает колебания и превращения и что бог в сущности является не чем иным, как превознесенным отцом» [69. Кн. 1. С. 336].

Проводя четкую аналогию между религией и неврозом навязчивости, Фрейд сформулировал крамольное утверждение о том, что «религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу» [68. С. 515].

Психоаналитический анализ религии привел Фрейда к выводу о том, что религиозные иллюзии являлись сильнейшей защитой от невротической опасности для людей, которых они связывали. По Фрейду, верующий в высокой степени защищен от опасности заболевания известными неврозами: тот факт, что он получил общий невроз, снимает с него задачу развития первоначального невроза. Мнение Фрейда об известной позитивной психотерапевтической ценности религиозных верований, обладающих своеобразными свойствами профилактической психотерапии, пожалуй, можно принять. Но при этом справедливости ради необходимо отметить и другую сторону этой проблемы - религиозные верования нередко инициируют и провоцируют возникновение различных невротических и психопатических состояний.

Атеистическое отношение Фрейда к религии заключало в себе немало своеобразных элементов, но он однозначно заявлял о том, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность, и что сохранение современного отношения к религии представляет для культуры гораздо большую опасность, чем отречение от него. Более того, размышляя о возможных путях развития культуры, Фрейд указал на решающую роль науки в крушении религии и ее предпосылок.

Важной составной частью фрейдистской социологии явилась психоаналитическая интерпретация разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс.

Среди многообразных проблем этой части учения Фрейда значительное место занимают анализ природы социальных связей, исследование сущности организаций и групп, изучение явлений массовой психологии и поведения разнообразных социальных общностей.

Следует отметить, что примечательной особенностью фрейдовских изысканий в данных областях было то, что они осуществлялись на основе его понимания природы и сущности человека с использованием наработанной индивидуалистической методологии.

Пожалуй, наиболее ярко эта методология проявила себя в предложенном Фрейдом определении психологии масс и ее предмета. Согласно ут-

верждению Фрейда, она занимается исследованием «отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составной части человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу» [68. С. 423]. Данное понимание психологии масс и ее предмета было известным шагом назад для социологии Запада, поскольку, согласно представлениям предшественников Фрейда в исследовании этой предметной области (например. Г. Тарда, Г. Лебона и др.), психология масс должна претендовать на исследование социальных явлений и процессов взаимоотношений людей. Вместе с тем нельзя не отметить высокий уровень адаптационности фрейдистской социологии, позволившей ей стать связующим звеном между различными западными концепциями психосоциологической и собственно социологической ориентации.

Исходным пунктом фрейдовского анализа феноменов межличностных отношений и психологии масс стал традиционный для психологических направлений в социологии подход, согласно которому при исследовании различных явлений культуры и социальной психики, как правило, не обнаруживаются законы и закономерности, в принципе отличные от тех, которые выявляются при исследовании личности.

Для фрейдистской социологии характерно принципиальное допущение существования практически почти неизменной массовой психики, основывающееся на признании непрерывности в жизни чувств людей, дающей возможность не обращать внимания на прерываемость душевных актов вследствие гибели индивидов, поскольку психические процессы одного поколения находят свое продолжение в другом. В данном случае Фрейд явно пренебрегал исторической психодинамикой, в силу чего его рассуждения нередко приобретали абстрактно-механистический характер.

Из многих разнообразных человеческих общностей Фрейд особенно выделял два опорных типа: толпу и массу.

Под толпой он понимал неорганизованный конгломерат (сборище) людей, а под массой - особым образом организованную толпу, в которой устанавливается некоторая общность индивидов друг с другом: общий интерес к объекту, однородное чувство в определенной ситуации и известная способность оказывать влияние друг на друга. При этом следует иметь в виду, что под массой («психологической массой») Фрейд понимал такое сообщество людей, одним из отличительных признаков которого является либидонозная привязанность к вождю (лидеру) всех членов сообщества и либидонозная привязанность между составляющими его индивидами.

Многообразные виды масс подразделялись Фрейдом преимущественно на два основных типа масс: массы естественные (т. е. самоорганизующиеся массы) и массы искусственные (т. е. массы, требующие для своего сохранения известного внешнего насилия).

Примечательной особенностью ^

сущности масс (а также их классифц ^овского понимания природы и тую без достаточных оснований от-о» ^^ является то, что Фрейд зачас-циальных общностей и приравнивает, ^°ляет массы с иными видами со-

В частности, он указывал на то ^ ^" ^ первобытной орде. ляются никакие импульсы, кроме ^ ^ °РДе, как и в массе, не осуществ-альная (единичная) воля и что ^цдц ^^ивных, отсутствует индивиду-своему однородны. Среди другие ^"^  индивидов по характеру Фрейд выделял общее для массы ц д   знаков, роднящих массу и орду, видуальности, ориентировку мысдец ^ ^^зновение сознательной инди-преобладание эффективности и бесе ^^тв в одинаковых направлениях, денцию к немедленному выполнение ^^льной душевной системы, тен-

«Масса кажется нам, - резюмирд "^^"ощихся намерений и пр. ожившей первобытной ордой. Так ^ ^ ^ою точку зрения Фрейд, - вновь первобытный человек фактически ^ '  ^ ^ каждом отдельном индивиде ской толпы может снова возникну^. Ранился, так и из любой человече-образование обычно владеет умами д^ Р^^ытная орда; поскольку массо-первобытной орды» [68. С. 464].     ^^' в ней узнаем продолжение

Стремясь свести разнообразные ^ межличностных и межгрупповых д '^рмы индивидуального поведения, универсальной основе, Фрейд перец ^^^ний к единой, элементарной и ханизмов, обусловливающих индцд ^иствие постулированных им ме-норме и патологии, на межличност-и)^^^"^ человеческое поведение в уже само по себе свидетельствовало ^"^ения и психологию масс, что Фрейдом сущности социальных проц ^Достаточно глубоком понимании

Согласно представлениям Фре^д ^' ции и существовании массы игр^ ' ^^оочительную роль в организа-либидо, которые «составляют сущно^ Р^^образные формы проявления

Прежде всего Фрейд отмечал двр   массовой души». 1) как главного звена, связывающег ^^^ишие функции либидо в массе: дов) друг с другом; 2) как мотиваццд ^^льных членов массы (индиви-

дении отдельных членов и массы в  ^^ и Установочного начала в пове-

тт                          ^лом Несмотря на противоречивую ^

стаивал на либидонозной структуре ц, ^^ природы либидо, Фрейд на-терных типа либидонозной связанно ^ " ^№лял два наиболее харак-общества, особенно четко проявляв, ^ ^лбнов любого человеческого со-он относил либидонозную связанцг)  ^ ° искусственных массах. К ним вождю (лидеру) и либидонозную eg ^ "^ подчинению одному общему сы. При этом основным типом либцд ""ость между всеми членами мас-ливающим ее бытие. Фрейд считал ц о^ои связанности массы, обуслов-то бы вождь, подобно первобытному   ^• покоящийся на иллюзии, буд-индивидов. входящих в массу». Пр^ "У'^кдю, любит «одинаково всех ^рсид подчеркивал, что иллюзия

lo)

одинаковой любви лидера ко всем членам массы является одним из важнейших связующих ее звеньев и что с исчезновением привязанности к вождю, как правило, исчезают и взаимные привязанности индивидов, составляющих массу. Масса разлетается прахом...

Стремление постичь сущность массы посредством анализа роли вождя в конечном счете привело Фрейда к гипертрофизации роли выдающейся личности в историческом процессе.

Признавая факт участия индивида в деятельности разнообразных масс и наличия у него различных привязанностей и идентификаций с их лидерами, Фрейд был вынужден отметить, что индивидуальный «Я-идеал» в силу этого может формироваться по различным прототипам. Но, признавая своеобразие индивидов, он все же настаивал на том, что внутри массы, как участник ее, индивид претерпевает глубокие изменения. Его эффективность, по Фрейду, чрезвычайно повышается, его интеллектуальная деятельность заметно понижается: оба процесса протекают, очевидно, в направлении сравнения с другими индивидами, составляющими массу. В общих чертах эти выводы Фрейда настолько напоминают идеи его предшественников, что, по-видимому, могут быть поняты как психоаналитический парафраз психосоциологических концепций Лебона.

Существенно важной частью фрейдистской социологии являлась проблема интерпретации конфликтного бытия личности в культуре, которая, как правило, выступала в форме проблемы конфликта личности и культуры.

В изучении проблемы конфликта личности и культуры Фрейд широко использовал различные концепции. Но в то же время, опираясь на уже существующую психосоциологическую традицию, он привнес в традиционные истолкования этого конфликта новые наблюдения и гипотезы, исходившие не только из его теоретических изысканий, но также из клинической практики и личного жизненного опыта.

Отмечая свою неудовлетворенность существовавшими определениями культуры, Фрейд предложил собственное определение этого феномена: «Человеческая культура - под этим я разумею все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных, - я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией, - эта человеческая культура, как известно, показывает две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения... для удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, - в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых благ» [68. С. 481-482].

Справедливо выделяя некоторые существенные черты культуры как совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии, которые используются людьми и обществом и служат их дальней-

шему прогрессу, Фрейд вместе с тем подчеркивал, что основным предметом его исследований является по преимуществу относительно традиционная буржуазная культура и поведение ее участников.

Среди основополагающих факторов становления и развития культуры Фрейд особенно выделял два фактора, выступивших, по его мнению, своеобразным фундаментом культуры. «Человеческая культура, - указывал Фрейд, - зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении наших влечений. Скованные рабы несут трон властительницы». Причем Фрейд подчеркивал, что культурное строительство общества «по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества» [67. С. 12].

Таким образом, по Фрейду, каждый человек, вступая в систему культуры, в виде своеобразной платы за это вступление отказывается от влечений, проистекающих преимущественно из эротических источников, руководствующихся принципом удовольствия.

Этот отказ от влечений не проходит бесследно и неизбежно вызывает враждебное отношение к культуре, поскольку', по Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления. Именно поэтому в концепции Фрейда культура (или общество) изначально предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой исключительно трудно для него.

Утверждая, что в конечном счете каждый человек на деле является противником культуры, Фрейд стремился обосновать это тем, что, по его мнению, равновесие между требованиями полового влечения и культуры вообще невозможно в сил)' различной природы человеческой психосексуальности и культуры.

В социологии Фрейда конфликт личности с культурой выступает по преимуществу в форме психосексуального конфликта буржуазного общества. Фрейд отмечал, что данный конфликт проявляется прежде всего в сфере морали и находит реальное выражение в значительном распространении психонервных заболеваний.

Подчеркивая «несправедливость» и вред ханжеской «двойной» сексуальной морали буржуазного общества - одной для мужчин, другой - для женщин, - Фрейд многократно и резко выступал против «культурного лицемерия» буржуазного общества, выделяя его как одну из типичных черт буржуазной культуры, характеризующейся значительным расхождением официально провозглашаемой морали с реальным уровнем ее.

Исходя из того. что культура налагает на человека лишения и что люди причиняют ему горе вопреки предписаниям культуры или же вследствие того, что она несовершенна. Фрейд прямо указывал на то, что в буржуаз-

ном обществе «бесконечное множество культурных людей, которые отшатнулись бы от убийства или кровосмешения, не отказывают себе в удовлетворении жадности, жажды агрессии, половой похоти, не перестают вредить другим ложью, обманом и клеветой, если это можно делать безнаказанно...» [68. С. 487].

Исследуя конфликтное бытие человека в культуре, Фрейд в конечном счете пришел к выводу, что «культура, оставляющая неудовлетворенными столь большое количество участников и ведущая их к восстанию, не имеет перспектив на длительное существование, да его и не заслуживает» [68. С. 488]. По мнению Фрейда, непомерные требования культуры и перманентный конфликт с ней людей способствуют отстранению человека от действительности и возникновению неврозов, поскольку губительные для человека последствия этого конфликта проявляются прежде всего в сфере психики, непосредственно стимулируя бегство от неудовлетворяющей действительности в болезнь, являющуюся последним убежищем отчужденного и опустошенного индивида. Характеризуя природу неврозов современного ему общества, Фрейд резюмировал свои воззрения следующим образом: «Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни» [68. С. 43].

Впоследствии концепция Фрейда о «бегстве в болезнь» получила значительное распространение и развивалась рядом его последователей, в особенности Э. Фроммом.

В целом фрейдистская социология явилась качественно новым этапом развития психологических направлений в западной социологии классического периода, определившим их основные идеи, направление эволюции, содержание, форму и перспективы.

1.7. Социологическая система В. Парето

Наиболее видный социальный теоретик в Италии в начале XX века -Вильфредо Парето (1848 - 1923), основной его труд «Трактат всеобщей социологии» (1916) был впоследствии признан классическим произведением западной теоретической социологии. Пережив крутой перелом в своих социально-политических взглядах, обусловленный крушением либеральных иллюзий и переходом на позиции провозвестника власти, опирающейся на насилие, Парето попытался отразить свои воззрения в достаточно цельной социологической системе.

Ведущими идейно-теоретическими источниками социологии В. Парето выступили становящиеся все более субъективными формы философского позитивизма, а также иррационалистические, волюнтаристские концепции

104

А. Бергсона, Ф. Ницше и др. Помимо этого, Парето стремился перенести в область социологического знания экономическую теорию равновесия, придав тезису о динамическом равновесии, в котором будто бы находится общество, основополагающую роль в собственной теоретической системе.

Влияние указанных идейно-теоретических течений, хотя и было существенным. не могло изменить неповторимого научного стиля Парето, для которого в общем характерна теоретическая самоизоляция - сугубо негативное отношение ко всей предшествующей социологической мысли.

Стремясь положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе, Парето пытался разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность. В целом он придерживался позитивистской концепции общественной науки и полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин - права, политэкономии, политической истории, истории религий и др.

Предлагаемый метод исследования был назван им логико-экспериментальным. Социология должна была стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.

Полезность теории, с точки зрения Парето, определяется результатами ее применения. Если результаты будут полезны для общества - окажется полезной и теория. Если результаты вредны - значит, и теория вредна. Поскольку ни один социолог до него не руководствовался логико-экспериментальным методом, Парето считал, что по содержанию все предшествующие общественные теории были в равной степени ложны. Проблемы причинности, закономерности, социального факта и некоторые более второстепенные методологические вопросы истолковывались им в духе идей махизма.

Парето требовал отбросить такого рода понятия, как «абсолютный». «необходимый» как якобы заключающие в себе априорное содержание. Понятие «сущность» также кажется ему архаическим пережитком. Научный закон истолковывался как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер и не заключает в себе момента необходимости. Закон также лишен универсального характера и имеет силу только «внутри границ известного места и времени» [87. V. 1. P. 54]. Близость к конвенционалистской интерпретации закона выражалась не только в утверждении его гипотетического и вероятностного характера, но и в утверждении его зависимости от той или иной точки зрения исследователя, от субъективного выбора аспекта рассмотрения связи явлений. Четкого

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии. Т. 3. О. Конт. М., 1971.

2. Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений. Мн., 1976.

3. Антонович И. И. Буржуазная социологическая теория: Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Ч. 1, II. Мн 1980, 1981.

4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983.

5. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

6. Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций. М., 1986.

7. Бухарин Н. //. Теория исторического материализма. М., 1922.

8. Гегель Г. Сочинения: В 14 т. М., 1959.

9. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

10. Гельвеций К. А. Сочинения: В 2 т. М., 1974.

11. Гиддингс Ф. Основания социологии. М„ 1898.

12. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964.

13. Гумплович Л. Основы социологии. Спб., 1899.

14. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. \5.Дилычей В. Описательная психология. М., 1924. \(>.ДопенчаА. (П. Л. Лавров). Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903. \~1к>ркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1912.

18. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991.

19. ЗиммельГ. Конфликт современной культуры. Пг., 1925.

20. Зиммель Г. Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование. М., 1909.

21. ЗомбартВ. Социология: Хрестоматия. М., 1926.

22. Иония Л. Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М., 1984.

23. История буржуазной социологии XIX- начала XX века. М., 1979.

24. История буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979.

25. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989.

26. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964-1966. 27, Кареев Н. Основные вопросы философии истории. Т. 2. Спб., 1887.

28. Кетле А. Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей. Т. 1. Киев, 1911.

29. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916.

30. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб., 1897.

31. Коркуюв Н. М. Русское государственное право. Т. 1. Спб., 1908.

32. Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977.

33. Ленин В. И. Поли. собр. соч.

34. Лебон Г. Психология социализма. Спб., 1908.

35. Левада К). А. Лекции по социологии: В 2 ч. М., 1970.

36. Лилиенфельд П. Ф. Мысли о социальной науке будущего. Т. 1. Спб., 1872.

37. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

38. Мечничов Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М„ 1924.

39. Милль Дж. С. Огюст Конт и позитивизм. Спб., 1906.

40. Михайловский Н. К. Что такое прогресс? М., 1922.

41. Монтескье ill. Избранные произведения. М., 1955.

42. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

43. Некоторые проблемы современной зарубежной социологии: Критический анализ. Кн. 2. М„ 1979.

44. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М„ 1917.

45. Новые направления в социологической теории. М„ 1978.

46. ОвчаренкоВ. И.. ГрицаноеА. А. Социологический психологизм: Критический анализ, Мн., 1990.

47. Осиное Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1973.

48. Ocunoea Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма: Критический анализ теоретико-методологических концепций. М„ 1977.

49. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971.

50. Рабочая книга социолога. М„ 1976.

51. Современная западная социология: Словарь. М„ 1990.

52. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М„ 1984.

53. Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Мн., 1984.

54. Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. Мн., 1989.

55. Сорокин П. А. Система социологии: В 2 т. Пг., 1920.

56. Сорокин П. /1. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.

57. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

58. Социологический словарь / Под ред. Г. П. Давидюка, А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой и др. Мн., 1991.

59. Социология в СССР: В 2 т. М„ 1966.

60. Сочинения Г. Спенсера под общей редакцией Н. А. Рубакина: Опыты научные, философские и политические. Спб., 1899.

61. Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899.

62. СтрончнА. II. История и метод. Спб., 1869.

63. Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.

64. Тард Г. Социальные законы. Спб., 1901.

65. ТернерДж. Структура социологической теории. М., 1985.

66. УордЛ. Динамическая социология. Спб., 1891.

67. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

68. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.

69. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991.

70. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

71. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

72. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1991.

73. Юнг К. Архетип и символ. М„ 1991.

74. AdlerA. Understanding Human Nature. N. Y., 1928.

75. Blau P. Exchange and Power in Social Life. N. Y., 1964.

76. CoserL. A. Masters ofSociological Thought. N. Y.,1971.

77. Dilthey W. Das Eriebnis und die Dichtung. Leipzig. 1919.

78. Durkheim E. Sociologie et philosophie. Paris, 1924.

79. Durkheim E. Les formes elennentaires de lavie religieuse. Paris, 1912.

80. Fromm E. Man for Himself. N. Y., 1965.

81. Garfinkel Н. Studies in Etiinomethodology. New Jersey, 1967.

82. Homans G. Seiitiiiients and Activities. N. Y., 1962.

83. Homey К. The Neurotic Personality of Our Time.N. Y., 1967.

84. Me. Dougall W. An Introduction to Social Psychology. N. Y., 1926.

85. MeadG. N. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

86. Merton. R. Social Theory and Social Structure. Gleiicoe, 1957.

87. Pareto V. Trattate di Socialogia Generale. V. V. 1, 2. Milano. 1964.

88. Parsons Т. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe, 1949.

89. Parsons Т. The Structure of Social Action. N. Y., 1937.

90. Rex 1. Key Issues in Sociological Theory. I-ondon, 1961. 91 SchutzA. Collected Papers. Vol. 1-2. The Hague, 1962.

92. S^el G. Grundfragen der Soz.olog.e. Ind.viduum und Gesellschaft. Berlin, l^.g, 1917.

93. SlmmelG. Philosophie desGeldes. Miinchen, 1958.

94. Sociology. The Classic Statements. N. Y.. 1971. 95 Sorokm P. A. Contemporary Sociological Theories. N. Y.. 1964.

96. 5огоШ P. A. Mutual Convergence of the United States and Soviet Russia towards a 3 rd Intemiediar/ Type. Memoire du XIX e Congress. Mexico, I960.

97. Sorokm P. A. Social Mobility. N. Y.. 1927.

98. Spencer N. An Autobiography. Vol. 1, 2. London., 1926.

99. Sullivan G. The Collected Works. V. 1. N. Y 1965.

100. SzackiJ. Historia mysli sociologicznej. T. 1. Warszawa. 1983.

101. SzczepanskU. Soc.ologia. Rozwoj problematiki , metod. Warszawa, 1967.

102. Weber М. Gesammelte Aufsatze zur W.ssenschaftslelire. Tubingen, 1951.




1. Тема- Загальний огляд дослідження території України Виконала
2. Роль політичного громадського і військового діяча Юзефа Пілсудського в політичній розбудові Польщі
3. Вилион г. Тамбов о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города СанктПетербурга и Ленингр
4. ВВЕДЕНИЕ В зависимости от характера выполнения работ станки делят на группы и типы
5. Тема смерти не нова для исследований паранормальных явлений т
6. Применение лазеров в технологических процессах
7. Контрольная работа- Целеполагание и управленческая деятельность
8. Статья Стратегия рекламной кампании
9. 13062013г Справкавызов на следующую сессию теперь будет выдаваться на руки в конце сессии вместе со спра
10. маникюр 500 руб
11. Тема 1. Основные понятия и структура информатики 1.
12. Тема- Определение правомочия собственника Выполнил- Студент 4 курса Группы ПВС941 Чивиров.html
13. темах. Внутриклеточные межклеточные системы передачи информации.html
14. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Макс Вебер Основные социоло
15. ЦЕНТР ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ШКОЛА КОСМОНАВТИКИ на 20072008 гг
16. Харківська гуманітарнопедагогічна академія Харківської обласної ради Літературознавчий
17. Сергей Басов
18. На этих страницах Вы получите наиболее полную информацию о нашем сотрудничестве
19. Анализ каналов массовой коммуникации
20. то универсального состава прикормки не существует